Важным условием жизни человека является

Важным условием жизни человека является

Все, чем велик и славен человек, создано трудом людей многих поколений. Мы живем в мире произведенных человеком предметов, вещей — от мельчайших до самых больших, от простейших до непостижимо сложных. Труд выращивает хлеб, строит дома, меняет течение рек, ставит на службу человеку атом, создает машины, подобные высокоорганизованному мозгу, выводит человека на космический простор. Труд не только кормит, одевает, дает жилище человеку, он творит произведения литературы, музыки, искусства, он соединяет человеческий опыт и мудрость с постоянным поиском истины. И чем плодотворнее деятельность человека, тем значительнее его жизнь. Прогресс производства, достижения науки и техники, развитие культуры, расцвет человеческой личности — все это результат труда.

Поэтому труд, писал Ф. Энгельс, есть «первое основное условие всей человеческой жизни, и притом в такой степени, что мы в известном смысле должны сказать: труд создал самого человека» * .

* (Маркс К., Энгельс Ф. — Соч., т. 20, с. 486.)

Что же такое труд? Его обычно связывают с физическими и умственными усилиями, напряжением сил, усталостью. Но эти же признаки можно обнаружить и в игре. Значит, трудом можно назвать только такую деятельность, в результате которой создаются предметы, продукты и другие блага, служащие для пользования людей, для удовлетворения их потребностей.

Труд — это целесообразная деятельность человека по преобразованию природы, направленная на создание материальных и духовных ценностей, в той или иной мере удовлетворяющих потребности общества и отдельных людей. Это производственная, общественно-политическая, административная, воспитательная и другие виды деятельности. В понятие труда включается не всякая деятельность, а лишь общественно полезная.

Взаимодействие человека с природой определяет и взаимоотношения между людьми. Воздействуя на природу и изменяя ее, человек в то же время изменяется сам. Труд — это естественное условие жизни человека, он всегда носит общественный характер.

История труда начинается с того, что в какой-то момент предшественники человека от случайного применения палки или камня перешли к изготовлению простейших орудий труда. Это требовало уже осмысленных действий. Возникновение ростков сознательного преобразования природы и ознаменовало начало человеческого труда. Поскольку сам труд возможен лишь при совместной деятельности, в общении людей друг с другом, то он породил и человеческое общество, обусловил его развитие от первобытного до современного состояния. Человек сменил первые примитивные орудия на современную могучую технику, переселился из пещер в благоустроенные жилища, создал письменность, науку, искусство — высшие проявления человеческого сознания. За тысячи лет труд претерпел разительные перемены, что отразилось в смене нескольких технологических и общественных способов производства.

Открытие решающей роли труда в становлении человека, его развитии, а также в создании человеческого общества явилось великим научным подвигом К. Маркса и Ф. Энгельса. Оно стало основой нового понимания истории. Были разрушены идеалистические и религиозные представления о труде, рассматривавшие его как вечное проклятие, якобы ниспосланное человечеству за грехи его прародителей Адама и Евы.

Трудовая деятельность людей многообразна. Она различается по содержанию и по характеру. Наряду с общими элементами обнаруживаются существенные отличия в труде шахтера и сталевара, строителя и животновода, врача и космонавта, учителя и продавца. Имеются также изменения исторического плана. Возьмем, например, труд земледельца, который должен взрыхлять землю. Сначала это делали при помощи мотыги, затем деревянной сохи, металлического плуга в конной упряжке, наконец, при помощи трактора. Труд всегда совершается в определенных социально-экономических условиях, при определенном уровне материально-технической базы. Различия в содержании труда проявляются как различия в профессиях и специальностях, обусловленные особенностями трудовых операций, навыков и знаний.

Те или иные трудовые процессы можно рассматривать как простые и сложные, легкие и тяжелые, монотонные и творческие, умственные и физические, управленческие и исполнительские, свободные или подневольные. Труд может быть ручным, механизированным и автоматизированным. Во всех этих случаях речь идет, по существу, о характере и содержании труда, связанными со степенью его сложности. Само собою понятно, что характер труда зависит от конкретных социально-экономических условий, отношения к средствам производства, участия в общественной организации труда и в распределении созданных жизненных благ. Так, в классовом обществе сложный умственный труд в сферах управления, науки и искусства стал монополией господствующих классов и использовался в целях эксплуатации масс, занятых на тяжелых ручных работах. Именно на этой основе и возникла противоположность между физическим и умственным трудом.

Люди труда всегда были творцами материальных и духовных благ. Но в эксплуататорском обществе созданное богатство доставалось господствующим классам, трудящиеся же подвергались жестокой эксплуатации. При переходе от одного общественного строя к другому коренным образом меняется характер труда, отношение к нему со стороны различных социальных классов и групп. История знает рабский, крепостной, наемный и свободный коллективный труд. Изменения в характере его происходят и в рамках одной формации. Так, с переходом от простой кооперации к мануфактуре и крупному машинному производству в условиях капитализма происходят изменения в содержании труда, но по своему характеру он по-прежнему остается средством получения прибавочной стоимости, эксплуатации человека человеком.

Современный капитализм лишает человека права на труд, увеличивает армию безработных, отнимает перспективу у молодежи, губит таланты и способности творцов. Общее число полностью безработных в развитых капиталистических странах в 1983 году составило более 30 миллионов человек. Безработица висит там над каждым, как дамоклов меч.

Великая Октябрьская социалистическая революция явилась поворотным пунктом в развитии труда. Установление общественной собственности на средства производства знаменовало собою освобождение его, превращение из подневольной работы на эксплуататоров в свободную деятельность на себя и свое общество. Утвердился социалистический труд, который характеризуется отсутствием эксплуатации и угнетения человека человеком, планомерно организованным производством в масштабе всего общества, равными правами и обязанностями у каждого члена общества трудиться по способностям, отношением к труду как важнейшему гражданскому долгу, сознательной дисциплиной труда.

