Здоровый образ и стиль жизни

Все о ЗОЖ!

1. Структурные элементы и условия, определяющие здоровый образ жизни

Выяснение сущности понятия «здоровый стиль жизни» возможно осуществить через его соотнесение со «здоровым образом жизни», рассмотрев их общий атрибут — «здоровье». Представляют интерес те его формулировки, где содержание не ограничивается медицинскими и биомедицинскими параметрами, а акцентируется его ценностная значимость для человека и общества: здоровье как ценность (А.Я. Иванюшкин и др.); как компонент человеческого счастья, одно из неотъемлемых прав, условие успешного социального и экономического развития (Е.Г. Жук и др.); результат собственной деятельности человека (Н.М. Амосов и др.); как область человеческой культуры (М.Б. Каченовский и др.); как норма творческой жизни (H.K. Смирнов и др.); как способность к самосохранению, саморазвитию и самосовершенствованию (В.А. Лищук и Е.Н. Мосткова).

Здоровье проявляется в способности: противостоять внешним и внутренним возмущениям, болезням, повреждениям, старению и другим формам деградации; приспосабливаться к среде и своим собственным возможностям; сохранять себя, а также естественную и искусственную среду своего обитания; увеличивать длительность полноценной жизнедеятельности; производить и выращивать полноценное потомство; улучшать возможности, свойства, способности своего организма, а также качество жизни и среды обитания; создавать, поддерживать и сохранять культурные, духовные и материальные ценности; созидать адекватное самосознание, этико-эстетическое отношение к себе, ближним, человеку и вообще к добру и злу.

Структурная модель стиля жизни

Широкий спектр указанных способностей может быть сгруппирован в соответствии с тремя ипостасями человека: физической (тело), психической (психика), нравственной (социумность). Две последние образуют духовный компонент здоровья, который имеет приоритетное значение. Очевидно, что здоровым можно считать только человека, одинаково благополучного как физически, так и духовно.

Необходимой и главной предпосылкой сохранения здоровья является здоровый образ жизни, как некая эталонная модель, система общих условий, предписаний, мероприятий, совокупность подобного, но не тождественного, продукт коллективного творчества. Его реализация на уровне отдельного человека осуществляется в форме здорового стиля жизни — модели более вариативной, личностно соотнесенной.

Понятие «здоровый стиль жизни» в литературе встречается достаточно широко, но его сущность до настоящего времени выяснена неполно. Здоровый стиль жизни может трактоваться как индивидуализированный вариант здорового образа жизни, включающий в себя мировоззренческий, поведенческий и деятельностный аспекты.

Стилевые особенности жизнедеятельности с точки зрения их соответствия здоровью будут определяться и рядом других факторов: индивидуально-психологических (для благоприятного существования холерика и флегматика необходимы разные социально-психологические условия), возрастных (что полезно в юности, далеко не всегда является таковым в старости), биоритмологических (оптимальным для «жаворонков» и для «сов» будет разный режим дня).

Таким образом, разграничение понятий «здоровый стиль жизни» и «здоровый образ жизни» позволяет согласовать «норму» и «вариативность», «индивидуальность» и «заданность», определить ту грань, что разделяет разумное, оправданное, целесообразное для одного и при этом является нецелесообразным для другого. При этом степень оптимальности определяется тем, насколько выбор, сделанный личностью в рамках здорового образа жизни, соответствует индивидуальным типологическим особенностям, индивидуальной системе потребностей, насколько личностно преломленной, творчески переработанной и адаптированной к требованиям саморазвития является создаваемая модель.

В контексте вышеизложенного правомерно определить здоровый стиль жизни как личностное новообразование, продукт духовных и физических усилий человека, целостную систему жизненных проявлений личности, способствующую гармонизации своей индивидуальности с условиями жизнедеятельности и являющуюся средством самоактуализации личности в ней.

Современному человеку все чаще приходится жить на пределе своих возможностей, в стремительно меняющихся условиях, в постоянной ломке жизненных стереотипов, «информационном буме». Нестабильная социокультурная и экономическая ситуация в стране усугубляет эту тенденцию и, по оценкам специалистов, приводит к тому, что около 70% населения России находится в состоянии затяжного психоэмоционального и социального стресса, который истощает адаптационные и приспособительные механизмы организма, поддерживающие здоровье.

В подобной ситуации медицина оказывается бессильной, поскольку первопричиной всего является дефицит в обществе «этического отношения к здоровью», основные «факторы риска» имеют поведенческую основу, решающую роль в сохранении и укреплении здоровья человека играет его стиль жизни.

В соответствии с этим проблема формирования здоровья человека выходит за рамки медицинской науки и практики и перемещается в образовательную плоскость. Педагогическая общественность, приняв на себя ответственность за развитие здоровой, жизнеспособной, гармоничной личности, в течение многих лет пребывает в состоянии поиска. Педагогическая валеология (Л.Г. Татарникова, В.В. Колбанов и др.), унаследовав мощные традиции «лечебной педагогики» (П. Кащенко), «гигиенического воспитания» (И.Д. Зверев, Д.В. Колесов и др.), поставила проблему здоровья и здорового образа жизни в ряд экзистенциальных, актуализировала творческое начало в деятельности по укреплению здоровья и стала определять магистральное направление этого поиска.

В современной педагогической теории и практике проблема формирования здоровья и здорового образа жизни занимает одно из приоритетных мест. Однако масштабность, многоуровневость и относительная молодость этого направления обуславливают и широкий спектр еще не изученных проблем. До настоящего времени не раскрыта содержательная сторона понятия «здоровый стиль жизни», несмотря на его широкое использование разными авторами. Данный факт представляется вполне закономерным: разграничение терминов «стиль жизни» и «образ жизни» является принципиальным лишь при наличии определенного уровня индивидуальности и субъектности, позволяющего личности сделать выбор собственного способа жизни из ряда альтернативных — выбор, адекватный внутренней сущности и ориентированный на самоактуализацию.

Таким образом, проблема здорового стиля жизни попадает сразу в два смысловых контекста современной педагогики: формирование здоровой личности и развитие индивидуальности, выделенных в качестве приоритетов государственной политики в области образования. Однако, несмотря на первостепенную значимость указанной проблемы, усиление личностной ориентированности образования, состояние научного знания и реальная педагогическая практика при формировании здорового образа жизни нивелируют в этом процессе индивидуальность до усредненных форм жизнедеятельности, что не способствует ее адекватному решению.

