В чем смысл образа

В чём смысл противопоставления образа Калашникова образам Кирибеевича и Ивана Грозного в поэме Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова

«В чём смысл противопоставления образа Калашникова образам Кирибеевича и Ивана Грозного в поэме «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»»

Безумству храбрых поём мы песню!
Безумство храбрых — вот мудрость жизни.
М. Горький

В поэме «Песня . » описывается случай, который Лермонтов относит к русской истории XVI века. Купец мстит опричнику и царскому любимцу за свою оскорблённую честь: Калашников выходит на кулачный бой с Кирибеевичем, не боясь смерти и царского гнева.

Противостояние Калашникова — Кирибеевича и Ивана Грозного подтверждается композиционным построением произведения. В первой части описывается шумный пир у Ивана Грозного, где гости-опричники пьют сладкое заморское вино, хвалятся удалью да подвигами и подобострастно славят царя, а он благосклонно наблюдает покорность своих слуг. Во второй части изображается спокойная, мирная трудовая и семейная жизнь купца Калашникова, в которую врывается беда. В третьей части показан кулачный бой-столкновение двух героев, двух взглядов на жизнь: правды и совести, со стороны Калашникова, самодовольства и деспотизма, со стороны Кирибеевича и царя. Однако противостояние купца — опричника и царя не столько отражает историческую реальность русской жизни, сколько иллюстрирует романтическую антитезу и философскую идею Лермонтова о превосходстве сильной личности над обстоятельствами.

Поэт изображает купца Калашникова защитником традиционных ценностей (семьи, чести, любви, правды) и одновременно романтическим героем-максималистом, для которого честь и собственное достоинство дороже всего в жизни. Удалой Степан Парамонович своим поведением доказывает превосходство личности над властью, его противоборство с опричником и царём неизбежно и является единственной возможной реакцией романтического героя на оскорбительное поведение Кирибеевича. Молодой Кирибеевич живёт не по христианскому закону, а по закону, установленному Иваном Грозным для своих опричников, — «всё позволено, кроме ослушания царской воли». Кирибеевич также романтический герой, ибо готов идти до конца ради своих желаний: обмануть царя на пиру, не сказав, что Алёна Дмитриевна замужем; опозорить честную жену, приставая к ней на улице:

А смотрели в калитку соседушки,
Смеючись, на нас пальцем показывали. (II)

— рассказывает Алёна Дмитриевна. Таким образом, Калашников и Кирибеевич противопоставлены как романтические герои-антагонисты: первый — благородный мститель, борющийся за справедливость («за святую правду-матушку» II), второй — носитель неограниченного личностного начала (тип лермонтовского Демона).

Однако Лермонтов нарушает в поэме каноны романтизма, так как его простонародный герой побеждает аристократа-эгоиста, причём побеждает морально ещё до боя. Здесь проходит ещё одна грань противопоставления купец — царь и царский любимец, которая доказывает демократические симпатии поэта. Калашников объяснил Кири-беевичу, почему вышел биться против него:

И жил я по закону господнему:
Не позорил я чужой жены,
Не разбойничал ночью тёмною. (III)

Кирибеевич смутился после этих слов, ибо чувствует свою вину перед соперником:

И услышав то, Кирибеевич
Побледнел в лице, как осенний снег,
Бойки очи его затуманились,
Между сильных плеч пробежал мороз,
На раскрытых устах слово замерло. (III)

Оба героя изображаются резко индивидуально. Калашников — суровый и решительный муж и глава семейства, Кирибеевич — молодой, самоуверенный удалец, охваченный неодолимой любовью. Недаром образ купца связывается с фольклорной разбойничьей песней. Один из вариантов этой песни поют пугачёвцы в романе А.С.Пушкина «Капитанская дочка» (VIII): царь обещал наградить пойманного разбойника — устроить ему красивую казнь. И в лермонтовской поэме Иван Грозный издевательски перечисляет детали казни Калашникова: остро наточенный топор, парадный костюм палача, звон набатного колокола:

Чтоб знали все люди московские,
Что и ты не оставлен моей милостью. (III)

