Воображение в психологии

Воображение в психологии

Каждому из нас случалось мечтать, но не все понимают смысл этого процесса, многие даже считают его совершенно бесполезным, упуская из виду, что без воображения не существовало бы произведений искусства, нам даже нечего было бы рассказывать на ночь своим детям. Именно поэтому воображение в психологии рассматривается, как одно из важнейших явлений.

При попытке рассмотреть этот процесс возникла необходимость классификации, сегодня принято разделение воображение на группы по двум принципам – осознанности и выполняемой задаче. В первом случае различают:

Процесс создания мысленных образов невероятно важен, поэтому в психологии серьёзно стоит вопрос развития воображения. Отслеживать этот момент начинают ещё у детей и именно в этот период уделяют большое внимание формированию этого качества. В дальнейшем, человек постепенно развивает своё воображение, а лучше всего процесс идёт у выбравших для себя творческие профессии. Но развить это качество могут и другие при помощи специальных техник, в основе которых лежит способность расслабляться и абстрагироваться от происходящего. При должном развитии воображения человек может не только преуспеть в творческой сфере, но и научиться лучше управлять собственным телом, к примеру, регулировать его температуру и давление.

Рассматриваемое явление очень важно для формирования личности, и вовсе без него никто жить бы не смог. Но иногда воображение принимает патологические формы, при этом человек верит в реальное существование вещей, созданных его фантазией. Это могут навязчивые идеи, грёзы наяву и бредовые состояния. Искренней верой в реальность своих фантазий часто и объясняется ложь детей и психопатических личностей. В любом случае без помощи специалиста обойтись не получится. Важно помнить, что на ранних стадиях справиться будет проще, а чем дольше такое состояние длится, тем сложнее из него выход. Так как с течением времени мир фантазий обретает всё больше деталей, всё теснее переплетается с реальностью, и человеку всё сложнее отсечь придуманное им от фактов.

Источник:
Воображение в психологии
Каждому из нас случалось мечтать, но не все понимают смысл этого процесса, многие даже считают его совершенно бесполезным, упуская из виду, что без воображения не существовало бы произведений
http://kak-bog.ru/voobrazhenie-v-psihologii

Воображение в психологии

Воображение, или фантазия (от греч. фантасия, фантадза-май — воображаю) есть всегда процесс построения нового на основе переработки, мысленной реконструкции оставшихся в сознании человека от прошлого опыта представлений, т. е. процесс.

Воображение необходимо в любой деятельности человека:учение, труд, творчество, игра могут протекать успешно только при наличии воображения. Так, ребенок, играя в железную дорогу, воображает себя машинистом, который ведет поезд; школьник, изучая.

В связи с особенностями и причинами возникновения различают: 1) непроизвольное и 2) произвольное воображение; в связи с характерными особенностями воображаемых представлений, а также задач, которые ставятся перед произвольным воображением, различают: 3) воссоздающее, 4) творческое воображение и 5) мечты человека.

Творческое воображение подчиняется определенным законам; соединение разнообразных элементов в процессе творческого воображения всегда носит не механический, а структурный характер.

Особенностью воображения в виде мечты является построение образов желаемого будущего, пока еще неосуществленного, а иногда в ближайшем будущем и неосуществимого.

Многообразие видов воображения показывает, что его физиологические механизмы представляют собой сложные нервные процессы в коре головного мозга.

Развитие воображения идет по пути от непроизвольного к произвольному, от воссоздающего к творческому. Оно опирается на развитие способности представления. Представления, как было отмечено, отличаются от восприятий меньшей ясностью и отчетливостью.

Отражая объективный мир, человек не только воспринимает то, что воздействует на него в данный момент, или представляет то, что воздействовало раньше, но и создает новые образы.

От воспроизводящего, или воссоздающего, воображения надо отличать творческое воображение, создание новых образов без опоры на готовое описание их.

Когда труд является подневольным, человек не заинтересован в нем и часто с отвращением, механически выполняет одну операцию за другой.

Как и в области производственного труда и техники, творчество в области науки обусловлено потребностями общества.

Велика роль воображения в области художественного творчества. Искусство — это образное отражение действительности.

Первые проявления воображения можно наблюдать у детей на третьем году жизни. К этому времени у ребенка накопился уже некоторый опыт, и это дает материал для работы воображения.