В русле стилевой проблематики наблюдается тенденция к изучению индивидуальности во всем богатстве ее взаимодействия с миром, а не только деятельностного среза этого взаимодействия.

В определениях стиля деятельности и стиля жизни отражается единая сущность индивидуального стиля как типичной для данного человека системы способов и приемов, психологических средств, к которой он сознательно или стихийно прибегает, чтобы реализовать вовне свою целостную индивидуальность. Только в одном случае это происходит в соответствии с требованиями конкретной выполняемой деятельности, а в другом — с учетом условий и параметров жизнедеятельности в целом. Следовательно, специфичным и атрибутивным в понятии «стиль жизни» является категория «жизнедеятельность».

Понятие жизнедеятельности включает понятие деятельности, в определенном смысле близко, но не сводимо к нему, поскольку оно значительно шире и вбирает в себя осознаваемые и неосознаваемые психические процессы, сложные процессы внутренней борьбы, мобилизации своих возможностей, переживаний, сомнений, выборов, решений. В это понятие входят более высокие уровни организации собственной жизни личностью, регулирование не только действий, но и комплексов разных действий и поступков, их связывание в единое целое, определение их последовательности (К.А. Абульханова).

Многомерность понятия «стиль жизни» и широкий диапазон феноменов, составляющих его, породили множество классификаций жизненных стилей, на основе самых разнообразных критериев, но все они соотносимы с личностными характеристиками (конформность, индивидуализм, агрессивность, альтруизм и т.д.), что указывает на специфику категории «стиль жизни» по отношению к стилю деятельности. При классификации последнего используются параметры, являющиеся характеристиками деятельности (результативность, эффективность, соотношение ориентировочных и исполнительских действий и т.д.).

Понятие «стиль жизни» обладает большей эвристической значимостью, так как позволяет значительно углубить понятие «образ жизни», детально рассмотреть влияние внутренних психологических факторов на развитие способа жизни личности и зафиксировать многогранность повседневного поведения людей в рамках единого для них образа жизни.

На наш взгляд, является неудовлетворительным как полное отождествление указанных понятий, так и полное их противопоставление. Решение данного вопроса, как нам кажется, кроется в определении субъекта рассматриваемых феноменов.

Эвристическим решением указанной проблемы является разведение двух понятий: «субъект образа жизни» и его «носитель». Субъектом образа жизни выступает создатель тех или иных форм жизнедеятельности, которые имеют социально — типичный характер. Носителем социально-типичных черт жизнедеятельности является отдельная личность, которая вместе с тем выступает как субъект собственного стиля жизни.

Следовательно, стиль жизни — не составная часть образа жизни, a воплощение последнего на уровне личности, — это одна из конкретных его форм, посредством которой образ жизни доводится до реального воплощения в действительность через индивидуальность личности. Отличие образа от стиля жизни и заключается в удельном весе индивидуального в них. Поскольку само существование стиля жизни основано, прежде всего, на индивидуальности, данное явление имеет право на изучение только в том случае, когда обеспечиваются реальные условия для осуществления индивидуальности в процессах жизни, когда можно говорить о сформированности высшего уровня индивидуальности — внутреннего мира личности, мира ее потребностей, ценностных ориентаций, представлений о людях и самой себе, когда уровень субъектности позволят сделать выбор из альтернативных путей жизни собственного.

В качестве дифференциальных определительных признаков стиля жизни можно привести разные величины: понимание смысла жизни; самоидентификацию с определенной социальной группой; способ реализации ценностных ориентаций в повседневном поведении; способ удовлетворения устойчивых потребностей личности, образующих элемент ее структуры и влияющих на ее общую направленность; устойчивые привычки, манеры поведения, ориентацию на традиционную или альтернативную культуру; организацию свободного времени; интенсивность, периодичность, ритмичность жизни.

Обилие точек зрения представляется нам вполне закономерным явлением, поскольку определяемое понятие весьма многомерно, индивидуальная жизнедеятельность в руках исследователей предстает как калейдоскоп их бесчисленных проявлений. Поэтому при исследовании стиля жизни необходимо выделить индикаторы разного уровня и модальности, способные в совокупности отразить его специфику и уникальность. К числу таковых мы относим блоки структурно-содержательных, ценностно-смысловых, социально-ролевых и социально-временных индикаторов, которые составляют обобщенную структурную модель стиля жизни (табл.1).

Сравнительная характеристика ценностно-смыслового компонента здорового и нездорового стиля жизни

Источник:
Все о ЗОЖ!
Все о ЗОЖ! 1. Структурные элементы и условия, определяющие здоровый образ жизни Выяснение сущности понятия здоровый стиль жизни возможно осуществить через его с …
http://www.b17.ru/article/vse_o_soz/

Здоровый образ жизни

Что это такое, с чего начать

Здоровый образ жизни для многих является необходимым набором полезных для здоровья привычек и элементов повседневности, которые делают жизнь полноценной, на зависть друзьям и гордость близким. И не всегда это приводит к оздоровлению. Давайте вместе разберемся, почему.

Материал подготовлен Медицинским центром «Мой доктор».

Некоторые поклонники здорового образа жизни (ЗОЖ) в той же степени подвержены сезонным заболеваниям (ОРВИ, грипп), с той же частотой страдают от головных болей при смене погоды и начинают свое утро с энергетических напитков для повышения концентрации, скорости мышления, что и люди — не приверженцы ЗОЖ. В конце рабочей недели, а бывает и по истечении понедельника, они непомерно морально истощены, не остается сил на тренировки, досуг с семьей, восприятие новой информации, обращают внимание на боли в спине, дискомфорт в области таза, шейных позвонков, отечности лодыжек и распирания в животе. Не будем вдаваться в подробности «ежемесячных отрезков женского «мужества» и эмоциональной нестабильности», что тоже оказывает влияние на индивидуальную концепцию «Здорового Я».

Здоровый образ жизни — совокупность неотъемлемых элементов повседневности, которые при грамотном и умеренном их сочетании делают каждый день наполненным прекрасным самочувствием, позитивными мыслями и эмоциями.

