Здоровый образ жизни рассматривается как какая категория

Здоровый образ жизни

В результате изучения главы студент должен:

знать

  • • категории, характеризующие образ жизни;
  • • основные элементы здорового образа жизни;
  • • виды профилактики заболеваний;

уметь

  • • соотносить образ жизни со структурой причин, обусловливающих современную патологию;
  • • использовать методы гигиенического обучения и воспитания в практике социальной работы;

владеть

  • • системным подходом в оценке образа жизни;
  • • современными технологиями формирования здорового образа жизни.

Среди факторов, определяющих здоровье, самое существенное влияние на него оказывает образ жизни. Изучение влияния на здоровье человека различных факторов стало одной из приоритетных задач социальной медицины еще в XIX в. Исследования, проводимые в данной сфере учеными, позволили разработать концепцию факторов риска, а также определить степень их влияния на здоровье.

Прошедший XX в. вошел в историю как век научно-технического прогресса. Однако улучшение качества жизни, облегчение труда и быта людей, связанные с его достижениями, не сделали здоровье поколения наших современников лучше.

К сожалению, приходится констатировать, что многие последствия научно-технического прогресса являются факторами риска, а порой и причиной развития многих болезней. Гипокинезия, нерациональное питание, вредные привычки (курение, неумеренное потребление алкогольных напитков) спровоцировали широкое распространение так называемых «болезней цивилизации», к которым относятся сердечно-сосудистые, онкологические и другие заболевания и состояния, которые являются ведущими причинами преждевременной смертности населения в настоящее время.

Не следует забывать и еще об одном последствии научно-технического прогресса и урбанизации – стрессах, имеющих у жителей крупных мегаполисов хронический характер и являющихся одной из причин широкого распространения в современном обществе нервных и психических расстройств.

В понятие «образ жизни» входит конкретный способ жизнедеятельности людей в производственном процессе, в социальной и культурной сферах. Образ жизни является выражением общественных норм поведения, опирающихся на определенные правила, обычаи, национальные особенности, отражает своеобразие материального и духовного развития.

По мнению Ю. П. Лисицына, данное понятие характеризуется как существенные и типичные для данного общества способы материальной и духовной жизнедеятельности людей, реализуемые в конкретных социальных и природных условиях.

Образ жизниэто система наиболее существенных, типичных характеристик деятельности, активности людей в единстве их количественных и качественных сторон, являющихся отражением уровня развития производительных сил и производственных отношений. Иными словами, образ жизни человека отражает степень развития общества и общественных отношений и одновременно зависит от нее.

В Международном терминологическом словаре санитарного просвещения дано следующее определение этого понятия: «Здоровый образ жизни – это гигиеническое поведение, базирующееся на научно обоснованных санитарно-гигиенических нормативах, направленных на сохранение и укрепление здоровья, обеспечение высокого уровня трудоспособности, достижение активного долголетия». Здесь акцент делается на гигиеническом поведении как определенной, основанной на знаниях модели здоровьесберегающей жизнедеятельности человека.

Количественная сторона образа жизни раскрывается «уровнем жизни», который позволяет оценить степень удовлетворения материальных и культурных потребностей членов общества, – реальный доход на душу населения (величина зарплаты), степень доступности образования, медицинской помощи, уровень культуры. Качественной стороной образа жизни является комплекс ценностей и установок.

Однако не всякий образ жизни способствует здоровью. Д. К. Соколов выявил, что из основных причин, способствующих смерти больных, удельный вес нездорового образа жизни составляет 52% при болезнях органов кровообращения, 35% при новообразованиях, 59% при несчастных случаях, отравлениях, травмах.

Структура образа жизни включает такие параметры, как характер активности людей (интеллектуальная, физическая), сферы активности (трудовая, внетрудовая), виды активности (производственная, социальная, культурная, образовательная, деятельность в быту, физическая, медицинская и др.). Выделение этих структур образа жизни обусловлено тем, что причины возникновения многих болезней находятся вне сферы влияния медицины, а зависят от самого человека.

Рассмотрим категории образа жизни – уровень жизни, качество жизни, уклад жизни и стиль жизни.

Уровень жизни как категория экономическая характеризуется размером национального дохода, приходящегося на душу населения, а также объемом услуг, потребляемых населением за год, долей питания в структуре потребления. Особенностью является то, что данная категория определяет жизнедеятельность людей только в сфере потребления.

При этом необходимо понимать, что уровень жизни нельзя рассматривать на основе средних показателей. Реальная картина потребления раскрывается только с помощью дифференцированных показателей, относящихся к различным слоям и группам населения. Для современной России дифференциация общества по уровню жизни весьма существенна.

Качество жизни как социологическая категория рассматривается с различных позиций. Так, например, ее можно характеризовать с точки зрения качества жилищных условий, питания, уровня комфортности работы, удовлетворенности общением. Вместе с тем существует и другое понимание: это степень запроса и удовлетворенности человеческих потребностей. Тем самым подчеркивается индивидуальный характер данной категории.

Под укладом жизни как социально-экономической категорией обычно понимают порядок общественной жизни, быта, культуры, в рамках которого происходит жизнедеятельность людей. Следовательно, уклад жизни определяется системой ценностей, взглядов, привычек населения, существующей в данном обществе, и зависит от нее.

Стиль жизни как категория социально-психологическая складывается на основе психологических и психофизических особенностей поведения личности. В отличие от других рассмотренных выше категорий, характеризующих образ жизни, стиль жизни – это, скорее, категория индивидуальная, относительно устойчивый стереотип поведения, отношений, ценностных ориентаций как отдельного человека, так и отдельной группы или социальной общности, сформированных в процессе социализации. При этом следует учесть, что стиль жизни, как и образ жизни человека и семьи, не складывается сам по себе, а зависит от различных обстоятельств и формируется в течение жизни целенаправленно и постоянно.

