Возрастная психология детей

Возрастная психология детей

Этот сайт посвящен психологии развития ребенка и детской психологии. Он создан специально для родителей и всех людей кто интересуется особенностями развития детей и их воспитанием.

В статьях Вы найдете массу полезной информации о том как построить нормальные отношения с ними, и как поправить отношения, если они совсем зашли в тупик.

Диагностика уровня гормона роста (СТГ и ИФР). Диагностика и лечение дефицита гормона роста у детей. Диагностика резистентности к СТГ . Применение рекомбинантного(синтетического) гормона роста для лечения карликовости у детей до 14 лет.

Огромные возможности в детском развитии предоставляет простая раскраска. Раскрашивая различные по форме предметы, дети пополняют свои знания об окружающем мире, знакомятся с цветовым спектром, развивают мелкую моторику.

Поделки из бумаги для детей и детcкие оригами способствуют развитию мелкой моторики и проявлению творческих способностей. А также позволяет ребенку развить такие качества как терпение, усидчивось и воображение.

По многочисленным просьбам читателей : Как развивать речь ребенка: от рождения до 3 лет. Здесь представлены рекомендации по развитию речи ребенка до года. Ведь, несмотря на то, что ребенок еще не умеет говорить, для него очень важно, чтобы Вы с ним разговаривали.

Что такое НОРМА роста и веса, и как ее определить? О чего зависит рост и вес в подростковом возрасте. Что делать тем, кто хочет вырасти: режим, питание, упражнения и другие советы.

Мнения о вреде и пользе ходунков и прыгунков диаметрально противоположные. Естественно, нельзя быть абсолютно категоричным, поэтому важно рассмотреть все плюсы и минусы.

Этот вопрос волнует очень многих подростков, и особенно тех, у кого невысокие родители. Для многих мужчин небольшой рост являлся и является серьезной проблемой.

Дети растут скачками и каждый такой скачок — это время удивительных открытий для ребенка и «детский возрастной кризис» для родителей, ведь управляться с малышом становится труднее, чем обычно. Малыш становится плаксивым, рвется к маме.

Информировать ребенка в вопросах секса сегодня просто необходимо. Предупрежден – значит, вооружен и защищен. Но вопрос в том: как и когда предупреждать? .

Что делать, если ребенок потерялся? Ответственные родители должны предусмотреть подобную ситуацию и подготовить ребенка. Что должны знать малыши и их родители, чтобы не теряться, и как поступать, если ребенок все-таки потерялся читайте в статье «Я потерялся: для детей и родителей».

На Детском портале e-papa.ru завершился конкурс фотографий: "Дети и их любимцы". Победители получили призы, предоставленные компанией "Я Все Могу", которая занимается разработкой и распространением развивающих фильмов для детей. Подробности читайте в статье «Я все могу! – раннее развитие малыша».

В раздел «Азбука для родителей» добавлена новая статья «Когда режутся зубки». В ней рассмотрены такие темы как формирование зубов и челюстных костей, прорезывание молочных зубов, уход за ними, смена молочных зубов коренными, профилактика кариеса, правила и возможности профессионального ухода за зубами и многое другое.

Выбор летнего лагеря может оказаться сложной задачей. Прочитайте статью «Как выбрать детский лагерь или дом отдыха для ребенка» и выберете то, что будет интересно и полезно именно Вашему ребенку.

На нашем сайте открылся новый раздел «Вопросы и Ответы», в котором на вопросы родителей и воспитателей отвечает наш консультант, психотерапевт, кандидат психологических наук

Филякова Елена Геннадьевна.

Проблема детского воровства — одна из наиболее неприятных и пугающих. Столкнувшись с таким поведением своего ребенка родители часто впадают в панику. О том, почему ребенок ворует и как родители могут помочь малышу справитсья с этой проблемой можно узнать в статей «Что делать если ребенок ворует» в разделе, посвященном Проблемам развития.

Проблема левшества — одна из наиболее серьезных в педагогике. Группа леворуких детей настолько неоднородна, что трудно дать точные рекомендации по обучению. Как помочь этим детям в изучении математики, вы узнаете из цикла статей «Леворукие дети и математика» в разделе, посвященном Левшам.

Что делать, если ваш малыш впервые использовал нецензурную лексику? О том, почему ребенок ругается матом, кто в этом виноват в том что дети матерятся, и что в этом случае делать родителям, можно прочитать в статье «Если ребенок ругается матом.» в разделе Развитие речи.