Античная поговорка гласит: «В здоровом теле здоровый дух». Однако, данное изречение приобрело новые звучание и смысл в словах Бернарда Шоу: «Здоровое тело есть продукт здорового духа». Оба утверждения равно верны, они отражают две стороны одного и того же — единства тела и духа. В основе всего, по мнению и античных мыслителей, и современных исследователей науки психоневроиммунологии, лежит психическое/ментальное/душевное здоровье. В греческой философии такие понятия, как душа и дух, рассматривались как нематериальные составляющие человеческой сущности: его характер, эмоции, чувства, поведенческие реакции, мечты, желания, которые оказывают сильное влияние на физическое тело. Так появились ныне актуальное понятие «психосоматика» и производное от него «психосоматическое расстройство» (результат негативного влияния психики на состояние нервной, иммунной, эндокринной систем человека).

Восточные целители еще с древних времен главным источником заболеваний считали «духовные недуги» или так называемые психоразрушающие эмоции, которые со временем становятся чертами наших с вами характеров. К ним относятся: лживость, гордость, жадность, алчность, злость, ненависть, страх, пьянство, зависть. С.Н. Рерих, один из выдающихся исследователей различных систем древней восточной медицины, писал: «Очень часто человек болен лишь потому, что засорил свой организм страхом, слезами и раздражением. Сердечный приступ надо было бы назвать не сердечным, а приступом ужаса и страха. Надо бы говорить, что у человека не приступ боли в печени, а приступ корыстолюбия или уныния. Надо учиться побеждать все, что подавляет в нас силу духа».

Многие из нас выбирают самый легкий путь к самооздоровлению. Изречение индийских врачей как нельзя лучше описывает данную тенденцию: «Лучше одеть кожаные башмаки, чем вычистить весь лес от колючек». Мы пропагандируем другой подход к понимаю Здорового Образа Жизни : «Изменяя себя, мы изменяем весь мир вокруг себя».

Основные принципы здорового образа жизни («Мой доктор» специально для Ремарки):

  • Всеобъемлющий оптимизм. Концентрация внимания, мышления только на позитивных мыслях, рассмотрение идей, событий, людей, поступков с положительных сторон. Осознанное культивирование положительных эмоций и привычек «мыслить позитивно».
  • Дисциплина духа. Постоянная работа с негативными эмоциями, ленью, унынинем, внешними раздражителями, всяческими стрессами.
  • Сознательная борьба с вредными привычками, отравляющими не только тело, но и искусственно затуманивающими ум и разум.
  • Развитие полезной привычки трудиться, думать, мыслить, развивать различные навыки.
  • Воспитание многогранной, интересной, увлеченной личности, у которой есть множество точек опоры: семья, работа, хобби, творчество. Сюда может входить бесчисленное количество элементов повседневности: разные виды спорта, книги, музыка, времяпрепровождение с друзьями и родными, путешествия, обучающие курсы, тренинги, знакомства, кулинария, садоводство, творческие занятия и т.д.
  • Профилактика «телесных нарушений». Не все болезни от нервов, к примеру: зубная боль, переломы костей, травматические повреждения суставов, позвоночника, мышечные спазмы, кровоизлияния, плохое кровообращение, тромбозы и многие другие болезни наследственного или возрастного характера.

Биологически активные добавки (БАД) — композиции биологически активных веществ, предназначенных для непосредственного приёма с пищей или введения в состав пищевых продуктов.

БАДы, психотропные вещества и антидепрессанты, средства для избавления от стрессов, правильное питание, а также 33 «модных» способа вести здоровый образ жизни не исправят вашего физического и душевного состояния, если вы делаете это не в удовольствие, а как дань современным тенденциям, не прислушиваетесь к своим ощущениям и глубочайшим эмоциям, не желаете меняться изнутри.

Мы — лучшие лекари для самих себя, и можем сами сохранять свое тело и разум в тонусе, постоянно работать над собой, вовремя прибегая к помощи врачей.

Собственные наблюдения человека за тем, что ему хорошо, а что вредно, есть самая лучшая медицина для сохранения здоровья.

Многие пациенты при рекомендации обратиться к специалисту, психологу или психотерапевту, отрицают саму эту идею, более того обвиняют в некомпетентности того или иного врача. Пациенты аргументируют это унижением собственного достоинства, что в корне неверно. И отдаляет их от разрешения проблем психического, а вторично, и физического характеров.

Жизнерадостность — это не только признак здоровья, но ещё и самое действенное средство, избавляющее от болезней.

Итак, вы решили оздоровиться. Что делать? Как и в любом другом начинании, нужно навести порядок в своей душе, в голове, в мыслях, а потом только в своём теле. Ни диета, ни усердные тренировки, ни литры энергетических напитков и килограммы витаминов для молодости и красоты не сделают вас счастливым человеком, а психо-эмоциональные изъяны все чаще будут выходить наружу и отражаться на вашем теле через здоровье внутренних органов и внешних покровов (состоянии волос, кожи, цвета лица, зубов, состоянии костей и мышц). «Проснулся утром — убери свою планету, иначе она вся зарастет баобабами..» (Антуан де Сент-Экзюпери). И так каждый день. Ведь здоровый образ жизни — ежедневная трудоемкая, усердная работа над самим собой!

Мы искренне хотим, чтобы привычка вести здоровый образ жизни в его полномасштабном виде была основой жизни все большего количества людей. Наши специалисты всегда стремятся видеть корень проблемы, выступают за профилактику и позитив, а не суматошное лечение горой таблеток, поэтому и доверие пациентов имеют.Посмотрите на своих детей и улыбнитесь! Обращайте внимание на позитивные детали повседневной жизни! Нивелируйте ссоры и скандалы, стрессы и обиды, как на работе, так и в семье! Развивайте в себе ежедневно чувства любви и добра! И вы обязательно заметите изменения: появится невиданная энергичность, активность, коммуникабельность, начнут посещать новые идеи, повысится продуктивность на работе, поменяются пищевые привычки, межличностные отношения. Многое начнет радовать и приносить удовольствие.

Источник:
Здоровый образ жизни
Что это такое, с чего начать
http://remarka.city/razdel/stil_jizni/post/zdorovyiy_obraz_jizni_197.html

Здоровый образ жизни и стиль жизни студента

2. Здоровый образ жизни и стиль жизни студента

Понятие «здоровый стиль жизни» в литературе встречается достаточно широко, но его сущность до настоящего времени выяснена неполно. Нам представляется, что здоровый стиль жизни должен трактоваться как индивидуализированный вариант здорового образа жизни, включающий в себя мировоззренческий, поведенческий и деятельностный аспекты.

