Здоровье личности и народа

ЗДОРОВЬЕ И КОНСТИТУЦИЯ ЧЕЛОВЕКА

Теперь очевидно, что судьба нашего здоровья во многом определяется генами и хромосомами. И какими сочетаниями генов каждого человека природа распорядится, с такими он и живет. Среди многообразия генов могут быть и те, что ведут к талантливости или гениальности, и те, что ведут к наследственным болезням.

Основной закон валеологии: «Образ жизни должен соответствовать конституции человека». Конституция — это соли- тонная реализация генетической программы индивидуума. Термин «солитон» (в переводе с английского означает «план») подразумевает план построения будущего организма. В 1993 году канадский генетик Mc. Kalok установила, что ядерная ДНК не только материальный, но и архитектурный план будущего организма в зиготе (оплодотворенной яйцеклетке). Таким образом, появилась солитонно-голографическая концепция жизни, согласно которой жизнь является не только вещественной, но и информационной матрицей, передающейся по наследству.

Когда-то врачи Древнего Востока размышляли так: есть мир бесконечно малого; есть мир бесконечно большого; и есть мир между ними — мир бесконечно сложного — мир жизни. В этом мире есть человек — мир бесконечной сложности и бесконечной мудрости: сложность от природы, мудрость — от Бога и Учителя. И сложность и мудрость воплощены в конституции человека.

Конституция всегда индивидуальна. Образов жизни столько же, сколько людей. Конституция генетически устойчива, стабильна, а фенотип лишь модифицируется, изменяет конституцию в пределах геномных законов реагирования.

Если посмотреть на весь спектр жизненных доминант и установок, то, в конечном счете, все они детерминированы нашей конституцией: потребности, способности, интересы, желания, искушения, проблемы. Алкоголизм, курение, наркомания тоже имеют генетическую компоненту. Проблемы предрасположенности к болезням и характер их протекания тоже конституционно детерминированы. Много правды в словах итальянского патолога Дж. Танделоо, сказавшего, что «конституция человека — наш соматический фатум — судьба». Вопреки догмам мичуринской биологии, конституция как генетический потенциал дается

человеку раз и на всю жизнь. Генетический астеник никогда не станет гиперстеником, и наоборот. Среда лишь «модифицирует» наш генетический потенциал в рамках «нормы реакции».

Великий Лоа-Цзы говорил: «Колесо вращается потому, что ось его неподвижна» и, что «сила (насилие) над природой и сущностью человека — противоестественны и аморальны».

Не насилуйте природу человека, не втискивайте ногу в обувь не своего размера — ведь это больно и мучительно. Не нужно слушать готовых рецептов, как жить, как есть, как дышать, как любить. Живите в соответствии со своей конституцией и своей природой.

Реальная конституция человека — это «конституция 10 статей»:

1. Рефлективная конституция («биопамять организма») — генетическая память (наследственность), эпигенетическая память (эмбриональный путь развития), иммунная память (о перенесенных болезнях), нейрогенная память (память, фиксируемая нейронами);

2. Генотипическая конституция — это исходный «наследственный паспорт» (геномная характеристика, хромосомная система человека), определяющий регенерационные способности нашей морфологии (например, заживление ран);

3. Фенотипическая конституция — это традиционное (а подчас единственное) представление о конституции человека, на основе наследственной структуры его костно-мышечного «портрета» (по современной терминологии — это эктоморфы, мезоморфы, эндоморфы, различные типы астенических, нормостенических и гиперстенических конституций). Эктоморф характеризуется короткой верхней частью туловища, длинными руками и ногами, длинными и узкими ступнями и ладонями, очень небольшим запасом жира, а также узостью грудной клетки и плеч, тонкими длинными мускулами.

4. Иммунная конституция — система защиты с генетически детерминированным характером интенсивности иммунологических реакций; в основе лежит механизм антиген — антитель- ных связей, (нормальный иммунный ответ, аллергические реакции, иммунологическая толерантность, стресс);

5. Нейронная конституция (ее иногда называют невропатологической или энцефалопатической) — это состояние неврологической реактивности, которая определяет базисные основы обучения, приобретения знаний; это базисная основа эмоций и волевых процессов, определяющих наше здоровье и нашу неврологическую соматику. По И.П. Павлову — это тип высшей нервной деятельности;

6. Психологическая конституция — она определяет психотип личности, ее характер и темперамент; проблемы психосоматики и психотерапии зависят от знания и умения влиять на психотип личности. Иными словами: психотип — это тип темперамента (холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик);

7. Лимфогематологическая конституция — это особенности лимфотока и группы крови, которые носят геномный, конституционный характер, определяют интенсивность метаболизма и энергетики. По мнению французского биолога Жан — Луи де Гандзена, группа крови определяет не только наиболее характерные черты питания человека, но и его сексуальную индивидуальность;

8. Гормонально-половая конституция определяет существенный момент во всех поведенческих реакциях человека. Половое поведение определяется взаимодействием определенных мозговых структур с половыми гормонами (андрогенами при мужском половом поведении и эстрогенами — при женском). Именно здесь надо искать ответ на проблемы гомосексуальности и лесбиянства, а не в педагогике и психологии (при всей их значимости). Это не столько юридическая, сколько эндокринологическая проблема;

9. Дерматологическая конституция — это новое научное направление с большой перспективой в будущем. По дерматологическому рисунку пальцев рук (ладони) можно судить о генетических возможностях человека; хирология, хирологическая картина жизни, прочитанная в рисунке руки — это «внутреннее», выведенное во «внешнее», в которой всматривается современная биология, генетика, медицина;

10. Энерго-акупунктурная конституция человека — это опыт восточной медицины, лежащий в основе ее представлений; богатейший опыт тысячелетий о видении человека через систему его энергоканальных связей, систему дыхания, питания, движения, управляющими организменными процессами.

