Жизненные понятия человека

Жизненный путь

Жизненный путь – широкое научное понятие, которое описывает процесс индивидуального развития человека от рождения до смерти. Исследование проблемы жизненного пути ведется по двум основным направлениям. Во-первых, изучается вопрос биологической составляющей – рассматривается общность процессов, которые присущи жизненным этапам каждого человека.

Такой подход выступает в роли системы координат, однако жизненный путь всегда уникален, поэтому на втором этапе происходит акцентирование на жизненных событиях и соответствующих им индивидуальных переживаниях, то есть вычленение отличительных черт, проявляющихся в жизни разных людей.

Иногда понятие «жизненный путь» связывают с другими понятиями – «время жизни» и «жизненный цикл», хотя их определения различны. Время жизни» – это временной интервал от рождения до смерти человека без фиксации содержательного назначения. Жизненный цикл подразумевает наличие повторяющихся этапов развития.

Жизненный путь представляет собой более обширную область, которая включает в себя не только биографические элементы, но и психологическую конструкцию, поскольку любые события в жизни человека влияют на его психическую составляющую, способствуют формированию определенной модели личности. Жизненный путь характеризуется многообразием выбора – человек предстает не как пассивный наблюдатель, а как активный индивид, который имеет возможность преобразовывать окружающую среду и управлять собственной жизнью (человек – единственное существо, которое способно уйти по своей воле из жизни).

Источник:
Жизненный путь
широкое научное понятие, которое описывает процесс индивидуального развития человека от рождения до смерти
http://www.psychologies.ru/glossary/07/jiznennyiy-put/

Жизненный путь — это

Что такое жизненный путь человека — это его собственный выбор или судьба? Столкнувшись с новой проблемой, человек не раз задает себе этот вопрос. Единого мнения не существует. Большинство людей все свои неудачи в жизни списывают на судьбу, а все достижения — на свои способности и личные качества.

В конечном итоге это жизнь, которую человек проживает. Почему путь? Жизнь – это постоянное движение, развитие. Поэтому и говорят, что жизнь – это путь, дорога, которую человеку необходимо пройти. Как и всякая дорога, она имеет две точки: начальную — рождение, и конечную — смерть. Чем дальше человек движется по этому пути, тем больше багаж его знаний. Чем больше он познает, становится мудрее, тем короче путь, который осталось ему пройти.

Его длительность зависит от здоровья, стечения многих обстоятельств и пересечения человеческих судеб. Качество жизненного пути прямо пропорционально усилиям человека, которые он прикладывает в достижении поставленных целей.

Реалисты утверждают, что выбор жизненного пути всегда остается за человеком. Все, чего он достигает в этой жизни – результат усилий, знаний, движения к выбранной цели. Большинство согласится с этим. Люди, поставившие перед собой в жизни определенную цель и, невзирая на препятствия, движущиеся к ней, всегда ее добиваются. Но каждый из реалистов согласится с тем, что в жизни случаются ситуации и события, совершенно независящие от воли человека. Они вносят в жизнь свои коррективы. Что это — вполне объяснимое или рок судьбы, от которого не убежишь?

У мистиков принято считать, что жизнь человека запрограммирована кем-то заранее, но не защищена от влияния жизненных обстоятельств. Подтверждением этому могут послужить негативные события, преследующие человека на протяжении всей жизни. Но психологи дают этому свое объяснение и название – «застрявшие» эмоции. Если они отрицательные, то, создавая вокруг себя негативную энергию, они же и притягивают к себе подобные события. Но какими «застрявшими» эмоциями можно объяснить войны, катастрофы, аварии, другие происшествия? Значит, есть что-то свыше.

С точки зрения философии жизненный путь рассматривается как история становления и формирования человека, личности. Нужно заметить, что не каждый человек в процессе формирования становится личностью. Все зависит от значимости, насыщенности событиями его пути. Здесь тоже все начинается с рождения, а заканчивается переходом в мир иной.

Некоторые философы интерпретируют понятие «жизненного пути» немного по-иному. Объясняя все последовательностью прохождения определенных этапов изменения человека, становления как личности. Это младенчество, детство, отрочество, юность, зрелость, преклонный возраст, старость. Каждый имеет свои значимые события и оставляет в жизни человека неизгладимый след.

Существует и множество других определений понятия «жизненный путь», но все они, так или иначе, сводятся к вышеприведенным понятиям. Это прохождение человеком всех этапов пути от рождения до смерти, его эволюция, значение в жизни общества.

События в жизни человека, их значение и последовательность

Так как мы живем в обществе, то жизненный путь человека не проходит сам по себе, на него влияют определенные события и их последовательность. События могут иметь положительное и отрицательное значение в судьбе человека, помогают раскрыть таланты, сделать сильнее или, наоборот, сломать. Внести корректировки в его судьбу. Например, встреча человека с яркой личностью, неважно, положительной или отрицательной, может круто повернуть жизнь человека, ускорить или замедлить его движение к определенной цели.

Частное событие может коснуться одного человека или его близких, изменить их судьбы. События в жизни страны влияют на множество судеб. С одними из них можно бороться, попытаться изменить их влияние на свою жизнь, извлечь какую-то выгоду для себя и своих окружающих. Другие воспринимаются как рок, данное, которое нужно постараться пережить. Но практически ни одно событие не проходит бесследно, оно оставляет определенный след в жизни человека.

Формирование человека зависит от многих факторов. Это физическое и духовное развитие, знания, которые он приобретает в процессе проживания. Огромное значение имеют эмоции, вызванные теми или иными событиями, несущие в себе положительный или отрицательный заряд. Положительные делают жизнь ярче, радостнее, живее, насыщеннее. Они придают человеку веру в жизнь, людей и себя. Они укрепляют здоровье, придают сил.

Отрицательные события, с одной стороны, вызывают тяжелые эмоции: страх, разочарование, удрученное состояние, потерю веры человека в лучшее. Они могут разрушить жизнь, раздавить его как личность. Они являются источником различных заболеваний. С другой стороны, если у человека сильный характер, они могут сделать его еще сильнее, мудрее. Христианская вера называет тяжелые события, сопряженные с отрицательными эмоциями, испытаниями, которые человеку необходимо пройти и победить их.

Каждый путь должен вести человека к определенной цели. Без нее жизнь лишена смысла. Цель, даже самая небольшая, является стимулом, который помогает двигаться вперед, а движение — это жизнь. Достигнув цели, человек получает массу положительных эмоций, веру в свои силы, удовлетворение от достигнутого. Без нее человек не живет, а существует. Это трагедия, когда мы не видим в своей жизни никакого смысла. Достигнув малого, можно двигаться дальше, постараться достичь больших вершин.