Стилевые особенности жизнедеятельности с точки зрения их соответствия здоровью будут определяться и рядом других факторов: индивидуально-психологических (для благоприятного существования холерика и флегматика необходимы разные социально-психологические условия), возрастных (что полезно в юности, далеко не всегда является таковым в старости), биоритмологических (оптимальный режим суток для «жаворонков» и для «сов» будет разный).

Таким образом, разграничение понятий «здоровый стиль жизни» и «здоровый образ жизни» позволяет согласовать «норму» и «вариативность», «индивидуальность» и «заданность», определить ту грань, что разделяет разумное, оправданное, целесообразное для одного и при этом является нецелесообразным для другого. При этом степень оптимальности определяется тем, насколько выбор, сделанный личностью в рамках здорового образа жизни, соответствует индивидуальным типологическим особенностям, индивидуальной системе потребностей, насколько личностно преломленной, творчески переработанной и адаптированной к требованиям саморазвития является создаваемая модель.

В контексте вышеизложенного правомерно определить здоровый стиль жизни как личностное новообразование, продукт духовных и физических усилий человека, целостную систему жизненных проявлений личности, способствующую гармонизации своей индивидуальности с условиями жизнедеятельности и являющуюся средством самоактуализации личности в жизнедеятельности. Индивидуальные жизненные стили многообразны и располагаются в континууме от здорового (оптимального) до нездорового (разрушительного) стиля, причем отличия одного от другого будут проявляться на всех уровнях, во всех составляющих компонентах стиля.

Источник:
Здоровый образ жизни и стиль жизни студента
Читать тему online: Здоровый образ жизни и стиль жизни студента по предмету Физкультура и спорт. Размер: 75.65 КБ.
http://www.kazedu.kz/referat/155141/3

Здоровый стиль жизни

Каждый человек имеет свой собственный стиль, как свой собственный нос, а ведь было бы не совсем прилично … издеваться над порядочным человеком из-за его носа, каким бы странным он ни был. (немецкий драматург Г.Лессинг 1729-1781)

Все люди очень разные, но в то же самое время и не совсем разные. Мы подчиняемся одним и тем же законам физики, термодинамики, физиологии, нас настигают одни и те же болезни и переживания. Понимая с возрастом как функционирует наш организм, мы запрещаем детям есть грязное яблоко, закатившееся к мусорному баку и всячески увещеваем – не курить! Ведь это почти однозначно и почти неизбежно приведет к негативным последствиям.

Мы избираем линию поведения (образ поведения) исходя из наших возможностей и наших желаний. Ученые мужи определяют стиль жизни как синоним свободного выбора индивидуумом своего повседневного поведения и непосредственно связан с самореализацией личности.

То есть стиль жизни (образ жизни) человека это:

  • результат его волеизъявления
  • способ самореализации личности (проще — достижение человеком состоянию комфорта и удовлетворенности).

Если человек сам избирает способ существования, зачем же так много пишут, уговаривая и убеждая нас перейти на здоровый образ жизни (здоровый стиль жизни)?

Вижу в этом следующий смысл:

  1. человек и в 40 и в 50 лет ребенок, который просто не знает о каких-то опасных последствиях его привычек для здоровья.

Для меня ярким примером моя собственная жизнь. В год, когда взорвался Чернобыль, я жила в Киеве. И мы с огромной радостью купили первую клубнику по 30 копеек за кг. Мы даже не предполагали насколько для нас это опасно. Это потом, когда нам стали запрещать открывать окна в общежитии, поливали круглосуточно асфальт в городе, когда мы увидели невероятного цвета и размера листья – мы сопоставили и поняли…

Человек ПРОСТО НЕ ЗНАЕТ. И если кто-то обладает полезной информацией – ей надо делиться, надо рассказывать, что «здоровый образ жизни – это не вреднее и не опасно».

2. человек не предполагает, что жизнь может быть другая.

Например: он подымается каждый день сонный и уже уставший, еле идет на работу…. И думает, что это нормально. И тут появляется сосед, который бегает каждое утро и только потому, что сбросил 10 кг, перейдя на раздельное питание.

Пример участников передачи «Зважені та щасливі» (видео есть в статье «Меню здорового питания»), сбросивших по 50-60 кг без обвисшей кожи и осунувшегося лица – пример и очень яркий. Такие шоу имеют цель заработать денег для телеканала, но они и стимул и пример в принятии решения перейти на здоровое питание и отказа от угробивших многих таблеток против жира.

3. люди говорят, что они независимы. Но на самом деле существа социальные (редкие единицы могут жить отшельниками)

Нам важна поддержка людей, их понимание наших проблем. Нам очень хочется разделить с кем-то ношу своей жизни. И если в нашей жизни появится человек, который подтолкнет нас и скажет: бегом за здоровьем в спортзал (и не просто скажет, а реально даст пинка) – слава Богу, что он появился. И никакие отговорки, что летом побегу — ни помогут.

Последнее время все больше говорят о здоровом образе жизни, все больше людей переходят на здоровое питание и начинают вести активную (в плане спорта) жизнь.

Но сколько таких людей в процентном отношении к общей массе всего населения? Мизер.

Мне думается, есть несколько реальных факторов, являющихся барьером на пути к здоровой жизни:

и 3-й я выражу известной фразой «орлы стаями не летают».

И у каждого этот фактор свой. И у каждого жизнь своя.

Источник:
Здоровый стиль жизни
Если человек сам избирает способ существования, зачем же так много пишут, уговаривая и убеждая нас перейти на здоровый образ жизни (здоровый стиль жизни)? Вижу в этом следующий смысл:
http://presentway.com/zdorovyj-stil-zhizni/

Здоровье как стиль жизни

Мода, стиль, здоровье и красота тесно взаимосвязаны и живут бок о бок в нашем столетии. В течении всей жизни меняются ценности и представления о благах и приоритетах. Благополучие в наши дни считают нормой, но у каждого, свои представления об этом и свои правила. Стремление вести здоровый образ жизни — это не просто пуститься в бега за очередным направлением в угоду модным тенденциям здорового питания, спортивному стилю.

Совсем не правильно считать, что спорт доступен только обеспеченным людям, которые могут позволить себе летать через день на кокосовый берег и в лучах солнца заниматься йогой, пить полезные натуральные коктейли, носить безупречную спортивную одежду дорогих брендов.

