Вера и доверие

Вера, доверие, уверенность

Ученые полемизируют по вопросу о сущности доверия, пытаясь определить те необходимые и достаточные критерии, которые позволили бы отдифференцировать этот феномен от схожих с ним явлений, таких как вера, доверчивость, доверительность, уверенность, убежденность и т. п.

Вера и доверие. В доверии/недоверии иррациональные факторы приобретают большое значение, поэтому многие специалисты убеждены, что этот феномен тесно связан с верой (Р. Б. Шо, 2000; McGregor, 1967; Rotter, 1967).

Многие авторы, отмечают несомненную смысловую близость понятий «доверие» и «вера». Еврейский мыслитель прошлого века Мартин Бубер различал два образа веры: вера как убеждение (пистис) и вера как доверие (эмуна).

Как считает Т. П. Скрипкина, определения понятий «вера» и «доверие», приводимые в толковых и даже философских словарях, не позволяют четко разграничить их смысл (2000). Как же понимается вера?
По словам апостола Павла, «вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» [Евр. 11:1]. В соответствии с этим онтологическая функция веры заключается в том, что она утверждает человека в определенной реальности. Это яркое переживание будущего, уверенность в том, что оно наступит, реальное ощущение будущего, которое связано с иными основаниями, чем размышление и логический вывод ума.

Принято связывать понятие веры преимущественно с религиозной верой, а все остальные варианты его использования называть светской верой (например, вера в человеческий разум).

Вера и неверие являлись предметом исследования многих поколений теологов, философов, а в последнее время и психологов.

Самую общую психологическую характеристику веры дал Г. Г. Шпет. Вера, писал он, состоит не в чем ином, как в приятии возможности за действительность. Вере всегда противостоит сомнение или всеобщая возможность сомнения — скептицизм. Шпет по этому поводу замечает, что мы имеем дело с одной палкой: хватишься за веру, на другом конце — скептицизм, хватишься за скептицизм, на другом конце — непременно вера (1994).

Наиболее адекватное понимание веры, как мне кажется, дал С. Л. Франкл (1990), который отмечал, что «вера — это убеждения, истинность которых не может быть доказана с неопровержимой убежденностью» (выделено мной. — Е. И.). Убеждение — это твердый взгляд на что-нибудь, основанный на какой-нибудь идее, на мировоззрении. Убежденность — твердая вера в истинность чего-либо. «Убежденный — твердо уверенный в чем-нибудь, уверенный; непоколебимый в своих убеждениях» (С. И. Ожегов). То есть вера — это убеждение, лишенное сомнений. Отсюда важным признаком веры является наличие уверенности.1 Например, В. Г. Галушко (1994) считает, что вера в нерелигиозном смысле означает субъективную уверенность при отсутствии объективных оснований для ее оправдания, т. е. без возможности удостовериться в ее истинности.

Психология веры опирается на психологические механизмы убеждения, которое широко применялось со времен богословских споров. Человек, обладающий верой в «нечто», психологически чрезвычайно силен. Этим «нечто» может быть вера в Бога или в свою Родину, в свою семью или в свои способности, в свою судьбу или в свое предназначение. Верить во все сразу или хотя бы во что-либо отдельное — обязательное и непременное условие жизнеспособности человека. Психология веры — позвоночник всей структуры психики человека.
Юрьев А. И. // По материалам Интернета. Концепция психологии личности как психологии веры

Особенностью убеждений как веры является то, что за истинность принимается то, что не имеет объективных оснований; больше того, человек, уверовавший во что-то, и не нуждается в объективных основаниях, в проверке опытом, в практическом подтверждении (Т. П. Скрипкина, 2000; М. В. Синютин, 2004). Т. П. Скрипкина обращает внимание на то, что в основе веры лежит акт принятия чего-либо как истины («верю и все») без взаимодействия с объектом (2000).

Но вера как мировоззрение — это не просто убеждение, это устойчивая установка отношения к миру, к той или иной идеологии, которая может иметься у человека долгие годы, а то и в течение всей жизни.
Трудность в разведении понятий «вера» и «доверие» состоит в многозначности использования слова «верю» в русском языке.

Другая ситуация, когда речь идет о «предмете», который в принципе можно знать, но человек сознает недостаточную убедительность, недостаточную обоснованность своего суждения. Когда человек говорит больному, которому предстоит сложная операция: «Я верю, что все будет хорошо», то по-другому он сказать не может. Он не может сказать: «Я знаю, что все будет хорошо», потому что на самом-то деле он этого знать не может и отдает себе в этом отчет. Использование слова «верю» здесь означает выражение желания и надежды, вероятностное предположение. Вера в данном случае означает менее сильную убежденность, чем та, которая опирается на знание.

Другая ситуация, когда слово «верю» означает доверие: верю — проявляю доверие, доверяю, поручаю. Когда говорят «вера в авторитет», то имеют в виду доверие к авторитету как источнику информации, доверие к его опыту. И когда мы говорим: «Я верю своим ощущениям, своему восприятию», то имеем в виду не веру, а доверие своим ощущениям и своему восприятию.

Сложность дифференциации веры и доверия состоит еще и в том, что к вере человек приходит через доверие к тем или иным идеологическим установкам, которые он получает в процессе воспитания и осмысления происходящего вокруг себя. Отсюда постоянная подмена одного понятия другим и такие абстрактные понятия, как, например, «доверие к миру», которое есть не что иное, как отражение определенной идеологии, т. е. веры.

