Я личность психология

Программа факультатива по психологии Я-Личность (

Успейте воспользоваться скидками до 70% на курсы «Инфоурок»

Рабочая программа факультатива «Я — Личность» составлена на основе:

— Андриенко Е. В. Социальная психология.: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений. — М.: Академия, 2000г.

— Лютова Е., Монина Г. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми.-СПб.:Речь; М.: Сфера, 2011г.

— Ли Д. Практика группового тренинга. – СПб.: Питер, 2011г.

— Грецов А. Тренинги развития с подростками. СПб.: Питер, 2011г.

и в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования:

Период отрочества – благоприятный период для развития многих сторон личности, например таких, как познавательная активность, любознательность, самосознания подростка, его рефлексии, «Я-концепции».

Однако за интересом к проблемам самовоспитания, желанием понять и изменить себя в этом возрасте, как правило, еще не стоят какие-либо конкретные действия или же они выполняются крайне непоследовательно и недолго. В связи с этим, подростки часто нуждаются в специальной помощи по организации и осуществлению процесса саморазвития.

Цель программы заключается в формировании коммуникативной компетентности учащихся через самоисследовании и самоосознании на основе внутренних и поведенческих изменений.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

Способствовать формированию первичных навыков диагностики, самоконтроля, рефлексии.

Выработать толерантное отношение к собственным недостаткам.

Способствовать адекватному восприятию оценки окружающих людей.

Научить ребенка контролировать свои негативные эмоциональные проявления.

Привить подростку навыки сотрудничества и умения взаимодействовать с окружающим миром.

Выявить отношение подростка к собственному здоровью и повысить мотивацию к выбору здорового образа жизни.

Возможность промежуточной и итоговой оценки знаний.

В основе реализации программы лежит теоретическая модель групповой работы, которая включает три основных компонента: аксиологический, инструментально-технологический и потребностно-мотивационный. Аксиологический компонент содержательно представлен ценностями «Я»: собственного «Я» человека, его связи с «Я» других людей и с природными объектами. Инструментальный компонент предполагает овладение рефлексией как средством самопознания, способностью концентрировать сознание на самом себе, внутреннем мире и своем месте во взаимоотношениях с другими. Потребностно-мотивационный компонент обеспечивает появление у реб?нка потребности в саморазвитии, самоизменении, побуждает к последующей самореализации.

В программу включены теоретический и практический блоки. Теоретические знания по предмету дают основы психологических знаний, практический, в свою очередь, дает возможность применить полученные знания на практике с целью развития соответствующих умений и навыков для адекватной включенности в социум. Практический блок включает в себя игровые упражнения, тренинговые занятия, в конце каждого занятия обязательным элементом является рефлексия.

Описание места факультатива .

В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами основного общего образования курс психологических занятий «Я — Личность» изучается с 7 (34ч. в год) по 8 (17ч. в год) классы по одному часу в неделю. Общий объём учебного времени составляет 51 час.

Описание ценностных ориентиров содержания факультатива.

Не насильственность общения . При объяснении правил игры или при выборе водящего, педагог — психолог исходит, прежде всего, из желания детей, избегая принуждения.

Самодиагностика, самораскрытие обучающихся , осознание и формулирование ими личностно значимых проблем.

Положительный характер обратной связи. Необходимо использовать положительную обратную связь, которая является надежным средством помощи обучающемуся в преодолении застенчивости и повышении самооценки, снятии напряжения и релаксации.

Неконкурентный характер отношений . Создать в группе атмосферу доверия, психологической безопасности.

