Военная психология

Joomla Сайт

Военная психология как отрасль психологической науки

К основным социально-психологическим проблемам, являющимся значимыми для военных психологов и других руководителей можно отнести следующие:

• Роль морально-психологического фактора в повышении боевой готовности и эффективности боевой деятельности войск и отдельных военнослужащих.

• Военный руководитель, стиль его деятельности и общения, условия эффективности влияния на подчиненных.

• Социально-психологические массовидные явления в боевых условиях (паника, сплоченность воинских коллективов).

• Способы эффективного влияния на моральный дух, психологическое состояние противника и население, методы психологической войны.

• Социально-психологическая характеристика личности военнослужащего, обусловленная его социально-демографическими, национальными, возрастными, половыми, профессиональными, социально-классовыми и т.п. особенностями.

• Социально-психологическая характеристика воинских коллективов (подразделений, экипажей, караулов и т.п.) как малых социальных групп.

• Состояние взаимоотношений в подразделении как малой группе, их оптимизация. Конфликты в общении военнослужащих, способы их предупреждения и разрешения.

• Социально-психологическая адаптация военнослужащих, как процесс их приспособления к специфике нового для них социального статуса военнослужащего, вхождения в конкретный воинский коллектив.

Социально-психологические факторы эффективности совместной воинской деятельности — условия совместимости и срабатываемости военнослужащих, требования к служебной коммуникации и др.

В настоящее время все больше ученые и практики начинают обращаться к тем задачам, которые были поставлены перед военной психологией в 20-30 –е годы ХХ столетия Н.Н.Головиным, в частности: изучение проблем человеческого подсознания, разрешение вопроса поиска приемов связывания психологии действующих войск и психологии высших штабов, осуществление психологической экспертизы приказов и принимаемых решений.

1. Оценка требования, предъявляемых обстановкой современного боя к психологическим качествам воина с учетом содержания и объема переносимых нагрузок;

2. Раскрытие закономерностей, управляющих поведением и действиями воинов и воинских коллективов в обстановке боевой учебы и, особенно, боевой деятельности;

3. разработка рекомендаций по изучению индивидуальных особенностей воинов и воинских коллективов для использования их в повседневной работе офицеров;

4. Поиск и нахождение путей повышения эффективности процессов руководства воинами и воинскими коллективами, их обучения, сплочения;

5. Изыскание средств надежной оценки возможностей воинов и воинских коллективов и их целесообразной расстановки по профилям подготовки и по выполняемым задачам;

6. Разработка путей и средств осуществления психологической подготовки личного состава в подразделении, части, соединении к активным боевым действиям в условиях современной войны;

7. Определение средств предупреждения конфликтов, искоренения неуставных взаимоотношений и нарушений воинской дисциплины в подразделениях и частях;

8. Психологическое обеспечение мобилизации, активизации личного состава на успешное выполнение служебных и учебно-боевых задач;

9. Создание средств и процедур оценки морально-психологического состояния личного состава, предупреждения снижения и восстановления психологической устойчивости в сложных условиях, пресечения отрицательных психических реакций;

10. Вооружение командиров, офицеров воспитательных структур знаниями военной психологии и формирование психологического склада мышления, обеспечивающего достижение наиболее продуктивных взаимоотношений с подчиненными;

11. Обеспечение деятельности военных психологов, психологической службы ВС РФ.

Источник:
Joomla Сайт
Военная психология
http://voenobr.ru/uchmaterial/voenpsyh/204-voennaya-psyhologia.html

Военная психология

Военная психология — раздел психологии, изучающий психологические проблемы, возникающие в процессе подготовки военнослужащих и ведения войны, составная часть военной науки.

Как особая дисциплина, военная психология появилась в начале XX века в связи с массовыми исследованиями личного состава вооружённых сил для его отбора, воспитания, обучения и расстановки.

Перечень проблем, исследуемых военной психологией, включает:

  • определение психологических критериев отбора личного состава по родам войск (сил) и для специальных заданий;
  • разработку психологических основ боевой подготовки;
  • изучение взаимоотношений между начальствующим составом и подчинёнными, взаимоотношений в малых группах (экипажитанков, самолётов, подводных лодок);
  • изучение поведения человека в специфических условиях (например, в самолёте или подводной лодке, в состоянии сильного утомления, ночью и т. д.) и поиск путей повышения эффективности восприятия;
  • исследование особенностей мышления военачальников разного уровня;
  • разработку методов психологической войны;
  • и другие.

