Жизненный уклад это

Жизненный уклад

Прана — это жизненная энергия, осуществляющая дыхание, насыщение тканей кислородом и обращение воздуха. Она также управляет всеми двигательными и сенсорными функциями. Жизненная праническая сила зажигает главный телесный огонь — теджас.

Природная разумность тела спонтанно про­является через прану.

Накопление праны происходит в голове, так что прана управляет всей высшей нервной деятельностью. В ее ведении находится работа разума, памяти, мышле­ния и эмоций. Физиологическая работа сердца.

У каждого человека есть мечта светлая и незыблемая, к которой он идет всю жизнь, преодолевая все препятствия, что попадаются на пути. И если мечта относится к категории чего-то совершенно светлого и чаще всего труднодостижимого, то наши жизненные цели и задачи уже из более земной категории, для достижения которых мы собственно и совершаем разного рода активные действия.

Зачастую цели, которые ставит перед собой каждый конкретный человек, носят материальный характер.

Однако каждый человек.

Энергия это составляющая, без которой невозможна работа ни одного элемента в структуре человека. Она предмет поиска многих творческих личностей, бизнесменов, спортсменов и политиков. Нечто, без чего невозможна сама жизнь…

Современная наука и медицина перестали активно отрицать жизненную энергию человека и даже появляются центры по ее изучению. Но в реальности наука только подходит к этому, трудно изучаемому объекту. В древних же текстах, описывающих йоговские практики, приводятся практические.

Каждый день мы сталкиваемся с людьми, которые хоть и не запускают руку нам в карман, но нацеливаются на то, чего ни за какие деньги не купишь. У нас постоянно крадут жизненную энергию, но почему это происходит и как окоротить зарвавшегося вампира — нас, увы, в школах не учили.

ТЫ – МНЕ, Я – ТЕБЕ

Ни для кого уже не секрет, что человек — не только материальное тело, но и сумма энергий, многие из которых известны ученым уже давно: это электрические излучения мозга, нейтроны и нейтрино, из.

«Даже слабейший среди нас обладает даром, пусть на первый взгляд и кажущимся незначительным, — но этот дар уникален и при достойном применении его, может послужить во славу всего рода человеческого».

«У меня к вам есть вопрос относительно моего жизненного предназначения. Мне не хочется жить просто ради денег и престижа. Ведь мы же не для этого сюда приходим. Но я не знаю, чем мне лучше заниматься, какова моя миссия, и это приводит меня в уныние. Моя жена меня не понимает; считает.

Чакры. Лечение заболеваний с помощью ясновидения. Жизненная

Сверхъестественная способность обретения здоровья. Использование пяти ци (жизненных энергий) и чакр. В человеческом теле действуют пять жизненных энергий.

Человеческим телом управляют следующие пять жизненных энергий (сил):

1. Жизненная энергия Пранa.
Она охватывает область тела от кончика носа до сердца и способствует собиранию внутри организма Праны (космической энергии) за счет дыхания.

2. Жизненная энергия Самана.
Она охватывает область от сердца до пупка и отвечает за.

Для изменения что-либо необходимы изменения энергии, которая поддерживает это что-то. Так утверждает практика Йоги. Чтобы вызывать положительные изменения в теле и уме, нужно понять энергию, благодаря которой они действуют.

Ее называют , что на санскрите означает первичную энергию; иногда переводится как дыхание или жизненная сила, но Прана — нечто большее.

Есть древняя ведическая притча о Пране, которая упоминается в различных Упанишадах. Пять главных аспектов нашей природы — ум, дыхание.

Что я хочу на самом деле?
Простой на первый взгляд вопрос. Попробуйте на него ответить искренне. От ответа зависит направление и выбор жизненного пути. Что может дать вам спокойствие, умиротворение, самодостаточность. Все наши поступки вытекают из наших желаний.

Начиная с утоления голода, жажды, сексуального удовлетворения. Когда же наши основные потребности удовлетворенны, хочется чего-то большего.

Тело довольно, можно вспомнить и о душе. А вот потребности души удовлетворить намного.

Источник:
Жизненный уклад
Лента статей на тему Жизненный уклад в разделе Религия Дома Солнца. Актуальные статьи Жизненный уклад.
http://www.sunhome.ru/religion/zhiznennyiy-uklad

Русский уклад жизни — это крепкие и здоровые семьи

В древние времена почти вся Русь была деревянной. На Руси считалось, что дерево благоприятно влияет на человека, оно полезно для его здоровья. Именно дерево с давних пор считается символом рождения жизни и ее продолжения. Избы в старину строили из ели или сосны. От бревен в избе стоял приятный смолистый запах.

Русские люди, жившие много лет тому назад, для своих семей строили избы. Изба (деревенский дом) – самая распространенная постройка того времени. Крестьянин ставил дом прочно, на века. Избу крестьянин строил сам или нанимал опытных плотников. Иногда организовывалась «помочь», когда вся деревня работала для одной семьи.

Оказывается, при входе в избу можно было споткнуться. Знаете, почему? В избе был высокий порог и низкая притолока. Так крестьяне берегли тепло, старались его не выпускать.

Центральное место занимает печь. От расположения печи зависела вся внутренняя планировка избы. Печь ставили так, чтобы она была хорошо освещена, и подальше от стены, чтобы не случилось пожара.
Пространство между стеной и печью называется «запечье». Там хозяйка хранила приспособления, необходимые для работы: ухваты, большую лопату, кочергу.
На шестке у печи стояли чугуны, горшки. В нише под шестком хранили инвентарь, дрова. В печи были маленькие ниши для сушки рукавиц, валенок.

