Виды конфликтов

Виды конфликтов

Конфли?кт (лат. conflictus — столкнувшийся ) — наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающих в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников этого взаимодействия и обычно сопровождающийся негативными эмоциями [1] , выходящий за рамки правил и норм.

Конфликты являются предметом изучения науки конфликтологии.

Конфликт — ситуация, в которой каждая из сторон стремится занять позицию, несовместимую и противоположную по отношению к интересам другой стороны. Конфликт — особое взаимодействие индивидов, групп, объединений, которое возникает при их несовместимых взглядах, позициях и интересах. Конфликт обладает как деструктивными, так и конструктивными функциями.

Конфликтующими сторонами могут быть общественные группы, группы животных, технические системы.

Биполярность, или оппозиция, представляет противостояние и одновременно взаимосвязанность, содержит в себе внутренний потенциал противоречия, но сама по себе не означает столкновения или борьбы.

Активность — другой признак конфликта, но только та активность, которая синонимична понятиям «борьбы» и «противодействия», активность невозможна без некоторого импульса, задаваемого осознанием ситуации со стороны субъекта конфликта.

Наличие субъектов конфликта — ещё один признак, субъект — это активная сторона, способная создавать конфликтную ситуацию и влиять на ход конфликта в зависимости от своих интересов. Как правило, субъекты конфликта обладают особым типом мышления — конфликтным. Противоречие представляет собой источник конфликтных ситуаций только для субъектов-носителей конфликтного типа мышления. [2]

Конфликтогенез — это процесс возникновения и развития современных конфликтных форм общества, накладывающих отпечаток, а нередко прямо детерминирующих направленность и содержание эволюции в целом. Конфликтогенез представляет собой непрерывный диалектический процесс зарождения, развития и модернизации существующей социальной реальности через своё ядро — конфликт [3] .

Характер конфликта зависит от специфики противоположных сторон, а также от тех условий, в которых развертывается их борьба.

Конфликт определяется в психологии как отсутствие согласия между двумя или более сторонами — лицами или группами.

Юридический конфликт — ситуация, в которой две или более стороны противостоят друг другу, спорят по поводу юридических прав, обязанностей. Юридический конфликт может возникнуть по поводу признания, восстановления, нарушения юридических прав, неисполнения юридических обязанностей.

Юридический конфликт является разновидностью социального конфликта. Это значит, что в возникновении, развитии и даже разрешении юридических конфликтов можно обнаружить следы действия общих закономерностей зарождения, вызревания и разрешения социального конфликта. Юридический конфликт может возникать между индивидами, личностью и обществом, личностью и государством, обществом и государством. Вместе с тем юридический конфликт, являясь самостоятельным видом социального, не может не иметь особенностей.

Далее, юридический конфликт налицо, если спорят по поводу объёма или характера юридических прав, по поводу притязаний на те или иные права, по поводу перераспределения юридических прав и обязанностей. Важной характеристикой юридических конфликтов является наступление юридически значимых последствий (появление или исчезновение у сторон юридических прав, юридических обязанностей, изменение их объёма и пр.), а также специальные формы и процедуры фиксации и разрешения юридических конфликтов.

Дополнительные сведения могут быть на странице обсуждения. (25 мая 2011)

Антиконструктивные действия, причиной которых послужили различия интересов политических групп (под интересом подразумевается совокупность интересов членов группы).

Ведущую роль в возникновении конфликтов играют, как это признано конфликтологическими исследованиями, социальные факторы. Среди данного рода детерминант выделяют три основные причины, лежащие в основе политических конфронтаций:

В современной конфликтологии выделены пять стратегий поведения в конфликтной ситуации [2] :

  • Приспособление — одна сторона во всём соглашается с другой, но имеет своё мнение, которое боится высказывать.
  • Избегание — уход от конфликтной ситуации.
  • Компромисс — приемлемое для обеих сторон решение.
  • Соперничество — активное противостояние другой стороне.
  • Сотрудничество — обсуждение и реализация взаимовыгодного решения.

