Восприятие в психологии

Восприятие в психологии

Лаборатория основана в 1976 г. по инициативе декана факультета психологии проф. А.Н.Леонтьева. К моменту открытия в состав лаборатории входили Леонтьев А.Н. (зав. лабораторией), Бавро Н., Величковский Б.М., Линде Н. Д., Логвиненко А.Д., Назаров А.И.

Исследовалось также влияние на формирование сенсорной основы образа процессов высокого, собственно перцептивного уровня, определяющих интерпретацию сенсорных первичных данных. Предложен общий методический прием таких исследований, состоящий в создании экспериментальной ситуации, в которой: во-первых, предъявленный объект не меняется физически, во-вторых, условия наблюдения этого объекта также не изменяются, и в-третьих, воспринимаемые параметры объекта (положение в пространстве, форма, цвет) допускают сильные различия в интерпретации. В качестве примеров таких объектов можно привести иллюзорно смещаемую в глубину пространственную решетку, «гармошку» Маха, амбивалентную оптокинетическую стимуляцию и др. Экспериментальные работы, проведенные по этой теме, показали, что психофизические пороги восприятия цвета изменяются при изменении только лишь интерпретации общей сцены наблюдателем.

Велись работы по оценке надежности различных психофизических процедур, в частности, классических методов измерения порогов, которые продолжают широко применяться как в фундаментальных так и в прикладных исследованиях. Так, например, использование метода констант подразумевает, что ответы испытуемого статистически независимы, а его стратегия не меняется в ходе эксперимента. На самом деле, в реальном эксперименте эти условия могут не выполняться. В этом случае статистические оценки порогов, вычисляемые как средние арифметические, могут оказаться несостоятельными. Кроме того, в ситуации усложнения визуальной задачи, наблюдателю очень трудно придерживаться одной определенной стратегии принятия решений. Поэтому здесь требуются особые устойчивые методы измерения порогов, включающие возможность обнаружения случаев некорректной работы наблюдателя.

Лаборатория проводит также исследования взаимосвязи движений глаз различных уровней произвольности и восприятия движения объектов. Полученные данные позволяют говорить о существовании перцептивно-двигательных взаимодействий, аналогичных перцептивно-перцептивным взаимодействиям

Экспериментальные работы по всем направлениям, описанным выше, были неоднократно представлены в качестве докладов /постеров на Европейской конференции по зрительному восприятию (ECVP), Международном Обществе по Психофизике (ISP), Европейском симпозиуме по математической психологии и других международных и отечественных конференциях. Полученные результаты были отражены в многочисленных отчетах по прикладным исследованиям, выполненным в рамках хоздоговорные работ, а также в отчетах по грантам РФФИ.

На основе многочисленных научных исследований, проведенных в лаборатории за время ее существования, были успешно защищены 2 докторские и 7 кандидатских диссертаций по психологии, а также большое число дипломных и курсовых работ.

Лаборатория поддерживает научные контакты с Институтом психологии РАН, Институтом проблем передачи информации РАН, географическим и филологическим факультетами МГУ им. М.В.Ломоносова, и рядом других организаций.

Лаборатория принимает активное участие в популяризации новых современных исследований в области зрительного восприятия. Сотрудники лаборатории принимали участие в научно-популярных телевизионных программах С.П. Капицы «Очевидное — невероятное», а также в программе «Гордон».

Лаборатория принимают активное участие в учебном и методическом процессе факультета. На протяжении многих лет сотрудниками лаборатории читались базовые курсы «Ощущение и восприятие», «Измерения в психологии», «Экспериментальные методы в психологии», «Информатика и ЭВМ в психологии». Сотрудники лаборатории принимали участие в разработке программ, а также ведении занятий в практикуме по общей психологии.

По материалам авторского курса лекций был написан и в настоящее время находится в печати учебник «Психология восприятия», написанный Любимовым В.В.. Были созданы спец. курсы для студентов старших курсов «Математическая психология», «Парадоксы восприятия», «Психофизиология движения глаз», «Современные методы психофизики», «Практическое программирование для психологов», «Память в психологии и психолингвистике».