Пройти свой путь невозможно без труда. Профессия или призвание — одна из основных фаз жизни человека. Именно она играет в его становлении как личности огромную роль. Жизненный и творческий путь неразделимы. Труд, творчество являются важной частью в судьбе каждого человека. От выбора профессии зависит качество и комфортность жизни. Престижная работа, которая сможет обеспечить определенные блага, требует знаний, навыков и многих других качеств.

Любимая работа приносит не только материальное благополучие, но и массу положительных эмоций, чувство удовлетворения. Труд не по душе угнетает. Если невозможно сменить нелюбимую работу, то появляется чувство обреченности, свойственное подневольному человеку.

Как выбрать свою дорогу, по которой можно с честью дойти до конца? Проблема жизненного пути состоит в выборе цели, к которой ведет. Каждый человек неповторим, а путь его по жизни сугубо индивидуален. Несмотря на богатый человеческий опыт: сотни книг гениальных авторов, описавших в своих произведениях судьбы героев; опубликованные биографии тысяч выдающихся людей; полный анализ проб и ошибок, дорог, ведущих в никуда — каждый идет своим путем, совершает свои ошибки и падения.

Путь, который выбирает человек, пройти придется ему же. Не нужно бояться ошибок, падений и разочарований – это опыт, который пригодится в жизни. Он делает нас сильнее, увереннее в собственных силах. Есть еще одно условие, которое поможет разобраться во всех тонкостях и перипетиях собственной судьбы, научит анализу и извлечению зерна истины. Это знания. Учиться всю жизнь — это непременное условие успеха.

Каждому хочется прожить достойную жизнь. В любом возрасте человек мечтает о хорошем. В своих сочинениях о жизненном пути школьники, еще не набравшиеся достаточных знаний, пройдя только незначительный период жизни, пишут о своем выборе, не представляя, что их ждет впереди. Это хорошо. Это повод задуматься, пусть сочинение пишется чужими словами и многое не всегда понятно в поступках литературных героев. Но судьбы их, написанные мастером, дадут возможность понять, что главное — иметь перед собой ясную цель и идти к ней.

Пример тому — судьбы героев «Войны и мира». Жизненный путь Пьера – это духовный путь исканий своего места в жизни, полный страданий, ошибок и разочарований, который привел к любви и счастью. Ибо его душевная работа не пропала даром, он научился разбираться в людях, ценить истинное и отвергать фальшивое. Он, внебрачный ребенок, лишенный семьи, любви родителей, был чудаком, над которым смеялись и не принимали его всерьез. Став масоном, он был глубоко разочарован.

Став обладателем огромного состояния, он в одночасье становится человеком, которым восхищались в глаза, а за спиной продолжали считать никчемным. Он познакомился с лестью, подхалимством, заискиванием, прекрасно осознавая это. Любовь к Элен сделала его несчастным, так как он понимал, что эта женщина просто не может любить. Она использует его в своих целях, изменяя ему. Только пройдя через французский плен и полюбив Наташу, он понял смысл жизни, ощутив свою нужность и обретя счастье.

О жизненном пути Болконского писать сочинения предпочитают большинство школьников, так как он более понятен. Этот главный герой, с любовью описанный Л. Толстым, в отличие от своего друга Пьера Безухова, красив собой, уважаем в обществе. Он знает, что необходимо в жизни. Ему не нужно было искать смысла жизни, он видел его в службе Отечеству, заботе о престарелом отце и воспитании малолетнего сына. Наделенный всеми положительными качествами, знающий путь, по которому нужно идти, был ли он счастлив? Ведь именно простое человеческое счастье, по мнению Безухова, есть наивысший смысл жизни.

Источник:
Жизненный путь — это
Что такое жизненный путь человека — это его собственный выбор или судьба? Столкнувшись с новой проблемой, человек не раз задает себе этот вопрос. Единого мнения не существует. Большинство людей все свои неудачи в жизни списывают на судьбу, а все достижения — на свои способности и личные качества.
http://www.syl.ru/article/395066/jiznennyiy-put—eto-opredelenie-i-sut-ponyatiya

Жизненный путь человека

Последовательность фаз жизненного пути составляет его временную структуру. Каждая фаза — качественно новый уровень развития личности. Она осложняется много размерностью жизненного пути, переплетением в нем многих линий развития, каждая из которых имеет свою историю.

Чтобы понять значение определенного периода жизни, надо сравнить его с целостной структурой жизненного цикла, учесть ближайшие и отдаленные, самые глубокие его последствия для развития личности. Преодолевая жизненный путь, человек развивается как личность и субъект деятельности, а вместе с тем — как индивидуальность. Совокупность таких «измерений» составляет пространственную структуру жизненного пути.

Среди множества концепций жизненного пути выделим трех, наиболее полно отражают процесс развития человека:

1. Жизненный путь — самоосуществление человека (Ш. Бюлер).

2. Мотивационные регуляторы жизненного пути человека (С. Л. Рубинштейн).

3. Сенситивные периоды в жизни человека и их коды числа Фибоначчи (В. В. Клименко).

Жизненный путь самореализации личности

Шарлотта Бюлер выяснила закономерности («регулярности») в изменении фаз жизни, в изменении доминирующих тенденций (мотиваций), в связи с изменением объема жизненной активности, ее исследования стоят в стороне в истории психологии, хотя вызвали резонанс в науке.

Движущей силой развития, по Ш. Бюлер, есть врожденное стремление человека к самореализации, или выполнения всесторонней реализации «самой себя». Самореализации — итог жизненного пути, когда ценности и стремление человека осознанно или неосознанно получили адекватную реализацию.

Понятие самореализации близкое по смыслу к понятию самореализации или самоактуализащи — в экзистенциалистов. Но самореализация является лишь моментом самореализации.

Самореализации толкуется как результат и как процесс, для каждого возраста имеет свои особенности:

1. Хорошее самочувствие (0-1,5 года).

2. Переживания завершения детства (12-18 лет).

3. Самореализация (25/30 — 45/50 лет).

4. Самозавершенисть (65/70 — 80/85 лет).

Полнота, степень реализации себя зависит от способности индивида ставить цель, адекватную его внутренней сути, себе самому. Такая способность называется самоопределением. Чем зрозумилишс человеку его призвание, то есть чем более четко выраженное самоопределение, тем полнее самореализации. Становление целевых структур является выходным в индивидуальном развитии, и его можно понять, изучая основные закономерности этого становления и изменение жизненной цели личности.