Каждая страна и каждый ее гражданин должны уважать конституцию своего государства. Не нарушая конституцию, мы не вступаем в конфликт с правоохранительными органами. Чтобы жить здоровой жизнью, надо жить по законам своей биологической конституции. В этом смысл основного закона валеологии.

Таким образом, современные конституциональные данные свидетельствуют о том, что это не просто набор сведений со стороны анатомо-физиологических систем человека, а информационно-генетическая программа жизни индивида. Задача каждого человека — грамотно воспользоваться этой программой.

Источник:
ЗДОРОВЬЕ И КОНСТИТУЦИЯ ЧЕЛОВЕКА
ЗДОРОВЬЕ И КОНСТИТУЦИЯ ЧЕЛОВЕКА: Теперь очевидно, что судьба нашего здоровья во многом определяется генами и хромосомами. И какими сочетаниями генов каждого человека природа распорядится, с такими он и живет. Среди многообразия генов могут быть и те, что ведут к талантливости или … — — на медицинском сайте MedInfo.Social
http://medinfo.social/pediatriya_891/zdorove-konstitutsiya-cheloveka-48498.html

Здоровье и человек

По определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье — «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов» [Устав ВОЗ, 1946].

Здоровье как часть культуры всегда входило в круг прагматических забот общества. Культура здоровья в любом обществе – это часть видения обществом самого себя и его членов. Примерно 2500 лет назад Гиппократ учил, что состояние здоровья является доказательством того, что человек достиг состояния гармонии как внутри себя, так и со своим окружением, и все, что оказывает влияние на мозг, воздействует и на тело. В V веке до н.э. Перикл говорил, что «здоровье — это состояние морального, психического и физического благополучия, которое дает человеку возможность стойко и не теряя самообладания переносить любые жизненные невзгоды».

В настоящее время признано, что здоровье — это отсутствие болезней в физическом теле и сознании человека. При этом все физиологические системы организма работают нормально и эффективно. В сознании человека отсутствует угнетение или раздражение, нет отрицательных эмоций и отрицательных мыслительных процессов. Общий настрой сознания бодрый, уверенный и устойчивый.

В последние 25—30 лет прогрессируют социально зависимые и профессионально обусловленные дефекты здоровья населения (дизадаптивные синдромы, социально-экологическое утомление и переутомление, стрессогенные заболевания). В России сейчас сложились особые социальные условия, с мощным «психоэмоциональным шлейфом».

В последние 25—30 лет прогрессируют социально зависимые и профессионально обусловленные дефекты здоровья населения (дизадаптивные синдромы, социально-экологическое утомление и переутомление, стрессогенные заболевания).

Охрана и укрепление здоровья здоровых проводится в отношении граждан Российской Федерации, как абсолютно здоровых (5—7%), так и имеющих 1—2 заболевания в состоянии стойкой ремиссии (55—70% населения). Из числа последних наиболее многочисленна часть населения, имеющая дизадаптационные явления, состояние хронической усталости, явления утомления и переутомления, снижение умственной и физической работоспособности. Названные состояния при продолжающемся воздействии физических и социальных факторов с высокой вероятностью приводят к обострению основного заболевания, развитию сопутствующих.

В области восстановительной и профилактической медицины с убъектом становится преимущественно не больной, а здоровый человек. В новых условиях рыночной экономики восстановительная и профилактическая медицина приобретает статус производственной отрасли, т.е. ее функция — воспроизводство трудового ресурса нации, развития здоровья, профессионального долголетия, безопасности труда, уменьшения потока больных.

Можно выделить составляющие здоровья :

Каждая составляющая играет свою определенную роль в формировании здоровья каждого человека.

-Физическая составляющая здоровья — состояние органов и систем, обеспечивающих жизнедеятельность организма (сердечно-сосудистая, дыхательная, костно-мышечная, нервная, пищеварения, мочеполовая и т.п.), а также состояние биоэнергетики организма.

-Психоэмоциональное здоровье — это способность адекватно оценивать и воспринимать свои чувства и ощущения, сознательно управлять своим эмоциональным состоянием. Будучи уравновешенной личностью, человек способен эффективно противостоять стрессогенным нагрузкам, находить безопасные выходы для негативных эмоций.

-Интеллектуальное развитие человека определяет уровень созидательной активности в различных областях научной и творческой деятельности. Личность с высоким уровнем интеллекта использует все источники, средства и знания для совершенствования своего мастерства, наращивание творческого потенциала. Интеллектуальный рост — это одна из форм развития человеческого организма.

-Социальная составляющая здоровья личности определяют характер ее взаимоотношения с обществом, родными и близкими. Разумные способы общения и взаимоотношений с родными людьми позволяет в большей мере сохранять свой уровень здоровья, в большей мере раскрыть свой потенциал здоровья.

-Профессиональная составляющая здоровья подразумевает достижение значительных успехов в трудовой деятельности и получение удовольствия от занятий ею. Чем выше уровень профессионализма человека, тем выше и требования, предъявляемые к работе, которая должна не только приносить удовлетворение от работы, но и обогащать его жизнь.

-Духовное развитие человека определяет цель существования, определяет личностные приоритеты, идеалы и жизненные ценности человека. -Духовно развитая личность не только декларирует общечеловеческие принципы морально-этического плана, но и старается жить в соответствии с ними. Названные шесть составляющих определяют индивидуальность человека.

Сколько и как Вы собираетесь прожить на Земле, собираетесь ли Вы быть крепким и здоровым либо немощно-хилым и больным — это сколько Ваш личный выбор:

1. В большинстве болезней виноваты не природа и не общество, а только сам человек. Чаще всего он болеет от лени и жадности, но иногда и от неразумности.

