Важнейшее условие жизни человека

Важнейшее условие жизни человека

В последнее время, когда стало понятно, что медицина не может не только предотвратить, но и справиться с обрушившимся на нее обвалом патологии, интерес к здоровому образу жизни привлекает все более пристальное внимание и специалистов, и широких кругов населения. Это не в последнюю очередь обусловлено осознанием истинности и серьезности древнего изречения: искусство продлить жизнь – это искусство не укорачивать ее.

Сейчас становится все понятнее, что болезни современного человека обусловлены прежде всего его образом жизни и повседневным поведением. В настоящее время здоровый образ жизни рассматривается как основа профилактики заболеваний. Подтверждается это, в частности, тем, что в США снижение показателей детской смертности на 80% и смертности всего населения на 94%, увеличение ожидаемой средней продолжительности жизни на 85% связывают не с успехами медицины, а с улучшением условий жизни и труда и рационализацией образа жизни населения. Вместе с тем в нашей стране 78% мужчин и 52% женщин ведут нездоровый образ жизни.

В определении понятия здорового образа жизни необходимо учитывать два отправных фактора – генетическую природу данного человека и ее соответствие конкретным условиям жизнедеятельности.

Здоровый образ жизни есть способ жизнедеятельности, соответствующий генетически обусловленным типологическим особенностям данного человека, конкретным условиям жизни и направленный на формирование, сохранение и укрепление здоровья и на полноценное выполнение человеком его социально-биологических функций.

В приведенном определении здорового образа жизни акцент делается на индивидуализации самого понятия, то есть здоровых образов жизни должно быть столько, сколько существует людей. В установлении здорового образа жизни для каждого человека необходимо учитывать как его типологические особенности (тип высшей нервной деятельности, морфофункциональный тип, преобладающий механизм вегетативной нервной регуляции и т.д.), так и возрастно-половую принадлежность и социальную обстановку, в которой он живет (семейное положение, профессию, традиции, условия труда, материального обеспечения, быта и т.д.). Важное место в исходных посылках должны занимать личностно-мотивационные особенности данного человека, его жизненные ориентиры, которые сами по себе могут быть серьезным стимулом к здоровому образу жизни и к формированию его содержания и особенностей.

Отметим ряд ключевых положений, лежащих в основе здорового образа жизни:

Активным носителем здорового образа жизни является конкретный человек как субъект и объект своей жизнедеятельности и социального статуса.

В реализации здорового образа жизни человек выступает в единстве своих биологического и социального начал.

В основе формирования здорового образа жизни лежит личностно-мотивационная установка человека на воплощение своих социальных, физических, интеллектуальных и психических возможностей и способностей.

Здоровый образ жизни является наиболее эффективным средством и методом обеспечения здоровья, первичной профилактики болезней и удовлетворения жизненно важной потребности в здоровье.

Таким образом, программа и организация здорового образа жизни для данного человека должны определяться следующими основными посылками:

индивидуально-типологическими наследственными факторами;

объективными социальными условиями и общественно-экономическими факторами;

конкретными условиями жизнедеятельности, в которых осуществляется семейно-бытовая и профессиональная деятельность;

личностно-мотивационными факторами, определяемыми мировоззрением и культурой человека, и степенью их ориентации на здоровье и здоровый образ жизни.

Структура здорового образа жизни должна представлять собой принципиальное единство всех сторон материально-бытового, природного, социокультурного и духовного бытия человека, реализуемого через структурный, энергетический и информационный каналы. Указанные каналы обеспечения здоровой жизнедеятельности человека отличаются двумя важными особенностями:

1. Любое средство действует на организм человека в целом, а не на одну какую-либо отдельную систему. Так, структурный аспект требует в своей реализации участия генетического аппарата всех клеток организма, ферментных систем, пищеварительной системы, дыхательного аппарата, терморегуляции и т.д. Такое же положение складывается и относительно двух остальных каналов обеспечения бытия человека.

2. Любое средство обеспечения жизнедеятельности реализуется практически через все три канала. Так, пища несет в себе и структурный, и энергетический, и информационный потенциал; движение оказывается условием активизации пластических процессов, регулирует энергетический поток и несет важную для организма информацию, обеспечивающую в конечном итоге соответствующие структурные перестройки.