Образ опричника связан с лирической песней о тоске-печали влюблённого молодца, который вызывает в народной песне сочувствие, также как и в лермонтовской поэме. Достаточно вспомнить грустное признание Кирибеевича на пиру:

Как увижу её, я и сам не свой:
Опускаются руки сильные,
Помрачаются очи бойкие;
Скучно, грустно мне, православный царь,
Одному по свету маяться. (I)

Убив царского любимца, Калашников, частный человек, вступает в конфликт с самим царём и не склоняется даже перед царской властью: не объясняет причин убийства Кирибеевича, не просит пощады, хотя знает, что казнённых хоронят не по-христиански — без имени, по обочинам дорог, а не на кладбище. Но «лютая, позорная» (III) смерть не страшит героя, то есть Калашников выдерживает свой романтический характер до конца. В этом отношении Калашников отличается от Евгения из поэмы Пушкина «Медный всадник».

И у Пушкина, и у Лермонтова простой человек сталкивается с самодержцем и в результате этого погибает. Но Пётр Первый явно превосходит Евгения, так как несчастный сумасшедший обращает к Медному всаднику туманные угрозы и невнятные упрёки, а потом всю ночь мечется по городу, спасаясь от воображаемой погони. Иван Грозный ни в чём не превосходит удалого купца, у Лермонтова державное и индивидуальное начало оказываются равновеликими. Кроме того, суд царя в лермонтовской поэме очевидно неправедный.

«Песню. », где даётся романтическое решение проблемы «личность— исторические обстоятельства», можно сравнить с «Медным всадником», где та же проблема решается в реалистическом ключе: Пушкин видит бесперспективность бунта отдельной личности против объективных исторических обстоятельств, Лермонтов воспевает этот бунт. В обоих произведениях есть описание могил: Евгений похоронен «ради Бога» (II) на маленьком безлюдном острове; Калашников— «промеж трёх дорог: Промеж Тульской, Рязанской, Владимирской» (III). Первая могила забыта, второй — мимо проходящие люди всегда кланяются, хотя на ней нет ни креста, ни имени удалого купца. Такие разные финалы — следствие беспомощного бунта пушкинского героя и героического поступка лермонтовского героя.

Источник:
В чём смысл противопоставления образа Калашникова образам Кирибеевича и Ивана Грозного в поэме Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова
Сочинение по произведению Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова Лермонтов: В чём смысл противопоставления образа Калашникова образам Кирибеевича и Ивана Грозного в поэме Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова
http://www.allsoch.ru/sochineniya/18861

В чем символический смысл образа дороги Мертвые души

В чем символический смысл образа дороги Мертвые души

Ответ оставил Гость

Тема дороги — одна из важнейших, ключевых в поэме «Мертвые души». Действие поэмы происходит в губернском городе и в поместьях, а дорога является связующим звеном в художественном пространстве.

Под дорогой мы понимаем и путь Чичикова, его продвижение к успешному завершению аферы.

Начинается поэма именно с дороги и брички, которая то «течет» по этой дороге, как кровь по венам, то скачет на ухабах, спотыкаясь о препятствия. Эти ухабы и являются первыми преградами на пути героя. Образ колеса, которое может доедет в Казань, а может и нет, придает поэме закольцованность, ведь дорогой и этим колесом начинается последняя глава и заканчиваются махинации Чичикова в уездном городе NN.

За образом дороги непременно следует образ движения, а значит и жизни. Для Гоголя душа, остающаяся без движения, морального роста, так и остается мертвой. Жизнь же никогда не стоит на месте, поэтому Чичиков то и дело передвигается в своей бричке с места на место, не желая терять драгоценного времени. Но это не придает ему жизни, потому что в моральном и духовном плане его рост остановился еще в детстве, о чем мы узнаем из одиннадцатой главы. Меняется только его комплекция, в зависимости от материального положения: когда скупо бережет каждую копейку, он похудел и позеленел, а когда дела идут хорошо, он «не слишком толст и не слишком тонок».