О том, как формируется речь ребенка в раннем возрасте и что необходимо для того, чтобы обеспечить своевременное и полноценное развитие речи маленького ребенка, можно прочитать в разделе «Развитие речи». Ведь с помощью слова мы выражаем свои мысли, а это — основное условие успешного обучения.

Тесты для детей — новый раздел, в котором представлены специально адаптированные детские тесты, которые помогут понять своего ребенка и узнать, чем он живет, чем дышит, о чем думает, о чем мечтает. Там же можно найти тесты для родителей.

Конфликтные ситуации неизбежны в любом коллективе, а тем более в семье, и в одном случае дело заканчивается открытым противостоянием или скандалом, в другом — затаенной злобой или невысказанной обидой. Как же разрешать конфликтные ситуации?

Азбука для родителей расскажет вкратце и доступным языком обо всем начиная с того как относиться к детской агрессивности и заканчивая о тем как научить ребенка спокойно ложиться спать.

Отдельный раздел посвящен развивающей работе с детьми: в какие игры играть, какие игрушки лучше выбирать, как развивать эмоциональную и интеллектуальную сферу ребенка и многое другое.

В разделе Тесты можно найти тесты для определения уровня развития дошкольников, методики исследования развития познавательных процессов и другие методики определения психологических свойств и состояний личности ребенка.

Также здесь Вы найдете информацию об особенностях развития детей и о возможных проблемах.

Итак, что же мы хотим решить:

разработка периодизации психического развития, отвечающей современному состоянию общества;

изучение индивидуальных вариантов развития личности, в том числе потенциала развития личности и средств его осуществления;

изучение особенностей возрастных кризисов психического развития;

изучение роли семьи, образовательных учреждений и других сфер жизни в развитии личности;

исследование причин и психологических механизмов различного рода трудностей в развитии, в том числе выявление условий, обеспечивающих преодоление таких жизненных преград как зависимости, неврозы, депривации и т.п.

Источник:
Возрастная психология детей
Возрастная психология, детская психология и воспитание детей статьи специально для родителей не требующие психологиченской подготовки и знаний по возрастной психологии, детской психологии. Новости психологии и воспитание детей
http://www.child-psy.ru/#

Возрастная психология детей

2. Кризис одного года.

3. Кризис трех лет

4. Кризис семи лет.

5. Развитие фантазии у детей дошкольного возраста.

6. Анализ детских рисунков в связи с познавательной деятельностью (5-7 лет).

7. Среда как источник опасности в раннем возрасте.

8. Влияние речи родителей на развитие речи детей раннего возраста.

9. Приучение к дисциплине и саморегуляция в раннем возрасте.

10. Формирование умения учиться и критически мыслить в дошкольном возрасте.

11. Представления детей о дружбе в подростковом возрасте.

12. Юные родители. Последствия раннего материнства и отцовства.

13. Ценности, идеалы и альтернативы образа жизни в юношеском возрасте.

14. Особенности взаимоотношений детей в коллективе.

15. Особенности психологической подготовки ребенка к обучению в школе.

16. Интересы младшего школьника. Роль интересов в обучении.

17. Психологическая характеристика личности учителя.

18. Мотивы учения младших школьников.

19. Самооценка в младшем школьном возрасте.

20. Индивидуальные особенности познавательных процессов младших школьников.

21. «Трудные дети» и методы работы с ними.

22. Проблема неуспеваемости школьника и пути ее преодоления.

23. Социальная ситуация в подростковом возрасте.

24. Межличностные конфликты в общении подростков.

25. Мотивация поведения подростков.

26. Профилактика наркомании и алкоголизма в школе.

27. Проблема противостояния «отцов» и «детей» в подростковом возрасте.

28. Формирование самоопределения и направленности личности у подростков.

29. «Порог взрослой жизни» как социальная ситуация развития в юношеском возрасте.

30. Молодость – «аванс на будущее».

2. Профессиональное самоопределение школьника.

3. Развитие волевых качеств личности дошкольника.

4. Внимание учащихся на уроке и пути их привлечения.

5. Леворукий ребенок в школе.

6. Мотивация учения младших школьников.

7. Интересы и их роль в процессе усвоения знаний.

8. Развитие творческого и воссоздающего воображения в процессе обучения.

9. Особенности взаимоотношений детей в коллективе (дошкольный возраст).

10. Особенности психологической подготовки ребенка к обучению в школе.

11. Самооценка в младшем школьном возрасте.

12. Социальная ситуация развития в подростковом возрасте.

13. Межличностные конфликты в общении подростков.

14. Профилактика наркомании и алкоголизма в школе.