Доверие имеет другие характеристики. Часто оно связано с неопределенностью ситуации и отсутствием гарантии, что доверие к другому оправдается. То есть, проявляя доверие к какому-то объекту (человеку, СМИ), человек часто рискует, а следовательно, сомневается, неуверен. Доверию в отличие от веры желательны основания, доказательства, проверка. Кроме того, доверие связано с реально воспринимаемыми объектами (людьми, информацией), в то время как вера может проявляться в отношении абстрактных объектов — того, что реально не наблюдаемо и не воспринимаемо нашими органами чувств. Как было замечено, «вера — это слепота. Все верования — слепота. Доверие — это совершенно другое».1 Оно относится к области фактов, в отличие от области трансцедентального, где нет места рациональному и научному мышлению.

«Доверие утилитарнее по своей природе и более чувствительно к взаимности отношений [чем вера]» (М. В. Синютин, 2004). По мнению Т. П. Скрипкиной, в отличие от веры важнейшая функция доверия — это соотнесение субъективного и объективного. В социально-психологическом плане доверие представляет собой самостоятельный вид установки-отношения, сущность которого представлена соотношением меры доверия к миру и меры доверия к себе. В то же время Т. П. Скрип-кина полагает, что доверие является видом веры, с чем трудно согласиться. Ведь вера является одним из проявлений доверия, вера без доверия невозможна, а вот доверие может быть и без веры.

Если выделить основные различия между верой и доверием, то они выглядят следующим образом (табл. 1.1).

Еще одну близкую по смыслу пару образуют доверие и уверенность.1 Верить в другого человека (доверять ему) — значит быть уверенным в надежности и неизменности его основополагающей установки, в надежности и неизменности его личности.

Социально-психологическую характеристику личности «уверенность в себе» и ее соотношение с доверием изучал В. Г. Ромек (1997). Он отмечает, что уверенность является предпосылкой и составной частью социальной компетентности. Т. П. Скрипкина предполагает, что «доверие к себе является обобщенным внутри-личностным коррелятом уверенного поведения» (2000). А. Селигмен считает, что в отличие от доверия уверенность есть результат взаимоподкрепляемых ожиданий (2002). По мнению А. Б. Купрейченко, уверенность также может быть следствием особенностей ситуации, например иметь место в условиях низкой неопределенности.

П. Штомпка (Sztompka, 1999) выделил три способа ориентации на действия другого: надежда, уверенность и доверие. Первый и второй способы, считает автор, непосредственно связаны с проявлениями веры. «Надежда — пассивное, нерациональное чувство того, что все обернется к лучшему. Уверенность — тоже пассивная, но в большей степени сфокусированная и в некоторой степени оцененная вера в то, что случится что-то хорошее». «Доверие — это третий тип ориентации, принципиально отличающийся от надежды и уверенности тем, что доверие укоренено в дискурсе агента: активное участие и ориентация на будущее». Таким образом, доверие в отличие от надежды и уверенности в большей степени ориентировано на другого индивида и будущее, а также содержит более выраженные когнитивный и поведенческий компоненты.

К. Харт (Hart, 1998) считает, что вера в большей степени эмоционально окрашена, тогда как уверенность в основном возникает по отношению к чему-то хорошо известному. Доверие занимает промежуточную позицию, являясь срединной точкой континуума, на одном конце которого находится слепая вера, а на другом — полная уверенность.

Сходным образом различаются доверие, уверенность и вера по степени информированности о другом объекте. Доверие расположено в пространстве между тотальным знанием и тотальным незнанием. Этим оно, с одной стороны, отличается от веры, которая не требует проверенных знаний, с другой — доверие отличается от уверенности, потому что не отсылает к обстоятельствам, в которых определенное поведение другого известно.

Разграничение понятий «доверие» и «уверенность», пишет А. Ю. Алексеева, является одним из дискуссионных моментов в исследованиях проблемы доверия. Условно выделяют два направления. В рамках первого уверенность и доверие рассматриваются как самостоятельные социальные феномены. Существует распространенное в научном дискурсе мнение, что уверенность скорее следует рассматривать как ожидание стабильности функционирования социальных систем и институтов, а доверие — как ожидание благонадежного поведения потенциального партнера в конкретной ситуации взаимодействия. Во втором подходе уверенность рассматривается в качестве элемента доверия либо, наоборот, доверие признается одной из форм проявления уверенности.

Сторонником разделения понятий «уверенность» и «доверие» является Н. Луман (Luhman, 1979, 1988). Если уверенность характерна в большей степени для взаимодействий индивида и функциональных систем (экономика и/или политика), то доверие более необходимо, по Н. Луману, в ситуациях формирования, поддержания и сопровождения межличностных отношений индивидов.

Луман различает уверенность и доверие по трем критериям. Первый состоит, по его мнению, в способности индивида различать опасности и риски. Такая способность обусловлена степенью его рефлексии по поводу наличия альтернативных стратегий действия в сложившихся обстоятельствах.

Когда индивид выбирает один из возможных вариантов, он оказывается в ситуации риска, поскольку его решение основано на прогнозировании будущих действий потенциального партнера. Вероятность неоправдания его ожиданий является мерой рискованности принятого им решения, а само действие, совершенное в настоящем, выражает доверие индивида контрагенту.

