Возростная психология

Возрастная психология

Возрастная психология. Определение, предмет и задачи возрастной психологии.

Возрастная психология — это отрасль психологической науки, изучающая факты и закономерности развития человека, возрастную динамику его психики. Объект изучения возрастной психологии — развивающийся, изменяющийся в онтогенезе нормальный, здоровый человек. Психология развития выделяет возрастные изменения в поведении людей и стремится объяснить эти изменения, раскрыть закономерности приобретения людьми опыта и знаний. В центре внимания — различные формы психической организации, типичные для отдельных периодов жизненного пути человека. Возрастная психология ставит своей задачей исследование целостною психического развития на всем пространстве человеческой жизни от рождения до смерти, сверхзадача — изучение изменяющегося, развивающегося индивида в изменяющемся мире.

Предмет возрастной психологии — возрастные периоды развития, причины и механизмы перехода от одного возрастного периода к другому, общие закономерности и тенденции, темп и направленность психического развития в онтогенезе. Выделены следующие разделы возрастной психологии: психология младенца, психология раннего возраста, дошкольная психология, психология младшего школьника, психология подростка, психология юности, психология среднего возраста, психология старости (геронтопсихология). Важнейшей составной частью возрастной психологии была и остается детская психология. Д.Б. Эльконин в своем «Введении в детскую психологию» определил ее предмет как изучение процесса становления «субъекта многообразной человеческой деятельности» из беспомощного новорожденного.

На рубеже XIX—XX вв. возрастная психология именно в качестве детской психологии выделилась в самостоятельную область знаний. Вышедшая в 1882 г. книга немецкого биолога В. Прейера «Душа ребенка» считается отправной точкой систематических на­ учных исследований психического развития в детстве. На протяжении прошедшего времени само понятие предмета детской психологии (понимание того, что следует изучать) неоднократно трансформировалось, что было тесно связано с изменением методологии исследования. Первоначально, во второй половине XIX — начале XX в., задачей ученых был сбор и накопление конкретных данных, эмпирических сведений, изучение феноменологии психического развития в детские годы.

Это был поиск ответов на вопросы о том, что именно происходит в детском развитии, когда и в какой последовательности появляются у ребенка новые умения, компетентность в том или ином отношении. Этой задаче отвечали методы объективного наблюдения, констатирующего, срезового эксперимента (Ч. Дарвин, В. Прейер, А. Гезелл). Позже встал вопрос о систематизации, об упорядочении фактологии, выявлении некоторых общих закономерностей психического развития. Решение этой задачи связано с именами С. Холла (теория рекапитуляции), А. Гезелла (теория созревания), Л. Термена (нормативная традиция изучения детей).

В 1920—1930-х гг. внешне наблюдаемое поведение ребенка стало основным объектом изучения с позиций классического бихевиоризма. Считалось важным установить реакции детей разных возрастов и взрослых на идентичные стимулы, описать различия в реагировании на внешнюю среду. Исследователей все больше начинают занимать вопросы о факторах, условиях и движущих силах развития. Стремление проникнуть в сущность детского развития реализовалось в переходе к методам сравнительного изучения психического развития в норме и патологии, методам кросс-культурного исследования, экспериментально-генетическим исследованиям и привело к созданию целого ряда теорий — 3. Фрейда, А. Валлона, Э. Эриксона и др.

В отечественной психологии основные задачи детской возрастной психологии были определены Л.С. Выготским (1896 — 1934). В работе «Проблема возраста»

он указал на необходимость изучения особенностей каждого возраста, основных типов нормального и анормального развития, структуры и динамики детского

развития в их многообразии.

— изучение движущих сил, источников и механизмов психического развития на всем протяжении жизненного пути человека;

— периодизация психического развития в онтогенезе;

— изучение возрастных особенностей и закономерностей протекания (возникновения, становления, изменения, совершенствования, деградации, компенсации) психических процессов (восприятия, памяти, внимания и др.);

— установление возрастных возможностей, особенностей, закономерностей осуществления различных видов деятельности, усвоения знаний;

— исследование возрастного развития личности, в том числе в конкретных исторических условиях.