«Кормилицей, матушкой» называли печь в народе. «Матушка – печка, укрась своих детушек», — говорила хозяйка при выпечке хлеба, пирогов. В нашей квартире нет такой печи, ее нам заменила плита, но в деревнях бабушки до сих пор любят печь пироги в русской печке.

Мы печем свои игрушки-тестушки в духовке, но тоже приговариваем: «Матушка – печка, укрась своих детушек». Она нас слышит и радует румяными изделиями.
Печь в крестьянской семье любили все. Она не только кормила всю семью. Она грела дом, там было тепло и уютно даже в самые лютые морозы.
На печи спали дети и старики. Молодым и здоровым на печи лежать не разрешалось. О лентяях говорили: «Он на печи протирает кирпичи».
Больше всего времени у печи проводила хозяйка. Ее место у печи называлось «бабий кут» (то есть «женский угол»). Здесь хозяйка готовила еду, здесь в специальном шкафу – «посуднике» хранилась кухонная посуда. Около печи было много полок, на полках вдоль стен стояли кринки для молока, глиняные и деревянные миски, солонки.

Другой угол около двери был мужским. Он назывался «коник». На лавке делали узор в виде конской головы. На этой лавке работал хозяин. Иногда он на ней и спал. Свои инструменты хозяин хранил под лавкой. В мужском углу висела сбруя, одежда.

В крестьянском доме все было продумано до мелочей. На центральной балке — «матице» делали железное кольцо и крепили детскую люльку. Крестьянка, сидя на лавке, вставляла ногу в петлю, качала люльку, а сама работала: пряла, шила, вышивала.
В наше время уже нет таких люлек, дети спят в красивых детских кроватках.

Главный угол в крестьянской избе назывался «красный угол». В красном углу, самом чистом и светлом, размещалась божница. Божница заботливо украшалась нарядным полотенцем – «рушником». Божницу подсвечивали лампадкой.

Обеденный стол по православному обычаю всегда ставился в красном углу. За столом вся семья «трапезничала» — принимала пищу. Стол обычно накрывался скатертью. На столе всегда стояла солонка, и лежал каравай хлеба: соль и хлеб были символами благополучия и достатка семьи.

Большая крестьянская семья за столом рассаживалась согласно обычаю. Почетное место во главе стола занимал отец – «большак». Справа от хозяина на лавке сидели сыновья. Левая лавка была для женской половины семейства. Хозяйка к столу присаживалась редко, да и то с краю лавки. Она хлопотала у печи, подавала на стол еду. Дочери ей помогали.

Усевшись за стол, все ждали, когда хозяин скомандует: «С Богом, начали», и только после этого начинали есть. За столом нельзя было громко разговаривать, смеяться, стучать по столу, вертеться, спорить. Родители говорили, что от этого слетятся к столу голодные «злыдни» — уродливые человечки, принесут голод, нищету и болезни.
Особенно почтенно крестьяне относились к хлебу. Хозяин отрезал от каравая и раздавал каждому его долю хлеба. Ломать хлеб было не принято. Если хлеб падал на пол, его поднимали, целовали, просили у него прощения.
Соль тоже почитали. Ее подавали к столу в красивых плетеных или деревянных «солонцах».
Гостеприимство было правилом русской жизни, обычаем, который русские люди соблюдают до сих пор. «Хлеб да соль», — так приветствуют хозяев люди, вошедшие в дом во время принятия пищи.

Чему учили на Руси
Детей старались обучить милосердию, жалости и состраданию к людям, потерпевшим бедствие, несчастным, убогим и нищим.
Читать Далее: https://artsgtu.ru/blog/chemu-uchili-na-rusi/

Семьи у крестьян были большие и дружные. Многодетные родители с любовью и заботой относились к своим детям. Они считали, что к 7-8 годам дите уже «входит в разум» и начинали обучать его всему тому, что знали и умели сами.

Отец наставлял сыновей, а мать обучала дочерей. С малых лет каждый крестьянский ребенок готовил себя к будущим обязанностям отца – главы и кормильца семьи или матери – хранительницы домашнего очага.

Родители учили детей ненавязчиво: сначала ребенок просто стоял рядом со взрослым и смотрел, как тот работает. Потом ребенок начинал подавать инструменты, поддерживать что-нибудь. Он уже становился помощником.

Через какое-то время ребенку уже доверяли выполнение части работы. Тогда ребенку уже делали специальные детские инструменты: молоточек, грабельки, веретено, прялочку.
Родители учили, что свой инструмент – дело важное, его никому нельзя давать – «спортят», и у других инструменты брать нельзя. «Хороший мастер работает только своим инструментом», — поучали родители.
За выполненное дело ребенка хвалили, одаривали. Первое изделие, сделанное ребенком, ему же и доставалось: ложка, лапти, рукавички, фартук, дудочка.
Сыновья были главными помощниками отца, а дочки помогали матери. Мальчики вместе с отцом мастерили из разного материала игрушки – самоделки, плели лукошки, короба, лапти, выстругивали посуду, домашнюю утварь, изготавливали мебель.

