Живой образ жизни

Жива – всеобщая сила жизни

Жива – всеобщая сила жизни

В одном из священных преданий славян – «Велесовой книге» – на дощечке 25 читаем: «Это молвил Ору Сварог наш: „Как мои творения создал вас от перст моих (как часть моих рук. – Авт.). И пусть будет сказано, что вы – сыны Творца, и ведите себя как сыны Творца. И будете, как дети мои, и Дажбог будет Отец ваш. Того должны слушаться, и как он вам скажет, то и должны делать: как он говорит, так и творите“». То есть всем светлым, праведным людям завещано быть Детьми Солнца, людьми, которые несут в себе духовный свет, освещая своими деяниями окружающий их мир и «материализуя» нужные события!

Эта огромная суперсистема живет и действует слаженно, объединенная Духом Жизни, вселенской силой (энергией) Творения. Исток этой энергии, Изначальный Свет – энергию, которая включает все возможные спектры и уровни, волхвы-пращуры называли Свет Рода Всевышнего. Об этом Изначальном Свете говорят большинство традиций: Риг-Веды, Библия, Коран, Покон Рода и т. д. Основу этого безграничного спектра энергий, Силу, которая проявляется как основа жизни, питания, наполнения и гармонизации, наши предки называли Живой. В соответствии со славянской ведической традицией Изначальный Свет – это Дух Всевышнего, а Жива – его непосредственно действующая форма. Задумайтесь: жива (жизнь) – это одно из главных состояний окружающего мира от камешка до вселенных, причем жизнь во всех ее формах и проявлениях. Таким образом, Жива – это проявление Духа Всевышнего, его наивысшая жизнетворящяя суть.

Древние славяне считали, что этот всеобщий Дух Жизни, проявляясь в Высшей Личности Бога (Роде/Рожаниче), сотворяет всемирье и на уровне вселенных действует через Сварога и Ладу. Поэтому традиционно считается, что Жива – это еще и одно из имен Лады. Другие традиции называют этот всеобщий поток жизни Святым Духом, Ки, Чи, Прана, Пневма и т. д.

Мир един и многопроявлен, поэтому надо уметь принять различные его описания (картины мира) – это расширяет наши возможности и позволяет нам в полной мере пользоваться той силой, которая может у нас быть. Например, в науке долгое время существовала гипотеза, что видимый свет – это частица, теперь говорят, что он одновременно и частица, и волна. По аналогии можно сказать, что энергия и состояние воспринимающей ее психики – это одно и то же. Есть энергия – человек чувствует себя здоровым, счастливым, и наоборот, есть состояние наполненности Жизнью – есть энергия. А если эта энергия – это сама Жизнь? Скажите честно, разве может болеть человек или какой-то орган, если он действительно наполнен Жизнью? Конечно же нет!

Славянское ведическое учение о сущности Света Рода Всевышнего, его животворящей силе, различных способах его проявления и взаимодействия с ним носит название «РОДОСВЕТ» и хранится сегодня преимущественно в волховских и знахарских родах Праславии (Подолье Украины). Чтобы более широко раскрыть понятие «Жива», необходимо отметить:

1. Жива как слово и понятие является полным, дословным переводом и соответствием греческого слова – «энергия». Поэтому можно сказать: жива дождя, жива пищи, жива любви. Когда в своем повествовании мы пишем «Жива» с большой буквы, тогда мы хотим подчеркнуть единство с ее истоком (истоком всех сил) – Изначальным Светом Творения.

2. Жива представляет собой бесконечно большой единый поток силы (энергии) бытия, которым пронизано все Всемирье (Вселенная всех вселенных, тело Всевышнего). Все духовное или материальное – живое и является ее проявлением.

3. Поток Живы существует вечно и не имеет временного направления (из прошлого в будущее или наоборот). Он существует повсеместно. Говоря о ней как о потоке, волхвы-пращуры утверждали, что она соотносится с движением межзвездных (межгалактических) пространств, в котором она существует. В то же время Жива выступает неотъемлемой основой этих пространств и самого безграничного пространства – времени.

4. Жива – это главная суть Изначального Света, Духа и Сознания Вселенной (Бога), которая проявляется через Высшие силы (богов), а также действует отдельно. В разных своих спектрах она имеет способность питать (быть пищей), превращая, развивая и сращивая все живое во Вселенной, она организовывает, ладит, соединяет, воскрешает, наполняет достатком и т. д.

5. Пронизывая и наполняя собой пространство, Жива может изменяться, проходя через звездные скопления, которые выступают своеобразными распределителями и проявлениями божественной энергии (каждый на своем уровне Вселенной). Поэтому есть различные спектры Живы, имеющие разную силу влияния и распределения в пространстве и времени.

6. Изначальный Свет в виде Живы льется на все сущее, в то же время Высшие Божественные Сущности (Боги) соответствующего уровня помогают прохождению и распределению ее (энергии Духа Всевышнего) на Небе и на Земле (между метагалактиками, галактиками, звездными системами, планетами, духами родов и конкретными людьми). Кроме этого, они сами порождают свою живу, которая выступает частью всеобщей Живы, как ручейки впадают в реку.

7. Все люди так или иначе взаимодействуют со всеобщей Живой и живой энергией тех Божеств, которые опекают каждый отдельный народ. Каждый народ имеет свои особенности восприятия Живы, связанные с его общим уровнем духовного развития и его Высшем Предназначением от Бога. Соответственно, у различных народов отличается название этой энергии и сила ее влияния – Чи, Ки, Мана, Иесод, Прана.

8. Жива – это божественная сущность материнского, порождающего принципа Вселенной, воплощение (богиня) исцеления, жизнелюбия, здоровья и счастья.

9. На уровне человека Жива излучается и входит через чары тела (энергоцентры, чакры), составляя основу духовной силы человека. Эта сила проявляется-воплощается (материализуется) в окружающем мире через духовные упражнения, мысли, желания, поступки, колословы, мантры и молитвы.

10. Сколько бы мы ни «брали», ни пользовались Живой, меньше ее в мире не станет. Но следует хорошо помнить: во Вселенной существует обмен силой (энергией), ибо «ничто ниоткуда не берется и никуда не исчезает». Поэтому в ответ на полученную от Вселенной силу жизни – Живу мы должны посылать Вселенной (Богу), Высшим Силам и людям, помогающим нашему развитию, свою любовь, благодарность и уважение.