Особое место занимает изучение влияния стресса, вызванного боевой обстановкой, на поведение человека.

Важнейшей характеристикой противоборствующих сторон является мотивация военнослужащих к ведению военных (боевых) действий. М. И. Дьяченко выделил три вида такой мотивации:

  • широкие социальные мотивы (любовь к родине, ненависть к врагу, чувство воинского долга и т. п.);
  • коллективно-групповые мотивы (товарищество, взаимовыручка, страх быть подвергнутым групповому презрению);
  • индивидуально-личностные мотивы (стремление отличиться, получить награду, испытать свои возможности, заработать денег и др.)

Опыт показывает, что характер боевых действий военнослужащих (активный или пассивный, самоотверженный или самосохраняющий) во многом зависит от отношения к войне и её целям. Образ войны в сознании военнослужащих приобретает ту или иную эмоциональную окраску в зависимости от того, насколько успешно, на чьей территории ведутся боевые действия и какая часть населения своей страны физически и психологически принимает в них участие. Опыт войн убедительно показывает, что чаще побеждают те вооружённые силы, воины которых видят в противнике лютого и ненавистного врага.

От того, какой образ потенциального или реального конфликта сложился в общественном сознании, в значительной степени зависит возможность привлечения широких социальных мотивов для побуждения военнослужащих к активным боевым действиям. При отсутствии общественной поддержки военной акции, проявлении антивоенных настроений это становится проблематичным.

С точки зрения социолога В. В. Серебрянникова, среди людей можно выделить следующие типы по отношению их к войне: «воины по призванию», «воины по долгу», «воины по обязанности», «вооруженные миротворцы», «профессионально работающие на обеспечение армии и войны», «пацифисты», «антивоенный человек» и другие.

К первой категории — «воинов по призванию» — относятся те, кто желает посвятить жизнь военному делу. По мнению экспертов, она составляет около 3-5% дееспособного населения.

Ко второй категория — «воинов по долгу» — относятся те, кто, независимо от своего субъективного отношения к войне вообще, часто весьма негативного, оказавшись перед необходимостью защищать свою страну от захватчиков, сами добровольно идут на войну. По отношению ко всему военнообязанному населению, по данным некоторых социологов, они составляют 8-12%.

К третьей, как правило, самая многочисленной категории — «воины по обязанности» — относятся те, кто в целом негативно относится к службе в армии, но подчиняется закону о воинской обязанности. Они составляют около 40-50% всего военнообязанного населения [1] .

Постоянная угроза жизни, здоровью, постоянное изменение боевой обстановки, длительные нагрузки, нередко превышающие пределы человеческих возможностей, утрата боевых товарищей, участие в жестоком насилии по отношению к врагу оказывают огромное воздействие на психику участников боевых действий.

По оценкам экспертов, около 90 % военнослужащих испытывают в бою страх в явно выраженной форме. При этом у 25 % из них страх сопровождается тошнотой, рвотой, у 20 % — неспособностью контролировать функции мочеиспускания и кишечника. Рядом исследований установлено, что примерно 30 % солдат испытывают наибольший страх перед боем, 35 % — в бою и 16 % — после боя.

В исследованиях военных специалистов указывается на то, что в бою лишь 20 — 25 % солдат самостоятельно проявляют необходимую активность (ведут прицельный огонь, целесообразно перемещаются на поле боя и т. п.), а остальные проявляют активность, лишь находясь на виду у командира. В его отсутствии они прячутся в безопасное место, имитируют выход из строя техники, оружия, психическую или физическую травму, «сопровождают» в тыл раненых сослуживцев [2] .