Каждый крестьянин умел мастерски плести лапти. Лапти мужчины плели для себя и для всей семьи. Старались сделать их крепкими, теплыми, непромокаемыми.
Отец помогал мальчикам, наставлял советом, похваливал. «Дело учит, мучит, да кормит», «Лишнее ремесло за плечами не виснет», — приговаривал отец.
В каждом крестьянском дворе обязательно была скотина. Держали корову, лошадь, коз, овец, птицу. Ведь скотина давала много полезных продуктов для семьи. За скотиной ухаживали мужчины: кормили, убирали навоз, чистили животных. Женщины доили коров, выгоняли скотину на пастбище.

Главным работником в хозяйстве была лошадь. Весь день лошадь работала в поле с хозяином. Пасли лошадей ночью. Это была обязанность сыновей.
Для лошади нужны были разные приспособления: хомуты, оглобли, вожжи, уздечки, сани, телеги. Все это хозяин изготавливал сам вместе с сыновьями.
С раннего детства любой мальчик мог запрячь лошадь. С 9 лет мальчика начинали учить ездить верхом и управлять лошадью. Нередко мальчиков 8-9 лет отпускали в пастушки, он работал «в людях», пас стадо и зарабатывал немного – еду, подарки. Это была помощь семье.
С 10-12 лет сын помогал отцу в поле – пахал, боронил, подавал снопы и даже молотил.

К 15-16 годам сын превращался в главного помощника отца, работающего наравне с ним. Отец находился всегда рядом и помогал, подсказывал, поддерживал. В народе говорили: «Отец сына не на худо учит», «С ремеслом весь свет пройдешь – не пропадешь».
Если отец ловил рыбу, то сыновья тоже были рядом с ним. Это была для них игра, радость, а отец гордился, что у него растут такие помощники.

Справляться со всеми женскими работами девочек учили мама, старшая сестра и бабушка.
Девочки учились делать тряпичных кукол, шить для них наряды, плели из кудели косы, украшения, шили головные уборы. Девочки старались: ведь по красоте кукол люди судили, какая она мастерица.
Затем девочки играли с куклами: «ходили в гости», убаюкивали, пеленали, «справляли праздники», то есть жили вместе с ними кукольной жизнью. В народе считалось, что если девочки охотно и бережно играют в куклы, то в семье будет прибыль, достаток. Так через игру девочки приобщались к заботам и радостям материнства.

Но в куклы играли только младшие дочери. Когда они подрастали, мать или старшие сестры обучали их уходу за грудными детьми. Мать на целый день уходила в поле или была занята во дворе, в огороде, и девочки почти полностью заменяли мать. Девочка – нянька целый день проводила с ребенком: играла с ним, успокаивала, если он плакал, баюкала. Иногда опытных девочек – нянек отдавали в другую семью «внаем». Даже в 5-7 лет они нянчили чужих детей, зарабатывая для себя и семьи: платочки, отрезы материи, полотенца, еду.

Так и жили: младшие девочки – няньки водятся с малышом, а старшие дочери помогают матери в поле: вяжут снопы, собирают колоски.
В 7 лет крестьянских девочек начинали учить прясть. Первую небольшую нарядную прялочку дочери дарил отец. Дочери учились прясть, шить, вышивать под руководством матери.
Часто девочки собирались в одной избе на посиделки: беседовали, пели песни и работали: пряли, шили одежду, вышивали, вязали варежки и носки для братьев, сестер, родителей, вышивали полотенца, вывязывали кружева.

В 9 лет девочка уже помогала метрии готовить еду.
Ткань для одежды крестьяне тоже делали сами дома на специальных ткацких станках. Ее так и называли – домотканая. Всю зиму пряли кудели (нити), а весной начинали ткать. Девочка помогала маме, а к 16 годам ей доверяли ткать самостоятельно.

Также девочку учили обихаживать скотину, доить корову, жать снопы, ворошить сено, стирать белье в речке, готовить еду и даже печь хлеб. Матери говорили дочкам: «Не та родна дочь, что бежит от дела прочь, а та дочь родна, что на всякой работе видна».

Постепенно к девочке приходило осознание того, что она — будущая хозяйка, которая может выполнять все женскую работу. Дочка знала, что «Хозяйство водить – не разиня рот ходить». «Без дела жить – только небо коптить», — так всегда говорила мама.

Таким образом в крестьянских семьях вырастали «добры молодцы» — отцовы помощники, да «красны девицы» — умелицы – рукодельницы, которые, взрослея, передавали мастерство своим детям и внукам.

Источник:
Русский уклад жизни — это крепкие и здоровые семьи
В древние времена почти вся Русь была деревянной. На Руси считалось, что дерево благоприятно влияет на человека, оно полезно для его здоровья
http://artsgtu.ru/blog/russkij-uklad-zhizni/

Уклад жизни

ВОЕННЫЙ УКЛАД — Скоро у нас будут проводиться тревоги, — однажды сказал нам Малыгин. — Отделение должно быстро и слаженно подниматься по сигналу. Помните: стоит одному замешкаться — все отделение задержится.И когда впервые был объявлен сбор по боевой тревоге, я очень

24. ЛАГЕРНЫЙ УКЛАД Уклад жизни в лётном лагере был несколько иным, нежели в училище. Здесь и требования к уставной жизни были менее строгими, да и сам распорядок дня значительно отличался в более благоприятную сторону. В том числе и с точки зрения медицинских требований,