В противоположность доверию уверенность базируется на предположении об изначальной заданности определенной стратегии поведения в ситуации опасности, а не риска. Опасность, в понимании Лумана, проистекает из функционирования окружающих человека социальных систем и других людей, которые не могут контролироваться индивидом. «Если у вас нет альтернатив, вы находитесь в ситуации уверенности. Если вы выбираете одно действие, предпочитая его другим, вопреки возможности быть разочарованным в действиях других, вы определяете ситуацию как ситуацию доверия» (1988).

В качестве второго критерия разделения уверенности и доверия Луман выдвигает то обстоятельство, что уверенность в большей степени характерна для социальных взаимодействий индивида и функциональных систем, тогда как доверие необходимо в ситуации формирования и поддержания отношений личностных систем (индивидов). Н. Луман пишет: «Доверие является жизненно важным в межличностных отношениях, но участие в функциональных системах, таких как экономика, политика, — это уже не вопрос личностных отношений. Оно требует уверенности, а не доверия» (1979).

Третьим критерием различения уверенности и доверия Луман считает то, что уверенность является продуктом социализации индивида. Использование механизма уверенности в большей степени обусловлено усвоенными индивидом знаниями о правилах функционирования различных социальных систем, в то время как источником доверия выступает рисковая составляющая социальной ситуации взаимодействия, обусловленная принятием самостоятельного решения.

В то же время Н. Луман не отрицает наличия взаимосвязи уверенности и доверия, когда каждый из них может выступать в качестве базиса для формирования другого. Однако разрушение уверенности не приводит к потере доверия. Например, отсутствие уверенности в эффективности и надежности российской медицины в целом не означает, что индивид не может оказывать доверия какому-то конкретному врачу. Н. Луман полагает, что недостаток уверенности может привести к возрастанию чувства отчужденности у индивида и, как следствие, — возникновению у него интолерантных установок, тогда как недостаток доверия может «просто лишить индивида способности действовать» (1979).

Некоторые авторы стоят на позиции Н. Лумана, хотя и критикуют часть его положений. Так, А. Селигмен утверждает, что «доверие предполагает уязвимость, обусловленную неведением или исходной неопределенностью в отношении мотивов другого», оно является следствием ролевой неопределенности в ситуации, когда «системно определенные ожидания больше не жизнеспособны» (2002). Уверенность же в отличие от доверия формируется на основе прошлого знания относительно применения санкций в случае обманного поведения партнера и знания о принципиальной возможности наложения такого рода санкций.

Э. Ульман-Маргалит (Ullmann-Margalit, 2002) отмечает, что если уверенность может относиться как к кому-то, так и к чему-то, то доверие формируется только в отношении кого-то.

Иными словами, по мнению А. Е. Алексеевой, подход Э. Гидденса скорее дает основания для размышлений о соотношении доверия и веры, чем о соотношении уверенности и доверия.

Идея объединения доверия и уверенности, близкая позиции Э. Гидденса, имеется у Дж. Барбалета (Barbalet, 1999): доверие есть «уверенность, связанная с ожиданиями относительно интенций других». Он считает уверенность более общей категорией, чем доверие, поскольку она может быть описана как «эмоция безопасных ожиданий».

В. П. Зинченко (2001) пишет, что «доверие отличается как от веры, так и от уверенности. Вера превышает силу внешних фактических и формально психологических доказательств. Доверие же касается вопросов, находящихся в компетенции человеческого познания. Уверенность есть сознание собственной силы и состоит в доверии к истинности своего знания или правоте своего дела; доверие, напротив, проистекает из сознания слабости, неуверенности в себе, признания авторитета». Между тем С. И. Ожеговым уверенность определяется как «твердая вера в кого-, чего-нибудь».

В. П. Зинченко отмечает, что этимологически «питать доверие» (в латинском языке — credo) означает «сердце даю» или «сердце кладу». Это наводит его на мысль, что доверие принадлежит к числу фундаментальных, важнейших психических состояний человека. Фундаментальность чувства доверия подчеркивается лингвистами еще и тем, что понятие «верить» в некоторых языках имело первоначальное значение «выбирать». В этом есть определенный смысл, поскольку вера — это принятие возможности за действительность, а возможности, как известно, бывают разные. Мало верить, нужно еще сделать правильный выбор, кому доверять, кому — нет, что связано со смысловыми оттенками ценности, надежности, содержащимися во внутренней форме слов «вера», «доверие».

С точки зрения И. В. Антоненко (2008), логический объем понятия «уверенность» шире, чем понятия «вера», а понятия «вера» — шире, чем «доверие» (в узком значении). Операциональным критерием различения понятия «доверие» со смежными понятиями («вера», «уверенность», «доверчивость») является его характеристика как встречного эквивалентного отношения: ни уверенность, ни вера, ни доверчивость этим качеством не обладают (по поводу эквивалентного отношения как весьма спорного критерия доверия я уже высказал свое мнение выше).

Существует еще ряд близких к доверию феноменов: расчет, контроль, альтруизм, наивность. Некоторые психологи сходятся в том, что доверие нельзя путать с расчетом, который строится на объективной информации, предполагающей возможность контролировать ситуацию и снижающей неопределенность и уязвимость. Кроме того, доверие и контроль — хотя и взаимодействующие процессы, но все же разные, что отмечают Т. Дас и Б. С. Тенг (Das, Teng, 1998). И наконец, многие авторы сходятся в том, что доверие следует отделять от наивности, альтруизма и т. д.