11. Каждому человеку, каждому народу дается соответствующая Жива (сила, энергия) для исполнения своего Предназначения и поддержания какой-то части мироздания – исполнения своей функции (миссии) в нем. Должно помнить о том, что мы есть проявление Всевышнего, следовательно, именно из наших рук, при надобности, должны получать помощь те люди, среди которых мы живем, наш род (народ) и человечество как таковое.

Таким образом, Жива – это комплексное понятие, объединяющее в себе просто энергию жизни, энергию определенных Божеств, энергию Духа Всевышнего. С каким спектром взаимодействует конкретный человек, зависит от высоты его Посвящения и Предназначения. Когда во время обращения к ней, мы говорим: «Зову Свет Изначальный, Матушка-Жива, приди» – таким образом мы призываем ее наивысшую суть.

Источник:
Жива – всеобщая сила жизни
Жива – всеобщая сила жизни В одном из священных преданий славян – «Велесовой книге» – на дощечке 25 читаем: «Это молвил Ору Сварог наш: „Как мои творения создал вас от перст моих (как часть моих
http://esoterics.wikireading.ru/15825

Живой образ жизни

Жизнь — активная форма существования материи, в некотором смысле высшая по сравнению с её физической и химической формами существования; совокупность физических и химических процессов, протекающих в клетке, позволяющих осуществлять обмен веществ и её деление (вне клетки жизнь не существует, вирусы проявляют свойства живой материи только после переноса генетического материала в клетку). Приспосабливаясь к окружающей среде, живая клетка формирует всё многообразие живых организмов. Основной атрибут живой материи — генетическая информация, используемая для репликации.

Более или менее точно определить понятие «жизнь» можно только перечислением качеств, отличающих её от нежизни. На текущий момент нет единого мнения относительно понятия жизни, однако учёные в целом признают, что биологическое проявление жизни характеризуется: организацией, метаболизмом, ростом, адаптацией, реакцией на раздражители и воспроизводством. Также можно сказать, что жизнь является характеристикой состояния организма.

Также под словом «жизнь» понимают период существования отдельно взятого организма от момента возникновения до его смерти.

Имеется большое число определений понятия «жизнь», отражающих различные подходы. Многочисленные определения сущности жизни можно свести к трем основным. Согласно первому подходу, жизнь определяется носителем её свойств (например, белком); согласно второму подходу, жизнь рассматривают как совокупность специфических физико-химических процессов. И, наконец, третий подход — определить минимально возможный набор обязательных свойств, без которых никакая жизнь невозможна.

Фридрих Энгельс дал следующее определение: «Жизнь есть способ существования белковых тел, существенным моментом которого является постоянный обмен веществ с окружающей их внешней природой, причем с прекращением этого обмена веществ прекращается и жизнь, что приводит к разложению белка».

Жизнь можно определить как активное, идущее с затратой полученной извне энергии, поддержание и самовоспроизведение молекулярной структуры.

Русский ученый М. В. Волькенштейн дал новое определение понятию жизнь: «Живые тела, существующие на Земле, представляют собой открытые, саморегулирующиеся и самовоспроизводящиеся системы, построенные из биополимеров — белков и нуклеиновых кислот».

Согласно взглядам одного из основоположников танатологии М. Биша, жизнь — это совокупность явлений, сопротивляющихся смерти.

С точки зрения второго начала термодинамики, жизнь — это процесс, или система, вектор развития которой противоположен по направлению остальным, «неживым» объектам вселенной, и направлен на уменьшение собственной энтропии (см. Тепловая смерть).

В. Н. Пармон дал следующее определение: «Жизнь — это фазово-обособленная форма существования функционирующих автокатализаторов, способных к химическим мутациям и претерпевших достаточно длительную эволюцию за счёт естественного отбора».

По Озангеру и Моровицу (англ.) русск. : «Жизнь есть свойство материи, приводящее к сопряженной циркуляции биоэлементов в водной среде, движимая, в конечном счете, энергией солнечного излучения по пути увеличения сложности»

Существуют также кибернетические определения жизни. По определению А. А. Ляпунова, жизнь — это «высокоустойчивое состояние вещества, использующее для выработки сохраняющих реакций информацию, кодируемую состояниями отдельных молекул».

Существует и физиологическое определение жизни, данное в 1929 году А. Ф. Самойловым, которое не было великим учёным до конца исследовано:

«Жизнь — это замкнутый круг рефлекторной деятельности». Разрыв данного круга в любом его месте (состояние «комы») означает резкое ограничение параметров жизни или даже отсутствие жизни. Сейчас можно несколько расширить данное понятие и указать причины, от которых зависит данный «замкнутый круг». А именно: состояние внешней среды, «власти воли» индивидуума, внутренних вегетативных начал организма, неподвластных «власти воли». Отметим, что понятие «власть воли» так же введено в научное обращение А. Ф. Самойловым.

Жизнь качественно превосходит другие формы существования материи в отношении многообразия и сложности химических компонентов и динамики протекающих в живом превращений. Живые системы характеризуются гораздо более высоким уровнем структурной и функциональной упорядоченности в пространстве и во времени.

Живые системы обмениваются с окружающей средой энергией, веществом и информацией, являясь, таким образом, открытыми системами. При этом, в отличие от неживых систем, в них не происходит выравнивания энергетических разностей и перестройки структур в сторону более вероятных форм, а непрерывно происходит работа «против равновесия». На этом основаны ошибочные утверждения, что живые системы якобы не подчиняются второму закону термодинамики. Однако снижение энтропии в живых системах возможно только за счёт повышения энтропии в окружающей среде (негэнтропия), так что в целом процесс повышения энтропии продолжается, что вполне согласуется с требованиями второго закона термодинамики.

В разное время относительно возникновения жизни на Земле выдвигались следующие гипотезы:

Гипотезы самозарождения и стационарного состояния представляют собой только исторический или философский интерес, так как результаты научных исследований их опровергают.

Гипотеза панспермии не решает принципиального вопроса о возникновении жизни, она только отдаляет его в ещё более далёкое прошлое Вселенной, хотя и не может исключаться как гипотеза о начале жизни на Земле.

Таким образом, единственной общепризнанной в науке в настоящее время является гипотеза биохимической эволюции.