Семейный уклад К началу XIX века у многих народов Северного Кавказа крупные патриархальные семьи уступают место небольшим, компактным. Горцы начинают расселяться, вести самостоятельное хозяйство, не утрачивая при этом родственных связей. Старые родовые башни и большие

Глава 7 Привычный уклад жизни меняется Современные будущие мамы не желают отказываться ни от работы, ни от активного отдыха. Но при этом привычный образ жизни неизбежно ждут перемены, а с ними и новые заботы. Столько нужно всего успеть, столько предусмотреть.Сейчас ваше

Новый уклад Библейский человек превратился из кочевника в земледельца и ремесленника. Изначальное равенство членов племени уступило место новой экономической системе, возделывание земли вытеснило скотоводство, отныне евреи выращивают злаки и фрукты, занимаются

Общественный уклад Киевская Русь занимала огромную территорию — около 800 тыс. кв. км (лишь половина ее укладывается в границы современной Украины). В определении численности населения историки сильно расходятся друг с другом, называя цифры от 3 до 12 млн. В любом случае это

Новый уклад Когда умер Хмельницкий, казаки имели под своим владением большинство земель Поднепровья (как на левом, так и на правом берегах), т. е. бывшие Киевское, Брацлавское и Черниговское воеводства. Западноукраинские земли — Галичина и Волынь — все еще оставались в

Семейный уклад Статус афинского гражданина был неразрывен с особым положением семье. И афинское право, и традиционный уклад (последнее в большей степени) поддерживали сохранение патриархальной власти отца семейства над домочадцами. Дом в афинском полисе вообще

Глава 7. Привычный уклад жизни меняется Современные будущие мамы не желают отказываться ни от работы, ни от активного отдыха. Но при этом привычный образ жизни неизбежно ждут перемены, а с ними и новые заботы. Столько нужно всего успеть, столько предусмотреть.Сейчас ваше

УКЛАД СЕМЬИ Выходить замуж во время любовного невроза, или, как раньше говорили, «любовной горячки», опасно. Лучше всего дождаться, когда твои чувства войдут «в берега» и «спадет вода», то есть подождать, когда увидишь любимого таким, какой он есть на самом деле, ибо такой

Семейный уклад В связи с вышесказанным желательным на этапе узнавания является своеобразное знакомство домами – не обязывающие к браку совместные визиты в семьи друг друга, позволяющие увидеть своего избранника в обстановке, близкой к будущей семейной, и понять, какие

Евреи разрушают традиционный уклад жизни гойских народов (политический антисемитизм)

Евреи разрушают традиционный уклад жизни гойских народов (политический антисемитизм) Есть попытка подобного исследования вопроса: кто кого не любит и за что, также и от имени другой стороны, я имею в виду книгу Василия Витальевича Шульгина, ставшую своего рода

Уклад монашеской жизни На Афоне паломники попадают в совершенно другой мир. Даже время здесь течет по-иному; и очень скоро пропадает надобность в необходимых для обычной жизни измерителях времени — часах. Большинство здешних насельников живут по византийскому времени:

Уклад и традиции Истории из жизни Прежде чем перейти к новой теме, чтобы повествование наше было наиболее полным, хочется рассказать несколько историй из жизни самых обычных священников, просто о том, как они

Источник:
Уклад жизни
сущ., кол-во синонимов: 4 • быт • обиход • порядок жизни • уклад
http://slovar.wikireading.ru/4746791

Уклад жизни как объект педагогического исследования

Уклад жизни как объект педагогического исследования. Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Берсенева Тамара Александровна

Уклад жизни рассматривается как многогранное жизненное явление и как педагогическая категория . На основании контекстного анализа выделены существенные признаки, характеризующие уклад жизни . Контент-анализ интервью с широким кругом лиц различной социальной принадлежности позволил выделить элементы уклада, которые нужно и можно вернуть в современную жизнь, наметил пути воссоздания элементов уклада и причины, мешающие его воссозданию. Приводятся наиболее содержательные цитаты из интервью.

Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике , автор научной работы — Берсенева Тамара Александровна,

Текст научной работы на тему «Уклад жизни как объект педагогического исследования.»

УКЛАД ЖИЗНИ КАК ОБЪЕКТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Уклад жизни рассматривается как многогранное жизненное явление и как педагогическая категория. На основании контекстного анализа выделены существенные признаки, характеризующие уклад жизни. Контент-анализ интервью с широким кругом лиц различной социальной принадлежности позволил выделить элементы уклада, которые нужно и можно вернуть в современную жизнь, наметил пути воссоздания элементов уклада и причины, мешающие его воссозданию. Приводятся наиболее содержательные цитаты из интервью.

TENOR OF LIFE AS AN OBJECT OF PEDAGOGICAL RESEARCH

The tenor of life is considered as a many-sided life phenomenon and as a pedagogical category. Essential features characterising the tenor of life are distinguished on the basis of the contextual analysis. The content analysis of interviews with 52persons ofdifferent social set-up has helped to define elements of the tenor, which can and should be returned to modern life, and has marked ways of reconstruction of life tenor elements and factors preventing this. The most substantial quotations from the interviews are made.

