Виды семейных отношений

Виды семейных отношений

Семейные отношения – отношения в семье между ее членами. С момента рождения мы вступаем в семейные отношения. Будучи урегулированные законом, они принимают значение семейных правоотношений. Мы взрослеем, вступаем в брак, у нас появляются дети. Все это цепочка семейных отношений и правоотношений. Они меняют свою форму и субъектный состав, но между ними (отношениями и правоотношениями) есть общие черты, правила, права и обязанности сторон. Где грань в их правовом регулировании?

Прежде чем обратиться к понятию (определению понятия) семейные правоотношения, рассмотрим дискуссии вокруг природы и сущности семейных правоотношений.

В науке семейного (гражданского) права нет единого взгляда на природу семейных правоотношений.

В ряде стран семьи континентального права (Германия, Италия, Франция, Швейцария) такой отрасли как семейное право вообще не существует, а методом правового регулирования семейного права выступает гражданско-правовой метод [1] .

В российском праве часть исследователей, следуя зарубежному опыту и определенной логике умозаключений, не выделяют семейные отношения в отдельную разновидность правовых отношений (и отдельную, самостоятельную отрасль права); другие исследователи доказывают обратное – то есть самостоятельность семейных правоотношений, что будет рассмотрено ниже.

Итак, можно ли говорить о самостоятельности семейных правоотношений или же они являются разновидность другого вида правовых отношений? За постижением истины, обратимся к противоположным научным точкам зрения.

Так, например, в качестве ключевой особенности семейных правоотношений ряд ученых выделяют их доверительно-личностный характер. Такой точки зрения, в частности, придерживается Е.М.Ворожейкин [2] . Сторонники указанной точки зрения (Е. А . Королев, И.М. Кузнецова [3] и др.) ссылаются на большую роль норм морали в регулировании семейных отношений и преобладание личных неимущественных отношений над имущественными.

Ученые, придерживающиеся противоположенной точки зрения, считают, что личные отношения, в основном, лежат вне сферы правового регулирования и юридический элемент необходим только в области имущественных отношений членов семьи. Так, например, Н.Д. Егоров отмечает, что существенных различий между предметом семейного и гражданского права выявить невозможно [4] . А налогично считает и А .П. Сергеев, отмечая, что общественные отношения, которые хотя и называются семейными, по своей сути представляют собой разновидность отношений, входящих в предмет гражданского права [5] . Таким образом, сторонники данной концепции считают, что право семейное, также как и право гражданское, преимущественно регулирует имущественные отношения, так как они лучше поддаются правовому регулированию, а значит семейные правоотношения – суть гражданские правоотношения.

Действительно, две категории правовых отношений наиболее близ ко примыкают одна к другой: гражданские и семейные. Особенно сближает их сходство по некоторым субъективным и объективным признакам. И те, и другие воз можны как отношения между гражданами. И те, и другие в своей основе могут иметь как имущественные, так и неимущественные блага. Но сходство этих отношений лишь внешнее. Без личных (лично-доверительных) отношений не было такого образования как семья, остались бы только имущественные отношения — остались бы в стороне такие понятия как семья и брак, связанные только с лично-доверительными отношениями. По существу же здесь имеются две разновидности обществен ных отношений, каждая из которых существует как самостоятельн ая категория.

Подтверждают высказанные обстоятельства, следующие положения: во-первых, что само семейное законодательство в нашей стране с самого начала существования семейного права развивалось как самостоятель ная отрасль. Так, например, в статье 2 ГК РСФСР 1964 г . было указано, что семейные отношения регулируются только семейным законодательством.

Во-вторых, общественные отношения, урегулированные нормами семейного права преимущественно складываются на другой основе — на почве кровнородственных связей [6] . Не обладание теми или иными конкретными имущественными предметами предопределяет характер общественных отношений людей в данной области социальной деятельности, а связь одного с другим на почве происхождения одного от другого. Личные отношения людей в этой сфере правоотношений являются главными, преобладающими. Именно об этом говорит СК РФ (абз.2 п.1 ст.1) — семейные правоотношения – отношения, построенные на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи.

Будучи урегулированы правовыми нормами, эти общественные отношения составили особую самостоятельную область правовых отношений. Главное в данной сфере деятельности составляет регулирование заключения брака, отношений между супругами и детьми, отношений развода, взаимоотношений между родственниками и других отношений лично-родственного характера. Тех форм, которые вырабатываются для регулирования имущественных отношений, здесь недостаточно, поскольку они получают ограниченное применение. Появляется потребность в особых нормах. В зависимости от этапа человеческой истории эти нормы либо объединяются теми отраслями, которые регулируют имущественные отношения, либо выделяются в самостоятельную ветвь законодательства.

Кроме того, последовательный анализ ст.ст.2-4 СК РФ позволяет сделать вывод о том, что семейные правоотношения – особый вид правоотношений, гражданское законодательство к которым применяется субсидиарно. По мнению Л.М. Пчелинцевой, основания применения гражданского законодательства к семейным отношениям связано с усилением договорных начал в семейном праве… Определяющим началом в решении вопроса о соотношении гражданского и семейного законодательства является отношение к семейному праву как к самостоятельной отрасли права… более предпочтительной же является позиция, согласно которой гражданское законодательство может применяться к семейным отношениям как к отношениям, регулируемым другой отраслью права, т.е. в порядке субсидиарного применения [7] .