Как отмечалось во второй главе, в ряду основных факторов риска, обусловливающих здоровье (или нездоровье), ведущим является образ жизни, составляющий более 50% из всех влияющих на здоровье факторов.

Рассматривая влияние образа жизни на здоровье, необходимо подчеркнуть, что в одних случаях элементы поведения формируют здоровье и такое поведение оценивается как позитивное. В других случаях эти же элементы поведения с гигиенических позиций являются факторами риска и поведение оценивается со знаком минус в аспекте влияния на здоровье.

Основным постулатом, на который опирается ВОЗ в своей программе «Здоровье–21», является поведенческий фактор. Формирование здорового поведения, лежащее в основе приоритетов деятельности этой международной организации на ближайшие годы и имеющее глобальное значение, способствует решению снижения (или даже ликвидации) наиболее значимых инфекционных и широко распространенных неинфекционных заболеваний, обусловленных факторами риска.

Определение понятия «здоровый образ жизни» продолжает оставаться объектом теоретических дискуссий ученых и специалистов. Приведем некоторые из них.

Ю. П. Лисицын считает, что здоровый образ жизни – это деятельность, активность личности, группы людей, общества, использующих материальные и духовные условия и возможности в интересах здоровья, гармонического физического и духовного развития человека.

Е. Г. Жук рассматривает данное понятие в другом аспекте. В соответствии с его концепцией, здоровый образ жизни – это осознанное в своей необходимости постоянное выполнение гигиенических правил укрепления и сохранения индивидуального и общественного здоровья как основы высокой и продолжительной работоспособности, сочетающееся с разумным отношением к окружающей природной и социальной среде. Таким образом, определение Е. Г. Жука основано на соблюдении медико-гигиенических норм, которые создают предпосылки укрепления и сохранения здоровья и профилактики заболеваний.

Комплексное понятие «здоровый образ жизни» можно условно разделить на два основных направления: 1) активные его формы, когда человек своими действиями создает условия хорошего состояния своего здоровья; 2) человек старается не допустить привития привычек, отрицательно влияющих на состояние здоровья.

Научно обоснованные гигиенические нормы определяют устойчивую способность индивида следовать стандартам поведения, т.е. необходимости выработки типовой модели здорового поведения.

Таким образом, здоровый образ жизни – это не только специальная деятельность, но и организация всей жизнедеятельности человека, способствующей сохранению и укреплению здоровья.

Формирование здорового образа жизни – многоэтапный процесс. Его конечной целью является такой уровень здоровья, который обеспечивает активную долголетнюю трудовую деятельность, свободу действий, здоровый дух. Этапы формирования здоровья и здорового образа жизни представляют комплекс информационно-мотивационных и поведенческих характеристик: информированность (уровень знаний) – мотивации (убеждения, установки) – готовность – навыки (привычки) – здоровье.

Ключевым моментом в цепи элементов, формирующих здоровье, является информированность. Известно, что в 1930–1940-е гг. и в послевоенный период именно широкая информированность населения сыграла решающую роль в борьбе с распространенными инфекционными болезнями – сифилисом, гонореей, трахомой, туберкулезом, тифами, дифтерией и др.

Знания современных подростков, школьников и студентов о здоровье и факторах его сохранения абстрактны и мало согласуются с поведением, способствующим здоровью. В процессе социализации на фоне дефицита информации у них формируются поведенческие отклонения от гигиенических норм здорового образа жизни, которые со временем усугубляются в количественном и качественном отношениях, провоцируя отклонения в состоянии здоровья.

Отсутствие знаний о факторах риска и здоровом образе жизни остается основной причиной широкого распространения болезней современности и высокой смертности.

Объективная информация по различным аспектам здорового образа жизни, адекватная индивидуальному состоянию здоровья, является прерогативой врачей, педагогов, психологов, социальных работников и других специалистов, заинтересованных в здоровье населения и, особенно, подрастающего поколения. В настоящее время опасность получения информации по разным проблемам охраны здоровья из множества сомнительных популярных источников, предлагающих «новые» методы оздоровления без учета объективных данных о состоянии здоровья, может быть намного серьезнее, чем ее отсутствие.

Следовательно, информированность в широком понимании сохранения здоровья является пусковым механизмом в цепной реакции достижения цели.

Осознание ценности здоровья не гарантирует его сохранения и укрепления, так как в суждениях о здоровье и реальном поведении имеются так называемые «ножницы» (знаю, но не умею; умею, но не выполняю). Этот разрыв между знанием и поведением обусловлен отсутствием в мотивационной сфере личности установок на здоровое поведение, о чем свидетельствуют качественные характеристики.

Следствием позитивной психологической мотивации и готовности вести здоровый образ жизни являются непосредственно действия – навыки, привычки. Навыкэто динамический стереотип. Он возможен, если разрозненные действия следуют одно за другим в строгой последовательности. По сути это отработанные до автоматизма формы поведения личности на основе условных рефлексов. Привычкаэто образ действий, поведение или склонность, усвоенные за определенный период жизни, ставшие обычными, постоянными для кого-либо.

Привычки возникают в любых сферах деятельности, в которых происходят повторяющиеся процессы, и охватывают все стороны жизни человека. Они могут быть продуктом направленного воспитания – мытье рук, вежливость, аккуратность, дисциплинированность, но часто складываются неосознанно, стихийно (грызть ногти, ручку и др.).

Между навыками и поведением – огромная дистанция. По мнению педагога А. С. Макаренко, формирование привычки следует рассматривать как одно из самых действенных средств воспитания. Другой педагог К. Д. Ушинский добавлял, что и убеждения лишь тогда начинают влиять на поведение, когда они переходят в привычки.

Таким образом, конечный результат – повышение уровня здоровья – достигается преодолением негативных стереотипов мышления и поведения и формированием высокого уровня гигиенической культуры.