Символика «большой дороги», то есть настоящей жизни, встречается нам в эпизоде с Коробочкой, когда Чичиков от нее уезжает и спрашивает, как доехать до большой дороги. Коробочка, сама того не зная, сказала мудрые слова: «Рассказать-то мудрено, поворотов много». Образ поворота — неправильного пути, реализовался в предыдущей главе, когда Чичиков как раз и заехал по ошибке Селифана к Коробочке. Гоголь намекает читателю, что Чичиков сбился с пути и на большую дорогу вряд ли выйдет. Сам Гоголь же является проводником, который выведет читателя на верный путь.

С темой дороги перекликается и тема России, образ тройки. Кроме того, что в одиннадцатой главе в качестве лирического отступления мы видим своеобразный гимн дороге, завершает главу и всю сохранившуюся поэму размышление о пути России, ее направлении. Гоголь хотел понять цель ее движения и завершил поэму образом тройки, которую пытаются сдержать, но она все равно мчится вперед и оставляет все позади.

Благодаря образу городов, выглядящих издалека маленькими точками, мы понимаем: единственный положительный герой поэмы — автор, знающий истинный потенциал России и любящий ее всем сердцем, а эти города, символизирующие коррупцию, обман и лесть, собранные вместе, умаляются на фоне великого образа Руси.

Источник:
В чем символический смысл образа дороги Мертвые души
В чем символический смысл образа дороги Мертвые души
http://nebotan.com/literatura/zid1988893.html

В чем смысл сопоставления образа Чацкого с образом Репетилова в комедии А

В чем смысл сопоставления образа Чацкого с образом Репетилова в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”?

Роль монологов Чацкого в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”“Чацкий не только умнее всех прочих лиц, но и положительно умен. Речь его кипит умом, остроумием. У него есть и сердце, и притом он безукоризненно честен” (И. А. Гончаров). “Чацкий совсем не умный человек – но Грибоедов очень умен… Первый Read More .

Роль Репетилова и Загорецкого в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”Грибоедов знаменит как творец одного произведения, но настолько значительна роль его комедии “Горе от ума” в истории русской литературы, настолько остро отвечала пьеса на насущные вопросы своего времени, настолько блестяще она написана, что уже одно это произведение обессмертило имя его Read More .

Образ Чацкого в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”. (2)В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека. И иногда человек, разумеется, в противоречии с обществом, его окружающим, его никто не понимает, никто простить не хочет, зачем он немножко повыше других. А. С. Грибоедов В 1824 году Грибоедов создал Read More .

Образ Чацкого в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”Грибоедов вошел в русскую литературу как автор известной комедии “Горе от ума”. В ней затрагиваются очень важные вопросы: о воспитании, образовании, о преклонении перед всем иностранным, о крепостном праве. В комедии автор высмеивает и осуждает ряд образов: Фамусова, Скалозуба, Молчалина, Read More .

Образ Чацкого в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”. (5)И. А. Гончаров в своей статье “Мильон терзаний” так писал о главном герое бессмертной комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”: “Роль Чацкого – главная роль, без которой не было бы комедии, а была бы, пожалуй, картина нравов”. С этим Read More .

Диалог Чацкого с Репетиловым (анализ 5-го яв-ления из IV действия комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”.)Комедия “Горе от ума” создавалась в тот период, когда в России возникли серьезные проблемы общества, и является как бы художественной летописью и историей декабризма. Основной конфликт комедии – столкновение лагеря молодой России, представленного Чацким, и лагеря крепостников, представленного Фамусовым, Скалозубом, Read More .

Роль любовной драмы Чацкого в основном конфликте комедии Александра Грибоедова “Горе от ума”“Горе от ума” – это единственное широко известное произведение А. С. Грибоедова. Эта комедия была написана в первой четверти девятнадцатого века. В своей комедии Грибоедов сумел отразить картину общества, сильно нуждавшегося в обновлении, в ломке старого образа жизни, мышления. Короче Read More .