15. Профессиональное самоопределение, как основное новообразование в юношеском возрасте.

16. Зрелость как вершина жизненного пути личности.

17. Долголетие и жизнеспособность личности.

18. Факторы психического развития ребенка.

19. Периодизация психического развития.

20. Психосоциальная теория развития личности (Э.Эриксон).

21. Нравственное развитие личности (А.З. Рахимов).

22. Семья как фактор развития поведения ребенка (А.З. Рахимов).

23. Учение Ж.Пиаже об интеллектуальном развитии ребенка.

24. Идеи Л.С. Выготского о психическом развитии ребенка.

25. Развитие ребенка в период новорожденности.

26. Развитие ребенка в младенческом периоде.

27. Развитие психических функций в младшем школьном возрасте.

28. Развитие личности младшего школьника.

29. Психофизиологическое развитие в подростковом возрасте.

30. Развитие личности подростка.

31. Мотивация учения у старшеклассников.

32. Кризисы развития в зрелом возрасте.

33. Стратегия преодоления критических ситуаций в зрелом и пожилом возрасте.

34. Проблема сохранения активности в пожилом и преклонном возрасте.

35. Психофизиологические проблемы старения.

2. Особенности наглядно-действенного мышления у дошкольников.

3. Общение детей со взрослыми в процессе игровой деятельности..

4. Общение детей со взрослыми в процессе учебной деятельности.

5. Особенности восприятия детьми дошкольного возраста художественной литературы (сказок, детских произведений и т.д.).

6. Влияние на поведение детей младшего школьного возраста мультипликационных и художественных фильмов.

7. Игра и когнитивное развитие в раннем возрасте.

8. Влияние родителей на успехи детей в школе в младшем школьном возрасте.

9. Преодоление границ: сверстники и родители.

10. Мотивация поведения подростков.

11. Межличностные конфликты в общении подростков.

12. Индивидуальные особенности познавательных процессов младших школьников. Роль социальной среды как фактора психического развития в различных научных школах.

13. Исследование подростковой субкультуры.

14. Сравнительный анализ предметов детской психологии, возрастной психологии и психологии развития.

15. Роль социальной среды как фактора психического развития в различных научных школах.

16. Родительский стиль воспитания и его влияние на особенности личности ребенка.

17. Мотивы учения младшего школьника и их роль в успешности школьного обучения.

18. Роль оценки и отметки в становлении самооценки младшего школьника.

19. Влияние родителей на формирование личностных качеств у мальчиков и девочек младшего школьного возраста.

20. Психология сексуальных взаимодействий подростков. Роль родителей в формировании правильных представлений о сексуальных взаимоотношениях между полами.

21. Алкоголизм, наркомания, сектантство в подростковом и раннем юношеском возрасте. Причины девиантного поведения в подростковом возрасте.

22. Изменение отношения к окружающему миру в юношеском возрасте в связи с осознанием противоречий в жизни.

23. Повышенная интеллектуальная активность в юношеском возрасте в связи с более ответственным отношением к своему будущему.

24. Строительство перспектив в период молодости как разрешение кризиса этого возраста.

25. Профессиональные и интеллектуальные достижения человека в период взрослости.

26. Особенности личности старого человека.

27. Роль детей и близких людей в преодолении сомнений и трудностей, возникающих у человека в связи с наступившей старостью.

2. Особенности развития логического мышления у детей дошкольного возраста.

3. Своеобразие общения детей дошкольного возраста со взрослыми.

4. Влияние мультипликационных и художественных фильмов на поведение детей младшего школьного возраста.

5. Восприятие детьми дошкольного возраста художественной литературы (сказок, детских произведений и т.д.).

6. Влияние на поведение подростка телевизионной рекламы.

7. Влияние телевизионной рекламы на поведение младшего школьника.

8. Особенности мышления детей младшего школьного и подросткового возрастов.

9. Влияние средств массовой информации на становление самооценки детей младшего школьного возраста.

10. Влияние на становление самооценки подростков средств массовой информации.

11. Формирование учебно-познавательной мотивации в младшем школьном возрасте.

12. Влияние мотивации достижений на личность детей младшего школьного возраста.

13. Особенности мотивационной сферы детей младшего школьного возраста.

14. Особенности мотивационной сферы детей подросткового возраста.

15. Роль родителей в формировании учебно-познавательной мотивации детей.

16. Значение профессиональной ориентации в профессиональном самоопределении старшеклассников.

17. Проблема адаптации студентов-первокурсников в вузе.

18. Проблема адаптации учащихся профессионально-технических училищ.