См. также:

  • Вопросы к зачёту по спецкурсу "Зрительные иллюзии и их теоретическое значение"
  • Статья "Иллюзии зрительного восприятия", // "В мире науки" № 6, 2004. ( pdf, 202 Кб).
  • Интервью научного сотрудника Лаборатории восприятия Александра Владимировича Гарусева в передаче "Гордон" 13 декабря 2001 ( mp3, 37 Мб). Какой цвет исторически возник раньше? Чем зрение человека отличается от цветовосприятия животных? Почему русские различают синий и голубой, а англичане — нет? О том, что такое цвет и как и когда он возник в нашем восприятии. В беседе также принимает участие доктор филологических наук Татьяна Михайлова. Подробное описание передачи.

Факультет психологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова

Источник:
Восприятие в психологии
Лаборатория основана в 1976 г. по инициативе декана факультета психологии проф. А.Н.Леонтьева. К моменту открытия в состав лаборатории входили Леонтьев А.Н. (зав. лабораторией), Бавро Н.,
http://www.psy.msu.ru/about/lab/vos.html

Восприятие в психологии

Такое явление, как восприятие в психологии представляет собой форму психического отражения мира, который нас окружает. В данном процессе всегда участвуют органы чувств, двигательные составляющие, выражающиеся движением вслед глаз за объектом, проговариванием соответствующих звуков, происходит вычленение значимых признаков, характеристик и т.д.

Восприятие в качестве непосредственного отражения мира классифицируется по различным основаниям. Традиционно выделяются следующие виды восприятия в психологии в соответствии с тем анализатором, который является ведущим в построении образа:

Также восприятие классифицируется в соответствии с объектом восприятия: пространство, время, движение, скорость; произведения живописи, музыка; основные явления социальной жизни человека и т.п.

Окружающий мир, как правило, воспринимается в комплексе, представляя собой результат совместной деятельности органов чувств. Что же касается восприятия сложных явлений предметной и социальной действительности, то оно происходит с обязательным участием процессов мышления, памяти и воображения. Иначе говоря, психология свойства восприятия – сложное явление и восприятие в «чистом виде» практически не встречается.

Восприятие может быть эмоциональным, рациональным и др. Каждому из видов восприятия присущи свои особенности и механизмы. И задача их описания не ограничивается сферой психологии, здесь найдется работа и для физиологов, и для кибернетиков.

Одной из наиболее интересных и до сих пор до конца не изученных явлений являются иллюзии восприятия в психологии, которым посвящено большое количество научных трудов. В настоящее время общепринятая психологическая классификация иллюзий восприятия отсутствует. Иллюзии встречаются во всех видах сенсорных модальностей. Пока лучше всех остальных исследователи изучили зрительные иллюзии.

Примером одного из видов иллюзии восприятия является «пьяная» походка, которая наблюдается у бывалых моряков, которым палуба корабля кажется устойчивой, в то время как земля как бы уходит из-под ног, словно палуба при ощутимой вертикальной качке. Элементы неопределенности содержит в себе нахождение источника звука, например при «эффекте чревовещания», или когда голос приписывается кукле, а не артисту.

Источник:
Восприятие в психологии
Такое явление, как восприятие в психологии представляет собой форму психического отражения мира, который нас окружает.
http://mostevent.ru/psychics/vospriyatie-v-psihologii.html

Восприятие в психологии и его виды

Восприятие в психологии — это необычайно важное и значимое понятие, изучению которого посвящено огромное количество разнообразных трудов. Прежде всего, следует понимать, что же это такое. В качестве восприятия в психологии понимают то, как отражены явления, ситуации или же предметы окружающего мира.

«Восприятие является результатом воздействия разнообразных внешних раздражителей на все человеческие органы чувств».

При этом в определённом аспекте человеческое восприятие изучается как некоторая ступень, которая является следующей в эволюции человеческой психики после этапа простого ощущения.

