Возрастной кризис

Возрастной кризис: 7 книг о жизненных переменах

Кризис среднего возраста — не единственное перепутье в нашей жизни: каждому из нас предстоят несколько «развилок» в юности, зрелости, старости. От того, с каким результатом мы их пройдем, какие задачи решим, а какие оставим без ответа, зависит наше отношение к жизни и, собственно, весь дальнейший путь. Несколько книг об этом.

Известный юнгианский аналитик Джеймс Холлис посвятил книгу кризису среднего возраста, который он называет «перевалом в середине пути». Он утверждает, что этот переломный момент неизбежен в жизни каждого человека, хотя может быть и не связан с физическим средним возрастом. И наше ощущение жизни во многом зависит от того, как мы сумеем использовать дарованную нам уникальную возможность пересмотреть устоявшееся представление о самих себе. Именно в этот драматичный период мы, как никогда прежде, готовы услышать голос своего истинного «Я», нередко заглушаемый чувством долга и социальными нормами, и открыть в собственной жизни новый смысл и интерес. (Когито-Центр, 2011)

Нашу жизнь можно описать в виде сменяющих друг друга стадий личностного развития — такой подход предложил в начале 60-х годов прошлого века крупнейший американский психолог Эрик Эриксон (Erik Erikson). Он разделил время жизни человека на 8 этапов и пояснил, что каждый возраст несет в себе внутренний конфликт переживания себя в своих отношениях с миром. И у каждого этапа есть свои подводные камни, свои проблемы и задачи, которые необходимо решать. Выбор, который делает человек, сказывается на всей его последующей жизни. Кроме того, Эриксон связывает индивидуальный жизненный цикл с циклом поколений, а идентичность мыслит не только как персональную, но и как групповую (расовую, гендерную и т.д.). В книге собраны статьи разных лет, и это позволяет рассмотреть вопрос идентичности в самых разных аспектах. (Прогресс, 1996).

Еще одна книга о кризисе середины жизни. На этот раз — от юнгианского аналитика, президента Международной школы аналитической психологии в Цюрихе (Швейцария) Мюррея Стайна. Как сделать жизнь после 40 насыщенной и полной смысла? Первую половину жизни человек обычно проживает как во сне, в плену комплексов и стереотипов своей семьи и ближайшего окружения. Кризис средних лет — это возможность проснуться. Мюррей Стайн использует метафору бабочки. Первую половину жизни мы ползаем гусеницей, а потом приходит время и мы «закукливаемся». В этом переходном состоянии все наши представления о себе распадаются, и мы в ужасе понимаем, что теряем себя. О том, как пережить это промежуточное состояние между старой и новой идентичностью, между гусеницей и бабочкой, и рассказывает психолог. (Класс, 2009)

Путеводитель по кризисам нашей жизни, из которого можно вынести твердое убеждение в том, что кризисы — это хорошо и правильно. Что не нужно уклоняться от них, ведь именно они позволяют нам меняться и внутренне расти. Другой важный урок преподносят многочисленные признания мужчин и женщин разного возраста. Они рассказывают о своем восприятии жизни: светлом и безнадежном, раздраженном и радостном. Некоторые откровения пугают, как кривое зеркало, другие дают надежду на то, что принять свой возраст и отпустить своих детей, ценить прошлое и радоваться настоящему все-таки можно. В том числе и благодаря «карте взрослости», которую набросала для нас педагог и психолог Ольга Хухлаева. (Генезис, 2009)

В основе книги Дэрила Шарпа — увлекательная терапевтическая история, теплый рассказ юнгианского психоаналитика о длительной работе с пациентом Норманом, который переживает внутренний разлад с самим собой и в то же время — тяжелый конфликт с женой, и в конце концов принимает решение расстаться с семьей и жить в одиночестве. Во второй части книги («Кризис среднего возраста. Записки о выживании», Класс, 2007) Норман, который прервал анализ, возвращается к своему аналитику. В течение второго года анализа происходит его восстановление. Книга издана в прекрасном переводе Валерия Мершавки. (Класс, 2006)

Conquering Your Quarterlife Crisis («Как преодолеть кризис четверти жизни»)