2. Не надейтесь на медицину. Она неплохо лечит многие болезни, но не может сделать человека здоровым… Больше того, бойтесь по пасть в плен к врачам! Порой они склонны преувеличивать слабости человека и могущество своей науки, создают у людей мнимые болезни и выдают векселя, которые не могут оплатить.

3. Чтобы стать здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их ничем нельзя. Человек, к счастью, столь совершенен, что вернуть здоровье можно почти всегда. Необходимые усилия возрастают по мере старения человека и углубления болезней.

4. Величина любых усилий определяется стимулами, стимулы — значимостью цели, временем и вероятностью ее достижения. И очень жаль, но еще и характером. К сожалению, здоровье, как важная цель, встает перед человеком, когда смерть становится близкой реальностью.

5. Для здоровья одинаково необходимы четыре условия: физические нагрузки, ограничение в питании, закаливание, время отдыха и умение отдыхать. И еще пятое — счастливая жизнь! К сожалению, без первых четырех она здоровья не обеспечивает.

6. Природа милостива: достаточно 20-30 мин физкультуры в день, но такой, чтобы задохнуться, вспотеть и чтобы пульс участился вдвое. Если это время удвоить, то будет вообще отлично.

7. Нужно ограничивать себя в пище. Поддерживайте вес как минимум в соотношении рост в сантиметрах минус 100.

8. Умение расслабляться — наука, но к ней нужен еще и характер. Если бы он был!

9. Говорят, что здоровье — счастье уже само по себе. Это неверно. К здоровью так легко привыкнуть и перестать его замечать. Однако оно помогает добиться счастья в семье и работе. Помогает, но не определяет. Правда, болезнь — уж точно несчастье.

Прежде чем научиться работать и заботиться об общественном благе, которому человек будет служить, он должен научиться заботиться о самом себе. Это прежде всего относится к учителям и врачам, занимающимся воспитанием и лечением подрастающего поколения. Такая постановка вопроса не свидетельствует о пропаганде эгоизма и не противоречит нормам христианской нравственности, ибо одна из основных евангельских заповедей гласит. «Возлюби ближнего своего, как самого себя» Первичность любви в этом наставлении остается за субъектом действия по отношению к самому себе

Отношение к здоровью слагается из двух взаимодополняющих друг друга компонентов: сохранение здоровья (предупреждение и лечение болезней) и совершенствование здоровья (развитие биологических и психологических характеристик, обеспечивающих высокую адаптацию к меняющейся внешней среде).

Источник:
Здоровье и человек
Здоровье и человек
http://radugazdoroviya.ru/page/%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8-1

Здоровье личности и народа

В результате научных поисков и открытий было выявлено, что психический аппарат человека наделен ресурсом, необходимым для осуществления продуктивной деятельности, социально приемлемого образа жизни и самоактуализации. В традиционных интерпретациях ключевой детерминантой и критерием психического здоровья остается жизнеспособность индивида, обеспеченная исправно функционирующим психическим аппаратом.

Целый ряд современных исследований разоблачает недостаточность критериального статуса «жизнеспособности» для оценки психического статуса человека, т.к. в ней не проявлен характер востребованности человеком своего психического потенциала. К.А. Абульханова-Славская теоретически выделила два полярных способа воспроизводства жизни: жизнь как совокупность обстоятельств или как последовательность достижения целей. В.И. Слободчиков утверждает, что жизнеспособное большинство может реализовать, по крайней мере, две возможности: или полностью совпадать со своей жизнедеятельностью (животный способ), или быть в отношении к ней (собственно человеческий способ). Т.е. жизнеспособный индивид в определенном смысле тоже может быть «здоров» или «нездоров».

Закономерно, что категориальная недостаточность психиатрии и лабораторно-экспериментальной психологии постоянно пополняясь, компенсируется новыми понятиями: личностное здоровье (Б.С. Братусь,1988), психологическое здоровье (И.В. Дубровина, 1997), эмоциональное здоровье (Л.В. Тарабакина, 2000), духовное здоровье и духовный кризис (А.И. Зеличенко, 1996), биографический кризис (Р.А. Ахмеров, 1994), «энергетическая цена» (Б.Г. Ананьев,1968; Р.А. Ахмеров, 1994). Р.А. Ахмеров считает возможным рассматривать потерю здоровья как энергетическую цену организма за неоптимальную, жизненную программу и высказывает предположение, что инвалидность по психосоматической нозологии может быть следствием отсутствия успешной самореализации.

Этапным для проблемы психической нормы стало принципиальное различение понятий «личность» и «психика» (А.Н. Леонтьев, 1983; А.В. Петровский, 1984), в последствии «человек» и «личность» (Б.С. Братусь,1988; В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев, 1995).

Таким образом, даже при кратком рассмотрении проблемы психического здоровья, очевидна тенденция расширения поиска от изучения проблемы психического как такового, к фундаментальной философской проблеме соотношения «человек — мир». Методологическую важность этой проблемы для психологии осознавали такие авторитеты отечественной психологии, как С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, В.В. Давыдов. А. Маслоу указывал, что психологические исследования должны основываться на определенной философской концепции человека.

В поиске оснований решения проблемы психической нормы, в результате философско-психологического анализа констатирует, что центральным составляющим сущность человека является способ его отношения к другому человеку. Связывая именно с этой позицией вектор дальнейшего развития системы наук о человеке, Б.С. Братусь делает два основных вывода:

1. Ведущим для собственно человеческого развития является процесс самоосуществления. Нормальное развитие положительно согласуется с этим процессом и ведет человека к обретению им родовой человеческой сущности.

Условиями и одновременно критериями этого развития являются:

· отношение к другому, как к самоценности;

· способность к децентрации, самоотдаче и любви;

· творческий, целетворящий характер жизнедеятельности;

· способность к свободному волепроявлению;

· возможность самопроектирования будущего;

· наличие внутренней ответственности перед собой и другими;

· стремление к обретению сквозного общего смысла своей жизни.

