Урегулирование конфликта

Глава МИД ФРГ не видит места для Асада в деле урегулировании в Сирии

Глава МИД ФРГ не видит места для Асада в деле урегулировании в Сирии

Башар Асад применяет химическое оружие против собственного народа, поэтому он не может быть участником долгосрочного урегулирования конфликта в Сирии, полагает Хайко Мас.

Сирийские солдаты рядом с потретом Башара Асада

Министр иностранных дел ФРГ Хайко Мас (Heiko Maas) исключил возможность долгосрочного урегулирования конфликта в Сирии при участии нынешнего руководителя этой страны Башара Асада. «Сначала нужно искать решения со всеми теми, кто имеет влияние в регионе, однако никто не может представить себе, что частью такого решения может быть человек, применяющий химическое оружие против собственного народа», — сказал Масс на встрече с коллегами из других стран ЕС в Люксембурге в понедельник, 16 апреля.

Комментарий: Удары по Сирии без последствий, но со смыслом

Сирийский конфликт: чего хотят США, Россия, Турция и Иран?

В разрушительную гражданскую войну в Сирии вовлечены несколько иностранных государств. DW анализирует позиции и интересы четырех ключевых стран, участвующих в конфликте. (04.11.2017)

Берлин надеется, что Кремль перестанет поддерживать Асада

По оценке правительства ФРГ, ситуация, возникшая после налета США на авиабазу в Сирии, может побудить Кремль пересмотреть свое отношение к Башару Асаду. (10.04.2017)

Главы внешнеполитических ведомств стран-членов Евросоюза после ракетных ударов США, Великобритании и Франции по предполагаемым складам химического оружия в Сирии обсуждают дальнейшие действия, направленные на прекращение войны в этой стране, продолжающейся уже семь лет. Германия и Франция готовят инициативы по возобновлению процесса политического урегулирования.

«События последних дней со всей ясностью показали всем, что сейчас нужно сделать все возможное для предотвращения новой эскалации конфликта», — подчеркнул Хайко Мас. При этом он констатировал, что без участия России, нравится это кому-либо или нет, данный конфликт не урегулировать. Глава МИД ФРГ в этой связи приветствовал тот факт, что «Россия выразила готовность к диалогу».

Сирия: 7 лет войны и неясные перспективы разрешения конфликта

В начале 2011 года «арабская весна» добралась до Сирии, но первые мирные демонстрации были жестоко подавлены полицией. Тогда, начиная с 15 марта, по всей стране стали вспыхивать массовые акции протеста с требованиями отставки Башара Асада. Вряд ли можно было вообразить, что те события положат начало конфликту, который затянется на семь долгих лет и унесет жизни почти полумиллиона сирийцев.

Сирия: 7 лет войны и неясные перспективы разрешения конфликта

После того как волна массовых протестов прокатилась по стране, Асад начал использовать для их подавления армию. В свою очередь противники режима были вынуждены взять в руки оружие. В конфликт вступили также отряды национальных меньшинств (например, курды) и исламистские террористические группировки, среди которых особняком стоит так называемое «Исламское государство».

Сирия: 7 лет войны и неясные перспективы разрешения конфликта

В апреле 2013 года в гражданскую войну в Сирии вступили боевики террористической организации ИГИЛ, образованной из подразделения «Аль-Каиды». В июне 2014 года группировка объявила о переименовании в «Исламское государство» и провозгласила «халифат». По некоторым данным, в 2015 году под контролем ИГ находилось около 70 процентов территории Сирии, а численность боевиков составляла 60 000 человек.

Сирия: 7 лет войны и неясные перспективы разрешения конфликта

Разрушение античного города-оазиса Пальмиры стало символом варварского обращения террористов ИГ с объектами культурного наследия. Всего же с момента начала гражданской войны в Сирии было разрушено более 300 археологических памятников. В феврале 2015 года Совбез ООН приравнял уничтожение боевиками ИГ предметов исторической, культурной и религиозной ценности к терактам.