Источник:
Виды конфликтов
Конфли?кт (лат. conflictus — столкнувшийся ) — наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающих в процессе социального взаимодействия,
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D1%84%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D1%82

Виды конфликтов

В социальной психологии в качестве составных элементов конф­ликта выделяется объективная конфликтная ситуация, с одной сторо­ны, и ее образы у участников разногласий — с другой. В связи с этим американский психолог М. Дойч предложил рассматривать следую­щие типы конфликтов:

1. Подлинный конфликт, существующий объективно и восприни­маемый адекватно (жена хочет использовать свободную комна­ту как кладовку, а муж — как фотолабораторию).

2. Случайный, или условный, конфликт, который легко может быть разрешен, хотя это и не осознается его участниками (супруги не замечают, что есть еще площадь).

3. Смещенный конфликт — когда за «явным» конфликтом скрыва­ется нечто совсем другое (споря из-за свободной комнаты, су­пруги на самом деле конфликтуют из-за представлений о роли жены в семье).

4. Неверно приписанный конфликт — когда, например, жена ругает мужа за то, что он сделал, выполняя ее же распоряжение, о ко­тором она уже прочно забыла.

5. Латентный (скрытый) конфликт. Базируется на неосознаваемом супругами противоречии, которое тем не менее объективно су­ществует.

6. Ложный конфликт, существующий только из-за восприятия супругов, без объективных причин.

Подлинные причины конфликта трудно обнаружить из-за различ­ных психологических моментов. Во-первых, в любом конфликте ра­циональное начало, как правило, скрыто за эмоциями. Во-вторых, подлинные причины конфликта могут быть надежно скрыты и психо­логически защищены в глубине подсознания и проявляться на повер­хности только в виде приемлемых для Я-концепции мотивировок. В-третьих, причины конфликтов могут быть неуловимыми из-за так называемого закона круговой каузальности (причинности) семейных отношений, который проявляется и в супружеских конфликтах.

Существует три аспекта межличностных отношений:

¦ когнитивный (как мы их видим и понимаем);

¦ аффективный (как мы к ним относимся);

¦ поведенческий (как мы в них поступаем).

Согласно закону многоуровневой круговой каузальности, пусковым моментом конфликта могут быть любые звенья замкнутой цепи «зна­ния — эмоции — поведение», отчего уровень, на котором возникли разногласия, и, соответственно, их причины, определить оказывается не так уж и просто, ибо все вышеперечисленные аспекты межличност­ных отношений стремятся к согласованию.

Например, на фоне полного взаимопонимания и прекрасных вза­имоотношений супруги столкнулись с чисто внешними трудностя­ми, связанными, например, с рождением первого ребенка. В случае, если эти трудности по своей интенсивности и длительности превы­сят некий пороговый уровень, опухоль конфликтности неизбежно распространится и на другие уровни взаимоотношений. Раздражен­ность и усталость друг от друга супруги начнут рассматривать как упрек в свой адрес, и, не желая нести на себе бремя ответственности, они решатся в конце концов явно и недвусмысленно указать другому на его собственные ошибки в возникшей сложной ситуации (С. В. Ко­валев).

Г. Навайтис отмечает, что в молодых семьях обычно к кризисам обычно приводит совокупность разрушающих факторов. Бытовые трудности, разногласия с ближайшими родственниками, неудовлет­воренность интимными отношениями и т. п. в отдельности могут быть приняты, но их совокупность превышает возможности супругов со­противляться стрессу. Поэтому, решая похожие проблемы, актуально не столько регулиропать разногласия, сколько обучить умению сопро­тивляться психической напряженности, умению организовать общий семейный отдых и постоянные положительные переживания (Навай­тис Г., 1999).

Тот же автор указывает на то, что похожие кризисы в некоторых молодых семьях как бы запланированы. Часть молодых супругов (19,6%) среди мотивов, побудивших их заключить брак, указали бере­менность. Хотя добрачная беременность не является безусловной при­чиной будущего семейного кризиса, она может подтолкнуть к юриди­ческому оформлению интимной связи и те пары, которые недостаточ­но подготовлены к принятию семейных прав и обязанностей, а также нередко не подготовлены к браку материально (Навайтис Г., 1999).

Может быть и так, что взаимопонимание и вполне корректное по­ведение начинают сопрягаться с эмоциональным неприятием (разлю­била). Признаться себе в этом порой невозможно, зато не столь слож­но бессознательно спровоцировать другого супруга на поведение, ко­торое можно будет рационально осудить («Я не просто его не люблю, а потому что он такой-то и такой-то»). Таким образом, на поведенчес­ком уровне эмоциональные и когнитивные аспекты отношений при­дут в полное соответствие, но при этом в весьма конфликтное.