О различии гражданских и семенных правоотношений говорит и тот факт, что цели и задачи семейных правоотношений, в отличие от гражданских правоотношений, таковы, что они вообще не могут быть достигнуты в результате одного акта, подобно, например, договору купли-продажи, мены, дарения в гражданском праве. Немыслимо создание семьи, заключение брака, воспитание детей как акта подобного однократного действия. Напротив, целевой характер любого из семейных правоотношений обязательно предполагает длительность во взаимоотношениях участников семейного правоотношения.

Таким образом, российское законодательство рассматривает семейные правоотношения как особый вид правоотношений, которые следует отличать от гражданских правоотношений.

В тоже время необходимо четко разграничивать семейные и гражданские правоотношения. Как отмечает, Е.М. Ворожейкин [8] семейные правовые отношения имеют в своей основе определенный круг фактических общественных отношений. Свойства этих фактических общественных отношений, переходя в состав правовых, и сообщают последним присущие им специфические качества. Однако семейные правоотношения — результат, следствие урегулирования таких фактических общественных отношений нормами семейного права. В результате урегулирования нормами других отраслей права взаимоотношений между теми же субъектами семейного правоотношения не возникает. Например, правоотношения между супругами по поводу лично принадлежащего им имущества являются гражданско-правовыми, но не семейно-правовыми, хотя субъектами правоотношения в данном случае являются участники, типичные для семейного права.

Необходимо отличать семейные правоотношения и от смежных административных (публичных) правоотношений. А именно, из состава норм регулирования семейного законодательства исключаются вопросы, связанные с регистрацией актов гражданского состояния: рождение, заключение брака, усыновление (удочерение), установление отцовства, перемена имени (фамилии, отчества и собственно имени), смерть гражданина, а также общие положения порядка производства их регистрации органами загса, порядка исправления, аннулирования и восстановления записей актов гражданского состояния. А дминистративно-правовые нормы по этим вопросам кодифицированы в отдельном законодательном акте — федеральном законе об актах гражданского состояния [9] .

Итак, что же следует понимать под семейными правоотношениями?

Семейные правоотношения – отношения, построенные на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи. Именно об этом говорит СК РФ (абз.2 п.1 ст.1).

Семейное право регулирует особый вид общественных отношений – отношения между людьми в связи со вступлением в брак, созданием семьи, рождением и воспитанием детей [10] . Такой вывод следует из анализа ст.2 СК РФ.

Не совсем верным будет следующее определение семейных правоотношений как отношений урегулированных нормами семейного законодательства.

В этой связи важно акцентировать внимание на различие собственно семейных правоотношений и правоотношений, урегулированные нормами семейного законодательства, и в первую очередь СК РФ.

Семейные правоотношения в их точном значении — это подпадающие под действие семейно-правового регулирования отношения между членами семьи в социологическом ее понимании, а также между родственниками первой и второй степени родства [11] .

Наряду с названными отношениями, СК РФ регулирует также и близко примыкающие к ним, но иные по своей природе отношения. В таких отношениях, как правило, сторонами выступают публичные образования, например, администрация организации. Так, факт смерти родителей ребенка порождает возникновение правоотношения по поводу его устройства, в рамках которого соответствующие органы местного самоуправления и государственной власти совершают действия по размещению ребенка способом, наиболее отвечающим его интересам. Это правоотношение является организационным и носит административно-правовой характер [12] .

Необходимо остановиться и на различии понятий «семейные правоотношения» и «семейные отношения». Последняя категория гораздо шире, т.к. включает в себя не только отношения членов семьи, урегулированные нормами права (семейного права), но и отношения между названными субъектами, которые не поддаются регулированию закона, а регулируются, скорее моралью, бытовыми нормами, традиционными и культурными факторами.

Ключевым понятием, составляющим базис семейных правоотношений, является понятие семьи. Несмотря на то, законодатель не определяет понятие семьи, ее значение и первостепенная важность проводится через абсолютно все положения Семейного кодекса. В п.1.ст.1 СК РФ закреплено, что семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства.

Понятие семьи долгое время оставалось в науке семейного права дискуссионным. Не вдаваясь в существо противоречий, заметим следующее.

Понятие семьи имеет социологический, не правовой характер. Семья определяется как свободная, частная и неприкосновенная первичная ячейка общества [13] .

В правовых актах, и, прежде всего в СК РФ, понятие семьи связано с установлением круга членов семьи, образующих ее состав.

В российской правовой доктрине семья определяется как круг лиц, связанных личными неимущественными, а также имущественными правами и обязанностями, основанными на браке, родстве и принятии детей на воспитание [14] .

Семейные правоотношения возникают между членами семьи, то есть, между супругами, родителями и детьми, дедушкой (бабушкой) и внуками, родными сестрами и братьями, отчимом (мачехой) и пасынками (падчерицами), а также между лицами, принявшими на воспитание детей (усыновителями, опекунами, попечителями, приемными родителями, фактическими воспитателями) и принятыми в их семьи детьми. При этом соответствующие права и обязанности возникают в указанных в СК РФ случаях и при наличии условий, им установленных.

Обратимся к видам семейных правоотношений.

