Воспитание ребенка в семье

Воспитание ребенка в семье

Семейному воспитанию посвящены самые толстые книги по педагогике: как сугубо научные, так и научно-популярные. Эту тему не обошли стороной ни ученые-педагоги, ни писатели-беллетристы. И даже социалисты-утописты вопреки собственным рассуждениям о преимуществах коллективистского (чисто общественного) воспитания в отрыве от тлетворного влияния семейного эгоизма, в своих художественных романах и теоретических построениях много места уделяли семье как ячейке для выращивания строителей светлого будущего. А все потому, что семья всегда была и неизменно остается центральным местом воспитания детей.

Ребенок приобретает в семье и самые первые, и самые важные навыки. Именно в семьи дети проводят большую часть своего детства. И именно семья проявляет самую большую заинтересованность в воспитании ребенка, и потому энергичней любых других социальных институтов воздействует на подрастающее поколение.

Разумеется, семья может выступать не только в качестве положительного, но и в качестве отрицательного фактора воспитания, выпуская «в свет» не только хорошо воспитанных, но и совершенно невоспитанных детей. А чаще всего – детей с довольно средними, но очень разнообразными наборами достоинств и недостатков, обусловленных достижениями и пробелами семейного воспитания.

Роль семьи в общественном воспитании

Семья – это особый коллектив, где, как во всяком, коллективе многое прививается стихийно – под влиянием «окружающей среды» («ближайшего окружения»), и только немногое – становится результатом целенаправленного воздействия. Так у беспокойных родителей растут нервные детишки; у честолюбивых – либо такие же заносчивые, как мама с папой, либо подавленные родительским высокомерием, изрядно закомплексованные.

Там, где в семье уютно, – вырастают дети достойные называться настоящими семьянинами, способными создать крепкую и дружную семью, вроде родительской. А там, где семья неуютна, – вырастают люди, склонные к одиночеству, нелюдимые, избегающие семьи и брака.

Всякое общество заинтересованно в том, чтобы семья была его прочной и надежной ячейкой. Потому что без стабильного нижнего уровня социальной структуры и вся эта структура в целом становится неустойчивой, весьма подверженной разрушительным и опасным потрясениям социального, природного и техногенного характера.

Вот почему все политики и все общественные деятели так много внимания уделяют тому, чтобы семья воспитывала не только полноценных граждан государства и членов общества, но и по-настоящему достойных, полноценных людей, умеющих и желающих любить тех, кто их окружает, сотрудничать с теми, кто рядом, и с теми, кто далеко. Ведь основы такой любви и такого сотрудничества закладываются в семье.

Внутрисемейные факторы, имеющие воспитательное значение.

Первое условие воспитания растущего человека – душевное единение внутри семьи, прочные связи между всеми ее членами. Там, где семья разобщена, – дети чувствуют себя чужими и чуждыми родителям. В результате семейное влияние сведено к минимуму и зачастую дает результаты, противоположные тем, к которым стремились и родители, и дети.

Второе условие – интенсивное общение без невидимых разделительных стен и нравственных перегородок. Так как именно в семье ребенок может и должен приобрести богатый жизненный опыт, очень важно, чтобы были созданы условия для передачи такого опыта. Причем передача опыта (в самом широком смысле этого слова) будет намного эффективнее, если ребенок будет чувствовать себя не паразитом, приходящим на все готовенькое и поглощающим созданное другими, а полноценным участником приобретения и обмена знаний и умений.

Третье условие – искренность. Очень важно, чтобы внутри семьи слово не расходилось с делом, а теоретические нравственные принципы с их реальным осуществлением. Иначе воспитание превратится в стимулирование надувательства и лицемерия.

Четвертое условие – договороспособность, она же – компромисность. Жизнь конфликтна. Да и любое воспитание протекает в сплошных конфликтах. Там, где стремятся находить максимально разумные выходы из возникающих проблем, – наилучшая школа семейного воспитания.

Это всегда пригодится. Ведь и за рамками семьи человеку нужно не просто жить по раз и навсегда установленному шаблону, но и находить выходы из нестандартных ситуаций, ладить с людьми придерживающихся противоположных мнений, разрешать проблемы, кажущиеся смесью несовместимых противоречий. И где, как не в семье (и в первую очередь на родительском примере), дети учатся распутывать проблемы и достигать приемлемых для всех компромиссов. Что невозможно, если у членов семьи выработалась привычка ставить во главу угла личные, а не общие интересы, собственные пристрастия – а не объективную истину и всеобщую справедливость.