Наконец, бывает и так, что чисто когнитивный, по своей сути, кон­фликт представлений о характере выполнения семейных функций про­явится весьма неприятными эмоциями, для ликвидации которых мы прибегаем к прямым поведенческим акциям, опять-таки добиваясь согласованности между тремя уровнями межличностных взаимоотно­шений.

Именно из-за действия принципа «многоуровневой круговой кау­зальности» даже опытным психологам бывает довольно трудно опре­делить, где (на каком уровне) и из-за чего именно начался конфликт. Это возможно при длительном, внимательном и беспристрастном са­монаблюдении и соответственном наблюдении за действиями друго­го. Для этого следует знать основные причины супружеских конфлик­тов (Ковалеве. В., 1988).

Причины супружеских конфликтов

В. А. Сысенко (1981) причины всех супружеских конфликтов под­разделяет на три большие категории:

1) конфликты на почве несправедливого распределения труда (раз­ные понятия прав и обязанностей);

2) конфликты на почве неудовлетворения каких-либо потребнос­тей;

3) ссоры из-за недостатков в воспитании.

По поводу первой причины следует отметить, что главным в рас­пределении семейных обязанностей является именно их согласован­ность, вследствие чего и традиционная, и эгалитарная модели семьи могут оказаться вполне приемлемыми для семейного благополучия, если они удовлетворяют обоих супругов. Поиски этой согласованнос­ти могут быть сопряжены с конфликтами. Муж и жена могут ожидать от супружества очень разного и по-разному представлять свою семей­ную жизнь. При этом чем более эти представления не совпадают, тем менее прочной является семья и тем больше в ней возникает опасных для нее ситуаций. В подобном случае можно говорить о несовпадении ролевых ожиданий, ролевом конфликте, или более широко, о конф­ликте представлений.

Если члены семьи по-разному понимают свои роли и предъявляют друг другу несогласованные, отвергаемые другими, ожидания и соот­ветствующие им требования, семья является заведомо малосовмести­мой и конфликтной. Поведение каждого, отвечающее его индивидуаль­ным представлениям о своей семейной роли, будет рассматриваться им как единственно правильное, а поведение другого партнера, не отвеча­ющее этим представлениям, как неверное и даже злонамеренное.

С этими ожиданиями и представлениями тесно смыкаются потреб­ности, которые супруги хотели бы удовлетворить в браке. Если пред­ставления не совпадают, то и потребности находятся во взаимном рас­согласовании: мы стремимся удовлетворить вовсе не те потребности, которые являются актуальными для другого, и соответственно, ждем от него удовлетворения тех наших потребностей, которые он как раз удовлетворять не собирается. Такое рассогласование переходит сна­чала в скрытый, а потом и в открытый поведенческий конфликт, когда один из супругов с его ожиданиями и потребностями становится пре­пятствием для удовлетворения желаний, намерений и интересов дру­гого.

Известно, что семейно-брачные потребности мужчин и женщин сильно различаются (Харли У., 1994). Обнаружены также возрастные различия семейно-брачных потребностей: если в молодом возрасте (20—30 лет) для женщин наиболее важна эмоциональная, сексуальная, душевная сторона отношений (искренность и открытость в общении), то на отрезке 30−40 и 40−50 лет наряду с коммуникативной стороной все более значимой становится посвященность мужа семье (выполне­ние мужчиной отцовских обязанностей по отношению к детям), а после 50 лет — финансовая поддержка со стороны мужа и помощь по дому (АндрееваТ. В., ПипченкоТ. Ю., 1999, 2000).

На конфликты в семье влияют также неадекватные и противоречи­вые семейно-брачные представления и ожидания. В психологической литературе выделяются три основные причины несовпадения семей­но-брачных представлений молодежи (Ковалев С. В., 1988). Первая из них связана с тем, что наши представления о браке и семье чем даль­ше, тем больше уточняются, насыщаются подробностями, поскольку семья все меньше соответствует сложившейся в веках схеме функцио­нирования.