Организм — это основная единица жизни, реальный носитель её свойств, так как только в клетках организма происходят процессы жизни. Как отдельная особь организм входит в состав вида и популяции, являясь структурной единицей популяционно-видового уровня жизни.

Мир живых существ насчитывает несколько миллионов видов. Всё это многообразие организмов изучает биологическая систематика, основной задачей которой является построение системы органического мира. Живая природа сейчас обычно делится на восемь царств: вирусы, протисты, археи, хромисты, бактерии, грибы, растения и животные.

Живая природа организуется в экосистемы, которые составляют биосферу.

Рождение — процесс или результат действия по глаголу «рождать», который, в свою очередь, обозначает появление на свет младенца в результате родов, если речь идет о женщине. Также можно отметить, что применительно к самкам животных это же действие означает появление на свет детёныша.

В переносном смысле слово «рождение» может обозначать процесс или результат появления чего-либо нового.

Рождение является важным понятием в некоторых философских и религиозных системах.

К наукам, изучающим здоровье, относятся: диетология, фармакология, биология, эпидемиология, психология (психология здоровья, психология развития, экспериментальная и клиническая психология, социальная психология), психофизиология, психиатрия, педиатрия, медицинская социология и медицинская антропология, психогигиена, дефектология и другие.

Охрана здоровья человека (здравоохранение) — одна из функций государства. В мировом масштабе охраной здоровья человечества занимается Всемирная организация здравоохранения.

На 2011 год в сфере психологии здоровья изучается преимущественно поведение, связанное со здоровьем — виды, факторы, способы изменения.

Возраст — продолжительность периода от момента рождения живого организма до настоящего или любого другого определённого момента времени.

Обычно под словом «возраст» понимается календарный возраст (паспортный возраст, хронологический возраст), при котором не учитываются факторы развития организма. Наблюдаемые отличия индивидуальных особенностей развития организма от средних показателей послужили основанием для введение понятия «биологический возраст», или «возраст развития».

Поведение — способность животных изменять свои действия под влиянием внутренних и внешних факторов, характерная черта животного типа организации. Поведение имеет огромное приспособительное значение, позволяя животным избегать негативных факторов окружающей среды. У многоклеточных организмов поведение находится под контролем нервной системы.

Растения и бактерии тоже обладают способностью к активному, более того, упорядоченному перемещению под действием внешних факторов (таксису). Примером служат фото- и хемотаксисы бактерий, синезелёных водорослей. Высшие растения также не лишены способности к движению. Хорошо известны никтинастии растений — открывание и закрывание цветков в связи со сменой дня и ночи, фототропизмы листьев, движения растений при охоте на животных, гидро- и хемотропизмы корней.

Тем не менее, поскольку механизмы движения растений носят чисто физиологический характер, нельзя говорить о наличии у них ни поведения, ни психики. В психологии движения растений относят к допсихическому уровню отражения.

Поведение, в отличие от психики, доступно для непосредственного наблюдения и является предметом широкого спектра наук, от психологии, этологии, зоопсихологии и сравнительной психологии до поведенческой экологии.

О?браз жи?зни — (лат. modus vivendi) устоявшиеся, типичные для исторически-конкретных социальных отношений формы индивидуальной, групповой жизни и деятельности людей, характеризующие особенности их общения, поведения и склада мышления в различных сферах. Образ жизни — это устоявшаяся форма бытия человека в мире, находящая своё выражение в его деятельности, интересах, убеждениях. Образ жизни — способ, формы и условия индивидуальной и коллективной жизнедеятельности человека, типичные для конкретно-исторических социально-экономических отношений.

Основными параметрами образа жизни являются труд (учеба для подрастающего поколения), быт, общественно-политическая и культурная деятельность людей, а также различные поведенческие привычки и проявления.

Образ жизни человека — главный фактор, определяющий его здоровье.

Ю. П. Лисицын, опираясь на классификации образа жизни И. В. Бестужева-Лады и др., выделяет в образе жизни четыре категории: «… экономическую — «уровень жизни», социологическую — «качество жизни», социально-психологическую — «стиль жизни» и социально-экономическую — «уклад жизни».

Уклад жизни — образ жизни людей, который определяется:

  • характером собственности на средства производства
  • политическими, экономическими, социальными отношениями
  • ведущей идеологией и т. д.

Стиль жизни — совокупность образцов поведения индивида или группы, ориентированных преимущественно на повседневную жизнь.

Вырабатывается стиль жизни людьми в соответствии с их биологическими, общественными и эмоциональными потребностями.

О стиле жизни судят по внешним формам бытия, в которые входит:

  • организация рабочего и свободного времени
  • занятия вне сферытруда
  • устройство быта
  • манеры поведения
  • ценностные предпочтения, вкусы и др.

Биология — наука о жизни (живой природе), одна из естественных наук, объектами изучения которой являются живые существа и их взаимодействие с окружающей средой. Биология изучает все аспекты жизни, в частности, структуру, функционирование, рост, происхождение, эволюцию и распределение живых организмов на Земле. Классифицирует и описывает живые существа, происхождение их видов, взаимодействие между собой и с окружающей средой.

Как особая наука биология выделилась из естественных наук в XIX веке, когда учёные обнаружили, что живые организмы обладают некоторыми общими для всех характеристиками. Термин «биология» был введён независимо несколькими авторами: Фридрихом Бурдахом в 1800 году, в 1802 году Готфридом Рейнхольдом Тревиранусом и Жаном Батистом Ламарком.

В основе современной биологии лежат пять фундаментальных принципов: клеточная теория, эволюция, генетика, гомеостаз и энергия. В наше время биология — стандартный предмет в средних и высших учебных заведениях всего мира. Ежегодно публикуется более миллиона статей и книг по биологии, медицине и биомедицине.

В биологии выделяют следующие уровни организации:

  • Клеточный, субклеточный и молекулярный уровень: клетки содержат внутриклеточные структуры, которые строятся из молекул.
  • Организменный и органно-тканевой уровень: у многоклеточных организмов клетки составляют ткани и органы. Органы же, в свою очередь, взаимодействуют в рамках целого организма.
  • Популяционный уровень: особи одного и того же вида, обитающие на части ареала, образуют популяцию.
  • Видовой уровень: свободно скрещивающиеся друг с другом особи обладающие морфологическим, физиологическим, биохимическим сходством и занимающие определённый ареал (район распространения) формируют биологический вид.
  • Биогеоценотический и биосферный уровень: на однородном участке земной поверхности складываются биогеоценозы, которые, в свою очередь, образуют биосферу.