Дело не в этом, спорт доступен всем. Дело в привычках. В том, насколько человек сам готов поменять свой уровень жизни. Благополучие осознанно должно идти изнутри. Быть здоровым и красивым — выгодно и правильно. Здоровым быть — это значит высокий уровень жизни. Здоровый режим включает в себя и модно стильно выглядеть, и быть на высоте во всех сферах жизни, и правильные полезные привычки.

Конечно же правила у всех свои, они помогают придерживаться правильного режима жизни. Это не значит жить по навязанным чьим-то программам, это значит улучшать свое благополучие, думать и мыслить иначе. Красота, в первую очередь, это здоровье.

Быть красивым — путь к здоровью. Мода не равно красота. Вырабатывать стиль на внутреннем мире, тренировать собственное тело. Мода ускоряется. Смена модных тенденций происходит каждый сезон.

А здоровое тело всегда будет в моде. Самое главное — быть здоровым и найти свой собственный стиль. Опираться на
свою особенность. Искать именно ту вещь, которая вам подходит и оставаться на пике стиля. Подумать о колористическом
стиле, доработать недостатки. И тогда красота будет естественной во всем ее полном объеме.

Составляющая красоты в том, что она делает людей красивыми. Косметика помогает делать эфимерную красоту. Реальные вещи, которые помогают в любом месте, в любое время почувствовать себя красивыми — самоощущение гармонии с самим собой.

Все идет через мыслеформы. Любить себя, но не быть нарциссом. Быть харизматичным, излучать счастье и любовь. Уравновесить в себе природные данные и постоянно улучшать себя.

Красота и здоровье завязаны на питании. Физическое здоровье-это основа. Ведь человеческий организм — это феноменальная машина, за которой нужно следить, ухаживать, правильно на ней ездить. Поэтому важно понимать, что здоровье — это и красота и благополучие. Спорт может быть приятным и увлекательным занятием. Прогулки на свежем воздухе, тренажеры, йога, фитнес.

Спорт очень важен. И нужно по — максимуму использовать подходящую информацию.

Это важные составляющие красоты. Быть стильной и вызывать восхищение в любом возрасте. Быть сексуально — притягательной — прерогатива женщины.

Здоровая и ухоженная женщина всегда излучает приятный запах. Волнующие запахи оповещают о появлении женщины. Вкусно пахнуть со всех сторон — это же так мило.

Женщина должна постараться всегда выглядеть прекрасно. А чтобы быть уникальной — необходимо не лениться, заводить новые здоровые полезные привычки для себя, учиться своему стилю, подбирать для себя то, что выделяет ее из серой массы и подчеркивает красоту. Уход за собой начинается изнутри. Великолепно выглядеть помогает собственный настрой, уважение к себе. Каждая женщина хочет выглядеть ярко, чтобы прохожие оборачивались ей вслед. Уверенность в своем идеальном внешнем виде и в себе придают женщине больше шарма и обворожительности. Используя знания, нужно стремиться создавать свой образ и собственный стиль жизни.

А красивые наряды и безупречный вкус всегда помогали настоящим леди быть на высоте и создавать впечатление дороговизны. В гардеробе всегда найдутся базовые модели и цвета, которые придадут легкость и освежат, а при правильном взаимодействии откроют в женщине динамичную личность. Если поиграть на контрасте цветов, то безусловно можно преобразиться до неузнаваемости, быть неординарной личностью, с характером, быть разной. Придерживаться правильных консервативных правил. Учиться быть стильной, неотразимой — вот что должна женщина воспитывать в себе.

Создавать полную гармонию. Уравновешивать образ. Экспериментировать, не ограничивать свои возможности раскрыться.

Выпустить тайные желания быть самой красивой и очаровывать с легкостью. Не сливаться с серой массой. Блистать и сиять.

Источник:
Здоровье как стиль жизни
Мода, стиль, здоровье и красота тесно взаимосвязаны и живут бок о бок в нашем столетии. В течении всей жизни меняются ценности и представления о благах и приоритетах. Благополучие в наши дни считают
http://missis-x.com/zdorove-kak-stil-zhizni.htm

Общее и особенное в педагогических категориях «Здоровый образ жизни» и «Здоровый стиль жизни» Текст научной статьи по специальности — Физическая культура и спорт

Общее и особенное в педагогических категориях «Здоровый образ жизни» и «Здоровый стиль жизни» Текст научной статьи по специальности «Физическая культура и спорт»

Аннотация научной статьи по физической культуре и спорту, автор научной работы — Виленский М. Я.

Статья посвящена анализу понятия «здоровый стиль жизни», и выяснению его сущности. Проведено его сравнение с другими сходными педагогическими категориями. Выделены критерии здорового стиля жизни.

Похожие темы научных работ по физической культуре и спорту , автор научной работы — Виленский М.Я.,

General and especial in pedagogical categories «The healthy way of life» and «Healthy style of a life»

Article is devoted to the analysis of concept healthy style of a life, to finding-out of essence of this concept. Its comparison with other similar pedagogical categories carried out. Criteria of healthy style of a life are allocated.

Текст научной работы на тему «Общее и особенное в педагогических категориях «Здоровый образ жизни» и «Здоровый стиль жизни»»

?ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБРАЗОВАНИЯ

ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЯХ «ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ» И «ЗДОРОВЫЙ СТИЛЬ ЖИЗНИ»

Статья посвящена анализу понятия «здоровый стиль жизни», и выяснению его сущности. Проведено его сравнение с другими сходными педагогическими категориями. Выделены критерии здорового стиля жизни.

Article is devoted to the analysis of concept «healthy style of a life», to finding-out of essence of this concept. Its comparison with other similar pedagogical categories carried out. Criteria of healthy style of a life are allocated.

Современному человеку все чаще приходиться жить на пределе своих возможностей, в стремительно меняющихся условиях, в постоянной ломке жизненных стереотипов, «информационном буме». Нестабильная социокультурная и экономическая ситуация в стране усугубляет эту тенденцию и приводит к тому, что около 70 % населения России находится в состоянии затяжного психоэмоционального и социального стресса, который истощает адаптационные и приспособительные механизмы организма, поддерживающие здоровье.

В подобной ситуации медицина оказывается бессильной, поскольку первопричиной всего является дефицит в обществе «этического отношения к здоровью» [7], основные «факторы риска» имеют поведенческую основу, решающую роль в сохранении и укреплении здоровья человека играет его образ (стиль) жизни.