Значение возрастной психологии весомо и в теоретическом плане. Вспомним о том, что практически все крупные ученые, оставившие свой след в науке, занимались и вопросами возрастной психологии. Изучение психологии ребенка — ключ к пониманию психологии взрослого человека. Л.С. Выготский отводил детской психологии фундаментальную роль в решении задачи созда­ния «новой» психологии, подчеркивая, что «единственно правильный путь — идти в изучении психики от ребенка к взрослому». Путь преобразования психологии — «из описательной и отрывочной, констатирующей психологии в научно-объяснительную, обобщающую систему знания о поведении человека, о механизмах его движения и развития, о воспитательном управлении процессами его развития, формирования и роста».

Практическое значение возрастной психологии связано в первую очередь с научной разработанностью вопросов о нормативном развитии здорового ребенка, о типических возрастных проблемах, путях и способах их решения, стадиях становления взрослой полноценной личности, гражданина, профессионала, родителя.

— определение возрастных норм психических функций, выявление психологических ресурсов и творческого потенциала человека;

— создание службы систематического контроля за ходом психического развития, психического здоровья детей, оказания помощи родителям в проблемных ситуациях;

— возрастная и клиническая диагностика;

— выполнение функции психологического сопровождения, помощи в кризисные периоды жизни человека;

— наиболее оптимальная организация учебно — образовательного процесса, непрерывного образования (в том числе ориентированного на людей среднего и

Связь возрастной психологии с другими отраслями психологии

Возрастная психология тесно связана с другими отраслями психологической науки. Она опирается на представления о психике человека, разработанные в общей психологии, использует систему основных понятий общей психологии. В то же время исследование происхождения и начальных этапов становления высших психических функций (например, памяти или мышления) приводит к более глубокому пониманию развитых форм сложных психических процессов.

Изучение преобразования психических процессов у детей выступает как особый метод познания механизмов психического — генетический метод. Однако предмет генетической психологии не совпадает с таковым в возрастной психологии. В центре внимания генетической психологии — развитие психических процессов как таковых; для возрастной психологии важен развивающийся человек.

Много общего имеют возрастная психология и педагогическая психология, особенно в своем историческом развитии. Реальное единство педагогической и возрастной психологии объясняется общим объектом изучения — развивающимся и изменяющимся в онтогенезе человеком. Но в педагогической психологии на первом плане — обучение и воспитание субъекта в процессе целенаправленного воздействия педагога, а возрастную психологию интересует, как протекает развитие в самых разнообразных социокультурных ситуациях.

Психическое развитие человека происходит внутри различных социальных общностей: семьи, группы сверстников во дворе или в детском саду, в школьном классе. Как субъект общения и межличностного взаимодействия, развивающийся индивид частично составляет предмет социальной психологии. Соотношение типичного и индивидуального, общего и своеобразного, нормального и аномального, отклоняющегося рядов развития создает общие поля для возрастной психологии и психологии сравнительной, дифференциальной, патопсихологии и клинической психологии.

Возрастная психология имеет многообразные связи с широким спектром областей науки и культуры. Она опирается на знания из области естественных наук, медицины, педагогики, этнографии, социологии, геронтологии, культурологии, искусствоведения, языкознания, логики, литературоведения и других областей науки. И, в свою очередь, возрастная психология, раскрыв закономерности возрастного становления психики, делает их общим достоянием.

Источник: Шаповаленко И.В. Возрастная психология

Источник:
Возрастная психология
Возрастная психология. Определение, предмет и задачи возрастной психологии.
http://www.psyhodic.ru/arc.php?page=4

Возростная психология

Возрастная психология

Фото с сайта annamatedadventures.wordpress.com

Возрастная психология, как отрасль психологической науки, представляет интерес не только для специалистов. Основы ее знаний полезны как для тех, кто занимается воспитанием детей, так и для тех кто занимается своим личностным ростом.