Большинство биологических наук является дисциплинами с более узкой специализацией. Традиционно они группируются по типам исследуемых организмов: ботаника изучает растения, зоология — животных, микробиология — одноклеточные микроорганизмы. Области внутри биологии далее делятся либо по масштабам исследования, либо по применяемым методам: биохимия изучает химические основы жизни, молекулярная биология — сложные взаимодействия между биологическими молекулами, клеточная биология и цитология — основные строительные блоки многоклеточных организмов, клетки, гистология и анатомия — строение тканей и организма из отдельных органов и тканей, физиология — физические и химические функции органов и тканей, этология — поведение живых существ, экология — взаимозависимость различных организмов и их среды.

Передачу наследственной информации изучает генетика. Развитие организма в онтогенезе изучается биологией развития. Зарождение и историческое развитие живой природы — палеобиология и эволюционная биология.

На границах со смежными науками возникают: биомедицина, биофизика (изучение живых объектов физическими методами), биометрия и т. д. В связи с практическими потребностями человека возникают такие направления, как космическая биология, социобиология, физиология труда, бионика.

Организм — живое тело, обладающее совокупностью свойств, отличающих его от неживой материи.

Как отдельная особь организм входит в состав вида и популяции, являясь структурной единицей популяционно-видового уровня жизни.

Организмы — один из главных предметов изучения в биологии. Для удобства рассмотрения все организмы распределяются по разным группам и категориям, что составляет биологическую систему их классификации. Самое общее их деление — на ядерные и безъядерные. По числу составляющих организм клеток их делят на внесистематические категории одноклеточных и многоклеточных. Особое место между ними занимают колонии одноклеточных.

Формирование целостного многоклеточного организма — процесс, состоящий из дифференцировки структур (клеток, тканей, органов) и функций и их интеграции как в онтогенезе, так и в филогенезе. Многие организмы организованы во внутривидовые сообщества (например, семья или рабочий коллектив у людей).

Искусственная жизнь — изучение жизни, живых систем и их эволюции при помощи созданных человеком моделей и устройств. Данная область науки изучает механизм процессов, присущих всем живым системам, невзирая на их природу. Хотя этот термин чаще всего применяется к компьютерному моделированию жизненных процессов, он также подходит и к жизни в пробирке (англ. wet alife ), изучению искусственно созданных белков и других молекул.

Признаки жизни — характеристики, по которым можно обнаружить наличие жизни у организма, на местности, на других планетах.

Однозначного ответа о существовании жизни на Марсе в настоящее время наука дать не может, однако близость и сходство с Землёй дают предпосылки к поиску возможных форм жизни. Вопрос о существовании в настоящее время или же в прошлом жизни на Марсе остаётся открытым.

Жизнь после смерти или загробная жизнь — ненаучное представление о продолжении сознательной жизни человека после смерти. В большинстве случаев подобные представления обусловлены верой в бессмертие души, характерной для различного вида религиозных мировоззрений.

Представления о загробной жизни присутствуют в различных религиозных и философских учениях. Среди основных представлений:

  • воскрешение мёртвых — люди будут воскрешены Богом после смерти;
  • реинкарнация — душа человека возвращается в материальный мир в новых воплощениях;
  • посмертное воздаяние — после смерти душа человека попадает в ад или рай в зависимости от земной жизни человека.

Бессмертие — жизнь в физической или духовной форме, не прекращающаяся неопределённо (или сколь угодно) долгое время.

Говоря о бессмертии в физической форме, различают условное биологическое бессмертие (отсутствие индивидуальной смерти как заключительной стадии онтогенеза — см. Размножение делением) одноклеточных организмов и гипотетическое биологическое бессмертие сложноорганизованных многоклеточных живых существ, в том числе — и прежде всего — человека.

Под бессмертием в духовной форме — в религиозном, философском, мистическом и эзотерическом смыслах — подразумевают вечное существование индивидуума («я», душа, монада), индивидуальной воли (палингенезия в философской системе Артура Шопенгауэра), комплекса составляющих индивидуальной личности (скандхи в феноменологии буддизма), универсального духовного субстрата (трансперсональное бессознательное в аналитической психологии Карла Густава Юнга, ноосфера в религиозно-философской концепции Пьера Тейяра де Шардена и др).

Отдельный предмет религиозно-философских рассуждений — бессмертие (вечносущность) как атрибут Бога.

Источник:
Живой образ жизни
Жизнь — активная форма существования материи, в некотором смысле высшая по сравнению с её физической и химической формами существования; совокупность физических и химических процессов, протекающих
http://medviki.com/%D0%96%D0%B8%D0%B7%D0%BD%D1%8C

Живой образ ребенка

Давайте немного помечтаем! Представьте, что Вы в саду. Вы подходите к дереву. Что это за дерево? Какие на нем листья? Есть ли у этого дерева плоды? Опишите для себя и время года и время дня, а может быть Вы оказались у дерева ночью? Что еще окружает Вас и Ваше дерево? Теперь представьте что это не просто ваша мысль, представьте что Вы сами находитесь у этого дерева, видите его, слышите запах листвы, дерево словно живое качается от ветерка, расцветает на ващих глазах, а может быть с него падают листья. Теперь попробуйте увидеть этот же живой образ как бы в будущем.

С деревом получилось? А теперь попробуйте то же самое сделать для Вашего будущего ребенка. Создайте его живой образ в своих мыслях. Создайте ему окружение. Пусть в Ваших мыслях малыш сосет палец или играет в футбол. Опишите его сейчас и увидьте, увидьте живым и радующимся жизни.

Попросите и мужа помечтать о Вашем будущем ребенке, задавайте ему наводящие вопросы, включите его в игру с МЕЧТОЙ! И Ваша мечта обязательно воплотится!

Подпишись на сообщество « Мой дом — моя крепость » и получай другие записи в новостную ленту.

