Воспитание трудных детей

Воспитание ребенка с трудным характером

Ребенок с трудным характером требует особого внимательного подхода к воспитанию.

Хорошо, если родители проявляют мудрость, такт, терпение, исправляя отрицательные черты в характере ребенка. При соответствующем правильном воспитании в детском возрасте эти качества могут обеспечить ребенку преуспевание в будущем.

У вас особенный ребенок. Характер определяет индивидуальный стиль поведения и взаимодействия с окружающими. Характер не является ни «хорошим», ни «плохим», он только существует. Мир был бы очень уныл, если бы все вели себя одинаково. Однако дети с определенным характером более приятны для родителей, чем другие. Стиль воспитания детей с трудным характером может определять, станут ли эти качества в конечном счете активом или грузом.

С нашими первыми тремя детьми было несложно. Они хорошо спали ночью, их желания были предсказуемы и легко удовлетворялись. К счастью для нас, они легко и просто адаптировались в окружающей и непредсказуемой жизни. Но когда родился наш четвертый ребенок, Хейден, я был вынужден пересмотреть свои взгляды на воспитание. Единственный график, который она знала, был ее собственный. Ее крики сплотили бы армию. Единственное, что можно было предсказать в ней, — была ее непредсказуемость. Если бы Хейден была нашим первым ребенком, мы считали бы, что ее поведение — результат наших ошибок и неопытности в воспитании. Но она была четвертым ребенком, и к этому времени мы уже знали, как заботиться о ребенке. Так мы получили урок номер один: младенцы беспокойны из-за характера, а не из-за родительской неопытности.

Почему Хейден была такой беспокойной, раздражительной, не имело значения; вопрос был в том, что делать. Позже мы сформулировали термин «ребенок с высокой потребностью». Я использовал этот термин в разговоре с родителями, которые приходили в мой офис в поисках консультации, как справиться со своими трудными младенцами. Он понравился им. И даже воспринимался как комплимент. Это помогло им развить хорошее, доброжелательное чувство к своим младенцам.

Мы поняли, что наша цель состоит в том, чтобы помочь Хейден приспособиться к окружающей жизни. Хейден нужно было научить войти в наш семейный образ жизни. Чтобы сделать это, мы должны были усилить предъявляемые ей требования. Это помогло бы Хейден, учитывая наши условия, проявить свои разнообразные способности. Так мы получили второй урок: воспитание трудного ребенка начинается со смягчения его характера при возрастании чувствительности родителей.

Мы определили те особенности характера Хейден, которые больше всего беспокоили ее и нас. Затем мы продолжали работать с ней до тех пор, пока не получали определенного результата. Интенсивные крики Хейден смягчались, когда мы носили ее на руках, поэтому мы продолжали носить ее. Она хорошо спала ночью рядом с нами, поэтому мы продолжили укладывать ее рядом с собой. Она приспособилась к постоянному ношению у груди. Урок номер три: младенцы с высокими потребностями требуют более высокого уровня воспитания. Одно слово характеризовало потребности Хейден — «больше».

Она нуждалась в большем времени ношения на руках, большем количестве питания, большей энергии для успокоения — большем количестве всего, кроме сна. Хейден открыла нам новый уровень воспитания. По мере роста она продолжала нуждаться в «большем» от нас — больше терпения, больше физической и эмоциональной энергии, больше творческого потенциала, больше внимания, зрелости и заботы.

Конечно, мы могли нарушить ее внутренние потребности и приспособить к сложившемуся стилю воспитания. Но в этом случае проиграли бы сражение. При таком подходе Хейден никогда бы не превратилась в великолепного лидера’, каким она является сегодня. Мы не узнали бы радости от полноценного результата, который дает метод «прикрепления».

Оставайтесь в тесном контакте. Трудные дети не хотят повиноваться инструкциям и указаниям — это особенность их характера. Они расценивают любое давление как вызов. Цель воспитания по методу «прикрепления» состоит в том, чтобы помочь этим детям самостоятельно принять решение, необходимое вам и полезное для всех. Этот ребенок, вероятно, со временем будет более послушен.