Источник:
Воображение в психологии
Раздел о воображении и его видах.
http://psyznaiyka.net/voobragenie.html

Воображение в психологии

Воображение является неотъемлемой частью жизни каждого человека. Но все ли мы представляем, что же такое на самом деле воображение? В психологии этим словом описывают процесс создания в своем сознании образа того или иного предмета. При этом далеко не всегда этот предмет будет соответствовать своему реальному прототипу. В некоторых случаях картины, создаваемые в нашем сознании, совсем не соотносятся с реальностью, такой образ носит название фантазии.

Важно помнить, что воображение прочно связанно с еще двумя психологическими процессами: памятью и мышлением. Каждый из них в разной степени проявляется в разные моменты.

Функции воображения заключаются в следующем: представление действительности, формирование плана действий, регулирование эмоционального состояния и познавательных процессов.

Психология воображения, как и большей части психологических процессов, изучена еще не до конца. Однако кое-что ученым узнать все-таки удалось. Наибольший интерес для обычного человека может представлять описание различных видов этого процесса.

Воображение в психологии делится на несколько видов по двум принципам. Первый принцип – это степень осознанности процесса. Легко понять, что в данном случае воображение делится на осознанное и неосознанное. Второй принцип деления, по выполняемой задаче, характерен только для осознанного воображения: творческое, воссоздающее и мечта.

Начать стоит с самого простого, а именно с неосознанного воображения. В этом случае воля человека совершенно не учувствует в процессе. Оно наиболее свойственно маленьким детям. Взрослые с ним встречаются в основном во сне или в полудрёме. Для некоторых расстройств психики также характерно неосознанное воображение. В психологии в этом случае говорят о галлюцинациях: человек подсознательно создает образ предмета или существа и помещает его в реальный мир.

Воссоздающее воображение теснее всего связанно с памятью, так как его задача точное воспроизведение предметов и картин из прошлого, то есть того, что человек уже видел. Например, когда школьник на контрольной усиленно пытается вспомнить, что было написано на доске, когда они проходили эту тему, он может попытаться мысленно воспроизвести перед собой эту самую доску.

Сюда же можно отнести попытки человека представить по описанию то, что он в жизни никогда не видел. Например, человек, читающий о море, может попытаться представить его себе на основе своих прошлых переживаний и художественного описания.

Что о творческом воображении говорит психология? Воображение этого типа просто необходимо людям искусства: литераторам, художникам, скульпторам… Его тоже можно разделить на несколько типов: агглютинация – когда образ создается путем соединения разных частей и качеств, акцентирование — когда он строится вокруг одной черты или детали, и наиболее сложный – типизация – создание собирательного, усредненного образа. Для творческого воображения наибольшее значение имеет мышление, хотя и память, естественно, играет не последнюю роль.

Не стоит забывать, что и научная деятельность во многом строится не только на опытах и расчётах. Прежде чем преступать к ним, нужно представить себе что-то новое, неизвестное или отвергаемое наукой. Задумайтесь, каким воображением нужно обладать, чтобы представить себе, что на самом деле Земля вращается вокруг Солнца, а не наоборот. Конечно, сейчас это общеизвестный факт, а раньше для каждого было очевидно, что Земля — это центр вселенной.

Мечты — это воображение, направленное в будущее, когда человек представляет себе, что он хочет иметь через день или год, что хочет делать.

В целом, воображение в психологии — тема достаточно сложная, требующая всестороннего и развёрнутого рассмотрения. Однако далеко не каждому человеку необходимо знать все подробности. А вот общее представление иметь все-таки полезно.

Источник:
Воображение в психологии
Воображение является неотъемлемой частью жизни каждого человека, но все ли мы представляем, что же такое на самом деле воображение? В психологии этим словом описывают процесс создания в своем сознании образа того или иного предмета. При этом далеко не всегда созданный таким образом предмет будет соответствовать своему реальному прототипу. В некоторых случаях картины, создаваемы в нашем воображении, совсем не соотносятся с реальностью, такой образ носит название фантазии.
http://fb.ru/article/33433/voobrajenie-v-psihologii

Проблема психологии творческого воображения в работе в работе Т

Проблема психологии творческого воображения в работе в работе Т. Рибо «Творческое воображение»

Шрагіна Л.І. Проблема психології творчого уявлення в работі Т. Рібо «Творча уява» // Вісник Харківського національного університету. Збірник наукових праць. Серія «Психологія» Випуск 52, №1065. — 2013.— с. 76 -80

Механизм функционирования творческого воображения Т. Рибо видит как субъективный синтез единства трех компонентов — умственного, эмоционально-аффективного и бессознательного, с помощью которых строится идеальный образ будущего реального продукта.