2. Аномальным, отклоняющимся от нормального, является такое развитие, которое ведет человека к отрыву, отъединению от всеобщей родовой сущности.

Условиями и одновременно критериями такого развития следует считать:

· отношение к человеку как к средству;

· эгоцентризм и неспособность к самоотдаче и любви;

· причинно обусловленный, подчиняющийся внешним обстоятельствам характер жизнедеятельности;

· отсутствие или слабая выраженность потребности в позитивной свободе;

· неспособность к свободному волепроявлению;

· самопроектированию своего будущего;

· неверие в свои возможности;

· отсутствие или крайне слабая внутренняя ответственность перед собой и другими;

· отсутствие стремления к обретению сквозного общего смысла своей жизни (1988, с. 51).

Практическая ценность перечисленных определений состоит в том, что они покрывают обширное феноменологическое поле между условными полюсами нормы и патологии. Представление Б.С. Братуся о психической норме основано на исходном, философском представлении о человеческой сущности, как сложном ансамбле интериоризированных и персонифицированных человеческих отношений (С.Л. Рубинштейн, Г.С. Батищев, М.С. Каган, И.С. Кон и др.). Норма понимается как онтогенетическая тенденция, собственно развитие, восходящее к обретению и утверждению человеческой сущности. Личность полагается инструментом развития, органом самостроительства. Б.С. Братусь строит описательное представление о психическом здоровье, придерживаясь традиции трехчленного деления психической организации человека — «телесное», «душевное», «духовное» — характерной, как рассматривалось выше для парадигмальной установки теологизма.

1. Психическое здоровье — это идеальное понятие, основанное на творческих принципах свободы, духовности, индивидуальности, социальной интегрированности (36, с.48). Это не фиксированное состояние бытия, не состояние добродетели, удовлетворенности, счастья. Это не конечный пункт, а направление, в котором человек движется, следуя своей истинной природе. А самая сущность природы человека конструктивна, реалистична, разумна, активна и заслуживает доверия.

2. Причиной нарушений психического здоровья является неправильное распределение напряжений во внутренней структуре личности. Наиболее значительным из них является напряжение между тем, что человек собой представляет, и тем, чем ему, по его мнению, следует быть (36, с.40-47).

3. Показателями психического здоровья личности являются:

· Принятие ответственности за свою жизнь;

· Самопонимание и принятие себя;

· Умение жить в настоящем моменте;

· Осмысленность индивидуального бытия;

· Способность к пониманию и принятию других (36).

Проблема психической нормы требует определенности предметно-теоретических оснований. Парадигмальные основания, к которым тяготеют общие представления о сущности человека, полагаются исходными, ключевыми для понимания и определения условий и критериев психической нормы. Приведенный обзор показывает, как представления о психической норме меняются сообразно смене представлений о природе и особенностях развития психического строя человека. Но эти изменения условны, т.к. остаются, согласно лаконичному выражению В.И. Слободчикова, в «плоскости представлений» о сущности, о развитии, об его предпосылках и условиях, о норме. Не умоляя прикладного значения рассмотренных концепций и подходов, все же достаточно сложно дать ответ, полноценно раскрывающий суть феномена психического здоровья человека и практических возможностей его обеспечения и защиты.

Выводы по итогам анализа проблемы психического здоровья личности.

Содержательный анализ проблемы психического здоровья (предусмотренный форматом нашего локального исследования) продемонстрировал, что представления о саногенных механизмах, обеспечивающих оптимальное функционирование психических структур, не объединены общей концепцией и носят разрозненный характер. Многообразие идей, теорий и концепций свидетельствует об особой значимости данной проблематики на современном этапе развития психологической науки.

В целом, разнообразие научных взглядов можно разделить на два основных подхода к проблеме определения психической нормы:

1. Рассмотрение нормы в контексте объяснительной (научно-естественной) парадигмы, где она представлена в качестве эталона, и является образцом лучшего, идеального, к чему нужно стремиться и чему необходимо соответствовать.

2. Рассмотрение нормы в контексте гуманитарной (описательной, феноменологической) парадигмы, где нормотипичность представлена описанием той нормы, которую разделяет большинство, которая детерминирована и является закономерностью определенных социокультурных условий, в которых существует личность.

Источник:
Здоровье личности и народа
В результате научных поисков и открытий было выявлено, что психический аппарат человека наделен ресурсом, необходимым для осуществления продуктивной деятельности, социально приемлемого образа
http://studbooks.net/1590018/psihologiya/lichnostnoe_zdorove_cheloveka

Здоровье человека и факторы, его определяющие

Существует несколько определений здоровья:

1. Здоровье — способность противиться заболеваниям.

2. Здоровье – способность сохранять равновесие между организмом и постоянно меняющейся внешней и внутренней средой. То есть, любой живой организм обладает большими резервами для поддержания такого равновесия.

Резервздоровья – это разница в показателях работоспособности органа, системы при максимальной нагрузке и уровнем покоя.

Например: Сердце человека, находящегося в состоянии покоя, способно перекачать за 1 минуту 4-5 л. крови. При выполнении физической нагрузки, объем перекачиваемой крови увеличивается до 20 литров, т.к. возрастает потребность организма в кислороде. То есть, сердце человека, способного выполнять определенную нагрузку, располагает соответствующим резервом (в данном случае пятикратным). Зачем нужен этот резерв? Человек заболевает, и в результате болезни поднимается высокая температура. При данном состоянии потребность организма в кислороде возрастает в 2 раза. При пятикратном резерве сердце справится с такой нагрузкой без напряжения. У детренированного сердца такого резерва нет и уже через несколько минут ткани тела окажутся в кислородном голодании, после чего наступит интоксикация и в дальнейшем возможен летальный исход.