«Кризис вхождения во взрослость», «ранний переходный возраст» — так психологи определяют это непростое время. Но чаще всего именуют его «кризисом четверти жизни» — этот термин вошел в обиход благодаря двум 25-летним американкам, обозревателю журнала New Yorker Александре Роббинс (Alexandra Robbins) и веб-дизайнеру Эбби Уилнер (Abby Wilner), авторам книги «Кризис четверти жизни: уникальные жизненные испытания тех, кому за 20» («Quarterlife Crisis: The Unique Challenges of Life in Your Twenties», Tarcher, 2001). Новую книгу Александра Роббинс вновь адресует 20-летним, тем, кто не знает, чего он хочет, кто сомневается в себе, но кому, тем не менее, предстоит совершить важнейшие жизненные выборы. В книге мало советов, но много свидетельств, которые способны поддержать и утешить того, кому кажется, что он одинок в своих переживаниях. Книга не переведена на русский, однако доступна в интернет-магазине «Озон».

Вместе с текстами российских и западных психологов о разных аспектах феномена старости в хрестоматию включены работы Эрика Эриксона и Александра Лидерса непосредственно о кризисе пожилого возраста. Последний, восьмой этап жизни Эриксон относил к возрасту 50+ и считал временем пересмотра и переоценки прожитой жизни и обретения гармонии с ней. Сегодня эта задача перемещается, вероятно, ближе к 75-летнему рубежу, но суть ее от этого не меняется. Если, оглядываясь на прожитую жизнь, человек чувствует удовлетворение и покой, у него возникает ощущение цельности. Но если прожитая жизнь кажется чередой ошибок и упущенных возможностей, человека охватывает отчаяние. Конечно, мы уже ничего не можем переделать, но в наших силах увидеть прошлое в новом свете и восстановить гармонию в отношениях с миром и самими собой. (Бахрах-М, 2004)

Когда напряжение достигло предела, а злость или обида не оставляют возможности посмотреть в глаза партнеру, нам кажется, что настало время принять радикальные меры. Стоит ли спасать отношения? «Не рубите с плеча», — предостерегает психотерапевт Эндрю Маршалл. Попробуйте сначала более простые и «мелкие», на первый взгляд, шаги навстречу друг другу.

Примерно между 45 и 55 годами мы осознаем, что у нас одна жизнь и конец этой единственной жизни неумолимо приближается. Мы придирчиво осматриваем пройденный путь, задаемся вопросом о будущем и (не) решаемся на перемены. Болезненный, но плодотворный этап.

В возрасте за двадцать мы проходим проверку на прочность: осваиваемся в новой взрослой жизни, учимся принимать решения и нести за них ответственность. Как пережить этот трудный период — и стать сильнее?

Кризис 30 лет у женщин: как его распознать и извлечь из него пользу

Переход от беззаботной юности к более зрелому возрасту неизбежен, но он способен спровоцировать психологический кризис возрастного развития ? кризис 30 лет, причем даже у тех женщин, которые вполне уверены в себе.

Источник:
Возрастной кризис: 7 книг о жизненных переменах
Кризис среднего возраста — не единственное перепутье в нашей жизни: каждому из нас предстоят несколько «развилок» в юности, зрелости, с
http://www.psychologies.ru/self-knowledge/smysl-zhizni/vozrastnoy-krizis-7-knig-o-jiznennyih-peremenah/

Возрастной кризис как удобное самооправдание

Когда человек взрослеет, он становится умнее, ответственнее и сильнее, он ставит свои цели и имеет свои планы, он поднимается по ступеням личностного роста и развития. Когда же к человеку приходит возраст и новые трудные обстоятельства, к которым он оказался не готов, он впадает в метания, переживания и кризисы. Личностные кризисы — показатель не столько этапов взросления, сколько недостаток образования и затянувшейся инфантильности, проявляющейся через эти этапы. То, что люди называют возрастными личностными кризисами — обычное проявление «детскости», неподготовленности человека к жизни.

Если человек бестолков, много мечтает и мало делает — конечно, рано или поздно с какими-то трудностями жизни он будет сталкиваться. обязательно. Ответственные, думающие о будущем, правильно развивающиеся люди личностных кризисов допускать у себя не будут.

Оказаться в ситуации возрастного кризиса — то же самое, что намокнуть под дождем после того, как вы вышли в пасмурный день на улицу без зонта и не посмотрев, какая будет погода. Вы не в курсе, что в пасмурный день может начаться дождь? Следует быть немножко предусмотрительней.