Источник:
Живой образ ребенка
Пользователь Виктория Кудрявцева оставила запись: Давайте немного помечтаем! Представьте, что Вы в саду. Вы подходите к дереву. Что это за дерево? Какие на нем листья? Есть ли у этого дерева плоды? Опишите для себя и время года и время дня, а может быть Вы оказались у дерева ночью? Что еще окружает …
http://detstrana.ru/community/planirovanie-i-beremennost/obraz-zhizni-planiruyuschih/zhivoj-obraz-rebenka/

О возникновении концепта «Живая жизнь» у Достоевского Текст научной статьи по специальности — Литература

О возникновении концепта «Живая жизнь» у Достоевского Текст научной статьи по специальности «Литература. Литературоведение. Устное народное творчество»

Аннотация научной статьи по литературе, литературоведению и устному народному творчеству, автор научной работы — Кунильский А. Е.

В связи с возникновением выражения «живая жизнь» в повести Ф.М.Достоевского «Записки из подполья» исследуются факты использования этого концепта в русской литературе XIX в. И вносятся серьезные коррективы в существующие представления. Особое внимание уделено статьям и стихотворениям Ап.Григорьева, актуализировавшего понятие-образ «живая жизнь» для Достоевского. В статье говорится о тех смысловых элементах, которые вводит в тезаурус концепта Достоевский и которые не акцентировались его предшественниками.

Похожие темы научных работ по литературе, литературоведению и устному народному творчеству , автор научной работы — Кунильский А.Е.,

Текст научной работы на тему «О возникновении концепта «Живая жизнь» у Достоевского»

О ВОЗНИКНОВЕНИИ КОНЦЕПТА «ЖИВАЯ ЖИЗНЬ» У ДОСТОЕВСКОГО

Петрозаводский государственный университет

In connection with appering of „Alive life“ expression in Dostoevski’s novel „Notes from the Cellar“ facts of using this concept are being studied in the literature of the 19th century. Serious amendments are being added to the existing point of view. Special attention is given to consideration to the articles and lyrics of Grigor’eva, brought up to date the idea-form of „alive life“ for Dostoevski. It (the article) says about semantic elemets, which puts in thesaurus Dostoevski’s concept and which were not given to consideration by his predecessors.

Концепт «живая жизнь» играет важную роль в художественных и публицистических произведениях Достоевского, однако до сих пор не существует специальных работ, посвященных вопросу о его происхождении, смысловых оттенках и культурном контексте, в котором он функционировал.

В академическом Полном собрании сочинений Достоевского примечания к «Запискам из подполья»

[1], где впервые писателем используется выражение «живая жизнь», оставляют это выражение без комментария. Он появляется в 17-м томе в примечаниях к роману «Подросток». Автор комментария Г.Я.Галаган указывает на значимость понятия «живая жизнь» для Достоевского. В характеристике этого понятия исследовательница опирается на статью В.Л.Комаровича «Роман „Подросток“ как художественное единство»

[2]: «Понятие „живая жизнь“ В.Л.Комарович связывал с традициями старших славянофилов, употреблявших слово „живой“ в смысле „истинно сущий“. Термины „живое знание“, „живознание“ неоднократно встречаются в таких, например, работах А.С.Хомякова, как „Второе письмо о философии к Ю.Ф.Самарину“ и „Разговор в Подмосковной“. Понятие „живая жизнь“ в смысле истинная, „горячая“ употребляется и И.В.Киреевским в статье „Жизнь Стефенса“». Г.Я.Галаган предположила, что представление о «живой жизни» и у славянофилов и у

Герцена (который использовал его в письме 1859 г., опубликованном в 1870 г. [3]) восходит к Шеллингу (XVII, 287). Приведенные положения легли в основу комментариев к «Запискам из подполья» в последующих изданиях сочинений Достоевского [4].

В 1981 г. в журнале «Русская речь» были опубликованы две статьи, в которых затрагивался вопрос об использовании в отечественной культуре выражения «живая жизнь» и о его происхождении. Автор первой статьи отмечает: «влияние немецкого языка на сочетание живая жизнь в русском языке кажется несомненным в связи с общим влиянием немецкой философии на философские истоки марксизма» [5]. Непонятно, почему появление в русском языке выражения «живая жизнь» связывается с марксизмом. Также обращает на себя внимание тот факт, что не приводятся цитаты из сочинений представителей немецкой классической философии, в которых встречалось бы сочетание «живая жизнь». Зато автор второй статьи отмечает: «Можно указать не гипотетический, а точный источник выражения „живая жизнь“. Это — трагедия Ф.Шиллера „Мессинская невеста“ (1803 г.). Там есть строка: „Жизнь в ней живая. “.

В оригинале это место звучит так: „ein lebendiges Leben“» [6].

Скорее всего, именно в поэзии (а не в философии или публицистике) родилось новое слово. Знаком-

ством с немецкой культурой, видимо, объясняется использование словосочетания «живая жизнь» в 1829 г. бывшим дерптским студентом * Николаем Языковым в стихотворении «Прощальная песня»:

Могучий Бог ведет меня далече От вас, моих сограждан-бурсаков:

Найду ли где поэзию трудов,

Наш дивный быт и пламенное вече,

Живую жизнь и мысли без оков? [7]

Это стихотворение было опубликовано в «Невском альманахе» на 1830 г.

В 1842 г. выражение «живая жизнь» появляется в работе К.С.Аксакова «Несколько слов о поэме Гоголя: Похождения Чичикова, или Мертвые души». Говоря о новом произведении Гоголя, критик восхищается тем, что в нем «все, от начала до конца, — полно одной неослабной, неустающей, живой жизни, той жизни, которою живет предмет, перенесенный весь и свободно без малейшей утраты в область искусства; жизнь всюду, в каждой строке.» [11]. Через пять лет К.Аксаков употребляет понятие «живая жизнь» как синоним жизни «народной», противопоставляемой «отвлеченности эгоизма» [12] («Три критические статьи г-на Имрек», 1847).

Вышедший из того же круга «любомудров», что и Киреевский, кн. В. Ф. Одоевский упоминает о «живой жизни» в романе «Русские ночи» (в конце «Ночи седьмой»), опубликованном в 1844 г. Здесь «живая жизнь» — это естественная для организма (растения, человека), согреваемая любовью среда, которую не могут заменить никакие искусственные условия: «Думали, что можно исправить человека, как растение, пересадя его в теплицу; кажется, разочли очень верно все законы природы, которые могут на него действовать, свет, воздух, — но забыли одно:

* В университете г. Дерпта (ныне — г. Тарту) преподавание в значительной части велось немецкими профессорами и на немецком языке.

