Взаимодействие сознания и подсознания

Взаимодействие сознания и подсознания

Понятие «сознательное» и «психическое» неравнозначны. Нельзя считать, что все психические процессы у человека в ка­ждый момент включены в сознание. Поэтому, в психике выде­ляют три взаимодействующих уровня:

сознательный осознаваемое актуальное содержание мыслей и переживаний;

подсознательный неосознаваемое содержание мыс­лительных функций, переходящее в нужный момент на соз­нательный уровень;

бессознательный инстинктивные механизмы и лич­ное бессознательное.

Взаимоотношениямежду осознаваемыми и неосознавае­мыми психическими процессами очень сложны и до конца не изучены. Наблюдения психологов (Узнадзе Д.Н., 1966) пока­зали, что в зону сознания попадают преимущественно те мо­менты, которые создают определенные затруднения. Они при­влекают активное внимание и таким образом осознаются. Осоз­нание затрудняющих обстоятельств способствует нахождению нового способа решения задачи, но как только он найден, управление вновь передается в подсознание. Т.е., в мыслитель­ных процессах происходит непрерывная передача управления, постоянное взаимодействие сознания и подсознания.

Сигналы, попавшие в зону ясного сознания, используются человеком для осознанного управления своим поведением. Ос­тальные сигналы также используются организмом для регули­рования некоторых процессов, но на подсознательном уровне. Большинство физиологических процессов (например, процессы обмена веществ) вообще не осознаются, другие (сердцебиение, дыхание, пищеварение) могут быть частично осознаны, если направить на них активное внимание. Сознание не участвует и в таких безусловных рефлекторных реакциях, как моргание или одергивание руки при уколе, хотя можно сознательно задержи­вать эти реакции.

На неосознаваемом уровне могут протекать и некоторые психические процессы. Мы. можем частично воспринимать и запоминать предметы и звуки, на которые наше внимание не было сознательно обращено, а в нужный момент это воспоми­нание может оказаться нам полезным, хотя оно и пришло к нам из подсознания. Даже при мышлении человек не всегда может дать себе ясный отчет, каким именно образом он пришел к оп­ределенному умозаключению. В таких, случаях мы говорим об интуиции, догадке, озарении. Принцип сознательного управле­ния — пошаговый, поэтапный, сознание привлекается к объекту на относительно короткий интервал времени. Если бы сознание принудительно могло сосредотачиваться на одном и том же со­держании достаточно долго, то это автоматически привело бы к быстрой его перегрузки и возникновению сонливости и даже сна (отключениесознания).

Бессознательное непременная составная часть психи­ческой деятельности каждого человека. Приоритеты психологи­ческого исследования бессознательных процессов принадлежат ортодоксальному психоанализу, а именно З.Фрейду и его после­дователям, что оказало значительное влияние на становление современной психологии. Бессознательное является глубинным фундаментом психики, определяющим всю сознательную жизнь человека и даже судьбы личностей и целых народов. Бессозна­тельные влечения к наслаждению и смерти являются базовыми — основными инстинктами, которые прони­зывают содержание всех эмоций и переживаний.

Л.Д. Олейник выделяет следующие стадии в развитии са­мосознания:

* закладывание основ самосознания (от рождения до 2 — 3

» становление личности и формирование субъекта созна­ния и самосознания на конкретном уровне (от 3 до 10 — 12 лет);

* дальнейшего становления личности и формирования са­мосознания на абстрактно — логическом уровне (от 12 до 18 — 20

• стадия зрелого самосознания (от 20 лет и далее). Структура самосознания личности представляет собой

взаимодополняющее__ соединение^ трех ДОД С ХРУЖУР : когнитив.-ной, аффективной и поведенческой.

Когнитшшяподструктура представл^ет__со§ой___ойраз собственный качеств, способностей, внешноста. ^оциально.й

Аффективно-оценочный компонент подразумевает само­уважение, самолюбие, самокритику. В нем выделяют оценку своих" сегодняшних возможностей (актуальная самооценка), ^чер_ашних(ретроспективная самооценка) и будущих, .арстижег ний (потенциальная или идеальная самооценка), а также оценку того, что думают о нем другие (рефлексивная самооценка). Если актуальная оценка выше ретроспективной, а идеальная выше актуальной, это говорит о росте самосознания.