Осознание жизненной цели — условие сохранения психического здоровья личности. Это необходимо потому, что причиной неврозов является не столько сексуальные проблемы (как это представляется 3. Фрейду) или чувство неполноценности (по А. Адлеру), сколько недостаточность направления, самоопределение. Появление жизненной цели приводит к интеграции личности.

Для обоснования своей концепции самореализации через самоопределение Ш. Бюлер применяет теорию систем Л.Берталанфи, особенно его идею о присущей живым системам тенденцию к повышению напряжения, необходимого для активного преодоления среды. Ведь биологические процессы, направленные на повышение напряжения в открытой системе «личность», дают энергию для достижения самореализации.

Концепция спонтанной активности психофизического организма противоречит фрейдовском пониманию факторов, которые направляют поведение человека как стремление уменьшить напряжение.

Изучив сотни биографий различных людей, представителей различных социальных классов и групп бизнесменов, рабочих, фермеров, интеллигентов, военных, Ш. Бюлер выдвинула концепцию о фазах жизненного пути человека.

Понятие фазы указывает на изменение направления развития, по его прерывание. Изучались в биографиях три аспекта:

1. внешний, объективный ход событий жизни;

2. история творческой деятельности человека;

3. возрастные изменения во внутреннем мире личности, особенно в отношении человека к собственной жизни.

Концепция рассматривает жизненный путь человека как процесс, состоящий из пяти фаз. Смысл жизненного цикла человека заключается в следующем: фазы жизни имеют в основе развития целевые структуры личности — самоопределение.

Всего исследовательница обнаружила и описала пять фаз жизни.

Первая фаза (возраст 16-20 лет) — период, предшествующий самоопределению. Он характеризуется отсутствием у индивида собственной семьи и профессиональной деятельности, поэтому выносится за пределы жизненного пути.

Вторая фаза (с 16-20 до 25-30 лет) — период попыток. Человек пробует себя в разных видах деятельности, заводит знакомства с представителями противоположного пола, ищет спутника жизни.

Многие проб и ошибок указывают на функционирование мотивации самоопределения, сначала должен опережающее, диффузный характер. Поэтому особенность внутреннего мира молодого человека — надежда прогнозирования возможных путей дальнейшей жизни.

Выбор жизненных целей и путей в юношеском возрасте нередко приводит к растерянности, неуверенности в себе и одновременно приводит стремление человека браться к значительным дел и свершений.

Третья фаза (от 25-30 до 45-50 лет) — это пора зрелости. Она наступает в тот период, когда человек находит свое призвание или просто постоянное занятие, когда она уже свою семью.

Периода зрелости человека свойственны:

1. реальные ожидания от жизни;

2. трезвая оценка собственных возможностей;

3. субъективное видение этого возраста как апогея жизни.

В период зрелости происходит спецификация самоопределение — человек определяет конкретную жизненную цель и имеет некоторые реальные результаты, уверенно продвигается к желаемому самоопределение. В 40 лет упрочивается самооценка личности, которая является результатом жизненного пути в целом, жизнь как процесса решения задач. То есть подводятся первые итоги жизни и дается оценка собственных достижений.

Четвертая фаза (от 45-50 до 65-70 лет) — фаза старения человека. В этой фазе она завершает профессиональную деятельность, ее семью покидают взрослые дети. Для человека наступает «тяжелое» возраст душевного кризиса, потери репродуктивной способности, сокращение времени последующей жизни.

У людей, которые стареют, усиливается склонность к мечтам, одиночества, воспоминаний. В конце этого периода завершается путь к самоздий-ществления, происходит нарушение цели жизни, жизненной перспективы.

В п пятой фазе (от 65-70 лет до смерти) — старость. Большинство людей оставляет профессиональную деятельность и заменяет ее хобби.

Ослабляются и разрушаются все социальные связи. Внутренний мир стариков обращен в прошлое, в нем преобладают тревога, предчувствие близкого конца и желание покоя. Поэтому пятая фаза не засчитывается в жизненного пути.

Понимание пятой фазы жизни как пассивного ожидания смерти противоречит фактам активной] творческой старости.

Фазы жизни Ш. Бюлер объясняет, пользуясь понятием типа развития.

«Приветственный» фактор детерминируется внутренними особенностями личности. Пик творческих достижений совпадает с биологическим оптимумом, то есть тип развития определяется доминированием биологического фактора.

«Ментальный» фактор детерминирует другой тип развития — психологический — и характеризуется тем, что творческая активность человека достигает апогея и стабилизируется на высоком уровне в конце биологического оптимума, или в период угасания организма.

Детерминанта жизненного пути человека сосредоточена во внутренней духовной сущности человека. А саморазвитие духовной сущности приводит к развертыванию фаз жизни, к самореализации имманентных потенциальных возможностей человека.

Итак, концепция исходит из врожденных свойств человека к самоопределению и стремление к самореализации, составляющих основные движущие силы развития личности. А жизненный путь в значительной степени является результатом саморазвития духа.

Жизненный путь имеет пространственно-временную структуру. Он состоит из возрастных и индивидуальных фаз, определяемых по многим параметрам жизни.

Источник:
Жизненный путь человека
Последовательность фаз жизненного пути составляет его временную структуру. Каждая фаза — качественно новый уровень развития личности. Она осложняется много размерностью жизненного пути,
http://studbooks.net/8658/psihologiya/zhiznennyy_put_cheloveka

Жизненный путь человека как проблема в психологии — Логинова Н

Жизненный путь человека как проблема в психологии — Логинова Н.А. (1985 г.)

В современной психологической науке такие явления, как характер, жизненная направленность (смысл жизни, жизненная философия, «линия жизни»), талант и жизненный опыт, можно объединить в понятии «жизненный путь человека». Проблемы, связанные с его изучением, мы называем биографическими. Они тесно переплетены с социально-историческими процессами эпохи. «Человек лишь постольку и является личностью, поскольку он имеет свою историю»,— писал С.Л. Рубинштейн [17; 684].