Сирия: 7 лет войны и неясные перспективы разрешения конфликта

По данным ООН, за последние семь лет 5,3 млн сирийцев бежали из страны. Большинство из них нашли убежище в соседних Турции (более 3 млн человек), Ливане (свыше 1 млн) и Иордании (почти 700 тысяч). Но возможности этих стран по приему беженцев оказались практически исчерпаны. В результате сотни тысяч сирийцев отправились искать спасения в Европе, вызвав миграционный кризис в ЕС.

Сирия: 7 лет войны и неясные перспективы разрешения конфликта

В сентябре 2014 года президент США Барак Обама объявил о создании международной коалиции против ИГ, в которую вошли более 60 государств. Участники коалиции наносят авиаудары по позициям боевиков, занимаются подготовкой местных сухопутных войск, а также оказывают гуманитарную помощь гражданскому населению.

Сирия: 7 лет войны и неясные перспективы разрешения конфликта

А в декабре 2015 года Саудовская Аравия представила свою антитеррористическую коалицию, состоящую из исламских стран. В нее вошли 34 государства, часть из которых, как и сами саудовцы, являются также членами международной коалиции под предводительством США.

Сирия: 7 лет войны и неясные перспективы разрешения конфликта

С осени 2015 года российские ВКС также наносят удары в Сирии — по заверениям Москвы, лишь по позициям ИГ. По данным же НАТО, 80% российских авианалетов были нацелены на противников Асада из умеренной оппозиции. В ноябре 2017 года Путин заявил о скором окончании военной миссии в Сирии. Группировка будет сокращена, но в распоряжении РФ останутся 2 военные базы и некоторые другие структуры.

Сирия: 7 лет войны и неясные перспективы разрешения конфликта

14 марта 2016 года, в канун 5-летия начала гражданской войны в Сирии в Женеве стартовали переговоры по мирному урегулированию конфликта под эгидой ООН. Первая подобная попытка в начале февраля завершилась неудачей на фоне наступления армии Асада на город Алеппо. Второй шанс появился после заключения перемирия между сторонами с 27 февраля при содействии США и РФ.

Сирия: 7 лет войны и неясные перспективы разрешения конфликта

Согласно совместному докладу ООН и ОЗХО, режим Асада несет ответственность за применение отравляющего вещества зарина в Хан-Шейхуне 4 апреля 2017 года, а «Исламское государство» применяло сернистый иприт во время атаки в населенном пункте Ум-Хош в сентябре 2016 года.

Сирия: 7 лет войны и неясные перспективы разрешения конфликта

С января 2017 года в столице Казахстана по инициативе России, Турции и Ирана проводятся параллельные женевским межсирийские переговоры по урегулированию в Сирии. На них впервые за одним столом встретились представители как режима Башара Асада, так и оппозиционных сил. В мае в Астане подписан меморандум о создании четырех зон деэскалации в северной, центральной и южной части Сирии.

Сирия: 7 лет войны и неясные перспективы разрешения конфликта

2017 год принес радикальные перемены в ситуации в Сирии. Еще в декабре 2016 года войска Асада при поддержке ВКС России освободили Алеппо, весной 2017-го — Хомс. А в июне были достигнуты американо-российские соглашения об установлении реки Евфрат в качестве разделительной линии между «Силами демократической Сирии» и войсками Асада.

Сирия: 7 лет войны и неясные перспективы разрешения конфликта

Осенью правительственные войска заняли стратегически важный из-за нефти и близости к Ираку город Дейр-эз-Зор и другие крупные города. А оппозиционные «Силы демократической Сирии» и курдские Отряды народной самообороны при поддержке США — оплот джихадистов Ракку. Говорить об окончательной победе над «Исламским государством» пока рано, но вернуть свое былое влияние группировка уже вряд ли сможет.

Сирия: 7 лет войны и неясные перспективы разрешения конфликта

В ноябре 2017 года на встрече в Сочи лидеры России, Ирана и Турции Владимир Путин, Хасан Роухани и Реджеп Тайип Эрдоган выступили с рядом инициатив. Они призвали Дамаск и оппозицию принять участие в заседании сирийского Конгресса национального диалога, который должен открыть дорогу к конституционной реформе и свободным выборам в Сирии.