Как следует из ст.2 СК РФ, семейное законодательство устанавливает условия и порядок вступления в брак, прекращения брака и признания его недействительным, регулирует личные неимущественные и имущественные отношения между членами семьи: супругами, родителями и детьми (усыновителями и усыновленными), а в случаях и в пределах, предусмотренных семейным законодательством, между другими родственниками и иными лицами, а также определяет формы и порядок устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей.

По специфике характера прав и обязанностей, т.е. по их содержанию, в качестве самостоятельных разновидностей семейных правовых отношений выделяются [15] :

— брачные правоотношения (отношения между супругами);

— родительские правоотношения (правоотношения между родителями и детьми);

— правоотношения по поводу воспитания и материального содержания;

правоотношения только по воспитанию;

— правоотношения только по поводу материального содержания.

Кроме такой классификации, профессор В. А . Рясенцев [16] выделил три группы семейных правоотношений по характеру защиты субъективных прав, входящих в их содержание:

Относительные семейные правоотношения с абсолютным характером защиты — в таких правоотношениях четко определены носители субъективных прав и обязанностей. Реализация прав обеспечивается государственной зашитой от нарушений со стороны неопределенного круга лиц. Например, закрепленное в ст. 54 СК РФ право ребенка на воспитание порождает обязанность родителей воспитывать своих несовершеннолетних детей (ст. 63 СК РФ). Родители свободны в выборе методов и способов воспитания и, если кто-либо будет им препятствовать, они могут обратиться за защитой в суд.

А бсолютные правоотношения с некоторыми признаками относительных — с упруги являются собственниками имущества, находящегося в общей совместной собственности, а правоотношение собственности, как известно, носит абсолютный характер, поскольку собственник может требовать от любого лица, чтобы оно не совершало действий, препятствующих собственнику осуществлять свои правомочия. Однако взаимные права и обязанности супругов как субъектов совместной собственности носят относительный характер.

Относительные семейные правоотношения, не обладающие абсолютным характером защиты — э то такие правоотношения, в которых четко определены управомоченные и обязательные лица и право управомоченного лица может быть нарушено только определенным лицом, участвующим в данном правоотношении. К ним относятся алиментные отношения и личные неимущественные отношения между супругами [17] .

Все семейные правоотношения можно разделить на два вида: личные (неимущественные) и имущественные отношения. Такое деление основано на том, что имущественные права и обязанности имеют определенное экономическое содержание. Личные права и обязанности такого содержания лишены, они возникают в связи с нематериальными благами, неотделимы от личности и непередаваемы другим лицам.

Личными (неимущественными) являются отношения, касающиеся вступления в брак и прекращения брака, отношения между супругами при решении вопросов жизни семьи, выбора фамилии при заключении и расторжении брака, отношения между родителями и детьми по воспитанию и образованию детей и др.

Имущественные отношения — это алиментные обязательства членов семьи (родителей и детей, супругов (бывших супругов), других членов семьи), а также отношения между супругами по поводу их общего и раздельного имущества.

[1] Основными источниками регулирования брачно-семейных отношений в странах континентальной Европы являются специальные разделы гражданских кодексов. См. А нтокольская М.В. Семейное право. М.: 1996. – с.85.

[2] См.например: Ворожейкин Е.М. Семейные правоотношения в СССР. М.: Юридическая литература. – 1972. – с. 53.

[3] Кузнецова И.М. Семейное прав. Учебник. – М. Юрист. – 1998. – с. 4.

[4] А нтокольская М.В. Семейное право. М.: 1996. – с.18.

[5] Гражданское право. Том 3. Учебник. / Под ред. А .П. Сергеева, Ю.К. Толстого. – М.: Проспект. – 2001. –с.276.

[6] «Кровнородственная семья — первая ступень семьи». Термин впервые введен Льюисом Г. Морганом в труде «Древнее общество, или исследование линий человеческого прогресса от дикости через варварство к цивилизации». — Лондон, Макмиллан и К о , 1877. В дальнейшем использовался Ф. Энгельсом в работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства» Маркс К., Энгельс Ф.; Избранные произведения. В 3-х т. Т. 3. — М.: Политиздат, 1986, — 639 с.

[7] Пчелинцева Л.М. Семейное право. – М.: Норма, 2002. – С. 25-29.

[8] Ворожейкин Е.М. Семейное право — как самостоятельная отрасль права // Советское государство и право. 1967. — № 4.

[9] Федеральный закон от 15 ноября 1997 г . N 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 24 ноября 1997 г . — №47. — Ст. 5340.

[10] Кузнецова И.М. Семейное прав. Учебник. – М. Юрист. – 1998. – с. 4.

[11] Гражданское право. Том 3. Учебник. / Под ред. А .П. Сергеева, Ю.К. Толстого. – М.: Проспект. – 2001. –с.278.

[12] Михеева Л.Ю.. Опека и попечительство: Теория и практика / под ред. д.ю.н., профессора Р.П. Мананковой. — Волтерс Клувер, — 2004 г. – СПС «Гарант».

[13] А вакьян С. А . Конституция России: природа, эволюция, современность: 2-е изд. — М.: РЮИД, «Сашко», 2000. – СПС «Гарант».

[14] См. например: Постатейный научно-практический комментарий Семейного кодекса Российской Федерации / Под ред. Эрделевского А .М. — М., 2001; Королев Ю. А . Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации — М.: «Юридический Дом «Юстицинформ», 2003 – с. 8.