Смысл названия комедии А. Грибоедова “Горе от ума”Прочитав комедию А. Грибоедова “Горе от ума”, мы столкнулись с общечеловеческими проблемами, актуальными и в наше время. Основной конфликт – столкновение прогрессивно настроенного Александра Чацкого против царского дворянства. Главный герой выступает против чинопочитания, угодничества и двуличия в лице Фамусова, Молчалина, Read More .

Источник:
В чем смысл сопоставления образа Чацкого с образом Репетилова в комедии А
Горе от ума — произведения А. С. Грибоедова, раскрывающее одну из самых важных проблем
http://rus-lit.com/v-chem-smysl-sopostavleniya-obraza-chackogo-s-obrazom-repetilova-v-komedii-a-s-griboedova-gore-ot-uma/

Есть ли смысл в образах, что являются нам в снах?

Каждый из наших снов чаще всего строится вокруг одной темы, одного сюжета или символа: ребенок, животное, автомобиль. Как считал основатель аналитической психологии Карл Густав Юнг, эти образы рождаются не только в личном бессознательном сновидца, но и в унаследованном нами коллективном бессознательном, которое содержит знания, накопленные всем человечеством.

«По мнению Юнга, бессознательное гораздо мудрее нашего сознания и цель сновидений — донести до нас определенные сведения, которые могут обогатить нас, стать проводниками и помощниками на пути развития личности, — рассказывает юнгианский психотерапевт Мадина Слуцкая. — Иными словами, сны — это послания бессознательного, которые нам необходимо услышать и понять». Ключами к такому пониманию могут стать образы и символы наших сновидений.

Для того чтобы верно расшифровать образы наших снов, полезно запомнить несколько правил. «Во-первых, сновидение нужно толковать только в контексте нашей текущей жизненной ситуации, — объясняет Мадина Слуцкая. — Чтобы понять актуальный, именно ваш смысл символа или образа, задайте себе вопросы. Как он во мне отзывается? Какие эмоции и воспоминания пробуждает?

К чему меня призывает? Затем можно обратиться к энциклопедии символов и подумать, какая из перечисленных в ней интерпретаций откликается в душе. Кроме того, не стоит считать, что сон исчерпан до конца: если вам кажется, что вы расшифровали свой сон, это значит лишь то. что вы упустили его значение. Символы настолько многозначны, что могут открывать новые грани спустя какое-то время».

Мы отобрали семь образов, которые чаще других появляются в наших снах, и сформулировали вопросы, помогающие разобраться в том, какое «знание» посылает бессознательное. Но вы можете найти и другие во- просы, более подходящие для вашей нынешней ситуации. Ведь каждый интуитивно может почувствовать, какие области жизни освещают образы его сновидений.

Перемещение по незнакомому дому может говорить о том, что вы не понимаете себя или неправильно себя воспринимаете. Этот образ означает, что пора задать себе вопрос: какие стороны своей личности, привычки, черты характера я не хочу или боюсь осознать? Пустые комнаты могут свидетельствовать о наличии личностных ресурсов, которые пока еще не раскрыты, не реализованы. Собственный символизм присущ и отдельным помещениям, комнатам в доме.

Кухня — это место, где грубая материя подвергается переработке. Она является символом трансформации, эволюции. Этот образ сообщает нам о том, что для движения вперед нужно изменить себя или что этот процесс уже начался.

Туалетная комната может указывать на необходимость освобождения от того, что нас обременяет. От чего в своей жизни вы хотели бы избавиться? Какие убеждения, эмоции, отношения вас тяготят?

Ванная — место очищения — может указывать на то, что у вас есть желание очистить определенную область своего существования, что-то обновить в себе. Например, переменить образ жизни, прояснить зашедшие в тупик отношения.

Спальня же скорее всего поведает о супружеских и сексуальных отношениях.

Тело

Во сне чаще фигурирует определенная часть тела, а не все тело целиком. Первый вопрос, который стоит себе задать, весьма прост: каково назначение этой части тела? Наиболее часто в наших сновидениях мы видим руки, ноги, зубы и горло.