Рибо рассматривает творческое воображение как единую систему, однако отсутствие разработанности системного подхода как методологии психологии не позволило ему выявить роль «творческого воображения» при создании «изобретений» разного уровня сложности.

Применение авторского варианта функционально-системного подхода позволяет рассматривать «творческое воображение» как комплекс интегративных-управленческих действий, выполняемых при решении творческих задач, по оценке, отбору и структурированию элементов в систему.

Ключевые слова: творческое воображение, умственная жизнь, эмоционально-аффективная сфера, бессознательная часть психики, синтетическое единство, субъективный синтез, функционально-системный подход, системообразующая функция, управленческо-интегрирующая функция, креативный синтез.

Механізм функціонування творчої уяви Т. Рибо розглядає як суб’єктивний синтез єдності трьох компонентів — розумового, емоційно-афективного та несвідомого, за допомогою яких будується ідеальний образ майбутнього реального продукту.

Рибо розглядає творчу уяву як єдину систему, однак відсутність розробленості системного підходу як методології психології не дозволило йому виявити роль «творчої уяви» під час створення «винаходів» різного рівня складності.

Застосування авторського функціонально-системного підходу дозволяє розглядати «творчу уяву» як комплекс інтегративних-управлінських дій, які виконуються при вирішенні творчих завдань з оцінки, відбору та структурування елементів у систему.

Ключові слова: творча уява, розумове життя, емоційно-афективна сфера, несвідома частина психіки, синтетична єдність, суб’єктивний синтез, функціонально-системний підхід, системоутворююча функція, управлінсько-інтегруюча функція, креативний синтез.

Mechanism of the creative imagination T. Ribot sees as a subjective synthesis of unity of the three components — the mental, emotional, affective and unconscious, by which built the ideal image of the future of the real product.

Ribot sees imagination as a single system, but the lack of elaboration while the systems approach as the methodology of psychology is not allowed to reveal the role of "creative imagination" in creating "inventions" of varying complexity.

The use of the author's version of functional systems approach allows us to consider "creative imagination" as a set of integrative and managerial procedures involved in solving creative problems, evaluation, selection and structuring elements in the system.

Keywords: creative imagination, intellectual life, emotional-affective, unconscious part of the mind, the synthetic unity of a subjective synthesis, functional-system approach, system function (function that defines the system), management and integrating function, creative synthesis.

Цель исследования Теодюля Рибо (1839–1916) — выявить природу творческого воображения: какие психические механизмы обеспечивают переход от пассивных образов представлений к созданию образов, которых не было в опыте человека и с помощью которых создаются изобретения и художественные вымыслы.

При этом Рибо, не приводя точного определения творческого воображения, выявляет его существенный признак: «Воспроизводящее воображение требует памяти, творческое воображение требует нового — это его существенный признак… Исходной точкой является представление, но этого недостаточно — необходимо сильное желание, возбуждение, страсть, чтобы это случилось» (С. 4. Здесь и далее ссылка на Рибо, 1901. — ЛШ). Так существенным отличием результата деятельности творческого воображения, запускаемого актуальными эмоционально-насыщенными потребностями, становится появление «нового», которое и сохранится во всех будущих определениях (Выготский, 1991; Беркинблит, Петровский, 1968; Дудецкий, 1974; Игнатьев, 1966; Коршунова, 1979; Коршунова, Пружинин, 1989; Розет, 1977; Рубинштейн, 2002).

В качестве метода научного познания механизмов функционирования и развития творческого воображения Рибо использует аналогию: какой из способов духовной деятельности больше всего аналогичен творческому воображению? И приходит к выводу, что «Воображение в интеллектуальном порядке соответствует воле в порядке движений.» (С. 7), обосновывая это следующими аргументами:

  1. Установление силы воли идет постепенно, медленно и прерывается слабостями. Индивид начинает управлять своими мускулами постепенно. Материалом для творческого воображения служат образы (как для воли мускульные движения!), первые попытки всегда являются подражанием, а потом появляются самостоятельные формы.