Сирия: 7 лет войны и неясные перспективы разрешения конфликта

По данным гуманитарных организаций, в ночь на 7 апреля 2018 года в городе Дума, последнем очаге сопротивления исламистов и повстанцев в регионе, было вновь применено химоружие. Власти Сирии опровергли эту информацию. 11 апреля ВОЗ заявила о наличии явных признаков применения химоружия в Думе. По данным ВОЗ, в ходе атаки более 70 человек погибли, а у 500 жителей зафиксированы симптомы отравления.

Сирия: 7 лет войны и неясные перспективы разрешения конфликта

11 апреля 2018 года Совбезу ООН не удалось принять резолюцию по Сирии, Россия наложила вето на проект, подготовленный США и касавшийся расследования возможного применения химоружия в Думе. За принятие резолюции проголосовали 12 стран-членов СБ. Против высказались Россия и Боливия, Китай воздержался. Россия представляла свой проект резолюции, но он не набрал необходимого минимума в 9 голосов.

Источник:
Глава МИД ФРГ не видит места для Асада в деле урегулировании в Сирии
Башар Асад применяет химическое оружие против собственного народа, поэтому он не может быть участником долгосрочного урегулирования конфликта в Сирии, полагает Хайко Мас.
http://www.dw.com/ru/%D0%B3%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%B0-%D0%BC%D0%B8%D0%B4-%D1%84%D1%80%D0%B3-%D0%BD%D0%B5-%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%B8%D1%82-%D0%BC%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B0-%D0%B4%D0%BB%D1%8F-%D0%B0%D1%81%D0%B0%D0%B4%D0%B0-%D0%B2-%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%B5-%D1%83%D1%80%D0%B5%D0%B3%D1%83%D0%BB%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B8-%D0%B2-%D1%81%D0%B8%D1%80%D0%B8%D0%B8/a-43401651

Урегулирование конфликта

Со времен Второй мировой войны известен еще один метод разрешения международных конфликтов, метод примирения. Он характерен тем, что элементы спора становятся предметом разбирательства смешанной комиссии под председательством «третьей стороны». Комиссия может не только устанавливать оспариваемые факты, но и формулировать решение в отношении сторон. Данный метод наиболее эффективен тогда, когда примирительные комиссии могут быть созданы заблаговременно.

Возникновение и развитие универсальных межправительственных организаций (Лиги Наций, а затем ООН) дало возможность продвинуться в вопросе урегулирования межгосударственных конфликтов в двух направлениях.

Во-вторых, использование институциональных механизмов позволило придать таким механизмам коллективный характер. Теперь развести противников пытается не представитель «третьего» государства, а межправительственная организация, которая может принять следующие решения: направить Исследовательскую комиссию, предложить свои услуги, назначить посредника или же взять труд примирения на себя. Так, например, Палестинский вопрос в 1948—1949 гг. был решен на месте официальным посредником, назначенным Генеральной Ассамблеей. В 1970-е гг. рассмотрение политических проблем, связанных с заключением перемирия между Израилем и арабскими государствами, было возложено на Комиссию по примирению, назначенную Генассамблеей ООН. Таким образом, классические, или традиционные, процедуры урегулирования конфликтов не были отброшены. Напротив, им было придано новое дыхание через механизмы МП О.

Однако следует иметь в виду, что решающим критерием прогресса в урегулировании межгосударственных конфликтов остается обяза-решения, то, будучи продолжена средствами военных действий, безусловно, обеспечит его» (Гарт. 1957. С. 339). Американский ученый Дж.М. Коллинз определяет «большую стратегию» как «науку и искусство использования элементов национальной мощи при любых обстоятельствах, с тем чтобы осуществлять в нужной степени и в желательном виде воздействие на противную сторону путем угроз, силы, косвенного давления, дипломатии, хитрости и других возможных способов и этим обеспечить интересы и цели национальной безопасности» (Коллинз. 1975. С. 40). Большая стратегия, по Дж.М. Коллинзу, в случае ее успеха устраняет необходимость в прямом насилии. Кроме того, ее планы не ограничиваются достижением победы, но направлены и на сохранение прочного мира (там же).