В Конституции СССР закреплены особенности социалистического труда — всеобщность, обязательность и гарантированность. Извечная истина, что труд — основа основ жизни, получила государственное признание. Общество направляет свои усилия на улучшение условий труда своих граждан, воспитание трудолюбия и борьбу с тунеядством.

Труд — это право и обязанность. И при социализме, и при коммунизме руководящим принципом общественной жизни является принцип всеобщности труда, т. е. обязанность всех трудиться по своим способностям. В нашей стране давно полностью отсутствуют классы, слои или общественные группы, которые не участвовали бы в общественно полезном труде и жили за счет эксплуатации чужого труда.

Конституция СССР гарантирует право на труд с оплатой в соответствии с его количеством и качеством, на выбор профессии, рода занятий по призванию, способностям, образованию и с учетом общественной потребности. И это право обеспечивается всей системой экономических отношений, полной занятостью трудоспособного населения. В условиях социализма труд все более приобретает непосредственно общественный и всеобщий характер.

Социализм покончил с безработицей, в небывалой степени поднял спрос на труд, обеспечил высокие темпы роста численности занятых в народном хозяйстве, породил у членов общества уверенность в завтрашнем дне. Однако при социализме, как пережитки прошлого, еще имеют место случаи уклонения от общественно полезного труда, нарушения трудовой дисциплины. Борьба с ними — одна из важных задач трудовых коллективов. В Конституции СССР в соответствии с многочисленными просьбами трудящихся особо подчеркнуто, что «всякое уклонение от общественно полезного труда несовместимо с принципами социалистического общества».

Только личное участие в труде дает человеку общественное признание, уважение и почет. Труд — важнейшая сфера жизнедеятельности человека. Он воспитывает такие необходимые качества, как коллективизм, товарищество и взаимопомощь, стремление к знаниям. Человек без твердых трудовых навыков, профессии не имеет корней в жизни. «Быть рабочим — главная должность на земле»,- говорил М. Горький.

При социализме труд служит мерой участия человека в развитии производства и мерой потребления. В нашем обществе признаются законными и моральными только трудовые доходы. Каждому работнику общество предоставляет материальные блага в зависимости от количества и качества затраченного труда. Такой принцип распределения обеспечивает сочетание общественных и личных интересов. Коммунистическая партия никогда не отрицала значения материальных стимулов к труду, никогда не считала, что новое общество можно построить лишь на энтузиазме масс. Энтузиазм надо соединить с личной материальной заинтересованностью. Принцип материальной заинтересованности повышает производительность труда, способствует тому, чтобы каждый человек работал в полную меру своих способностей, одновременно развивая их.

Социализм ничего общего не имеет с уравниловкой, с ограничением потребностей. Каждый член общества удовлетворяет потребности в зависимости от личного трудового вклада и возможностей, которыми располагает общество. Главная цель нашей партии — благо народа, создание благоприятных условий для всестороннего развития каждого человека. Материальное стимулирование ведет к повышению уровня жизни советских людей. В нашей стране уже немало сделано для улучшения материального благосостояния народа. Многое в этом направлении будет осуществлено за годы одиннадцатой пятилетки.

Наряду с материальными растет значение моральных стимулов. Для большинства советских людей отношение к труду определяется не только оплатой, но и условиями и содержанием труда. Заработная плата постепенно утрачивает главную роль среди трудовых стимулов, перестает быть решающим фактором в отношении человека к труду. Все большее значение имеет понимание общественной значимости труда, уважение товарищей, коллектива, общества в целом, чувство ответственности перед народом, удовлетворение трудом и его результатами, чувство трудовой гордости и рабочей чести, радость творчества.

Материальные и моральные стимулы нельзя ни разделять, ни противопоставлять. Материальное стимулирование предполагает усиление идейных и нравственных стимулов. XXVI съезд КПСС подчеркнул необходимость сочетания материальной заинтересованности с моральными стимулами, роль и значение которых усиливаются в условиях развитого социализма.

Действенной формой развития социальной активности трудящихся, важнейшим средством повышения производительности труда, укрепления дисциплины является социалистическое соревнование. Родившись как почин передовых рабочих, оно прочно вошло в практику нашего общества и носит ныне поистине всенародный характер. В нем участвует более 109 миллионов человек. Число участников движения за коммунистическое отношение к труду превышает 70 миллионов. Все девизы соревнования в одиннадцатой пятилетке нацеливают на эффективную и качественную работу. В современных условиях, отмечено на июньском (1983 г.) Пленуме ЦК КПСС, важно сосредоточивать усилия соревнующихся в первую очередь на повышении качества продукции, улучшении использования производственных мощностей, сырья, энергии, рабочего времени и, конечно, на экономии, на разумной экономии во всем, не только на производстве, но и в быту.

Капиталистическое общество не обладает такими стимулами к труду. Там отношения людей имеют форму конкурентной борьбы. При социализме трудовое соревнование, основанное на высокой сознательности людей, открывает полный простор для поисков, дерзаний, развития творческой инициативы, славных дел, достижения лучших результатов труда как в количественном, так и в качественном выражении. В процессе соревнования на основе бескорыстной помощи и взаимопомощи формируются высокие нравственные качества человека: преданность коммунистическим идеалам, высокое чувство долга и ответственности, справедливость, правдивость, бескомпромиссное отношение к злу. Вырабатывается активная жизненная позиция человека. И это ведет к тому, что труд становится высшей нравственной ценностью, смыслом жизни, постепенно превращается в первую жизненную потребность.

Большие возможности для воспитания у советских людей чувства хозяина производства предоставляют так называемые коллективные формы организации труда, возникающие в ходе соревнования. Это бригады, работающие на один наряд, коллективы конечной продукции, коллективный подряд в строительстве и т. д. Такие формы во многом позволяют устранить недостатки индивидуальной сдельщины, эгоистические наклонности. Бригадная организация повышает уровень трудовой активности каждого, слаженность в работе, взаимовыручку. В поле зрения труженика оказывается не только собственное рабочее место, но и общие дела в бригаде, в цехе, на предприятии в целом.