Немецкий исследователь Е. Динтер выявил, что процесс адаптации к боевым действиям длится примерно 15 — 25 суток, после чего военнослужащий достигает пика морально-психологических возможностей. После 30 — 40 суток непрерывного пребывания в непосредственном соприкосновении с противником наступает истощение духовных и физических сил. Р. А. Габриэль считает, что если после 45 суток непрерывного пребывания на поле боя военнослужащие не будут отправлены в тыл, то они по своим психофизиологическим возможностям окажутся небоеспособными. Аналогичной точки зрения придерживаются американские психиатры Р. Свонк и У. Маршан. По их мнению, у 98 % военнослужащих, непрерывно участвующих в боевых действиях в течение 35 суток, возникают те или иные психические расстройства.

Неблагоприятное влияние на психологическое состояние личного состава оказывает также нарушение ритмов жизнедеятельности (привычного чередования активной деятельности, сна, отдыха, приёма пищи), непривычная местность, частая смена климатических условий, плохие погодные условия.

Установлено, что сложная боевая обстановка вызывает серьёзные психологические расстройства, и полную потерю боеспособности на определенное время у воинов со слабым типом нервной системы (среди военнослужащих их около 15 %). В аналогичных условиях воины со средним типом нервной системы (таких около 70 %) снизят активность боевых действий лишь на короткое время. Воины с сильным типом нервной системы (их примерно 15 %) не подвергаются ощутимому психотравмирующему воздействию боевой обстановки.

Во время Второй мировой войны в американской армии по причине психических расстройств были выведены из строя 504 тыс. военнослужащих, а около 1 млн. 400 тыс. имели различные психические нарушения, на некоторое время исключавшие участие в боевых действиях. Во время Корейской войны и войны во Вьетнаме психогенные потери в армии США составляли 24 — 28 % от численности личного состава, непосредственно участвовавшего в боевых действиях [3] .

Немаловажное значение для психологического состояния военнослужащих имеют вера, суеверия, символы-ценности, способы регуляции психических состояний (ритуалы, обряды и т. д.).

Часто мне приходилось видеть все это и каждый раз становилось тяжело; это эксплуатация войны, в которой убитые, раненые, без вести пропавшие и скромные проигрывают; оставшиеся в живых, находящиеся налицо и нахальные — выигрывают [4] .

В ситуации экстремального риска мозг человека начинает «готовиться» к вероятной травме и последующей за ней боли, генерируя внутренние, эндогенные наркотики (эндорфины и энкефалины). Наступает состояние, подобное состоянию опьянения. Страх смерти нивелируется, однако возникает риск потери ориентации.

Строевая подготовка постепенно формирует у солдата психологическое ощущение принадлежности к большой группе, существование которой важнее судьбы отдельного входящего в нее индивида. В бою, в частности при атаке, энергия группового давления блокирует страх индивидуальной смерти [5] .

Психика людей, перестроенная под потребности войны, оказывается неприспособленной к мирной обстановке, к стандартным ценностям общества, к оценке мирными гражданами пережитого участником военных действий. У ветеранов войны часто проявляются навязчивые воспоминания, ночные кошмары, агрессивность, ненависть к бывшему противнику, что указывает на посттравматическое стрессовое расстройство. Мощными факторами психической травматизации являются ранения, особенно вызвавшие инвалидность.

Примерно у 25 % ветеранов войны во Вьетнаме отмечалось развитие неблагоприятных личностных изменений после полученной психотравмы. В литературе распространены сведения, что к началу 1990-х гг. около 100 000 ветеранов этой войны покончили жизнь самоубийством (данная цифра оспаривается некоторыми авторами как чрезвычайно завышенная [6] ), 40 000 вели замкнутый, почти аутичный, образ жизни. Среди раненых и инвалидов войны доля тех, у кого проявлялось посттравматическое стрессовое расстройство, превышала 42 %, тогда как среди физически здоровых ветеранов войны их было 10 — 20 % [7] .

По данным на ноябрь 1989 года, 3 700 советских ветеранов войны в Афганистане находились в заключении, количество разводов и острых семейных конфликтов составляло в семьях «афганцев» 75 %; более двух третей ветеранов не были удовлетворены работой и часто меняли её из-за возникающих конфликтов, 90 % студентов-«афганцев» имели академическую задолженность или плохую успеваемость, 60 % страдали от алкоголизма и наркомании [3] .