И, наконец, третий компонент самосознания — поведенче­ский-^ .означает способность действовать на основе знаний’ о..се-^ бе и отношения к себе, стремление повысить самооценку,, завое­вать окружение.

Главная функция самосознания — самооценка — сделать

собственного. понимания "мотивы и результаты

своих поступков, оценить себя. Одним из способов реализации данной функции_являются психологические механизмы лично­стной защиты. Самооценка — ценность, значимость, которой ин­дивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей лично­сти, деятельности, поведения. Самооценка выступает как отно­сительно устойчивое структурное образование, компонент Я-концепции, самопознания, и как процесс самооценивания. Ос­нову самооценки составляет система личностных смыслов ин­дивида, принятая им система ценностей. Самооценка интерпре­тируется как личностное образование, принимающее непосред­ственное участие в регуляции поведения и деятельности чело­века, как автономная характеристика личности, её центральный

компонент, формирующийся при активном участии самой лич­ности и отражающий своеобразие её внутреннего мира.

Структура самооценки представлена двумя компонентам» — когнитивным и эмоциональным. Первый отражает знания че-ловека_о_себе, вторЪ^^"е7о

оттрш"^ние к себе как меру удовле­творённости собой..„Основу когнитивного компонента само­оценки составляют операции сравнения себя с другими людьми, сопоставление своих качеств с выработанными эталонами, фик­сация возможной рассогласованности этих величин. Самооценка x Ё^^ т ^1^ : -^& т ^ЖI^Р_с^]5ДУ-ЮЩИм..параметр.ам.

• уровню — высокая, средняя, низкая;

• соотношению с реальной успешностью — адекватная и неадекватная;

• особенностям строения — конфликтная и бесконфликт­ная.

По характеру временной отнесённости выделяются про­гностическая, актуальная и ретроспективная самооценка.

Анализ самооценки как самооцениваний деятельности по­зволил выявить несколько её функций: прогностическую (за­ключающуюся в регуляции активности личности на самом на­чальном этапе деятельности); корректирующую (направленную на контроль и осуществление необходимых подстроек); ретро­спективную (используется субъектом на заключительном этапе деятельности для подведения итогов, соотнесения целей, спосо­бов и средств выполнения деятельности с её результатами).

Самооценка является доминирующей, а её выражением считается уровень притязаний, то есть уровень притязаний счи­тается проявлением самооценки в действии личности.

Уровень притязанийличности — это__у_ро_вень само­оценки, проявляющийся в" степени трудности, цедл. которую ставит перед собой человек. Уровень притязаний -"характери­зует: 1) уровень трудности, достижение которого является об­щей целью серии будущих действий (идеальная цель); 2)_в_ыбор субъектом^ цели очередного;__действ_ия,_ формирующейся. в. ре­зультате переживания успеха иди неуспеха ряда прошлых дей-

твий (уровень притязаний в данный момент); 3) желаемый уро­вень самооценки личности (уровень Я).

Стремление к повышению самооценки. в_усд_ошшч когда человек &quot;свободен в выборе степени трудности очередного дей­ствия, приводи[^^<^сон^^)дш

сить_ притязащ1ял_чтобы одержать максимальный успех, и тен­денции снизить их, чтобы избежать неудачи! Переживание ус­пеха (или неуспеха), возникающее вследствие достижения (или недостижения) уровня притязаний, влечет за собой смещение уровня притязаний в область более трудных (или более легких) задач. Снижение трудности избираемой цели после успеха или ее повышение после неудачи (атипичное изменение уровня при­тязаний) говоряг о нереалистичном уровне притязаний или не­адекватной самооценке. Уровень притязаний может бьггь высо­кий, средний и низкий. Человек с высоким уровнем притязаний выбирает самые сложные задачи, что обуславливает необходи­мость постоянного самосовершенствования. А с низким уров­нем — самые простые. Низкий уровень притязаний характерен для людей с низкой самооценкой и является своеобразным ме­ханизмом психологической защиты, которые позволяет лично­сти избежать неуспеха.