Пути развития инициативы рабочего человека, воспитания у него чувства полноправного хозяина страны открывает принятый Верховным Советом СССР первый в истории нашего государства Закон о трудовых коллективах. Его проведение в жизнь должно повысить роль и значение основной ячейки социалистического общества во всех сферах общественной жизни. Ведь именно в трудовых коллективах создаются материальные и духовные ценности, укрепляется экономическая мощь Родины. Здесь переводятся на язык повседневной практики народнохозяйственные планы, реализуются намеченные цели. В трудовых коллективах развиваются такие формы деятельности, которые утверждают коллективистское сознание и поведение людей, высокие нормы советского образа жизни.

Новый Закон предоставляет трудовым коллективам широкие права, наделяет их большими полномочиями по самоуправлению, по участию в политической, экономической и социальной жизни страны. Каждый трудовой коллектив несет ответственность за экономическое и социальное развитие, внедрение в практику достижений науки, техники, развитие творческой инициативы людей. Главное требование Закона, настоятельное веление самой жизни — всемерно повышать эффективность труда и качество работы, лучше, быстрее и с меньшим числом работающих выполнять план и обязательства, воспитывать в каждом человеке необходимость добросовестной работы на общее благо, расширять участие самих трудящихся в управлении экономикой.

Качественные изменения в социалистическом труде происходят под возрастающим влиянием науки и техники. Научно-техническая революция, которая привела к созданию и использованию новых источников энергии, синтетических веществ с заданными свойствами и других химических продуктов, к новой технологии производства, автоматизации трудоемких процессов, широкому использованию электронной вычислительной техники, к освоению человеком космоса, вносит изменения в содержание трудовой деятельности миллионов людей. Создается реальная основа для ликвидации существенных различий между умственным и физическим трудом.

Научно-технический прогресс рождает новые отрасли производства и виды труда, вызывает к жизни много новых профессий, для которых нужны высококвалифицированные кадры, любящие и умеющие работать люди. Поэтому в одиннадцатой пятилетке намечено выпустить еще примерно 10 миллионов специалистов с высшим и средним специальным образованием. Профессионально-технические училища подготовят 13 миллионов квалифицированных рабочих, при этом в 1,6 раза увеличится выпуск рабочих со средним образованием.

Наука, превращаясь в непосредственную производительную силу, придает труду творческий характер, а производство при этом становится сферой практического применения науки. На этой основе постепенно вытесняется ручной, и прежде всего тяжелый, малопроизводительный труд, осуществляется механизация и автоматизация производственных процессов. Из сферы непосредственного процесса производства человек будет все больше передвигаться в сферу его регулирования, контроля и наблюдения, осваивать новую технологию и оборудование, оставляя тяжесть и однообразие труда на долю машин-автоматов. Труд рабочего будет все больше приобретать творческий характер.

Качественные изменения в содержании умственного и физического труда происходят как в промышленном, так и в сельскохозяйственном производстве. XXVI съезд КПСС, майский (1982 г.) Пленум ЦК КПСС, одобривший Продовольственную программу СССР, наметили широкий комплекс мер, осуществление которых будет способствовать превращению труда в сельском хозяйстве в разновидность индустриального, коренному улучшению условий труда и быта сельских тружеников.

В процессе строительства нового общества постепенно исчезает разделение труда, порожденное эксплуататорским строем, делением общества на классы. Все больше преодолеваются узкая специализация и пожизненное закрепление за одним из видов труда, существенные различия между умственным и физическим трудом. Высокая общеобразовательная и широкая специальная подготовка дает возможность человеку освоить новую специальность и заняться другим видом общественно полезного труда.

При социализме общество пока еще не может гарантировать всем гражданам перемену труда, полную свободу выбора профессии, возможность получить несколько специальностей. Люди заняты либо преимущественно умственным, либо преимущественно физическим трудом. Кроме того, перемена труда не должна нарушать стабильность производственных коллективов.

Условия для перемены занятий уже создает крупная механизированная промышленность, а внедрение автоматизации расширяет эти возможности. Растущая техническая вооруженность, повышение знаний и квалификации трудящихся ведут к тому, что в деятельности тружеников социалистического общества все больше соединяются элементы умственного и физического труда. Причем каждый из этих видов качественно меняется. Физический труд одухотворяется умственным, лишается тяжелых, изнурительных операций. Умственный же в значительной степени освобождается от нетворческих, однообразных операций. Всестороннее развитие человека будет увеличивать его способность к выполнению сложной умственной и физической работы, а следовательно, и к перемене труда.

Существуют самые разнообразные формы перемены труда. Переход от простого труда к сложному, от неквалифицированного к квалифицированному, овладение все более сложными профессиями выступают как ступеньки роста работника. Другая форма — это совмещение профессий, разнообразие выполняемых операций. Перемена труда не ограничивается производственной деятельностью. Речь идет также о сочетании производственной деятельности с участием в управлении производством и делами общества, с техническим и художественным творчеством, труда с образованием. Все это в полной мере будет осуществлено при коммунизме.

Социализм коренным образом изменил характер труда и его цель, место в жизни общества, а следовательно, и отношение к нему людей. Советское общество — общество людей труда, твердо и непоколебимо верящих в коммунистическое будущее, отчетливо осознающих, что оно не придет само собой, а явится плодом созидательных усилий всего народа. Прогресс нового общества в значительной мере зависит от трудолюбия и добросовестности, организованности и сознательности людей. Важнейшим условием перехода к коммунизму является превращение труда в первую жизненную потребность для всех членов общества. Социалистический труд рассматривался В. И. Лениным в качестве этапа становления коммунистического труда. Ростки нового отношения к труду есть в субботниках, движении за коммунистическое отношение к труду.

По мере продвижения вперед возрастают не только возможности всестороннего развития личности, но и требования к ней со стороны общества. Важнейшей задачей при этом, как указано на июньском (1983 г.) Пленуме ЦК КПСС, партия считает воспитание у каждого человека потребности в труде, добросовестной работе на общее благо. Сознательный инициативный труд — первооснова нашего социалистического образа жизни, высшее мерило достоинства и престижа личности.