В советской психологии к теме жизненного пути первыми обратились Н.А. Рыбников, С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев1. Н.А. Рыбников выступил с инициативой развернуть исследования по генетической психологии личности (20-е гг.). Для Б.Г. Ананьева проблема жизненного пути стала актуальной в начале 30-х гг. в связи с исследованиями по характерологии, проводимыми им в Психоневрологическом институте им. В.М. Бехтерева в Ленинграде. С.Л. Рубинштейн уделил внимание психологическим вопросам биографии, теоретически рассматривая вопросы самосознания в «Основах общей психологии». В дальнейшем разные аспекты жизненного пути, жизнедеятельности личности разрабатывались в трудах советских ученых, посвященных природе человека и его развитию[1], [2], [7], [14], [18].

Жизненный путь — «это история формирования и развития личности в определенном обществе, современника определенной эпохи, сверстника определенного поколения» [7; 104—105]. Историческая природа личности требует от психолога изучения или хотя бы учета исторических обстоятельств ее жизни. В психологии биография человека всегда служила богатым источником знаний о личности, но, что еще важнее, она сама является предметом психологического изучения.

«Положение о том, что развитие — основной способ существования личности на всех этапах ее индивидуального пути, выдвигает перед психологией в качестве одной из наиболее актуальных и наименее исследованных задачу психологического исследования целостного жизненного пути личности» [8; 38]. Соотношение биографических событий и моментов естественного жизненного цикла индивида; фазы, периодизация жизни; кризисы развития личности; типы биографий; возрастные особенности внутреннего мира человека; роль духовных факторов в регуляции социальной жизнедеятельности; возрастная динамика творческой продуктивности; общая производительность жизненного пути; удовлетворенность жизнью и т.д.— вот тот далеко не полный перечень вопросов, касающийся самой природы жизненного пути.

Первое систематическое изучение закономерностей жизненного пути было предпринято Ш. Бюлер и ее сотрудниками в Венском психологическом институте в 20—30-е гг. [23]. На большом эмпирическом материале ею было установлено, что, несмотря на индивидуальное своеобразие, существуют закономерности («регулярности») в сроках наступления оптимумов жизни в зависимости от соотношения духовных, «ментальных», и биологических, «витальных», тенденций. Были обнаружены также различные типы жизненного развития личности. Ш. Бюлер была разработана идеалистическая концепция развития человека как процесса постепенного становления и изменения духовных целевых структур самосознания. Идеи и эмпирические исследования Ш. Бюлер способствовали оформлению гуманистической психологии на Западе [15].

В этой целостности, однако, Б.Г. Ананьев отчетливо различал две взаимодействующие, но все же особые формы. Во-первых, онтогенез — развитие индивида и его мозга, психофизиологических функций. Онтогенез программируется генетически, протекает в биологическом времени жизни. Во-вторых, жизненный путь, который строится по социальным проектам в историческом времени, датируется историческими и биографическими событиями.

В той мере, в какой человек сам организует и направляет события жизненного пути, строит собственную среду развития, избирательно относится к тем событиям, которые не зависят от его воли (например, общественно-исторические макрособытия современности), он являетсясубъектом жизнедеятельности. Принцип жизнедеятельности, разрабатываемый К.А. Абульхановой-Славской [1], [2], конкретизирует применительно к личности более общий принцип единства сознания и деятельности. Соответственно тому, как сознание формируется и проявляется в деятельности, в жизнедеятельности формируются и проявляются в качестве ее субъективных регуляторов интегральные, «вершинные» структуры личности — характер и талант, жизненная направленность и жизненный опыт.

Жизнетворчество происходит в социальном поведении (поступках), в общении, труде и познании. Жизненный путь творческой личности насыщен событиями — событиями среды, поведения, внутренней жизни. Эта событийность сказывается на характере и полноте воспоминаний. По воспоминаниям можно судить о типе личности.

Единство сознания и деятельности — это в биографическом плане единство внутренней и внешней жизни. В широком смысле слова понятие внутренней жизни охватывает все феномены психической деятельности. Внутреннюю жизнь следует рассматривать как психологическую составляющую жизненного пути. Она не только отражает реальные события, но и сама является субъективной реальностью — жизнью. Действительно, духовная биография может быть не менее содержательной и значительной, чем объективная картина жизни. Иногда и в жизнеописании она выдвигается на первый план. Например, биографы Канта обращают внимание на контраст между драматичной историей мысли философа и монотонностью его частной жизни. А.В. Гулыга пишет в этой связи: «У Канта нет иной биографии, кроме истории его учения… Самые волнующие события в ней — мысли» [11; 5].

Не только сохранение, но и забывание биографических фактов определяется их жизненным значением, на что обратил внимание еще З. Фрейд. Забывание как непроизвольное вытеснение образа из сознания реально. Но реально и другое, когда человек хранит событие в памяти, но намеренно избегает воспроизводить его, не желая причинить себе душевную боль, потревожить совесть. Воспоминания порой требуют мужества.

Воспоминания, воплощенные в эмоционально окрашенных представлениях, входят в состав актуальной структуры личности, образуют психическую «ткань» ее самосознания. Путем обобщения воспоминаний формируется жизненный опыт личности. «Благодаря памяти в единстве нашего сознания отражается единство нашей личности, проходящее через весь процесс ее развития и перестройки. С памятью связано единство личного самосознания. Всякое расстройство личности, доходящее в крайних своих формах до ее распада, всегда поэтому связано с амнезией, расстройством памяти, и притом именно этого, «исторического» ее аспекта» [17; 306]. Воспоминания имеют решающее значение для осознания человеком собственной жизни, овладения своим опытом, для регуляции на этой основе жизнедеятельности.

Внутренняя жизнь может также осуществляться в процессах воображения. Для разных людей воображаемая жизнь — в мечтах, надеждах, предвидениях — имеет неодинаковое значение. Иногда она чуть ли не полностью замещает жизнь действительную. Уход от действительности в область воспоминаний или мечты имеет смысл «защиты». Однако такой стиль внутренней жизни демобилизует человека, снижает уровень его социальной активности. Оптимально, когда насыщенная внутренняя жизнь соразмерна жизни действительной, иначе она сама в конце концов истощается. «Для того, чтобы пережить, нужно, прежде всего, жить. От полноты и силы жизни, от общественного бытия человека зависит характер человеческих переживаний, их глубина и правдивость — соответствие жизни» [6; 3].

Переживания несомненно имеют и мыслительный компонент. «Процессы мышления участвуют в решении жизненных, нравственных задач, предполагающих совершение выбора, построение» стратегии поведения. Точка зрения на жизнь человека как на цепь задач, типичных для определенного возраста или возникающих при столкновении с различными обстоятельствами, предполагает включение интеллекта в структуру личности. Определение линии поведения или даже линии всей жизни — творческая задача, адресованная в большой мере интеллекту.