Образы, которые служат материалом для разных видов воображения, Рибо делит на три группы:

— полные образы, которым соответствуют предметы, непрестанно повторяющиеся в обыденной жизни, и их образы остаются в памяти очень ясными;

— неполные образы — происходят из двух различных источников: от недостаточных или слабых восприятий и от впечатлений, произведенных аналогичными предметами.

— схематические образы — лишенные индивидуальных признаков.

При этом Рибо метафорически определяет образы как «психические атомы» (с. 14), подчеркивая, что это возможно только теоретически, так как в действительности представления-образы не отделены друг от друга, они составляют части одной ткани, сети, и могут расходиться как лучи в разные стороны.

  1. Воля и воображение носят субъективный характер, то есть в основе воли и воображения лежит внутренняя причинность.
  2. И воля и воображение действуют в виду известной цели.
  3. Воля кончается действием, творческое воображение в полной своей форме стремится внешним образом подтвердить себя делом, которое существует не только для самого творца, но и для других. Чистая мечтательность проявляется как компонент слабоволия. (С. 7-8)

Глубокий и всесторонний анализ, проведенный Рибо по выявлению механизмов функционирования творческого воображения по аналогии с волей, оставляет тем не менее без ответа целый ряд вопросов. Так, сравнивая механизмы действия воли и воображения, Рибо определяет только материал для творческого воображения — образы, хотя, если воля управляет движениями, то, по аналогии, и «воображение» должно «чем-то» управлять. Но здесь Рибо останавливается и не делает никаких выводов из-за отсутствия, на наш взгляд, соответствующей методологической базы. Сам Рибо отмечает, что проводит анализ творческого воображения, «насколько это доступно для нынешних наших средств» (С. 9).

На основе сравнительного анализа Рибо определяет творческое воображение как результат взаимодействия трех компонентов: умственной жизни, эмоционально-аффективной сферы и бессознательного. Умственная жизнь, по Рибо, состоит из трех слоев: первый слой — ощущения и простые эмоции; второй слой — образы и их сочетания и некоторые элементарные логические действия. Творческое воображение представляет третий слой — «третичную формацию» (С. 10), функционирование которой предполагает две основных интеллектуальных операции: диссоциацию (отрицательную и подготовительную) и ассоциацию (положительную и учредительную). Для выполнения этих операций воображение заимствует свои элементы, обращаясь к знанию.

Представление «творческого воображения» как «третичной формации» (кстати, термин, который Рибо в дальнейшем нигде не использует), которое проявляется через функционирование интеллектуальных операций (диссоциацию и ассоциацию), сразу вызывает вопрос: зачем отдельно выделять этот компонент, если он уже заявлен во «втором слое» умственной жизни как «образы и их сочетания и элементарные логические действия»? Тем самым «третий слой» — «творческое воображение» как самостоятельная функция — при этом анализе начинает «исчезать»…

Рибо подчеркивает роль диссоциации в механизмах творческого воображения. Процесс диссоциации определяют следующие причины:

  1. Субъективные (внутренние) причины — эмоциональные и интеллектуальные факторы;
  2. Внешние, или объективные причины, которые определяются опытом. Когда два или несколько качеств или событий даны как постоянно сочетанные, они не подвергаются диссоциации.

Процесс диссоциации может происходить самопроизвольно, но может быть и целенаправленным. Из элементов, получившихся в результате процесса диссоциации, создаются ассоциации — сочетания каких-либо элементов.

Каковы формы ассоциаций, дающие начало новым сочетаниям? И под каким влияниям они образуются? Рибо выделяет законы смежности и сходства:

— ассоциация по смежности — производит порядок или связь между привычными вещами, она сводится к привычкам;

— ассоциация по сходству предполагает смешанную работу ассоциации и диссоциации: это деятельная форма и есть главный источник материалов творческого воображения. (Именно эта способность устанавливать отдаленные ассоциации по сходству на основе различных признаков определяется тестом С. Медника для диагностики «Вербальной креативности».)[1]

Способность мыслить по аналогии как основной элемент творческого воображения обеспечивает создание олицетворения, аллегорий, метафор и символов, они встречаются на каждом шагу в практической жизни, науке, изобретательстве, искусстве.

Определяя значение аффективных элементов, Рибо считает, что они включены во все формы творческого воображения. В частности, в изобретательской деятельности аффективный элемент является ведущим, «так как всякое изобретение предполагает потребность, желание, стремление, неудовлетворенность, как бы состояние беременности, полное беспокойств и опасений» (С. 241). Аффективные состояния являются также материалом для создания музыкальных, поэтических и драматических произведений.