Чтобы выработать у всех членов общества высоко-сознательное отношение к труду, надо прежде всего изменить содержание труда: путем механизации и автоматизации производства устранить тяжелый ручной и неквалифицированный труд, добиться соединения умственного и физического труда. Это не только экономическая, но и серьезная социальная проблема, указывалось на XXVI съезде партии. «Решить ее — значит устранить существенные преграды на пути превращения труда в первую жизненную потребность каждого человека» * .

* (Материалы XXVI съезда КПСС. М., 1981, с. 57.)

Воспитание нового отношения к труду предусматривает использование самых разнообразных мер и стимулов. «Необходимо создать такие условия — экономические и организационные,- подчеркнул на ноябрьском (1982 г.) Пленуме ЦК КПСС товарищ Ю. В. Андропов,- которые стимулировали бы качественный, производительный труд, инициативу и предприимчивость. И наоборот, плохая работа, бездеятельность, безответственность должны самым непосредственным и неотвратимым образом сказываться и на материальном вознаграждении, и на служебном положении, и на моральном авторитете работников» * .

* (Материалы Пленума ЦК КПСС. 22 нояб. 1982 г. М., 1982, с. 9.)

В СССР немало сделано для изменения содержания и условий труда. Коммунистическая партия последовательно осуществляет курс на проведение единой научно-технической политики, на развитие техники и технологии сегодняшнего и завтрашнего дня. Так, на конец 1982 года число механизированных поточных и автоматических линий в стране составило около 190 тысяч, комплексно-механизированных и автоматизированных участков, цехов, производств — более 98 тысяч, число оборудования с программным управлением — более 85 тысяч единиц. Все делается для того, чтобы труд был не только производительным, но и содержательным, интересным и творческим.

Элементы творчества заложены как в самом труде, так и в отношении работника к делу. Одна и та же работа для одного становится творчеством, для другого — монотонным малопривлекательным занятием. Можно чисто механически использовать прежние знания и опыт, повторять неизменные операции, но можно постоянно открывать что-то, овладевать новыми приемами и навыками. В любой деятельности, как теоретической, так и практической, все зависит от развития личности, образования, способностей, чувства долга и ответственности за порученное дело. В творчестве воспитывается коммунистическое отношение к труду.

Ключевая задача сегодняшнего дня — кардинальное повышение производительности труда. Здесь надо достигать высшего мирового уровня. Понятно, что никакие технические новшества не дадут ожидаемого результата, если не будет должного порядка, строжайшей дисциплины, четкого снабжения, научной организации труда в сфере производства. В современных условиях возрастает ущерб от любого нарушения трудового ритма. Поэтому важно не только устранение перебоев в работе, но воспитание сознательной трудовой дисциплины, рациональное использование рабочего времени. Добросовестный и эффективный труд создаст изобилие материальных и духовных благ, что поможет обеспечить всестороннее развитие всех членов общества, воспитать высокообразованных и коммунистически сознательных людей, умеющих ставить интересы общества на первое место.

Создание нового строя, новой дисциплины и организации труда, когда сознательные работники будут использовать последнее слово науки и техники, нельзя решить одним порывом. Требуется длительный и упорный героизм массовой и будничной работы. И только тогда общество придет к победе коммунистического труда.

Источник:
Важным условием жизни человека является
Все, чем велик и славен человек, создано трудом людей многих поколений. Мы живем в мире произведенных человеком предметов, вещей — от мельчайших до самых больших, от простейших до
http://ecologylib.ru/books/item/f00/s00/z0000033/st026.shtml

Какой возраст считается самым важным в жизни человека?

Какой возраст считается самым важным в жизни человека?

3 года — человек впервые осознаёт своё Я.

7 лет — начинает сознательно и планомерно относиться к информационному миру через образование в школе.

12-14 лет — начинает осознавать взаимосвязь в социуме и вступает в него.

Далее каждый 12-летний цикл считается важным переходом на новый виток развития:

12 лет, 24 года, 36 лет, 48 лет, 60 лет, 72 года, 84 года, гм. 96, дай нам всем Бог дожить ))

Каждый из этих возрастов привносит что-то значительное — перемены, осознания, какие-то повороты в судьбе, переезды, новые встречи, семейные события.

Ещё отдельно выделяются 27- 28 лет — этапы зрелости и 42 года — время подведения первых итогов и блиц-стратегия на ближайшие годы.

Доброго вечера! Сложный вопрос. На мой взгляд каждый возраст в жизни человека является по-своему важным. В детстве важно развиваться всесторонне. В школе важно впитывать знания и определиться со своим будущим предназначением. В институте важно получить хорошие знания в отношении своей будущей профессии. А с годами, я уверен, что буквально каждый хоть иногда мечтает скинуть свои года.

В древности философы рассматривали 7 важных семилетних циклов в жизни человека. Первый цикл начинался с рождения. В каждом из данных циклов человек получает возможность для целостного развития ума и духа.

А, например, астролог Д. Радьяр видит связь между циклом планеты Уран и полным циклом целостного развития человека. Вот так называемые годы экзаменов или критические моменты в жизни человека: нулевой год жизни, двадцать восьмой год жизни, 56 год жизни, 84 год жизни.

Астролог считает, что в вышеуказанные годы даются самые сильные в жизни человека испытания.

И только от человека зависит, сможет ли он переступить данный рубеж и перейти на новый этап.

Источник:
Какой возраст считается самым важным в жизни человека?
3 года — человек впервые осознаёт своё Я. 7 лет — начинает сознательно и планомерно относиться к информационному миру через образование в школе. 12-14 лет — начинает осознавать взаимосвязь в социум
http://www.bolshoyvopros.ru/questions/369969-kakoj-vozrast-schitaetsja-samym-vazhnym-v-zhizni-cheloveka.html

Составляющие здорового образа жизни

  • Валеология
  • Выбор программы упражнений и ее реализация

Образ жизни — определенный тип жизнедеятельности людей, включающий в себя различные виды деятельности, это поведение людей в повседневной жизни.