I. Уклад жизни глазами современников

Уклад жизни рассматривается нами в двух аспектах: как жизненное явление и как педагогическая категория. Исследуя уклад как жизненное явление, мы использовали контент-анализ и его модификацию — контекстный анализ. Контекстный анализ позволяет выделить существенные признаки, характеризующие понятие, в нашем случае понятие «уклад жизни». Провели интервьюирование 52 человек различной социальной принадлежности (профессура, кан-

дидаты наук, писатели, рабочие и служащие, священнослужители, молодежь, пенсионеры и т. д.). В результате нами был составлен классификатор. Цель — выявление существенных признаков понятия «уклад жизни» и возможности его воссоздания. Интервью включало четыре вопроса:

1. Что такое «уклад жизни»? Как Вы его понимаете?

2. Назовите элементы уклада, которые нужно и можно вернуть в современную жизнь?

Категории и единицы анализа N %

Существенные признаки понятия «уклад жизни»

Историческая и социальная преемственность, передача из поколения в поколение обрядов, обычаев, традиций 47 90

Различные типы отношений: между людьми, в семье, к себе, к труду, к природе, к Богу 43 82

Традиции воспитания: не брать чужого, уважать старших, забота о людях, жалость

к старикам, немощным, строгость, трудолюбие, отец — глава, хозяин, отсутствие 40 76

Установившиеся нормы поведения, правила, образ жизни, устав жизнедеятельности 37 71

Вера: в Бога, в людей, в договор, договоренность 29 56

Кровные связи, окружающая среда 27 52

Смысл жизни, мировоззрение, духовные ценности, желание творить добрые дела, любовь к добру 26 50

Привязанность к земле 22 42

Организация быта, повседневности, жизнь по заповедям, ориентиры в жизни 20 38

Нечто внутреннее, не формальное, свободно признаваемое 16 30

Элементы уклада, которые нужно и можно вернуть в современную жизнь

Основы взаимоотношений в семье: уважение, понимание, умение прощать, лю- 24 46

бовь, христианские принципы взаимоотношений, трудолюбие

Отношение к своему Отечеству 17 33

Воспитание благочестивого потомства 15 28

Отношение к труду 11 21

Возрождение монархии 5 10

Духовные установки и духовные отношения 3 6

Что надо делать для воссоздания уклада жизни?

Возрождать традиционную семью, связь поколений, многодетную семью 42 81

Жить и строить отношения по заповедям христианским 11 21

Менять мировоззрение, информировать, просвещать 9 17

Быть хозяином: не расточать, а собирать 5 10

Возрождать церковные общины, воцерковляться 3 6

Вводить курс «Основы православной культуры» 1 2

Что мешает воссозданию уклада жизни?

Государственная политика, СМИ, массовая культура 26 50

Эгоизм, разобщенность, озлобленность 14 27

Разлагающе большое значение денег 10 19

Мужчина не хозяин в доме 9 17

Не заботимся о передаче традиций 7 13

Не думаем о Боге и о вечной жизни 7 13

Внушенный неправильный образ жизни 6 12

Вседозволенность 4 8

Принцип получать, а не отдавать 3 6

Примечание. N — суммарное число упоминаний; % к общему числу интервьюированных.

3. Что надо делать для воссоздания ук- Приведем результаты исследования в лада жизни? виде классификационной схемы (табл.).

4. Что мешает воссозданию уклада К обоснованию классификационной жизни? схемы приведем высказывания отдельных

лиц, участвовавших в интервьюировании. Из проведенных нами интервью взяты наиболее емкие по содержанию и интересные по форме (как типичные, так и нестандартные, уникальные) цитаты. Идея создания цитатника заимствована нами из учебного пособия С. Г. Вершловского1.

Определение уклада жизни. Уклад — это при участии воли и сознания выстраиваемая жизнь людей. Уклад — это такой образ, распорядок жизни, в котором человек отдает себе отчет, может о нем рассказать. Уклад — это как надо, а не так, как не надо. Поэтому именно момент различения того, как надо и как не надо, вызывает сознательное усилие делать как надо.

Уклад — это характеристика со=бытий-ного сообщества, т. е. это характеристика взаимоотношений людей. В укладе обязательно участвуют разные люди, и в укладе есть некоторое отношение свободного признания правил, обязанностей, взаимных ожиданий. Это уложилось, улеглось. Может быть, в прошлом были какие-то страсти, была оспариваемая граница между ними. Но в укладе эта граница, скажем так, свободно признаваема. То есть права и обязанности свободно признаются и свободно принимаются. И не обсуждаются. Но они обязательно сакрально или ценностно оформлены, эти отношения. Четвертый момент уклада тот, что он устойчив во времени.

Существенным признаком является то, что уклад позволяет передавать из поколения в поколение ценностные установки. Уклад — это и есть та форма, через которую сохраняются ценностные приоритеты, через которую они восстанавливаются.

доктор философских наук, профессор Уклад — это комплекс наработанных привычек, которые изначально нам привиты нашими ближними, родителями.

индивидуальный предприниматель Отличительными чертами уклада жизни являются историческая преемствен-

ность, социальная преемственность, передача из поколения в поколение того, что наработано в народе, что сложилось в данном обществе, может быть, в прослойке общества. Всегда, говоря об укладе, мы имеем в виду наработанное поколениями, с использованием традиций, то, что типично и передается из поколения в поколение в определенном сообществе людей.

В укладе евангельскими заповедями было заложено то, что мы сейчас назвали бы системой духовной безопасности человека.