Таким образом, уклад жизни человека должен учитывать сложность организации организма человека и многообразие его взаимоотношений с окружающей его средой, а сам человек должен определяться следующими характеристиками:

физическим состоянием, определяемым гомеостатическими показателями;

физическим развитием как процессом и результатом изменения в становлении естественных морфологических и функциональных свойств и параметрических характеристик организма в течение жизни;

физической подготовленностью как интегративным сложным компонентом физического совершенства человека;

психомоторикой как процессом, объединяющим, взаимосвязывающим психику с ее выражением – мышечным движением;

психическим состоянием – сложным и многообразным, относительно стойким явлением, повышающим или понижающим жизнедеятельность в сложившейся ситуации;

психологическими свойствами личности человека, его обликом как дееспособного члена общества, сознающего свою роль и ответственность в нем;

социальным образованием реальности как продукта общественного развития и как субъекта труда, общения и познания, детерминированного конкретно-историческими условиями жизни общества;

духовностью как «одним из самых главных заблуждений человечества – это отрыв от материального» (по Н. Рериху).

Исходя из указанных предпосылок, структура здорового образа жизни должна включать следующие факторы:

оптимальный двигательный режим;

тренировку иммунитета и закаливание;

психосексуальную и половую культуру;

рациональный режим жизни;

отсутствие вредных привычек;

В последующих главах учебника будет дан анализ основных из указанных факторов. Здесь же необходимо остановиться на последнем из них – валеологическом самообразовании. Это обусловлено тем, что обеспечение здорового образа жизни возможно только при условии, что человек сам захочет быть здоровым. Показательно в этом отношении мнение Л.Н. Толстого, уделявшего много внимания здоровью: «Смешны требования людей курящих, пьющих, объедающихся, не работающих и превращающих ночь в день, о том, чтобы доктор сделал их здоровыми, несмотря на их нездоровый образ жизни».

Формирование здорового образа жизни имеет своей конечной целью совершенствование условий жизни и жизнедеятельности на основе валеологического обучения и воспитания, включающих изучение своего организма и своей личности, освоение гигиенических навыков, знание факторов риска и умение реализовать на практике весь комплекс средств и методов обеспечения здорового образа жизни. Осуществляя сознательную и целенаправленную здравотворческую деятельность, создавая среду обитания и деятельности, влияя на внешние условия, человек приобретает большую свободу и власть над собственной жизнью и обстоятельствами жизни, делая саму жизнь более плодотворной, здоровой и долголетней. Чтобы достичь этого, человек, должен прежде всего стать носителем идеи здоровья как основного жизненного приоритета – эта проблема и является важнейшей задачей валеологического образования и самообразования.

Следующим этапом валеологического образования должно стать формирование определенной организации самосознания человека, ориентированного на понимание роли и места различных средств, методов и форм здорового образа жизни и на умение применить их в своей жизнедеятельности. При этом важно, что в каждом случае валеологическое образование становится элементом валеологической культуры именно данного человека, и здесь неприемлемы подходы массовой медицины, для которых свойственны всеобщие, единые нормы и рекомендации. С этих позиций под валеологической культурой следует понимать осознание человеком ценности здоровья в ряду жизненных приоритетов и определяющее его бережное отношение к своему здоровью и к здоровью окружающих людей.

Для формирования и осуществления здорового образа жизни может быть применима информационная система, плодотворно использующая и реализующая соответствующие системы физической культуры, медицины, кибернетики, физиологии, психологии, педагогики и т.д. и учитывающая основные особенности контингента и целей, условий и факторов, влияющих на валеологическую деятельность, организуемую и обеспечиваемую социальными и производственно-техническими, научно-информационными и коммуникационными инфраструктурами и т.п.

Естественно, что путь каждого человека к здоровому образу жизни отличается своими особенностями как во времени, так и по траектории, но это не имеет принципиального значения – важен конечный результат. Эффективность же здорового образа жизни для данного человека можно определить по ряду следующих биосоциальных критериев:

1. Оценку морфофункциональных показателей здоровья:

– уровень физического развития;

– уровень физической подготовленности.