Психологической реабилитации ветеранов боевых действий способствуют:

  • Их достойная встреча при возвращении домой
  • Публичное признание социальной значимости их участия в боевых действиях
  • Признание их нового, более высокого социального статуса
  • Понимание специфических ценностей боевого братства, особенностей психических реакций и поведения ветеранов
  • Вовлечение ветеранов в активную общественную работу
  • Создание условий для поддержания благоприятной психологической атмосферы в семье
  • Раннее выявление, быстрое и позитивное разрешение межличностных конфликтов с участием ветеранов
  • Постепенное «стирание» социальной стратификации по критерию участия в боевых действиях

Источник:
Военная психология
Военная психология — раздел психологии, изучающий психологические проблемы, возникающие в процессе подготовки военнослужащих и ведения войны, составная часть военной науки. Как
https://ru.m.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%BE%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F

Военная психология

методология, теория, практика

методология, теория, практика

Данные учебное пособие представляет собой взгляды военных психологов кафедры психологии Военного университета на настоящее и будущее военной психологии по всем трем основным уровням военно-психологической науки: методологическому, теоретическому и собственно прикладному.

Издание рекомендовано Главным Управлением Кадров Министерства обороны Российской Федерации как учебно-методическое пособие.

Учебное пособие предназначено для адъюнктов и слушателей Военного университета РФ, военных психологов-исследователей и преподавателей военной психологии.

— кандидат психологических наук, подполковник (§2.13)

— доктор психологических наук, профессор, полковник (§2.23)

— доцент, кандидат педагогических наук, полковник (§1.6)

— кандидат психологических наук, подполковник (§2.22)

заместитель руководителя авторского коллектива, доцент, кандидат психологических наук, полковник (введение, §2.5, §2.8, §2.9, литература)

— кандидат психологических наук, подполковник (§2.18, §2.24)

— доктор психологических наук, профессор (§2.2)

— кандидат психологических наук, полковник (§2.14)

— кандидат психологических наук, полковник (§2.7, §2.10, §2.12)

— доцент, кандидат психологических наук (§ 2.17)

— кандидат психологических наук, подполковник (§1.5)

руководитель авторского коллектива,академик Международ- ной Академии акмеологических наук, доктор психологических наук, профессор, генерал-майор (§2.4, §2.15)

— доцент, кандидат психологических наук, полковник (§1.7)

заместитель руководителя авторского колектива, доцент, кандидат психологических наук, полковник (введение, §1.1, §2.16, литература, заключение)

Источник:
Военная психология
методология, теория, практика методология, теория, практика Данные учебное пособие представляет собой взгляды военных психологов кафедры психологии Военного университета на настоящее и
https://studfiles.net/preview/6706702/

Военная психология

Кубышко В.Л. Совершенствование психологической работы в системе морально-психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности личного состава органов внутренних дел. // Национальный психологический журнал. – 2017. – №4 (28). – С. 95–103

Актуальность (контекст) тематики статьи. Поскольку психологическая работа в МВД России является одним из видов системы морально- психологического обеспечения профессиональной деятельности сотрудников, то ее подразделения призваны выполнять задачи двух уровней: профессионально- специфические и общесистемные. Первые, представленные тремя группами, сводятся к индивидуальной и групповой психодиагностике, личностно- профессиональному развитию, профессионально-психологическому сопровождению. Их выполнение подчинено общесистемным целям, главная из которых заключается в формировании государственно-патриотического мировоззрения, корпоративной культуры и профессионально значимых качеств сотрудников.

Цель. В контексте такого подхода в статье рассматриваются статическая и динамическая модели психологической работы в МВД Россиии на современном этапе, выявляются ее актуальные проблемы и определяются пути их разрешения.

Описание хода исследования. На основании краткого анализа статической модели психологической работы автор делает вывод делает вывод о наличии сил и средств для успешного выполнения поставленных задач и подтверждает это внешними критериальными показателями. При характеристике динамической модели определяются проблемы научно-методического, организационно-кадрового и общесистемного (мировоззренческого) характера. Автор уточняет их сущность и содержание, а также обосновывает пути их конструктивного устранения.

Результаты исследования. Автор констатирует, что проблемы мировоззренческого характера требуют особого внимания, поскольку для их решения необходим целый комплекс мер, связанных с расширением функциональных обязанностей психологов, работающих в системе МВД.