Как утверждал Антуан де Сент-Экзюпери, все мы родом из детства. Еще Зигмунд Фрейд в своих исследованиях обратил внимание на тот факт, что причиной многих психических заболеваний, которые ему приходилось наблюдать, является не расстройство деятельности нервной системы, а личностные проблемы. В подавляющем большинстве случаев это оказывались глубокие психические травмы, полученные в детстве. Таким образом, ученый предположил, что все детские переживания таки или иначе оказывают влияние на становление личности в зрелом возрасте.

При более тщательном изучении этого вопроса исследователи пришли к выводу, что действительно путь познания психологии взрослого человека лежит через понимание процессов изменения психики ребенка в определенные периоды.

Возрастная психология – это отрасль психологии, занимающаяся изучением динамики развития и формирования личности на разных возрастных этапах. В некоторых источниках, включая Википедию, ее также называют психологией развития. Однако, существует мнение, что возрастная психология — это часть психологии развития. Первая изучает развитие психологических качеств на различных этапах взросления человека, т.е. соответствие этих качеств и психических процессов конкретному возрастному периоду, в то время как психология развития помимо этого, занимается изучением психических процессов в целом.

Возрастная психология зародилась в конце XIX века, как одно из ответвлений сравнительной психологии. Необходимость в более точном и конкретном понимании процессов, происходящих в детской психикой, была вызвана общим улучшением социального уровня жизни. Если до этого самым эффективным методом воспитания во многих семьях считалась банальная порка ремнем, то постепенно родители начали приходить к пониманию, что должны существовать более гуманные методы общения со своими детьми.

Ключевым на том этапе стал вопрос: как правильно воспитывать ребенка, чтобы не навредить ему? Исследования в данном направлении стали толчком к дальнейшему развитию этой психологической области. Но сегодня задачи возрастной психологии трактуются более широко. Они заключаются в изучении тех движущих сил, которые влияют на психическое развитие ребенка на каждой стадии его взросления.

Вспомогательной наукой в вопросах исследования динамики психических процессов выступает генетическая психология. По словам Сеченова, она отвечает на вопрос: «как происходит то или другое психологическое движение, проявляющееся чувством, ощущением, представлением, невольным или произвольным движением, как происходят те процессы, результатом которых является мысль». Одним из наиболее известных ученых, чьи исследования внесли значительный вклад в развитии генетической психологии, является швейцарский психолог Ж.Пиаже (1896—1980).

Дети – достаточно непростой объект для исследования. С одной стороны, они совершенно искренни, поэтому в достоверности результатов исследований сомневаться не приходится. Если им плохо они плачут, если смешно – смеются, особенно в младенческом возрасте они еще не умеют выдавать желаемые эмоции за действительные. Но, с другой стороны, выбор методов исследования при работе с маленькими детьми очень ограничен, а анализ полученных результатов требует квалифицированного подхода.

Так, если для школьников можно устроить опрос, анкетирование или тестирование, то для дошкольников подходят только методы наблюдения и эксперимента. Причем, для получения достоверных данных наблюдение нужно проводить регулярно. Ведь маленький ребенок, как известно, «растет не по дням, а по часам», поэтому даже один упущенный месяц может исказить результаты исследования.

Природа в своем развитии допустила такой интересный парадокс: чем выше по умственному развитию живое существо стоит в животной иерархии, тем дольше длится период детства. Действительно, личинки мухи буквально сразу после своего рождения начинают ползать и добывать себе пропитание, маленькие котята становятся самостоятельными уже в двухмесячном возрасте. В то же время человеческий ребенок рождается абсолютно беспомощным и долгое время не может обходиться без поддержки родителей.

Современная возрастная психология определяет период детства с рождения до 11 – 12 лет – того возраста, когда ребенок достигает определенной психологической зрелости. Однако в наши дни мы вряд ли можем себе представить 5-классника, который способен самостоятельно и взвешенно принимать серьезные решения, зарабатывать себе на пропитание или обеспечивать семью.