[15] Данную классификацию можно вывести из статей Семейного Кодекса РФ.

[16] Рясенцев В. А . Семейное право. М., 1971. с. 51.

[17] Муратова С. А ., Тарсамаева Н.Ю. Семейное право: Учебное пособие.— М.: Новый Юрист, 1999. — с.25-26.

Источник:
Виды семейных отношений
Дипломные работы по юриспруденции (праву). Новейшие дипломы. Постоянное пополнение.
http://www.allpravo.ru/diploma/doc39p0/instrum5165/item5167.html

Виды супружеских отношений

Бывает, что вначале супружеских отношений люди переносят в свою семью сценарии из родительской семьи, или наоборот, «антисценарий», но в процессе совместной жизни, и, проходя через семейные кризисы, супруги меняют свои модели поведения, тем самым могут переходить уже в другие виды супружеских отношений.

Классификация брака по Haley – Симметричный, Комплементарный, Метакомплементарный.

  1. Симметричный. В таком браке, оба супруга имеют равные права и обязанности перед друг другом и близкими людьми. Никто из них не подчинён другому. Все возникшие проблемы решают сообща, путём договора или компромисса.
  2. Комплиментарный. В таком браке один из супругов доминирует, оставляет за собой право всё решать, отдаёт приказы. Второй супруг является подчинённым, исполняет приказы. И такой союз может длиться, пока партнёр не изменится и не захочет больше свободы, самостоятельности в свой жизни.
  3. Метакомплементарный. В этом брачном союзе ведущую роль играет тот, кто реализует собственные цели путём подчёркивания своей слабости, бессилия, и ловко манипулирует партнёром. Часто используют разные мнимые болезни, своё «неумение» что-то предпринять и делать. Такой союз может длиться, пока партнёр не поймёт, что им манипулируют, и ему захочется больше свободы и других отношений.

Любой из этих видов брака встречается в жизни и возможно многие люди это понимают и принимают, живут так, и учат своих детей какой-то одной модели.

Мне хочется познакомить также читателей ещё с некоторыми видами, которые встречаются в семейных отношениях.

Можно любой брак привести к лучшему, когда люди становятся соратниками и близкими друзьями. И начинают ценить и понимать себя, и потребности другого человека. Даже из типа семьи — «Дуб – плющ», можно выйти, когда человек начинает расти и помогает партнёру в самосовершенствование, выходит за рамки, меняется, становится немного другим. Семья, как цветок, постоянно нуждается в уходе. Полив — внимание, нежность. Удобрение – помощь, забота. Взрыхление – новые ощущения, внести «искорку» в отношения.

Мне приходилось слышать такие фразы: «Что институт брака, себя изжил» — и чаще мне говорили это люди, которые 3-4 раза были женаты, и постоянно искали чего-то, не были счастливыми в брачных отношениях, и всё искали виноватых в этом. Каждый человек имеет право на отстаивание разных взглядов на семью, и я являюсь сторонником семьи! И если у вас возникли проблемы в семейных отношениях, то решайте их сообща, вместе! Быть вместе в длительных, хороших отношениях – это и труд, и радость, и иногда огорчения, но всё равно – это счастье, когда с тобой рядом твои самые любимые и близкие люди! Без иллюзий ты их любишь и принимаешь такими, какие они есть!

Понимать свои сильные и слабые стороны, понимать и принимать все эти стороны у партнёра. Придерживаться похожих взглядов на жизнь и в воспитание детей, иметь общие ценности, иметь свои позиции и быть гибким в принятие решений, доверять и помогать друг другу, заниматься саморазвитием и вносить равноценный вклад каждого супруга в семью! И важным также является — строить жизнь на основе реалий сегодняшнего дня, радоваться, составлять совместные планы, ценить себя и уважать близких людей! Все эти составляющие дают хорошие результаты в браке, делают людей счастливыми, стрессоустойчивыми и позитивно смотрящими в будущее. Хороший, надёжный тыл даёт человеку большую уверенность в завтрашнем дне!

Источник:
Виды супружеских отношений
Бывает, что вначале супружеских отношений люди переносят в свою семью сценарии из родительской семьи, или наоборот,
http://www.all-psy.com/stati/detail/2165/1/

Психология семейных отношений

.1. Характеристики семьи

Семья играет огромную роль как в жизни отдельной личности, так и всего общества. Важнейшими характеристиками семьи является ее функции, стабильность и динамика.

Функция семьи – сфера жизнедеятельности семьи, непосредственно связанная с удовлетворением определенных потребностей всех членов. Соловьев: «Функций семьи столько, сколько видов потребностей в устойчивой, повторяющейся форме она удовлетворяет».

1. Воспитательная функция семьи состоит в удовлетворении индивидуальных потребностей в отцовстве и материнстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях. По отношению к обществу она обеспечивает социализацию подрастающего поколения, подготовку новых членов общества.

2. Хозяйственно-бытовая функция заключается в удовлетворении социальных и материальных потребностей членов семьи (в пище, крове), содействует сохранению их здоровья.

3. Эмоциональная функция семьи – удовлетворение ее членами потребностей в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите, а также обеспечивает эмоциональную стабилизацию членов общества, содействуя сохранению их психологического здоровья.