19. Особенности адаптации студентов средних специальных учебных заведений.

20. Особенности профессионального самоопределения в юношеском возрасте.

&nbsp&nbsp&nbspКонтрольная работа по психологии является одним из видов самостоятельной работы студентов. Она выполняется после прослушивания лекций и окончания всех других аудиторных учебных занятий по общей, возрастной и педагогической психологии. Написание контрольной работы – важный этап в профессиональной подготовке студентов, так как способствует повышению качества усвоения программного материала, углубленному пониманию наиболее сложных вопросов курса, овладению научными методами анализа психолого-педагогических проблем.

&nbsp&nbsp&nbsp Структура контрольной работы зависит от ее характера.

&nbsp&nbsp&nbsp Контрольная работа исследовательского характера требует краткого теоретического вступления и описания использованной методики, после чего излагается и анализируется фактический материал, формулируются выводы. Приложение протоколов, анкет, дневниковых записей и прочих исходных и иллюстративных материалов обязательно.

&nbsp&nbsp&nbsp Списки использованной литературы, а также все ссылки на литературные работы должны быть оформлены следующим образом:

&nbsp&nbsp&nbsp б) для журнальных статей необходимо указать название журнала, год издания и номер.

&nbsp&nbsp&nbspКурсовая работа – первая самостоятельная творческая работа студента. Студент должен показать теоретические знания по психологии, а также умения и навыки самостоятельной работы, полученные им на практических занятиях и при выполнении контрольных работ. Выполнение курсовой работы должно способствовать углубленному усвоению лекционного курса и приобретению навыков в области решения психологических задач и ситуации. Тему курсовой работы следует выбирать самостоятельно из любого раздела возрастной психологии, руководствуясь своими интересами, накопленным опытом и имеющимся материалом.

&nbsp&nbsp&nbsp Структура курсовой работы:

&nbsp&nbsp&nbsp 1. Введение (актуальность проблемы, цель, объект, предмет, гипотеза, задачи, методы исследования, краткое описание выборки исследования).

&nbsp&nbsp&nbsp 2. Глава 1. Теоретический анализ изучаемой проблемы (сущность исследуемой проблемы, различные подходы к решению, изложение собственной позиции студента).

&nbsp&nbsp&nbsp 3. Глава 2. Эмпирическое исследование. Организация и методы психологического исследования (цель, объект, предмет, гипотеза, этапы, методы и методики исследования). Результаты психологического исследования (количественная и качественная обработка результатов исследования, графическое представление результатов исследования, выводы).

&nbsp&nbsp&nbsp 4. Заключение (логически последовательно излагаются теоретические выводы и предложения, к которым студент пришел в результате исследования).

&nbsp&nbsp&nbsp 6. Приложения (промежуточные расчеты, таблицы вспомогательных цифровых данных, инструкции, методики, иллюстрации вспомогательного характера).

&nbsp&nbsp&nbspДипломная работа – это специальная форма научного произведения, имеющего квалификационный характер, подготовленная для публичной защиты. Студент должен показать прочные теоретические знания по избранной теме, проблемное изложение теоретического материала, умение изучать и обобщать литературные источники, решать практические задачи, делать выводы и предложения.

&nbsp&nbsp&nbsp Структура дипломной работы:

&nbsp&nbsp&nbsp 1. Введение (актуальность проблемы, цель, объект, предмет, гипотеза, задачи, методы исследования, краткое описание выборки).

&nbsp&nbsp&nbsp 2. Основная часть (как правило, содержит две главы; первая – общетеоретическая: сущность проблемы, подходы к решению, собственная позиция студента; вторая – аналитическая: анализ изучаемой проблемы, выявление тенденций развития; третья глава – проектная: разработка предложений.

&nbsp&nbsp&nbsp 3. Заключение (логически последовательно излагаются теоретические выводы и предложения, к которым студент пришел в результате исследования).

&nbsp&nbsp&nbsp 5. Приложение (промежуточные расчеты, таблицы вспомогательных цифровых данных, инструкции, методики, иллюстрации вспомогательного характера). По всем вопросам, возникающим в ходе выполнения реферата, контрольной, курсовой и дипломной работы следует обращаться к преподавателю психологии.