силу любви, двигающей горами; пока растение в теплице — оно, кажется, излечилось, исправилось; едва попало на прежнюю почву, все труды над ним потеряны, ибо живой жизни ему не дали» [13].

Таким образом, выражение «живая жизнь» пусть не часто, но встречается в русской литературе конца 20-х — 40-х годов XIX в. Все указанные случаи могли быть известны Достоевскому и повлиять на его творчество. Но вот кто несомненно актуализировал для автора «Записок из подполья» понятие-образ «живой жизни», так это Аполлон Григорьев, ведущий критик в журнале братьев Достоевских «Время».

В № 2 журнала «Время» за 1861 г. появляется статья Ап. Григорьева «Народность и литература». Автор выступает в ней против отвлеченности, теоретичности взглядов у представителей двух основных направлений в современной ему отечественной культуре — западников и славянофилов. «Западничество с готовыми мерками, со взятыми напрокат данными приступило к живой жизни» [14]. Но и славянофилы, «отвечая на теорию западничества, постоянно завлекались тоже в теорию, которая, в сущности, как и всякая теория, мало уважала живую жизнь» [15].

Для Ап. Григорьева одним из проявлений «живой жизни» является искусство, именно поэтому ему противопоказан дидактизм. О драме Л.Мея «Псковитянка» критик пишет: «Перед вами нет живых лиц и живой жизни: вместо них фигуры с ярлыками на лбу» [16].

«Теории» Ап. Григорьев предпочитает «идеал» как не противоречащий «живой жизни»: «Когда идеал лежит в душе человеческой, признается за нечто вечное, неизменное, всегда и во все времена ей одинаково присущее — он не требует никакой ломки фактов живой жизни; он ко всем равно приложим и все равно судит» [17].

В статье «Оппозиция застоя: Черты из истории мракобесия» Ап. Григорьев касается вопроса об отношениях между религией и светской культурой. Он критикует тех журналистов (прежде всего из таких изданий, как «Маяк» и «Домашняя беседа»), которые о театральных и литературных произведениях судят с жестких позиций и обвиняют их авторов и героев в антихристианстве. Ап. Григорьев сравнивает борьбу с театром у представителей раннего христианства и у современных ему ревнителей благочестия: «Одним словом, это была борьба духа с плотью, отжившею и извращенною буквою, тогда как у наших мраколюб-цев стало это — борьбою мертвой буквы против живой жизни» [18]. Ограниченной, пуристской позиции «Маяка» и «Домашней беседы» в статье противопоставляется направление «Москвитянина»: «Оно верило в живую жизнь, и неслось по ее волнам, нередко с илом и тиною» [19].

Дважды выражение «живая жизнь» появляется у Ап. Григорьева в статьях, посвященных творчеству Л.Н.Толстого. В первом случае оно связывается с понятиями «род» и «община», которые были предметами дискуссий между западниками и славянофилами. Григорьев полагает, что споры не были бы столь горячими, «если бы корнями своими эти „ученые понятия“ не врастали в живую жизнь, не определяли бы так или иначе ее значение в прошлом, настоящем и будущем» [20].

Высокое, светское происхождение писателя не закрывает для него возможности чувствовать и изображать «живую жизнь»: «становится понятным, когда читаешь этюды Толстого, каким образом, несмотря на ту же исключительную сферу, натура Пушкина сохранила в себе живую струю народной, широкой и общей жизни, способность и понимать эту живую жизнь и глубоко ей сочувствовать и временами даже с нею отождествляться» [21].

В использовании Аполлоном Григорьевым понятия «живая жизнь» обращает на себя отсутствие жесткой идеологической или социальной привязки. «Живая жизнь» проявляется и в быту и в литературе, в народном бытии и в существовании представителей высших сословий, в спорах представителей противоположных идейных направлений, в христианской практике и в сфере театральной. Единственное, что ей противопоказано, — это формализация, регламентация, теоретическое засушивание. В «живой жизни» всегда сохраняется элемент непредсказуемости, противоречивости, «соринки», подчеркивающий ее живой, а не искусственный характер. В стихах Ап. Григорьева дух жизни может быть назван «лукавым»:

Не отдавайся тайным мукам,

Когда лукавый жизни дух Тебе то образом, то звуком Волнует грудь и дразнит слух!

Не отдавайся. С ним опасно Непозволительно шутить.

Он сам живет и учит жить Полно, широко, вольно, страстно!

(«Больная птичка запертая.», 1858) [22].

«Лукавый жизни дух» Ап. Григорьева, конечно же, это не совсем то, что «дух жизни» Хомякова, который заключает в себе начало христианской свободы и веры, но скрывается именно в «былом» или в «грядущих днях», а не здесь и не сейчас. Так, обращаясь к России, Хомяков восклицал:

О, вспомни свой удел высокой!

Былое в сердце воскреси И в нем сокрытого глубоко Ты духа жизни допроси!

Образ «живой жизни» из статей Ап. Григорьева 1861—1862 гг. перекочевал в его стихи. В поэме «Вверх по Волге» (1862) автор, описав страстное свидание с возлюбленной, спрашивает своего учителя (М.П.Погодина), может ли тот дать этому название (отрицательный ответ очевиден):

Ведь это не вопрос норманской Не древность азбуки славянской,

Не княжеских усобиц ряд.

В живой крови скальпель потонет,

Живая жизнь под ним застонет,

А хартии твои молчат,

Неловко ль, ловко ль кто их тронет [24].

Повесть Достоевского «Записки из подполья» (1864) была своеобразным продолжением поэмы Ап.Григорьева «Вверх по Волге». Не случайно она вызвала одобрение критика: видимо, он нашел здесь нечто близкое себе, своему представлению о жизни. Позднее в письме к Н.Н.Страхову Достоевский вспоминал «слова Ап. Григорьева, похвалившего мои „Записки из подполья“ и сказавшего мне тогда: „Ты в этом роде и пиши“» (XXIX, кн.1, 32).

В обоих произведениях изображены отношения героя с падшей женщиной, заканчивающиеся разрывом. И в поэме и в повести представлена амбивалентность страстей, владеющих человеком. Но у Достоевского, впервые использовавшего здесь выражение «живая жизнь», в тезаурус данного понятия входят смысловые элементы, которые не акцентировались Григорьевым. Это гармоничная (не амбивалентная) любовь и прощение.