Впрочем, бывает и так, что родители, сами того не желая, растят хитрых приспособленцев, умеющих маневрировать между мамой и папой, используя их разногласиями в собственных интересах.

Типы и стили семейного воспитания

В зависимости от характера семейных взаимоотношений ученые педагоги выделяют следующие основные типы (тактики) семейного воспитания, складывающиеся по преимуществу стихийно, в зависимости от реальных характеров членов семьи, а не от их благих желаний:

1) Диктат. При такой системе (тактике) семейного воспитания родители пытаются навязать свою волю детям, полагая, что тем самым смогут привить им правильную систему ценностей, внушить необходимые знания-навыки и передать свой жизненный опыт. Но, в основном прививают либо строптивость, либо раболепие, а из собственных жизненных установок лучше всего «наследуется» заносчивое стремление господствовать над окружающими.

Впрочем, критика диктата не должна превращаться в умаление родительского авторитета, который основан на реальных преимуществах взрослого, умудренного опытом человека. Однако безоглядная авторитарность родителей, игнорирование интересов и мнений ребенка, систематическое лишение его права голоса при решении всех вопросов – все это и ему подобное ведет к серьезному деформированию личности ребенка.

2) Опека. При такой системе (тактике) воспитания детей всячески оберегают от жизненных трудностей и неурядиц, родители пытаются собственными силами удовлетворить все потребности ребенка – и в результате воспитывают «нечто оранжерейное», не способное к самостоятельной жизни и борьбе с малейшими трудностями.

Опека в наибольшей степени лишает ребенка саморазвития, блокирует («погружает в глубокую спячку») все его таланты и иные потенциальные способности. Чрезмерно опекаемые дети вырастают самыми неприспособленными к природе и обществу.

Впрочем, самостоятельное «Я» время от времени просыпается и в самых изнеженных детях, и те бунтуют против опеки самыми решительными, разрушительными и безобразными способами. Хуже, чем против диктата.

3) Невмешательство. Такой подход трудно назвать системой воспитания. Здесь все пущено на самотек, и очень многое зависит от случайного стечения обстоятельств. Если повезет – саморазвитие детей принесет хорошие плоды. Но без особой удачи дети будут учиться «чему-нибудь и как-нибудь» — а в результате из них получится «что попало».

Не случайно поэтому в научной литературе говорится, что в основе системы невмешательства лежит пассивность и леность родителей, по крайней мере, они ленивые воспитатели.

4) Сотрудничество. Эта система (тактика) семейного воспитания считается наиболее плодотворной и гармоничной, поскольку в семье, построенной на сотрудничестве – вырастают люди, способные плодотворно взаимодействовать со всеми, кто их окружает: то есть помогать, когда это нужно, и не лезть в чужую душу и чужие дела без спроса и надобности.

Естественно, для подобного сотрудничества семья должна иметь множество общих целей и интересов, ее должны связывать единые идеалы, дела, увлечения и развлечения.

Помимо вышеперечисленных типов (систем, тактик) воспитания, выделяют 3 стиля семейного воспитания:

Не трудно заметить, что здесь не придумал названия стиля для «опеки», а остальные стили – всего лишь дублеры для вышеназванных типов (тактик, систем): диктата, невмешательства и сотрудничества.

Если в экономике «время – деньги», то в педагогике «время – воспитанность». Чем больше в семье уделяется времени детям, тем более воспитанными людьми они вырастают.

Многочисленные исследования и эксперименты показали, что там, где родители много времени проводят с детьми, – дети:

— имеют наиболее точную, объективную самооценку (правильно представляют свои сильные и слабые качества);

— проявляют особую чуткость (доброжелательность) к окружающим и, как правило, адекватны окружающей среде;

— обладают чувством собственного достоинства и уважают чужое достоинство;

— преуспевают в жизни.

В семьях же, которые занимаются детьми очень мало, вырастают дети неуживчивые, необъективные к себе окружающим. Коротко говоря, неадекватные действительности.

Конечно, очень многое зависит не только от количества, но и от качества воспитательного воздействия. Однако именно в семейном воспитании количество неизменно переходит в качество. Воспитательские навыки приходят с опытом, приобретаются в тренировках. А потому, чем больше родители занимаются воспитанием детей, тем лучше у них это получается.

Иногда говорят, что на чужих ошибках никто не учится. Но это не так – хорошие семьи потому и хороши, что умеют сравнить себя с другими семьями, перенять чужой положительный опыт и избавиться от собственных недостатков на чужом негативном примере.