Кризис 27-30 лет «Я ничего не достиг». Да, вам 30 лет и вы поняли, что ваши юношеские мечты не осуществились, возможности упущены: у вас нет ни великих достижений, ни славы, ни трехэтажной дачи. Удивительно… А что вы делали с 18 до 30 лет? Ходили на дискотеки и ночные клубы? Вы наладили учет времени, вы определили цели на 5 и 10 лет, вы начинали каждый день с планирования дел, держа перед глазами цели года? Нет? Если только сейчас вы начали понимать, что не делали толком ничего, то дело не возрасте и не в кризисе, а то, что вы жили криво. Если же вы каждый год подводите итоги, насколько вы приближаетесь к своим целям, то в свои 30 лет вы не узнаете о своей жизни ничего принципиально нового. Оснований для кризиса — нет.

Кризис 37-40 лет, когда на горизонте нарисовалась Смерть. Для вас это оказалось новостью? Вы только в это время, когда тело начало мстить за нездоровый образ жизни, отказывать вам и болеть, вы только теперь догадались, что жизнь не бесконечна, а до этого были в иллюзиях? Для взрослых людей, которые занимаются не только собой, у которых собаки умирали, которые родственников хоронили, это не будет открытием. Люди смертны. Да, я в курсе.

Кто сомневается, подойдите к страховому агенту, спросите, сколько вам осталось жить, он задаст вам несколько вопросов и достаточно уверенно назовет вашу пятилетку.

Кризис — показатель не взросления, а неготовности человека к изменениям, а возрастной кризис — удобное самооправдание.

Никаких доказательств того, что возрастные кризисы непременно сопровождают жизнь каждого человека — нет. Ранее, еще 50 лет назад, к алкоголизму и безалаберности относились именно как к алкоголизму и безалаберности, а не как к естественному проявлению закономерных возрастных кризисов личности. Люди, получившие качественное воспитание, как и действительно религиозные люди, никогда не имеют никаких кризисов, им этого не позволяет их совесть. Они живут каждый свой день наилучшим образом, выполняют свои обязанности перед Богом и людьми, и свои слабости на кризисы не списывают.

Возрастных кризисов не бывает в монастырях, возрастные кризисы не наблюдаются в действующей армии во время боевых действий. Не до глупостей. Каждый выполняет свою боевую задачу, а короткое время отдыха использует по назначению, для отдыха.

Однако сейчас время свободы и досуга. Люди могут позволить себе жить так, как хочется им, хотя внутренний стержень присутствует далеко не у всех. Люди начинают шататься, и типовые шатания человека, который не умеет себя организовать сам, удобно называть личностными кризисами — тем более, что звучит это солидно и серьезно.

Возрастной кризис — удобное самооправдание, в котором человека поддерживают психологи. Само объяснение психотерапевтично: если человеку объяснить, что это не он дурит, а у него естественный личностный кризис, это успокаивает: снимает с него чувство вины, снимает ответственность. Человек получает понятное и удобное объяснение, а психолог получает и статус умного человека, и очередного клиента, поскольку «ваши затруднения не случайны, это не просто лень, у вас кризис среднего возраста и вам нужна психологическая работа». Все довольны.

Итого: тему кризисов изучите, нужную литературу прочитайте — и сделайте так, чтобы у вас ни возрастных, ни любых других личностных кризисов не было. К жизни лучше быть готовыми!

Источник:
Возрастной кризис как удобное самооправдание
Психологос энциклопедия практической психологии
https://www.psychologos.ru/articles/view/vozrastnoy-krizis-kak-udobnoe-samoopravdanie

Возрастные кризисы

1.Сущность возрастного кризиса

2.1. Кризис новорожденного

2.2 Кризис подросткового возраста

2.3 Кризис среднего возраста

2.4 «Узелковый период» кризис старости

В психологических теориях категория "возрастной кризис" используется в многочисленных контекстах, отличается по своему содержанию и связывается с различными характеристиками психического развития человека. Суть возрастных кризисов заключается в изменении системы связей человека с окружающей действительностью и его отношения к ней, в смене ведущей деятельности. В отличие от кризисов невротического или травматического типа, они относятся к нормативным изменениям, необходимым для нормального поступательного хода психического развития.

В период возрастных кризисов резко изменяется эмоциональный фон, появляются элементы депрессивной симптоматики, выраженной тревожности, напряженности, снижения работоспособности и т. д. Все это является следствием рассогласования в системе самопрогнозирования, уровня притязаний личности: человек не может обеспечивать продуктивное выполнение индивидуальных программ. Реализация этих программ начинает требовать огромных энергетических усилий.