В соответствии с этим проблема формирования здоровья человека выходит за рамки медицинской науки и практики и перемещается в образовательную плоскость. Педагогическая валеология, унаследовав мощные традиции «лечебной педагогики, гигиенического воспитания»

[7], поставила проблему здоровья и здорового образа жизни в ряд экзистенциальных, актуализировала творческое начало в деятельности по укреплению здоровья и стала определять магистральное направление этого поиска.

В современной педагогической теории и практике проблема формирования здоровья и здорового образа жизни занимает одно из приоритетных мест. Однако до настоящего времени не раскрыта содержательная сторона понятия «здоровый стиль жизни», несмотря на его широкое использование. Данный факт представляется вполне закономерным; разграничение понятий «стиль жизни» и «образ жизни» явля-

Вестник РГУ им. И. Канта. 2006. Вып. 11. Педагогические и психологические науки. С. 8—18.

ется принципиальным лишь при наличии определенного уровня индивидуальности и субьектности, позволяющего личности сделать выбор собственного способа жизни из ряда альтернативных — выбор, адекватный ее внутренней сущности и ориентированный на самоактуализацию.

Таким образом, проблема здорового стиля жизни попадает сразу в два смысловых контекста современной педагогики: формирование здоровой личности и развитие индивидуальности, выделенных в качестве приоритетов государственной политики в области образования. Однако, несмотря на первостепенную значимость указанной проблемы, усиление личностной ориентированности образования, состояние научного знания и реальная педагогическая практика при формировании здорового образа жизни нивелируют в этом процессе индивидуальность до усредненных форм жизнедеятельности, что не способствует ее адекватному решению.

В русле стилевой проблематики наблюдается тенденция к изучению индивидуальности во всем богатстве ее взаимодействия с миром, а не только деятельностного среза этого взаимодействия.

В определении стиля деятельности и жизни отражается единая сущность индивидуального стиля как типичной для данного человека системы способов и приемов, психологических средств, к которой он сознательно или стихийно прибегает, чтобы реализовать вовне свою целостную индивидуальность. Только в одном случае это происходит в соответствии с требованиями конкретной выполняемой деятельности, а в другом — с учетом условий и параметров жизнедеятельности в целом. Следовательно, специфичным и атрибутивным в понятии «стиль жизни» является категория «жизнедеятельность».

Понятие жизнедеятельности включает понятие деятельности, оно в определенном смысле близко, но не сводимо к нему, поскольку значительно шире и вбирает в себя осознаваемые и неосознаваемые психические процессы, сложные процессы внутренней борьбы, мобилизации своих возможностей, переживаний, сомнений, выборов, решений. В это понятие входят более высокие уровни организации собственной жизни личностью, регулирование не только действий, а некоторых комплексов разных действий и поступков, их связывание в единое целое, определение их последовательности [1].

Многомерность понятия «стиль жизни» и широкий диапазон феноменов, составляющих его, породили множество классификаций жизненных стилей, на основе самых разнообразных критериев, но все они соотносимы с личностными характеристиками (конформность, индивидуализм, агрессивность, альтруизм и т. д.). что указывает на специ-

фику категории «стиль жизни» по отношению к стилю деятельности, при классификации которого используются параметры, являющиеся характеристиками деятельности (результативность, эффективность, соотношение ориентировочных и исполнительских действий и т. д.).

Понятие «стиль жизни» обладает большей эвристической значимостью, так как позволяет значительно углубить понятие «образ жизни», детально рассмотреть влияние внутренних психологических факторов на развитие способа жизни личности и зафиксировать многогранность повседневного поведения людей в рамках единого для них образа жизни.

На наш взгляд, является неудовлетворительным полное отождествление указанных понятий, так и полное их противопоставление. Решение данного вопроса, как нам кажется, кроется в определении субъекта рассматриваемых феноменов.

Эвристическое решение указанной проблемы — это разведение двух понятий: «субъект образа жизни» и его «носитель». Под субъектом образа жизни понимается создатель тех или иных форм жизнедеятельности, которые имеют социально-типичный характер (это общество на определенном этапе своего развития, нации, социальные группы). Носителем социально-типичных черт жизнедеятельности является отдельная личность, которая вместе с тем выступает как субъект собственного стиля жизни.

может являться продуктом творчества личности, как простой его стилизацией [3].

Следовательно, стиль жизни — не составная часть образа жизни, а именно воплощение последнего на уровне личности, это одна из конкретных форм, посредством которой образ жизни доводится до реального воплощения в действительность через индивидуальность личности. Отличие образа от стиля жизни и заключается в количестве, в удельном весе индивидуального в них. Поскольку само существование стиля жизни основано прежде всего на индивидуальности, то данное явление имеет право на изучение только в том случае, при котором обеспечиваются реальные условия для осуществления индивидуальности в процессах жизни, т. е. когда можно говорить о сформированности высшего уровня индивидуальности — внутреннего мира личности, мира ее потребностей, ценностных ориентаций, представлений о людях и самой себе, когда уровень субъектности позволят сделать выбор из альтернативных путей жизни собственного.

В качестве дифференциальных определительных признаков стиля жизни можно привести разные величины: понимание смысла жизни; самоидентификация с определенной социальной группой; способ реализации ценностных ориентаций в повседневном поведении; способ удовлетворения устойчивых потребностей личности, образующих элемент ее структуры и влияющих на ее общую направленность; устойчивые привычки, манеры поведения, ориентация на традиционную или альтернативную культуру; организация свободного времени; интенсивность, периодичность, ритмичность жизни.

Что определяет этот выбор и, следовательно, своеобразие стиля жизни личности? В качестве дифференциальных определительных признаков стиля приводятся разные величины: понимание смысла жизни: самоидентификация с определенной социальной группой; это способ реализации ценностных ориентаций в повседневном поведении [11]; способ удовлетворения устойчивых потребностей личности, образующих элемент ее структуры и влияющих на общую направленность

[8]; устойчивые привычки, манеры поведения, ориентация на традиционную или альтернативную культуру; организация свободного времени; интенсивность, периодичность, ритмичность жизни.