Если семья в целом постоянно сама себя улучшает, то и дети в ней становятся все лучше и лучше – то есть воспитываются по-настоящему.

Хотя, конечно, не всякое сравнение на пользу. Можно ведь присматриваться к окружающим предвзято: замечая сучок в чужом глазу, чтобы высмеять этот глаз, чтобы насладиться собственным мнимым превосходством, не замечая бревна в собственном глазу. Если сравнение с другими повод для заносчивости, то и семейное воспитание превращается в раздувание неумеренной гордыни в кругу семьи.

Бывает и наоборот, что, впрочем, ничуть не лучше. Родители начинают сравнивать своих детей с чужими детьми, чтобы дать своим чадам положительный пример, но при этом умудряются унизить и оскорбить собственного воспитанника. А униженный и оскорбленный никогда не станет подражать тому, на чьем примере его так неумело воспитывали.

Конечная цель семейного воспитания

Подводя итог этому коротенькому реферату о семейном воспитании, хотелось бы отметить, что правильно воспитывают не того ребенка, перед которым ставят абсолютно недостижимые цели, побуждая его стать гением или «лучше всех во всех отношениях», а того, которого любят таким, как есть, всячески помогая ему стать тем, кем он может стать на самом деле. Если, конечно, сумеет проявить свои лучшие качества и на даст чрезмерной воли собственным слабостям.

Источник:
Воспитание ребенка в семье
Семейному воспитанию посвящены самые толстые книги по педагогике: как сугубо научные, так и научно-популярные. Эту тему не обошли стороной ни ученые-педагоги, ни писатели-беллетристы. И даже
http://plas.by/filosof/pv/vosrebvs.php

Воспитание ребенка в семье

Видеолекция «Уныние и депрессия»

Причины уныния и депрессии; механизм их работы.

Уныние и депрессия в отношениях.

Способы преодоления уныния и депрессии.

Неэффективные способы борьбы с депрессией.

Что поддерживает уныние и депрессию, мешая получить результат, и многое другое.

«На тренинг Дмитрия Науменко «Путь Женственности» попала случайно. «

Мягко и доходчиво Дмитрий доносит информацию о том, насколько женщины и мужчины разные, как по-разному они воспринимают этот мир и действуют в нем.

И что нужно для того, чтобы их тандем не только состоялся, но и продлился на всю жизнь.

Запись онлайн-семинара «39 ответов на горячие вопросы об отношениях»

Ответы на самые актуальные вопросы об отношениях, беспокоящие женщин.

Четкие практические рекомендации.

Ценные бонусы + Скайп-консультация в подарок.

«Выстроилась какая-то общая картина о значении женственности, каких-то очевидных правилах поведения, о которых я не знала или не задумывалась. «

Появились наметки на изменения образа жизни, появились более женственные интересы, увлечения, улучшилось самочувствие.

И, конечно, мужчины тоже обратили внимание на то, что я изменилась в лучшую сторону в своем поведении.

Видеокурс «Как стать слабой: Как стать женщиной, о которой мужчина мечтает заботиться?»

Курс для тех, кто хочет получать в отношениях больше внимания со стороны мужчины.

Вы раскроете в себе те черты, на которые мужчина неизменно реагирует повышением заботы, внимания и любви к вам.

«Появилась четкая картинка почему раньше в отношениях у меня были проблемы и ничего серьезного не получалось. «

Тренинг показался мне очень интересным и познавательным, я не слишком позитивно относилась к разного рода психологическим тренингам, т.к. был негативный опыт, но решила дать еще один шанс и не прогадала.

Было не скучно, что очень важно, очень понравились задания.

Онлайн-тренинг «Путь Женственности»

Тренинг для тех, кто намерен улучшить отношения с любимым мужчиной.

Вы раскроете вашу женскую природу и измените свой подход к отношениям.

2 месяца практики + Скайп-консультации в подарок.

«До тренинга у меня не было знакомств с мужчинами даже по работе, хотя я работаю с людьми. На сегодняшний день у меня три поклонника. «

Главное для меня было с точки зрения мужчины-психолога понять, как себя вести и в чем мои ошибки. Ведь все мы разные.

Надо найти себя такую, какой комфортно. Тогда и люди будут притягиваться одной волны.

Я ценю ваше время.

Одна-две встречи в Скайпе — и вы уже на верном пути.

Без лишних разговоров и переливаний из пустого в порожнее.

Вы уже готовы услышать правду и выйти из зоны комфорта?