Усиливайте положительные факторы. Изучайте проблемы поведения, острые углы в индивидуальности вашего ребенка, которые нужно смягчить. Сосредоточение на негативе, вероятно, будет способствовать созданию отрицательной атмосферы. Помогая ребенку избавиться от ошибок, подчеркивайте то, что правильно. Уделяйте больше времени правильным чертам его индивидуальности, чем отрицательным признакам характера. Дети с трудным характером восприимчивы к негативам в окружающей среде, которые укрепляют их и без того отрицательную атмосферу. Они нуждаются в днях, полных положительными эмоциями:

«Да», «Замечательно», «Спасибо», «Хорошая работа», «Одобряю».

Не усугубляйте проблему. Дети с трудным характером привыкают к ярлыкам, к тому, что их выделяют из группы только для наказания. Это становится их неотъемлемым качеством. Однако не улучшает поведение, а может сделать его хуже. Традиционные методы исправления, типа «перерыва» или лишения привилегий, редко работают.

Рассеять гнев. Ворчание, крик, гнев усиливают оппозиционное поведение трудного ребенка; оскорбительное наказание, особенно телесное, делает ребенка еще более неуправляемым. Например, если вы требуете, чтобы ребенок навел порядок в своей комнате, он воспринимает это как вызов. Чем больше вы наказываете его, тем больше он замыкается в себе и отказывается сотрудничать. В конечном счете вы проиграете эту игру, так что лучше ее не начинать.

Помогите вашему ребенку преуспеть. Выявляйте таланты и желания детей. Помогите им приобрести навыки игры на музыкальном инструменте, добиться превосходства в спорте или проявить свои способности в художественном творчестве. Не оставляйте ребенка наедине с проблемой, с которой он не может справиться.

Увеличьте допуск. Поведение детей с трудным характером раздражает не только окружающих, но и родителей. Они, кажется, знают, когда и где вы уязвимы. Планируйте на один шаг вперед. Если ребенок пристает к вам, когда вы говорите по телефону, делайте звонки, когда его нет рядом. Выигрывайте «сражения» мудростью и гибкостью.

Угрозы не работают. Я спросил Хейден, нашего трудного ребенка (с высокой потребностью), о том, что думает она о воспитании. Она сказала: «Не угрожайте мне. Это только отбивает у меня желание делать то, что вы заставляете». По логике Хейден (и она права), она предпочитает думать, что принимает решение самостоятельно. Она хочет, чтобы это был ее выбор. Угрозы типа: «Если ты не вернешься к определенному времени, я должен буду забрать автомобиль», лишают ее выбора. Решительные дети не любят, когда их загоняют в угол.

После того как мы выслушали описание родителями поведения Натана, мы предположили, что он был ребенок с высокой потребностью, который требует высокого уровня воспитания. Джанет согласилась: «Я всегда думала, что его характер сделает его королем или преступником». Мы подчеркнули, что искусство воспитания Натана предусматривает строгое равновесие. Они не должны растоптать его индивидуальность, и при этом они должны позволить ему много работать. Мы также советовали Джанет и Тому тщательно выбирать себе советников. Люди, у которых нет такого ребенка, как Натан, не поймут его.

Разные характеры — разные подходы к воспитанию

На индивидуальность ребенка влияют как наследственные факторы, так и окружающая обстановка. Ребенок, который считается «трудным» на одной стадии развития, благодаря заботливому стилю воспитания может в дальнейшем стать послушным. Как только проблемы, связанные с формированием характера, нарастают и не находят разрешения, ребенок все более становится неуправляемым, сложным во взаимоотношениях и хронически сердитым. А это становится очень серьезной проблемой.

Воспитание должно сосредоточиться не только на предотвращении чрезмерного выражения гнева. Оно должно помочь ребенку выработать механизмы самостоятельно справляться с отрицательными чувствами.