Одной из приоритетных проблем стратегических исследований является проблема войны, ее причин и последствий для того или иного государства, региона и международной (межгосударственной) системы в целом. Раньше война рассматривалась как хотя и крайнее, но все же «нормальное» средство достижения политических целей. Огромная же разрушительная мощь ядерного оружия породила парадоксальную с точки зрения традиционных подходов ситуацию. С одной стороны, государство, обладающее ядерным оружием, получает новые возможности для проведения своей внешней политики и обескураживающую любого потенциального агрессора способность обеспечивать свою национальную безопасность (в военном значении этого понятия). А с другой стороны, избыток мощи, который дает ядерное оружие, делает абсурдными всякие мысли о его применении, о перспективе прямого столкновения между его обладателями.

Поэтому главный акцент делается не на военных, а на политических аспектах ядерных вооружений, не на стратегии вооруженного конфликта, а на стратегии устрашения противника. Порожденное стратегией устрашения «равновесие террора» позволяло удерживать глобальную международную систему в состоянии относительной стабильности. Однако это была, во-первых, статическая стабильность в ее конфронтационной форме (см. об этом: Богатуров, Плешаков. 1991- № 2.), и, во-вторых, она не способствовала устранению вооруженных конфликтов на уровне региональных и субрегиональных подсистем.

Источник:
Урегулирование конфликта
Учебники онлайн: Урегулирование конфликтов: традиционные методы и институциональные
http://uchebnik-online.com/131/2181.html

Урегулирование конфликтов

Глава 1. Понятие и значение конфликта

§1. Сущность, содержание и предмет конфликта

§2. Политический конфликт. Его особенности

Глава 2. Методы урегулирования и разрешение конфликтов

§1. Методы урегулирования конфликтов

§2. Управление конфликтом

§3. Предупреждение и стимулирование конфликтов

§4. Политика и конфликты

Конфликты в обществе, любого уровня и вида это прежде всего комплексное явление. В конфликтных ситуациях и действиях сплетаются социально-психологические, социальные, экономические, политические, духовные, а также индивидуальные и общественные элементы.

В этой работе будут исследованы понятие конфликта, его субъекты, объекты и предметы.

Также будут рассматриваться методы урегулирования конфликта, возможные выходы из конфликтных ситуаций.

Методы изучения конфликтов многообразные, комплексные. В этой работе будут кратко рассмотрены основные понятия разрешения конфликтов. Будет сделан акцент на то, что приоритетность того или иного метода в каждом конкретном случае определяется видом конфликта. Методы напрямую зависят от видов конфликта, их предмета, целей и направленности. При анализе конфликтов между крупными социальными группами на первый план выходят социологические и политологические приемы изучения.

Тема конфликтов и их урегулирования считается сегодня актуальной, особенно ввиду глобализации, всемирных отношений, всемирной экономики, политики, развития международных отношений. Различные военные конфликты, которые периодически встречаются в современной мировой политической жизни также требуют урегулирования, причем желательно мирным путем переговоров.

Конфликтология как наука еще достаточно молодая. Поэтому существует много спорных вопросов в определении понятии конфликта, в методологии урегулировании конфликтов. Соответственно масштаб данной работы не может включить в себя все существующие учения по конфликтологии.

В работе используются исторические, политологические методы анализа данной темы.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.

В первой главе раскрываются понятия и содержание конфликта, так же описаны структура, стадии развития, причины конфликтов.

Во второй главе рассмотрены методы, способы предотвращения и возможного урегулирования конфликта, а так же описан опыт анализа мотивов возникновения и результатов конфликта.

Поэтому целью данной учебно-исследовательской работы было выбрано раскрытие сущности конфликтов и возможных методов их урегулирования.