Дата добавления: 2015-01-05 ; просмотров: 45 | Нарушение авторских прав

Источник:
Взаимодействие сознания и подсознания
Понятие «сознательное» и «психическое» неравнозначны. Нельзя считать, что все психические процессы у человека в ка­ждый момент включены в сознание. Поэтому, в психике выде­ляют три
http://lektsii.net/1-118166.html

Взаимодействие сознания и подсознания

Большая часть процессов, протекающих во внутреннем мире человека, им не осознается, но в принципе каждый из них может стать осознанным. Для этого нужно выразить его словами – вербализировать. Выделяют:

1. подсознательное – те представления, желания, действия, устремления, которые ушли сейчас из сознания, но могут потом прийти в сознание;

2. собственно бессознательное – такое психическое, которое ни при каких обстоятельствах не становится сознательным.

Фрейд считал, что бессознательное – это не столько те процессы, на которые не направляется внимание, сколько переживания, подавляемые сознанием, такие, против которых сознание воздвигает мощные барьеры.

Человек может прийти в конфликт с многочисленными социальными запретами, в случае конфликта у него нарастает внутренняя напряженность и в коре головного мозга возникают изолированные очаги возбуждения. Для того, чтобы снять возбуждение, нужно, прежде всего, осознать сам конфликт и его причины, но осознавание невозможно без тяжелых переживаний, и человек препятствует осознанию, эти тяжелые переживания вытесняются из области сознания.

Для исключения такого болезнетворного влияния необходимо осознать травмирующий фактор и переоценить его, ввести его в структуру других факторов и оценок внутреннего мира и тем самым разрядить очаг возбуждения и нормализовать психическое состояние человека. Только такое сознание устраняет травмирующее воздействие &quot;неприемлемой&quot; идеи или желания. Заслуга Фрейда в том, что он сформулировал указанную зависимость и включил ее в основу терапевтической практики &quot;психоанализа&quot;.

Психоанализ включает поиск скрытых очагов в коре мозга, возникающих при вытеснении неприемлемых желаний, и осторожную помощь человеку в сознании и переоценке тревожащих его переживаний. Психоанализ включает поиск очага (его вспоминание), вскрытие его (перевод информации в словесную форму), переоценку (изменение системы установок, отношений) переживания в соответствии с новой значимостью, ликвидацию очага возбуждения, нормализацию психического состояния человека.

Только переводя неосознанные импульсы в сознание, можно достигнуть контроля над ними, приобретая большую власть над своими поступками и повышая уверенность в своих силах.

Итак, сознание как внутренняя модель, отражающая внешнюю среду человека и его собственный мир в их стабильных свойствах и динамических взаимоотношениях, помогает человеку эффективно действовать в реальной жизни.

Источник:
Взаимодействие сознания и подсознания
Большая часть процессов, протекающих во внутреннем мире человека, им не осознается, но в принципе каждый из них может стать осознанным. Для этого нужно выразить его словами – вербализировать.
https://lektsii.org/2-45071.html

Взаимодействие сознания и подсознания

как только они найдены, управление вновь передается в подсознание. Допускают, что эта передача обусловлена, во-первых, тем, что зона ясного сознания не способна вместить все одновременно протекающие процессы, а во-вторых, тем, что осознанное управление осуществляется в режиме пошаговом, дискретном, поэтапном, поопера­ционном, и поэтому оно неэкономично, неплавно. Про­цессы, управляемые подсознательными установками, регу­лируются, как и всякий упроченный навык, по глобаль­ным, обобщенным критериям, и поэтому они реализуются более плавно, экономично, быстро и грациозно.