Дети с трудным характером нуждаются в выходе избыточной энергии и выражении бури чувств. Прекрасный способ — это спортивные состязания или любой тип физической деятельности. Дайте им больше возможностей для физической игры на открытом воздухе, если возможно. Поощряйте их желание заниматься бегом или велоспортом. Если они находятся в закрытом помещении, включите музыку и предложите всем танцевать или петь.

Окончательная цель воспитания состоит в том, чтобы помочь ребенку добиться успеха — процветать. Термин «процветание» значит больше, чем просто достижение чего-то более высокого или большого. Это значит, что ребенок максимально развил свой физический, умственный или эмоциональный потенциал. Невозможно измерить уровень потенциальных возможностей, а следовательно и процветания, поэтому нам трудно определить, достигнет ли ребенок когда-либо своего полного потенциала. Мы только создаем для этого условия. Чтобы реально помочь процветанию ребенка, важно понять, что мы определяем термином «уровень потребности».

Уровень потребности малыша определяет, направляет поведение матери при формировании взаимодействия высокого уровня. Мать, ощущая уникальную индивидуальность ребенка, старается сама стать лучше. Пара родитель — ребенок достигает гармонии, и воспитание действует. Если мать не проявляет гибкость, а идет на конфликт, родитель и ребенок не проявляют лучшее друг в друге.

Концепция «уровень потребности» не означает, что ребенок всегда получает, а «родители всегда отдают. Суть этого метода состоит в том, что чем больше вы даете, тем больше получаете. Вы даете ребенку внимание, заботу, тепло, чтобы удовлетворить особые потребности ребенка. Удовлетворяя их, вы получаете навыки, которых не имели прежде, кроме того, ребенок становится чувствительным к вашему руководству. Вы не можете управлять характером и способностями своего ребенка. Но вы сможете понять, действительно ли ребенок имеет особые потребности и в чем они заключаются. Поступая так, вы сможете обогатить свою жизнь, поскольку становитесь более зрелым.

Способы воздействия на ребенка

Хорошо или плохо повлияет выбранная методика воспитания на ребенка, часто зависит от того, как вы применяете ее. Наказания, подобные лишению привилегий, которые выбраны в гневе или под влиянием отрицательных эмоций, будут плохо воздействовать на ребенка. То же самое наказание, если оно применено в состоянии покоя и связано с подлинным беспокойством о формировании хорошего поведения ребенка, даст эффект, который вы хотите. Исправляйте поведение ребенка любя и чувствительно, независимо от того, какой метод вы используете.

Создайте вокруг ребенка благоприятную атмосферу, это изменит ваше отношение к нему. Мать ребенка с трудным характером сказала нам: «Однажды я создала положительную атмосферу вокруг малыша, перестала сосредотачиваться на негативах, и наше взаимопонимание улучшилось». Пробуйте использовать эпитеты, несущие положительные эмоции, например «энергичный», «интересный», «возражающий», «сострадательный», «требовательный» и «чувствительный». Наш опыт свидетельствует, если «трудный ребенок» получает воспитание по методу «прикрепления» и комфортную среду, он наверняка заслужит эти комплименты.

Источник:
Воспитание ребенка с трудным характером
Воспитание ребенка с трудным характером
http://www.sweli.ru/deti/starshe-7/razvitie-i-vospitanie-shkolnika/vospitanie-rebenka-s-trudnym-harakterom.html

ВОСПИТАНИЕ ТРУДНЫХ ДЕТЕЙ: ГИПЕРАКТИВНОСТЬ, ИСТЕРИЧНОСТЬ И НЕПОСЛУШАНИЕ В ОДНОМ ФЛАКОНЕ

ВОСПИТАНИЕ ТРУДНЫХ ДЕТЕЙ: ГИПЕРАКТИВНОСТЬ, ИСТЕРИЧНОСТЬ И НЕПОСЛУШАНИЕ В ОДНОМ ФЛАКОНЕ

Мы с подругой родили первенцев практически одновременно. Между нашими мальчишками оказалась небольшая разница в возрасте, всего сутки, и огромная разница в характерах и поведении. Наташе пришлось столкнуться с тем, что называют воспитанием трудных детей. Ее сын Никита очень сложный и конфликтный ребенок. С момента рождения наших мальчиков мы почти сразу разъехались, а когда встретились вновь, Наташа рассказала мне о той сложной ситуации, которая складывается у нее с воспитанием сына.