Руки являются инструментом творчества, общения и контакта (от рукопожатия до ласк). Когда нам снятся искалеченные, связанные, грязные руки, возможно, необходимо задать себе вопрос о качестве наших взаимоотношений с людьми. Чувствуете ли вы, что с вами плохо обращаются? Или сами являетесь зачинщиком конфликтов? Но это может быть и вопрос о ваших творческих способностях: не игнорируете ли вы их, не отказываетесь ли от самовыражения из-за недостатка уверенности в себе?

Ноги, как правило, означают нашу способность двигаться и удерживать равновесие. Парализованные, больные ноги отражают затруднения при совершении выбора, при продвижении вперед или же свидетельствуют о неспособности быть независимым.

Потеря зубов — довольно частый и тревожащий нас образ, который может говорить о дефиците «здоровой» агрессивности, неспособности постоять за себя, самоутвердиться, предпринять активные действия.

Наконец, горло — место концентрации наших эмоций и тревог. Мы говорим: «У меня ком в горле стоит», «У меня перехватило дыхание». Ощущение нехватки воздуха, сдавленности, невозможности говорить в полный голос — все это подталкивает сновидца к тому, чтобы задать себе вопрос: что является помехой для самовыражения и душевного благополучия?

Ребенок

Символ нашей глубинной сущности, скрытого потенциала, истинного «Я». Сны о рождении, родах могут символизировать появление на свет какой-то важной части нашей личности. К примеру, это может быть новый способ взаимодействия с миром — более свободный и осознанный; это могут быть новые, более глубокие отношения с людьми; это может быть возможность проявить себя в каком-то начинании.

Ребенок также может говорить о наших отношениях с партнером. В зависимости от того, как он выглядит, какие чувства вызывает во сне, этот образ может указывать на счастливую или неудачную связь. Увиденная во сне смерть ребенка может говорить о трансформации подобных отношений. И наконец, превращение ребенка в детеныша животного свидетельствует о трудностях, которые мы испытываем в проявлении своих желаний и чувств. Вполне возможно, что они подавлены слишком строгим воспитанием.

Смерть

Гроб, похороны, кладбище, покойники. Несмотря на то что эти образы связаны с негативными переживаниями и могут вызывать у сновидца тревогу, они позитивны. Для нашего бессознательного смерть — это символ возрождения. А потому такие образы надо интерпретировать как стимул к развитию, метаморфозе. Так, сон о собственной смерти часто указывает на то, что мы находимся в процессе развития: некоторые части нашей личности теряют жизненную силу, чтобы предоставить место новым граням «Я».

Если подобные образы порождают беспокойство, пугают, это связано с тем, что любые перемены, даже позитивные, всегда нас немного страшат. Кладбище означает начало трансформации: прежде чем что-то в себе изменить, необходимо последний раз окинуть взглядом прошлое, и такой образ символизирует это «промежуточное состояние».

Животные

Он отражает то, как именно мы «движемся» по жизни. Склонны ли мы вести себя за рулем осторожно или рискуем? Образ машины ассоциируется с авариями. Кто является их причиной — мы сами или другие люди? Эти вопросы помогут проанализировать вашу манеру поведения, то, как вы относитесь к самому себе и к окружающим. Ведете вы машину сами или ее ведет кто-то другой? Что вы чувствуете в качестве пассажира или водителя? Место, которое мы занимаем в машине, указывает на степень нашей зависимости или независимости.

Деньги

Пачки купюр, монеты, сейфы. Эти образы говорят о нашем внутреннем богатстве и о том, как именно мы применяем свои таланты, умения, знания. Важно обратить внимание на то, что вы делаете в своем сновидении с банкнотами или ценностями: тратите их или прячете, копите или отдаете кому-то? Ответ может стать ключом к пониманию того, как вы относитесь к своим внутренним ресурсам, — пренебрегаете ими или, напротив, стараетесь их использовать.

Источник:
Есть ли смысл в образах, что являются нам в снах?
Сайт для женщин уверенных в себе. Полезные статьи и советы обо всём и на все случаи жизни — настоящий женский сайт — LADY.DAY.AZ.
http://lady.day.az/news/dreambook/437216.html

Нирвана (1997): в чем смысл культового киберпанкового фильма?