Выделяют основные формы деятельности: трудовая (производственная), познавательная, деятельность в быту, медицинская активность. Каждый вид деятельности имеет свои показатели.

К показателям производственно-трудовой деятельности относятся: степень удовлетворенности выполняемой работой, уровень профессионального мастерства, занимаемая должность, отношения в коллективе, инициативность и т. д.

Показателями деятельности в быту являются: жилищно-бытовые условия, наличие бытовой техники, время, затрачиваемое на домашние обязанности, отношения между супругами, число детей и т. д.

Медицинская активность — это активность в области охраны здоровья. Она зависит от общего уровня развития, образования, психологической установки, доступности медицинской помощи, условий жизни и т. д.

К показателям медицинской активности относятся: санитарная грамотность, гигиенические привычки, обращаемость за медицинской помощью, отношение к медосмотрам, выполнение медицинских рекомендаций, рациональность питания, физическая активность, отсутствие вредных привычек, своевременность обращений за медицинской помощью.

Перечислим ряд понятий, тесно связанных с понятием образа жизни.

Условия жизни — условия, определяющие образ жизни. Они могут быть материальными и нематериальными (труд, быт, семейные отношения, образование, питание и т. д.).

Уровень жизни (уровень благосостояния) определяется размером валового продукта, национальным доходом, реальными доходами населения, обеспеченностью жильем, медицинской помощью, показателями здоровья населения. Это количественные показатели условий жизни. Сюда относятся и качественные показатели — качество тех условий, в которых осуществляется повседневная жизнедеятельность людей (качество жилищных условий, питания, образования, медицинской помощи).

Качество жизни — это степень удовлетворенности человека различными аспектами своей жизни в зависимости от его собственной шкалы ценностей и личных приоритетов.

Связь качества жизни с уровнем жизни не является прямо пропорциональной. Например, вследствие тяжелого заболевания у человека, имеющего очень высокий уровень благосостояния, качество жизни может существенно снизиться.

Уклад жизни — порядок, регламент труда, быта, общественной жизни, в рамках которых проходит жизнедеятельность людей.

Стиль жизни — индивидуальные особенности поведения в повседневной жизни.

В конечном итоге задача специалиста по социальной работе заключается в помощи клиенту восстановить или улучшить взаимодействие между ним и обществом для улучшения качества жизни клиента.

Сейчас, когда стало понятно, что медицина не может не только предотвратить, но и справиться с обрушившимся на нее обвалом патологии, интерес к здоровому образу жизни привлекает все более пристальное внимание и специалистов, и широких кругов населения. Это не в последнюю очередь обусловлено осознанием истинности и серьезности древнего изречения: искусство продлить жизнь — это искусство не укорачивать ее.

В предыдущем разделе уже было отмечено, что подавляющая часть заболеваний современного человека обусловлена прежде всего его образом жизни и повседневным поведением. Именно поэтому в настоящее время здоровый образ жизни рассматривается как принципиальная основа профилактики заболеваний. Например, в США снижение показателей детской смертности на 80% и смертности всего населения на 94%, увеличение ожидаемой средней продолжительности жизни на 85% связывают не с успехами медицины, а с улучшением условий жизни и труда и рационализацией образа жизни населения. С сожалением приходится отметить, что в нашей стране 78% мужчин и 52% женщин ведут нездоровый образ жизни. Правда, и эти данные кажутся чрезмерно оптимистичными при тщательном анализе самого понятия «образ жизни».

Что же это такое — «образ жизни»?

1. Любое средство действует на организм человека в целом, а не на одну какую-либо отдельную систему. Так, структурный аспект требует в своей реализации участия генетического аппарата всех клеток организма, ферментных систем, пищеварительной системы, дыхательного аппарата, терморегуляции и т.д. Такое же положение складывается и относительно двух остальных каналов обеспечения бытия человека.

2. Любое средство обеспечения жизнедеятельности реализуется практически через все три канала. Так, пища несет в себе и структурный, и энергетический, и информационный потенциалы; движение оказывается условием активизации пластических процессов, регулирует энергетический поток и несет важную для организма информацию, обеспечивающую в конечном итоге соответствующие структурные перестройки.

Образ жизни — это сознательно совершаемые человеком действия, составляющие привычный уклад его повседневного поведения. В своей повседневной жизни человеку приходится выполнять значительную часть обязанностей и действий, направленных на решение целого ряда задач:

  • Обеспечение жизнедеятельности, для чего необходимо дышать, питаться, спать, поддерживать температуру своего тела и пр.
  • Выполнение профессиональных обязанностей требует соблюдения целого ряда условий в организации работы (учебы), отдыха, в повышении квалификации, в физической и психологической реабилитации и т.п.
  • Поддержание социально-культурного статуса, множественных межличностных контактов, духовное развитие и др.
  • Выполнение своих семейно-бытовых функций по обеспечению жизни семьи и воспитанию детей.
  • Забота о своем здоровье, в том числе необходимая двигательная активность, выполнение гигиенических требований, отказ от вредных привычек и пр.

Исходя из необходимости решать в повседневной жизни указанные задачи, можно выделить следующие основные компоненты образа жизни.

Обеспечение психического здоровья. Современному человеку приходится выдерживать большие психологические нагрузки. Они связаны со многими обстоятельствами: с учебной или производственной работой, с взаимоотношениями с другими людьми, с необходимостью выполнять определенные обязанности в семье и обществе, со стрессовыми обстоятельствами, с необходимостью реагировать на неприятные или неожиданные ситуации и т.д. Неумение адекватно вести себя в этих ситуациях нарушает психическое состояние человека. Такие нарушения часто приводят к развитию многих заболеваний, которыми страдают наши современники. Поэтому так важно владеть теми приемами, которые помогают каждому человеку разумно вести себя в ситуации, провоцирующей психическое напряжение, а если оно все-таки возникло, то выйти из подобных обстоятельств с наименьшим уроном для своих психики и здоровья.