Ранее действующая схема передачи семейного опыта от родителей к детям стала все чаще давать сбои. Так, по данным опроса, проведен­ного в Эстонии еще » середине 1970−х годов, только 12% молодоженов были намерены полностью следовать в своих взаимоотношениях при­меру родителей, около 60% собираются делать это частично, а осталь­ные видят свою семью совсем другой, нежели семью родителей (цит. по: Ковалев С. В., 1988, с. 177).

Вторая причина заключается в том, что семейно-брачные представ­ления в настоящее время весьмадалеки от идеала. Исследования, про­веденные в Вильнюсе, показали, что эти представления часто ограни­чены какой-либо одной стороной жизни, преимущественно хозяйственно-бытовой или сексуальной. Оказалось, что в большинстве слу­чаев более подробно обсуждались обязанности не того пола, к которо­му принадлежал опрашиваемый, а противоположного. Наибольшее расхождение между молодыми мужчинами и женщинами выявилось в представлениях о том, каким образом можно поддерживать хорошие отношения в семье. Представители сильного пола свою основную за­дачу видели в ее материальном обеспечении, забывая о моральной и эмоциональной поддержке, которую муж обязан оказывать жене. В от­личие от них, представительницы слабого пола подчеркивали значе­ние этой поддержки и детально ее обсуждали.

Третья причина состоит в том, что конфликт представлений моло­дых супругов может обостряться и усугубляться из-за очень слабого знания представлений друг друга. Это происходит, во-первых, потому, что в период предбрачного ухаживания они предпочитают обсуждать любые темы, кроме тех, которые непосредственно относятся к семей­ным отношениям. Во-вторых, выяснить представления друг друга им мешает весьма короткая продолжительность этого предбрачного уха­живания.

При опросе 266 американских семейных консультантов выясни­лось, что в 9 из 10 обращающихся за помощью семейных пар обнару­живаются сложности в общении. Проблемы расположились следую­щим образом:

¦ проблемы, связанные с детьми и их воспитанием, — 45,7%; .

¦ сексуальные проблемы — 43,7%;

¦ финансовые проблемы — 37,2%;

¦ отношения с родителями — 28,4%; *(

¦ супружеская неверность —26,6%;

¦ физические оскорбления — 15,7%;

¦ другие проблемы — 8,0%.

Следовательно, в супружеских взаимоотношениях очень велика роль супружеских коммуникаций, навыков и культуры общения (цит. по: Ковалеве. В., 1988). На иллюзии и ловушки в общении, часто при­водящие к конфликтам, обращала внимание В. Сатир (1992).

Американские исследователи В. Мэтьюз и К. Миханович выделя­ют 10 наиболее важных отличий между счастливыми и несчастливыми семейными союзами. Оказалось, что в несчастливых семьях супруги:

1) не думают одинаково по многим вопросам и проблемам;

2) плохо понимают чувства другого;

3) говорят слова, которые раздражают другого;

4) часто чувствуют себя нелюбимыми;

5) не обращают внимания на другого;

6) испытывают неудовлетворенную потребность в доверии;

7) ощущают потребность в человеке, которому можно довериться;

8) редко делают комплименты друг другу;

9) вынуждены часто уступать мнению другого;

10) желают большей любви.

С. В. Ковалев (1989) утверждает, что, по мнению многих психоло­гов, для счастья семьи необходим достаточно ограниченный комплекс чисто психологических условий:

¦ нормальное бесконфликтное общение;

¦ доверительность и эмпатия;

¦ понимание друг друга;

¦ нормальная интимная жизнь;

В. А. Сысенко (1989) подразделяет все относительно неблагополуч­ные семьи на три типа: конфликтные, кризисные и проблемные.

К конфликтным супружеским союзам относятся такие, в которых между супругами имеются сферы, где их интересы, потребности, на­мерения и желания постоянно приходят в столкновение, порождая особо сильные и продолжительные отрицательные эмоции.

К кризисным — такие, где противостояние интересов и потребнос­тей супругов носит особо резкий характер и захватывает важные сфе­ры жизнедеятельности семьи.