Если рассматривать возрастные кризисы с точки зрения перемен, наступающих в поведении ребенка, то все они характеризуются некоторыми общими чертами. В критические периоды дети становятся непослушными, капризными, раздражительными: часто вступают в конфликт с окружающими взрослыми, особенно родителями и воспитателями; у них возникает отрицательное отношение к ранее выполнявшимся требованиям, доходящее до упрямства и негативизма.

Проблематика возрастных кризисов в онтогенезе является актуальной, чрезвычайно интересной и в то же время недостаточно разработанной в теоретическом и экспериментальном плане. Само понятие "возрастной кризис" является одним из наименее четко определенных и часто не имеет законченной формы. Тем не менее, термин широко употребляется и среди психологов, и среди педагогов. С содержательной точки зрения периоды возрастных кризисов представляют интерес, поскольку отличаются специфическими особенностями процесса психического развития (наличие резких изменений в психике, обострение противоречий, негативный характер развития и т.д.).

Кризисный период оказывается трудным для ребенка, а также для окружающих его взрослых – педагогов и родителей, которым становится необходимо вырабатывать стратегии воспитания и обучения на основе происходящих с ребенком кардинальных изменений в психике. Поведение детей в эти периоды характеризуется трудновоспитуемостью и представляет особую сложность для взрослых. Для того чтобы подобрать адекватные воспитательные меры, необходимо проанализировать предпосылки возникновения кризиса, особенности социальной ситуации развития, сущность происходящих с ребенком изменений, новообразования кризисного периода. Возрастные кризисы характерны не только для детского возраста, выделены также нормативные кризисы взрослости. Эти кризисы отличаются особым своеобразием в протекании периода, в характере личностных новообразований человека и т. д.

Цель работы заключается в анализе психологической сущности, структуры и содержанию возрастных кризисов. Исходя из поставленной цели, решались следующие задачи:

— теоретический анализ аспектов изучения проблемы возрастных кризисов;

— раскрытие сущности и содержания возрастных кризисов;

— изучение общих принципов возрастного психического развития;

— психологический анализ кризисов возрастного развития.

1. Сущность возрастного кризиса

Кризис (от греческого krineo) означает «разделение дорог». Понятие «кризис» означает острую ситуацию для принятия какого-то решения, поворотный пункт, важнейший момент в жизни или деятельности человека.

Кризис – это не тупик, а некие противоречия, которые накапливаются у человека. Кризис в жизни – это всегда неприятно. Будь то здоровье или семья, или работа, или дружеские отношения. Человек выбивается из привычного ритма. Тем не менее есть ряд так называемых «нормативных» кризисов, через которые человек проходит в течение всей жизни: кризис новорожденного, одного года, трех, семи, переходного возраста, кризис середины жизни в 35-45 лет, « узелковый период».

Все жизненные кризисы подобны матрешке. Тяжело, когда человек не выходит из кризиса, а накапливает их. Все кризисы, по сути, связаны с поиском смысла жизни и попытками ответить на вопросы типа "Зачем я живу? Для кого?", а так же проблема личной свободы, и борьба за нее на всех этапах жизни.

Хотя у человека и есть внутренние резервы (адаптационные свойства) для того, чтобы решить возникающие трудности, зачастую эти защитные механизмы не справляются.

Рассматривая кризисы как закономерность психического развития человека, зная их периодичность и причины возникновения, их можно по меньшей мере предсказать, а значит смягчить неизбежные, встроенные в природу человека и избежать тех, которые являются результатом неправильного выбора самого человека.

Самой, пожалуй, важной функцией кризиса, является его влияние на развитие человека – Л.С. Выговский писал, что «если бы кризисы не были обнаружены экспериментально, их, тем не менее, следовало бы задать теоретически». Основанием для такого утверждения служит то, что процесс развития человека происходит «рывками», от одной стадии к другой, т. Е. Скорее революционным, чем эволюционным путем. В эти периоды в относительно короткий срок происходят кардинальные изменения, сильно заметные окружающим.