Дистанцирование и идентификация . Ситуации неуспешности неизбежны. Иногда они бывают полезными, т.к. побуждают ребенка отказаться от каких-либо стереотипов, принять положительный опыт других детей, но в других случаях такие ситуации могут послужить причиной отказа участия ребенка в игре или в занятиях вообще. В таких случаях ребенку нужно помочь дистанцироваться от его неудачи.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета:

— ставить себя на место другого человека;

— устанавливать границы общения;

-готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению;

— формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

— развивать свою психологическую культуру;

— формировать и развивать способность к рефлексии;

— раскрываться в общении;

— управлять своим поведением.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

выстраивать свою учебную деятельность в соответствии с задачами урока;

применять и отрабатывать на практике приемы и способы публичного выступления;

развивать и формировать рефлексивные навыки;

формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

аргументировано отстаивать свою точку зрения;

управлять своим поведением.

развивать навыки групповой работы;

— раскрываться в общении;

— развивать и формировать навыки развития плодотворного взаимодействия.

овладевать основными дефинициями психологической науки;

внедрять и эффективно использовать в своей учебной деятельности информационные компьютерные технологии;

развивать свою психологическую культуру;

— применять на практике творческие решения сложных учебных задач.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

формировать навыки основ сомооценивания;

формировать и развивать способы и приёмы развития психических процессов;

адекватно оценивать свое поведение и соотносить с поведением окружающих;

Источник:
Программа факультатива по психологии Я-Личность (
Cкачать: Программа факультатива по психологии "Я-Личность"
https://infourok.ru/programma-fakultativa-po-psihologii-yalichnost-1207284.html

Я-КОНЦЕПЦИЯ» личности

Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.

«Я-концепция» — это динамическая система представлений человека о самом себе, в которую входит осознание человеком своих качеств (физических, эмоциональных и интеллектуальных), самооценка, а также субъективное восприятие влияющих на данную личность внешних факторов.

Одна из первых теорий, описывающих «Я-концепцию», была теория У. Джеймса, где выделено две стороны «Я» (Self) — субъектная и объектная. Одна сторона личности — есть «сознающая Я» (I), а вторая — это та часть, которая осознается — «Я как объект» (Me). В структуре личности этот автор выделил четыре составляющие и расположил их в порядке значимости: от низшей — к высшей, от физической — к духовной (табл. 23.1).

Таблица 23.1. Представление о «Я-концепции» У. Джеймса

Окончательное формирование представлений о «Я-концепции» произошло в 1950-е годы в русле гуманистической психологии. В ниже представленном примере выделены основные положения «Я-концепции» К. Роджерса.

Взаимовлияние «Я-концепции» и среды обитания человека

Рис. 23.1. Взаимовлияние «Я-концепции» и среды обитания человека

СТРУКТУРА «Я-КОНЦЕПЦИИ» ЛИЧНОСТИ И ЕЕ РОЛЬ В ЖИЗНИ ЛИЧНОСТИ

«Я-концепция» возникает в процессе развития человека как итог трех процессов: самовосприятия (своих эмоций, чувств, ощущений, представлений и пр.), самонаблюдения (своей внешности, своего поведения) и самоанализа (своих мыслей, поступков, взаимоотношений с другими людьми и сравнения с ними) (рис. 23.2).

В рамках каждой из указанных составляющих мы можем выделить три компонента (рис. 23.3).

Роль «Я-концепции» в жизни личности

«Я-концепция» играет важную роль в жизни личности (рис. 23.4). Это, прежде всего, проявляется в следующих ее функциях.

Реальность «Я-концепции» личности определяется следующими факторами:

  • ясностью индивидуального самосознания и наличием адекватных символов для его выражения;
  • чувством личной адекватности индивида;
  • отсутствием у индивида ощущения угрозы в ситуации самоописания.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник:
Я-КОНЦЕПЦИЯ» личности
ОБЩИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О «Я-КОНЦЕПЦИИ» «Я-концепция» — это динамическая система представлений человека о самом себе, в которую входит осознание человеком своих качеств (физических, эмоциональных и интеллектуальных), самооценка, а также субъективное восприятие влияющих на данную личность внешних факторов. Одна из первых
https://pro-psixology.ru/obshhaya-psixologiya/1029-ya-koncepciya-lichnosti.html

(Visited 1 times, 1 visits today)

CATEGORIES