кандидат педагогических наук, член Союза писателей России, священнослужитель

Чтобы дать ответ, что такое уклад жизни человека, надо знать, для чего он родился и для чего дана Богом ему жизнь. Человек должен построить свою жизнь так, чтобы выполнить свое предназначение, дойти до смысла жизни. Это снискание Святого Духа, чтобы по окончании дней земных человек перешел в жизнь блаженную с Богом, а не во тьму, где, сохранив свои пороки, обречен на муку. Отсюда и уклад жизни — жить и творить добрые дела, самому иметь высоконравственные качества. Служить ближнему, подражая по своим возможностям Богу, когда Он проходил земную жизнь, и святым, которые указывают путь, дающий вечную жизнь.

Монахиня М., 65 лет, в прошлом учитель истории

Уклад — это порядок, образ жизни, который формируется традицией. Размышляя об укладе как психолог, мне захотелось определить его как психологические условия формирования определенных ценностей и образа жизни. Традиционный уклад жизни — это как раз психологические условия для реализации заповедей. Ведь заповеди есть некоторые законы, а как их применять? Как жить по ним? На эти вопросы отвечает уклад.

доктор психологических наук, профессор

Отношение к укладу жизни. Уклад — это всегда хорошо, потому что есть ориентиры как жить. Определенные точки, на которые человек становится и по которым он ориентируется в жизни. С кем и как себя вести, как работать, когда отдыхать. Определенные наработки предшествующих поколений, которые показывают, что организованная жизнь — это хорошо.

Р. Е., 40 лет, заведующая молодежным клубом

Тот уклад, который у нас был, полностью утерян нами. В связи с событиями революции и тем, что было после, он разрушен до основания. Мы, как я это представляю, жили на каких-то обломках уклада, на обломках жизни, которая была разрушена. И это очень сильно ощущалось. Единственное светлое воспоминание из моего детства связано с деревней — как это ни странно. Хотя это не странно, когда понимаешь, что это единственное место, где я соприкасалась с Церковью и с Православием через свою бабушку. Там, в деревне, в 1960—1970-е гг. уклад, как я его пониманию, сохранился, хотя был сильно разрушен, но что-то оставалось.

В: Вот это «что-то» — что это?

О: Видимо, это отношения между людьми в обществе. Небольшая общность людей, деревня. И отношения между этими людьми. Уважение к старшим. Это обязательно. Вот такой штрих небольшой. Мы еще были совсем небольшие, до 10 лет. Если бабушка отправляла нас в соседнюю деревню, в магазин, то первое, что она нам говорила: «Здоровкайтесь со всеми». Она была совершенно безграмотная. Не умела ни писать, ни читать, но Богу молиться умела. Войдете, — говорила, — в любую деревню. В одну, в другую. Обязательно здоровайтесь. Знают тебя, знаешь ли ты, неважно. Ты должен здороваться со всеми. Приветствовать друг друга. Это, может быть, с того уклада, который мы потеряли. Уклад жизни — какой-то действительно общинный, народный. Когда друг друга воспринимают не как врага, чужого, посто-

роннего, а как родственника, родного человека.

Л. Г., 41 год, домохозяйка

Я не хочу ничего плохого говорить про уклад. Но позитивных ассоциаций у меня нет. То, к чему меня призывают, меня отталкивает, потому что это формально. Если я смогу принять это сердцем, то да. А так. возможно, уклад принесет пользу. Например, если воспитывать маленьких детей. Но когда ребенок подрастет, уклад будет ему мешать. Ему будет не хватать внутренней свободы, и он будет стремиться уйти. Уклад должен быть свободен. Например, можно сравнивать человека и коллектив. Человек входит в коллектив, подчиняется его нормам, а с другой стороны, он свободен в рамках этого коллектива. Он может несколько менять нормы в соответствии с целями, и он вместе с тем не перестает быть членом коллектива, и его нормы уважают и поддерживают. Мне кажется, так и с укладом.

Г. Ш., 28 лет, кандидат социологических наук,

Уклад — это хорошо. Что хорошо? Народ был очень дружный. Друг за друга стояли. Друг другу помогали. Делились. Особенно во время войны. Делились всем. У кого какая невзгода, сходились вместе, всем миром решали, помогали. А теперь этого нет. Это был основной уклад жизни — друг друга поддерживать. А сегодня живет каждый сам для себя и сегодняшним днем. Нет никакого уклада сегодня. Люди какие-то озлобленные.

Думаю еще, что сейчас слишком большое значение имеют деньги. У кого деньги есть, тот сам себе хозяин. А на этом уклад не построишь.

А. Я., 76 лет, пенсионерка

Воссоздание уклада жизни. Мы должны начать с главного. Надо посмотреть, что лежит в основе уклада русского народа. Русского народа как народа-богоносца, русского народа как народа православного. И здесь надо понимать, что ни какие-то бытовые детали надо восстанавливать.

Домострой — прекрасная система, но не надо его сейчас вводить в жизнь, воссоздавать. Надо современную жизнь про-страивать на тех же заповедях христианских, на которых был простроен Домострой. Сейчас быт другой. И это будет правильно.

Нужно восстанавливать духовные установки, по которым жили и строили свой быт наши предки на протяжении веков. Восстановление этих духовных установок и духовных отношений является самым главным. Когда мы говорим об укладе жизни, который царил в русском народе, то прежде всего это жизнь по заповедям Христа. И вопрос в том, как эти заповеди должны исполняться в современном мире. Конечно, есть отличие от исполнения этих заповедей, например, в XVII в.