Никите скоро исполнится 5 лет. Это крайне шустрый ребенок, который и минуты не усидит на месте. Не просто не усидит, он плохо спит по ночам, у него часто случаются истерики, днем его невозможно успокоить, гонки по всему дому – норма для этого мальчугана. Наташа уже обращалась к врачам. Их диагноз – гиперактивность и дефицит внимания. Но это далеко не единственные проблемы, которые не дают покоя моей подруге и ее мужу.

Когда Никите исполнилось 3 года, в их семье родился второй малыш. Тоже мальчик, Артем стал объектом постоянных нападок Никиты. Старший брат оказался жутким ревнивцем и эгоистом, который не терпит, когда в его присутствии малыша кормят грудью. В этот момент он стремится его ударить, может даже бросить в Артема игрушку. Наташа ругает сына, но все безрезультатно.

В детском саду Никита ведет себя также плохо. Воспитатели не устают жаловаться на его поведение. Никита и его друг – проблемные дети, от которых за день они получают больше хлопот, чем от всей группы. И сама Наташа, и воспитатели в саду отмечают, что Никита не особо любит играть с другими детьми. Он старается улизнуть подальше от всех и напроказничать.

Есть у Никиты и свои положительные стороны. Ненадолго, но его можно увлечь рисованием или конструктором, остальные игрушки либо быстро надоедают, либо не вызывают интереса вообще. Но и за этими занятиями он долго не усидит, если только не отвлечь ребенка мультфильмами.

Наташа пытается разговаривать с сыном, объясняет, что можно, а что нельзя, но видит только его страстное желание напакостить и сделать наперекор. Даже ее спокойная натура не выдерживает и иногда она прибегает к воспитанию ребенка ремнем. Как признается мама проблемного ребенка, и этот метод на него никак не влияет, как и попытки поставить Никиту в угол за непослушание.

Воспитание трудных детей: гиперактивность – не проблема

Для родителя, который знаком с системно-векторной психологией Юрия Бурлана, понятно, что трудных детей не бывает. Только неправильный подход к ребенку и непонимание родителями причин непослушания делают его «трудным». На самом деле ни один малыш не рождается плохим. Его поведение целиком и полностью зависит от родителей.

Что же не так делает Наташа, что, не смотря на все попытки воспитать сына добрым и послушным, он продолжает доставлять ей одни только огорчения? Как любящая мама она желает ему добра, но никак не может найти правильный подход.

Однако те черты, которые она описала, уже говорят о многом. Никита гиперактивный ребенок, который постоянно находится в движении. Однако, вразрез с общепринятыми медицинскими и психологическими нормами, скажем, что чаще всего гиперактивность не болезнь, которая требует лечения, это лишь проявление некоторых свойств человеческой природы.

Дело в том, что для занятий медициной, психологией и другими науками, которые требуют усидчивости, терпения, долгого и кропотливого изучения эти свойства не подходят, поэтому врачами психологами и другими деятелями науки становятся люди с совершенно противоположными свойствами.

Познавая мир в сравнении, нам всегда кажется ненормальным то, что нам самим не свойственно. Вот и возникает у врачей однобокое представление о норме, а вместе с ним соответственно и диагноз – гиперактивность и дефицит внимания. На самом деле это совершенно нормальные качества, присущие обладателям кожного вектора.

Правильное обращение с кожным ребенком приведет к тому, что излишняя нервозность уйдет, а со знанием дела подобранные занятия не только привлекут внимание, но и смогут заинтересовать гиперактивного мальчугана на какое-то время. Не нужно подсовывать пластилин тому, кто предпочтет мяч или велосипед. Однако в эту картину закономерно вписывается конструктор. Дети с кожным вектором, несмотря на всю свою активность, могут превратиться в лучших инженеров, создающих уникальные вещи.