темы всех работ и рекомендации для их написания скачать ] (8Kb)

Источник:
Возрастная психология детей
2. Кризис одного года. 3. Кризис трех лет 4. Кризис семи лет. 5. Развитие фантазии у детей дошкольного возраста. 6. Анализ детских рисунков в связи с познавательной деятельностью (5-7
http://laiko.narod.ru/referat_voz.html

Возрастная психология детей

Тема 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОФИЗИОЛОГИИ

Выделение понятия (статуса) детства как особого состояния человека обусловлено социально и исторически. Понятие детства связывается не с биологическим состоянием незрелости, а с определенным кругом прав и обязанностей, присущих этому периоду жизни, с набором доступных для него видов и форм деятельности.

Объект (предмет) возрастной психологии — не сами психические явления, а их развитие (в том числе возрастное). При этом возраст является функцией как биологического, так и исторического времени, а возрастные изменения — одновременно и онтогенетические, и биологические.

Методы возрастной психологии можно разделить на организационные, эмпирические, обрабатывающие и интерпретационные.

Предмет возрастной психологии

Прежде всего — два парадокса детского развития.

1.Человек, появляясь на свет, наделен лишь самыми элементарными механизмами для поддержания жизни. С другой стороны, по физическому строению, организации нервной системы, по типам деятельности и способам ее регуляции человек — наиболее совершенное существо в природе.

Однако по состоянию в момент рождения в эволюционном ряду заметно падение этого совершенства — у ребенка практически отсутствуют какие-либо готовые формы поведения. Более того, замечено общее правило — чем выше стоит живое существо в ряду животных, тем дольше длится его детство, тем беспомощнее это существо при рождении. Как это можно объяснить?

2.В ходе истории непрерывно росло обогащение материальной и духовной культуры человечества. За тысячелетия человеческий опыт увеличился во много тысяч раз. Но за это же время новорожденный ребенок практически не изменился. Опираясь на данные антропологии об анатомо-морфологическом сходстве кроманьонца и современного человека, можно предположить, что новорожденный современного человека ни в чем существенном не отличается от новорожденного, жившего десятки тысяч лет назад.

Как же получается, что при сходных природных предпосылках уровень психического развития, который достигает ребенок на каждом историческом этапе развития общества, не одинаковый?

Вообще, как ни парадоксально, само понятие детства как особого состояния человека появилось сравнительно недавно — не тысячелетия назад. Так, например, в литературе 19 века многочисленны свидетельства отсутствия детства у пролетарских детей. Согласно отчету комиссии английского парламента в 1833 году, дети иногда начинали работать на фабрике с 5 лет, нередко с 6 лет, еще чаще с 7 лет, а в возрасте 8 лет, как правило, работали уже все дети неимущих родителей (рисунок). При этом рабочий день у них продолжался 14-16 часов.

Статус детства пролетарского ребенка формируется только в 19-20 веке, когда появилось законодательство, юридически запрещающее детский труд. Разумеется, это не означает, что законы автоматически обеспечивают наличие детства для таких детей. Дети в этой среде, прежде всего девочки, и сегодня выполняют работы, необходимые для общественного воспроизводства (уход за малышами, домашние работы, некоторые сельскохозяйственные работы). Другими словами, статус детства в решающей степени связан с положением родителей в социальной структуре общества.

Что такое статус детства? Исторически понятие детства связывается не с биологическим состоянием незрелости, а с определенным кругом прав и обязанностей, присущих этому периоду жизни, с набором доступных для него видов и форм деятельности.

Проиллюстрируем динамику этого понятия в разные исторические эпохи. Какие примеры отношения к детству дает нам Библия? Книга Иова: бог решил испытать силу веры Иова, до того вполне благополучного человека, и наслал на него разные беды (неурожай, кражи, смерть детей, и только потом, в качестве последней капли — серьезную болезнь). Потом, убедившись в твердости его веры, бог вернул ему благосостояние и дал возможность родить новых детей. То есть дети в этом социальном контексте так же заменимы, как деньги или урожай.

Как известно, одной из наиболее адекватных форм отражения реальности, в том числе социальной, является искусство. Так вот, до 13 века художники вообще не изображали детей. В 13 веке детские образы — это только ангелы, младенец Иисус и нагие дети как символы душ умерших, при этом дети изображаются как уменьшенные взрослые. Детских портретов вообще нет. Никто, следовательно, не считал, что ребенок заключает в себе человеческую личность. Даже само слово "ребенок" в средневековой Германии было синонимом для понятия "дурак".

Только в 16 веке появляются портреты умерших детей, то есть смерть ребенка теперь переживается как действительно невосполнимая утрата, а не как естественное событие. Портреты живых детей, и то, в основном, официально-парадные, появляются только в 17 веке.

Различным было и содержание детства в разные времена и в разных социальных группах.