2. Оценка состояния иммунитета:

– количество простудных и инфекционных заболеваний в течение определенного периода;

– при наличии хронического заболевания – динамику его течения.

3. Оценка адаптации к социально-экономическим условиям жизни:

– эффективность профессиональной деятельности;

– активность исполнения семейно-бытовых обязанностей;

– широту и степень проявления социальных и личностных интересов.

4. Оценка уровня валеологических показателей:

– степень сформированности установки на здоровый образ жизни;

– уровень валеологических знаний;

– уровень усвоения практических знаний и навыков, связанных с поддержанием и укреплением здоровья;

– умение самостоятельно построить индивидуальную траекторию здоровья и программу здорового образа жизни.

Суммируя данные об эффективности перехода к здоровому образу жизни, можно считать, что он:

положительно и результативно снижает или устраняет воздействие факторов риска, заболеваемость и как результат – уменьшает затраты на лечение;

способствует тому, что жизнь человека становится более здоровой и долговечной;

обеспечивает хорошие взаимоотношения в семье, здоровье и счастье детей;

является основой реализации потребности человека в самоактуализации и самореализации, обеспечивает высокую социальную активность и социальный успех;

обусловливает высокую работоспособность организма, снижение усталости на работе, высокую производительность труда и на этой основе – высокий материальный достаток;

позволяет отказаться от вредных привычек, рационально организовать и распределять бюджет времени с обязательным использованием средств и методов активного отдыха;

обеспечивает жизнерадостность, хорошее настроение и оптимизм.

Следует отметить особую важность валеологического образования детей, которое является предпосылкой здорового начала будущих семей, способных родить, вырастить и воспитать последующие поколения людей с более совершенным генофондом и с устойчивой системой здоровых потребностей. Эффективность же валеологического образования детей, как показывает педагогическая практика, оказывается более высокой в связи с тем, что их нервная система более пластична, а существующие у них жизненные установки еще недостаточно прочны. Естественно, что это создает благоприятные возможности для воспитания у детей положительной мотивации на здоровье и ориентации их жизненных интересов на здоровый образ жизни.

Источник:
Важнейшее условие жизни человека
В последнее время, когда стало понятно, что медицина не может не только предотвратить, но и справиться с обрушившимся на нее обвалом патологии, интерес к здоровому образу жизни привлекает все более
http://studfiles.net/preview/4171388/page:11/

Значение природы в жизни людей

Природа – это весь материальный мир Вселенной, органический и неорганический. Но в быту чаще употребляется другое определение, в котором под природой подразумевают естественную среду обитания, т.е. все, что было создано без человеческого вмешательства. За все время своего существования люди часто становились виновниками изменений окружающей среды. Но роль природы в жизни людей тоже колоссальна, и ее нельзя недооценивать.

Человек – часть природы, он «вырастает» из нее и существует в ней. Определенное атмосферное давление, земная температура, вода с растворенными в ней солями, кислород – все это естественное состояние планеты, которое является оптимальным для человека. Достаточно убрать один их элементов «конструктора», и последствия будут плачевными. А любое изменение в природе может стать причиной кардинальных перемен в жизни всего человечества. Именно поэтому утверждение о том, что природа сможет существовать без человека, а человек без нее – нет, особенно актуально.

Предметы роскоши созданы людьми, а вот первоочередные потребности мы удовлетворяем за счет природы. Именно окружающий мир дает нам все необходимое для существования: воздух, пищу, защиту, ресурсы. Естественные ресурсы вовлечены во многие сферы: строительство, сельское хозяйство, пищевую промышленность.

Мы уже давно не живем в пещерах, а предпочитаем благоустроенные дома. Прежде чем съесть то, что растет на земле, мы это обрабатываем и готовим. Мы не накрываемся шкурами животных, а шьем одежду из тканей, полученных путем переработки природных материалов. Несомненно, многое из того, что дает планета, человек трансформирует и улучшает для комфортной жизни. Несмотря на всю мощь, человечество не сможет развиваться вне природы и без базы, которую она нам предоставляет. Даже в космосе, за пределами Земли, людям приходится использовать переработанные природные блага.

Природа со своими ресурсами – это огромная лечебница, способная исцелить от различных недугов. На основе растений разработаны многочисленные медицинские препараты и косметические средства. Часто для укрепления здоровья используют ресурсы практически в первозданном виде, например в фитотерапии, водолечении и грязелечении.