Способность к конструированию, проектированию заложена именно в кожниках. Их быстрая натура стремится не только к активному движению, которое экономит время, но она может делать это за счет ими же изобретенных устройств. Ведь там, где можно ехать 2 суток на машине, достаточно потратить 2 часа на перелет в самолете.

Поэтому активность всегда идет рука об руку с желанием конструировать. А потребность в движении необходимо удовлетворять, давая возможность развеять кипучую энергию маленького кожника в активных играх и забавах. Заставлять кожного ребенка сидеть за одним делом часами – преступление против его природы.

Ревность к младшему брату – это тоже проявления кожного вектора. Теперь внимание, любовь и забота достаются не ему одному, любимую маму приходится делить с братиком.

Проблемные дети: как избавиться от истерик и эгоизма?

Наташа жалуется на то, что Никита часто закатывает истерики, растет эгоистом, и с первых же месяцев невзлюбил маленького братика. Но и эта проблема возникала не на пустом месте. Истеричность часто проявляется в тех, кто обладает зрительным вектором. Это эмоциональные детки, в них плещется целый океан чувств, которые с самого раннего возраста требуют реализации, выхода наружу. Особенно это касается эмоциональной связи с матерью. Если эта связь есть, если ребенок получает необходимый отклик от мамы, растрачивает свои чувства в общении с ней – это становится залогом его хорошего эмоционального самочувствия.

На этой базе необходимо правильно развивать чувствительную природу ребенка. Лучший способ избавиться от пустых истерик – чувство сострадания, которое тоже необходимо воспитывать.

Кожный вектор, который определенно есть в Никите, тоже может играть немалую роль в его истериках. Этот тип психики наделяет человека умением быстро приспосабливаться к ситуации и легко получать свою выгоду. Если истерика, является действенным способом добиться желаемого, то хитрый маленький кожник будет ею пользоваться. А артистизм, который присутствует у всех зрительников, добавит этому шантажу трагизма и правдоподобности.

О наличии зрительного вектора в мальчике говорит и его любовь к рисованию. Образный зрительный интеллект, богатая фантазия Никиты может вылиться в неплохое или даже отличное умение рисовать. Все это задатки, заложены природой в зрительника и они лишь требуют правильного развития.

Воспитание непослушных детей: как же заставить слушаться?

Наташа жалуется на то, что даже наказание Никиты, такое как угол, ей не даются. И в этом она может помочь себе только самостоятельно. Детям с кожным вектором дисциплина и приучение к четкому порядку необходимы, как воздух, и угол является для них самым адекватным наказанием, надо лишь суметь его туда поставить.

Тот, кто любит свободу и движение, хорошо запомнит, как невыносимо стоять в углу. Лишение похода на улицу подействует также эффективно, необходимо лишь настоять на наказании, суметь воплотить его в жизнь. Тот же запрет на просмотр мультфильмов или лишение любимой игрушки, все это адекватное наказание для кожника, которое он поймет, запомнит и в следующий раз задумается проказничать или нет.

Воспитание ребенка ремнем, к которому прибегает отчаявшаяся мама, не только не даст положительного результата, но приведет к самым негативным последствиям. Ребенок с кожным вектором обладает очень нежной и чувствительной кожей. Его болевой порог очень низкий и удар по коже является сильным стрессом. В таком состоянии кожный вектор пытается защититься совершенно определенным способом, выполнением своей архетипичной программы – воровством. Чем чаще к кожному ребенку будет применяться наказание в виде ремня, тем быстрее и крепче укоренится в нем архитипичное поведение неразвитого кожного вектора.

Полное непонимание родителями внутренних свойств ребенка все больше и больше ухудшает ситуацию, останавливает развитие свойств. А между тем, Никита растет маленьким несчастным ребенком, за всей агрессией, ревностью и непослушанием которого, кроется сложный внутренний мир, уже полный многочисленных огорчений и стрессов.