«Поняла, как добиться того, чтобы мужчины относились к вам как к женщине, а не как к другу. «

Прежде всего хочу сказать спасибо за эту замечательную возможность, побывать на тренинге.

Иногда, мы просто не задумываемся, как то или иное событие или случай в жизни могут ее изменить.

*Наведите курсор мыши для приостановки прокрутки.

Воспитание ребенка в семье

Семейные взаимоотношения являются первоосновой развития человека и социализации личности. Семья – это первый и основной социальный институт, в который попадает человек. Все, что заложено семейными взаимоотношениями, предопределяет отношения с другими людьми, с окружающим социумом. Как правило, тип взаимоотношений, сформированный в родительской семье, моделируется на свою семью.

В семейных отношениях между родителями и детьми важным выступает использование педагогических и психологических знаний. Это включает в себя: учет возрастных особенностей детей, основ социальной и общей психологии, методов воспитания. Также важными условиями рациональных взаимоотношений выступает разумная организация семьи. Современная деятельность, общие перспективы, традиции взаимопомощи, совместные интересы и решения позволят сформировать теплые, сердечные и добрые отношения между родителями и детьми.

Семья как социальный институт

Основная, первая функция семьи – репродуктивная, то есть биологическое воспроизводство населения в общественном плане и удовлетворение потребности в детях – в личностном плане. Наряду с этой основной функцией семья выполняет еще ряд других важных социальных функций:

А) воспитательная – социализация молодого поколения, поддержание культурного воспроизводства общества;

Б) хозяйственно-бытовая – поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми и престарелыми членами семьи;

В) экономическая – получение материальных средств одних членов семьи для других, экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества;

Г) сфера первичного социального контроля – моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также регламентация ответственности и обязательств в отношениях между супругами, родителями и детьми, представителями старшего и среднего поколений;

Д) духовного общества – развитие личностей членов семьи, духовное взаимообогащение;

Е) социально-статусная – предоставление определенного социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры;

Ж) досуговая – организация рационального досуга, взаимообогащение интересов;

З) эмоциональная – получение психологической защиты, эмоциональной поддержки, эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия.

Семейная роль – один из видов социальных ролей человека в обществе. Семейные роли определяются местом и функциями индивида в семейной группе и подразделяются: на супружеские (жена, муж), родительские (мать, отец), детские (сын, дочь, брат, сестра), межпоколенные и внутрипоколенные (дед, бабка, старший, младший) и т.д.

Механизмы социализации ребенка в семье

Социализация – это исторически обусловленный процесс, во время которого дети воспринимают и усваивают определенную систему норм, ценностей, знаний данной культуры.

В каждой семье складывается своя система воспитательных воздействий, которая определяется взаимовлиянием детей и родителей. Изучая взаимное влияние родителей и детей, некоторые ученые предположили, что для родителей существует верхний и нижний пороги, в пределах которых они считают поведение детей приемлемым. Как темперамент ребенка влияет на родителей, так и особенности характера родителей отражаются на способах обращения с ним. Семья формирует личность ребенка, определяя для него нравственные нормы, ценностные ориентации и стандарты поведения. Родители используют те методы и средства воспитания, которые помогают внедрить в сознание ребенка определенную систему норм, приобщить его к определенным ценностям. Для достижения этой цели они поощряют или наказывают его, стремятся быть образцом для подражания, привлекают соседей, сверстников, школу.

Поведение родителей можно описать двумя парами важных признаков: неприятие – расположение и терпимость – сдерживание.

1. Расположение (тепло, любовь). Родители полагают, что их дети обладают многими положительными свойствами, радуются общению с ними, принимают их такими, какие они есть.

Родители, не расположенные к своим детям, не получают удовольствия от общения с ними. Отсутствие расположения у родителей к своему ребенку превращается в крайней форме во враждебность.

2. Сдерживание (контроль). Строгие родители предписывают детям множество запретов, держат их под пристальным надзором, устанавливают определенные нормы поведения, которым дети обязаны следовать. Успешно применяя подобную тактику воспитания, родители растят ребенка, который обычно подчиняется правилам и не дает повода к частым наказаниям.

Снисходительные родители в отличие от строгих обычно делают мало замечаний несдержанному ребенку; не запрещают шумные игры, их мало заботят опрятность и послушание, они предоставляют детям неограниченную свободу в играх.