4. Функция духовная ( культур ная) общественная – удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга, взаимное духовное обогащение.

5. Функция первичного социального контроля – беспечение выполнения социальных норм членов семьи, в особенности теми, кто в силу различных обстоятельств не может самостоятельно строить свое поведение в соответствии с социальными нормами.

6. Сексуально-эротические функции – удовлетворение сексуально-эротических потребностей членов семьи. С точки зрения общества важно, как семья при этом регулирует сексуально-эротическое поведение членов семьи, обеспечивая биологическое воспроизведение общества.

С течением времени происходят изменения в функциях семьи: одни утрачиваются, другие изменяются в соответствии с новыми социальными условиями. В современном обществе значительно возросло значение таких функций, как эмоциональная, сексуальная, воспитательная, духовная. Брак все больше рассматривается как союз, основанный на эмоциональных связях, а не на хозяйственно-материальных.

В современном мире семья, кроме традиционных функций, а именно воспитательной и репродуктивной, стала выполнять функцию психологического убежища — места снятия напряжения и создания эмоционального комфорта. Особенно это касается молодых пар, ведь создание благополучного психологического климата в семье является залогом дальнейшей успешной семейной жизни.

По данным психологов, для счастья семьи нужно не столь уж много, а именно:

• направленность на другого (умение понимать его, внимательно к нему относиться, учитывать его вкусы, интересы и желания);

• нормальное, бесконфликтное общение;

• доверительность и симпатия;

• понимание друг друга;

• нормальная интимная жизнь;

• наличие Дома (место, где может отдохнуть от сложностей жизни семья в целом, и каждый из её членов в отдельности).

Социологи определили следующие условия семейного благополучия:

1. Взаимопонимание между супругами.

2. Отдельная квартира.

3. Материальное благополучие.

5. Уверенность в прочности брака.

6. Интересный досуг в семье.

7. Интересная работа.

8. Соответствующее образование.

9. Хорошее положение на работе.

10. Хорошие друзья.

11. Самостоятельность супругов.

Анализ общественного мнения показал, что главными условиями для семейного счастья являются 1,2,3,4,7 годы. Практичные мужчины на первое место ставят отдельную квартиру и материальное благополучие, после чего следует взаимопонимание между супругами, дети и интересная работа. Женщины отдают пальму первенства взаимопониманию, детям, а потом – отдельная квартира, материальное благополучие и интересная работа.

Стадии развития семьи. В первый «медовый» год супружества, как показывают исследования психологов, 37% супружеских пар утверждают: отношение к спутнику (спутнице) жизни стало более строгим, 29% отмечают возросшее число разногласий. Изменяется восприятие друг друга, происходит переоценка. Супружество представляет собой динамическую картину, начинается с идеализации своего партнера, отношений с ним. На смену этому приходит разочарование (тем больше, чем большим было очарование), затем только наступает улаживание отношений. Почти половина обследованных заявила, что подобная динамика оказалась для них неожиданной и намного сложнее, чем они предполагали.

Итак, жизнь семьи естественным образом распадается, по мнению В. Л. Психа, на несколько стадий. На каждой из них перед семьей встают специфические задачи, а их решение требует объединенных, согласованных усилий.

1. А-стадия. Молодая семья без детей в период становления взаимоотношений. Она начинается в день заключения брака и оканчивается, когда жена известит мужа о том, что готовиться стать матерью. Основная задача семьи сформировать образ «МЫ», научиться жить как нечто единое целое, приспособиться друг к другу в условиях ограниченной свободы, уметь выражать свои чувства на языке семейного бытия.

Б-стадия. Молодая супружеская пара в период ожидания первенца. Главное здесь приспособиться к новым обязанностям и чувствам, связанным с беременностью.

2 стадия. Формирование семьи.

Основная задача – приспособление супругов к роли родителей, реорганизация семейных взаимоотношений с учетом потребностей младенца и дошкольника.

3 стадия. Стабилизация или воспитание детей.

Задача супругов — воспитание детей дошкольного и подросткового возраста, подготовка их к самостоятельной жизни.

4 стадия. Пожилая супружеская пара, живущая отдельно от взрослых детей.

Начало её – отъезд из родительского дома последнего из детей, а окончание – смерть одного из супругов. В этот день данная семья заканчивает свой жизненный цикл.

Естественно описание стадии является лишь схемой, так как разделение возможно лишь в однодетной семье. При наличии двух и более детей происходит наложение стадий.

В. А. Сысенко сгруппировал все браки следующим образом:

1. Совсем молодые: от 0 до 4 лет.

2. Молодые: 5-9 лет.

3. Средние: 10-19 лет.

4. Пожилые: 20 и более.

Для совсем молодых браков характерны первоначальные вхождения в мир друг друга, распределение труда и обязанностей в семье, решение финансовых, жилищных и связанных с ведением общего хозяйства и быта проблем, вхождения в роли мужа и жены, взросления и возмужания. Этот период брачной жизни является самым трудным и опасным с точки зрения стабильности семьи.

Молодым бракам присущи проблемы, связанные с рождением и воспитанием детей напряженность бюджета времени, резкое ограничение досуга, возрастание физической и нервной усталости. Все это накладывается на любовь и формирование супружеской дружбы.