Чем больше в маленького человечка природа заложила различных типов психики, тем его характер будет сложнее. Но с какими бы трудностями не сталкивались родители, в них всегда можно разобраться с помощью системно-векторной психологии Юрия Бурлана, которая раскрывает нам все стороны поведения детей и предлагает эффективные методы воспитания. Помните, трудных детей не бывает, бывают лишь незнающие родители.

Написано по материалам тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

Источник:
ВОСПИТАНИЕ ТРУДНЫХ ДЕТЕЙ: ГИПЕРАКТИВНОСТЬ, ИСТЕРИЧНОСТЬ И НЕПОСЛУШАНИЕ В ОДНОМ ФЛАКОНЕ
гиперактивность, ошибки воспитания, проблемы поведения, детские страхи/истерики, конфликты с детьми
http://epsychology.ru/articles/vospitanie-trudnyh-detey-giperaktivnost-isterichnost-i-neposlushanie-v-odnom-flakone/

Как достучаться до сознания трудного ребенка

Как достичь успеха в отношениях с трудным ребенком

Почему одному ребенку достаточно показать, как ходить на горшок один раз, и он будет «делать свои делишки» в него каждый раз, когда этого потребует организм, а другой, понимая все, будет продолжать делать «свои дела» на пол? Можно всей семьей надрываться в криках и ругани, заставлять малыша самого вытирать за собой пол, но результат будет нулевой.

Возмущение родителей, адресованные ребенку по поводу его непослушания, как правило, вызваны непониманием того, что скорость и способность к восприятию и перевода его в действие у каждого малыша индивидуальны. Многие родители легко позволяют себе повышать голос на ребенка, который ведет себя не так, как у себя в голове нарисовал взрослый. К тому же слишком велик страх того, что ребенок привыкнет себя «плохо» вести, и поэтому его нужно постоянно учить, воспитывать, одергивать, направлять на путь истинный. Чтобы не привык. Такой подход скорее мешает дойти действительно нужной информации к сознанию ребенка, так как он слишком перегружен ненужными и иногда даже вредными запретами.

Путь физического (в том числе и морального) воздействия на ребенка — тупиковый, так как он имеет предел действия, то есть рано или поздно наступает момент, когда ребенок перестает реагировать и воспринимать силовое воздействие, идущее от родителя, как руководство к изменению поведения.

Вторым вредным последствием является то, что точка отсчета взаимоотношений с ребенком спускается на уровень рукоприкладства. Ну и, безусловно, в таких отношениях невозможно говорить о взаимоуважении и доверии: родитель бесцеремонно нарушает внутреннее пространство ребенка, какими бы значимыми не были на то причины. Поэтому нет иного выхода — нужно найти в своем ребенке его личную тропинку понимания, через которую ему можно будет доносить правила общения в семье, социуме и другую подобную информацию.

Каждая мама в состоянии подготовить своего ребенка, даже самого трудного, к взаимоотношениям с внешним миром без ущерба для всех его участников не через подавление, ругань и физическое воздействие.

Для начала неплохо бы понять, что каждый трудный ребенок в зависимости от склада своего характера имеет более глубокую потребность, по сравнению с обычными детьми, исследовать окружающий мир. Поэтому их и считают «трудными» — они везде лезут, все ломают, откручивают, отрывают, тыкают и так далее. Для того чтобы ребенок свободно проявлял себя в окружающем пространстве, необходимо минимизировать количество запретов. Только при этом условии все, о чем мы будем говорить, даст результат.

Не надо бояться, что ребенок привыкнет к тому, что запретов стало меньше. Привыкнуть можно только к тому, что мама принимает своего ребенка таким, какой он есть со всеми особенностями. Валяться в грязи? Пожалуйста! Пить воду из ванны? Да нет проблем! И так далее. Тем более что до этого все запреты, как правило, не приводили к желаемому результату, и ребенок или делал все наперекор, или «озорничал», пока родители не видят. Жажда исследования, видимо, является компенсацией своеобразного набора черт, с которыми сложно находиться в социуме, и именно по этой причине на ребенка наклеивается ярлык «трудный».