2. Возрастные кризисы

Хронологически выделяют следующие возрастные кризисы: кризис новорожденности; кризис одного года; кризис трех лет; кризис семи лет; кризис семнадцати лет; кризис тридцати лет; пенсионный кризис. Понятие об отдельных критических возрастах вводились в науку эмпирическим путем и в случайном порядке. Анализ кризисных периодов позволит вскрыть психологическую сущность процесса онтогенетического развития личности. Основные отличие критических периодов развития от стабильных периодов заключается в длительности протекания, в характеристиках динамики психических изменений, в характере возникающих новообразования. Возрастной кризис может сопровождаться особым синдромом – трудновоспитуемость.

2.1 Кризис новорожденного

Процесс рождения – тяжелый, переломный момент в жизни ребенка. Рождение – это всегда резкий переход к новому. Психоаналитики называют рождение травмой и считают, что вся последующая жизнь человека носит печать пережитой им при рождении травмы.

Рождаясь, ребенок физически отделяется от матери и попадает в совершенно иные условия: холод, яркая освещенность, воздушная среда, требующая другого типа дыхания, необходимость смены типа питания. При переходе к внеутробному существованию коренным образом меняется не только условия жизни, но само физиологические существование малыша. До рождение ребенок и мать слиты в одно. Его температура равна температуре тела матери. Он живет в мире, где нет контрастов темноты и света, тепла и холода. Рождаясь, младенец попадает в мир контрастов и противоречий, и самое первое из них – первый вздох.

С обрезанием пуповины ребенок получает свободу, но физиологически «теряет» мать. Чтобы эта потеря не была травмирующей, совершенно необходимо присутствие и внимание матери с первых минутах жизни младенца. Ощущение ее тепла, запаха, звука ее голоса, биение ее сердца – все это связывает его с прежней жизнью и делает его приход в этот не таким резким, болезненным и травмирующим. Очень важно чувствовать и видеть своего малыша с первой минуты его появления на свет и для матери: в это время материнские чувства наиболее остры.

Ребенок приходит в этот мир слабым и совершенно беспомощным. Хотя, родившись, он отделился от матери физически, но биологически еще связан с ней. Ни одной своей потребности он не может удовлетворить самостоятельно. Такая беспомощность, полная зависимость от взрослого человека составляют специфику социальной ситуации развития новорожденного. Приспособится к новым, чудным для него условиям ребенку помогает наследственно закрепления механизма – безусловные рефлексы: это, прежде всего, система пищевых рефлексов, а также защитные и ориентировочные рефлексы. Некоторые рефлексы являются атавистическими – они получены в наследство от животных предков, но бесполезны для ребенка и вскоре исчезают. Так, например, рефлекс, называемый иногда « обезьяньим» пропадает уже на втором месяцы жизни (приложение а).

Человеческое дитя наиболее беспомощно среди всех детенышей в момент своего рождения. Это не зрелость не только в высших регуляторных, но и многих нежелающих физиологических механизмов, что приводит к возникновению новой социальной ситуации. В данный период вообще нельзя рассматривать ребенка отдельно от взрослого. Сказанное чрезвычайно важно, ибо ребенок еще не обладает никакими способами взаимодействия со взрослыми.

Важные события в психической жизни ребенка – возникновения слухового и зрительного сосредоточения. Слуховое сосредоточение появляется на 2-3-й недели, зрительное – на 3-5 недели.

Новорожденный проводит время во сне или дремотном состоянии. Постепенно из этого дремотного состояния начинают выделяться отдельные моменты, краткие периоды бодрствования. Слуховое и зрительное сосредоточение придают бодрствованию активный характер.

Лицо взросло вызывает у ребенка состояния «блаженство» – он улыбается. Улыбка на лице ребенка и является концом кризисом новорожденности. С этого момента у него начинаются индивидуальная психическая жизнь.

Ребенок не просто улыбается, он реагирует на взрослого движениями всего тела. Младенец все время находится в движении. Он откликается эмоционально. Комплекс оживления включает четыре основных компонентов:

Замирания и зрительное сосредоточение – долгие, пристальный взгляд на взрослого;

Улыбку, выражающую радостные эмоции ребенка;

Двигательные оживления, движения головы, вскидывание ручек и ножек, прогибание спинки и п.р.;

Вокализации – вскрики (громкий отрывистые звуки), гуканье (тихие короткие звуки «кх», «гк»), гуление (протяжные звуки, напоминающие пение птиц – «гуулллиии» и п.р.).

Дети, отстающие в развитие прежде всего отстают именно в появления комплекса оживления. Комплекс оживления, как первый специфический поведенческий акт ребенка, становится определяющим для всего последующего его психического развития. Он является первым актом общения ребенка со взрослым и свидетельствует о переходе в новый стабильный период – период младенчество.