Факторы воспитательного потенциала семьи

Большинство семей можно классифицировать по степени их воспитательного воздействия на детей. Так благоприятны для формирования личности семьи, где есть оба родителя и не менее двух детей, где умеют целесообразно и содержательно организовать жизнь и деятельность ее членов. Во внутрисемейных отношениях полное взаимопонимание, демократический стиль общения. В семье господствуют положительная трудовая и нравственная атмосфера, культурный и рациональный досуг: у родителей достаточно высокий уровень образования, общей культуры и педагогической подготовленности. Материальное положение такой семьи удовлетворительное или хорошее. Менее благоприятные условия для развития ребенка и его воспитания представляют семьи с дезорганизованной структурой. Чаще всего это семьи с одним ребенком, неполные, разведенные.

Благоприятно-неустойчивыми считаются семьи, которые оказывают в основном положительное влияние на воспитание детей. Родители любят детей, стремятся создать все условия для их благоприятного развития. Однако нет полного взаимопонимания между взрослыми, поэтому между ними часты конфликты. У родителей, как правило, невысокий уровень общей культуры, недостаточные образование и педагогический потенциал.

Выделяют нейтральный тип семьи, где преобладает «относительно свободное воспитание», дети чаще всего предоставлены самим себе. Родители заняты только тем, что зарабатывают деньги. В основном это матери-одиночки и разведенные женщины. К этому типу можно отнести также многодетные семьи с ослабленными социально-моральными нормами, с низким культурным уровнем. Материальное положение в таких семьях чаще ниже среднего.

Неблагоприятны для формирования личности ребенка семьи, где духовные потребности второстепенны. Нередко один из родителей ведет аморальный образ жизни. Для семьи характерен низкий уровень образования и культуры. Отсюда неумение разумно организовать жизнедеятельность семьи, нежелание проводить совместно досуг из-за отсутствия культурных запросов со стороны взрослых и слишком разных интересов детей и родителей.

К неблагоприятному типу относятся семьи с аморальным микроклиматом и негативным воздействием на развитие ребенка. Для них характерны ослабленная нравственно-трудовая атмосфера, постоянная конфликтность, антипедагогическое отношение к детям, нервозность в отношениях между другими членами семьи, отсутствие общей культуры и духовных запросов. Образование родителей, как правило, ниже среднего. Эти семьи нередко многодетны. Материальное положение тяжелое. Никакой заботы о детях, полезной организации их жизни и деятельности в подобных семьях нет. Дети стремятся компенсировать отсутствие любви и заботы родителей на улице путем самоутверждения в дворовых компаниях.

В последнее время все чаще приходится выделять криминогенный тип семьи. Внутрисемейные отношения строятся в ней таким образом, что они приносят значительный вред духовному и физическому развитию ребенка. В семье систематическое пьянство, развратный образ жизни родителей, иногда с вовлечением в него детей, их избиение. В семье нередко несколько детей. Условия для воспитания детей в таких семьях полностью отсутствуют. Неблагополучные семьи имеют в специальной литературе дополнительные характеристики:

Внешне «спокойная семья». События в такой семье протекают как будто гладко, но при близком знакомстве видно отчуждение супругов, их чувство неудовлетворенности, с трудом подавляемые негативные чувства друг к другу.

Вулканическая семья – в ней отношения изменчивы и открыты. Супруги постоянно выясняют отношения, часто расходятся и сходятся, скандалят. В таких семьях ребенок испытывает значительные эмоциональные перегрузки, находясь между крайними полюсами взаимоотношения родителей.

Семья-санаторий – характерный пример семейной дисгармонии, когда один из членов семьи или ребенок заставляет близких все больше и больше окружать себя вниманием. Семья только внешне кажется солидарной. Семья-театр – в ней создается специфический театрализованный образ жизни. Сохраняется видимость благополучия и близости. В общении с детьми запреты и поощрения декларируются, трудности в воспитании прикрываются мнимыми достоинствами и достижениями.

Семья – «третий лишний» — родительство в ней воспринимается как помеха супружескому счастью. Воспитанием родители занимаются от случая к случаю, у детей воспитывается неуверенность в себе, развивается комплекс неполноценности.

«Семья с кумиром» — в ней ребенок единственное, что скрепляет супружеские отношения.

«Семья-маскарад» отличается несогласованностью жизненных целей и планов супругов, требований и оценок. Мелькание «масок» повышает чувство тревожности, порождает конфликт и нервное перевозбуждение.

Особенности семейного воспитания

Значительное влияние на личность ребенка оказывает стиль его взаимоотношений с родителями, который лишь отчасти обусловлен их социальным положением.

Существует несколько относительно автономных психологических механизмов, посредством которых родители влияют на своих детей.