возвращаясь к вопросу о том, что надо восстанавливать. Есть много семей, которые именно так и живут. Еще раз подчеркну, что жизнь в смысле бытовом может меняться и должна меняться, поскольку меняется общество, а мы живем в этом мире. Но главные духовные принципы, на которых жизнь строится, должны быть постоянны. Это постоянство и есть основа уклада.

кандидат педагогических наук, член Союза писателей России, священнослужитель

Что мешает воссозданию уклада жизни. Мешает вседозволенность в наших действиях, в нашей жизни. Сами себе мешаем. Кто в меру живет? Хотим многое сами получить. А главное — получать, а не отдавать. Леность мешает. Ну, и законы наши, бюрократические. Еще важно, чтобы люди вместе были. Чтоб община была. А то сейчас такая разрозненность. Каждый сам по себе. Про другого мало думает.

О. Александр, 50 лет, сельский священник

Ну, если говорить в массовом масштабе, то это должна быть государственная политика. Если бы правительство было у нас народным и заботилось о народе, то оно проводило бы политику формирования нормальных разумных норм, т. е. оно запустило бы механизмы, направленные на воссоздание уклада, позитивного уклада, который существовал, и новых элементов, которые актуальны сейчас.

А что мешает воссозданию уклада жизни? Большое разнообразие разных развлечений и СМИ, которые развращают молодежь, направляют на ложный путь. Нет заботы о детях, любви к детям. Заботы о своем доме. У меня три сестры — все заботятся о доме, делают его уютным, ремонтируют. Это уклад. Он идет в семье с детства. У нас часто неуважительное отношение к материальным вещам, в частности, к дому. Поэтому у нас, посмотришь, хибары стоят перекошенные. И жить в них не хочется, и семьей обзаводиться не хочется. В Европе посмотреть: домик —

домиком. Считают, что дом — это ценность, о нем надо заботиться, в него надо вкладывать, и это прекрасно. А у нас прекрасно — бутылка на столе на праздник, а в каких стенах — наплевать. Вот основные истоки, которые мешают воссозданию уклада.

доктор психологических наук, профессор

М. З., 48 лет, доктор философских наук,

II. Различные подходы к определению категории «уклад жизни»

Мы проанализировали определения данного понятия в словарях современного литературного русского языка С. И. Ожегова, русского языка А. П. Евгеньева, тол-

кового словаря Даля и этимологического словаря С. Фасмера. Ключевыми словами являются: устройство, порядок, устав (установившийся, установленный, устойчивый). Исходя из этого под укладом жизни целесообразно понимать установившийся порядок организации жизни.

Термин «уклад жизни» имеет широкое значение, включающее в себя различные виды жизнедеятельности (жизнедеятельность в быту — уклад быта, деятельность в науке — уклад науки и т. д.). Рассматривая уклад жизни как педагогическую проблему, мы сузили это понятие и ограничились понятиями уклада жизни человека (уклад личной жизни), семьи (уклад семейной жизни) и школы (уклад школьной жизни).

Уклад школьной жизни исследовали В. Безрукова2, О. Е. Лебедев3, Г. Селевко и О. Соловьева4, А. А. Остапенко5, А. Тубель-ский6. Из анализа подходов к определению понятия «уклад школьной жизни» мы сделали следующие выводы:

• Уклад школьной жизни рассматривается исследователями как элемент или компонент содержания образования.

• Уклад школьной жизни отражает определенную модель общества.

• Уклад школьной жизни формирует стиль взаимоотношений учащихся и учителей, учителей и родителей.

• Уклад школьной жизни представляет собой локальную структуру отношений, локальную субкультуру.

• Выделенные особенности уклада (компонент образования, модель общества, стиль взаимоотношений, локальная субкультура) являются формальными характеристиками уклада. Содержательные характеристики уклада связаны с мировоззренческими и ценностными основаниями организации педагогического процесса.

Непосредственно по укладу семейной жизни нам не удалось выявить исследований, однако проблемами семейной жизни, семейного воспитания, подготовки юношей

и девушек к семейной жизни занимались Е. П. Гуляева7, В. Ю. Лещенко8, Р. Б. Миси-ров9 и многие другие. Об укладе семейной жизни на основе православных традиционных ценностей говорится в работах А. И. По-ловинкина10, Е. В. Шестуна11, Л. А. Хари-сова12. Президентом РФ В. В. Путиным декларируется ресурсная роль традиций в укреплении семьи.

Из анализа подходов к определению понятия «уклад семейной жизни» мы пришли к следующим выводам:

• Уклад семейной жизни имеет этнокультурное основание. Доказана необходимость учета этнопедагогической составляющей в укладе семейной жизни.

• Существует противоречие между современными тенденциями в трансформации семейно-брачных ценностных ориен-таций личности и традиционными национальными устоями.

• Обозначена проблема интеграции традиционных национальных ценностей в процесс формирования уклада семейной жизни.

• Определено, что семья призвана передавать из поколения в поколение духовно-религиозную, национальную и отечественную традицию. Передача из поколения в поколение духовно-нравственных отечественных традиций реализуется через уклад семейной жизни.

Уклад личной жизни исследован менее всего. Нами выявлено лишь два источника, в которых рассматриваются понятия, близкие понятию «уклад личной жизни»: уклад жизнедеятельности ребенка (Г. Се-левко, О. Соловьева) и православная традиция духовно-нравственного становления личности (Е. В. Шестун).

В результате рассмотрения различных подходов к определению понятия «уклад жизни» мы можем сделать следующие выводы.