2.2 Кризис подросткового возраста

На образ физического “я” и самосознания в целом оказывает влияние темп полового созревания. Дети с поздним созреванием оказываются наименее выгодным положением; акселерация создает более благоприятные возможности личностного развития. После относительно спокойного младшего школьного возраста, подросткового кажется бурным и сложным. Развитие на этом этапе действительно идет быстрыми темпами, особенно много изменений наблюдается в плане формирования личности. Главная особенность подростка личностная нестабильность. Противоположные черты, стремление, тенденции, сосуществуют и борются друг с другом, определяя противоречивость характера и поведения взрослеющего ребенка.

Многие подростки, подпадая под зависимость от физического состояния, начинают сильно нервничать и обвинять себя в несостоятельности. Эти ощущения часто не осознаются, а подспудно формируют напряженность, с которой подростку трудно справиться. На таком фоне любые внешние трудности воспринимаются особенно трагически.

Подростковый возраст- период отчаянных попыток «пройти через все». При этом подросток по большей части начинает свой поход с табуированных или прежде невозможных сторон взрослой жизни. Многие подростки «из любопытства» пробуют алкоголь и наркотики. Если это делается не для пробы, а для куража, возникает физическая зависимость. Но и баловство, пробы могут привести к психологической зависимости, что проявляет себя в возникновении напряженности, тревоги, раздражительности.

Подростки достаточно легкомысленно относятся к человеческим порокам и слабостям и в результате быстро приобщаются к алкоголю и наркотикам, превращая их из источника ориентированного поведения (любопытства) в предмет своих потребностей. На этом фоне, рефлексируя на свое «падение», подросток нередко превращает его в форму своего самоутверждения, заглушая внутреннее чувство потери себя, своего личного кризиса.

Там, где слабы внутренние тормоза, где слабо развито чувство ответственности за себя и другого, прорывается готовность к сексуальным контактам с представителями противоположного, а иногда и своего пола. Высокая степень напряжения до и после сексуального общения ложится сильнейшим испытанием на психику. Первые сексуальные впечатления могут оказать влияние на сферу сексуальной жизни взрослого человека. Поэтому важно, чтобы эти впечатления отражали достойные формы взаимодействия юных сексуальных партнеров. Многие подростки на почве неблагополучного опыта обретают неврозы, а некоторые – и венерические заболевания. Все эти формы новой жизни подростков ложатся на психику тяжелым бременем. Напряженность от неопределенности жизни в новом качестве (курильщик, сексуальный партнер и др.) В результате потери самоидентичности толкает многих подростков в состояние остро переживаемого кризиса.

Отдельно следует указать на отроческий кризис, связанный с духовным ростом и изменением психического статуса. Хотя в этот период происходит объективное изменение социального положения отрока (возникают новые отношения с близкими, сверстниками, учителями; расширяется поле деятельности и др.), наиважнейшим фактором, влияющим на возникновение кризиса, являются рефлексия на внутренний мир и глубокая неудовлетворенность собой. Потеря идентичности с самим собой, несовпадение прежних представлений о себе с сегодняшним образом – вот основное содержание отроческих переживаний. Неудовлетворенность может быть столь сильной, что появляются навязчивые состояния: непреодолимые угнетающие мысли о себе, сомнения, страхи. При этом сохраняется критическое отношение к этим состояниям, что усугубляет тяжелые чувства подростка.

Многие подростки переживают кризис во внешних проявлениях негативизме – бессмысленном противодействии других, немотивированном противостоянии родителям, учителям. Задача близких взрослых и психологов здесь однозначна – необходимо включиться в проблемы отрока и постараться облегчить его жизнь в этот период.

2.3 Кризис среднего возраста

Кризис среднего возраста – самая странная и страшная пора в психическом развитии человека. Многие люди ( особенно творческие ), не найдя в себе силы, и не обретя новый смысл жизни, просто уходят из нее. На этот период ( после подросткового) приходится наибольшее число суицидов.

Для мужчин в это время характерны разводы, смена работы или изменение образа жизни, приобретение дорогих вещей ( автомобили, мотоциклы), частая смена сексуальных партнерш, причем прослеживается четкая ориентация на юный возраст последних, как бы начинает добирать то, чего не смог получить в более раннем возрасте, реализует свои детские и юношеские потребности.