Долгие годы под влиянием климата, рельефа, ресурсов формировались обычаи, особенности деятельности, эстетические взгляды и характер населения той или иной страны. Можно смело заявить, что роль природы лежит в основе многих общественных процессов. Даже внешность человека зависит от региона, из которого произошли его предки.

От погодных условий зависит здоровье многих людей. Самочувствие и эмоциональное состояние может меняться в зависимости от фаз луны, активности солнца, магнитных бурь и других явлений. Уровень загрязнения воздуха, его влажность, температура, концентрация кислорода – все это также может оказывать влияние на самочувствие человека. Например, городские жители после отдыха у реки отмечают улучшение физического и психологического состояния.

Города миллионники, современные автомобили, новейшие технологии – глядя на все это, кажется, что человек научился успешно существовать вне природы. На самом же деле человечество по-прежнему зависит от условий, которые не в силах изменить. Например, от количества и состояния природных ресурсов на территории государства зависит его экономика. Погодные условия определяют особенность построек населенного пункта и условия жизни. Такое разнообразие национальных кухонь возникло в результате климатических особенностей регионов, а также растительного и животного мира.

Природа выступает в качестве источника самой разнообразной информации, которая помогает выстраивать отношения с окружающим миром. Благодаря данным, которые хранит планета, мы можем знать, кто населял Землю тысячи и миллионы лет назад. Сегодня мы можем если не предотвратить природные катастрофы, то хотя бы защитить себя от них. А некоторые явления человек даже научился направлять в свою пользу. Природа – играет важную роль в воспитании и обучении человека. Ребенка знакомят с окружающим миром, учат защищать, оберегать и облагораживать его. Без этого невозможен ни один образовательный процесс.

Нельзя обойти стороной значение природы в культурной жизни. Мы созерцаем, любуемся, наслаждаемся. Это источник вдохновения писателей, художников и музыкантов. Это то, что деятели искусства воспевали и будут воспевать в своих творениях. Многие уверены, что красота и гармония природы даже оказывает исцеляющее воздействие на организм. Хотя духовная составляющая не является первой необходимостью для жизни населения, в жизни социума она играет важнейшую роль.

Источник:
Значение природы в жизни людей
Природа – это весь материальный мир Вселенной, органический и неорганический. Но в быту чаще употребляется другое определение, в котором…
http://natworld.info/raznoe-o-prirode/znachenie-prirody-v-zhizni-cheloveka

Какие условия необходимы для жизни любого организма на Земле?

Какие условия необходимы для жизни любого организма на Земле?

Недавно смотрел передачу об уникальности нашей планеты, что стало благоприятной «почвой» для возникновения жизни. Кроме того, приводились различные гипотезы о том, какие формы жизни возможны на других планетах. Информация очень интересна, а потому кратко изложу суть усвоенного.

Что такое жизнь? По сути, это сложный химический процесс — взаимодействие и реакция между молекулами и атомами. Но что необходимо для совершения этого процесса? На самом деле всего 3 условия:

  • определенный набор химических элементов;
  • энергия;
  • вода.

Что касается живой природы в целом, то она развивается в уникальной среде, где главными условиями поддержания жизни являются:

  • наличие питания;
  • оптимальная температура;
  • вода;
  • воздух.

Совокупность всех вышеперечисленных условий встречается только на нашей планете. Несмотря на солидное число исследованных планет, ни одна из них не обладает подобной уникальностью. Конечно, если учесть теоретическую бесконечность Вселенной, вполне допустимо предположить, что где-то там существует подобная Земле планета. Но наука, а вернее, ее возможности в настоящее время, не позволяют дать окончательный ответ.

Это стало возможным благодаря ряду благоприятных факторов:

  • наличие воды — ключевого элемента;
  • оптимальные размеры планеты — по сути, идеальное притяжение для существования атмосферы;
  • наличие атмосферной оболочки — поддерживает тепловой баланс, содержит воздух для дыхания и защищает от радиации;
  • оптимальное удаление от звезды — будь планета чуть ближе, представляла бы выжженную пустыню, а в противном случае покрылась бы льдом.