Проблемные супружеские союзы — такие, которые столкнулись с особо трудными жизненными ситуациями, способными нанести ощу­тимый удар стабильности брака: отсутствием жилья и продолжитель­ной болезнью одного из супругов, осуждением на длительный срок и т. п. Однако объективные обстоятельства жизнедеятельности семьи влияют на ее благополучие только через их субъективную оценку су­пругами. В специальной медицинской литературе существует поня­тие «невротическая семья», применяемое для характеристики семьи, в которой один супруг или оба страдают теми или иными неврозами, а последние накладывают весьма заметный и существенный отпеча­ток на супружеские взаимоотношения.

А. Н. Харитонов и Г. Н. Тимченко разработали авторскую концеп­цию сущности (определение и признаки) трудностей семейных отно­шений. По определению авторов, трудные семейные отношения (се­мейные трудности) — это негативные, деструктивные межличностные отношения в семье, связанные с неудовлетворенностью базовых по­требностей и требующие дополнительных усилий каждого члена се­мьи и всей семейной группы на пути достижения гармонии, зрелости и нормального функционирования.

Генерализованный признак семейных трудностей выражается в не­удовлетворенности или фрагментарной удовлетворенности базовыми потребностями членов семьи (или хотя бы одного супруга) в процессе трудностей общения, неудовлетворенностью браком, семейной жиз­нью в целом.

Основные единичные признаки трудных отношений:

1. Недостаточная психофизиологическая совместимость супругов, в том числе сексуальная, негативное или неясное восприятие физической привлекательности, приемлемости членов семьи друг другом.

2. Недостаточная личностная зрелость родителей, детей (или только супругов) в соответствии с полом, возрастом, ролью в семье. Индикаторы личностного показателя: наличие внутриличност-ных конфликтов, тревожность, неумеренность, психическое на­пряжение, симптомы невротических реакций, неврозов; труд­ности поведения, акцентуированные черты; недостаточная адекватность в уровне зрелости различных личностных сфер члена семьи; неполная адаптиропанность в микросоциальных процессах; трудности саморегуляции своих состояний, чувств, поведения и др.

3. Отсутствие взаимного стремления в удовлетворении базовых потребностей мужа, жены, детей со стороны супругов-родителей.

4. Преобладающее наличие в контактах, спящиx внутри семьи негативных, деструктивных эмоций, чувств наряду с присутствием позитивных, конструктивных эмоций, чувств.

5. Когнитивное рассогласование в восприятии, понимании, совпадении ценностей супругов, родителей и детей.

6. Ригидность, конфликтность, конкуренция, бескомпромиссность, слабая адаптивность в межличностном поведении членов семьи.

7. Затрудненный поиск методов, способов, видов решения различных проблем в процессе жизненного цикла семьи (Харито­нов А. Н., Тимченко Г. Н., 2002, с. 209−211).

Восприятие конфликтных ситуаций в супружеской жизни, прежде всего, зависит отличных качеств каждого из супругов. Трудности кон­троля собственного поведения возникают и в ситуациях постоянного переутомления. Так, у замужних работающих женщин в домашней сре­де возникают неадекватные реакции, когда они остро реагируют на обычные шалости или проступки детей, занятия мужа и т. д.

Нарушения в семейной коммуникации

Многими психотерапевтами и качестве причин конфликтов и труд­ностей общения называются нарушения в семейной коммуникации. (Эйдемиллер Э. Г., Юстицкий В. В., 1990; Сатир В., 2000). Э. Г. Эйдемиллер и В. В. Юстицкий выделяют несколько видов «ти­пичных нарушений» коммуникаций в семье.

«Отклоненные коммуникации» охиатывают многочисленные нару­шения общения, такие как искажения речи у родителей, склонность к односторонней коммуникации (нместо диалога отмечаются моноло­ги), отсутствие зрительного контакта (при разговоре члены семьи не смотрят друг на друга). Характерны также неожиданные выходы из контакта, когда общающийся член семьи просто забывает о процессе общения, поворачивается спиной или без предупреждения начинает заниматься чем-нибудь другим.

«Двойная связь» — разновидность «парадоксальной коммуника­ции» — возникает, если одновременно по коммуникационному кана­лу следуют два взаимоисключающих сообщения и каждое из них долж­но быть воспринято как истинное. Типичный пример «парадоксаль­ной коммуникации» — собеседник заявляет, что нечто ему очень интересно, не отрываясь при этом от газеты.