Можно видеть, что функционирование мышления при решении жизненных задач во многом аналогично умственной деятельности в проблемной ситуации, вовсе не имеющей биографического значения. В том и другом случае есть своя подготовительная фаза, момент озарения и последующее всестороннее обоснование решения. Причем роль «подсказки» может сыграть даже случайное впечатление. Яркость, незабываемость моментов озарения, когда происходит открытие истины в ее нравственном, жизненном значении, свидетельствует о том, что эти моменты вошли в духовную биографию человека, стали событиями.

Психологам предстоит изучить и понять особые качества всех психических процессов как переживаний. В потоке внутренней жизни память становится воспоминанием, воображение — мечтанием, мышление — средством постижения сути жизненных задач, внутренняя речь — голосом совести (на эту этическую функцию речи настойчиво обращал внимание Б.Г. Ананьев еще в 40-е гг. [4]) В этом, биографическом значении ум человека приобретает новое качество: «Способность, вырабатывающаяся в ходе жизни у некоторых людей, осмыслить жизнь в большом плане и распознать то, что в ней подлинно значимо, умение не только изыскать средства для решения случайно всплывших задач, но и определить самые задачи и цель жизни так, чтобы по-настоящему знать, куда в жизни идти и зачем,— это нечто бесконечно превосходящее всякую ученость, хотя бы и располагающую большим запасом специальных знаний, это драгоценное и редкое свойство — мудрость» [17; 682].

С облегчением он осматривается вокруг и обнаруживает, что находится на территории… искусства» [19; 8]. Реальные трудности в познании глубин личности не должны, однако, восприниматься как принципиальное бессилие науки в этой сфере. В пользу науки свидетельствуют биографические исследования в психологии. Без обращения к полнокровной внутренней жизни с ее страстями научная психология все-таки выглядит незавершенной, «оборванной на самом интересном месте».

Переживания — динамический эффект всей структуры личности, которая наиболее интегрально представлена в характере и таланте (Б.Г. Ананьев). Динамика внутренней жизни в ее биографическом значении пронизана идейными мотивами, на ней лежит печать мировоззрения, жизненной философии личности. В переживаниях выявляется ценностный аспект самосознания, актуализируются отношения личности, в том числе к себе, обобщенные в рефлексивных чертах характера — самолюбии, чувстве собственного достоинства, чести. Рефлексивные свойства, «хотя… и являются наиболее поздними и зависимыми от всех остальных, завершают структуру характера и обеспечивают его целостность. Они наиболее интимно связаны с целями жизни и деятельности, ценностными ориентациями, установками, выполняя функцию саморегулирования и контроля развития, способствуя образованию и стабилизации единства личности» [7; 314].

Рефлексивные черты характера — это устойчивые свойства самосознания, которое в личностно-биографическом плане выступает как осознание себя субъектом жизненного пути, ответственного за свою судьбу — уникальную, неповторимую, единственную. В самосознании соотносятся, с одной стороны, жизненные планы и потенциалы личности, с другой — реальные достижения в творчестве, в карьере, личной жизни. Зрелый человек понимает закономерный характер своего пути, строит концепцию жизни, увязывая прошлое с настоящим и будущим. Самосознание невозможно без познания собственного бытия, случайного и необходимого в нем, актуального и потенциального, действительного и возможного. Глубина и адекватность этого познания во многом определяются интеллектуальностью и, если угодно, талантливостью человека.

Будучи зависимым от биографии, талант в свою очередь накладывает отпечаток на судьбу личности. Осознание своего дарования подкрепляет чувство собственного достоинства, способствует ответственности за его реализацию и развитие, побуждает человека жить в соответствии с призванием. Таким образом, талант выступает своего рода императивом жизни. Более того, человек осознает социальную функцию своего таланта, свою обязанность решать назревшие задачи общественной жизни и тем самым отвечать на запросы современности. Иначе говоря, человек осознает не только свои потенциалы и призвание, но и свою общественную, историческую миссию — предназначение. Так бывает не у одних только великих людей, но у каждого сознательного субъекта с чувством социальной ответственности и чувством истории. Свой вклад в исторический процесс вносит каждый, и каждый в какой-то мере незаменим.

Талант, будучи императивом жизнедеятельности, служит и орудием ее. В литературоведении высказана верная мысль о том, что талант в жизнетворчестве не менее ценен, чем в специальных видах деятельности. Так, в новой книге Ю.М. Лотмана о Пушкине [16] жизнь поэта рассматривается как произведение гения. «Пушкин вошел в русскую культуру не только как Поэт, но и как гениальный мастер жизни, человек, которому был дан неслыханный дар быть счастливым даже в самых трагических обстоятельствах» [16; 250]. Творчество жизни, самоценность достойно прожитых лет — основной тезис старой работы Г. Винокура «Биография и культура» [9].

Итак, многосторонние связи структуры личности, представленной талантом и характером, и жизненного пути определяют место этих интегральных образований в кругу биографических проблем: они результат жизненного пути и его регуляторы, более того — основа жизнетворчества.

Изучение биографических явлений имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Уясняя закономерности жизнедеятельности и жизненного пути, человек может лучше представить себе оптимальный вариант собственного развития, определить свой жизненный путь. Понимание роли личности в планировании и осуществлении жизненного пути способствует более ответственному отношению к нему, стремлению ставить серьезные жизненные цели и достигать их осуществления.

1 В зарубежной психологии различные по целям и конкретным методам биографические исследования осуществлялись Ш. Бюлер [23], Г. Олпортом [22], У. Деннисом [24], X. Леманом [25]. В буржуазной психологии большое влияние на формирование психолого-биографических концепций оказали идеи В. Дильтея, Э. Шпрангера, З. Фрейда и их последователей. В духе экзистенциализма рассматриваются вопросы биографического развития личности в гуманистической психологии, логотерапии (В. Франкл). В целом здесь господствует тенденция идеалистической психологизации жизненного пути, что выражается в стремлении оторвать изучение жизненного пути от социально-исторических условий развития личности в ее объективной классовой сущности.

2 Плодотворность биографического подхода к проблеме таланта подтверждается известными работами Б. М. Теплова «Ум полководца» и «Психология музыкальных способностей» [20], [21]

Источник:
Жизненный путь человека как проблема в психологии — Логинова Н
В современной психологической науке такие явления, как характер, жизненная направленность (смысл жизни, жизненная философия, «линия жизни»), талант и жизненный
http://wiki.1vc0.ru/articles/zhiznennyj-put-cheloveka-kak-problema-v-psixologii-loginova-n-a-1985-g.html

Сколько стоит написать твою работу?