Однако в эпоху Средневековья или послевоенный период 12-летний подросток считался практически полноправным членом общества, с которого спрашивали как со взрослого. То есть, период детства значительно сокращался. С чем это связано? Практика показывает, что чем выше уровень духовной и материальной культуры общества, тем больше времени ребенку дается на взросление и беззаботное познание мира.

Но в становлении психологически зрелой личности важен каждый этап ее развития. Исследования в сфере возрастной психологии показывают, что психика человека меняется в течение всей его сознательной жизни: начиная с детства и до старости.

Становление самосознания начинается с того момента, как ребенок впервые узнает свое отражение в зеркале и осознает себя как личность, отдельную от мамы. Всю последующую жизнь человек посвящает поиску собственного «я» и своего места в жизни.

В детстве ребенок учится взаимодействовать со сверстниками, ищет свое место в коллективе, учится управлять своими эмоциями. Подростковый период проходит в поисках идеала личности, когда подросток «примеряет» на себя качества других людей, чтобы понять, что же из этого всего подходит именно ему. В юношестве определяющим моментом кажется творческое самовыражение, возможность «оставить свой след в истории».

Период взрослости, как рассматривает этот этап жизни человека возрастная психология, — это время относительной психологической стабильности. Многие к сорокалетнему рубежу уже имеют профессию, стабильную работу, детей и постоянного спутника жизни. В таком случае самосознание человека движется по пути дальнейшего саморазвития и усовершенствования.

Но если действительность не соответствует установленным жизненным идеалам, то человеку начинает казаться, что он ничего не достиг. К таким размышлениям подстегивают проблемы в семье или ее отсутствие, низкооплачиваемая должность, отсутствие желаемых материальных благ: квартиры, машины, дачи. Кризис среднего возраста, для которого характерно переосмысление своей жизненной стратегии, становится своеобразным толчком на пути к новому этапу развития личности. Одни в этот период бросают опостылевшую работу, другие расстаются со своими супругами и отправляются на поиски новых отношений.

Как показывает практика, личностное развитие человека может продолжаться до глубокой старости. И в восемьдесят лет, при желании, мы можем оставаться социально активными членами общества: заниматься любимым делом, совершать научные открытия, постигать новые знания. Главное условие для этого – твердая жизненная позиция и положительная «Я-концепция». Иными словами, мы должны быть уверенны в том, что выбранный жизненный путь – правильный, должны уметь получать удовольствие от происходящего и продолжать стремиться к развитию своей личности.

Возрастная психология – это сложная наука, которая требует глубокого, системного подхода. Изучение ее основных аспектов помогает нам понять особенности развития личности на каждом этапе взросления. Как известно, проблему всегда легче предупредить, чем решить. Зная причины возникновения кризиса среднего возраста, можно постараться его сгладить, помня о том, что это всего лишь переходной период, за которым следует новый виток развития личности. Знания об особенностях подросткового возраста помогут легче найти общий язык с сыном или дочерью, который неожиданно начали дерзить вам и пропускать школу.

И, наконец, понимание того, что во всем происходящем с вами – даже если это депрессия, личностный кризис или страх приближающейся старости, – нет ничего необычного и это лишь естественный этап развития, поможет вам проще преодолевать непростые жизненные периоды.

Источник:
Возростная психология
Возрастная психология — отрасль науки, изучающая развитие человеческой личности, характерные для определенного возраста жизненные приоритеры, кризисы и качества
http://mirna360.com/psixologiya/vozrastnaya-psixologiya.html

Возростная психология

2. Предмет и задачи возрастной психологии.

3. Методы исследования в возрастной психологии.

4. Значение понятия «детство» в разные исторические периоды.

6. Список литературы.