1. Наиболее разработанной в педагогике является проблематика, связанная с укладом школьной жизни (или укладом жизни школы). Мы не будем дифференциро-

вать эти понятия. Менее разработанной является проблема уклада личной жизни человека.

2. Понятие уклада жизни дифференцируется на отдельные виды укладов (школьной, семейной, личной жизни), которые и подлежат изучению в педагогике. Интегрирующего, в обобщенном виде сформулированного определения уклада жизни еще не выработано.

3. Анализ литературы позволил нам выделить составляющие уклада. Это прежде всего мировоззренческая составляющая, ядром которой является религия. Мировоззрение — основа уклада, уклад способствует формированию мировоззрения. Затем выделяется этнокультурная составляющая, которая позволяет учесть неповторимость путей развития целых регионов, стран и народов. Взаимосвязанность этих двух составляющих порождает систему духовно-нравственных ценностей, идеалов, смыслов и разнообразных видов деятельности. На основе мировоззренческого и этнокультурного пластов выстраиваются психологическая и образовательная составляющие уклада жизни.

4. Система духовно-нравственных ценностей уклада жизни являет себя в образе жизни того или иного народа. Трудами матерей, отцов, педагогов — всех, кто имеет отношение к воспитанию детей — она транслируется на новые поколения. Основные механизмы трансляции импритинг (запечатление) и мимесис (подражание, копирование).

5. Приведенный выше контекстный анализ интервью позволил выделить существенные признаки, характеризующие понятие «уклад жизни» (см. таблицу). К ним относятся (в порядке убывания частотДс, ?), где _/(с,1) — абсолютная частота встречаемости характеристики с в тексте ?):

1) историческая и социальная преемственность, передача из поколения в поколение обрядов, обычаев, традиций (Дс,0=90);

2) различные типы отношений: между людьми, в семье, к себе, к труду, к природе, к Богу (Дс,?)=82);

3) традиции воспитания: не брать чужого, уважать старших, заботиться о людях, иметь жалость к старикам, немощным, строгость, трудолюбие и прочее (Дс,?)=76);

4) установившиеся нормы поведения, правила, образ жизни, устав жизнедеятельности (Дс,?)=71).

Исходя из вышесказанного, мы ввели следующее определение: уклад жизни есть установившийся порядок отношений, отраженный в образе жизни и включающий в себя сложившуюся систему духовно-нравственных ценностей, усвоенных предшествующими поколениями, которая направлена на закрепление в новых поколениях идеалов, смыслов, норм и форм деятельности.

1 Вершловский С. Г., Матюшкина М. Д. Контент-анализ в педагогическом исследовании: Учебной пособие / С. Г. Вершловский, М. Д. Матюшкина. — СПб., 2007.

2 Мороз А. А. Образ русской школы / А. А. Мороз, В. С. Безрукова. — СПб.: Сатисъ, 2002.

3 Лебедев О. Е. Уклад школы как составная часть содержания школьного образования / О. Е. Лебедев // Образовательная среда школы: проблемы и перспективы развития: Материалы шестой науч.-практич. конф., организов. гимназией № 168 Санкт-Петербурга. — СПб.: Образование-Культура, 2001. — С. 34-38.

4 Селевко Г. Уклад жизнедеятельности современной школы / Г. Селевко, О. Соловьева // Народное образование. — 2006. — № 1. — С. 183-188.

5 Остапенко А. А. «Скрытые» факторы образования / А. А. Остапенко // Школьные технологии. -2005. — № 3. — С. 16-39: Школьный уклад или локальная субкультура отношений. — С. 24-35

6 Тубельский А. Уклад жизни школы как компонент образования / А. Тубельский // Воспитание школьников. — 2001. — № 1. — С. 5-10.

7 Гуляева Е. П. Этнопедагогические основы подготовки старшеклассников к семейной жизни: Автореф. дис. . канд. пед. наук / Е. П. Гуляева. — Якутск, 2005.

8 Лещенко В. Ю. Русская семья (Х1-Х1Х вв.): Монография / В. Ю. Лещенко. — СПб.: СПГУТД, 2004.

9 Мисиров Р. Б. Трансформация традиционных семейно-брачных ценностей в условиях современных социокультурных изменений: Автореф. дис. . канд. философ. наук. — Нальчик, 2006.

10 Половинкин А. И. Православная духовная культура / А. И. Половинкин. — М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.

11 Шестун Е. В. Православные традиции духовно-нравственного становления личности (исто-рико-теоретический аспект): Автореф. дис. . докт. пед. наук / Е. В. Шестун. — Казань, 2006.

12 Харисова Л. А. Ислам: Духовно-нравственное обучение школьников: Конспекты занятий / Л. А. Харисова. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.

Источник:
Уклад жизни как объект педагогического исследования
Уклад жизни рассматривается как многогранное жизненное явление и как педагогическая категория. На основании контекстного анализа выделены существенные признаки, характеризующие уклад жизни. Контент-анализ интервью с широким кругом лиц различной социальной принадлежности позволил выделить элементы уклада, которые нужно и можно вернуть в современную жизнь, наметил пути воссоздания элементов уклада и причины, мешающие его воссозданию. Приводятся наиболее содержательные цитаты из интервью.
http://cyberleninka.ru/article/n/uklad-zhizni-kak-obekt-pedagogicheskogo-issledovaniya

(Visited 1 times, 1 visits today)

CATEGORIES