Отличительные черты личности 3

Роль деятельности в жизни человека 4

Жизненные цели 9

Жизненные задачи 10

Смыслы жизни личности 13

Список литературы 19

На вопрос, что такое личность, психологи отвечают по-разному, и в разнообразии их ответов, а отчасти и в расхождении мнений на этот счет проявляется сложность самого феномена личности. Каждое из определений личности, имеющихся в литературе (если оно включено в разработанную теорию и подкреплено исследованиями), заслуживает того, чтобы учесть его в поисках глобального определения личности.

Личность чаще всего определяют как человека в совокупности его социальных, приобретенных качеств. Это значит, что к числу личностных не относятся такие особенности человека, которые генетически или физиологически обусловлены, никак не зависят от жизни в обществе. Во многих определениях личности подчеркивается, что к числу личностных не относятся психологические качества человека, характеризующие его познавательные процессы или индивидуальный стиль деятельности, за исключением тех, которые проявляются в отношениях к людям, в обществе. В понятие “личность” обычно включают такие свойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей поступки.

Отличительные черты личности

Итак, что же такое личность, если иметь в виду указанные ограничения? Личность – это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих. Наряду с понятиями “человек”, “личность” в науке нередко употребляются термины “индивид”, “индивидуальность”. Их отличие от понятия “личность” состоит в следующем.

Если понятие “человек” включает в себя совокупность всех человеческих качеств, свойственных людям, независимо от того, присутствуют или отсутствуют они у данного конкретного человека, то понятие “индивид” характеризует именно его и дополнительно включает такие психологические и биологические свойства, которые наряду с личностными также ему присущи. Кроме того, в понятие “индивид” входят как качества, отличающие данного человека от других людей, так и общие для него и многих других людей свойства.

Индивидуальность — это самое узкое по содержанию понятие из всех обсуждаемых. Оно содержит в себе лишь те индивидные и личностные свойства человека, такое их сочетание, которое данного человека отличает от других людей.

Рассмотрим структуру личности. В нее обычно включаются способности, темперамент, характер, волевые качества, эмоции, мотивация, социальные установки.

Способности понимаются как индивидуально устойчивые свойства человека, определяющие его успехи в различных видах деятельности.

Темперамент включает качества, от которых зависят реакции человека на других людей и социальные обстоятельства.

Характер содержит качества, определяющие поступки человека в отношении других людей.

Волевые качества охватывают несколько специальных личностных свойств, влияющих на стремление человека к достижению поставленных целей.

Эмоции и мотивация – это, соответственно, переживания и побуждения к деятельности.

Социальные установки – убеждения и отношения людей.

Роль деятельности в жизни человека

Личностью человек не рождается, личностью он становится. Это становление личности существенно отличается от развития организма, совершающегося в процессе простого органического созревания. Сущность человеческой личности находит свое завершающее выражение в том, что она не только развивается как всякий организм, но и имеет свою историю.

В отличие от других живых существ человечество имеет историю, а не просто повторяющиеся циклы развития, потому что деятельность людей, изменяя действительность, объективируется в продуктах материальной и духовной культуры, которые передаются от поколения к поколению. Через их посредство создается преемственная связь между поколениями, благодаря которой последующие поколения не повторяют, а продолжают дело предыдущих и опираются на сделанное их предшественниками, даже когда они вступают с ними в борьбу.

Речь, таким образом, идет не о том, чтобы свести историю человеческой жизни к ряду внешних дел. Меньше всего такое сведение приемлемо для психологии, для которой существенно внутреннее психическое содержание и психическое развитие личности; но суть дела в том, что само психическое развитие личности опосредовано ее практической и теоретической деятельностью, ее делами. Линия, ведущая от того, чем человек был на одном этапе своей истории, к тому, чем он стал на следующем, проходит через то, что он сделал. В деятельности человека, в его делах, практических и теоретических, психическое, духовное развитие человека не только проявляется, но и совершается.

Овладение средой — слишком абстрактная цель, она не достаточна для того, чтобы направлять жизнь; каждый индивидуум вырабатывает более специфическую и ценную роль, служащую сосредоточением его стремлений и достижений. Жизненная цель каждого индивидуума складывается под влиянием его личного опыта, ценностей, отношений, особенностей самой личности. Жизненная цель — это не нечто ясно и сознательно выбранное. Взрослые могут иметь определенные логические основания для выбора, например, профессии. Однако жизненные цели, которые направляют и мотивируют нас, сформировались в раннем детстве, и остаются несколько неясными и в основном бессознательными. Например, Адлер отмечает, что многие врачи выбрали свою профессию в детстве, как и он сам, как средство справиться с ощущением небезопасности и страхом смерти.

Три основные жизненные задачи, с которыми сталкивается каждый индивидуум, — работа, дружба и любовь. Они определены фундаментальными условиями человеческого существования. Эти три основные связи определены тем фактором, что мы живем в определенном месте вселенной и должны развиваться в тех пределах и возможностях, которые окружающее нам предоставляет, мы живем среди других существ нашего рода, к которым мы должны пытаться приспосабливаться, мы живем двуполо, и будущее нашей расы зависит от отношений этих полов.

Работа включает все те деятельности, которые полезны обществу, а не просто тем занятиям, которые обеспечивают нам доход. Работа создает удовлетворение и чувство собственной значимости в той степени, в какой она полезна другим. Важность нашей работы в конечном итоге основана на нашей зависимости |от физической среды.

Дружба — выражение нашей причастности к человеческой расе и постоянной необходимости приспосабливаться к другим, взаимодействовать с другими существами нашего рода. Наши особенные дружбы обеспечивают существенные связи с обществом, поскольку ни один индивидуум не соотносится с обществом абстрактно. Дружеские, кооперативные усилия являются также необходимым элементом конструктивной работы.

Любовь можно понимать как гетеросексуальную любовь. Тесный союз ума и тела, величайшая кооперация между двумя людьми противоположного пола. Любовь основана на том факте, что каждое человеческое существо принадлежит к одному полу, а не к другому, и что интимные отношения между полами существенны для продолжения нашего рода. Тесные узы брака представляют собой величайшее испытание нашей способности сотрудничать с другим человеком, удачный брак создает наилучшие условия для воспитания способности к кооперации и общественного чувства в детях.