Источник:
Вера, доверие, уверенность
Ученые полемизируют по вопросу о сущности доверия, пытаясь определить те необходимые и достаточные критерии, которые позволили бы отдифференцировать этот феномен от схожих с ним явлений, таких как
http://psyera.ru/vera-doverie-uverennost_9059.htm

Вера и доверие

Если вы действительно хотите достичь доверия, отбросьте все верования. Они не помогут. Верующий ум – это глупый ум. Доверяющий ум обладает чистый разумом. Верующий ум – это посредственный ум. Доверяющий ум становится совершенным. Доверие совершенствует.

А разница между верой и доверием очень простая. Я сейчас не говорю о толковании слов согласно словарям, где может быть сказано так: вера – это доверие, доверие – это убежденность, убежденность – это вера. Я говорю о существовании.

Согласно существованию, вера является заимствованной, а доверие – это ваше. Вера, в которую вы верите, содержит элемент сомнения. В доверии нет никаких сомнений, оно просто лишено их. Вера создает разделение в вас: часть ума верит, а другая часть отрицает. Доверие – это единство в вашем существе, тотальность.

Но как вы можете тотально довериться, пока не получите свой опыт этого? Бог Иисуса не поможет, Бог МОЕГО опыта не поможет вам, Бог опыта Будды не поможет. Это должен быть ваш собственный опыт.

Но если вы несете в себе верования, вы снова и снова будете подходить к такому опыту, который не вписывается в вашу веру, и тогда ум будет склонен не видеть этот опыт, не замечать его, потому что он сбивает с толку. Он разрушает вашу веру, а вы хотите цепляться за эту веру. Тогда вы становитесь все более более слепы к жизни. Вера становится как повязка на глаза.

Доверие открывает глаза, доверю нечего терять. Доверие означает – что реально, то реально, — «Я могу отложить свои желания и мечты в сторону, они не изменят реальность. Они могут только отвлечь мой ум от реальности.»

Если у вас есть вера, а вы получили такой опыт, который невозможен с точки зрения этой веры, или после такого опыта вам придется отказаться от этой веры, что вы выберете – веру или опыт? Ум склонен выбрать веру, и забыть об этом опыте. Именно так вы упускаете множество возможностей, когда Бог стучится в вашу дверь.

Запомните, не только вы ищете истину, истина также ищет вас. Много раз рука уже почти касалась вас, но вы отстранялись. Это же не соответствовало вашей вере, и вы предпочли выбрать веру.

Ошо
The Art of Dying, Chapter #3
перевод: Ананда

Источник:
Вера и доверие
Вера и доверие. — все об Ошо: цитаты мастера, книги, музыка, видео, аудиокниги, группы Ошо, медитации и терапии. Центры Ошо в СНГ.
http://oshogid.com/vera-i-doverie/

Вера и доверие

Дове?рие — 1) убежденность в чьей-либо честности, порядочности и т. п; 2) отношение к кому-либо, обусловленное уверенностью, что на него можно положиться (пример: доверие родителям, другу); 3) вера.

Что общего и что различного между понятиями «вера в Бога» и «доверие Богу»?

Понятие «вера», в пространном значении слова, означает «союз» или «завет» человека с Богом. В более узком осмыслении оно может употребляться в следующих значениях:
1) совокупность основных вероучительных положений;
2) внутренняя убежденность в существование Бога, в истинности Его Откровения.
3) упование на Бога, на Божественный Промысл.
4) доверие Богу.

Говоря о взаимном соответствии понятий «вера» и «доверие», нужно отметить, что границы первого понятия (в религиозном отношении) шире, нежели границы второго. Вера, как союз человека и Бога, подразумевает доверие человека Богу (как один из аспектов этого союза).

Относительно соспоставления «доверия» с «верой» в значении внутренней убежденности человека в существовании Бога и истинности Его учения (внутренняя вера), уместно заметить вот что.

Доверие Богу может предшествовать формированию глубокой внутренней веры. Иногда само слово «доверие» интерпретируется в значении: «то , что предшествует вере» (до-верие, до веры). С другой стороны, не будет ошибкой утверждать, что как раз укрепление внутренней веры и способствует росту доверия к Богу. И это понятно: чем больше человек познаёт Бога, укрепляется в вере, тем больше он Ему доверяет. Таким образом, и в этом понимании «вера» и доверие» имеют между собой теснейшую связь. Укрепление внутренней веры способствует росту доверия к Богу, и наоборот, рост доверия — укреплению веры.

Наконец, термин «вера» может служить синонимом термина «доверие». В контексте такого осмысления выражение «я доверяю Богу» будет тождественно выражению «я верю Богу». В этом значении слово «доверие» сближается по смыслу со словом «упование», которое может рассматриваться как одно из значений термина «вера».

Доверять Богу нужно всегда. Доверие Богу может служить одним из признаков веры, ведь без доверия глубокая искренняя вера невозможна. Однако Бог ждёт от нас не только доверия: ждёт, чтобы мы жили полнотой церковной жизни, жизнью во Христе. Для того, чтобы жить полнотой христианской жизни, необходимо знать, в чём именно она состоит. Для этого нужно знать, во что должен верить христианин и в чём состоит его нравственный долг.