3. Здоровье – состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней. (Данное определение Всемирной организации здравоохранения, которое является наиболее точным).

Рассмотрим виды и состояния благополучия.

Физическое благополучие – все органы человеческого тела функционируют в норме и даже могут работать со значительным ее превышением, т.е. обладают резервом.

Духовное благополучие– предполагает преобладание у человека хорошего настроения, его уверенность в будущем, положительный настрой на преодоление трудностей, доброе отношение к людям и т.п.

Социальное благополучие – предполагает устойчивое положение человека в обществе, наличие семьи, хорошо оплачиваемой работы и т.д.

Состояние здоровья на 50 % зависит от образа жизни человека.

Дети наследуют признаки своих родителей, в том числе и признаки физического развития и здоровья. Наследственность оказывает влияние на формы и функции организма и на здоровье в целом. Она обуславливает тип нервной системы, тип конституции и др.

Существует понятие «репродуктивное здоровье» от слова «репродукция» (воспроизведение). Репродукция биологическая – это воспроизведение организмами себе подобных.

Репродуктивное здоровье – основная составляющая здоровья человека и общества, характеризующая их способность создать и реализовать необходимые условия для рождения здорового ребенка и воспитания здорового поколения, способного обеспечить социальную безопасность и развитие общества.

Дата добавления: 2014-12-20 ; просмотров: 3 | Нарушение авторских прав

Источник:
Здоровье человека и факторы, его определяющие
Существует несколько определений здоровья: 1. З доровье — способность противиться заболеваниям . 2. Здоровье – способность сохранять равновесие между организмом и постоянно меняющейся
http://lektsii.net/1-84192.html

Историко-философские представления о здоровье и продолжительности жизни человека

Историко-философские представления о здоровье и продолжительности жизни человека

Проблема здоровья человека интересовала философов с древних времен. Размышляя о здоровье, о нормах и патологиях, философы античности заметили, что здоровье зависит от образа жизни и поведения человека. Изучение прошлого показывает, какое влияние на развитие представлений о здоровье и здоровом образе жизни оказывали различные философские направления.

Размышляли о здоровье и болезни уже в Древней Индии представители школы веданты. «Веданта» означает «окончание Вед», а «Веды» (конец II – начало I тыс. до н. э.) – собрание гимнов на религиозные темы. Основателем школы веданты считается древнеиндийский мыслитель Бадараяна, составитель «Брама-сутры». Он и представители других философских школ заметили, что здоровье зависит от образа жизни человека. В Древней Индии здоровье считалось результатом нормального состояния трех начал организма: воздушного, слизи и желчи. Три органических начала связывались с системами организма: рлунг (нервная), мкрихс и бадкан (гуморальная).

В Древнем Китае организм уподобляли миру в миниатюре, а все процессы в нем – взаимоотношению пяти первоэлементов: огня, земли, воды, дерева и металла. В организме, как и во внешнем мире, предполагалась борьба двух полярных сил: Инь (женское) и Ян (мужское), здоровье и болезнь определялись их соотношением. Возникла чжень-цзю терапия – иглоукалывание и прижигание активных точек, которые облегчают передвижение особой жизненной энергии в организме и тем самым устраняют причину заболевания.

В ассиро-вавилонской медицине считали, что здоровье и болезнь зависят от злых и добрых духов, богов и дьяволов и могут направляться в своем течении влиянием небесных светил.

В Древнем Египте существовали представления о четырех основных элементах мира: воде, земле, огне и воздухе. В связи с этим возникли зачатки гуморального учения о четырех основных соках, носителях этих элементов, составляющих человеческий организм и определяющих его здоровье и болезнь. Было создано учение о пневме – особом содержащемся в воздухе невидимом и невесомом веществе, при вдохе поступающем в легкие, оттуда проникающем в сердце и далее по артериям расходящемся по всему телу.

Философы Древней Греции и Древнего Рима, размышляя о здоровье и болезнях человека, сформулировали большое количество жизненных правил и полезных истин, касающихся практик здорового образа жизни.

Согласно воззрениям Демокрита, каждый человек сможет прожить счастливую жизнь, если будет жить соответственно своей природе, соблюдая при помощи мудрости чувство меры, стремясь к справедливости и принимая на себя ответственность за свои поступки.

Некоторые высказывания его актуальны и для нашего современника:

• Прекрасное постигается путем изучения и ценой больших усилий, дурное усваивается само собой, без труда.

• Цель жизни – хорошее расположение духа (эвтимия), при котором душа живет безмятежно и спокойно, не возмущаясь никаким страхом, ни боязнью демонов, ни какой-нибудь страстью.

• В чем действительно нуждается наше тело, то для всех легко, без особого труда и усилий достижимо. Все же то, что требует труда и большого напряжения и добывание чего отравляет нашу жизнь, телу не нужно, но есть предмет стремления извращенной мысли[2].

Сократ вошел в историю как автор и создатель диалектического метода исследования истины, при котором изучаемый предмет рассматривается одновременно с двух сторон – положительной и отрицательной. Его философские воззрения отличались сосредоточенностью на исследованиях самого себя и практик самосовершенствования. Нравственный рационализм Сократа ярко проявился в его размышлениях о здоровье и здоровом образе жизни в виде взаимосвязи между действиями человека в последовательности: разумные, нравственные, полезные для здоровья. Свидетельством тому могут служить следующие его афоризмы:

• Нет ничего сильнее знания, оно всегда и во всем пересиливает и удовольствия, и все прочее.

• Кто знает себя, тот знает, что для него полезно, и ясно понимает, что он может и чего не может[3].

Однажды Сократа спросили, чем он отличается от других людей. Сократ ответил: «Я ем для того, чтобы жить, а другие живут для того, чтобы есть»[4].