Эти три задачи — работа, дружба и любовь — всегда взаимосвязаны. Разрешение одной помогает в разрешении других, мы даже могли бы сказать, что все они — аспекты одной и той же ситуации, одной и той же проблемы — необходимости для людей поддерживать и развивать жизнь в той среде, в которой он находится.

Смыслы жизни личности

Проблема смысла жизни относится к числу междисциплинарных. Она является одной из традиционных проблем философии, теологии, активно обсуждается в художественной литературе. Для психологии важно понять, что представляет собой смысл жизни как психологическая реальность. Понятно, что это особое смысловое образование личности. Это центральное объяснительное понятие психологии личности. Это ключ к пониманию личности вообще и конкретной личности, в частности, поскольку находит проявление во всех ее поведенческих актах, придает им смысл, является источником их смысла, объясняет отдельные поступки человека.

Способность осознавать, осмысливать собственную жизнь – необходимое условие человеческой жизни. Жизнь, лишенная смысла, теряет свою ценность. В психологии используется ряд понятий, описывающих явление смыслоутраты: невроз смыслоутраты (или ноогенный невроз, в отличие от психогенного невроза), “пассивное самоубийство”, экзистенциальная фрустрация, сопровождающаяся состояниями депрессии, апатии, отчаяния.

Смысл человеческой жизни многолик, имеет много граней и обладает собственной динамикой. По Адлеру, смысл жизни присущ каждому человеку и складывается уже к пятилетнему возрасту. Он остается неосознаваемым в большинстве случаев, но он объективно существует независимо от того, будет ли он осознан в будущем. Смысл жизни связан с уникальным стилем жизни индивида.

По мнению другого зарубежного исследователя К.Г. Юнга, нахождение и реализация смысла жизни выступает как первейшая потребность и задача. С этим согласен А. Маслоу. Польский психолог К. Обуховский потребность в смысле жизни относит к основным потребностям личности. По К.Г. Юнгу, познание смысла жизни становится более важным в старшем возрасте, в молодом — люди больше ориентируются на действие. Смысл жизни — сугубо субъективен; существует опасность ориентации на навязанные извне роли, значит, — на выдуманный, внушенный себе смысл. Пока жизнь осмысленна, люди мало говорят и размышляют о ее смысле. Как только возникает нехватка или отсутствие смысла — проблема смысла начинает играть важную роль в сознании и самовыражении личности.

Для определения сущности смысла жизни наиболее адекватной представляется категория “отношение”. На полюсе субъекта отношения — это переживание значимости, ценности; объектом отношения является целая жизнь — собственная жизнь субъекта. Б.С. Братусь отмечает, что смысл жизни осознается тогда, когда мы соотносим всю свою жизнь с тем, что больше нашей жизни и не оборвется с ее физическим прекращением.

Другой отечественный психолог Ф.Е. Василюк подчеркивает, что смысл жизни — пограничное образование; в нем сходятся сознание и бытие, идеальное и реальное, жизненные ценности и бытийные возможности их реализации. Он отражает в себе ценностную целостность индивидуальной жизни. Он может быть ориентирован на будущее, на прошлое или на настоящее.

В отечественной психологии также имеют место исследования, авторы которых обращаются к проблеме нарушения смысла и целостности индивидуальной жизни в критических ситуациях, когда возникает разлад всей системы жизни и одновременно жизненно важная необходимость преодоления критической ситуации и восстановления ощущения осмысленности жизни. Последнее, по мнению авторов такого рода исследований, становится возможным благодаря процессам саморегуляции, рефлексии, “смыслового связывания” как одного из механизмов, обеспечивающих перестройку смысловых систем. Показано, что конструктивное разрешение кризиса требует внутренней активности личности по трансформации смысловых отношений.

Смысл жизни как психологический феномен — это особое психическое образование, которое имеет свою специфику возникновения, свои этапы становления. Приобретая относительную устойчивость и эмансипированность от породивших его условий, он может существенно влиять на жизнь человека — действовать как некий “буферный механизм”, как система сдержек и противовесов, не допускающих одностороннего подчинения как внешним обстоятельствам, так и непосредственным побуждениям, сиюминутным интересам и влечениям.

Однако феномен смысла жизни, являясь продуктом человеческого разума, несет в себе двойственность, амбивалентность последнего. А.В. Суворов в работе “Филосфера и смысл жизни” противопоставляет духовную сферу человека сфере безумия, имеющей разрушительную, антикультурную, античеловеческую, антиприродную направленость.

В тесной связи со сказанным выступает проблема адекватности смысла жизни. Были выделены следующие основные характеристики его адекватности:

Реалистичность смысла жизни, то есть его соответствие, с одной стороны, наличным, объективным условиям, необходимым для его осуществления, с другой, — индивидуальным возможностям человека.

“Конструктивность” смысла жизни — характеристика, отражающая степень его позитивного или негативного влияния на процесс становления личности и успешность де ятельности человека. Несомненно, что “конструктивность” смысла жизни существенно обусловлена содержанием той идеи, которая составляет главную цель жизни человека.

Вместе с тем показано, что функция смысла жизни как психологического механизма, существенно обусловливающего поведение человека, зависит не только от содержания основной жизненной цели, но и от структуры данного психического образования.

Последнее представляет собой структурную иерархию жизненных целей (ценностей), в которой жизненные смыслы могут занимать ведущую роль, быть относительно равнозначными, либо находиться в отношении подчинения к главной жизненной цели. Иерархическая структура смысла жизни является системой, динамика которой обусловлена следующими факторами: социальными обстоятельствами, индивидуальными и возрастными особенностями человека, его субъективной активностью.

Итак, с мыслью о том, что личностью человек не рождается, а становится, согласны сейчас большинство психологов. Однако их точки зрения на то, каким законам подчиняется развитие личности, значительно расходятся. Эти расхождения касаются понимания движущих сил развития, в частности значения общества и различных социальных групп для развития личности, закономерностей и этапов развития, наличия, специфики и роли в этом процессе кризисов развития личности, возможностей ускорения процесса развития и других вопросов.

Что же касается смысла жизни, то с психологической точки зрения главным является не осознанное представление о смысле жизни, а насыщенность реальной повседневной жизни реальным смыслом. Именно объективно сложившаяся направленность жизни несет в себе истинный смысл, а любые попытки сконструировать себе смысл жизни интеллектуальным актом будут быстро опровергнуты самой жизнью. Вместе с тем жизненные ситуации могут ставить перед человеком задачу на осознание смысла своей жизни. Осознать и сформулировать смысл своей жизни — значит, оценить свою жизнь целиком.