Понятие «замаскированной коммуникации» было введено Р. Лэингом для описания способов коммуникации мри инутресемейных кон­фликтах и наличии противоречивых мнений. В целом они сводятся к маскировке происходящего в семье. Один член семьи подтверждает содержание того, что говорит и что действительно чувствует другой, но в то же время отвергает интерпретацию, которую тот предлагает. Например, родители отвечают ребенку, когда тот жалуется, что ему плохо, примерно следующее: «Ты не можешь так говорить, ведь у тебя все есть. Ты просто неблагодарный». Ради спокойствия родителя интерпретация сообщения так искажается, что его информационная роль сводится к нулю.

В процессе совместной жизни супруги, как правило, становятся терпимее относиться друг к другу, что сказывается на ходе семейных конфликтов, они смиряются с несовпадением взглядов по многим во­просам (Егидес А. П., 1987; Сысенко В. А., 1989).

Тактики разрешения супружеских конфликтов

Говоря о разрешении супружеских конфликтов, В. А. Сысенко счи­тает, что нужно:

¦ поддерживать чувство личного достоинства мужа и жены;

¦ постоянное демонстрировать взаимное уважение и почтение;

¦ стараться вызвать энтузиазм у другого супруга, сдерживать и усмирять в себе проявления злобы, гнева, раздражительности и нервозности;

¦ не акцентировать внимание на ошибках и просчетах своего спут­ника жизни;

¦ не упрекать прошлым вообще и прошлыми ошибками в частности;

¦ шуткой или любым отвлекающим приемом снимать или при­останавливать нарастающее психическое напряжение;

¦ разрешать назревающие конфликты отвлечением на другие бе­зопасные темы;

¦ не терзать себя и партнера подозрениями в неверности и измене, сдерживать себя в проявлениях ревности, приглушая возник­шие подозрения;

¦ помнить, что в браке и семье необходимо проявление крайнего терпения, снисходительности, добросердечия, внимания и других положительных качеств.

Алешина Ю. Е. Семейное и индивидуальное психологическое консультирование. Ре-дакционно-издательский центр Консорциума «Социальное здоровье России»., 1994.

Андреева Т. В., Пипченко Т. Ю. Потребности мужчин и женщин в брачно-семейных от­ношениях // Психолого-педагогический поиск: проблемы и достижения: Матери­алы 3−й межвузовской научн. конф. СПб., 1999.

Андреева Т. В., Савина Л. И. Расширенная семья: психологические аспекты взаимоот­ношений невестки и свекрови // Ананьевские чтения — 2000. СПб.: СПбГУ, 2000.

Антонов А. И., Медков В. М. Второй ребенок. М.: Мысль, 1987.

Бойко В. В.. Если ты мать и жена. М.: Советская Россия, 1991.

Варга А. Я. Системная семейная психотерапия. Курс лекций. СПб.: Речь, 2001.

Гришина Н. В. Психология конфликта. СПб.: Питер, 2000.

Делис Д. Парадокс страсти. М.: Мирт, 1994.

Ковалев С. В. Психология современной семьи. М., 1988.

Кратохвил С. Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний. М.: Медицина, 1991.

Навайтис Г. Семья в психологической консультации. Москва; Воронеж: Московский психолого-социальный институт. Изд-во НПО «МОДЭК», 1999.

Ричардсон Р. У. Силы семейных уз. Руководство по психотерапии в помощь семье. СПб.: «Акцидент», «Ленаго», 1994.

Сысенко В. А. Супружеские конфликты. М.: Мысль, 1989.

Сатир В. Как строить себя и свою семью. М.: Педагогика-пресс, 1992.

Сатир В. Психотерапии семьи. СПб.: Речь, 2000.

Сысенко В. А. Устойчивость брака. Проблемы, факторы, условия. М., 1981.

Егидес А. П. Оптимизация психотехники общения и отношений в проблемном супру­жестве // Эти ка и психология семейной жизни. Метод, реком. к спецкурсу для студ. педвуза. М., 19X7.

Куликов Л, В. Практическая психология. Советы и рекомендации. СПб.: Изд-во Жур­нал «Звезда», 1994.

Харитонов А. П.. Тимченко Г. Г. Психологическая помощь семьям профессиональных военнослужащих. М.: Военный Университет, 2002. 302 с.