Закаливание и тренировка иммунитета. В настоящее время большинство пропусков занятий школьниками и случаев заболеваемости у людей трудоспособного возраста связано с простудными и простудно-инфекционными заболеваниями. К сожалению, такое положение связано не с тем, что человек вообще от рождения столь чувствителен к низким температурам, а с тем, что в процессе жизни он не тренирует свою устойчивость к ним, а наоборот, стремится к температурному комфорту. С другой стороны, известно, что люди, систематически занимающиеся закаливанием, страдают простудными и простудно-инфекционными заболеваниями гораздо реже, а само заболевание у них протекает легче.

Четкий режим жизни. Все поведение человека, выполнение им своих обязанностей, как и досуг, сон должны подчиняться определенной закономерности, которая бы соответствовала требованиям:

  • любая нагрузка (включая мышечные, психические, умственные и даже прием пищи) должна чередоваться с последующим периодом отдыха, обеспечивающим необходимое восстановление резервов организма;
  • в режиме человека должны найти отражение все стороны его жизнедеятельности: учеба (работа) и сон, занятия своим здоровьем и досуг, выполнение своих обязанностей в семье и свободное время, время на самоподготовку (выполнение домашних заданий) и встречи с друзьями и т.п.

Только при выполнении этих условий жизнь человека будет насыщенной интересными и важными делами, в ней найдется место для регулярных занятий своим здоровьем, и он не будет испытывать постоянное чувство недостатка времени.

Психосексуальная жизнь является неотъемлемой частью жизнедеятельности человека. Значение этого фактора образа жизни, восприятие его и отношение к нему в различные возрастные периоды меняется, тем не менее сказывается на всем протяжении жизни. В связи с этим умение вести рациональную психосексуальную жизнь (и речь идет не только непосредственно о половом акте, а о всем многообразии взаимоотношений женщины и мужчины) играет важную роль в обеспечении здоровья человека.

Отказ от вредных привычек, к которым относят регулярное употребление веществ и продуктов, наносящих вред здоровью человека. К таким веществам относят алкоголь, табак, наркотические продукты, токсические вещества и др. Каждое из них не только при систематическом, но порой и при однократном употреблении вызывает серьезные нарушения в деятельности организма, из-за чего они и получили название «вредных», а их постоянное употребление называют «вредными привычками».

Чаще всего употребление вредных веществ связано с их способностью затормаживать сознание человека, которому теперь кажется, что для него перестали существовать какие- то жизненные проблемы и неприятные обстоятельства. Но после окончания действия таких веществ, уже нанесших вред здоровью, проблемы по-прежнем>’ остаются, а здоровье и время, которое можно было бы использовать для их разрешения, оказываются потерянными.

Выполнение гигиенических требований. Для обеспечения хорошего здоровья человеку необходимо поддерживать чистоту своего тела. Это касается не только кожных покровов, но и волос, ротовой полости, дыхательного аппарата, половых органов, то есть всех тех частей тела, которые непосредственно контактируют с внешней средой. Следует обеспечивать и определенные требования к условиям своей жизни: быта, одежды, обучения, питания и др. Рекомендации, как следует поддерживать чистоту своего тела и такой окружающей обстановки, которая бы не вредила здоровью человека, дает наука гигиена.

Умение предупреждать опасные ситуации и правильно вести себя при их возникновении. Находясь в постоянном контакте с окружающей средой и с другими людьми, человек порой оказывается в таких ситуациях, которые грозят не только его здоровью, но и жизни. В быту, на улице, в транспорте, на природе, в отношениях с опасными людьми, животными мы испытываем на себе множество неблагоприятных воздействий. Поэтому очень важно каждому человеку знать, с одной стороны, как предупредить их возникновение, а с другой, если опасная ситуация возникла, то как себя вести в ней с наименьшим ущербом для здоровья.

Следует отметить, что каждый из указанных девяти компонентов в своей повседневной реализации фактически сказывается на любой из тех пяти сторон жизнедеятельности человека как социально-биологического существа, о которых мы говорили выше.

Источник:
Составляющие здорового образа жизни
Валеология Выбор программы упражнений и ее реализация Образ жизни — определенный тип жизнедеятельности людей, включающий в
http://www.grandars.ru/college/medicina/sostavlyayushchie-zozh.html

Условия развития личности человека: возраст, развитие, навык

Условия развития личности человека: возраст, развитие, навык

Условия развития личности человека — интересная и противоречивая тема. Очень важно понимать условия развития и становления человека для воспитания детей, саморазвития и увеличения собственного личностного потенциала. Проследить за мнениями великих умов человечества, а также узнать больше о своей социальности и асоциальности можно с помощью непрерывного движения.

Человеческая жизнь — это кривая, которая может взлетать и стремительно падать, но только мы подчиняем ее, развивая себя и свои навыки.

В разные времена выдвигались различные теории психологами и философами по вопросу условия развития личности человека. Что же важнее — наследственность, как утверждали Кобс и Дьюи, или влияние окружающей среды, социальных факторов, как это было по мнению Руссо и Гельвецкого?

Есть и компромиссные теории — развитие зависит от сочетания этих факторов, по мнению Дидро, например. А Ушинский дополнил эти теории и предположил, что кроме указанных факторов, собственная деятельность, опыт жизни влияют в значительной мере на формирование личности.

Условия развития личности человека можно разделить на внешние: среда жизни, общество, и внутренние: физиологические и психические особенности индивида.

Выделяют 3 основных фактора развития личности:

  • наследственность,
  • среда обитания,
  • влияние самой личности.

Рассмотрим их подробнее и определим степень влияния каждого фактора на развитие личности, как социальной единицы.

Под наследственностью понимаем те свойства организма, что передаются детям от родителей через определённый генетический код. При этом передаются, главным образом, данные физиологические: строение организма, особенности функционирования, часть заболеваний и задатков к определённым сферам деятельности (музыка, рисование).

Если говорить о концепции наследственности, то поведение и развитие личности определяют, в первую очередь, благодаря врождённым особенностям, заложенным при формировании организма. Подтверждением этого можно считать выражение — «талант всегда найдёт себе дорогу», даже при негативных обстоятельствах жизни и условиях роста.