В психологии выделяют две основные классификации типов восприятия. Первая система классификации исходит из постулата, что восприятие как результат отражения любых предметов или же явлений в человеческом сознании является результатом совместной деятельности нескольких анализаторов. Впрочем, обычно подразумевается, что один определённый анализатор имеет приоритетное значение и, соответственно, получает и перерабатывает гораздо больший объём информации, чем другие. Результатом такого приоритетного значения отдельных анализаторов в восприятии могут быть разные виды:

Зрительное восприятие как психический процесс являет собой создание видимого образа определенных предметов, действий, событий с помощью глаз и зрительной системы человека. Было определено, что во время изучения и рассмотрения определённых предметов человеческие глаза совершают обычно скачкообразные движения.

При этом в мозгу происходит обработка информации касательно наблюдаемых предметов и объектов. Человек наблюдает и изучает целостную картину, которая отражается в его сознании и анализируется. Вся картинка не равнозначна, а разделяется на основные и фоновые объекты. Основной объект (называемый фигурой) располагается впереди фона и воспринимается как замкнутое целое. Фон же воспринимается в качестве непрерывного пространства, находящегося позади фигуры. Данный закон разрабатывался в направлении гештальтпсихологии.

Слуховое восприятие является формой восприятия, ориентирующегося на прием и анализ разнообразных звуковых сигналов. Отличительной чертой слухового восприятия является то, что оно характеризуется продолжительностью и последовательностью во времени, что связано с определённой длительностью по времени любого звукового сигнала.

Полученный звуковой образ обычно комплексный, он состоит из самого воспринятого звука и образа объекта, который является источником звука. Отличительной чертой для естественных и искусственных звуковых сигналов в этом случае является совпадение (естественные звуки) и различие (искусственные) объекта и источника звука. Также отличием звукового восприятия является то, что оно может происходить в трёх плоскостях: горизонтальное, вертикальное, по глубине (ближе-дальше). Также для незнакомых звуков человек как правило ищет знакомые аналоги (опредмечивает их).

Осязание обычно изучается в качестве сложной формы чувствительности, основанной на множественной информации, источниками которой являются большое количество разнообразных анализаторов, где тактильные идут в первую очередь. Несмотря на то, что способности к осязанию у человека есть по всей коже, отдельные её части имеют гораздо более высокую чувствительность. Такими частями являются тыльная часть ладони, кончики пальцев, язык.

Осязательный образ, воспринимаемый человеком, формируется через кожный анализатор, состоящий из двигательного и тактильного. Специалистами выделяются разнообразные типы осязательного восприятия. Это пассивное, активное, бимануальное и мономануальное, непосредственное и инструментальное. Соединение и создание окончательного тактильного образа происходит за счёт разных движений руки человека, которая захватывает и ощупывает предмет.

Следует понимать, что наиболее часто виды восприятия встречаются в комбинированном виде, за счёт чего достигается более сложное отражение действительности в человеческом сознании.

Другая классификация типов человеческого восприятия основана на различных формах существования материи. Таким образом выделяют восприятие и анализ времени, движение и пространство. Другим крайне важным типом восприятия является изучение социальной перцепции, или же восприятие одним индивидом другого.

Восприятие в психологии времени трактуется как отражение в сознании человека продолжительности и последовательности разных явлений или событий. Такое восприятие индивидуально для каждого человека и зависит от многих факторов. Под восприятием пространства понимают распознавание формы, величины и расположения объектов в трёхмерном пространстве. При этом задействованы зрительный, осязательный и кинестетический аппараты человеческого восприятия.

Источник:
Восприятие в психологии и его виды
Восприятие в психологии — это необычайно важное и значимое понятие, изучению которого посвящено огромное количество разнообразных трудов. Прежде всего,
http://bitnet.ru/vospriyatie-v-psihologii-i-ego-vidyi/

Законы организации восприятия

В силу того что одним из основных свойств восприятия является целостность, в психологии значительное внимание уделяется исследованиям организации восприятия, в частности принципам (законам) перцептивной группировки. Наиболее полно данная проблема была изучена в гештальтпсихологии, утверждающей, что целое всегда больше суммы своих частей. Самый важный из упомянутых принципов состоит в том, что любой образ или предмет воспринимается как фигура, выделяющаяся на определенном фоне.