Конечно, это не значит, что надо все пускать на самотек. Но такое попустительское, на первый взгляд, поведение мамы имеет двоякий смысл. С одной стороны, ребенок будет учиться нести ответственность за свое поведение, а для трудных деток это ох как важно. С другой стороны, мама убирает напряженность во взаимоотношениях, и ребенок перестает дергаться и ожидать, что любой (а как правило, это именно так и бывает) его поступок вызывает недовольство и даже наказания со стороны родителей. Разумное попустительство должно стать неотъемлемой частью пространства, где живет трудный ребенок, если родители хотят найти тропинку к его сознанию.

Ребенок может от неожиданности начать вести себя иначе. Если в семье была до этого достаточно жесткая система запретов, то малыш может начать «отрываться по полной», думая, что прекрасная жизнь вседозволенности скоро закончится. Это надо переждать. Cкоро поведение малыша вернется в более-менее обычное для него состояние.

Параллельно мама (а по возможности и все члены семьи, ведь мама может их этому научить) начинает разговаривать с ним.

Разговоры с ребенком совершенно недооцениваются. Конечно, все родители общаются со своими детьми. Но с трудными детьми надо разговаривать помимо просто разговоров и обучения совершенно конкретным образом. Специфика этих бесед заключается в создании информационного поля вокруг выделенного объекта или действия. Проще привести пример, чтобы появилось понимание, т.к. ситуации и быт в каждой семье настолько различны, что схему-шаблон написать невозможно.

Например, ребенок бьет посуду. Бьет якобы случайно. Или намеренно. Специально требует кружку и делает все, чтобы ее разбить. Ясно, что этот период бывает у каждого малыша, и отмечен он разным количеством разбитой посуды. Если же это по каким-то причинам переросло в навязчивую идею, связанную с общим деструктивным настроением, то мама начинает рассказывать про кружку, плюс играет с ребенком в деструктивные игры.

Важно не фиксировать события на ребенке. И можно вообще никак с ним не связывать разбитые чашки. То есть не говорить, «Ай-ай-ай, какой малыш разбил такую замечательную чашку, какой он плохой». Мама рассказывает о действии и о том, к чему оно привело или может привести.

Другой пример. Ребенок бросает песок в детей. Мама, находясь с ребенком дома, рассказывает историю. Можно смотреть из окна на песочницу. Можно использовать картинку. «Вот песочек. Маленькие детки ходят с мамами играть в песочек. Малыш с мамой тоже ходит? А что малыш делает, когда приходит играть в песочек? Начинает бросать в деток песок. А как малыш бросает песок в деток? Покажи (мама показывает сама, если ребенок не хочет). А что думают детки, когда кто-то начинает в них кидать песок? Детки думают, что песочек может попасть в глазки. Это больно. А где у малыша глазик? Вот он, глазик. Очень больно, когда в глазик попадает песочек. Все детки убегают, чтобы глазику не было больно. И малыш играет один. И ему грустно». Ну и так далее.

Такие разговоры похожи на сказки, которые взрослые рассказывают детям. Но, по большому счету, ими не являются. Цель мамы — сделать ребенка не только слушателем, но и активным участником разговора. Ее цель — задействовать максимальное количество рецепторов (тактильные, вкусовые, обоняние, осязание). Эти разговоры можно вести по разным сценариям в зависимости от ситуации, задавать вопросы и вместе находить на них ответы.

Иногда такие разговоры могут длиться день за днем, неделя за неделей, а поведение ребенка никак не меняется. Не нужно отчаиваться, этот метод работает, но очень мягко, постепенно вплетаясь в детский понятийный набор.