В психологическом плане сущность этих двух стадий сводится к сложному и многообразному процессу адаптации супругов друг к другу и к совместному образу жизни. Известно, к сожалению, что 65% разводов приходятся на первые 10 лет супружества. А согласно классификации В. А. Сысенко, это характерно для «совсем молодых» браков.

Поэтому особенно важна адаптация супругов в нравственном плане, это предполагает обсуждение и о смысл ение взаимных действий супругов в плане «для семьи – против семьи», а также последовательное и целеустремленное слияние двух «я» в одно «мы», слияние, при качественном улучшении «мы» идет на пользу каждому из «я».

Кризисы жизни семьи. Э. Г. Эйдемиллер считает, что через этапы жизни проходят, так называемые, «нормативные стрессоры», т.е. обычные трудности, которые в острой форме переживаются всеми семьями, например, труд взаимного приспособления, формирование взаимоотношений с родственниками, воспитание и уход за ребенком, ведение домашнего хозяйства. Сочетание перечисленных трудностей в определенные моменты жизненного цикла приводит к семейным кризисам. Несомненный интерес представляют исследования чешских ученых, установивших два «критических» момента в семейной жизни.

А). Между 3-м и 7-м годами развития семьи.

Критический момент наибольшей остроты достигает в периоде между 4-м и 6-м годами. Ведущую роль приобретают изменение эмоциональных взаимоотношений, нарастание числа конфликтных ситуаций, рост напряжения (как проявления трудностей в перестройке эмоциональных взаимоотношений между супругами, отражение бытовых и других трудностей).

Б). Между 17-м и 25-м годами.

Ведущую роль играет нарастание соматических жалоб, тревожности, пустоты жизни, связанных с отделением от семьи детей.

Выявление кризисных периодов в жизни семьи имеет важное значение, особенно для того, чтобы предупреждать появления кризиса.

2. Классификации семьи (формы, виды семейных

Н. Козлов выделил следующие современные формы семьи:

1. Традиционный. Гражданский или церковный брак.

Эта форма более всего охраняет права детей, но содержит максимальное число запретов для супругов.

2. Незарегистрированный брак.

Незарегистрированный брак отличается от обычной дружбы совместным проживанием и ведением хозяйства и по существующему в наше время законодательству влечет ту же ответственность, что и брак зарегистрированный. Они придерживаются мнения: «Люди женятся тогда, когда не верят друг другу». Выразители общего мнения, уже немолодые люди, осуждают незарегистрированный брак молодых людей и разрешают людям своего возраста.

3. Ограниченная временем семья.

Брак заключается на время, скажем, на три года. По истечении этого срока брак считается автоматически расторгнутым, после чего бывшие супруги взвесив итоги, решают, или расстаться, или снова быть вместе на срок или бессрочно. Сторонники такой формы исходят из того, что люди меняются.

4. Прерывающийся брак.

Супруги живут вместе, но считают допустимым разъезжаться на некоторый срок. Причины могут быть разные: устали друг от друга или надо писать диссертацию. Здесь разъезд не трагедия, а норма. Труднее принять разъезд, связанный с любовными увлечениями.

5. Встречающаяся семья.

Зарегистрированы, но живут отдельно, каждый у себя. Несколько раз в неделю встречаются, она ему готовит, спит с ним, потом снова каждый к себе. Появляются дети – растит их мать, как правило. Отец занимается с детьми, когда есть время и желание.

6. Мусульманская семья.

Во всех отношениях традиционная семья, только муж имеет право иметь несколько жен.

7. Шведская семья.

Во всех отношениях обычная семья, только в ней живут несколько мужчин и несколько женщин. Не нужно думать, что их соединяет только секс. Чаще это маленькая коммуна, связанная дружбой и хозяйственными удобствами.

8. Открытая семья.

Это семьи, в которых супруги в той или иной степени, гласно или нет, допускают увлечения и связи вне семьи.

Диана Баумринд в результате изучения практики воспитания выделила 3 типа детей, характер которых соответствовал определенным методам воспитательной деятельности их родителей.

Авторитетные родители – инициативные, общительные, добрые дети. Авторитетны те родители, которые любят и понимают детей, предпочитая не наказывать, а объяснять, что хорошо, а что плохо, не опасаясь лишний раз похвалить. Они требуют от детей о смысл енного поведения и стараются помочь им, чутко относясь к их запросам. Вместе с тем такие родители обычно проявляют твердость, сталкиваясь с детскими капризами, а тем более с немотивированными вспышками гнева.

Дети таких родителей обычно любознательны, стараются обосновать, а не навязать свою точку зрения, они ответственно относятся к своим обязанностям. Им легче дается усвоение социально приемлемых и поощряемых форм поведения. Они более энерги чны и уверены в себе, у них лучше развиты чувство собственного достоинства и самоконтроль, им легче удается наладить хорошее отношение со сверстниками.

Авторитарные родители – раздражительные, склонные к конфликтам дети. Авторитарные родители считают, что ребенку не следует предоставлять слишком много свободы и прав, что он должен во всем беспрекословно подчиняться их воле, авторитету. Не случайно эти родители в своей воспитательной практике, стремясь выработать у ребенка дисциплинированность, как правило, не оставляют ему возможности для выбора вариантов поведения, ограничивают его самостоятельность, лишают прав возражать старшим, даже если ребенок прав. Авторитарные родители чаще всего не дают себе труда хоть как-то обосновать свои требования. Жесткий контроль за поведением ребенка — основа их воспитания, которая не идет дальше суровых запретов, выговоров и нередко — физических наказаний. Наиболее часто встречающийся способ дисциплинарного воздействия – запугивания, угрозы.