Харли У. Законы семейной жизни. М.: Протестант, 1992.

Эйдемилер Э. Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. Л.: Медицина, 1990.

Эйдемиллер Э. Г., Юстицкид В.. Психология и психотерапия семьи. СПб.: Питер, 2000.

Источник:
Виды конфликтов
В социальной психологии в качестве составных элементов конф­ликта выделяется объективная конфликтная ситуация, с одной сторо­ны, и ее образы у участников разногласий — с другой. В связи с этим
http://www.psycholog-consultant.ru/157/160/267/document290.php

Виды конфликтов

На наш взгляд можно выделить несколько видов (уровней) конфликтов. В чисто театральном аспекте конфликт протекает на сцене либо среди персонажей (драматургия закрытой формы) либо между персонажем и зрительным залом (драматургия открытой формы).

По смыслообразующим принципам можно выделить несколько уровней протекания конфликта. Он может проходить как на одном плане, так и на нескольких:

идейном (конфликт идей, мировоззрений и т.д.);

Можно выделить еще несколько уровней. Например, борьба между субъективным и объективным; метафизическая борьба человека (преодоление самого себя). Кроме этого, существует несколько видов конфликта, разделяющиеся на внутренние и внешние по тому, где они проистекают: в душе персонажа или между персонажами.

Конфликт внутри человека (сам с собой). Например, между разумом и чувством; долгом и совестью; желанием и моралью; сознанием и подсознанием; личностью и индивидуальностью; сущностью и существованием и т.д.

Это символическое понятие, например «Фамусовская Москва», «темное царство» и т.д.

ПерсонажМетафизическое понятие

Например: борьбы с дьяволом, богоборчество, борьба со злом и т.д.

Эти виды конфликтов присутствуют в разной степени в любом драматургическом произведении, но в зависимости от эпохи, течения в искусстве, на первый план, как доминанта, выходит тот ли иной вид конфликта. Складываясь в определенную и оригинальную комбинацию, он образует новый тип конфликта. Смена течений в искусстве есть постоянная смена типов конфликтов. Мы можем сказать, что при изменении типа конфликта меняется и эпоха в искусстве, каждый новатор в искусстве драмы приносит новый тип конфликта. Это можно проследить на истории эволюции драматургии.

Драматургию этого периода отличает один, вполне определенный тип конфликта, присущий как трагедии, так и комедии. Это конфликт между индивидуумом (человек это или бог как Прометей) и Высшей властью (Зевс, Рок, Фатум, Предопределение и т.д.) или Метафизическим понятием.

Индивид

Трагедия: «вертикальный конфликт», и как отражение его — нижняя горизонталь — т.е. конфликт с другими персонажами.

В комедии: «вертикальный» конфликт подразумевается, но действие в основном происходит в «горизонтали», в реальном мире.

Этот тип конфликта можно рассмотреть на примере взаимоотношений героев древнегреческих трагедий — Эдип, Прометей, Антигона и т.д. — в их конфликте с Высшей метафизической инстанцией, пусть даже воплощенной в виде Закона в «Антигоне». Воплощением же этой Высшей инстанции на сцене являлся хор. Его упразднение в театре Нового времени явилось следствием упразднения самой Высшей инстанции, что в свою очередь изменило тип конфликта.

Тем не менее, борьба с роком не является единственным и решающим признаком античной трагедии, есть в драматургии той эпохи еще и конфликт личности протестующей против насилия над человеком современного ему мироустройства. Рассматривая данный тип конфликта нужно отметить, что герой античной трагедии нарушает некий общий закон, проявляющийся в конкретной исторической обстановке. Но это нарушение не является спонтанным, как это может показаться, а уж тем более необдуманным. Нет, это сознательное действие, которое определенное время затеняется от зрителя. Но человек еще не полностью свободен от влияния богов в своей судьбе, и мы видим во многих трагедиях античности непосредственное вмешательство божества или божеств.

Источник:
Виды конфликтов
На наш взгляд можно выделить несколько видов (уровней) конфликтов. В чисто театральном аспекте конфликт протекает на сцене либо среди персонажей (драматургия закрытой формы) либо между персонажем и
https://studfiles.net/preview/6272560/page:24/

(Visited 1 times, 1 visits today)

CATEGORIES