«Нирвана» (1997): в чем смысл культового киберпанкового фильма?

«Нирвану» итальянского режиссера Габриэле Сальватореса можно без преувеличения назвать одним из самых странных фильмов конца ХХ века. Без этого фильма не было бы прославленной «Матрицы», он считается культовым, однако массовому зрителю он мало известен. Это идеальное как в художественном, так и в смысловом плане воплощение мира киберпанка Уильяма Гибсона, но при этом Гибсон никакого отношения к «Нирване» не имеет. Наконец, это фильм, главную идею которого часто трактуют неверно, а сюжет не понимают до конца.

Как направление научной фантастики киберпанк представляет собой сложное смешение восхищения перед новыми технологиями, глубокого разочарования в устройстве постиндустриального общества и инстинктивной тяги к образам, сюжетам и стилистике нуара. Вселенная «Нирваны» не просто содержит все составляющие киберпанка, но возводит их в абсолют.

Действие разворачивается на задворках безнадежно мрачного и ночного мира будущего, где процветает легальная торговля органами и наркотиками, а все персонажи так или иначе связаны с компьютерными технологиями и виртуальной реальностью. Ключевыми характеристиками этого мира являются одиночество — такое всеобъемлющее, что основным собеседником главного героя Джими является его «умный дом», и трансгуманизм. Та же Наима не просто киборг: у нее нет ни памяти о прошлом, ни большинства человеческих потребностей. Это мир, в котором люди понемногу перестают быть людьми и перестают любить.

Если бы достоинства «Нирваны» исчерпывались созданием целостной и впечатляющей антиутопии, она была бы не более чем вторым «Джонни-Мнемоником». Но для Сальватореса киберпанк и виртуальная реальность — это лишь повод поговорить о более серьезных вещах.

Рассказывая историю программиста Джими, Сальваторес затрагивает одну из самых интересных тем мировой философии: тему отношений Творца и его созданий. Джими выступает одновременно в двух ипостасях: одинокого человека, потерявшего любимую женщину, и скучающего бога, создающего собственные миры, в данном случае — мир компьютерной игры «Нирвана». Для программиста игра — лишь набор кодов, но для Соло — главного героя игры — это единственная доступная реальность.

Соло обречен на бесконечное повторение одного и того же сценария, в котором его ищет мафия, он бегает по каким-то задворкам, общается с одной и той же женщиной по имени Мария, гибнет и снова воскресает. Пытаясь понять смысл происходящего, Соло приходит к выходу, что за всем этим кто-то стоит. Однажды ему удается увидеть своего Творца, то есть Джими, и даже вступить с ним в контакт, в принципе не предусмотренный сценарием игры.

Аналогия более чем прозрачна: возможно, мы тоже живем в чьей-то игре, и наш мир — порождение сознания неведомого программиста. Если принять теорию переселения душ, мы тоже обречены возвращаться снова и снова, пока не перейдем на качественно иной уровень. А выйти из этой виртуальной игры удается только тем, кто сумеет достичь нирваны. Что до творца этого мира, то, в отличие от мотивов Джими, о его мотивах мы можем только догадываться.

Главный герой фильма, устав от одиночества и бесцельности своего существования, ввязывается в опасную авантюру: он хочет найти Лизу, покинувшую его год назад, и стереть «Нирвану». На уничтожение своего детища он решается исключительно по просьбе Соло — создания, которое умоляет создателя: «Сотри меня».

Джими прекрасно понимает, что, во-первых, уничтожение «Нирваны» станет и его концом — если не как физического тела, то как программиста «Окосама Старр» и полноправного гражданина, а во-вторых, что появление самостоятельного сознания у Соло — следствие заражения вирусом, то есть чьего-то злонамеренного вмешательства. Тем не менее программист покидает свой комфортный дом и отправляется в опасные районы Марракеш и Бомбей-сити. Почему? Потому что он тоже хочет выйти из своей матрицы и пожить хоть немного человеческой жизнью, где есть реальные ощущения, общение с другими людьми и, главное, смысл.