Выводы. В условиях негативного информационно-психологического воздействия на профессионально-корпоративное сознание сотрудников МВД, повышенного внимания отдельных исследователей к отрицательным моментам истории полиции при игнорировании ее героических страниц, психологи должны использовать весь арсенал психологических подходов и методов для противостояния данным деструктивным воздействиям. Особое значение должно уделяться формированию мотивационной сферы сотрудников как важнейшей составляющей их профессиональной направленности.

Принята к публикации: 14.12.2017

Доступно в on-line версии с 01.01.2018

Караяни А.Г. История развития и современное состояние современной китайской военной психологии. // Национальный психологический журнал. – 2017. – №4(28). – С. 83–94.

Актуальность (контекст) тематики статьи. Российская военная психология активно анализирует обретенные за годы своего реформирования достижения и с огромным интересом обращается к военно-психологическому опыту зарубежных армий. Знакомство с этим опытом позволяет российской военной психологии определить свое место в мировой военно-психологической науке, оценить динамику и верность генерального направления развития. В этом плане весьма интересным представляется знакомство с состоянием, возможностями, важнейшими ориентирами развития китайской военной психологии.

Цель. Цель статьи познакомить с бесценным опытом проб и ошибок, взлетов и падений, застоя и настоящих прорывов, который можно почерпнуть, изучив историю и современное функционирование психологических структур китайской армии.

Выводы. В конце статьи делается вывод о том, что китайская военная психология становится существенной созидательной силой в системе обеспечения боеспособности Народно-освободительной армии Китая и ее опыт достоин внимательного и всестороннего изучения.

Принята к публикации: 26.10.2017

Доступно в on-line версии с 01.01.2018

Караяни А.Г. «Психическая устойчивость: прочность или гибкость?»: рецензия на книгу «Формирование психологической устойчивости у военнослужащих». // Национальный психологический журнал. – 2016. – № 3(23). – С. 72-75.

Принята к публикации: 12.09.2016

Доступно в on-line версии с 30.10.2016

Караяни А.Г.,Караяни Ю.М.,Зинченко Ю.П. Американская военная психология как область специальной практики // Национальный психологический журнал — 2014.- №1 -с.65-73.

направление и содержание деятельности военных психологов обусловливается особенностями внешней и внутренней политики американского

руководства, задачами, решаемыми вооруженными силами страны на конкретном этапе ее исторического развития, спецификой тех психологических проблем,

которые имеют место в армии, авиации и на флоте, достигнутым на сегодняшний день уровнем развития психологической науки и практики. Вскрываются

основные проблемы, выступающие мишенями деятельности военных психологов (посттравматическое стрессовое расстройство, самоубийства, наркомания,

военные преступления, отношения в воинских подразделениях&#41;.</p><p>

Дается анализ предметного поля американской военной психологии, ее основных задач. Показана преемственность в определении основных точек

практического приложения военной психологии.</p><p>

Анализируются основные сферы деятельности военных психологов. Показывается специфика задач, решаемых военными психологами армии, военно-

морского флота, военно-воздушных сил и морской пехоты. Раскрываются направления и методы работы клинических психологов, специалистов операций по

информационной поддержке войск, психологов педагогического &#40;психологическая подготовка войск&#41; и образовательного направлений. Дается обзор штатных

позиций и организаций, в которых действуют военные психологии в интересах военного ведомства.</p><p>

Дается обзор мер, принимаемых военным руководством США по совершенствованию системы психологической работы в вооруженных силах на рубеже

ХХ – ХIХ веков. Анализируются основные схемы профессиональной подготовки психологов, работающих на решение оборонных задач. Дается сравнительный

анализ оплаты труда военных психологов. Обсуждаются вопросы функционирования военно-психологического сообщества как составной части Американской

психологической ассоциации. Дается обзор периодических изданий, литературы и мероприятий, проводимых секцией военной психологии АПА.</p>&quot;;s:4:&quot;TYPE&quot;;s:4:&quot;html&quot;;>

Источник:
Военная психология
Военная психология
http://npsyj.ru/sections/detail.php?Sections=5017

(Visited 1 times, 1 visits today)

CATEGORIES