Когда ранее затруднявшее нас обстоятельство преодо­лено в поле ясного сознания, процесс переводится на подсознательное регулирование, а сознание освобождает­ся для разрешения вновь возникающих трудностей. Эта непрерывная передача управления, обеспечивающая че­ловеку возможность решать все новые задачи, опирается на гармоничное взаимодействие сознания и подсознания. Сознание привлекается к данному объекту только на ко­роткий интервал времени и не способно управлять моно­тонными, медленно изменяющимися процессами. Если оно принудительно сосредоточивается на одном и том же моно­тонно изменяющемся содержании достаточно долго, то это автоматически приводит к снижению уровня бодрство­вания вплоть до развития сна.

Создание обеспечивает выработку гипотез в критичес­кие моменты недостатка информации. Недаром известный психиатр Клапаред остроумно заметил, что мы осознаем свои мысли в меру нашего неумения приспособиться. Типовые, часто встречающиеся в обычной обстановке задачи человек решает подсознательно, реализуя автоматизмы. Автоматизмы подсознания разгружают сознание от рутинных операций (ходьба, бег, профессиональные навы­ки и т. д.) для новых задач, которые в данный момент могут быть решены только на сознательном уровне. Эти новые задачи постепенно тоже станут решаться автоматически и тоже будут вытеснены из сознания в пользу новых.

С освоением каждой новой деятельности отдель­ные ее действия автоматизируются, т. е. выходят из-под строгого сознательного контроля. Образы, регулирующие процесс, вследствие этого становятся все более обобщен­ными. Когда ребенок делает свои первые шаги, а взрослый обучается чему-то новому, например, печатать на машинке, то вначале движения неуклюжи, и выполнение каждого элемента требует к себе пристального внимания и усилий.

Со временем координация движений совершенствуется и действия выполняются быстро, экономично и изящно, хотя при этом о них просто перестают думать. Овладеть мастерством означает достигнуть автоматизации типовых движений и их последовательной организации в простран­стве и времени. Так, например, человек, осваивающий но­вое дело, обучается соответствующим движениям рук и ног порознь, но в процессе тренировки они объединяются и формируется единая двигательная структура. Органи­зация двигательных структур сопровождается постепен­ным устранением «лишних» движений и уменьшением мы­шечной напряженности.

По мере обучения деятельность постепенно освобожда­ется от сознательного контроля. В первую очередь пере­стают контролироваться сознанием и автоматизируются устойчиво повторяющиеся элементы, стереотипные и менее ответственные. Проявление автоматизации обнаруживает­ся как исчезновение лишних движений, избыточных не­адекватных усилий, переход к укрупненному управлению и слитному исполнению ряда операций. Все это отражает изменения в ориентировке — ее обобщение и свертыва­ние, в результате чего наступает сужение поля созна­тельного контроля.

Если новичок — курсант летного училища, управляя самолетом, работает всем телом в напряженной позе, тра­тит много энергии и быстро утомляется, то опытный лет­чик включает в работу только группы мышц, необходи­мые для данного движения, его поза свободна, движения точны и экономичны. В сформированном навыке меняется и характер обратной связи: вместо зрительных основную роль в образовании сигналов обратной связи начинают играть кинестетические ощущения.

Привлечение сознания к элементам уже вполне авто­матизированной деятельности ухудшает качество ее вы­полнения. Пример взаимодействия между сознательными и подсознательными действиями в подобных случаях можно найти у Л. Н. Толстого в романе «Анна Каренина». Описывая работу Левина на косовице, он пишет: «Чаще и чаще приходили те минуты бессознательного состояния, когда можно было не думать о том, что делаешь. Коса ре­зала сама собой. В середине его работы на него находили

минуты, во время которых он забывал то, что делал, ему становилось легко, и в эти же самые минуты ряд его выхо­дил почти так же ровен и хорош, как и у Тита. Но только что он вспоминал о том, что он делает и начинал стараться сделать лучше, тотчас же он испытывал всю тяжесть труда и ряд выходил дурен» [263, с. 296]. Другой при­мер: молодой пианист проникся идеей подвергнуть созна­тельному анализу процесс автоматизированной игры на пианино, и. его игра деавтоматизировалась. В сказке Уайльда о сороконожке ее спросили, как она ходит: какую ногу ставит сначала, а какую потом. Она задумалась. и разучилась ходить.