Обилие точек зрения нам представляется вполне закономерным явлением, поскольку определяемое понятие весьма многомерно, индивидуальная жизнедеятельность в руках исследователей предстает калейдоскопом бесчисленных проявлений. Поэтому при исследовании стиля жизни необходимо выделить индикаторы разного уровня и различой модальности, способные в совокупности отразить его специфику и уникальность. К числу таких мы относим блоки структурно-содержательных, ценностно-смысловых, социально-ролевых и социально-временных индикаторов, которые составляют обобщенную структурную модель стиля жизни.

Структурная модель стиля жизни

Структурно- содержательный Ценностно- смысловой Социально- ролевой Социально- временной

Стиль поведения; стиль общения; стиль деятельности (основной); тип активности: основные сферы жизнедеятельности (количество, значимость, стили) Цель жизни; принципы жизни; позиция в жизни; отношения (к людям, к деятельности, к своей личности); ориентация на тип культуры; система потребностей Социальные роли; социальный статус; социометрический статус; возрастноролевые ожидания (отставание или опережение); авторитет в группе; престиж Возрастные периоды; биоритмы; социальные ритмы (повторяемость деятельности в различных аспектах, повторяемость действий в каждой из сфер пребывания); циклы недельные, сезонные, годовые; интенсивность; событийная плотность; темп

Далее необходимо выяснить сущность понятия «здоровый стиль жизни», что возможно осуществить через его соотнесение со «здоровым образом жизни» и рассмотрение их общего атрибута «здоровье». Представляют интерес те его формулировки, где содержание не ограничивается медицинскими и биомедицинскими параметрами, а акцентируется его ценностная значимость для человека и общества: здоровье как ценность [5]; как компонент человеческого счастья, одно из неотъемлемых прав, условие успешного социального и экономического развития [4]; результат собственной деятельности человека [2]; как область человеческой культуры [6]; как норма жизни, где жизнь понимается как творчество; как способность к самосохранению, саморазвитию и самосовершенствованию [9].

Здоровье проявляется в способности: противостоять внешним и внутренним возмущениям, болезням, повреждениям, старению и другим формам деградации; приспосабливаться к среде и своим собственным возможностям; сохранять себя, а также естественную и искусственную среду своего обитания; увеличивать длительность полноценной жизнедеятельности; производить и выращивать полноценное потомство; улучшать возможности, свойства, способности своего организма, а также качество жизни и среды обитания; создавать, поддерживать и сохранять культурные, духовные и материальные ценности; созидать адекватное самосознание, этико-эстстическое отношение к себе, ближним, человеку и вообще к добру и злу.

Широкий спектр указанных способностей может быть сгруппирован в соответствии с тремя ипостасями человека: физической (тело), психической (психика), нравственной (социумность). Две последние образуют духовный компонент здоровья, который имеет приоритетное значение. Очевидно, что здоровым можно считать только человека одинаково благополучного как физически, так и духовно.

Необходимой и главной предпосылкой сохранения здоровья является здоровый образ жизни как некая эталонная модель, система общих условий, предписаний, мероприятий, совокупность подобного, но не тождественного, продукт коллективного творчества. Его реализация на уровне отдельного человека осуществляется в форме здорового стиля жизни — модели более вариативной, личностно соотнесенной.

Понятие «здоровый стиль жизни» в литературе встречается достаточно широко, но его сущность до настоящего времени остается выясненной неполно. Нам представляется, что здоровый стиль жизни должен трактоваться как индивидуализированный вариант здорового образа жизни, включающий в себя мировоззренческий, поведенческий и деятельностный аспекты.

Стилевые особенности жизнедеятельности с точки зрения их соответствия здоровью будут определяться и рядом других их факторов: индивидуально-психологических (для благоприятного существования холерика и флегматика необходимы разные социально-психологические условия), возрастных (что полезно в юности, далеко не всегда является таковым в старости), биоритмологических (для «жаворонков» и для «сов» оптимальным будет разный режим дня).

Кроме того, здоровый образ жизни неизменно связывают с удовлетворением базовых человеческих потребностей. У различных личностей, при одинаковом наборе базовых потребностей, свой собственный способ их удовлетворения, во многом обусловленный воспитанием. Кроме того, каждый человек строит свою индивидуальную систему потребностей и в соответствии с иерархией в ней распределяет время, силы, жизненные ресурсы между различными видами деятельности. Разные способы удовлетворения потребностей и индивидуальность систем потребностей обусловливают различные жизненные стили. Следовательно, здоровый стиль жизни предполагает, во-первых, такую систему индивидуальных потребностей, которая благоприятствует развитию данной личности и, во-вторых, оптимальные способы реализации этих потребностей. В контексте этого особый интерес представляет утверждение А.Н. Маслоу [10], что самоактуализация, стремление

Таким образом, разграничение понятий «здоровый стиль жизни» и «здоровый образ жизни» позволяет согласовать «норму» и «вариативность», «индивидуальность» и «заданность», определить ту грань, что разделяет разумное, оправданное, целесообразное для одного и при этом является нецелесообразным для другого. При этом степень оптимальности определяется тем, насколько выбор, сделанный личностью в рамках здорового образа жизни, соответствует индивидуальным типологическим особенностям, индивидуальной системе потребностей, насколько личностно преломленной, творчески переработанной и адаптированной к требованиям саморазвития является создаваемая модель.

В контексте вышеизложенного правомерно определить здоровый стиль жизни как личностное новообразование, продукт духовных и физических усилий человека, целостную систему жизненных проявлений личности, способствующую гармонизации своей индивидуальности с условиями жизнедеятельности и являющауюся средством самоак-туализаци и личности в жнзнедеятельности.

Индивидуальные жизненные стили многообразны и располагаются в континууме от здорового (оптимального) и нездорового (разрушительного), причем отличия одного от другого будут проявляться на всех уровнях, во всех составляющих компонентах стиля. Проиллюстрируем это на примере ценностно-смыслового блока структурной модели стиля жизни.