Во-первых, подкрепление: поощряя поведение, которые взрослые считают правильным, и, наказывая за нарушение установленных правил, родители внедряют в сознание ребенка определенную систему норм, соблюдение которых постепенно становится для ребенка привычкой и внутренней потребностью.

Во-вторых, идентификация: ребенок подражает родителям, ориентируется на их пример, старается стать таким же, как они.

В-третьих, понимание: зная внутренний мир ребенка и чутко откликаясь на его проблемы, родители тем самым формируют его самосознание и коммуникативные качества.

Вместе с тем весьма важны эмоциональный тон семейных взаимоотношений и преобладающий в семье тип контроля и дисциплины.

Изучение детей и взрослых, страдающих психофизиологическими и психосоматическими нарушениями, невротическими расстройствами, трудностями в общении, умственной деятельности или учебе, показывает, что эти явления значительно чаще наблюдаются у тех, которым в детстве недоставало родительского внимания и тепла. Недоброжелательность или невнимание со стороны родителей вызывает неосознанную взаимную враждебность у детей. Эта враждебность может проявляться как явно по отношению к самим родителям, так и скрытно. Безотчетная, немотивированная жестокость, проявляемая некоторыми детьми по отношению к посторонним людям, не сделавшим им ничего плохого, нередко оказывается именно следствием детских переживаний. Если же эта бессильная агрессия направляется внутрь, она дает низкое самоуважение, чувства вины, тревоги и т.д.

Наилучшие взаимоотношения детей с родителями складываются обычно тогда, когда родители придерживаются демократического стиля воспитания. Этот стиль в наибольшей степени способствует воспитанию самостоятельности, активности, инициативы и социальной ответственности. Поведение ребенка направляется в этом случае последовательно и вместе с тем гибко и рационально:

— родитель всегда объясняет мотивы своих требований и поощряет их обсуждение ребенком;

— власть используется лишь в меру необходимости;

— в ребенке ценится как послушание, так и независимость;

— родитель устанавливает правила и твердо проводит их в жизнь, но не считает себя непогрешимым;

— он прислушивается к мнениям ребенка, но не исходит только из его желаний.

Крайние типы отношений, все равно, идут ли они в сторону авторитарности или либеральной всетерпимости, дают плохие результаты. Авторитарный стиль вызывает у детей отчуждение от родителей, чувство своей незначительности и нежелательности в семье. Перегиб в сторону всетерпимости вызывает у ребенка ощущение, что родителям нет до него дела. Ослабление родительского начала, как и его гипертрофия, способствует формированию личности со слабым «Я».

Cтатья из книги Суоми И.П. «Основы воспитания в семье»

Источник:
Воспитание ребенка в семье
Воспитание ребенка в семье
http://www.psychologov.net/view_post.php?id=512

Смотрите: Что подарить на Новый год малышу

Проблемы семейного воспитания могут стать глобальными проблемами того общества, в котором нам предстоит жить. Если мы плохо воспитываем своих детей или вовсе стараемся переложить заботу о них на чужие плечи, — мы своими руками строим себе будущее, в котором нас будут окружать, может быть, успешные и деловые, но равнодушные люди.

Учителя и воспитатели наших нежно любимых чад жалуются — родители (то есть мы с вами) совершенно перестали интересоваться воспитанием детей. Как же так, возмущаемся мы, мы же читаем специальную литературу, осваиваем методики Домана, Монтессори, Никитина и Зайцева, с ранних лет отдаем ребенка на английский, бальные танцы и в спортивную секцию, приглашаем на дом логопеда. Ключевые слова тут «отдаем» и «приглашаем», и это одна из основных проблем семейного воспитания. Мы стараемся всеми силами переложить на чужие плечи воспитание собственных отпрысков, совершенно забывая о том, что семейное воспитание закладывает основу личности. И это именно та сфера, где нельзя полностью довериться специалистам, нужно вложить собственную душу.

Ребенку очень важно знать, что родители любят его, причем просто так, независимо от его успехов в учебе, поведения или спортивных достижений. Это нам, взрослым, кажется само собой разумеющейся любовь родителей к детям, а им, детям, требуются доказательства. Малыш всеми силами пытается обратить внимание на себя, если не хорошими поступками, то хулиганством или упрямым нежеланием слушаться. Родители же часто не понимают подаваемых им сигналов и утверждаются в мысли, что допустили какие-то промахи в воспитании в семье и, опять же, стараются занять дитя какими-то полезными делами, желательно, в присутствии профессионального педагога.