Критериями гигиенической культуры, гигиенического стиля жизни как субъективной стороны здорового образа жизни являются потребность и способность человека повышать уровень своего здоровья, физиологической и психологической защиты, что имеет значение в его взаимодействии с природной и социальной средой. Уровень здоровья, с одной стороны, является объективным критерием гигиенического воспитания, а с другой – здоровье позволяет на основе совершенствования знаний, стойких мотиваций и навыков последовательно улучшать его показатели.

Таким образом, сохранение и укрепление здоровья это комплекс информированности, мотивации на здоровье и соблюдение элементов здорового образа жизни.

Источник:
Здоровый образ жизни
В результате изучения главы студент должен: знать • категории, характеризующие образ жизни; • основные элементы здорового образа жизни; • виды профилактики заболеваний;
http://studme.org/1292052227511/meditsina/zdorovyy_obraz_zhizni

Здоровый образ жизни рассматривается как какая категория

bgd_community

Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни, составляющие здорового образа жизни и их характеристика.
Здоровье – состояние полного физического, духовного (психического) и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических эффектов.

Физическое здоровье – естественное состояние человека, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем; оно зависит от двигательной системы, от правильного питания, от оптимального сочетания устной и физической работы.

Индивидуальное здоровье обуславливается:

Сохранением и развитием биологических (размножение), физиологических (дыхание, питание, выделение, кровообращение), психофизиологических (восприятия, память, мышление), социальных (трудоспособность) функций при наибольшей продолжительной активной жизни.

Общественное здоровье складывается из здоровья отдельных людей. Показатели:

средняя продолжительность жизни;

На общественное здоровье влияют:

Природные факторы (загрязнение окружающей среды, жилищная среда) и социальные факторы (зарплата, продолжительность рабочего труда, условия труда, здравоохранение, уровень питания).

Здоровый образ жизни включает в себя следующие основные элементы: рациональный режим труда и отдыха, искоренение вредных привычек, оптимальный двигательный режим, личную гигиену, закаливание, рациональное питание и т.п.

Следующая непростая задача — преодоление пьянства и алкоголизма. Установлено, что алкоголизм действует разрушающе на все системы и органы человека. В результате систематического потребления алкоголя развивается пристрастие к нему:

— потеря чувства меры и контроля над количеством потребляемого алкоголя;

— нарушение деятельности центральной и периферической нервной системы (психозы, невриты и т.п.) и функций внутренних органов.

Изменение психики, возникающее даже при эпизодическом приеме алкоголя (возбуждение, утрата сдерживающих влияний, подавленность и т.п.), обуславливает частоту самоубийств, совершаемых в состоянии опьянения.

  1. Следующей составляющей здорового образа жизни является рациональное питание. Когда о нем идет речь, следует помнить о двух основных законах, нарушение которых опасно для здоровья.

Первый закон — равновесие получаемой и расходуемой энергии. Если организм получает энергии больше, чем расходует, то есть если мы получаем пищи больше, чем это необходимо для нормального развития человека, для работы и хорошего самочувствия, — мы полнеем. Сейчас более трети нашей страны, включая детей, имеет лишний вес. А причина одна — избыточное питание, что в итоге приводит к атеросклерозу, ишемической болезни сердца, гипертонии, сахарному диабету, целому ряду других недугов.

Второй закон — соответствие химического состава рациона физиологическим потребностям организма в пищевых веществах. Питание должно быть разнообразным и обеспечивать потребности в белках, жирах, углеводах, витаминах, минеральных веществах, пищевых волокнах. Многие из этих веществ незаменимы, поскольку не образуются в организме, а поступают только с пищей. Отсутствие хотя бы одного из них, например, витамина С, приводит к заболеванию и даже смерти. Витамины группы В мы получаем главным образом с хлебом из муки грубого помола, а источником витамина А и других жирорастворимых витаминов являются молочная продукция, рыбий жир, печень.

Промежутки между приемами пищи не должны быть слишком большими (не более 5-6 ч.). Вредно принимать пищу только 2 раза в день, но чрезмерными порциями, т.к. это создает слишком большую нагрузку для кровообращения. Здоровому человеку лучше питаться 3-4 раза в сутки. При трехразовом питании самым сытным должен быть обед, а самым легким — ужин.

Вредно во время еды читать, решать сложные и ответственные задачи. Нельзя торопиться, есть, обжигаясь холодной пищей, глотать большие куски пищи, не пережевывая. Плохо влияет на организм систематическая еда всухомятку, без горячих блюд. Необходимо соблюдать правила личной гигиены и санитарии. Человеку, пренебрегающему режимом питания, со временем угрожает развитие таких тяжелых болезней пищеварения, как, например, язвенная болезнь и др. Тщательное пережевывание, измельчение пищи в известной мере предохраняет слизистую оболочку пищеварительных органов от механических повреждений, царапин и, кроме того, способствует быстрому проникновению соков в глубь пищевой массы. Нужно постоянно следить за состоянием зубов и ротовой полости.

Первым правилом в любой естественной системе питания должно быть:

— прием пищи только при ощущениях голода;

— отказ от приема пищи при болях, умственном и физическом недомогании, при лихорадке и повышенной температуре тела;

— отказ от приема пищи непосредственно перед сном, а также до и после серьезной работы, физической либо умственной.

Очень важно иметь свободное время для усвоения пищи. Представление, что физические упражнения после еды способствуют пищеварению, является грубой ошибкой.

Прием пищи должен состоять из смешанных продуктов, являющихся источниками белков, жиров и углеводов, витаминов и минеральных веществ. Только в этом случае удается достичь сбалансированного соотношения пищевых веществ и незаменимых факторов питания, обеспечить не только высокий уровень переваривания и всасывания пищевых веществ, но и их транспортировку к тканям и клеткам, полное их усвоение на уровне клетки.