В 1601 году во Франции родился будущий король Людовик 13. В полтора года Людовик 13 играет на скрипке и одновременно поет. Это Луи делает еще до того, как его внимание начинают привлекать деревянная лошадка, ветряная мельница, волчок (это стандартный набор игрушек того времени). В 3 года Луи принял участие в праздновании Рождества. С трех лет он начал учиться читать, а в 4 года умел писать. В 5 лет он играл с куклами и в карты, в 6 лет — в шахматы и в теннис, а также упражнялся в отгадывании загадок и шарад. Товарищами по играм у Луи были пажи и солдаты, с ними он играл в прятки и другие игры.

В 7 лет все изменилось. Детские одежды были оставлены, воспитание приобрело мужской характер. Он начинает обучаться искусству охоты, стрельбе, азартным играм и верховой езде. С этого же времени ему читают литературу педагогического и моралистического содержания. В это же время он начинает посещать театр и участвует в коллективных играх наряду со взрослыми.

С другой стороны, девочка из подобного племени была взята на воспитание в возрасте 1,5 лет, перевезена во Францию и воспитывалась как европейский ребенок. К 20 годам она закончила колледж, знала 3 языка и занималась научной деятельностью как этнограф.

Возможность решения этих и многих других парадоксов и вопросов и предоставляет изучение возрастной психологии.

Объект (предмет) возрастной психологии — не сами психические явления, а их развитие (в том числе возрастное). Другими словами, объект имеет динамический характер и, следовательно, требует для своего изучения системного подхода. И действительно, в этом разделе используются данные не только собственно психологии, но и медицины, и педагогики.

Наиболее общие проблемы современной возрастной психологии:

· научное обоснование норм проявления различных психических функций во всех возрастах;

· определение эталонов зрелости индивида /личности;

· выявление актуальных и потенциальных возможностей человека в различные периоды его жизни, в том числе явления акселерации при взрослении и ретардации при старении;

· прогнозирование развития, в том числе роль в нем ранних периодов жизни; изучение психических ресурсов человека. В частности, здесь нужно отметить проблему вундеркиндов, которые очень быстро растрачивают весь свой психический ресурс.

В возрастной психологии как науке о развитии выделяются два базовых понятия:

онтогенез (греч. on — сущее) — индивидуальное развитие;

филогенез (греч. phyle — племя) — развитие вида и человека как представителя вида.

Так вот, в онтогенезе человека имеют место не только количественные (рост), но и качественные изменения психических функций. Это — тоже предмет возрастной психологии.

Пример — с возрастом не только растет объем мышления, количество мыслительных операций, но и происходит изменение преобладающего типа мышления — от наглядно-действенного в раннем детстве к абстрактному в зрелости.

И.М. Сеченов впервые свел различные фазы развития человека в единый цикл. До него в возрастной психологии отдельно рассматривались 2 периода — детский возраст и старость; в то же время период взрослости (акме — расцвет; отсюда модное нынче название " акмеология") вообще воспринимался как окаменелый, когда психика вообще не развивается. После него огромный вклад в возрастную психологию внесли Л.С. Выгодский и основатель ленинградской школы Б.Г. Ананьев.

Возраст — количество прожитых лет от момента рождения. Он накладывается на стрелу времени и, соответственно, имеет ее основные характеристики — необратимость и однонаправленность. Это, в частности, исключает понимание старости как обратного развития.

Б.Г. Ананьев выделил для возраста 2 характеристики:

· метрическая (индивидуальная и средняя продолжительность жизни, длительность отдельных фаз жизненного цикла);

· топологическая (местоположение отдельных фаз жизненного цикла на стреле времени, то есть в композиции со всем человечеством).

Другими словами, возраст является функцией как биологического, так и исторического времени, а возрастные изменения — одновременно и онтогенетические, и биологические. Как говорил Б.Г. Ананьев, "возраст — взаимопроникновение природы и истории".

Пример –женщина, имеющая биологический возраст 30 лет, сегодня воспринимается как молодая, а в 19 веке – как пожилая (это прекрасно отражено в романе О.Бальзака "Тридцатилетняя женщина")

Возраст — наиболее интегральная характеристика человека. Он описывает личностные особенности, особенности человека как субъекта деятельности и т.д. Поэтому возрастная характеристика входит практически во все социопсихологические исследования (пример — преобразование возраста космонавтов с изменением решаемых ими задач).