Такие родители исключают душевную близость с детьми, они скупы на похвалы, поэтому между ними и детьми редко возникает чувство привязанности.

Однако жесткий контроль редко дает положительные результаты. У детей при таком воспитании формируется лишь механизм внешнего контроля, развиваются чувства вины или страха перед наказаниями и, как правило, слишком слаб самоконтроль, если он вообще проявляется. Дети авторитарных родителей с трудом устанавливают контакты со сверстниками из-за своей постоянной настороженности и даже враждебности к окружающим. Они подозрительны, угрюмы, тревожны и вследствие этого – несчастны.

Снисходительные родители — импульсивные, агрессивные дети. Как правило, снисходительные родители не склонны контролировать своих детей, позволяя им поступать так, как им заблагорассудится, не требуя от них ответственности, самостоятельности и самоконтроля. Такие родители разрешают детям делать все, что им захочется, вплоть до того, что не обращают внимания на вспышки гнева и агрессивное поведение, в результате которого случаются неприятности. У детей же чаще всего нелады с дисциплиной, нередко их поведение становится просто неуправляемым. Как в таких случаях поступают снисходительные родители? Обычно они приходят в отчаяние и реагируют очень остро – грубо и резко высмеивают ребенка, а в порывах гнева могут применить физическое наказание. Они лишают детей родительской любви, внимания, сочувствия. Методы воспитания у матерей и отцов нередко противоречивы, несогласованны.

Все это приводит к тому, что у детей не возникает желания усваивать социально приемлемые нормы поведения, не формируется самоконтроль и чувство ответственности. Они всеми силами избегают чего-то нового, неожиданного, неизвестного из страха, что при этом столкновении с этим новым не смогут избрать правильную форму поведения. Поскольку у них не выработано чувство независимости и ответственности, дети импульсивны, а в сложных ситуациях агрессивны. Они отличаются незрелостью суждений, постоянным недовольством, низким уровнем самоконтроля, заниженной самооценкой. Им нелегко справиться со своей импульсивностью и заносчивостью, поэтому друзей у них, как правило, мало или вообще нет.

Еще одна типология семейных отношений предлагает выделять такие типы, как

 непрогнозируемые эмоциональные реакции;

 условия повышенной моральной ответственности (предъявление непомерных требований).

Гиперпротекция проявляется мелочной опекой, жестким контролем за поведением, чрезмерным навязыванием собственной воли, что лишает подростка самостоятельности, инициативы, чувства ответственности и долга (доминирующая гиперпротекция). Нередко при таком воспитании подросток становится центром внимания семьи, объектом обожания, «кумиром». Его окружают атмосферой похвал, восхищения. Способности гиперболизируются, а отрицательные качества не замечаются. Родители готовы выполнить любое желание своего «чада», оградить его от любой жизненной трудности (потворствующая гиперпротекция). Вариант гиперпротекции – воспитание в атмосфере «культа болезни», часто встречающееся в семье, где ребенок имеет какой-либо физический недостаток или страдает хроническим заболеванием.

Очень часто в глубине этих отношений лежит скрытое желание кого-то из родителей привязать ребенка к себе (чаще всего это бывает мама, воспитывающая ребенка одна).

Растущая личность в окружающем мире всегда встречает какие-либо препятствия. Но у ребенка, воспитанного в данной среде, формируется убеждение, что вокруг него есть всегда защитная стена, усилий можно не предпринимать, так как все будет сделано за него. Следовательно, осложняется процесс вхождения в социум. Ощущение неудачи, неспособность справляться самому с какой-либо проблемой приводит к появлению комплекса неполноценности, то есть заниженной самооценки, недоверию к своим способностям, страх перед любыми трудностями в жизни.

В целом, социальное созревание подростков, воспитанных в условиях гиперпротекции, чрезмерно затягивается. У них рано формируется эгоизм, «рентовые» установки, завышенные претензии к обществу, а при лишении опеки быстро наступает социальная дезадаптация. Эти люди дают большой процент алкоголиков.

Гипопротекция проявляется отсутствием внимания, интереса, родителей к увлечениям и переживаниям ребенка. Запреты и поощрения формально существуют, но не контролируются (скрытая гипопротекция). Часто усилия родителей направлены на то, чтобы оградить подростка от общественных порицаний и наказаний, что создает ситуацию бесконтрольности и вседозволенности (потворствующая гипопротекция). Как правило, гипоопека сопровождается физическим и психи ческим насилием. Чаще всего это возможно, когда оба родителя демонстрируют наркотическое или алкогольное опьянение.

В отличие от детей, воспитанных в атмосфере доброжелательности и заботы, у подростка, растущего в условиях гипопротекции, наблюдается заторможенное развитие личностных и интеллектуальных способностей. Дети приобретают поведение либо агрессора, либо жертвы. У выходца из этой семьи наблюдается линейное мышлени е (белое – черное). Из-за повышенной тревожности возникает реакция группирования с себе подобными. А так как они не привыкли к вниманию со знаком «+», то ищут внимания со знаком «-».