Немов Р.С. Психология: учеб. для студ. высш. учеб. заведений: в 3 кн. – 4-е изд. – М., ВЛАДОС, 2003 – кн.1.

Психология личности. Учебное пособие / под ред. проф.П.Н. Ермакова, проф.В.А. Лабунской. – М., Эксмо, 2007.

Райгородский Д.Я. Психология личности. Т.1. Хрестоматия. – Самара, Изд. дом “БАХРАХ-М”, 2006.

Источник:
Сколько стоит написать твою работу?
Совокупность социальных, приобретенных качеств человека как личности. Отличительные черты личности. Роль деятельности в жизни человека. Созерцательная психология. Жизненные цели и психологическое овладение средой. Интеллектуальный акт выбора смысла жизни.
http://xreferat.com/77/534-1-zhiznennyiy-put-lichnosti.html

Что такое жизненные ценности – понятие, какие бывают, что такое подмена жизненных ценностей?

Что такое жизненные ценности – понятие, какие бывают, что такое подмена жизненных ценностей?

На вопрос: «Что такое жизненные ценности?» – каждый ответит по своему, для кого то, это семья, люди, попавшие в тяжелую аварию и находящиеся в инвалидной коляске, скажут, что это – здоровье. Жизненные ценности – это общечеловеческие понятия, близкие всем: любовь, счастье, благополучие, доброта.

Что такое жизненные ценности? Само понятие «жизненные ценности» включает в себя ориентиры, на которые человек может положиться в жизни, то на что он может опереться в сложные моменты, это убеждения, принципы, качества личности, идеалы и ощущение правильности и истинности того, чем человек руководствуется. Потеря жизненных ценностей ведет к утрате смыслов и отчаянию и становится настоящим испытанием для человека.

Для каждого человека жизненные ценности могут быть своими, это зависит от того, что было человеку в детском возрасте привито в семье – многие важные вещи личность «присваивает» себе как свои через трансляцию ценностей родителями. Воспитание в ребенке нравственности и других добродетелей формирует в нем гармоничную личность с правильными ценностными ориентирами. Жизненные ценности – список:

  • любовь;
  • нравственность;
  • здоровье духовное и физическое;
  • самореализация;
  • самопознание и саморазвитие;
  • близкие люди (дети, родители, супруги);
  • дружба;
  • доброта;
  • сострадание к людям и животным;
  • альтруизм;
  • честность.

Какие жизненные ценности человека должны занимать главенствующее положение – с этим вопросом сталкиваются и молодые люди, с недостаточным жизненным опытом и те, кто уже прошли достаточный жизненный путь – человеку свойственно ошибаться и терять себя в большом круговороте жизни. Это и есть большая проблема в определении приоритетов. Ориентирами или маячками на жизненном пути должны оставаться: доброта, порядочность и умение слушать свою совесть.

Переоценка жизненных ценностей происходит в разные периоды жизни, их называют кризисами, часто это болезненный процесс, ведущий к трансформации личности. Человек, не познавший страданий, не осознает многих вещей, стоящих реального внимания и времени. Многие люди, пройдя через испытания, спустя какое-то время понимают, для чего это все было и обретают новые смыслы.

Множество цивилизаций кануло в небытие из-за того, что люди забывали кто они и шли за вымышленными идеалами и навязанными ценностями. Большой опыт потерь ничему не учит человека ложные жизненные ценности продолжают разрушать то, чем в действительности нужно дорожить: здоровье, любовь, дружбу. Ложные ценности возникают из-за стремления человека обладать тем, что ему навязано обществом, близкими людьми. Когда человек получает то, что он оценил как важное и стоящее для себя он испытывает горькое разочарование.

Подмена жизненных ценностей у молодежи наблюдается в современном мире полном соблазнов. Цифровые технологии вошли в жизнь и заменили многие стоящие, настоящие вещи, такие как общение в живую, чтение книг. Происходит обеднение эмоций, чувств. Сегодняшнюю молодежь называют поколением «Z», зависимую от гаджетов. Потребление преобладает над созиданием и творчеством. Социологи прогнозируют, что полноценная семья как ценность в скором времени перестанет существовать.

Главные жизненные ценности – о них много рассуждали мудрецы во все времена. Очень полезная притча про важное и второстепенное в жизни. Один мыслитель стоя перед своими учениками продемонстрировал им пустой стеклянный сосуд и начал наполнять его камнями, пока не дополнил доверху, затем остановился и спросил у наблюдавших, полон ли сосуд, на что получил подтверждающий ответ. Мудрец взял горсть мелких камней и поместил их в банку, встряхнул ее и еще несколько раз подсыпал камни. Спросил у наблюдающих с любопытством учеников, полон ли сосуд, те ответили – «Да!».

Мыслитель достал банку с песком и высыпал его тонкой струйкой в сосуд с камнями и сказал изумленным ученикам, что сосуд с камнями и песком это есть их жизнь. Большие камни – все те важные ценности, без которых жизнь не имеет смысла: семья, здоровье, доброта. Камни поменьше – то, что обладает второстепенным значением: имущество, разные материальные блага, и наконец, песок – это суета и мелочи отвлекающие от главного. Если заполнить сосуд вначале песком, то не останется места для самого главного, имеющего настоящую ценность.

Жизненные ценности в литературных произведениях помогают посмотреть на свое существование иначе, увидеть новые смыслы, или уберечь человека от необдуманных поступков. Современные люди мало читают и часто в погоне за абстрактным счастьем, навязанным телевидением и другими СМИ забывают о настоящих, реальных ценностях, те, что всегда рядом. Книги о ценностях жизни:

Что такое настоящие жизненные ценности человек часто осознает, когда происходят тяжелые события в жизни, заставляющие наконец «пробудиться» от спячки, от погони за материальными благами. Основные жизненные ценности они просты и так человечны, все остальное начинает казаться второстепенным, не заслуживающим внимания. Фильмы, которые помогают вспомнить о важном в жизни:

Источник:
Что такое жизненные ценности – понятие, какие бывают, что такое подмена жизненных ценностей?
Что такое жизненные ценности – понятие, какие бывают, что такое подмена жизненных ценностей? На вопрос: «Что такое жизненные ценности?» – каждый ответит по своему, для кого то, это семья,
http://kak-bog.ru/chto-takoe-zhiznennye-cennosti-ponyatie-kakie-byvayut-chto-takoe-podmena-zhiznennyh-cennostey

(Visited 1 times, 1 visits today)

CATEGORIES