Доверие Богу без твёрдой веры не исключает возможности вести антихристианскую жизнь. Как известно, апостол Павел до своего обращения ко Христу, гнал Церковь Божию. При этом он искренне полагал, что совершает богоугодное дело, гонит хулителей Бога, врагов Истины. Разве при этом он не доверял Богу?

Иудеи, гнавшие христиан в первые века существования Церкви, тоже считали, что совершают богоугодное дело, а в действительности совершали богопротивное. Наконец, среди самих христиан время от времени появлялись раскольники и еретики. Враждуя против Церкви, они нередко возносили Богу хвалы и молитвы, что тоже может свидетельствовать об их доверии Богу.

Источник:
Вера и доверие
Дове?рие — 1) убежденность в чьей-либо честности, порядочности и т. п; 2) отношение к кому-либо, обусловленное уверенностью, что на него можно положиться
http://azbyka.ru/doverie

Вера и доверие

Верим ли мы в Бога? Многие, утвердительно скажут ДА! Но верим ли мы Ему? Это большая разница, верить в Бога и доверять Его словам.

Для начала рассмотрим понятия вера и доверие:

ВЕРА. Общеслав. индоевроп. характера (ср. лат. verus «истинный», нем. wahr «верный» и т. д.). Скорее всего, суф. производное от той же основы, что и лат. venus «любовь», Первоначальное значение — «истина, правда > клятва, присяга» (в верности, истинности), затем — «вера, уверенность».

верить, поверить. Разг. Полагаясь только на чьи-либо утверждения, заверения, без подтверждения фактами, доказательствами.

< назад вперед >
Доверие

Значение слова Доверие по Ефремовой:
Доверие — Убежденность в честности, добросовестности, искренности кого-л., чего-л., в правильности чего-л. и основанное на этом отношение к кому-л., чему-л.

Значение слова Доверие по Ожегову:
Доверие — Уверенность в чьей-нибудь добросовестности, искренности, в правильности чего-нибудь.

В «Послании к Римлянам» Святой Апостол Павел пишет: «По данной мне благодати, всякому из вас говорю: не мечтайте о себе более, нежели должно думать; но думайте скромно, по мере веры, какую каждому Бог уделил». (Рим 12:3)

Это означает, что у каждого человека есть вера, какую Отец уделил. Наша задача в этом бытии обрести эту веру, укрепить и ревновать (хотеть) о большем. Вера — это уверенность в деяниях Бога, которые нельзя воспринять пятью чувствами, данными человеку; осуществление ожидаемого (о чем просили в молитве) и уверенность в невидимом Боге.

Что значит обрести веру? Поверить, что все сотворено Господом Богом, что Он живет, мы без Него не можем жить и никаких сомнений в этом не может быть.

Господь каждой душе дает дар или, даже, букет даров: способности или феноменальные способности, о которых мы можем и не знать. Не знаем потому, что душа пребывает в лени: не обращаем внимание на знаки, Господом посылаемые, не общаемся с Ним, не замечаем Его знамений.

Господь живет и проявляет Себя в материальном мире, а наша задача научиться видеть эти проявления и размышлять о них, обращаясь к Отцу за вразумлением, т.е. учиться с Ним разговаривать, задавать вопросы и поступать по ответу. Вопросы должны быть корректными и подразумевать ответ «да» или «нет». Поступая по ответу, учимся во всем доверять Ему, полагаться на Него, а не на себя. Больше доверяйте своей интуиции, т.е. голосу Бога в нас.

Обретая веру, мы открываем глаза с помощью Господа и видим другой мир. Это и есть — слепых сделать зрячими

Человек устроен так, что чем взрослее он становится, тем больше опыта приобретает. Когда за плечами много знаний, побед и жизненных сражений, человек уверенно стоит на своих ногах, он сам всегда знает, как поступать, где и когда надо быть жестким или мягким. Много знаний, мешает принимать истину, и в Библии написано: «знание надмевает» (1Кор.8:1) – делает человека гордым, «всезнающим».

Любое Слово от Бога, надменным человеком, принимается, как миф или сказка. И примирение с Богом, в таком случае, к сожалению невозможно. Некоторые люди, смотрят назад, говорят, что прожили всю жизнь и не видели Бога, его чудес, не видели исполнения его слова. Но, не могут ответить на вопрос, кто их священник и где их Церковь, не могут сказать, ничего о Библии и том, какое Слово они сегодня прочитали там.

Нужно признать, что не раз в своей жизни мы «тянулись за зипуном», когда не желали слышать Голоса в тихом веянии ветра, говорящего нам: «Предай Мне путь свой, и Я совершу»!