Каждому родителю следует помнить, что особенностью воспитания детей в семье является то, что на первое место ставятся чувства и эмоции. Вы не оцениваете ребенка, вы его любите и принимаете таким, какой он есть.

Вопреки распространенному мнению, любовью нельзя испортить ребенка. Если вы действительно любите свое чадо, вы не станете потакать его капризам и поощрять развитие дурных наклонностей. Как правило, позволяют ребенку делать все, что он хочет, люди, прикрывающие любовью слабость характера. Если ваша любовь не настолько сильна, чтобы отказать ребенку в чем-то, что может навредить ему, то можно говорить о проблемах воспитания в семье.

О семейном воспитании как о залоге комфортной жизни в обществе

Семейное воспитание позволяет ребенку получить первые знания о том мире, в котором ему предстоит жить, представление о том, что такое хорошо и что такое плохо, как нужно поступать в той или иной ситуации. Благодаря воспитанию в семье, малыш получает начальные навыки общения и взаимодействия в коллективе, пусть даже этот коллектив ограничен тремя членами семьи. Кстати, вот почему важно, чтобы у ребенка были братья и сестры. Дети из многодетных семей более приспособлены к жизни в обществе, такому семейному воспитанию можно присвоить звание «школы жизни».

Одной из положительных особенностей семейного воспитания является общение ребенка с представителями различных возрастных категорий. Он учится строить взаимоотношения с людьми не только разного склада характера, но и разного возраста. Воспитание в большой семье готовит человека к жизни, создавая миниатюрную модель социума.

В каждой семье свои особенности, приемы и традиции семейного воспитания. Нельзя дать универсальные советы всем-всем-всем, не учитывая возрастной и количественный состав и социальный уровень. Тем не менее, некие общие правила существуют. Они просты и банальны, но, как и многие очевидные вещи, иногда забываются нами.

Семейное воспитание предполагает атмосферу любви, счастья, тепла и доброжелательности.

– Родители принимают ребенка таким, какой он есть, стараются развить его способности, все лучшее, что в нем есть.

– Семейное воспитание учитывает особенности (возрастные, гендерные, личностные) ребенка и строится на основе этих особенностей.

– Воспитание детей в семье строится на взаимном уважении, из которого и берут начало высокие предъявляемые требования.

– Проблемы семейного воспитания часто коренятся не в ребенке, а в личности родителей, чью модель поведения дети неосознанно копируют.

Воспитание в семье строится на том положительном, что есть в маленьком человеке. Нельзя акцентировать внимание исключительно на недостатках. Такой подход ошибочен и приводит к развитию комплексов.

– В семейном воспитании достаточно просто соблюсти следующий принцип, на котором настаивают специалисты по детской психологии: любое обучение, любые мероприятия, направленные на развитие ребенка, должны строиться в форме игры.

– Общий тон воспитания в семье должен быть позитивным и оптимистичным.

Негативные факторы и проблемы семейного воспитания

Также существуют и недостатки семейного воспитания, которые могут сыграть негативную роль в жизни человека. Таким отрицательным особенностям семейного воспитания стоит уделить особое внимание, поскольку именно они заставляют некоторых педагогов говорить о целесообразности системы интернатов, то есть всеобщего образования в отрыве от семьи. Назовем наиболее распространенные негативные факторы воспитания детей в семье.

– Материальные факторы можно считать наиболее влиятельными в благополучных семьях. Семейное воспитание как в более обеспеченных семьях, так и в семьях с небольшим достатком часто основаны на культивировании идеи превалирования материальных ценностей над духовными.

– Ценность семейного воспитания падает, если родители не просто являются людьми бездуховными, но и настроены агрессивно противодействовать развитию духовного начала в ребенке.

– Две стороны одной медали — безнаказанность и авторитаризм — также не идут на пользу воспитанию детей в семье. У ребенка складывается превратная картина мира, что провоцирует последующее неадекватное поведение и развитие скрытых комплексов.

– Совершенно недопустимо воспитание в семье в атмосфере безнравственности, внушение ребенку аморальных представлений о поведении людей.

– Тяжелый психологический климат в семье — к сожалению, явление настолько распространенное, что этот фактор даже не считают нужным упоминать. Тем не менее, воспитание в неблагополучных семьях в атмосфере скандалов, рукоприкладства, ссор родителей оказывает на ребенка крайне негативное влияние и может стать источником последующих психологических проблем.