Герой «Записок из подполья», именно потому, что «от „живой жизни“ отвык», представляет любовь лишь как борьбу, завоевание и не знает, «что делать с покоренным предметом». Любовь Лизы вызывает его на то, чтобы покончить с привычным для него одиночеством, к чему он не готов (интимофобия). «„Живая жизнь“ с непривычки придавила меня до того, что даже дышать стало трудно» (V, 176).

Концепту «живая жизнь» было суждено большое будущее в дальнейшем творчестве Достоевского. При всем своеобразии его понимания писателем выражение это наследовало «григорьевскую» неоднозначность, препятствующую превращению в клише. Для того, чтобы описать весь спектр значений понятия «живая жизнь» у Достоевского, потребуется специальная большая работа. Укажу здесь на несколько

случаев, два из которых чаще всего фигурируют в работах о Достоевском, а остальные незаслуженно оставляются без внимания. В романе «Подросток» Версилов говорит, что живая жизнь — это «должно быть нечто ужасно простое, самое обыденное и в глаза бросающееся, ежедневное и ежеминутное, и до того простое, что мы никак не можем поверить, чтоб оно было так просто, и, естественно, проходим мимо вот уже многие тысячи лет, не замечая и не узнавая» (XIII, 178). В первой главе декабрьского выпуска «Дневника писателя» за 1876 г. предлагается «окончательная формула» живой жизни»: «Словом, идея о бессмертии — это сама жизнь, живая жизнь, ее окончательная формула и главный источник истины и правильного сознания для человечества» (XXIV, 4950).

Как уже было сказано, приведенные два примера наиболее популярны у достоевсковедов. Но есть и другие, не менее интересные. В подготовительных материалах к роману «Подросток» появляется выражение «публика и ее живая жизнь», и эта «живая жизнь» в ценностном плане представляет собой нечто менее значительное, чем «настоящий героический тип», который собирается создать Достоевский (XVI, 7). Героический, он же «хищный», тип испытывает «страстную и неутомимую потребность наслаждения жизнью, живою жизнью» (XVI, 39). Здесь же Васин говорит, «что живая жизнь (сила) вне центра» (XVI, 233). Это только некоторые случаи бытования концепта «живая жизнь» в текстах Достоевского, заслуживающие того, чтобы серьезно заняться их истолкованием и систематизацией — конечно же, подразумевающей некую смысловую свободу и невыразимость.

1. Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч.: В 30 т. Л.: Наука, 1973. Т.5. В дальнейшем ссылки на это издание даются в тексте (римская цифра обозначает том, арабская — страницу).

2. Ф.М.Достоевский: Статьи и материалы / Под ред. А.С.Долинина. Сб.2. Л.-М., 1924. С.33-34 и др.

3. Сборник посмертных статей А.И.Герцена. Женева, 1870. «Отношение доктрины к предмету есть религиозное от-

ношение, то есть отношение с точки зрения вечности; временное, преходящее, лица, события, поколения едва входят в Campo Santo науки или входят уже очищенные от живой жизни, вроде гербария логических теней». См.: Герцен А.И. Собр. соч.: В 30 т. М., 1956. Т.9. С.251.

4. См. комментарий Е.И.Кийко в кн.: Достоевский Ф.М.

Собр. соч.: В 15 т. Л.: Наука, 1989. Т. 4. С. 772. См. также: Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч.: Канонические тексты. Петрозаводск: Изд-во Петрозаводского гос. унта, 2005. T.VI. С.676-677.

5. Денисов П.Н. Живой, как жизнь // Русская речь. 1981.

6. Фойницкий В.Н. Об источнике выражения «живая жизнь» // Русская речь. 1981. №2. С.11.

7. Языков Н.М. Стихотворения и поэмы. Л., 1988. С.237-238. Данное стихотворение вошло в состав сб.: Русская лирическая поэзия для девиц. Ч.1. / Ред. Владимир Сто-юнин. СПб., 1859. С.103. Очевидно, этот сборник имел в виду Достоевский в романе «Идиот» (VIII, 51). См. об этом: Кунильский А.Е. «Лик земной и вечная истина»: О восприятии мира и изображении героя в произведениях Ф.М.Достоевского. Петрозаводск, 2006. С.281-282.

8. Киреевский И.В. Избр. статьи. М., 1984. С.101.

9. См. комментарий В.А.Котельникова в кн.: Киреевский И.В. Избр. статьи. С.354. См также: Русские писатели. 1800—1917: Биограф. словарь. Т.2: Г—К. М., 1992. С.221.

10. Киреевский И. В. Полн. собр. соч. / Изд. А.И.Кошелев. М., 1861. T.II. С.96.

11. Аксаков К.С. Эстетика и литературная критика. М., 1995. С.80.

13. Одоевский В.Ф. Русские ночи. Л., 1975. С.102-103.

14. Славянофильство: pro et contra. СПб., 2006. С.287.

16. Явления современной литературы, пропущенные нашей критикой. II. «Псковитянка», драма Л.Мея // Время. 1861. №4. Апрель. С.137-138.

17. Григорьев А.А. Белинский и отрицательный взгляд в литературе // Время. 1861. №4. Апрель. С.21.

18. Григорьев А.А. Оппозиция застоя: Черты из истории мракобесия // Время. 1861. №5. Май. С.63.

20. Григорьев А.А. Явления современной литературы, пропущенные нашей критикой. Граф Л.Толстой и его сочинения // Время. 1862. №1. Январь. С.19.

21. Григорьев А.А. Явления современной литературы, пропущенные нашей критикой. Граф Л.Толстой и его сочинения. Статья вторая // Время. 1862. №9. Сентябрь. С.25.

22. Григорьев Аполлон. Соч.: В 2 т. М., 1990. Т.1. С.124.

23. Хомяков А.С. Стихотворения и драмы. Л., 1969. С.112.

24. Григорьев Аполлон. Соч.: В 2 т. Т.1. С.237.