Рациональное питание обеспечивает правильный рост и формирование организма, способствует сохранению здоровья, высокой работоспособности и продлению жизни.

  1. Двигательная активность. Оптимальный двигательный режим — важнейшее условие здорового образа жизни. Его основу составляют систематические занятия физическими упражнениями и спортом, эффективно решающие задачи укрепления здоровья и развития физических способностей молодежи, сохранения здоровья и двигательных навыков, усиления профилактики неблагоприятных возрастных изменений. При этом физическая культура и спорт выступают как важнейшее средство воспитания.

Полезно ходить по лестнице, не пользуясь лифтом. Общая двигательная активность включает утреннюю гимнастику, физкультурные тренировки, работы по самообслуживанию, ходьбу, работу на дачном участке и т. д. Нормы общей двигательной активности точно не определены. Некоторые отечественные и японские ученые считают, что взрослый человек должен в день делать минимум 10-15 тыс. шагов.

Основными качествами, характеризующими физическое развитие человека, являются сила, быстрота, ловкость, гибкость и выносливость. Совершенствование каждого из этих качеств способствует и укреплению здоровья, но далеко не в одинаковой мере. Можно стать очень быстрым, тренируясь в беге на короткие дистанции. Наконец, очень неплохо стать ловким и гибким, применяя гимнастические и акробатические упражнения. Однако при всем этом не удается сформировать достаточную устойчивость к болезнетворным воздействиям.

Широко известны различные способы закаливания — от воздушных ванн до обливания холодной водой. Полезность этих процедур не вызывает сомнений. С незапамятных времен известно, что ходьба босиком — замечательное закаливающее средство. Зимнее плавание — высшая форма закаливания. Чтобы ее достичь, человек должен пройти все ступени закаливания.

Эффективность закаливания возрастает при использовании специальных температурных воздействий и процедур. Основные принципы их правильного применения должны знать все: систематичность и последовательность; учет индивидуальных особенностей, состояния здоровья и эмоциональные реакции на процедуру.

Еще одним действенным закаливающим средством может и должен быть до и после занятий физическими упражнениями контрастный душ. Контрастные души тренируют нервно-сосудистый аппарат кожи и подкожной клетчатки, совершенствуя физическую терморегуляцию, оказывают стимулирующее воздействие и на центральные нервные механизмы. Опыт показывает высокую закаливающую и оздоровительную ценность контрастного душа как для взрослых, так и для детей. Хорошо действует он и как стимулятор нервной системы, снимая утомление и повышая работоспособность.

Закаливание — мощное оздоровительное средство. Оно позволяет избежать многих болезней, продлить жизнь на долгие годы, сохранить высокую работоспособность. Закаливание оказывает общеукрепляющее действие на организм, повышает тонус нервной системы, улучшает кровообращение, нормализует обмен веществ.

  1. Здоровье и окружающая среда. Немаловажное влияние оказывает на здоровье и состояние окружающей среды. Вмешательство человека в регулирование природных процессов не всегда приводит к желаемым положительным результатам. Нарушение хотя бы одного из природных компонентов приводит в силу существующих между ними взаимосвязей к перестройке сложившейся структуры природно-территориальных компонентов. Загрязнение поверхности суши, гидросферы, атмосферы и Мирового океана, в свою очередь, сказывается на состоянии здоровья людей. Эффект «озоновой дыры» влияет на образование злокачественных опухолей, загрязнение атмосферы на состояние дыхательных путей, а загрязнение вод — на пищеварение, резко ухудшает общее состояние здоровья человечества, снижает продолжительность жизни. Здоровье, полученное от природы, на 50% зависит от условий, нас окружающих.

Реакции организма на загрязнения зависят от индивидуальных особенностей: возраста, пола, состояния здоровья. Как правило, более уязвимы дети, пожилые и престарелые, больные люди. При систематическом или периодическом поступлении организм сравнительно небольших количеств токсичных веществ происходит хроническое отравление.

Сходные признаки наблюдаются и при радиоактивном загрязнении окружающей среды.

Приспосабливаясь к неблагоприятным экологическим условиям, организм человека испытывает состояние напряжение, утомления. Напряжение — мобилизация всех механизмов, обеспечивающих определенную деятельность организма человека. В зависимости от величины нагрузки, степени подготовки организма, его функционально-структурных и энергетических ресурсов снижается возможность функционирования организма на заданном уровне, то есть наступает утомление.

Изменения физиологических функций вызываются и другими факторами внешней среды и зависят от времени года, содержания в продуктах питания витаминов и минеральных солей. Совокупность всех этих факторов (раздражителей разной эффективности) оказывает либо стимулирующее, либо угнетающее воздействие на самочувствие человека и протекание жизненно важных процессов в его организме. Естественно, что человеку следует приспосабливаться к явлениям природы и ритму их колебаний. Психофизические упражнения и закаливание организма помогают человеку уменьшить зависимость от метеоусловий и перепадов погоды, способствуют его гармоническому единению с природой.

Источник:
Здоровый образ жизни рассматривается как какая категория
Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни, составляющие здорового образа жизни и их характеристика. Здоровье состояние полного физического, духовного (психического) и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических эффектов. Физическое здоровье …
http://bgd-community.livejournal.com/13630.html

Консультация (старшая группа) на тему: Формирование здорового образа жизни

Консультация (старшая группа) на тему:
Формирование здорового образа жизни. Понятие о здоровом образе жизни. Приемы его формирующие.

Дать детям понятие о здоровом образе жизни. Научить основным приемам его формирования.Объяснить огромное значение правильного отношения к своему здоровью.