Платон понимал тело живого существа как замкнутую систему микрокосмоса, состоящую из земли, огня, воды и воздуха, нарушение их взаимосвязи считал причиной болезни. Платон развил учение о пневме, божественной душе. Пневма проникает в тело человека, причем в мозгу сообщает ему способности мыслить и чувствовать, в сердце согревает и в течение жизни питает. Нарушение прохождения пневмы является источником многих болезней.

Платон считал, что для соразмерности, красоты и здоровья требуется не только образование в области наук и искусства, но и занятие всю жизнь физическими упражнениями, гимнастикой.

Аристотель болезнь и здоровье называл переходящими свойствами или состояниями организма, так как они легко поддаются колебаниям и быстро изменяются. Аристотель писал о том, что следует различать, что способствует здоровью и что является признаком здоровья. Здоровье города зависит от его географического положения, защищенности от ветров, качественного водоснабжения.

Среди многочисленных философских школ Древней Греции и Рима можно выделить два основных подхода к проблеме здоровья человека – оптимистический и пессимистический. Первый связан с философами, которые утверждали, что как бы ни были сильны удары судьбы, человек все-таки может быть здоровым и счастливым, если будет пытаться жить в согласии с природой и использовать для этого здравое рассуждение. Каждый человек свободен в выборе того стиля и образа жизни, который ему больше по душе. Но при этом он должен согласовывать его с собственными внутренними ресурсами, которые складываются из состояния его здоровья, особенностей темперамента, полученного от наставников образования и воспитания, материального благосостояния. На этой точке зрения основывали свои рассуждения о здоровье известные врачи древности.

Опираясь на материализм Демокрита и диалектику Гераклита при анализе медицинских явлений, Гиппократ создал учение о влиянии окружающей среды и условий жизни на здоровье. Основными причинами заболеваний Гиппократ считал времена года, температуру воздуха, климат, свойства почвы, эпидемии. Индивидуальными причинами – образ жизни, диету, возраст человека, его наследственность и наклонности. Он смотрел на болезнь как на изменяющееся явление, выделив три стадии заболевания: сытость (начало), сварение (середина), извержение (конец).

Врач древности Гален, основываясь на учениях Платона о пневме, Аристотеля о целесообразности, считал, что здоровье – гармония и равновесие четырех соков, болезнь – беспорядок, вторгнувшийся в равновесие плотных частей, соков и сил. Гален развил учение о четырех элементах и четырех качествах: сухость – сырость, холод – тепло, соответствующих воздуху, воде, земле и огню, связанных с кровью, флегмой, черной и желтой желчью.

Видный врач и мыслитель Средней Азии Авиценна (Абу Али Ибн-Сина) воспринял от греков учение о четырех соках. Здоровье Авиценна рассматривал как способность или состояние, благодаря которому функции организма оказываются безупречными.

Авиценна полагал, что бывает тело здоровое до предела; тело здоровое, но не до предела; тело не здоровое и не больное, быстро воспринимающее здоровье; тело больное легким недугом; тело больное до предела. Он выделил причины здоровья и болезни: материальные – это заложенные в теле человека основы; действенные – это причины, которые изменяют состояние тела человека или сохраняют его неизменным (воздух, еда, вода, напитки, телесные и душевные движения, покой, сон, переход из одного возраста в другой, бодрствование, различия по полу, привычка).

В философских воззрениях на здоровье в Новое время впервые появилась идея о здоровье как ценности, причем не только в индивидуальном измерении, но и в социальном плане.

Томас Мор считал, что прекрасное общественное здоровье является прямым следствием идеально организованного общества и замечательных условий жизни. Он рассматривал здоровье как великое удовольствие, основание и опору всего, что могут дать спокойные и желанные условия жизни.

Французский философ Монтень считал здоровье одной из важнейших индивидуальных ценностей, утверждая, что здоровье – это драгоценность, и притом единственная, ради которой стоит не пожалеть времени и сил.

Бэкон, продолжая и развивая тему здоровья как индивидуальной ценности, писал о том, что собственные наблюдения человека за тем, что ему хорошо, а что вредно, есть самая лучшая медицина для сохранения здоровья. Один из рецептов долгой жизни – это пребывание в свободном и жизнерадостном настроении, избегании зависти, тревожных страхов, затаенного гнева, тонкого и путаного самоанализа, чрезмерных радостей и волнений. Он высказывал удивление по поводу того, что, заботясь усердно об улучшении пород собак и лошадей, мы пренебрегаем породой человеческой.

Подлинный исследовательский интерес к идее здоровья как социальной ценности и в связи с этим к различным практикам здорового образа жизни как социально необходимым и социально одобряемым действиям проявился в XX в. в рамках гуманистической социологии.

В работах Э. Дюркгейма большое значение придается социальному здоровью. Социальное здоровье, согласно мнению этого ученого, заключается в нормальном развитии жизненных сил индивида, коллектива или общества, в их способности адаптироваться к условиям среды и использовать ее для своего развития. Это дает им «шансы на долгую жизнь».

С точки зрения социального реализма Э. Дюркгейма социальная реальность выступает главенствующей по отношению к индивидуальной. Главным признается положение, согласно которому система коллективных представлений обусловливает любые формы индивидуального сознания и поведения.

Можно согласиться с Э. Дюркгеймом, писавшим, что «коллективное представление развивается не только в пространстве, но и во времени. Для их создания множество различных умов сравнивали между собой, сближали и соединяли свои идеи и свои чувства, и длинные ряды поколений. накапливали свой опыт и свои знания»[5].

Ядро дюркгеймовской концепции – теория морали. Общественные функции морали Э. Дюркгейм связывал с воспитанием, цель которого – формирование социального существа, развитие в ребенке тех качеств и свойств личности, которые нужны обществу. Воспитание всегда отвечает социальным потребностям и выражает коллективные взгляды и чувства и, следовательно, должно формировать социально значимые практики здорового образа жизни.