Считается, что основополагающим являются врождённые задатки или, другим словом, — наследственность. Однако, так ли это? Бывают ситуации, что личность меняется с годами и открывает в себе новые грани способности или работает над формированием и развитием таковых.

А насчёт первопричины в физиологических особенностях можем вспомнить истории попадания человеческого младенца в животный мир с первых дней жизни.
Например, волчью статью. Это только в мультипликации Маугли был сильным и отважным, в реальности такие дети не владели речью, навыками общения, а повадками полностью копировали животных, которые были рядом.

Может, всё-таки общество играет ключевую роль, ведь человек — существо социальное?
Давайте проанализируем подробнее второе условие, что оказывает существенное влияние на развитие личности.

Конечно, среда обитания и общение с людьми во многом определяют личность, ребёнок впитывает культуру, нормы и правила поведения, принятые в определённом обществе. И люди разных национальностей и культур могут кардинально отличаться. Таким образом, приходим к выводу, что всё тесно взаимосвязано.

Естественно, большое влияние на человека оказывает семья, друзья, детский сад и школа. Ребёнка приучают к определённым нормам и правилам поведения, закладывают основы для формирования моральных устоев. Под влиянием окружающих людей дети усваивают ролевые игры, манеры поведения, впитывают и узнают огромное количество знаний благодаря школьной программе.

Сторонники теории «среды» считают, что человек, как чистый лист, приходит в этот мир, а родители и среда обитания пишут и создают личность. Однако, часто слышим замечания, что даже в одной семье, при равных условиях, дети совершенно разные? А значит, природное начало также имеет большое влияние на развитие личности.

Итак, есть два базовых условия — внешняя среда и наследственность. Возникает вопрос, может ли человек самостоятельно влиять на своё развитие или всё зависит от внешних факторов?

Человек продолжает развиваться на протяжении всей жизни. Естественно, что у каждого есть определённые задатки, врождённые особенности, которые мы не выбираем — есть семья и среда обитания, которую мы можем корректировать со временем частично. Как же быть?
Сильная личность, которая знает, чего хочет, всегда будет стремиться к саморазвитию, направлять его на нужные черты характера, способности, сферы жизни.Только усилием воли и, благодаря постоянному труду, можно оказать влияние на данные процессы.

Причём труд философы рассматривают как в прямом, так и в переносном смысле. Труд сделал человека человеком, в процессе деятельности и направления своих усилий личность также развивает, приобретает определённые навыки. Есть ещё и профессиональный рост, как одна из граней целостной личности.

Сейчас психологи всё больше говорят о личностном факторе развития и призывают к ответственности за свою жизнь. Неверно говорить, что я такой, каким создала меня природа и ничего не могу сделать, это пассивная жизненная позиция.

Многие годы и столетия продолжаются дискуссии на тему — условия развития личности человека и факторы влияния. В. Штерн склонялся к дуальности человеческой природы и балансу
биологических и социальных факторов как взаимосвязанных, неразрывных в своём влиянии.

З.Фрейд выдвинул другую теорию, предположив противостояние двух основных факторов в человеке — постоянного стремления к удовольствию и реальность жизни. Фрейд в психоанализе рассматривает личность на уровне основных инстинктов, что влияют на жизнь и формирование личности — человек стремится реализовать и получить необходимые удовольствия и лишь мораль, нормы общества сдерживают его в этом направлении.

Теория была названа «конфронтация двух факторов». В разные времена эту идею поддерживали А.Адлер, К.Юнг. Были и психологи, что подвергали критике предположения Фрейда, полагая, что они ведут к сильному противостоянию личности и общества.

Всё течёт и развивается. Новые исследования позволили открыть и новый биогенетический закон Е.Геккеля и Ф.Мюллера, согласно которому онтогенез (индивидуальное развитие) является коротким повторением филогенеза (развитие вида).
Эти стадии развития можно наблюдать в развитии зародыша. Эта теория довольно интересна и отчасти имеет место быть — человек в своём развитии повторяет предков.

При этом такое сокращённое копирование наблюдается не по всем признакам организма, часть свойств возникает в результате приспосабливания к внешней среде. В 30-70хх годах 20-го века бытовало мнение, что человек в своём развитии повторяет развитие своего вида: младенец на стадии млекопитающих, в конце первого года — на стадии обезьяны, второй год — достигает человеческого развития, в зрелом возрасте — уровня современной культуры.

Довольно интересная теория, хотя развитие личности довольно сложный процесс, и его невозможно охарактеризовать лишь одним каким-то параметром. Скорее, это комплекс условий и факторов, неразрывно влияющих на человека. При этом сильная устойчивая личность в большей степени самостоятельно формирует себя в процессе жизни, чем слабовольный человек, который впитывает всё из окружения.

Развитие личности, её становление — это взаимосвязанный и целостный процесс, которому свойственны этапы развития личности. Давайте подумаем над вопросом: какие же закономерности развития личности? Почему личность развивается и как это происходит?

Итак, основные закономерности развития личности:

1. Возрастной фактор — чем моложе человек, тем быстрее идёт его физическое развитие. Со временем процесс замедляется. Такие же наблюдения есть и о духовном развитии, чем младше человек — тем быстрее происходит его духовный рост.
Поэтому часто слышим, что стар, что млад — дети очень хорошо понимают стариков, могут быстро вникнуть в рассказ, проявляют интерес, впитывают знания и чувствуют душевное состояние рассказчика.

2. Неравномерность развития — наблюдается в наличии определённых периодов роста, которые наблюдаем в развитии и своих детей. Организм развивается не постоянно, нам кажется, ребёнок вдруг начинает расти на определённом этапе, это физиологические особенности организма То же можно сказать и о духовном развитии — присутствует неравномерность

В разное время свойства человека могут изменяться, находиться на разном уровне развития. В жизни бывают более благоприятные условия для развития личности и менее благоприятные. При этом условия эти будут иметь временный характер. Что же влияет на человека?