– Часто воспитание в, казалось бы, благополучной семье приносит совершенно не те плоды, которые должно приносить. Так бывает, если родители уверены в своей психологическо-педагогической доктрине (обычно устаревшей или ошибочной), применяя в семейном воспитании психологическое давление, физические наказания, причиняя детям не только телесные, но и душевные страдания.

К счастью, сегодня существуют службы психологической помощи и правовые службы, куда ребенок может обратиться, если его здоровью, рассудку или жизни угрожает опасность.

Однако, несмотря на все подводные камни, семья остается важнейшим условием правильного развития детей. Тенденция, которая наметилась в семьях, не может не радовать. Родители, особенно молодые, воспринимают и анализируют информацию о воспитании и методиках развития ребенка, применяют полученные знания на практике и стараются уделять своим детям больше внимания, чем им самим доставалось в детстве. Помните, что знания, представления о мире, привычки, заложенные семьей, останутся с человеком на всю жизнь и во многом станут определяющими условиями его поведения и успешной жизни.

Источник:
Смотрите: Что подарить на Новый год малышу
Какие могут возникнуть проблемы воспитания в семье и как их решать — психология семейного воспитания.
http://www.vashevse.ru/vospitanie-i-razvitie/obschee/3129-vospitanie-v-semie

Типы воспитания и развития детей в семье

Воспитание детей в семье – это процесс, во время которого семья воспитывает и обучает ребенка со времени его рождения и до становления полноценной личностью.

Это воспитание осуществляется родителями ребенка, как правило, биологическими. Если же ребенок сирота, то ответственность за его семейное воспитание может взять приемная семья или приют. Свою роль в этом естественно играют и общество, и государство.

Цель семейного воспитания до сегодняшнего дня является предметом споров специалистов. Но, в общем, все сходятся во мнении, что родители должны обеспечивать физические нужды ребенка, защищать его от антисоциальных действий, передавать ему культурные и моральные ценности.

• Авторитарные. Родители такого типа стараются контролировать все действия ребенка и руководить им во всех областях его жизни. Авторитарные родители считают, что послушание – это естественное качество ребенка, прививать которое не нужно – ведь оно есть от рождения. Следствием этого, как правило, являются частые телесные и психологические наказания, ограничение свободы и действий. Родители такого типа редко идут на контакт, считая, что ребенок обязан соглашаться со всем, что они ему говорят.

• Демократичные. Родители такого типа считаются самым правильным вариантом для воспитания адекватных, социально адаптированных детей. Авторитет родителей ребенок учится воспринимать с детства, что в дальнейшем помогает старшему поколению контролировать детей, но, что очень важно, в разумных пределах. Демократичные родители поддерживают ребенка в трудных ситуациях, крайне редко применяют жесткие наказания, в таких семьях нет физического и психологического насилия. Родители уважают интересы ребенка, помогают достигнуть ему целей его жизни.

• «Мягкие». Родители такого типа чересчур лояльны, относятся ко всему слишком снисходительно, легко поддаются на уговоры и пытаются угодить всем капризам ребенка. Они согласовывают важные семейные решения с ребенком, несмотря на то, что ребенок не несет за них ответственность. «Мягкие» родители предоставляют себя в качестве ресурса для ребенка, который он может использовать в любое время в нужном себе количестве. В таких семьях ребенку дозволено всё, его не обучают правилам, его не адаптируют к жизни в обществе.

• Безразличные. Этот стиль воспитания был описан Маккоби и Мартином в 1983 году. Для него характерны полное безразличие. Обычно в таких семьях ребенок не может найти поддержки, любви и заботы.

А какие же дети вырастают в семьях с различными типами родителей?

• У родителей авторитарных ребенок, как правило, вырастает закрытым, спонтанным, более подверженным к антисоциальным действия: курению, алкоголизму, наркомании и вандализму.

• Ребенок демократичных родителей живой, общительный, адекватный, умеющий контролировать свои эмоции. И самое важное – ребенок имеет уверенность в себе.

• Дети «мягких» и безразличных родителей имеют схожие качества: они эгоистичны, частые антисоциальные действия им присущи, как никому другому. Они считают, что они – это центр Вселенной, вокруг которого все и должно крутиться.

Дети слишком зависимы от своих родителей. Поэтому стоит быть очень внимательными при выборе линии воспитания.

Источник:
Типы воспитания и развития детей в семье
Воспитание и развитие детей в семье – это процесс, во время которого семья воспитывает и обучает ребенка со времени его рождения и до становления полноценной личностью.
http://veselokloun.ru/Semija.html

(Visited 2 times, 1 visits today)

CATEGORIES