Однажды, один верующий канатоходец, натянул канат на крыше между домами. Он быстро переходил с одного края до другого, выполнял различные трюки, жонглировал и кувыркался. Когда внизу, на площади собралось множество людей, этот канатоходец, сел на канат и обратился к стоящим внизу людям: — Кто верит, что я возьму тележку с одним колесом и перевезу ее с одной стороны до другой? Люди внизу кричали, что они верят и он сможет это сделать. Канатоходец продолжил: — А кто из вас верит, что я посажу в эту тележку человека и без страховки перевезу его? Страсти накалялись, все закричали, мы верим, скорее сделай это! Тогда канатоходец сказал: если вы верите, что я смогу это сделать, тогда пусть кто-то из вас поднимется сюда и сядет в эту тележку. На площади было молчание, не было ни одного человека, который бы согласился сесть в эту тележку…

Точно так, многие верят в Бога, верят, что Он есть, но не доверяют Его словам, иначе, все люди были бы в Церквях, свидетельствовали о чудесах и Божьей благодати в их жизни. Не было бы нелепых смертей, убийств, обмана, горя и воин. Человек может обрести счастье, наслаждаться этой жизнью и знать, что после его ждут небеса, и у него есть место в раю.

Как укреплять обретенную веру?

Господь любит всех нас и всегда готов помочь нам советом и делом.

«И Я скажу вам: просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам, ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят». (Лук 11:9-10)

Как часто нам напоминают о культуре поведения в обществе, но забывают о культуре мыслей и чувств. Буря негативных эмоций может выплеснуться из-за дырки на джинсах, надоевшей рекламы или пролитого молока. Надо ли обращать внимание на такие мелочи? Надо, т.к. учимся на мелочах, отрабатываем привычку на мелочах. Научиться каяться и полагаться на Бога в мелочах легче, понять это чувство покоя и легкости, когда уповаешь на Господа. Нужно постоянно работать над собой в духовном плане.

«Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его, и будь мудрым. Нет у него ни начальника, ни приставника, ни повелителя; но он заготовляет летом хлеб свой, собирает во время жатвы пищу свою». (Притчи 6:6-8)

Разве муравьи ссорятся, разве выходят на демонстрации, когда разоряют муравейник? Каждый его восстанавливает тихо.

Мы часто стараемся не обращать внимание на ощущение тяжести на душе, плохое самочувствие, а это первая подсказка, что делаем что-то не так и надо начинать поиск причин и размышлять, т.е. просить вразумления у Отца. Будем стараться не забывать, что душа обязана трудиться.

Только проходя испытания, мы можем укреплять свою веру. Так что экзамены неизбежны и будем к ним готовы, не впадать в уныние, а полагаться на Бога. Терпите, принимайте и радуйтесь, потому что Он рядом в этих испытаниях — этого не забывайте. Всегда можно опереться на Господа, на человека — не всегда.

Будем помнить, что любящим Бога всё содействует ко благу.

Можем ли мы поблагодарить Бога, когда наше сердце скорбит о любимом человеке? Благодарим ли мы Его, когда наше тело содрогается от боли? Когда получаем письмо, в котором говорится, что любовь ушла? Когда потеряли много денег, положив их в ненадежный банк? Когда провалились на экзамене? Когда остались без работы? Благодарим ли Бога, когда оскорбляют?

Однажды молодая женщина рассказала о гибели её ближайшего друга. В день помолвки они ехали на машине, и вдруг встречный автомобиль выехал на их полосу движения. Ей пришлось направить машину на обочину и их автомобиль врезался в фонарный столб. Её жених, сидевший на пассажирском месте, погиб.

Горе усугублялось чувством вины, поскольку она сама вела машину. Эта женщина была просто сломлена своей бедой.

— Что мне теперь делать? — спрашивала она.

Ни психиатры, ни психологи не могли ей помочь. Она боялась сойти с ума.

Лектор, опытный служитель, спросил её, считает ли она себя христианкой, и, после недолгой дискуссии, она ответила положительно.

Потом они открыли вместе «Послание к римлянам» и возник вопрос:

— Верите ли Вы в то, что всё содействует ко благу?

— Да, верю, — ответила она.

Затем был прочитан ещё один стих: «За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе».

o Вы благодарили Бога после того, как потеряли любимого человека?

Можно представить себя на её месте. Она была поражена и не могла поверить тому, что не ослышалась. Глядя подозрительно на лектора, она недоумённо спросила:

— Как я могу благодарить Бога, когда Он забрал у меня самое дорогое?

— Получается, что Вы не доверяете Ему?

— Нет, я Ему полностью доверяю, — настаивала она.

— Тогда почему бы Вам не поступить так, как поступает доверяющий Богу? Покажите Ему, что Вы доверяете. Я очень хорошо понимаю, насколько это трудно. Не каждому выпадают такие испытания. Но сможете ли Вы помолиться и признать перед Богом, что Вы доверяете Ему и, поэтому, благодарите Его абсолютно за всё, даже если это разбило Ваше сердце?

Эти брат и сестра по вере встали на колени, и она молилась сквозь слезы:

— Боже, я не могу понять, почему погиб мой любимый, но умом знаю, что я могу доверять Тебе и, поэтому, говорю: «Спасибо за всё».

Произнеся «спасибо», она тем самым сказала: «Я буду доверять Богу». лучший путь показать своё доверие — сказать Всевышнему «благодарю». Человек может думать, что начинает ненавидеть Бога, потому что лишился любимого человека, наследства, денег, работы, своего здоровья или здоровья своего ребёнка. Наверняка задаётся вопросом: «Почему Бог так поступил со мной?» И Бог отвечает: «Благодарите за всё». Прошло некоторое время, довелось повстречаться с этой женщиной. Она стала рассказывать:

— В следующую же ночь после того, как я поблагодарила Бога за своё несчастье, мне впервые,после аварии удалось заснуть без снотворного. Когда я проснулась, моё сердце оказалось переполненным словами прославления и благодарением Богу. Я не понимаю причины этого, но уверена, что это связано с моей благодарностью Богу.