Итак, мама продолжает гнуть свою линию. Можно придумать новый разговор вокруг проблемы или проводить его не только дома, но и в месте «злодейства». Не нужно, однако, забывать, что у каждого малыша своя индивидуальная скорость проникновения области понимания и осознания в область действия и осмысленного поведения. Маме стоит довериться своему малышу. Ребенок может знать все досконально о последствиях прицельных бросков песка в детей, но еще не в состоянии показать это своим поведением. Но однажды обязательно наступает момент, когда малыш говорит, что чашка «бум!», но не бросает ее на пол. Он ее осмысленно не бросает!

Источник:
Как достучаться до сознания трудного ребенка
Взаимоотношения родителей с трудным ребенком
http://www.7ya.ru/article/kak-dostuchatsya-do-soznaniya-trudnogo-rebenka/

Нервный и трудный ребенок

Нервные дети — проблема столь же непростая, сколь и актуальная для родителей. Нервность — широкое понятие. К ней относят чрезмерную возбудимость, раздражительность, плаксивость, впечатлительность, нарушения сна, а также невропатию и невроз; к ней относят и психосоматическое неблагополучие, т.е. заболевания внутренних органов, основная причина которых — тягостные переживания. Один ребенок рождается нервным, другой становится таковым.

На прием к невропатологу и психиатру приводят и трудных детей, т.е. детей с неблагоприятными чертами характера, которые затрудняют их адаптацию (приспособление) в жизни. Между тем, если нервный — всегда трудный, то трудный — не всегда нервный, хотя нервность угрожает и ему. Форм детской нервности и неразделимо связанных с ней нарушений поведения, как и причин, которые их вызывают, много. Наиболее частая причина того и другого — неправильное воспитание. В свою очередь, нервность и трудность осложняют воспитание.

Поскольку нервность детей неразрывно связана с отклонениями в их поведении, в данном разделе рассматриваются обе стороны проблемы.

Нервный или трудный ребенок — это бессонные ночи, изнуряющая усталость, сниженная работоспособность, плохое настроение и, как итог, нередко — неврозы и депрессии у родителей. Именно поэтому нервный и трудный первенец, порождая страх перед появлением в семье такого же ребенка, может остаться единственным. Единственный же чаще всего становится еще более нервным или еще более трудным. Нервный или трудный ребенок вызывает у родителей тревожную любовь или неприятие, отвергание, неосознаваемую агрессивность по отношению к нему. Плохо и то, и другое.

Нервный или трудный ребенок — источник ссор в семье, поскольку мнения о том, кто виновен в этом и как воспитывать его, разделяются. Зачастую такой ребенок становится причиной развода. Проблема нервных и особенно трудных детей при отсутствии своевременного квалифицированного воспитующего воздействия неизбежно перерастает сначала в проблему трудных подростков, а затем и в проблему молодых людей с отклоняющимся поведением, которые пополняют контингент лиц, совершающих правонарушения, прибегающих к алкоголю и наркотикам.

Проблема нервности или трудности рождается нередко вместе с ребенком. В оплодотворенной яйцеклетке встречаются две сложные генетические линии предков, пересекаются истории жизни отца и матери, их здоровье или болезни. В ней уже заложены великие возможности, задатки, способности, норма, но и отклонение от нее, патология. Внутриутробное развитие может оказаться благополучным или дефектным, а роды нормальными или патологическими. И если воспитание каждого ребенка индивидуально, то воспитание нервного или трудного тем более требует решения множества специфических индивидуальных задач. Здравым смыслом и опытом бабушек здесь не обойтись. Необходимы специальные знания, совет врача.

Рассмотрению сложной проблемы детской нервности и связанной с нею трудности посвящен весь этот раздел нашего сайта. Мы стремились дать как наиболее общие, так и конкретные рекомендации по преодолению, а еще более по профилактике отдельных, чаще всего встречающихся форм детской нервности.

Источник:
Нервный и трудный ребенок
Нервные и трудные дети. Рассмотрению сложной проблемы детской нервности посвящен весь этот раздел нашего сайта. Здесь даны рекомендации по преодолению и профилактике отдельных, чаще всего встречающихся форм детской нервности.
http://adalin.mospsy.ru/l_02_11.shtml

(Visited 1 times, 1 visits today)

CATEGORIES