История развития личности каждого отдельно взятого человека представляет собой историю прохождения им определенных возрастных этапов. Каждому из этапов соответствует свой набор актуальных потребностей человека. К примеру, для пятилетнего это совершенствование двигательно-моторных навыков и символических функций мышления, чему способствует, в первую очередь, игра; для двадцатипятилетнего актуальна потребность в создании семьи и приобретении собственного родительского опыта. Переход от одного возрастного периода к другому сопровождается кризисом – временем, когда потребности личности уже изменились, а способов для их удовлетворения пока недостаточно. Комфортное и благополучное в психологическом отношении существование человека, таким образом, связано, с тем, насколько успешно протекают сами возрастные этапы, а также, кризисы, сопровождающие их смену.

Исходя из вышесказанного, ясно, что роль возрастной психологии в науке о личности сложно переоценить. Кроме того, на наш взгляд, знание динамики развития процессов, протекающих в нашей психике, может быть полезно не только психологам, но и каждому человеку, для которого представляет интерес собственный внутренний мир. А также психологическое благополучие его детей, которые не всегда могут самостоятельно распознать и, тем более, удовлетворить свои потребности, характерные для того или иного возрастного периода.

Как самостоятельная область знания возрастная психология сформировалась сравнительно недавно, выделившись из детской психологии ближе к концу XIX века. Однако к настоящему времени имеет довольно сложную структуру, включая в себя целый спектр направлений, концепций и теорий. Помимо этого, в нее входят несколько подразделов, каждый из которых был создан в разное время и изучает малые периоды развития личности человека в рамках одного, более значительного: это пренатальная психология, детская, школьная психология, акмеология и психогеронтология.

Несмотря на столь разнообразное и богатое содержание данной отрасли психологии, мы постарались коснуться основных аспектов ее содержания, насколько это возможно, в рамках этой небольшой работы, уделив наиболее пристальное внимание одному из самых развитых и, по нашему мнению, важных ее разделов – детской психологии.

2. Предмет и задачи возрастной психологии.

Возрастная психология – это отрасль психологической науки, изучающая факты и закономерности развития человека по мере его роста и взросления, возрастную динамику его психики.

Предмет возрастной психологии — возрастные периоды развития, механизмы и причины их смены и появления, а также общие закономерности, темп и направленность развития психики в онтогенезе. Иными словами, это развитие личности человека в самых разных его аспектах.

Психическое развитие представляет собой четкую последовательность необратимых и закономерных изменений психики человека, протекающих во времени. Причиной тому служит процесс роста и сопутствующие ему биологические изменения, что периодически приводит человека к противоречию с внешней социальной средой и сталкивает с необходимостью этот конфликт разрешить, то есть совершить переход от одного способа самовыражения к другому. Результатом такого перехода становится изменение качества отношений с окружающими, становление нового уровня отражения действительности, а также отношения к себе.

Важнейшим фактором развития психики является созревание. Это процесс последовательных возрастных изменений в системах организма, который накладывает некоторые ограничения и при этом создает условия для рождения и реализации психических функций. Различные части и функции нервной системы созревают с разной скоростью, достигая полной зрелости на соответствующих этапах развития. В этой связи выделяют нормативное и индивидуальное психическое развитие.

Задачи возрастной психологии можно разделить на три типа: прикладные, научные, теоретические.

Среди теоретических задач главной является создание истинной теоретической модели развития.

Научные задачи – это, прежде всего, изучение источников и схем изменений, составляющих сущность психического развития человека, а также его периодизация, исследование возрастного развития личности и определение возрастных норм психических функций, что наряду с выявлением ресурсов и творческого потенциала психики человека, составляет основу для решения прикладных задач данной отрасли психологии.

К прикладным задачам относится построение систем возрастной и клинической диагностики, а также систем коррекции психического развития, профилактика возможных нарушений его течения.

3. Методы исследования в возрастной психологии.