А сколько благословений получили верующие, которые с доверием Создателю благодарили Его за все, счастливые и несчастные, перемены в своей жини!

Большое приобретение — научиться доверять Богу, ходить перед Его лицом по вере. Мы должны учиться этому, чтобы, по благодати Божией, однажды заметить, как наше доверие Спасителю выросло, и мы можем предпринимать более смелые шаги веры.

Корень всех наших проблем — сомнения. Как уничтожить этого червяка сомнения? Только с помощью Господа. Не допускайте сомнений, помните слова Иисуса Христа: «По вере вашей воздастся вам». Так будем верить,Укреплять веру свою, читая Библию и размышляя над Словом Божьим, Верить, что Господь рядом с нами. Вот Он, смотрит на нас, а мы смотрим на Него. И не отступайте, идите к Нему — глаза в глаза. Не думайте, что у вас под ногами — Он проведет, Он поддержит как никто другой. Только доверяйте. Не допускайте сомнений ни в своих силах, ни в своем пути. Идите и верьте.

В «Послании к Римлянам» Апостола Павла читаем: «Ибо что говорит Писание? «поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность». (Рим 4:3)

Праведный — правдой ведомый, т.е. идущий вслед Истине.

Праведный человек слышит голос Бога и следует за Ним, не сомневаясь, т.е. доверяя Богу. Доверие возможно только при вере Богу, а вера укрепляется исполнением Божественных законов и заповедей.

Веруя в Бога, мы должны исполнять Божественные законы и заповеди, а доверяя Богу, полагаясь на Него, мы не думаем — должны мы или не должны — мы просто исполняем.

«Ибо не законом даровано Аврааму, или семени его, обетование — быть наследником мира, но праведностью веры». (Рим 4:13)

Источник:
Вера и доверие
Верим ли мы в Бога? Многие, утвердительно скажут ДА! Но верим ли мы Ему? Это большая разница, верить в Бога и доверять Его словам. Для начала рассмотрим понятия вера и доверие: ВЕРА. Общеслав. индоевроп. характера (ср. лат. verus истинный, нем. wahr верный и т. д.).…
http://po-dysham.livejournal.com/40553.html

Доверие и вера

Отчего с одним человеком мы готовы прыгнуть с парашютом, а с другим нам кажется небезопасным даже банку с тунцом совместно открыть? В какой момент мы принимаем решение доверять или не доверять другому человеку, рассказывать ему о своих переживаниях, рискуя быть непонятым и отвергнутым, или сохранять дистанцию в отношениях, играя заранее продуманные социально одобряемые роли?

Если немного пожонглировать словами «доверие» и «вера», то можно заметить, что они соотносятся между собой также, как, например, «про-витамин» и «витамин». Провитамин — (provitamin) — вещество, которое само по себе витамином не является, но может превращаться в витамин в организме. Также и с «до-верием». Это еще не вера, но является необходимым условием, «ступенькой», предшествующей настоящей вере: в человека, которому доверяешь, в самого себя, в правильность и нужность ваших с ним отношений…

В течение жизни этапы доверия или недоверия к встречающимся нам людям могут быть совершенно непропорциональными, нелогичными, когда из абсолютно открытого миру человека можно в мгновение ока превратиться в недоверчивого и закрытого. Пройдет довольно много времени, прежде чем придет понимание, что «доверять нужно тому, кому можно доверять, а кому нельзя доверять, тому доверять и не следует» (из беседы с К.С.Лисецким).

Есть серьезная разница в понятиях доверие и вера. Вера может предполагать перекладывание ответственности за свою сохранность и свои переживания на другого человека. Такое, например, свойственно детям. Доверие же исходит из того, что человек все же несет ответственность за свой выбор доверенного лица, который, в общем-то, это доверие может и не оправдать. Это уже позиция взрослого зрелого человека.

Меня однажды поразил разговор с одним человеком, который продемонстрировал видео с авто регистратора, где одна молодая пара неслась по улицам города на квадроцикле, периодически рискуя, переходя на езду на двух задних колесах. «Я бы хотел, чтоб мне тоже так доверяли»,- сказал мне этот мужчина, не без легкой зависти. «А тебе можно доверять?» Помолчав, он ответил: «Вот ты мне сейчас доверишься, а я ведь могу не оправдать твоих ожиданий…»

Доверие в отношениях – многогранное понятие. Оно может широко варьироваться: от выбора меню на ужин до абсолютной веры в то, что человек, с которым ты рядом, даже если ты будешь его в какой-то момент бесить, предпочтет, фигурально выражаясь, тебя «прибить», но не предать.

Доверие – это не только вера в другого человека, в его ответственность и порядочность, но и прежде всего вера в самого себя, что «не навешаешь» на другого больше, чем тот в состоянии «нести». Доверие в отношениях – это честный диалог о том, насколько каждый из партнеров готов двигаться и меняться, чтобы создать, друг для друга, комфортную среду, в который каждый будет чувствовать себя в безопасности, но свободным.

В какой момент мы принимаем решение о доверии? Иногда сразу, иногда со временем.