Сравнительная характеристика ценностно-смыслового компонента здорового и нездорового стиля жизни

Показатель Стиль жизни

Цель жизни Глубоко осознана и связана с реализацией себя как субъекта культуры, нравственности, исторического процесса и собственной жизни Четко не определена, не связана с реализацией истинного предназначения человека

Принципы жизни Отвечают природособразности и этнокультурности Противоречат видовым законам и аксиологическим ориентирам общества

Показатель Стиль жизни

Позиция в жизни Интернальная, при которой ответственность за все события в жизни личность возлагает на себя. Активность и самостоятельность Экстернальная, т. е. упование на судьбу, провидение, помощь извне, обвинение окружающих в чинимых препятствиях, что сочетается со стадностью и конформизмом

Уровень жизненных проявлений Духовный Утилитарный

Мироощу- щение Оптимистическое, жизнерадостное. Адекватное восприятие окружающей действительности, способность жить настоящим и строить планы на будущее Пессимистическое. Дискретность в восприятии своего жизненного пути

Отношение к людям Эмпатийное, альтруистическое, терпимое Эгоистическое, индивидуалистическое, потребительское

Отношение к природе Осознание себя частью природы, готовность к экологичному взаимодействию Принятие роли хозяина природы, стремление использовать ее лишь как источник благ и удовольствий

Отношение к своей личности Основывается на развитых рефлексивных способностях и стремлении максимально раскрыть потенциальные индивидуальные возможности Равнодушное, устранение от саморазвития, приводящее к деградации личности

Отношение к здоровью Как важнейшей ценности, что порождает стремление к здра-вотворчеству и жить так, чтобы не болеть Как к некой данности, которая подлежит коррекции только путем специального медикаментозного вмешательства, и эта данность с возрастом неизбежно утрачивается, отсюда закономерна пассивная, созерцательная позиция по отношению к своему здоровью

Отношение к профессиональной деятельности Как к возможности творческой самореализации, способу достижения основных жизненных целей Стремление к карьере как самоценности, обеспечивающей высокий статус и солидное материальное положение

Отношение к культуре Как к средству восхождения к общечеловеческим ценностям и идеалам, стремление к культурному жизнеустройству и повышению своего культурного уровня Недооценка культуры как «среды, растящей и питающей личность». Ориентации на «псевдокультуру», замедление культурного роста

Система потребностей Разумная, четко иерархизиро-ванная: примат духовных потребностей Сужение сферы потребностей, доминирование локальных, стереотип «стадных» потребностей

Указанные признаки носят обобщенный, универсальный характер, определяют духовный потенциал, реализующийся в индивидуальном жизненном стиле взрослого человека.

Таким образом, рассмотренный материал позволяет сформулировать следующие выводы:

— стиль жизни как интегрированный способ взаимодействия личности с миром проявляется во всех сферах деятельности, в поведении и отношениях, образуя устойчивое единство, что существенно отличает данный феномен от соотносимого с ним «стиля деятельности», отражающего лишь один из аспектов целостного взаимодействия;

— стиль жизни, будучи производным явлением как от образа жизни, так и от функции индивидуального жизненного выбора, в силу того, что личность, являясь субъектом жизнедеятельности, отражает свободу выбора, представляет собой способ самовыражения индивидуальности в жизнедеятельности, осуществляющийся с учетом социальных возможностей и ее биопсихического цикла;

— категория «здоровый стиль жизни личности» позволяет согласовать норму и вариативность, индивидуальность и заданность, рассмотреть специфику активности личности в реализации здорового образа жизни в индивидуальной жизнедеятельности;

— здоровый стиль жизни, возникая на определенном уровне субъ-ектности и творчества в процессах жизнедеятельности, образует целостную систему жизненных проявлений личности, способствующую гармонизации своей индивидуальности с условиями жизнедеятельности и являющуюся средством самоактуализации в ней.

1. Абульханова К.А. О субъекте психической деятельности. М., 1973.

2. Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. М., 1987.

3. Брушлинский А.В. Проблемы субъекта в психологической науке // Психологический журнал. 1991. Т. 12. № 6.

4. Жук Е.Г. Научные основы совершенствования здоровья и системы управления им. Смоленск, 1997.

5. Иванюшкин А.Я. Здоровье и болезнь в системе ценностных ориентаций человека // Вестник АМН СССР. 1928. Т. 45. № 4.

6. Каченовский М.Б. Введение в валеологическую педагогику. Минск, 1997.

7. Колесов Д.В. Валеология — новое направление в педагогических науках // Биология в школе. 1997. № 2.

8. Коломиец В.П. Становление индивидуальности. М., 1993.

9. Лищук В.А., Мосткова Е.В. Технология повышения личного здоровья. М., 1999.

10. Маслоу А.Г. Новые рубежи человеческой природы. М., 1999.

11. Максимова О.А. Стиль жизни российского студенчества периода трансформации общества: Автореф. дис. . канд. социол. наук. Казань, 1999.

12. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М., 1986.

М.Я. Виленский — д-р пед. наук, проф., Московский педагогический госуниверситет.

УДК 371.31: 37.037 796.011

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ТЕЗАУРУСА СТУДЕНТОВ ВУЗА

Рассматриваются теоретические основы процесса формирования физкультурного тезауруса. Выделены и сформулированы основные законы, закономерности, тенденции и функции, описывающие и объясняющие особенности эффективного формирования физкультурного тезауруса студентов вуза.

The theoretical principals of the sports thesaurus a presented in this article. Pointed out and formulated the main principal laws, tendencies and functions describing and explaining peculiarities of this effective forming of the sports thesaurus among the high school students.

Формирование физкультурного тезауруса студентов предполагает не только определение его сущности и роли в подготовке будущего специалиста в области физической культуры, важно выделить и сформулировать базисные теоретические положения, которые описывают и объясняют главные особенности эффективного формирования физкультурного тезауруса студентов вуза.

В этой связи необходимо рассмотреть понятия «закон», «закономерность», «тенденция», «функция», отношения между ними.

Понятие «закономерность» трактуется как «соответствие с законом, последовательное проявление какого-либо закона» [8, с. 203]. Закон — это «существенное общее отношение. между явлениями или между их

Вестник РГУ им. И. Канта. 2006. Вып. 11. Педагогические и психологические науки. С. 18—24.

Источник:
Общее и особенное в педагогических категориях «Здоровый образ жизни» и «Здоровый стиль жизни» Текст научной статьи по специальности — Физическая культура и спорт
Статья посвящена анализу понятия «здоровый стиль жизни», и выяснению его сущности. Проведено его сравнение с другими сходными педагогическими категориями. Выделены критерии здорового стиля жизни.
http://cyberleninka.ru/article/n/obschee-i-osobennoe-v-pedagogicheskih-kategoriyah-zdorovyy-obraz-zhizni-i-zdorovyy-stil-zhizni

(Visited 1 times, 1 visits today)

CATEGORIES