Образ жизни — ведущий обобщенный фактор, определяющий основные тенденции в изменении здоровья, рассматривается как вид активной жизнедеятельности человека. В структуру образа жизни с его медико-социальной характеристикой входят:

1) трудовая деятельность и условия труда;

2) хозяйственно-бытовая деятельность (вид жилища, жилая площадь, бытовые условия, затраты времени на бытовую деятельность и др.);

3) рекреационная деятельность, направленная на восстановление физических сил и взаимодействие с окружающей средой;

4) социолизаторская деятельность в семье (уход за детьми, престарелыми родственниками);

5) планирование семьи и взаимоотношения членов семьи;

6) формирование поведенческих характеристик и социально-психологического статуса;

7) медико-социальная активность (отношение к здоровью, медицине, установка на здоровый образ жизни).

1) объективные общественные условия;

2) конкретные формы жизнедеятельности, позволяющие реализовывать здоровый образ жизни;

3) система ценностных ориентации, направляющих сознательную активность (Ю.В.Валентик, А.В.Мартыненко, В.А.Полесский и др.).

В основу ЗОЖ, по мнению Д.А.Изуткина, следовало бы положить ряд основных принципов:

1) здоровый образ жизни — его носителем является человек как существо деятельное и в биологическом, и в социальном отношении;

2) человек выступает как единое целое, в единстве биологических и социальных характеристик;

3) здоровый образ жизни способствует полноценному выполнению социальных функций;

4) здоровый образ жизни включает в себя возможность предупреждения заболевании.

Источник:
Консультация (старшая группа) на тему: Формирование здорового образа жизни
Дать детям понятие о здоровом образе жизни. Научить основным приемам его формирования.Объяснить огромное значение правильного отношения к своему здоровью.Понятие здоровья и здорового образа жизни&nbsp
http://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2014/04/23/formirovanie-zdorovogo-obraza-zhizni-ponyatie-o

Понятие здоровья и здорового образа жизни

Несмотря на критику определения здоровья, данного еще в 1948 году в Уставе Всемирной организации здравоохранения, за слабую практическую применимость, другой общеупотребимой трактовки этого понятия пока не предложено: «здоровье — это состояние физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

Здоровый образ жизни определяется как совокупность внешних и внутренних условий жизнедеятельности человеческого организма, при которых все его системы работают долговечно, а также совокупность рациональных методов, способствующих укреплению здоровья, гармоничному развитию личности, методов труда и отдыха.

Группируя сущностные признаки здоровья в трудах разных авторов, можно выделить следующие модели определения понятия здоровья.

  • — В медицинской модели здоровьем считают отсутствие болезней и их симптомов, при этом упор делается на медицинские признаки и характеристики.
  • — Биомедицинская модель рассматривает здоровье как отсутствие у человека органических нарушений и субъективных ощущений нездоровья. Основной акцент делается на природно-биологической сущности человека.
  • — Согласно биосоциальной модели здоровье включает в себя биологические и социальные признаки, которые рассматриваются в единстве, но при ведущей роли последних.
  • — Ценностно-социальная модель предполагает, что здоровье является для человека ценной, необходимой предпосылкой для полноценной жизни.

Кроме того, ЗОЖ предполагает соблюдение правил личной гигиены, разумное соотношение труда и отдыха, удовлетворенность работой, достаточная медицинская активность, семья. Каждый человек имеет большие возможности для укрепления и поддержания своего здоровья, для сохранения трудоспособности, физической активности и бодрости до глубокой старости.

В основе здорового образ жизни лежат семь факторов, выделенные Беллоком и Бреслау еще в 1965 году: сон (7-8 часов), регулярное питание, отказ от дополнительного приема пищи (т.е. в перерывах между ее приемами), вес, не превышающий 10% от оптимального (в зависимости от возраста), регулярные занятия спортом и закаливание, ограничение алкоголя, отказ от курения.

Охрана собственного здоровья — это непосредственная обязанность каждого, он не вправе перекладывать ее на окружающих. Ведь нередко бывает и так, что человек неправильным образом жизни, вредными привычками, гиподинамией, перееданием уже к 20-30 годам доводит себя до катастрофического состояния и лишь тогда вспоминает о медицине. Какой бы совершенной ни была медицина, она не может избавить каждого от всех болезней. Человек — сам творец своего здоровья, за которое надо бороться. С раннего возраста необходимо вести активный образ жизни, закаливаться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены, — словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья.

Таким образом, здоровый образ жизни — это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье.

Источник:
Понятие здоровья и здорового образа жизни
Несмотря на критику определения здоровья, данного еще в 1948 году в Уставе Всемирной организации здравоохранения, за слабую практическую применимость, другой общеупотребимой трактовки этого понятия
http://vuzlit.ru/923828/ponyatie_zdorovya_zdorovogo_obraza_zhizni

Сущность понятий «здоровый образ жизни», «установка на здоровый образ жизни»

Сущность понятий «здоровый образ жизни», «установка на здоровый образ жизни»

Основное понятие, представленное в работе — «здоровый образ жизни». Оно отражает взаимосвязь двух базисных категорий: «здоровье» и «образ жизни».

Во все времена у всех народов мира непреходящей ценностью человека и общества являлось и является физическое и психическое здоровье. Еще в древности оно понималось врачами и философами как главное условие свободной деятельности человека, его совершенства.

Но, несмотря на большую ценность, придаваемую здоровью, понятие “здоровье” с давних пор не имело конкретного научного определения. И в настоящее время существуют разные подходы к его определению.

Самое раннее из определений здоровья — определение Алкмеона, имеет своих сторонников вплоть до сегодняшнего дня: «Здоровье есть гармония противоположно направленных сил».

Цицерон охарактеризовал здоровье как правильное соотношение различных душевных состояний.