У женщин во время кризиса 30-летия обычно меняются приоритеты, установленные в начале ранней взрослости. Женщин, ориентированных на замужество и воспитание детей, теперь в большей степени начинают привлекать профессиональные цели. В то же время те, кто отдавал свои силы работе, теперь, как правило, направляют их в лоно семьи и брака.

Переживая этот кризисный момент своей жизни, человек ищет возможность укрепления своей ниши во взрослой жизни, подтверждения своего статуса взрослого: он хочет иметь хорошую работу, он стремится к безопасности и стабильности. Человек еще уверен в том, что возможно полное воплощение надежд и чаяний, образующих «мечту», и усердно трудится для этого.

2.4 «Узелковый период» кризис старости

В преклонном возрасте (старости) человеку предстоит преодолеть три подкризиса. Первый из них заключается в переоценке собственного «я» помимо его профессиональной роли, которая у многих людей вплоть до ухода на пенсию остается главной. Второй подкризис связан с осознанием факта ухудшения здоровья и старения тела, что дает человеку возможность выработать у себя в этом плане необходимое равнодушие. В результате третьего подкризиса у человека исчезает самоозабоченность, и теперь он без ужаса может принять мысль о смерти.

Бесспорно, проблема смерти является всевозрастной. Тем не менее, именно для пожилых и престарелых она не представляется надуманной, преждевременной, трансформируясь в проблему естественной смерти. Для них вопрос об отношении к смерти переводится из подтекста в контекст самой жизни. Наступает время, когда в пространстве индивидуального бытия начинает отчетливо звучать напряженный диалог между жизнью и смертью, осознается трагизм временности. Тем не менее, старение, смертельные болезни и умирание воспринимаются не как составные части процесса жизни, а как полное поражение и болезненное непонимание ограниченности возможностей управлять природой. С точки зрения философии прагматизма, подчеркивающей значение достижений и успеха, умирающий является потерпевшим поражение.

Длительность кризисных переживаний, возможность конструктивного или деструктивного выхода из кризиса в значительной мере определяются типом совладания, отношения личности к неблагоприятной жизненной ситуации. Наиболее типичные варианты отношений личности к кризисам: игнорирующее; преувеличивающее; демонстративное; волюнтаристское; продуктивное. Конечно, в этой сфере еще много направлений для дальнейших исследований. Проблема кризисов и выходов из них, на сегодняшний день – одна из самых перспективных и актуальных проблем психологии.

1. Обухова Л.Ф. возрастная психология/ российское педагогическое агентство, 2004. – 193с.

2. Эриксон Э. Идентичность. Юность и кризис/ центрполиграф, 2003. – 133с.

3 .Абрамова Г.С. возрастная психология / эксмо, 2003. – 301с.

4. Мухина В.С. возрастная психология/ академия, 2006. – 608с. 5. Рогов е.и. общая психология/ владос, 2002. – 202с.

6. Поливанова К. Н. Психология возрастных кризисов: учебное пособие для студентов педагогических вузов/ харвест, 2007. – 640с.

7. Эльконин Д.Б. избранные психологические труды/ педагогика, 2000. – 560с.

8. Холлис Д. Перевал в середине пути: кризис среднего возраста/ когито-центр, 2005. – 192с.

Источник:
Возрастные кризисы
Возрастные кризисы План: Введение 1.Сущность возрастного кризиса 2.Возрастные
http://kursak.net/vozrastnye-krizisy/

Возрастные кризисы: 20, 30, 40, 50 лет

Каждый раз, достигая возраста, цифра которого заканчивается на 0, мы внутренне вздрагиваем. Трудно сказать, что на нас так сильно влияет – магия цифр или тот факт, что мы, как говорят в народе, размениваем следующий десяток, но настроения это нам совсем не улучшает. Психологи не видят в это ничего удивительного, ведь мы имеем дело с очередным возрастным кризисом. В течение жизни их может быть несколько.

Первый взрослый возрастной кризис приблизительно соответствует 20 годам, хотя начаться он может на несколько лет раньше или позже. Как правило, он связан с тем, что человек, который еще вчера был школьником или студентом, именно в это время выходит во взрослую жизнь и на него сразу же обрушивается множество проблем.