Основным методом исследования в возрастной психологии является наблюдение. Это может быть наблюдение за собой, либо за другим человеком. Последнее чаще всего реализуется посредством эксперимента. Ввиду того, что эксперимент делает возможным вмешательство исследователя в деятельность испытуемого, позволяя таким образом создавать условия для отчетливого выявления психологического факта, это делает его одним из главных и самых надежных методов получения достоверной информации в научно-исследовательской работе с детьми.

Ребенка включают в определенную экспериментальную ситуацию, связанную с ведущим видом деятельности, и, наблюдая за реакцией испытуемого на воздействующие стимулы, делают выводы о том, какие из свойств его психики проявляются, а какие нет, в том числе о том, что он не может вербализировать при опросе.

Опрос, наряду с тестированием, представляет собой один из дополнительных методов. Его проводят письменно или устно, как при индивидуальной работе с испытуемым, так и при работе с группой. Важное вспомогательное значение также имеет проективный метод, заключающийся в анализе рисунков и других продуктов творческой деятельности испытуемых. К дополнительным методам исследования также относятся сравнительные: близнецовый (исследует роль воспитания, наследственности и среды), кросс-культурный (позволяет выявить особенности психического развития людей в различающихся культурах), метод сравнения нормы и патологии и биографический метод.

В возрастной психологии выделяют две основные стратегии проведения эмпирических исследований, целью которых является изучение изменений, происходящих с течением времени.

Первый метод: метод поперечных срезов, представляющий собой одновременное исследование не связанных между собой групп людей одного возраста и сравнение результатов с данными, полученными при исследовании представителей другой возрастной категории; он позволяет собрать информацию о нормах, выявляя типичные возрастные характеристики;

Второй метод: метод продольных срезов (лонгитюд) нацелен на прослеживание возрастных изменений в психике у одних и тех же людей на протяжении длительного времени; его применение позволяет определить диапазон возрастных изменений, а также сделать прогноз дальнейшего психического развития.

4. Значение понятия «детство» в разные исторические периоды.

Возникнув как детская психология, возрастная психология долго ограничивалась изучением процессов психического развития ребёнка, а потому сейчас этот раздел время является наиболее разработанным. В настоящее время известен тот факт, что именно в период детства в психике протекают те процессы, которые, являясь основой, фундаментом формирования личности взрослого человека, продолжают оказывать свое влияние на протяжении всей его жизни, введу чего, изучение детской психологии выделяется нами как наиболее важный раздел рассматриваемой научной отрасли. В этой связи особый интерес представляет одно из его ключевых понятий – понятие «детство».

Л. С. Выготский подчеркивал, что нет «вечно детского», а есть лишь «исторически детское», так как продолжительность детства напрямую зависит от уровня материальной и духовной культуры как общества в целом, так и отдельных его слоев. К примеру, еще на рубеже XIX-XX веков большинство детей, родители которых принадлежали к рабочему классу, работали с 6-8-летнего возраста.

В своем исследовании А.В. Толстых привела следующую картину изменений этого возрастного периода, имевших место в России на протяжении ХХ в.

— в 1930 г. в связи с введением обязательного начального образования для всех детей продолжительность детства составляла первые 12 лет жизни;

— в 1959 г. продолжительность детства увеличилась до 15 лет благодаря принятию нового закона о неполной средней школе;

— в наше время продолжительность детства охватывает период от рождения до 17 лет, внутри этого периода представлены и четко дифференцированы все детские возраста.

В современном мире общие права и возраст детей регламентированы «Конвенцией по правам ребенка», принятой ЮНЕСКО в 1989г. и ратифицированной большинством стран мира. В ней рубежом детства провозглашено достижение человеком возраста 18 лет.

Так как детство является социально-культурным феноменом, оно носит исторический характер и имеет свою историю развития.

Рассмотрим три основных исторических периода детства.

1. Квазидетство (первобытное детство). Характерно для ранних этапов человеческой истории, когда детское сообщество не было выделено, а было непосредственно включено в совместную со взрослыми трудовую деятельность.

2. Неразвитое детство (детство в Средние века и Новое время) — детское сообщество выделено и перед ним возникает задача интеграции во взрослое сообщество. Возникает ролевая игра как способ моделирования деятельности взрослых.