Конечно, общение с окружающим миром и людьми, духовное развитие происходит в познании мира и себя. Бывают и скачки в развитии и осознанности процессов, благодаря стрессовым ситуациям, которые вносят кардинальные изменения в личность человека. «Нет худа без добра» — говорят в народе. Даже в такие периоды, когда кажется, мир рушится, думайте о том, что Вы построите на пустом месте.

3. Колебания в развитии — органы человеческого организма развиваются каждый в своём темпе. Это отражается на психических и нервных процессах. В основном, различия между людьми и уровнем развития проявляются в поведенческих моментах, мышлении, интеллектуальном уровне, социальном и моральном развитии.

Условия развития личности человека: моторика и развитие ребенка

Для духовного развития личности выделяют некоторые этапы — возрастные рамки, характерные для приобретения определённых качеств. Принято называть такие периоды «сензитивными». Опираясь на данные исследований, психологи могут определить соответствие ребёнка развитию его возраста или диагностировать задержку развития.

Так, для развития речи, оптимальным считается период 1-2 года, а интеллектуальное развитие наиболее активно происходит до 13 лет. В основе таких периодов — созревание нервной системы, головного мозга происходит непостоянно, а периодами. Всё в организме формируется постепенно и очень важную роль играет приобретаемый опыт.

Сейчас существуют специальные схемы работы для помощи детям, у которых наблюдаются отставания в развитии, основанные на комплексном применении лечения у невролога, занятий с психологом и логопедом. Как правило, речевое развитие связано с созреванием коры головного мозга и есть специальное методы по ускорению таких процессов (медикаменты, сенсорика, игры Монтессори).

При физическом отставании, часто бывает, что дети позже начинают ходить, также есть программы — массаж, плаванье, ЛФК. Очень важно отслеживать эти моменты и вовремя помогать детям всесторонне развиваться.

Устойчивость качеств — в результате развития личности, человек приобретает устойчивые и постоянные качества психики, однако сохраняется и пластичность. Сложность этих процессов сводится к тому, что человек приобретает черты характера и в то же время всегда существует возможность их изменения, улучшения при надлежащих обстоятельствах жизни.
Благодаря пластичности нервной системы, возможно воспитание.

И к тому же компенсация происходит за счёт более сильных качеств личности. Так, например, есть дети, которые хватают знания на лету, сильно при этом не утруждаясь, а другие — добиваются результатов упорным трудом, что компенсирует более слабую память.

У каждого человека есть сильные и слабые стороны, причём сильные очень часто перекрывают действие слабых и позволяют успешно справляться с жизненными ситуациями.

Развитие личности происходит как слияние разных сфер — интеллект, духовное развитие, эмоциональная составляющая, духовность. В каждой сфере интегрируются свои свойства. Так, эмоциональная — чувства, интеллектуальная — разум.
Со временем психика человека закаляется и крепнет, во взрослом возрасте человек спокойнее реагирует на жизненные трудности, при достаточном уровне развития. Кроме того, формируется мировоззрение и понимание жизненных процессов.

У человека на каждом этапе жизни есть доминирующая деятельность, которая оказывает большое значение на развитие личности.

В школьные годы мы учимся, приобретаем знания, навыки общения. Во взрослом возрасте учимся в процессе взаимодействия в семье, общения с любимыми людьми, а также рабочий коллектив и профессия накладывают свои отпечатки, формируется профессиональное развитие личности. Всё это способствует формированию психических качеств, особенностей личности.

Противоречивость личности — это свойство о, котором говорил Фрейд и другие психологи. Человек устроен довольно интересным образом и находится постоянно во взаимодействии с окружающим миром. При этом, каждый день принимает решения и делает жизненный выбор, бывает, что идёт в разрез с ближайшим окружением в своих суждениях, вступает в конфронтацию.

Можно вспомнить и ситуации, когда у нас возникает внутренний конфликт и борьба различных частей личности — взрослый, ребёнок, учитель. А может, это конфликт добра и зла, сложно сказать, главное, что в этих моментах рождается истина, важно найти себя и сформировать нужные качества.

Стремление к прогрессу — естественно, что все желают достичь успехов в жизни, в ходе преодоления жизненных преград, на пути к цели закаляется характер и формируются волевые качества личности. Все жизненные ситуации — это уроки, которые мы проходим, а как награду получаем новое «Я», с новыми ещё лучшими качествами.

Саморазвитие личности — мы постоянно совершенствуем себя, производя работу над своим внутренним миром, подчиняя своей воле психические процессы и эмоции, улучшая черты характера. Подобную работу можно производить, как самостоятельно, так и путём прохождения специальных тренингов.
Каждый человек определяет для себя, каким образом ему легче развиваться. Главное — желание достигать новые результаты, работать над формированием своей личности постоянно, заниматься поиском необходимой информации и знаний.

Развитие может выступать и в качестве защитной функции. Человек постоянно развивается, как физически, так и духовно, это необходимо для выживания в нашем мире. Для успешной жизни нужны определённые качества, как иммунитет для борьбы с заболеваниями, так и сила воли нужна для достижения результатов, а терпение — важное оружие для покорения вершин.
Естественно, для полноценной жизни необходимы: крепкое здоровье, высокие интеллектуальные и духовные качества, которые вырабатываем в процессе жизни, вольно или невольно, под влиянием жизненных обстоятельств.

Таким образом, мы рассмотрели закономерности развития личности, и теперь лучше представляем причинно-следственные связи. Конечно, на наше развитие оказывают влияние многие факторы, условия развития личности человека, и всё же радует, и собственными усилиями можем корректировать свою жизнь и развитие.

Источник:
Условия развития личности человека: возраст, развитие, навык
Условия развития личности человека, как правильно подойти к вопросу воспитания ребенка и развития его как целостного члена общества.
http://zazama.ru/razvitie-lichnosti/usloviya-razvitiya-lichnosti-cheloveka.html

(Visited 1 times, 1 visits today)

CATEGORIES