Стоики и эпикурейцы ценили здоровье превыше всего, противопоставляя его энтузиазму, стремлению ко всему неумеренному и опасному. Эпикурейцы считали, что здоровье — это полное довольство при условии полного удовлетворения всех потребностей. [24, с. 348]

С. И. Ожегов и Н. Ю. Шведова рассматривают здоровье как правильную, нормальную деятельность организма, его полное физическое и психическое благополучие.[16, с. 104]

В 1968 году Всемирная Организация Здравоохранения приняла следующую формулировку: “Здоровье — свойство человека выполнять свои биосоциальные функции в изменяющейся среде, с перегрузками и без потерь, при условии отсутствия болезней и дефектов. Здоровье бывает физическим, психическим и нравственным». [22]

Г.Л. Билич, Л.В. Назарова взяв за основу определение Всемирной Организации Здравоохранения, считают необходимым и оправданным добавить два фактора. Итак, «здоровье — это состояние полного, физического, душевного и социального благополучия и способность приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям внешней и окружающей среды и естественному процессу сохранения, а также отсутствие болезней и физических дефектов». [18]

В Большой медицинской энциклопедии здоровье трактуется как состояние организма человека, когда функции всех его органов и систем уравновешенны с внешней средой и отсутствуют какие-либо болезненные изменения. В то же время на протяжении своего развития меняет формы взаимодействия с условиями окружающей среды, при этом меняется не столько среда, сколько сам организм.[3, с. 80]

Академик Н.М. Амосов полагает, что «здоровье организма определяется количеством его, которое можно оценить максимальной продолжительностью жизни органов при сохранении качественных пределов их функций». [1, с. 44 ]

Прав академик Ю.П.Лисицын, что «здоровье человека не может сводиться лишь к констатации отсутствия болезней, недомогания, дискомфорта, оно — состояние, которое позволяет человеку вести неестественную в своей свободе жизнь, полноценно выполнять свойственные человеку функции, прежде всего трудовые, вести здоровый образ жизни, то есть испытывать душевное, физическое и социальное благополучие». [12, с 65]

И.И. Брехман, основоположник науки о здоровье — валеологии, определяет здоровье как «способность человека сохранять соответствующую возрасту устойчивость в условиях резких изменений количественных и качественных параметров триединого потока сенсорной, вербальной и структурной информации. [4, с. 37]

Таким образом, из приведенных определений видно, что понятие здоровья отражает качество приспособления организма к условиям внешней среды и представляет итог процесса взаимодействия человека и среды обитания; само состояние здоровья формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов.

Также существуют разные подходы к определению понятия “образ жизни”.

Так, ряд авторов полагают, что образ жизни — это биосоциальная категория, определяющая тип жизнедеятельности в духовной и материальной сферах жизни человека. [17, с. 132], [20]

Согласно Ю. П. Лисицыну, “образ жизни — определенный, исторически обусловленный тип, вид жизнедеятельности или определенный способ деятельности в материальной и нематериальной (духовной) сферах жизнедеятельности людей”. В данном случае образ жизни понимается как категория, отражающая наиболее общие и типичные способы материальной и духовной жизнедеятельности людей, взятых в единстве с природными и социальными условиями. [13, с. 139]

Мы считаем прав, говоря об образе жизни С.В.Попов, что следует помнить о том, что хотя он в значительной степени обусловлен социально-экономическими условиями, в то же время во многом зависит от мотивов деятельности конкретного человека, от особенностей его психики, состояния здоровья и функциональных возможностей организма. Этим, в частности, объясняется реальное многообразие вариантов образа жизни различных людей. Образ жизни человека включает три категории: уровень жизни, качество жизни и стиль жизни.[18]

Наиболее полно взаимосвязь между образом жизни и здоровьем выражается в понятии «здоровый образ жизни».. Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и выражает ориентированность деятельности личности в направлении формирования, сохранения и укрепления как индивидуального, так и общественного здоровья.

Представления о здоровом образе жизни встречаются в античной философии. Мыслители античного периода пытаются выделить в данном явлении специфические элементы. Так, например, Гиппократ в трактате “О здоровом образе жизни” рассматривает данный феномен как некую гармонию, к которой следует стремиться путем соблюдения целого ряда профилактических мероприятий. Он акцентирует внимание в основном на физическом здоровье человека. Демокрит в большей мере описывает духовное здоровье, представляющее собой “благое состояние духа”, при котором душа пребывает в спокойствии и равновесии, не волнуемая никакими страстями, страхами и другими переживаниями. [24]

В западной и русской науке проблему здорового образа жизни затрагивали такие врачи и мыслители как Ф. Бэкон, Б. Спиноза, Х. Де Руа, Ж. Ламетри, П. Ж Ж. Кабанис, М. Ломоносов, А. Радищев. [5]

Б.Н.Чумаков характеризует здоровый образ жизни, как «активная деятельность людей, направленная, в первую очередь, на сохранение и улучшение здоровья. При этом должно учитываться то, что образ жизни человека и семьи не складывается сам по себе в зависимости от обстоятельств, а формируется в течение жизни целенаправленно и постоянно. Формирование здорового образа жизни является главным рычагом первичной профилактики в укреплении здоровья населения через изменения стиля и уклада жизни, его оздоровление с использованием гигиенических знаний в борьбе с вредными привычками, преодолением неблагоприятных сторон, связанных с жизненными ситуациями». [25,с. 213]

Под здоровым образом жизни Ю.П. Лисицын понимает типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма, обеспечивая тем самым успешное выполнение своих социальных и профессиональных функций.[12]

Здоровый образ жизни — активная деятельность, направленная, в первую очередь, на формирование, сохранение, укрепление здоровья и полноценное выполнение человеком его социальных и биологических функций.