3. Развитое детство (современное детство). Его возникновение связано с усложнением современного мира, в котором и мотивы смыслы поведения взрослых перестали быть самоочевидными. В настоящее время перед детьми стоит задача творческого освоения культуры как открытой многомерной структуры.

В данной работе расшифрованы основные понятия, которыми оперирует возрастная психология, среди которых особое место занимает «детство», имевшее, как было установлено, различные характеристики и особенности на протяжении истории всего человечества.

1. Е.Б. Усова. Возрастная психология — Минск.: Изд-во МИУ, 2010.

2. В.Т. Кудрявцев – М.: Институт психологии имени Л.С. Выготского РГГУ, 1999.

3. Кудрявцев В.Т. Развитое детство и развивающее образование: культурно-исторический подход / В.Т.Кудрявцев. – Ч. I, II. – Дубна, 1997.

4. Эриксон Э. Детство и общество / Э. Эриксон. – 2-е изд. – СПб., 1996.

5. Л.Ф. Обухова. Детская психология: теории, факты, проблемы М., Тривола, 1995.

Источник:
Возростная психология
Познавательный ресурс для школьников и студентов. Рефераты по истории России, экономике, русскому языку, литературе, географии, биологии, философии, психологии, политологии, праву, социологии, медицине и др. учебным дисциплинам. Лучшие работы в сети!
https://referatreferatovich.ru/referaty/psihologiya/2-vozrastnaya-psihologiya/

Возростная психология

Возрастная психология — отрасль психологической науки, изучающая закономерности этапов психического развития и формирования личности на протяжении онтогенеза человека от рождения до старости. Возрастная психология оформилась в качестве самостоятельной области знания к концу XIX в. Возникнув как детская психология, Возрастная психология долго ограничивалась изучением закономерностей психического развития ребенка, однако запросы современного общества и логика развития науки сделали очевидной необходимость целостного анализа онтогенетических процессов и междисциплинарных исследований.

В настоящее время разделами Возрастной психологии являются:

психология зрелого возраста,

геронтопсихология и др.

Возрастная психология стремится к раскрытию психологического содержания последовательных этапов онтогенеза, изучает возрастную динамику психических процессов, что невозможно без учета влияния на индивидуальное развитие человека культурно-исторических, этнических и социально-экономических условий.

Возрастная психология, отрасль психологии, изучающая развитие психики человека и её особенности на различных возрастных ступенях. В качестве особой отрасли психологической науки Возрастная психология начала складываться с середины 20 в., включив в себя детскую психологию, психологию индивидуального развития взрослого человека и геронтопсихологию. Однако первые исследования в области возрастной психологии начались ещё в конце 19 в., когда под влиянием эволюционной теории Ч. Дарвина стала утверждаться детская психология. На базе развития геронтопсихологии и гериатрии сложилась психофизиология старения и старости. Необходимость решения практических вопросов обучения взрослых и исследование теоретических проблем развития психики привели к специальному изучению фаз психологической эволюции взрослого человека.

Основными методами возрастной психологии является метод «поперечных» срезов и метод так называемого «продольного» изучения. Первый из них состоит в изучении больших групп лиц разных возрастов с целью получить сравнительные данные о психологических особенностях каждого возраста. Второй метод заключается в длительном (годы и десятилетия) изучении одних и тех же испытуемых с целью проследить возрастные изменения их психики. Выявление качественно своеобразных ступеней психического развития и определение их возрастных границ представляет собой весьма сложную задачу, так как «психический возраст» не есть простая функция количества прожитых лет.

Источник:
Возростная психология
Возрастная психология — отрасль психологической науки, изучающая закономерности этапов психического развития и формирования личности на протяжении онтогенеза человека от рождения до старости.
http://syntone.ru/psy_dir/vozrastnaya-psihologiya/

(Visited 4 times, 1 visits today)

CATEGORIES