При такой исследовательской позиции наибольшее внимание уделяется таким социальным характеристикам личности, как статус, принадлежность к одной из страт общества, вовлеченность в коллективные действия и общественные процессы. Именно эти факторы влияют на выбор человеком определенной практики здорового образа жизни.

Идею о социальной детерминированности и множественности подобных практик продолжает развивать Т. Парсонс[8]. Он отмечает, что устойчивость всякой социальной системы зависит от степени интеграции ряда общих ценностных стандартов с интериоризированной структурой потребностей – установок, составляющих структуру личностей. По Т. Парсонсу, процесс интеграции индивида в социальную систему осуществляется посредством интериоризации общепринятых норм, когда индивид «вбирает» в себя общие ценности в процессе общения со «значимыми другими».

В качестве специфического канала социализации личности Т. Парсонс рассматривает молодежную субкультуру. Идея Т. Парсонса о функциональном значении общения в «группах равных» для освоения общественных норм представлена в тесной связи с характеристикой закрытых сообществ со своей субкультурой[9]. Между тем известно, что молодежные субкультуры зачастую отрицают здоровый образ жизни и выбирают в качестве приоритетных стратегий поведения, ограничивающие физические и духовные потребности личности.

В последнее время медики стали отмечать у практически здоровых людей так называемые информационные неврозы. В данном случае врачи вынуждены говорить о явлении информационного стресса, когда способный и трудолюбивый человек без отдыха поглощает разного рода информацию, не переключается на другие виды деятельности (главным образом физической) и получает невроз, расстройства деятельности высшей нервной системы. Эти феномены, наносящие урон здоровью современного человека, вновь обратили внимание ученых на телесность человека как исток его здоровья и дали толчок развитию психотерапевтического направления в психологии.

Основатель психотерапевтического направления Вильгельм Райх исходил из того, что источником и необходимым условием психического здоровья человека является его тело. Он первым указал на зависимость психики от состояния мускулатуры. Всякое наше переживание – гнев, печаль, радость, страх – находит свое выражение в характерных мышечных движениях, считал он. Отрицательные эмоции могут образовывать так называемый мышечный панцирь, цель которого – сдержать проявление отрицательного переживания и не дать ему распространиться. Снятие в процессе терапевтической работы всех мышечных панцирей восстанавливает у пациента способность к глубоким эмоциональным переживаниям[10].

Работы Райха в области телесной терапии были впоследствии предложены и развиты многими учеными, среди которых А. Лоуэн, И. Рольф, М. Александер, М. Фельденкрайз. Работы этих, как и многих других практических психологов, являются прекрасным доказательством известного положения, что «здоровое тело творит здоровый дух». Знаменитая танцовщица начала XX в. Айседора Дункан так говорила о тесной связи тела и духа: «Если вы научите человека вполне владеть своим телом, если вы при этом будете упражнять его в выражении высоких чувств, сделаете так, что движения его глаз, головы, рук, туловища, ног будут выражать спокойствие, глубокую мысль, любовь, ласку, дружбу или гордый жест величественного отказа от чего-нибудь презренного, враждебного и т. д., то это отразится на самом сознании воспитуемого, на его душе»[11].

Исследование причин преждевременной старости и смертности давно убедило ученых всего мира, что человек может жить значительно дольше, чем живет, если устранить социальные причины, сокращающие его жизнь в обществе. И. П. Павлов писал: «Мы сокращаем свою жизнь своей невоздержанностью, своей беспорядочностью, своим безобразным обращением с собственным организмом»[12].

Здоровье человека представляет социальную ценность. Оно является мощным социальным, экономическим, трудовым, оборонным, демографическим, культурным и духовным потенциалом любого общества.

Проблема сохранения здоровья человека занимает важное место в системе социальных ценностей и приоритетов общества. Сохранение и воспроизводство здоровья находятся в прямой зависимости от уровня культуры. Культура отражает меру осознания и отношения человека к самому себе. В культуре проявляется деятельный способ освоения человеком внешнего и внутреннего мира, его формирования и развития. Культура подразумевает не только определенную систему знаний о здоровье, но и соответствующее поведение по его сохранению и укреплению, основанное на нравственных началах.

Культура человека представляет собой всю совокупность небиологических, то есть приобретенных, а не врожденных аспектов жизни человека, являющуюся чертой, которая отличает его от животных. С социологической точки зрения культура является социальным институтом, обеспечивающим системность и устойчивость общества. Аксиологический подход рассматривает культуру как мир ценностей, представляющих собой иерархию смыслов и идеалов, разделяемых всеми членами некоторого сообщества.

Вряд ли можно оспорить мнение философов, что человек – это такое существо, которое самостоятельно ищет и находит представление о собственной сущности, строит свою жизнь в соответствии с идеалом. Будучи незавершенным природой, он осуществляет себя в культуре, где даже самые простейшие акты жизнедеятельности осуществляет не инстинктивно, а в соответствии с общественными образцами, чтобы создавать свою телесность, физическую культуру, создавать образ жизни, сохраняющий здоровье.

В целях гармонического развития человеческой личности, сохранения здоровья и, следовательно, творческого долголетия необходимо чередование умственной и физической деятельности. Эту плодотворность в чередовании характера труда признавали многие. К. Маркс писал: «Система труда, чередующаяся с школой, превращает каждое из этих двух занятий в отдохновение и освежение после другого, и, следовательно, она много пригоднее для ребенка, чем непрерывность одного из этих двух занятий»[13].