Источник:
О возникновении концепта «Живая жизнь» у Достоевского Текст научной статьи по специальности — Литература
В связи с возникновением выражения «живая жизнь» в повести Ф.М.Достоевского «Записки из подполья» исследуются факты использования этого концепта в русской литературе XIX в. И вносятся серьезные коррективы в существующие представления. Особое внимание уделено статьям и стихотворениям Ап.Григорьева, актуализировавшего понятие-образ «живая жизнь» для Достоевского. В статье говорится о тех смысловых элементах, которые вводит в тезаурус концепта Достоевский и которые не акцентировались его предшественниками.
http://cyberleninka.ru/article/n/o-vozniknovenii-kontsepta-zhivaya-zhizn-u-dostoevskogo

Что Представляет Собой Образ Жизни, Основанный На Живых Продуктах

Что Представляет Собой Образ Жизни, Основанный На Живых Продуктах

Образ жизни, основанный на живой пище, — это больше, чем диета. Вы берете полную ответственность за Ваши потребности. Живая еда состоит из наиболее питательных продуктов, которые существуют, и они легки для усвоения. Живая еда состоит из сверхпитательной молодой органической зелени, пророщенных орехов, семечек и зерен, большого числа ферментированных продуктов, ускоряющих дегидрацию пищи. Продукты, такие как: «Реджувелак», «Энергетический суп» – наиболее полноценная еда. Вдобавок, свежий сок ростков пшеницы повышает уровень заживления, делает Вас более жизнеспособными и здоровыми. Все эти продукты приготовлены без термической обработки. Тепловая обработка продуктов разрушает энзимы, необходимые для жизненной силы.

Не нужно беспокоиться о том, что Вы не получите достаточное количество определенных витаминов или протеинов во время употребления высокоэнергетических веществ. В энергетическом супе содержится более чем достаточное количество протеина, особенно в пророщенных бабах в супе. Энергетический суп также состоит из авокадо, который, который является отличным источником протеина. Даже зелень изобилует протеинами. Протеиновые зерна и сыр из семечек являются высококонцентрированным источником протеина с энзимами, способствующими легкому усвоению.

Установлено, что организм поглощает 20-30 % протеинов из мяса. Протеина из ореха и семечек организм всасывает до 95 %, особенно, когда он предлагается в форме, легкой для усвоения. Таким образом, получать большое количество протеинов можно, придерживаясь всецело диеты, основанной на живых продуктах. Продукты, такие как, сыр из семечек и протеиновые зерна следует употреблять в качестве нерегулярной закуски. Есть для того, чтобы обогатить организм питательными веществами, а не для того, чтобы только поесть, является, возможно, единственной важной вещью, о которой Вам следует помнить постоянно.

Ввиду того, что общество в своем развитии всё дальше и дальше уходит от природы, всё больше и больше условий, необходимых для здорового образа жизни нам явно не достает. Поскольку наши потребности постоянно меняются, постоянно эволюционируют и потребности в живых продуктах на определенной территории. Возможно, Вы заметили, что я больше не защищаю соки, за исключением сока из ростков и сока дыни.

Соки, такие как, зеленые коктейли могут действовать как сильные очистители для организмов большинства людей, чрезвычайно токсичных из-за окружающей среды и злоупотребления диетами. Смешивание в блендере помогает организму чистить себя самостоятельно и таким образом восстанавливать здоровье быстрее, чем только употребление продуктов и салатов, более того, это не обременяет организм токсинами при быстром очищении. Употребление сбалансированной питательной пищи, перемолотой в блендере, является неоценимой помощью для Вашего иммунитета, что также позволяет преодолеть «неизлечимые» проблемы со здоровьем.
Соки не содержат волокна. Отделение волокон и других элементов от соков есть результат того, что продукты сбалансированы не так как в самой природе. Природа снабжает нас полноценными продуктами в превосходной «упаковке». Реджувелак

Смешивание в блендере: решение проблем с пищеварением.

Из-за проблем с пищеварением, с которыми сталкивается 90% населения, необходимо иметь средства, способные помочь организму усваивать питательные вещества. Блендирование (смешивание в блендере) – чудесное решение наших проблем с пищеварением. Люди часто спрашивают меня о смешивании в блендере. Смешивание в блендере продуктов не уничтожает никаких природных элементов. Люди заявляют, что блендирование не существует в природе. Мой ответ на это – никогда ранее в природе не существовало проблем с пищеварением таких, от которых мы сейчас страдаем. Наше игнорирование природы сделало все вокруг неестественным, поэтому любой подобный аргумент не приемлем.

Смешивание продуктов в блендере с реджувелаком позволяет предотвратить потерю витаминов, потому что витамин Е, содержащийся реджувелаке, действует как интиоксидант. Блендирование – средство помощь нам переживать нашу пищу для того, чтобы сделать ее легкоусвояемой. Любое число пережевываний пищи не может обеспечить тот уровень легкоусвояемой пищи, который достигается посредством использования блендера, особенно, когда смешивание происходит с реджувелаком, который содержит большое количество энзимов.

Я пыталась сделать как можно проще образ жизни, основанный на живых продуктах. Высокоэнергетический питательный суп может быть приготовлен утром и будет сохранять свои свойства в течение всего дня. Он может храниться в термосе в холодильнике. Протеиновые зерна и дегидрированные бананы отлично подходят для путешествия и позволят Вам избежать нездоровых перекусов. Это действительно очень легко! Нет необходимости концентрировать свое внимание на болтовне и сплетнях о содержании витаминов и их количестве, поскольку каждый элемент присутствует в энергетическом супе в наиболее подходящей и сбалансированной форме.

Из книги: «Восстанови свое здоровье с высокоэнергетическим и обогащенном энзимами питанием: образ жизни, основанный на живых продуктах», Энн Вигмор, 1991, ст. 28-30.
Перевод с английского Светланы Ремезовой, октябрь 2009 г.

Источник:
Что Представляет Собой Образ Жизни, Основанный На Живых Продуктах
Данная статья поясняет, почему при переходе на растительное питание сырой пищей человек приобретает здоровье. Расскзывается о живых продуктах — реджувелаке, соке ростков пшеницы, пророщенных зернах, фруктах и овощах. Как очистить организм и избавиться от заболеваний.
http://www.rusarticles.com/medicina-i-zdorove-statya/chto-predstavlyaet-soboj-obraz-zhizni-osnovannyj-na-zhivyx-produktax-1427314.html

(Visited 1 times, 1 visits today)

CATEGORIES