Аффективное сходство соединяет между собой несходные представления, что отличает их от ассоциаций по смежности как повторение опыта, и, в интеллектуальном смысле, от ассоциаций по сходству. Сопоставляя значение этих компонентов в деятельности творческого воображения при решении различных задач, Рибо пишет: «Всякая господствующая мысль поддерживается какою-нибудь потребностью, стремлением или желанием, то есть аффективным элементом. Всякое господствующее чувство должно сосредоточится в идею или образ, который дал бы ему плоть, систему, без чего оно остается в расплывчатом состоянии.» (С. 63). При этом, по мнению Рибо, господствующая мысль и господствующая эмоция почти равноценны друг другу, но что-то, в зависимости от вида творчества, может преобладать.

Роль третьего компонента — бессознательной части психики — проявляется в состоянии, сопровождающем творческое воображение, которое в обыденной жизни называют «вдохновение». Такое состояние долгое время считалось присущим только богам и сверхъестественным духам, то есть творящим существам, внешним и высшим по отношению к человеку, потом стало передаваться от них отдельным людям («снизошло», «осенило»). Психология же стала рассматривать вдохновение как проявление особого полубессознательного или полусознательного состояния психики.

Функционирование творческого воображения Рибо видит в единстве рассмотренных выше компонентов: «Всякое создание, великое или малое, представляет органический характер; оно предполагает синтетическое начало — единство. Каждый их трех факторов — интеллектуальный, эмоциональный и бессознательный — работает не порознь и не только за свой только счет: они имеют ценность и значение только вследствие соединения между собою и стремления к одной цели. Это начало единства, которое требует всякое изобретение.» (С. 63)

Продукт деятельности творческого воображения, считает Рибо, может проявляться в трех формах:

  1. Намеченная форма — проявляется в грезах, служит переходным состоянием между пассивным воспроизведением и организованным созиданием. Развитием намеченной формы выступает мечтательность, в которой проявляются неосуществимые желания. Эта форма воображения существует только в субъекте и для субъекта.
  2. Выясненная форма воображения выступает психической основой мифического, художественного, философского и научного творчества, гипотезы. Продукты этой формы воображения существуют не только для творца, но и для других субъектов .
  3. Воплощенная форма (сфера удавшихся изобретений) — реализуется в реальных материальных продуктах деятельности творческого воображения: технические устройства, архитектурные объекты, скульптуры, картины и другие.

В основу данной классификации Рибо заложил, как мы видим, критерий возможности реализации продуктов воображения в материальные объекты, тем самым рассматривая воображение как психическую основу творческой деятельности. А деятельность творческого воображения «вызывается всегда потребностью, стремлением, желанием, вожделением, источником которых служит несомненно инстинкт личного самосохранения, обращающийся к будущему» ( C. 275), тем самым Рибо определяет одну из основных функций творческого воображения — целеполагание и проектирование будущего.

Анализируя стадии деятельности творческого воображения при создании технического изобретения, Рибо показывает их сходство со стадиями деятельности воображения при создании художественного произведения: зарождение, вынашивание, появление на свет и окончательную отделку. (Аналогичные стадии творческого процесса описаны в работах А. Пуанкаре (1908), П. Энгельмейера (1910) и других.)

Творческое воображение механика и художника, делает вывод Рибо, по своей природе тождественно и отличается друг от друга только целями, способами и условиями проявления, что позволяет говорить, что механизмы функционирования различных видов творческого воображения идентичны[2]. Творец создает себе идеальный образ, который является и процессом, и результатом творческого воображения. Этот идеальный образ есть то совершенство, которое он стремится осуществить: «Этот идеалстановится объединяющим принципом и притягательным центром. Он создает, вызывает и группирует сочетания соответственных образов, с помощью которых идея развивается и организуется в стройное сооружение, — в целую совокупность средств, клонящихся к достижению одной и той же цели.» (C. 230).

При этом Рибо обращает особое внимание на то, что создание идеала — это не простое объединение элементов: «Мы не знаем такого сложного психического произведения, которое было бы простою суммою составляющих его элементов и в котором они сохранились бы.» (С. 65) Иными словами, природа составляющих элементов исчезает, и возникает новое качество, которое впоследствии назовут системным.