Выдающийся представитель русской материалистической философии Н. А. Добролюбов рассматривал человека как единство сторон его умственного и физического развития, которые между собой тесно связаны и постоянно взаимодействуют. Он считал, что организм человека может быть здоровым и работоспособным лишь в том случае, если эти стороны получают полное развитие в тесной органической связи. Он писал: «. тот организм, в котором развитие мозговых отправлений поглощает собою все другие, развивается ненормально, болезненно. Точно так же ненормально и развитие того организма, в котором усиленной деятельностью мускулов ограничивается и заглушается развитие нервной системы и особенно мозга»[14].

Здоровье можно считать даром природы, но от человека и от общества зависит его сохранение на протяжении всего жизненного цикла. Незнание, а иногда и непонимание значимости здоровья для полноценной человеческой жизни – это не только признак низкой общей культуры, но и самый настоящий социальный инфантилизм.

[1] Заблудский, П. Е., Крючок, Г. Р., Кузьмин, М. К., Левин, М. М. История медицины. – М., 1961; Мультановский, М. П. История медицины. – М., 1967.

[2] Цит. по: Таранов, П. С. Философия изнутри. – М., 1996. – Т. 1. – с. 386–387; Древнеримские мыслители. – М., 1958. – С. 154.

[3] См.: Таранов, П. С. Указ. соч. – Т. 1. – С. 298.

[4] Иванов, В. Г. История этики Древнего мира. – Л., 1980. – С. 142.

[5] Дюркгейм, Э. Социология и теория познания. Хрестоматия по истории психологии. – М., 1980. – С. 218.

[6] См.: Вебер, М. О некоторых категориях понимающей социологии // Западноевропейская социология XIX – начала XX веков / ред. В. И. Добреньков. – М., 1996. – С. 491.

[7] См.: Вебер, М. Указ. соч. – С. 502.

[8] См.: Парсонс, Т. Функциональная теория изменения // Американская социологическая мысль: Тексты / ред. В. И. Добреньков. – М., 1996. – С. 478–493.

[9] См.: Там же. – С. 490.

[10] Петрушин, В. И., Петрушина, Н. В. Валеология. – М., 2003. – С. 98.

[11] Цит. по: Шнейдер, И. Встреча с Есениным. – М., 1965. – С. 13.

[12] Павлов, И. П. ПСС. – Т. 3. – Кн. 1. – М., 1951. – С. 38.

[13] Маркс, К., Энгельс, Ф. О воспитании, образовании // ПСС. – Т. 1. – М., 1957. – С. 185.

[14] Добролюбов, Н. А. Избр. произв. – T. I. – M., 1943. – C. 71.

[15] Лесгафт, П. Ф. Собр. пед. соч. – Т. 1. – Ч. 1. – М., 1951. – С. 57.

Источник:
Историко-философские представления о здоровье и продолжительности жизни человека
Историко-философские представления о здоровье и продолжительности жизни человека Проблема здоровья человека интересовала философов с древних времен. Размышляя о здоровье, о нормах и патологиях,
http://www.socionauki.ru/journal/articles/254791/

О факторах, формирующих здоровье нации и здоровье человека

О факторах, формирующих здоровье нации и здоровье человека

Автор: Алексей Шевченко 12 января 2013 19:56 Категория: Среда обитания

В октябре прошедшего года первые лица нашего государства удостоили своим вниманием первичное звено медицинской отрасли, ФАПы, фельдшерско – акушерские пункты.

Вот и губернатор нашего региона Александр Николаевич Ткачев принял решение о том, что 2013 год станет на Кубани ГОДОМ МЕДИЦИНЫ. По мнению губернатора, чтобы кардинально изменить ситуацию в здравоохранении, нужны радикальные меры. Для разрешения накопившихся проблем исполнительная власть последовательно, год за годом увеличивает финансирование здравоохранения: бюджет отрасли за последние годы увеличился в 10 раз – с 5 до 50 миллиардов рублей.

Естественно, забота первого лица региона и в целом самое пристальное внимание исполнительной власти к нуждам и проблемам региональной медицины уже приносит свои плоды по техническому оснащению отрасли, по закреплению врачей в сельской местности.

Здоровье как ныне живущих поколений, так и еще не родившихся, в значительной степени зависит от того, кто твоя мама и какой у тебя отец. Если хоть один из них психически неполноценен, хронический алкоголик, с хромосомными отклонениями и т. д., то есть реальная опасность для здоровья нарождающегося потомства. Необходимо уяснить, что биологическое «качество» человеческого потомства возрастает от первого к четвертому ребенку, а потом постепенно снижается. С точки зрения генетической наследственности, оптимальное число детей в семье должно быть в пределах 3 – 4.

Забота государства в проблеме улучшения качества работы женских консультаций, фельдшерско – акушерских пунктов (ФАП), родильных отделений – есть реальный путь улучшения здоровья как рожениц, так и рождающихся младенцев. На укрепление здоровья обязаны быть нацелены службы подростковых кабинетов, где должны уже с раннего возраста воспитывать у будущих матерей желание быть здоровыми. Наша действительность, увы, – крайне тревожна. Подростковая увлеченность курением, алкоголем, не указывает на то, что в этой среде исповедуют культ здорового образа жизни.

Однако в развитых капиталистических странах есть также проблемы с экологической безопасностью. В тех же США службы санитарной безопасности в 80 – 90% случаев возникновения злокачественных новообразований усматривают связь с загрязнением среды обитания человека. В проблеме экологической чистоты среды обитания предстоит много работы на самых высоких властных уровнях.

Если у кого из коллег есть мнение о проблемах факторов, формирующих здоровье нации, то прошу высказаться в комментариях. Буду признателен услышать Ваше мнение.

Источник:
О факторах, формирующих здоровье нации и здоровье человека
Основным фактором, до 50% влияющим на здоровье нации, а также здоровье человека, является здоровый образ жизни.
http://dolgo-zivi.ru/o-faktorah-formiruyushhih-zdorov-e-natsii-i-zdorov-e-cheloveka

(Visited 1 times, 1 visits today)

CATEGORIES