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:

Провести анализ литературы по данной теме;

Раскрыть содержание понятия "конфликт";

Изучить структуру, стадии развития, причины и последствия конфликтов;

Обозначить методы и цели управления и предотвращения конфликтов;

Провести практическое исследование, применив изученный материал.

Исходя из целей и задач исследования, мы использовали следующие методы научного исследования: методы направленные на теоретическое изучение проблемы — изучение литературных источников, и анализ и приведение практических примеров из отечественной истории.

Глава 1. Понятие и значение конфликта

А. Рапопорт как-то заметил, что отношение к конфликту может быть достаточно противоположным, исходя из субъективных принципов и взглядов высказывающихся. Например, в рамках пацифистской идеологии вооруженные конфликты и войны как правило осуждаются, в то время как в исторические эпосы описывают героику войны, видя в ней подвиги и славу. В военной сфере к вооруженным конфликтам подходят с профессиональной точки зрения разработки стратегии и тактики победы, а исторические исследования в свою очередь направлены на то, чтобы дать как можно более точное описание и анализ конкретных конфликтов и кризисов.

В силу специфики курса в дальнейшем будем ссылаться в основном к рассмотрению особенностей и содержания конфликта с точки зрения политики, как метода его урегулирования.

А пока перейдем к самому понятию и определению конфликта как общественного явления и его составляющих.

§1. Сущность, содержание и предмет конфликта

Разные научные дисциплины, естественно, подходят с разных сторон к изучению конфликта как явления. К примеру, в социологии, конфликт часто рассматривается сквозь призму несовпадения конкретных целей и интересов его участников — социальных групп, общностей и прочее. Психология к изучению конфликта подходит главным образом с точки зрения мотивационных или когнитивных концепций.

В политологии же различаются методы объективной и субъективной интерпретации изучаемых явлений. Эти утверждения характерны и для конфликта как изучаемого явления. "Объективный метод предполагает выявление разнообразных связей и процессов политической реальности через анализ объективных результатов политических действий. Субъективный метод объяснения — это анализ связей и взаимодействий политической реальности через призму отношений политического субъекта (его мнений, позиций, интересов). Ценностно-нормативный подход составляет содержание субъективного метода. "1

Прежде всего, конечно, нужно обратиться к самому определению конфликта. Что есть конфликт, какова его сущность. Естественно, все эти вопросы задаются исключительно чтобы представить предмет изучения интересующей нас области. Итак, обобщая многообразие дефиниций конфликта, встречающихся в литературе, можно предложить, что конфликт (от лат. conflictus столкновение) — это противоборство общественных субъектов с целью реализации их противоречивых интересов, позиций, ценностей и взглядов.

Таким образом, интересы и цели являются одними из главных понятий, необходимых для анализа общественного конфликта.

Конфликт, как и любое общественное явление имеет достаточно сложную структуру, и может быть окрашен тем или иными элементами ментальности. От этого никуда не деться в силу многонациональности и многообразия стран. Прежде всего, конфликт характеризуется конфликтующими сторонами, предметом противоборства. Структура конфликта также включает в себя конфликтное действие в той или иной форме направляющую его сознание, средства его осуществления, методы, поле конфликта. Тем не менее, конфликт не существует сам по себе. Как правильно говорят, дыма без огня не бывает. Конфликт — это уже крайняя стадия выяснения отношений между оппонирующими сторонами. Конфликту, как правило, предшествует его более мягкая форма — конфликтная ситуация, консенсус которой может помочь избежать появления конфликта как метода доказательства своей правоты.

Помимо всего вышеперечисленного конфликт обладает субъектами. В зависимости от уровня конфликта, его субъектами могут выступать индивиды, группы, классы, национально-этнические общности, организации, социальные институты, общественные и политические объединения, государства, международные сообщества.