Несмотря на то, что в каждый данный момент лишь малая часть всех процессов регулируется осознанно, со­знание может оказывать определенное влияние и на не­осознаваемые процессы. Бессознательное (неосознавае­мые процессы) объединяет все те факторы, которые воз­действуют на регуляцию поведения, протекающего без непосредственного участия сознания.

Многие знания, отношения, переживания, составляю­щие внутренний мир каждого человека, не осознаются им, и вызываемые ими побуждения обусловливают пове­дение, не понятное ни для него самого, ни для окружаю­щих. Бессознательная регуляция может рассматриваться как целенаправленная лишь в том смысле, что после до­стижения определенной цели происходит снижение напря­жения так же, как и при осознанном управлении. Фрейд [278] показал, что бессознательные побуждения лежат в основе многих очагов скрытого напряжения, которые могут порождать психологические трудности адаптации и даже заболевания.

Большая часть процессов, протекающих во внутреннем мире человека, им не осознается, но в принципе каждый из них может стать осознанным. Для этого нужно выразить его словами — вербализовать. Особенно важно ввести в зону сознания процессы, вызывающие возникновение скрытых очагов возбуждения, осознавание позволяет вы­работать алгоритм преодоления возникших трудностей. У каждого человека есть некоторые шаблоны поведения и переживания, которые он не оречевляет и поэтому не способен ввести в сознание. Люди различаются по способ­ности выразить словами свои переживания.

Фрейд считал, что бессознательное — это не столько те процессы, на которые не направляется внимание, сколько переживания, подавляемые сознанием, такие, против которых сознание воздвигает мощные барьеры.

Осознание травмирующего фактора и непременная его переоценка позволяют разрядить очаг возбуждения и тем самым нормализовать психическое состояние чело­века. Значение этого открытия Фрейда трудно переоце­нить, поскольку любой конкретный бессознательный про­цесс в принципе может быть осознан, если только можно выразить его в соответствующей системе значений. Осо­знавание, влекущее терапевтический эффект, не сводится только к введению в сознание информации о событии, не приемлемом для личности и потому вытесненном в под­сознание. Оно означает также переоценку и включение представления об этом событии в новую систему устано­вок человека и тем самым вторично вызывает изменение

Бессознательное — непременная составная часть психической деятельности каждого человека. Любой психи­ческий акт начинается как бессознательный и только в дальнейшем осознается, но может так и остаться не­осознанным, если на пути к осознанию встречает непреодо­лимую преграду. Исследователи предполагают, что созна­тельное представление включает в себя предметное пред­ставление и соответствующее словесное выражение, а бес­сознательное, как правило, состоит лишь из предметного представления. Процесс «узнавания» бессознательного связан с переводом предметного представления в словес­ную форму. Психоанализ — это терапия памяти. Он вклю­чает: поиск очага (его вспоминание), вскрытие его (пере­вод информации в словесную форму), переоценку (изме­нение системы установок), переживание в соответствии с новой значимостью, забывание (ликвидацию очага воз­буждения).

На основании обобщения своей терапевтической прак­тики Фрейд предложил теоретическое представление о структуре личности человека. В соответствии с ним, лич­ность человека включает три части: «оно», «я», и «сверх-я». Тесно взаимодействуя друг с другом, каждая из частей выявляет свои специфические функции.

«Оно» представляет собой резервуар бессознательных иррациональных психических реакций и импульсов, физиологических по своей природе, служит источником психической энергии, руководствуясь принципом удовольствия. Однако без­оглядная тяга к удовольствию, не учитывающая реальных условий, привела бы человека к гибели, поэтому в про­цессе онтогенеза у человека сформировалось «я» как сознательное начало, действующее на основе принципа реальности и выполняющее функцию посредника между иррациональными стремлениями «оно» и требованиями общества, воплощенными в «сверх-я» [279].