Мы имеем здесь дело «с умственной химией», говорит Рибо и приводит потрясающий по простоте и впечатлению пример: объединение двух газов — кислорода и водорода — дает воду, жидкость, в которой ни разделить, ни различить эти газы невозможно.

Подведем итоги анализа работы Т. Рибо.

В целом в работе Т. Рибо мотивационно-волевая, познавательно-интеллектуальная, аффективно-эмоциональная сферы и бессознательная часть психики представлены как единая система, что позволяет сделать вывод, что использовались элементы системного подхода, однако отсутствие его разработанности не позволило определить роль «творческого воображения» при создании «изобретений» разного уровня сложности.

В терминах авторского варианта функционально-системного подхода модель функционирования «творческого воображения» можно представить в следующем виде: возникающая у субъекта, по Рибо, «потребность, стремление, желание, страсть» создать новый объект, включающие в себя такие факторы, как бессознательный и аффективно-эмоциональный, конкретизируется в замыселсистемообразующий фактор, который формирует идеальный образ — образ цели.

Для реализации замысла как «идеального образа» субъект с помощью интеллектуальных операций (по Рибо — диссоциация и ассоциация) подбирает элементы, выстраивает их определенным образом (структурирует) и таким образом создает новый объект

Структурная организация элементов, подобранных и взаимосвязанных субъектом определенным образом, создает системное свойство объекта, которое производит системный эффект — выполняет необходимую субъекту основную функцию и тем самым удовлетворяет возникшую у него потребность. Чтобы такая реакция «умственной химии» состоялась, должен быть выполнен комплекс «управленческих-интегрирующих» действий по оценке, отбору и структурированию отдельных элементов в систему. Эти действия, определяемые нами как системообразующая функция, в психологии традиционно рассматривались как «воображение». Функционально эти действия можно определить как креативный синтез комплекс интегративных управленческих действий по оценке, отбору и структурированию элементов в систему, выполняемых при решении творческих задач (Шрагина, Київ-2005, Москва-2005, 2007, 2009, 2012).

Для возможности управления процессами диссоциации-ассоциации автором данной работы на основе функционально-системного подхода были разработаны методы обработки исходной информации в форме нежестких алгоритмов (Шрагина, 2001; Шрагина, 2010). На этапе диссоциации алгоритм позволяет проводить широкий всесторонний анализ исходного объекта и получать обширный материал «первичных элементов», а на этапе ассоциации — проводить осознанное их комбинирование, создавая новые необычные сочетания. Эту особенность алгоритма очень часто отмечают все, кто его использует: «во время работы по схеме в голову приходят неожиданные мысли» и из бессвязной информации рождается оригинальный замысел

Полученный вывод дает также основания поддержать точку зрения, что психическая природа мышления и творческого «воображения» имеют общие основания и сходны по механизмам деятельности, но направлены на разные цели: мышление — на анализ окружающей действительности, воображение — на создание на этой основе новых образов.

Применение функционально-системного подхода позволяет согласовать противоречия во взглядах на психологическую природу воображения и рассматривать его в творческом процессе как комплекс операций, реализующих системообразующую функцию и создающих новые системы.

[1] А.Н. Воронин, Т.В. Галкина. Диагностика вербальной креативности./Дружинин В. Н. Психология общих способностей. — СПб.: «Питер». С. 322-346.

[2] В 60-е годы ХХ столетия Г.С. Альтшуллер, разработав теорию решения изобретательских задач (ТРИЗ) и сформулировав законы развития технических систем (ЗРТС), высказал предположение, что поскольку все искусственные системы являются продуктом деятельности творческого воображения, процессы их создания и развития аналогичны и должны подчиняться основным законам развития технических систем. В конце 90-х годов на основе идей Г.С. Альтшуллера М.И.Меерович и Л.И.Шрагина разработали основы теории развития искусственных систем — ТРИС (М.И.Меерович, Л.И.Шрагина, 1997, 2000, 2008; М.И.Меерович, 2005).

Л.И. Шрагина, Одесский национальный университет им. И.И.Мечникова

© Публикуется с любезного разрешения автора

Источник:
Проблема психологии творческого воображения в работе в работе Т
Механизм функционирования творческого воображения Т.Рибо видит как субъективный синтез единства трех компонентов — умственного, эмоционально-аффективного и бессознательного, с помощью которых строится идеальный образ будущего реального продукта.
http://psyfactor.org/lib/shragina7.htm

(Visited 3 times, 1 visits today)

CATEGORIES