На нашей планете углерод — «каркас» для органических соединений. Но возможна ли жизнь на другой основе? На этот вопрос наука пытается дать ответ уже много лет, однако значительных результатов получено не было. Теоретически это возможно, и даже найдена альтернатива углероду — кремний. Он обладает схожими свойствами образуя необходимые соединения и связи. Но вот в чем загвоздка — этот элемент жаропрочный, а потому вода уже не будет тем универсальным растворителем. Для этого больше подойдет серная кислота, ведь температура ее кипения значительно выше. На Венере можно наблюдать похожие условия.

Помимо кремния, рассматривается еще один подходящий элемент — азот. Не так давно группа ученых обнаружила, что при высоком давлении формируются соединения на основе азота, что значительно превосходят своим потенциалом соединения углерода. Схожие условия наблюдаются на Нептуне и Уране.

Каждый хоть раз в жизни задумывался о том, одни мы во Вселенной или нет. Согласно утверждению NASA, ответ на этот вопрос человечество сможет получить через 25 лет. Поэтому остается только ждать.

Источник:
Какие условия необходимы для жизни любого организма на Земле?
Какие условия необходимы для жизни любого организма на Земле? — Other. Опыт реального путешественника
http://travelask.ru/questions/83175-kakie-usloviya-neobhodimy-dlya-zhizni-lyubogo-organizma-na-z

Свобода и ответственность личности

Свобода и ответственность личности. Важнейшим условием жизни человека, ее «стержень», осно­вание активности — свобода

Важнейшим условием жизни человека, ее «стержень», осно­вание активности — свобода.

Человек находит свою свободу и проявляет ее в выборе,но не простом, второстепенном (например, какую одежду надеть сегодня), а в жизненно важном, судьбоносном, когда решения избежать нельзя (вопросы жизни и смерти, экстремальные си­туации, жизненно важные для человека проблемы). Такой вид решения Сартр именует экзистенциальным выбором.Сделав эк­зистенциальный выбор, человек определяет свою судьбу на мно­гие годы вперед, переходит из одного бытия в другое.

Вся жизнь — цепочка различных «маленьких жизней», отрез­ков разного бытия, связанная особыми «узлами» — экзистенцио­нальными решениями. Например: выбор профессии, выбор суп­руга, выбор места работы, решение изменить профессию, реше­ние принять участие в борьбе, пойти на войну и т. д.

По Сартру, свобода человека абсолютна(то есть безотноси­тельна). Человек свободен постольку, поскольку он способен хотеть. Например, сидящий в тюрьме заключенный свободен, пока он чего-либо хочет: сбежать из тюрьмы, сидеть дальше, покон­чить жизнь самоубийством. Человек обречен на свободу (в лю­бых обстоятельствах, кроме случая полного подчинения внеш­ней реальности, но это тоже выбор).

Вместе с проблемой свободы возникает проблема ответст­венности.Человек ответственен за все, что он совершает, за самого себя («Все, что со мной происходит, — мое»).

Единственное, за что человек не может отвечать, — это за свое собственное рождение. Однако во всем остальном он пол­ностью свободен и должен ответственно распоряжаться свобо­дой, особенно при экзистенциональном (судьбоносном) выборе.

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2019 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с) .

Источник:
Свобода и ответственность личности
Свобода и ответственность личности. Важнейшим условием жизни человека, ее «стержень», осно­вание активности — свобода Важнейшим условием жизни человека, ее «стержень», осно­вание активности —
http://studopedia.org/8-111383.html

Совет 1: Почему человек не может жить без природы

Время существования человека по сравнению с продолжительностью существования планеты ничтожно мало. Миллиарды лет на Земле зарождалась жизнь, развивалась и эволюционировала в разные формы, и не было ничего, что хотя бы отдаленно напоминало человеческую особь. За это время планета накопила огромные запасы ресурсов, многие из которых хранились миллиарды лет, оставаясь невостребованными, поскольку использовать их было некому.