Особенности возрастных изменений психики:

· разная интенсивность и разное значение их в отдельные фазы жизни (быстрее и важнее всего эти изменения у ребенка, минимальны по силе и важности — у взрослого);

· проявляются в единстве с индивидуальной вариативностью. Чем старше ребенок и сложнее психические процессы, тем больше роль индивидуальных особенностей, тем значительнее индивидуальные различия. Особенно это характерно для всех периодов зрелости, возрастные различия между которыми как бы перекрываются типом индивидуального развития, характером практической деятельности.

То же имеет место при переходе от зрелости к старости: преждевременное старение одних — и интеллектуальная активность и молодость других, что определяется главным образом мерой социальной зрелости человека, образом его жизни как личности и субъекта деятельности.

Основные методы возрастной психологии

Методы возрастной психологии можно классифицировать по 4 разным основаниям.

1.1.лонгитюдиальный — метод продольных срезов;

1.2.метод поперечных возрастных срезов;

1.1.группа людей обследуется на протяжении длительного периода времени.

Этот период может доходить до 30-40 лет (Калифорнийский лонгитюд по детям с высоким IQ, уже упомянутый в прошлом семестре). В ЛГУ лонгитюд проводился в течение 5 лет на студентах по два раза в год, начиная с 1 курса и до окончания ими института.

Этот метод дает самые качественные результаты, является своего рода "высшим пилотажем" экспериментальной психологии. Метод очень трудоемкий; имеет место большой отсев на выборке, а также методические сложности (в частности, требуются разные, но равноценные интеллектуальные и другие тесты на каждом этапе). Поэтому метод используется сравнительно редко, но известен давно — со середины 19 века (Дарвин, Бехтерев наблюдали за своими детьми). Пиаже (знаменитый швейцарский детский психолог) таким образом изучал детей в возрасте 0-2 лет, что позволили ему выявить стадии развития сенсомоторного интеллекта (см. тему "Когнитивное развитие психических функций").

· проследить развитие отдельных психических функций;

· дать прогноз развития этих функций (не только для отдельной личности);

Он особенно важен для определения сравнительной ценности разных систем обучения, так как эта ценность выражается не только и не столько непосредственным эффектом в данный момент, сколько наибольшей долговечностью эффектов, их полезностью для развития и здоровья человека (Б.Г. Ананьев).

Итогом лонгитюдионального исследования обычно является монография, описывающая несколько фаз (периодов) жизни человека. Сопоставляя их по нескольким людям, можно увидеть диапазон колебаний возрастных норм и моментов смены фаз.

1.2.одноразовое обследование различных одновозрастных групп (например, 1,2. 10 класс) по единой методике.

Естественно, этот метод во всех отношениях легче осуществить. Однако есть здесь и трудности, главная из которых — методики должны обеспечить сравнимые результаты по разным возрастным группам (это особенно важно в детском возрасте).

· выявить возрастные нормы (при достаточно большой выборке);

· провести исследования быстро и с меньшими методическими проблемами.

Конечно, чем меньше возраст, тем меньше должен быть временной шаг (у новорожденных — неделя, у взрослых — 5 лет, в старости — меньше).

1.3.сочетание обоих методов в разных вариантах; например, в ходе лонгитюда делаются одновременные поперечные срезы по всей его выборке.

2.1.обсервационный (наблюдение и самонаблюдение). Так работал, в частности, Пиаже.

2.2.экспериментальный (лабораторный, полевой, конструирующей и т.д.).;

2.3.беседа, интервью, анкетирование и др.;

2.5.биографический (монографическое описание — разработка Б.Г. Ананьева);

3. обрабатывающие (математико-статистические).

Здесь используются все методы современной математической статистики; более того, многие из них (например, факторный анализ), собственно говоря, и были разработаны психологами для своих нужд.

4.1.генетическое описание (в смысле генеза — развития);

4.2.структурное описание (как результат поперечного среза).

Вообще в психологии и, в частности, в возрастной психологии главная проблема — перевести результаты на язык пользователя. Для возрастной психологии пользователями выступают педагоги, медики, инженеры и пр.

Пример – психолог может определить, что данный ребенок имеет такие-то акцентуации характера, то есть демонстрирует педагогическую запущенность. Однако вопрос "что с ним делать?" психолог не решает, считая это предметом педагогики.

Для изучения возрастных изменений в психике человека требуется и применяется системный подход. С точки зрения системного подхода возрастные изменения рассматриваются параллельно в 4 аспектах:

· онтологический (соотношение биологического и социального в развитии);

· хронологический (микро- и макрохронология);

· структурно-динамический (закономерности качественных преобразований и преемственности в развитии психики);

· каузальный (факторы развития).