По определению Ю.Д. Жилова, здоровый образ жизни — это индивидуальная система поведения человека, направленная на рационально удовлетворение врожденных биологических и социальных потребностей, вызывающая положительные эмоции и способствующая профилактик болезней и несчастных случаев, то есть полное психическое, физическое социальное благополучие. [8]

Здоровый образ жизни, как отмечают Н.Г. Блинова, Э.М. Казин Н.А. Литвинова, должен целенаправленно и постоянно формироваться течение всей жизни человека, а не зависеть от обстоятельств и жизненных ситуаций. В этом случае он будет являться рычагом первичной профилактики, укрепления и формирования здоровья, будет совершенствовать прямые возможности организма, обеспечивать успешное выполнение социальных и профессиональных функций. [11]

Младший школьный возраст является наиболее ответственным жизненным периодом в формировании личности. Именно в детском возрасте закладывается около 40% психических и физиологических заболеваний взрослых. Поэтому школьное воспитание должно формировать уровень здоровья ребенка и формировать здоровый образ жизни. [18]

В основе здорового образа жизни у младших школьников лежат такие его составляющие как научные знания, медико-профилактические меры, рациональный режим дня, труда и отдыха, двигательная активность, правильно организованное питание и отсутствие вредных привычек. [18]

Таким образом, под здоровым образом жизни следует понимать типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма, обеспечивая тем самым успешное выполнение своих социальных и профессиональных функций независимо от политических, экономических и социально-психологических ситуаций. И выражает ориентированность деятельности личности в направлении формирования, сохранения и укрепления как и индивидуального, так и общественного здоровья.

Основополагающим понятием нашего исследования является «установка на здоровый образ жизни».

Понятие установки является одним из самых сложных в психологии в силу того, что разные авторы вычленяют разные стороны психической реальности, обозначаемой термином «установка». В разные годы к проблеме установки обращались ведущие психологи западных школ (Н.Ах, Дж.Брунер, Ю.Галантер, К.Дунер, Н.Майер, Д.Миллер, Г.Оллпорт, У.Рейман, Дж.Фримен, З.Фрейд, Д.Хебб и др.), в чьих трудах имеет место широкий спектр трактовок данного феномена. Это наиболее фундаментальные исследования «установки» предприняты в отечественной психологической школе, поскольку «теория установки изменялась и развивалась внутри советской психологии и вместе с ней» (А.В. Петровский). [19]

В разработке проблемы «установки» отечественной психологией выделяются две прямо противоположные позиции, отражающие концепции различных школ. Представители школы Д.Н. Узнадзе (И.Т.Бжалава, Ш.А.Надирашвили, А.С.Прангишвили, Б.И.Хачапуридзе, З.И.Ходжава, Ш.Н. Чхартишвили, А.Е.Щерозия и др.) последовательно отстаивают идею о существовании первичной (бессознательной) установки, предваряющей и определяющей развертывание любых форм психической активности. Исследователи, стоящие на позициях теории деятельности (П.К.Анохин, А.Г.Асмолов, Н.А.Бернштейн, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, А.В. Запорожец, А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконин и др.), выдвигают альтернативную позицию, согласно которой не деятельность должна выводиться из установки, а установка — из деятельности.

Во-первых, в контексте теории деятельности, трактуя ее как готовность совершать действие, а, во-вторых, как вид социальной установки. При этом, исходя из сложности и многоаспектности данного феномена, мы рассматриваем его на основе анализа базовых характеристик, наиболее значимыми из которых являются сущностные, содержательные, регулятивные и структурные.

С позиций сущностных характеристик установку следует рассматривать как готовность, предрасположенность субъекта к восприятию будущих событий и к действиям в опреде­ленном направлении. Выступая как готовность к действию, установка обеспечивает устойчивый целенаправлен­ный характер протекания соответствующей деятельности, служит основой целесообразной избирательной активности человека. [19]

Анализ содержательных характеристик основывается на представлении об иерархической уровневой природе установки (А.Г.Асмолов). Согласно этой концепции, в зависимости от соотнесения различных форм установок с объективными факторами и структурными моментами деятельности следует выделять различные уровни установки: [2]

· смысловая как проявляющееся в деятельности отношение личности к объектам, имеющим для нее личностный смысл;

· целевая как стабилизатор действия, вызванного конкретной целью;

· операциональная как готовность к осуществлению действий, основанных на прошлом опыте и поведении в сходных ситуациях.

Регулятивные характеристики связаны с изу­чением роли установки в регуляции деятельности, на основании чего принято выделять различные виды установок (например, этническая, религиозная, социальная).

Как вид социальной установки, установка на здоровый образ жизни выполняет следующие функций:

1) инструментальную, показывающую, что человек приобщается к системе норм и ценностей здоровой жизнедеятельности;

2) самозащиты, оберегающей человека от негативных чувств по отношению к самому себе в процессе его приобщения к здоровой жизнедеятельности;

3) оценочно-экспрессивную, отражающую способность человека выражать индивидуально-личностное отношение к нормам и требованиям здорового образа жизни;

4) познавательную, выражающуюся в стремле­нии человека привести в систему личностные смыслы знаний о нормах и ценностях здорового образа жизни. [2]

В структуре установки на здоровый образ жизни мы выделяем 3 компонента:

1) когнитивный, объединяющий представления о сущности здорового образа жизни и путях приобщения к нему;

2) эмоциональный, выражающий эмоциональное отношение к проблемам здорового образа жизни, их субъективную оценку;

3) поведенческий, представленный нормами поведения, соответствующими здоровому образу жизни. [19]

Таким образом, установка на здоровый образ жизни понимается нами в качестве готовности личности следовать нормам и требованиям здоровой жизнедеятельности, основанной на сознательной ориентации данной личности на определенный способ восприятия, отношения и реагирования в ситуациях, затрагивающих ее физическое, психическое и духовное здоровье.

Источник:
Сущность понятий «здоровый образ жизни», «установка на здоровый образ жизни»
Сущность понятий «здоровый образ жизни», «установка на здоровый образ жизни» Основное понятие, представленное в работе — «здоровый образ жизни». Оно отражает взаимосвязь двух базисных категорий:
http://infopedia.su/16x713c.html

Что входит в понятие здорового образа жизни

В двадцать первом веке в моду наконец-то вошел здоровый образ жизни. Теперь состояние здоровья отчасти связывается с общим уровнем культуры человека. Конечно, время от времени болеют все, но позаботиться о своем здоровье – признак ответственного отношения к жизни своей и близких.