В наши дни население планеты составляет около семи миллиардов человек, многие же виды животных и растений безвозвратно исчезли. Соотношение человеческого вида и остального животного мира меняется, и виной уменьшения численности животных и растений является именно человек. К примеру, в эпоху зарождения человечества люди убивали животных лишь с целью выживания (утолить голод и потребность в тепле), как и другие представителям животного мира. Но по мере развития человека и появления общества изменились и взаимоотношения человека с природой и ее ресурсами. Люди перестали быть естественным элементом в круговороте веществ в природе, постепенно превратившись в активных потребителей, зачастую, неблагодарных и эгоистичных.

В результате увеличения населения и связанного с этим возрастания потребления природных ресурсов, их запасы стремительно тают, теперь уже редкие звери исчезают бесповоротно, лес вырубается незаконно и не восстанавливается. Жадность и жажда прибыли ведут к исчезновению видов и нецелесообразному использованию природных запасов.

Представить, что когда-нибудь полезные ископаемые закончатся, земля перестанет давать урожай, а скот уничтожит очередная эпидемия — сейчас, сидя за компьютером в центре многомиллионного города, довольно сложно, хотя за последние годы подобные беды случаются все чаще. С разной периодичностью и территориальной характеристикой.

«Мы здесь – проблема где-то там, и меня это не касается» — такую позицию выбирает каждый второй житель крупного мегаполиса. Растет технический прогресс – и ухудшается экология, человек придумывает все более изощренные методы насильного добывания природных богатств – и увеличиваются болезни, вирусы мутируют и адаптируются к новым условиям. Прослеживается четкая тенденция: чем больше человек меняет что-то в природе в свою пользу, тем хуже становятся условия жизни человека – не с точки зрения созданного им же комфорта, а с точки зрения экологии и условий жизни на земле.
Многие ученые считают, что природа мстит разрушителям катаклизмами, природными катастрофами, рождением новых, опасных для человека вирусов и бактерий.

Человек не может жить без природы, ведь он сам ее часть, он сам – природа. И, разрушая природу, он разрушает самого себя.

Источник:
Совет 1: Почему человек не может жить без природы
👍 Никто не станет спорить, что человек часть природы.
http://www.kakprosto.ru/kak-93006-pochemu-chelovek-ne-mozhet-zhit-bez-prirody

Условия жизни

Условия жизни – это материальные и нематериальные факторы, воздействующие на образ жизни, который указывает на то, как люди реагируют на условия жизни и используют их. Так, к настоящему времени установлено, что прямой связи между материальными условиями жизни и здоровьем нет (болеют как богатые, так и бедные). Более значима разумность использования материальных средств для сохранения здоровья. Вместе с тем, особенности поведения, характер использования материальных условий, внутрисемейные отношения, психологический климат, использование материальных возможностей и многие другие отдельные стороны образа жизни непосредственно влияют на различные изучаемые показатели здоровья.

Например, семейный климат, внутрисемейные отношения влияют не только на рождаемость, но и на исход родов. Преждевременные роды в 4 раза чаще происходят у женщин, находящихся вне брака (незамужние, разведенные, вдовы), что, вероятно, связано с большим социальным дискомфортом одиноких женщин. Состав семьи заметно сказывается и на распространенности отдельных заболеваний. Например, среди детей первых 3-х лет жизни в неполных семьях (обычно без отца) доля часто болеющих детей в 1,5—2 раза больше, чем в полных семьях. В неполных семьях частота заболеваемости детей пневмонией выше в 4 раза, чем в полных семьях. Напряженные отношения в семье способствуют и более тяжелому течению ревматизма у детей и подростков. В таких семьях в 2 раза больше детей с язвенной болезнью желудка и гастритами.

Режим дня является одним из показателей образ жизни. Нарушение режима отдыха, сна, питания, занятий в школе и других его проявлений статистически достоверно способствует возникновению и неблагоприятному течению различных заболеваний, ведет к повышению уровня заболеваемости, способствует развитию дефектов и отставанию физического и интеллектуального развития, отрицательно влияет на другие показатели здоровья.

Дата добавления: 2015-09-14 ; просмотров: 833 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник:
Условия жизни
Условия жизни – это материальные и нематериальные факторы, воздействующие на образ жизни, который указывает на то, как люди реагируют на условия жизни и используют их. Так, к настоящему времени
http://helpiks.org/5-22348.html

(Visited 1 times, 1 visits today)

CATEGORIES