Как сказал Эрнест Хемингуэй: «Лучший способ узнать, можете ли вы доверять кому-то — это доверять ему».

Источник:
Доверие и вера
Отчего с одним человеком мы готовы прыгнуть с парашютом, а с другим нам кажется небезопасным даже банку с тунцом совместно открыть? В какой момент мы принимаем …
http://www.b17.ru/article/doverie_i_vera/

Доверие и Вера — в словарях

ДОВЕРИЕ (англ. trust) — согласно «Энц. словарю» Брокгауза и Эфрона, Д. — это « психи ческое состояние, в силу которого мы полагаемся на к.-л. мнение, кажущееся нам авторитетным, и потому отказываемся от самостоятельного исследования вопроса, могущего быть нами исследованным. Итак, Д. отличается как от веры, так равно и от уверенности. Вера превышает силу внешних фактических и формально логических доказательств. Д. же касается вопросов, находящихся в компетенции человеческого познания; доверяется тот, кто не хочет или не может решить или сделать чего-либо сам, полагаясь или на общепринятое мнение, или на авторитетное лицо. Уверенность есть сознание собственной силы и состоит в Д. к истинности своего знания или правоте своего дела; Д., напротив, проистекает из сознания слабости, неуверенности в себе, признания авторитета». (См. также Уверенность в себе.)

Г. Г. Шпет дал самую общую характеристику веры. Вера состоит не в чем ином, как в принятии возможности за действительность. Вере всегда противостоит сомнение вообще или всеобщая возможность сомнения — скептицизм. И вера и скептицизм подлежат не опровержению, а изображению. Шпет замечает, что мы имеем дело с одной палкой: хватишься за веру, на др. конце — скептицизм, хватишься за скептицизм, на др. конце — непременно вера. В отличие от принципиального скептицизма или от сомнения, возведенного в принцип, есть вполне здравое сомнение — как субъективное переживание, означающее минимальную степень уверенности. Такое сомнение сопровождает не все, а только некоторые суждения.

Д., как психи ческое состояние (чувство), преходяще. Завоевать, внушить Д. трудно, а лишиться его можно в одночасье, мгновенно. Это известно испокон веку. В «Афоризмах житейской мудрости» А. Шопенгауэра находим: «Кто нарушил раз Д. — теряет его навсегда; что бы он ни делал и чем бы он ни был — горькие плоды этой потери не заставят себя ждать». С. Московичи считает, что подчинение в конце концов тождественно Д. Он напоминает, что «зерно сомнения у миллионов людей приводит к свержению даже самого могущественного тирана. Постоянное насилие порождает апатию, безразличие и враждебность».

Конечно, нелегко самому отдаться на веру, на совесть, вверить кому-то себя, свои тайны, свои дела, положиться на кого-то вполне (это мотивы из словаря В. Даля). Не будем спорить с «Брокгаузом», является ли источником Д. сознание слабости или силы. Справедливо и то и другое. Источником Д. может быть любовь, согласие по поводу верований и ценностей, даже излишняя самоуверенность. А условием его сохранения — постоянство.

Итак Д., в огромной своей части относится к эмоциональной, т. е. плохо рационализируемой сфере психи ки. Оно способно порождать многие др. чувства (от любви до ненависти), состояния (от комфорта до стресса и фрустрации), социальные установки (от приятия до отторжения). Д. по отношению к личности играет формообразующую роль. Потеряв Д. в глазах окружающих, теряешь лицо. Вернув Д., получаешь только шанс — не гарантию — его восстановить полностью. Поэтому психологическая культур а Д. теснейшим образом связана с культур ой личности и межличностных отношений. Одним из главных критериев личности (наряду с ее свободой) являются флюиды исходящего от нее Д. Д. в каком-то смысл е можно считать синонимом личности. (В. П. Зинченко.)

ВЕРА — признание чего-либо истинным с такой решительностью, которая превышает силу внешних фактических и формально-логических доказательств. Это не значит, что истины В. не подлежат никаким доказательствам, а значит только, что сила В. зависит от особого самостоятельного психи ческого акта (В. С. Соловьев). По мысли Соловьева, если В. утверждает более того, что содержится в данных чувственного опыта и выводах разумного мышлени я, то, значит, она имеет свой корень вне области теор етического познания и ясного сознания вообще. Основания В. лежат глубже знания и мышлени я, она по отношению к ним есть факт первоначальный, а потому и сильнее их. Она есть более или менее прямое или косвенное, простое или осложненное выражение в сознании досознательной связи субъекта с объектом. Чем проще и неизбежнее эта связь, тем сильнее соответствующая ей В.

Слово «В.» употребляется в разных значениях. Оно может указывать или на душевный акт, — на то, как мы веруем; или на содержание этого акта, — на то, во что мы веруем; иногда даже на богословские формулы, в которые облекается это содержание, «символы В.».

Об авторе:
Этот материал взят из источника в свободном доступе интернета. Вся грамматика источника сохранена.

Источник:
Доверие и Вера — в словарях
ДОВЕРИЕ (англ. trust ) — согласно «Энц. словарю» Брокгауза и Эфрона, Д. — это « психи ческое состояние , в силу которого мы полагаемся на к.-л. мнение, кажущееся нам авторитетным, и потому
http://scorcher.ru/neuro/neuro_sys/faith/faith1.php

(Visited 1 times, 1 visits today)

CATEGORIES