Что же включает в себя это понятие – здоровый образ жизни, и есть ли действительно единый шаблон, который говорил бы о том, что вот этот путь правильный, а этот нет? Конечно, такого шаблона нет, как и нет единственно верного пути, уже хотя бы потому, что все люди разные, различаются не только обмен веществ, возраст, пол, но и условия жизни. Тем не менее, организм всех людей управляется общими законами, что позволяет вывести закономерности, справедливые в отношении всех без исключения людей.

Тут, пожалуй, все ясно и без пояснений. Вредные привычки разрушают здоровье, и нет никаких причин для их существования. Физиологи говорят, что для формирования привычки нужно 60 дней. Поэтому тем, кто задумывается о здоровом образе жизни, необходимо запастись силой воли и терпением на этот срок, и отучить себя от курения, злоупотребления алкоголем и всего остального, что неизбежно ухудшает жизнь.

Правило номер один: вредные привычки необходимо заменить полезными.

Главное, в чем нуждается организм – это восстановление от трудов. Организм человека имеет все необходимое для самостоятельного устранения мелких и даже крупных поломок, при условии, что ему предоставят покой. За такой «ремонт» отвечает парасимпатическая нервная система, ее деятельность можно представить в виде ремонтной бригады, которая бросается по первому требованию туда, куда ее вызывает главный мастер – мозг. Вот только работает эта «бригада» исключительно по ночам, во время глубокого сна. Просыпается она по мере того, как скрывается солнце, а полностью включается приблизительно в 22.00 – при условии, что человек в это время крепко спит. Теперь нужно вспомнить, как часто недосыпают современные люди, и ладно еще, когда из-за чего-то важного.

Второе правило здорового образа жизни — это обеспечение организма полноценным сном ночью, и желательно в соответствии с биологическими часами.

Человек это то, что он ест – говорили древние, и если говорить о теле, они были совершенно правы. На построение тканей тела идут те вещества, которые получены были из пищи, какого качества пища — такое будет и тело. Много сотен, а то и тысяч лет, над человечеством нависала угроза голода. Люди более-менее решили эту проблему, но оказалось, что некачественная, насыщенная химическими веществами пища вредит здоровью не меньше. Удивительно, что при этом многие люди имеют доступ к информации о том, какие продукты относятся к здоровым, а какие к вредным, и вместе с тем продолжают делать выбор в пользу вредных. Организм прощает это в течение какого-то времени благодаря своим защитным силам, и потому кажется, что ничего плохого не происходит. Рано или поздно иммунитет истощается в постоянной борьбе с ядами, и тогда человек заболевает.

Правильное питание это не только правильные продукты. Это еще и размеренный режим приема пищи. Очень важна эта размеренность, она позволяет пищеварению наилучшим образом усваивать питательные вещества и выводить ненужные. Правильный режим питания обеспечивает работу желудочно-кишечного тракта без сбоев, однако в век быстрых перекусов, торопливого утра без завтрака, с обедом на ходу и плотным ужином время от времени, говорить о размеренности не приходится. Отсюда печальная статистика: заболевания органов пищеварительной системы занимают первое место в списке распространенных болезней. Каждый сам может выработать режим приема пищи в зависимости от своих условий жизни, гастроэнтерологи считают, что не слишком важно, каким он будет, важно, чтобы он был постоянным.

Итак, правило номер три: правильное питание, что означает сбалансированный рацион, составленный из полезных продуктов, и прием пищи в определенном режиме.

Гиподинамия не заболевание, но состояние, которое неизбежно приводит к заболеваниям. Этот термин переводится как «малоподвижность», и малоподвижный образ жизни, увы, также является приметой нашего времени. Люди устают за день, хотя слишком много времени проводят сидя: в транспорте, на рабочем месте, дома за телевизором и компьютером, во время деловых и дружеских встреч. Но человек создан природой как активное, подвижное существо. В частности, движение необходимо для нормального функционирования сердца, потому что в противном случае сердечная мышца становится слабой и дряблой, так же, как и мышцы скелета. Нарушается кровообращение, а от этого страдают все органы без исключения, ведь кровь омывает все органы.

Малоподвижный образ жизни ухудшает работу сердца, сосудов, приводит к нарушениям обмена веществ, таким как остеохондроз и ожирение, способствует развитию бессонницы и снижает иммунитет. Для борьбы с гиподинамией недостаточно два-три раза в неделю посещать тренажерный зал или фитнес-клуб. Физическая активность должна быть ежедневной. Наиболее полезным видом физической активности с точки зрения здоровья человека была признана обычная ходьба – для того, чтобы ходить пешком, не нужны материальные затраты, не нужна специальная экипировка, не нужно выделять особое время, нужно просто идти. Даже в бешеном ритме жизни жителей мегаполисов можно найти возможность для того, чтобы ежедневно ходить пешком, и нужно стараться делать это при любом удобном случае – четвертое правило.

Поэтому пятое правило здорового образа жизни гласит: обязательно проводите время с друзьями и родными. В таком обществе даже нечастое позднее застолье, включающее в себя нарушение всех четырех вышеперечисленных правил здорового образа жизни, ничего, кроме пользы для здоровья не принесет.

Источник:
Что входит в понятие здорового образа жизни
Здоровый образ жизни, наконец-то, стал популярным, и состояние здоровья отчасти связывают с общим уровнем культуры каждого человека. Что же входит в понятие здорового образа жизни?
http://www.neboleem.net/stati-o-zdorove/3321-chto-vhodit-v-ponjatie-zdorovogo-obraza-zhizni.php

(Visited 17 times, 1 visits today)

CATEGORIES