Условия эмоционального отвержения (эмоционально холодные семьи). В данных семьях родители, как правило, люди образованные, интеллектуальные. Вся их жизнь, сознание подвергается интеллектуальной обработке. Один из членов семьи может любить много теор етизировать и вместо выдачи живой, спонтанной реакции ребенку читает научно – морализованную лекцию о том, какие могут быть последствия. Любой поступок ребенка сопровождается нейтральной реакцией со стороны родителей.

Слишком заучившиеся родители хотят научить ребенка читать в очень раннем возрасте (например, в 2 года). Как следствие, ребенок отрывается от окружающего мира и не воспринимает его всеми сенсорными каналами. В социуме это, как правило, непривлекательные люди, общаться с ними тяжело. У них отсутствуют вариации, они однообразны (монотонный диалог).

Семья с непрогнозируемыми эмоциональными реакциями характеризуется неожиданной сменой настроения родителей по отношению к детям. Эти изменения не связаны с поведением детей, а зависят только от внутреннего состояния самих родителей. Это очень опасный тип, так как ребенок не в состоянии прогнозировать реакцию — за один и тот же поступок он может быть и наказан, и обласкан. Отсутствие постоянства приводит к тому, что дети чувствуют себя неуверенно. Постоянная неуверенность перерастает в черту характера и в дальнейшем экстрапол ируется (проецируется) на все отношения, на окружающих людей.

Эти люди нестабильны, в них постоянно дремлет ожидание конфликта. Чувство неуверенности очень часто приводит к неожиданным решениям.

Условия повышенной моральной ответственности возникают там, где родители ожидают (и требуют) от ребенка результатов гораздо больших, чем он может достичь реально. В таких случаях ребенок под «протекторатом» родителей вынужден одновременно нести несколько непосильных нагрузок: отлично учиться в школе, изучать иностранные языки, заниматься музыкой, спортом. Причем ребенку не прощаются малейшие ошибки. В глубине такого отношения – амбициозные подходы родителей; на ребенке отражаются их не достигнутые желания; желание родителей путем успехов ребенка продемонстрировать свою значим ость в обществе (ребенок – символ успеха); освобождение себя от обязанностей (уборка, покупка продуктов, присмотр за младшими). Любимые занятия ребенка не признаются.

При таком воспитании извращаются ценности, нарушаются истинные отношения между людьми. Как правило, родители не умеют выражать любовь к ребенку. Его преследует постоянный страх неудачи, то есть ребенок находится в постоянном напряжении. В случае неуспеха возникает угроза катастрофы для человека.

Вариант этого типа: сочетание повышенных требований и неудовлетворенность родителей любыми результатами. В такого рода семьях присутствует постоянное напряжение. Члены семьи могут подолгу не разговаривать, родители любят наказывать детей молчанием; возможны постоянная ирония и высмеивание. Дети в такой семье не чувствуют себя в эмоциональной безопасности, у них теряются стимулы к полезной деятельности, возникает недоверие к людям, и очень часто у ребенка рано возникает потребность в дополнительном общении (например, собака). Такие люди обвиняют себя во всех неудачах (самобичевание), склонны брать большую ответственность. Как следствие, формируется такая черта, как деспотизм.

Оценить статью можно после того, как в обсуждении будет хотя бы одно сообщение.

Этот материал взят из источника в свободном доступе интернета. Вся грамматика источника сохранена.

Источник:
Психология семейных отношений
.1. Характеристики семьи Семья играет огромную роль как в жизни отдельной личности, так и всего общества. Важнейшими характеристиками семьи является ее функции, стабильность и динамика.
http://scorcher.ru/art/love/intercourse2.php

Тема 1

Схема 2. Виды семейных правоотношений

Семейное право . Основные институты семейного права, сложившиеся еще в XVIII — XIX вв., продолжали действовать и в начале XX в., но некоторые изменения .

Семейное право в наибольшей степени зависело от принадлежности человека к той или иной религии, церкви. Тем не менее и светская власть вносила определенные .

Семейное право . В области семейных отношений наряду с писаным правом широко применялись нормы обычного права, которое особенно долго удерживалось среди .

Семейное право развивалось в Древней Руси в соответствии с каноническими правилами. Первоначально здесь действовали обычаи, связанные с языческим культом. .

Семейное право . Эта отрасль также не получила детальной разработки. Имелись лишь отдельные нормы в Уложении Василия Лупу. В основном брачно-семейные .

Семейное право . Подчинение церкви государству сказалось и на семейном праве, традиционно соответствовавшем каноническим нормам. .

Семейное право · Глава 5. Государство и право Руси в период феодальной раздробленности (ХП — XIV вв.) § 1. Владимиро-Суздальское княжество .

Изменения в семейном праве. Постепенно, но неуклонно проникали демократические нововведения и в английское семейное право: в 1836 г. получил признание .

Семейное и наследственное право. Семья представляла собой ячейку аула, состоявшего из нескольких родственных семей и зависимых пастухов, .

Источник:
Тема 1
Схема 2. Виды семейных правоотношений Семейное право . Основные институты семейного права, сложившиеся еще в XVIII — XIX вв., продолжали действовать и в начале XX в., но некоторые изменения
http://www.bibliotekar.ru/semeynoe-pravo-3/3.htm

(Visited 2 times, 1 visits today)

CATEGORIES