Принцип фигуры и фона распространяется на все модальности восприятия. Примером соотношения фигуры и фона может служить ваза Рубина. В качестве фигуры может восприниматься либо ваза, либо два профиля. Соответственно фоном будет служить черный или белый цвет изображения. Иными словами, фигура и фон взаимозаменяемы: фигура может превратиться в фон, а фон – в фигуру.

Канадский психолог Ж. Годфруа приводит следующие примеры соотношения фигуры и фона для разных модальностей восприятия. Когда в общем шуме собрания кто-то произносит ваше имя, оно сразу выступает как фигура на фоне других голосов. Такое же явление можно наблюдать, когда мы улавливаем запах розы, находясь среди курильщиков, или запах сигареты у клумбы с розами.

Подчеркнем, что отделение фигуры от фона (как и все этапы перцептивного деления) – исключительная заслуга воспринимающего субъекта, не имеющая никакого отношения к характеристикам самого объекта. Этот факт становится совершенно очевидным в таких ситуациях, когда мы обнаруживаем иные способы распознания стимула.

Например, в той же вазе Рубина одно и то же изображение можно считать белой вазой, а можно – двумя человеческими профилями. Такие реверсивные изображения помогают понять, что с точки зрения перцептивной группировки стимул сам по себе нейтрален: роли фигуры и фона определяются наблюдателем.

Закон близости. Те части зрительного образа, которые находятся вблизи друг от друга, имеют тенденцию восприниматься как целое. Так, чем ближе друг к другу расположены две фигуры, тем больше тенденция к их перцептивной группировке.

Закон сходства. Согласно М. Вертгеймеру , при прочих равных условиях, если несколько одинаковых раздражителей предъявлены совместно, существует тенденция при восприятии данной формы объединять сходные элементы в группы. Мы группируем фигуры, похожие между собой. Например, светлые кружочки объединяем со светлыми, а темные – с темными, точно так же, как вертикальные линии – с вертикальными, а горизонтальные – с горизонтальными.

Закон замкнутости утверждает, что при прочих равных условиях элементы, образующие замкнутую фигуру или целое, будут организовываться вместе или группироваться, а недостающие детали некоторой фигуры – дополняться.

Например, одному незрячему испытуемому было предложено рельефное изображение утки, на котором было только одно крыло. Слепой пошутил, что второе крыло, должно быть, находится «на другой стороне листа». И добавил, что, конечно же, это второе крыло «только воображаемое».

Закон хорошего продолжения. Когда прямая или кривая линия продолжается от любой точки, не меняя значительно своей кривизны, можно сказать, что она имеет плавное продолжение (переход). Гештальтпсихологи вместо термина «плавный переход» использовали введенный М. Вертгеймером и отражающий субъективность восприятия термин «хорошее продолжение». Согласно закону хорошего продолжения, части зрительного образа группируются так, чтобы нарушения плавных линий были минимальными.

Закон прегнантности (хорошей формы). Последователи гештальтпсихологии были убеждены, что все принципы группировки являются проявлением тенденции перцептивной организации быть «хорошей», «простой», «стабильной», «внутренне непротиворечивой», «симметричной» или, если использовать немецкое слово, введенное гештальтпсихологами и включающее все эти понятия, «прегнантной».

Прегнантность означает значимость, содержательность, передающую суть чего-либо. Иными словами, имеет место предпочтение простейшей перцептивной организации. Наиболее ясно этот закон изложил К. Коффка :

Из ряда возможных геометрических организаций на практике реализуется та, которая обладает лучшей, простейшей и устойчивой формой.

Фактор хорошей формы превалирует даже при столкновении с прошлым опытом. Например, камуфляж может служить хорошим средством, чтобы скрыть объект из вида.

Источник:
Законы организации восприятия
В силу того что одним из основных свойств восприятия является целостность, в психологии значительное внимание уделяется исследованиям организации восприятия, в частности принципам (законам)
http://www.psyworld.info/zakony-vospriyatiya

(Visited 19 times, 1 visits today)

CATEGORIES