Образ Лизы (как и образы других героинь фильма: Наимы и Марии) крайне неоднозначен. На первый взгляд, перед нами обычная любовная линия, перекликающаяся с древнегреческим мифом об Орфее, спустившимся за любимой в подземное царство смерти. Но на самом деле Джими ищет собственные иллюзии и гонится за химерой. Не случайно в реальном мире Лизы больше нет, она умерла. От той женщины, которая существует в сознании героя, остались лишь записанные на чип воспоминания, из которых мы узнаем, что одним из желаний Лизы было раствориться в горячей воде ванной, то есть не быть. В философском плане поиски Лизы — воплощение тщетности и иллюзорности всех наших усилий, особенно если учесть, что в какой-то момент место Лизы занимает Наима.

Абсолютное большинство зрителей видит в экстравагантной Наиме — девушке с голубыми глазами и синими волосами — не более чем талантливого хакера и типичную помощницу главного героя. Если Джойстик — еще один помощник героя — помогает Джими сориентироваться в Марракеше и Бомбей-Сити, то Наима помогает проникнуть в сеть «Окосама Старр», забрать оттуда деньги и стереть «Нирвану». Поскольку Наима — киборг, вживляющий в свое сознание воспоминания Лизы, в какой-то момент Джими начинает воспринимать ее как аватар любимой женщины. Кажется, что и Наима к нему неравнодушна, или, во всяком случае, играет на его стороне. На самом деле Наима играет на своей стороне и в свои игры.

Смысл этих игр открывается только в финале, когда мы видим очень быструю перемотку всех воспоминаний героя, причем нам несколько раз крупным планом показывают порт с чипом во лбу Наимы. Очевидно, что Джими существует теперь так же, как личность Лизы — виртуально; его память была переписана на внешний носитель в то время, когда он взламывал сеть корпорации. Но зачем Наиме нужна была память Джими?

Ответ дает сама Наима, рассказывающая Джими о своей философии «Карма-Йоги»: она стремится сделать невозможное. В данном случае — переиграть могущественную корпорацию «Окосама Старр» и лишить ее «теневых капиталов». Подобрав Джими и Джойстика у заправки, Наима признается, что давно отслеживала их передвижения, но не говорит, как давно. И тут мы переходим к вопросу, обычно остающемуся за кадром: а кто внедрил вирус в «Нирвану»? Кто «оживил» ее несчастного героя Соло и запустил всю цепь событий фильма? Среди героев фильма это мог сделать только один человек, и не случайно он завершается издевательским сообщением «Наима на связи».

Таким образом, «Нирвану» можно сравнить с матрешкой: сначала мы видим типичную историю киберпанка о противостоянии корпорации и хакеров, внутри которой скрыта необуддистская притча о выходе из матрицы. Но внутри притчи скрыта еще одна история: и Соло, беднягой из компьютерной игры, и его создателем Джими, и корпорацией, которая наняла этого создателя, на самом деле незримо и эффективно управляет кто-то со стороны. И потому, если тебе вдруг срочно захотелось стереть свою игру, подумай хорошенько: возможно, это не прозрение. Возможно, в твое сознание всего лишь внедрили вирус.

Источник:
Нирвана (1997): в чем смысл культового киберпанкового фильма?
Фильм «Нирвана» (1997) Габриэле Сальватореса с Кристофером Ламбертом в главной роли — смысл фильма и значение для кинематографа. Философский смысл фильма «Нирвана».
http://mnogo-smysla.ru/smysl-filma/nirvana-1997-v-chem-smysl-kultovogo-kiberpankovogo-filma/

Смысл образа Христа в поэме А

Поэма о революции была написана Блоком через 2 месяца после того, как в Петрограде произошло революционное восстание. Поэт уловил «ветер», «страшный шум» времени, переломный характер эпохи.

«Двенадцать» была создана за двадцать дней (8 – 28 января 1918 года), по словам поэта, в порыве вдохновения, в согласии со стихией. Это произведение – не «поэтохроника», а поэма, в которой типическое начало, изображение событий и характеров составляет основу художественной структуры.