«Сверх-я» — это своеобразная моральная цензура. Со­держанием этой системы являются нормы и запреты, принятые личностью. «Сверх-я» — уровень, представляю­щий в психике социальные нормы и правила поведения, уровень должного. Он складывается из запретов, выра­ботанных в совместной жизни людей, и ограничений, на­лагаемых на способы удовлетворения биологических по­требностей. Обсуждая отдельные аспекты теоретических позиций Фрейда, нельзя упускать из виду, что разработан­ные им концепции психоанализа способствовали разви­тию идеалистических тенденций в психологии.

Источник:
Взаимодействие сознания и подсознания
как только они найдены, управление вновь передается в подсознание. Допускают, что эта передача обусловлена, во-первых, тем, что зона ясного сознания не способна вместить все одновременно протекающие
http://helpiks.org/2-42359.html

Взаимодействие сознания и подсознания человека

Автоматизмы подсознания разгружают сознание от рутинных операций (ходьба, бег, профессиональные навыки и т. п.) для новых задач, которые в данный момент могут быть решены только на сознательном уровне.

Многие знания, отношения, переживания, составляющие внутренний мир каждого человека, не осознаются им, и вызываемые ими побуждения обусловливают поведение, не понятное ни для него самого, ни для окружающих. Бессознательная регуляция может рассматриваться как целенаправленная лишь в том смысле, что после достижения определенной цели происходит снижение напряжения так же, как и при осознанном управлении. Известный психолог Фрейд показал, что бессознательные побуждения лежат в основе многих очагов скрытого напряжения, которые могут порождать психологические трудности адаптации и даже заболевания.

Большая часть процессов, протекающих во внутреннем мире человека, им не осознается, но в принципе каждый из них может стать осознанным. Для этого нужно выразить его словами — вербализовать. Выделяют:

1) подсознательное — те представления, желания, действия, устремления, которые ушли сейчас из сознания, но могут потом прийти в сознание;

2) собственно бессознательное — такое психическое, которое ни при каких обстоятельствах не становится сознательным.

Фрейд считал, что бессознательное — это не столько те процессы, на которые не направляется внимание, сколько переживания, подавляемые сознанием, такие, против которых сознание воздвигает мощные барьеры.

Человек может прийти в конфликт с многочисленными социальными запретами, в случае конфликта у него нарастает внутренняя напряженность и в коре мозга возникают изолированные очаги возбуждения. Для того чтобы снять возбуждение, нужно прежде всего осознать сам конфликт и его причины, но осознавание невозможно без тяжелых переживаний, и человек препятствует осознанию, эти тяжелые переживания вытесняются из области сознания. Однако это не означает, что очаги возбуждения разрушаются. Длительное время они могут сохраняться в заторможенном состоянии, такой ущемленный очаг может быть очень глубоко запрятан, но при неблагоприятных условиях он может выявиться и оказывать травмирующее влияние на состояние человека, вплоть до развития психического заболевания.

Для исключения такого болезнетворного влияния необходимо осознать травмирующий фактор и переоценить его, ввести его в структуру других факторов и оценок внутреннего мира и тем самым разрядить очаг возбуждения и нормализовать психическое состояние человека. Только такое осознание устраняет травмирующее воздействие &quot;неприемле-мой&quot; идеи или желания. Заслуга Фрейда в том, что он сформулировал указанную зависимость и включил ее в основу своей терапевтической практики &quot;психоанализа&quot;.

Только переводя неосознанные импульсы в сознание, можно достигнуть контроля над ними, приобретая большую власть над своими поступками и повышая уверенность в своих силах.

Итак, сознание как внутренняя модель, отражающая внешнюю среду человека и его собственный мир в их стабильных свойствах и динамических взаимоотношениях, помогает человеку эффективно действовать в реальной жизни.

Источник:
Взаимодействие сознания и подсознания человека
Автоматизмы подсознания разгружают сознание от рутинных операций (ходьба, бег, профессиональные навыки и т. п.) для новых задач, которые в данный момент могут быть решены только на сознательном
https://studopedia.ru/view_psihilogiya.php?id=10

(Visited 1 times, 1 visits today)

CATEGORIES