Соответственно этому делению сформулированы последующие темы курса

Источник:
Возрастная психология детей
Тема 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОФИЗИОЛОГИИ Выделение понятия (статуса) детства как особого состояния человека обусловлено социально и исторически. Понятие детства связывается не с
http://de.ifmo.ru/—books/0050/book1.htm

Возрастная психология детей

Застенчивость, скромность, стеснительность – в чем разница? Вряд ли мы улавливаем тонкости, отличающие эти состояния. По большей части для нас это просто синонимы. А вот инструмент, называемый системно-векторной психологией, очень четко разграничивает оттенки ощущений, внося полную ясность в эти все-таки разные понятия.

Все эти качества присущи в общем-то разным детям, с разными врожденными психическими свойствами. И хотя их внешние проявления очень похожи, внутренняя причина их проявления разная.

Если ваш ребенок необычайно молчалив, замкнут и тяжело выходит на контакт, значит, ему необходим особый подход в воспитании. Это не только позволит найти с ребенком общий язык, но и откроет все предпосылки для воспитания будущего гения.

КАК БЫСТРО НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ЧИТАТЬ? ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД, ОСНОВАННЫЙ НА ИНДИВИДУАЛЬНОМ ПОДХОДЕ

Начинается лето. Впереди новый учебный год. А чтение – одно из важных умений для первоклассника. Чтобы не отправлять ребенка неподготовленным, предлагаем вам методику от системно–векторной психологии Юрия Бурлана. С ее помощью вы легко поймете, как быстро научить ребенка читать. Методы обучения разделим на несколько вариантов, каждый из которых будет соответствовать природным задаткам ребенка.

КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА РИСОВАТЬ ИЛИ ЧТО ГЛАВНОЕ В ИСКУССТВЕ

Видеть своего ребенка талантливым – мечта каждого родителя. Но, не понимая его природных задатков, мы часто пытаемся развить то, чего нет. Так и с рисованием – способности к этому виду искусства даны далеко не всем. Но те, кому они даны, способны достичь самых высоких вершин.

МЕТОД ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ: ДОШКОЛЯТА — ЧТО ДЛЯ НИХ СЧАСТЬЕ?

Что необходимо маленькому ребенку? Ощущение защищенности и безопасности от родителей. Но как этого достичь? Только пониманием его природных особенностей и соответствующим обращением.

Кружки для детей – это не только полезное и интересное времяпрепровождение. Правильно выбранная секция будет способствовать развитию ребенка, неправильная приведет к конфликтам с руководителем либо с самим собой. Предлагаем вам подойти к выбору дополнительного занятия, проанализировав индивидуальные особенности вашего ребенка.

КАК ПРИУЧИТЬ РЕБЕНКА СПАТЬ ОТДЕЛЬНО, А МАМЕ С ПАПОЙ НАЧАТЬ СПАТЬ СПОКОЙНО

Где спать младенцу – один из многих важных вопросов, волнующих родителей. Но какое бы решение не было принято вначале, рано или поздно учить малыша спать в собственной кроватке придется. Эта статья поможет решить проблему быстро и безболезненно.

КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ОБЩАТЬСЯ: ВЫХОДИМ В БОЛЬШОЙ МИР

Мир глазами ребенка… Знают ли родители, как он воспринимает его? Кого видит во взрослых и детях? Что происходит в его головке, когда он боится подойти к другому человеку, агрессивно ведет себя со сверстниками, дерется и дразнится или, наоборот, сторонится других детей? Как научить ребенка общаться, вопрос очень важный для своевременной адаптации маленького человечка в коллективе, будь то стайка дворовых мальчишек или группа в детском саду.

Господин Иллюминатор. Чего человеку не хватает для счастья?

Господин Иллюминатор – это новый короткометражный мультфильм, выпущенный в 2013 году. Три года режиссеры Лоран Уиц и Александр Эспигарес работали над его производством. Три года винтик за винтиком они создавали неживой механический мир главного героя, который удивительным образом цепляет нас за живое. Любому чуткому зрителю с первых секунд просмотра передастся ощущение одиночества главного героя, бессмысленности его существования, слабым прикрытием которому является необходимость поддержания работы всех многочисленных механических устройств, которые наполняют его квартиру.

Источник:
Возрастная психология детей
Это онлайн-журнал для неравнодушных родителей, которым интересно узнать все о детском поведении с точки зрения системно-векторного психоанализа.
http://epsychology.ru/razdel/vozrastnaya-psihologiya-detey/

(Visited 1 times, 1 visits today)

CATEGORIES