«Двенадцать» вызвала многочисленную и разноречивую критику. Наверное, ни одно произведение Блока не могло сравниться с этой поэмой по популярности в России и, тем более, за рубежом. Еще при жизни автора, за три года, она была переведена на несколько европейских языков. Несмотря на то, что разными критиками высказывались прямо противоположные мнения об этом произведении, все сходились в одном: Блок принял революцию.

Евангельские мотивы в поэме не ограничиваются завершающим образом Христа. Само число идущих «вдаль», «без креста», «без имени святого», стреляющих в виденье «в белом венчике из роз», соответствует двенадцати ученикам Христа. Мне кажется, сопоставление революционного патруля с апостолами христианского учения для самого автора было многозначным, как и любой другой символ. Так, в августе 1918 года в письме художнику Ю.П. Анненкову, иллюстрировавшему поэму, Блок писал: «Христос с флагом – это ведь – так и не так».

Образ Христа возникает в финальной главе поэмы. Появление такого образа в произведении необычно, так как в нем звучит тема революции, совершается убийство женщины. Но, в то же время, нельзя отрицать логичности и органичности появления этого образа.

Мне кажется, что образ Христа – это прежде всего высокий нравственный идеал. Он несет в себе Добро, Любовь, Красоту. И Блок, руководствуясь именно этими нравственными ценностями, находит воплощение своего идеала в Христе. Блоковский Христос вбирает в себя все многообразие свойств, присущих идеальным образам поэзии Блока. Можно сказать, что это – органичное продолжение художественных и духовных исканий поэта.

Фигура Христа в «Двенадцати», как известно, вызвала самые разноречивые мнения и суждения. Наиболее радикально к поэме были настроены те современники Блока, кто были сторонниками русской православной мысли: П. Флоренский, И. Ильин. П. Флоренский, в частности, рассматривал поэму как последнюю ступень развития Блока. Высоко отзываясь о художественном таланте поэта, философ считал, что Блок свернул на путь подмены «идеала мадонны» «идеалом содомским». Поэтому, по мнению Флоренского, в конце произведения не образ Христа, а образ Антихриста. Доказательство тому – пурга, разгул стихии в поэме. Трудно согласиться с этим мнением философа. На мой взгляд, истинный художник далеко не всегда должен ограничиваться видением мира через призму религии.

Спорной представляется и точка зрения Максимилиана Волошина. Он, будучи убежденным в религиозности и культовости поэзии Блока, считал, что революционеры преследуют Христа ради его убийства.

Нельзя не согласиться, что образ Христа – образ символический и потому – многозначный. Интерес вызывает мнение И.С. Приходько, который утверждает, что Христос воплощает в себе стихию революции. Тут необходимо помнить призыв самого Блока «слушать революцию». Символический смысл придает образу Христа белый цвет («белый венчик из роз»). Белый – цвет небесных сил. Он означает чистоту, невинность, надежду на обновление Неба и Земли. Роза в католической традиции – знак Девы Марии. Следовательно, по мнению Приходько, поэт попытался соединить в Христе Святой Дух с Богородицей.

Как известно, сам Блок верил в революцию и придавал ей огромное значение и символическое звучание. Поэт верил в очистительную силу революции. На мой взгляд, одного-единственного суждения о смысле образа Христа не может быть по двум причинам. Во-первых, «Двенадцать» — произведение, наполненное символами. Можно сказать, что оно открыто в бесконечность для толкования символических образов. Во-вторых, как и в других своих поэмах, здесь А. Блок воссоздает сквозь историческую картину историю мироздания, которой изначально правит стихия и гармония. Даже сам Блок относился к своей поэме по-разному, а что уж говорить о нас, «смертных»:

Источник:
Смысл образа Христа в поэме А
Litra.RU ::Смысл образа Христа в поэме А. Блока «Двенадцать». Двенадцать Блок А.А.
http://www.litra.ru/composition/get/coid/00071501184864249867

(Visited 1 times, 1 visits today)

CATEGORIES