Во-первых, нужно искать работу. В отличие от советского времени, когда выпускников высших и средних учебных заведений – так называемых молодых специалистов – трудоустраивали почти автоматически, иногда даже вопреки их воле, сегодня никто этим не занимается. Что же до потенциальных работодателей, то они неохотно берут на работу вчерашних студентов, поскольку у тех нет опыта работы. К тому же нужно решать и жилищный вопрос, особенно если уже есть семья, но нет возможности жить в квартире родителей. Впрочем, отсутствие семьи тоже оптимизма не добавляет: когда «подруги замужем давно», а мы о принце только мечтаем, возникают мысли о собственной несостоятельности.

Происходит это после периода относительного безбедного и беспроблемного существования – как известно, «от сессии до сессии живут студенты весело, а сессия всего два раза в год». Поэтому неудивительно, что время это кризисное и, несмотря на молодость, вместо радости приносит огорчения. Правда, кризис смягчает то, что у человека много иллюзий, ведь он считает, что у него еще вся жизнь впереди, и это соответствует истине.

Подведение первых итогов

Еще один кризисный возраст – плюс-минус 30 лет. Если до этого времени наши надежды нарастали, нам кажется, что мы еще все успеем, то после 30 люди начинают подводить первые жизненные итоги во всех отраслях своей жизни. Хотя делать этого и не хочется. «Как же так, – думает человек, – я же только начал жить, а оказывается, что половину жизни уже прошел? Так быстро?! А что дальше?» В народе считается, что если до этого человек, образно говоря, только «едет на ярмарку», то после 35 лет он начинает с нее возвращаться.

Тем не менее, хотим мы этого или нет, итоги подводить приходится, и тут имеет значение все: есть у человека свое жилье или нет, хорошая ли у него должность, обзавелся ли он семьей и детьми, где он отдыхает и на каком автомобиле ездит. Примечательно, что ни те, кто добился какого-то успеха, ни те, кто считает себя неудачником, результатами, как правило, недовольны. Первым кажется, что они уже сделали все, что могли, и уперлись в некий «потолок», вторым, что, коль скоро у них сейчас ничего нет, то уже и не будет.

Плюс-минус 40 лет – классический кризис среднего возраста, сопровождающийся глобальной депрессией. Женщины переживают его менее заметно, нежели мужчины, поэтому не так сильно заставляют страдать своих близких. Но это вовсе не значит, что он обходит нас стороной.

Больше всего представительниц прекрасного пола в этот момент волнует не работа и карьера, как это бывает у мужчин, а внешность. Разумеется, в 40 лет видишь в зеркале совсем не то, что в 20, и это сказывается на настроении и восприятии мира. Вот и кидаются дамы, как говорится, во все тяжкие: становятся завсегдатаями косметологических клиник, оставляя там целые состояния, и ложатся под нож пластических хирургов, что, как известно, тоже является не самым дешевым удовольствием.

Впрочем, наша жизнь вносит коррективы во все, в том числе и в психологические процессы. Чем больше женщины занимаются исконно мужскими делами – бизнесом и политикой, тем чаще они переживают кризис среднего возраста по мужскому сценарию, для которого характерна потеря жизненных ориентиров, переоценка ценностей и резкие перемены в жизни и карьере. Правда, в отличие от мужчин, женщины переживают не только из-за карьеры, но и из-за личной жизни. К 40 годам у женщины, которая все свое время и силы отдает работе, как правило, нет ни семьи, ни детей. И обзавестись всем этим, в силу возрастных особенностей, становится все труднее и труднее. Но женщины, даже самые мужественные, легче адаптируются к неблагоприятным обстоятельствам. Поэтому в ответ на поговорку «сорок лет – бабий век», придумана другая, согласно которой в «сорок пять – баба ягодка опять».

Вообще-то, психологи считают, что, «перебесившись» в 40-45 лет, к пятому десятку мы должны прийти к эмоциональной стабильности. На самом деле кризис плюс-минус 50 – довольно болезненный и тоже сопровождается психологической «ломкой». В это время нас больше всего печалит замаячившая на горизонте старость и ее верная подружка, пенсия: все это выстраивается в элементарный логический ряд – раз пенсионерка, значит, старушка, а такие мысли хоть кого выбьют из колеи.

Источник:
Возрастные кризисы: 20, 30, 40, 50 лет
Как пережить возрастной кризис
https://lady.tsn.ua/psychologia/ona/vozrastnye-krizisy-20-30-40-50-let-337900.html

(Visited 7 times, 1 visits today)

CATEGORIES