Помимо основных участников конфликта, бывают косвенные — страны, блоки, политические и национальные движения, которые не принимают активных действий в конфликте, но всячески поддерживают ту или иную сторону политическими, экономическими методами, поставками оружия и т.д. Степень их вовлеченности в конфликт может широко варьироваться и оказывать влияние ни ход конфликта и его разрешение.

Стоит отметить, что очень важен собственно предмет конфликта. Это такая переменная, которая характеризует любой конфликт, можно сказать, что она является его сутью, потому что выражает в себе цели и интересы субъектов конфликта, во многом определяет методы конфликта, количество и качество участвующих сторон. При попытке разрешения конфликта, всегда в первую очередь совершается анализ его предмета.

Безусловно, конфликт как любое общественное явление должен обладать некоторыми функциями, ради которых собственно все и затевается. Так исторически сложилось, что функции конфликта рассматриваются с двух абсолютно противоположных, даже можно сказать взаимоисключающих точек зрения — это восприятие конфликта как диалектически-созидательного фактора и представление о нем как о разрушительном явлении. В общем, обе точки зрения имеют место быть, потому, как первая вытекает из признания естественного и закономерного характера конфликта, а вторая из восприятия его как патологии, потому как конфликт — это не всегда спор двух сомневающихся.

Скорее всего, функции конфликта следует рассматривать как закономерную взаимосвязь методологических требований с общественным процессом. В таком свете вопрос о функциях предполагает, в первую очередь, выяснение объективных последствий конфликта для общества; во вторую, анализ форм выражения и взаимосвязи конфликта с характером общественных структур. Отметим, что и тот и другой аспекты функций конфликта внутренне противоречивы, "причем характер противоречий зависит от природы не только общества, но и самого конфликта". 3

В то же время конфликт является движущим механизмом социальных изменений, процессов развития, модернизации и распада исчерпавших себя образований. Это своего рода гарантия прогресса, так как естественным результатом завершения конфликта видится вскрытие и преодоление противоположностей интересов, ценностей, позиции общественных сил.

§2. Политический конфликт. Его особенности

Политический конфликт являет собою определенный вид общественных отношений между людьми. Однако это можно сказать что этот конфликт несколько иного рода по той причине, что он возникает и существует по поводу политической власти и ее функционирования в обществе и задействует в себе не отдельные индивиды, а социальные группы, причем массовые. Более того, политический конфликт наиболее социально значим, так как его последствия, независимо от желания субъектов, не принимающих участия в ней, сказываются, как правило, на всех сферах общественной жизни.

Политический конфликт все-таки является формой политических отношений и отличается от других тем, что его содержание составляет взаимодействие между субъектами, связанное с существованием, выявлением, и реализацией общих интересов, в первую очередь больших социальных групп. Государственная власть — орудие защиты и осуществления этих интересов. Поэтому объект и предмет политического конфликта включают в себя обладание властью, устройство государственных и прочих политических институтов, политический статус общественных групп и образующих их индивидов, ценности и символы власти, ее ресурсы (материальные и человеческие).

Политика очень противоречива по своей сути, что приводит к разногласиям. Но политика настолько гибка и настолько проникла во все структуры общественной жизни, что может позволить себе подвластными ей методами контролировать, урегулировать конфликт, а в отдельных случаях даже не допустить его развития.

С подобной точки зрения политика рассматривается как деятельность по насильственному и мирному разрешению конфликтов. Хотя общую окраску политике придает конфликт, она обычно невозможна без определенного консенсуса, согласия ее участников, основанного на их общей заинтересованности в общественном порядке, на признании правомерности власти и необходимости подчинения закону и т.п.

В процессе становления конфликта происходит непосредственная кристаллизация интересов оппонентов, что и стимулирует дальнейшее развитие. На этапе формирования конфликта чрезвычайно важно значение идентификации противоположных субъектов. Перерастание конфликтной ситуации в конфликт представляет собой многоэтапный процесс. Тем не менее, по своей сути он представляет собой единое целое по нескольким причинам: взаимодействуют одни и те же субъекты, при этом сохраняется та или иная форма их идентичности.

Тем не менее, как говорилось выше, у конфликта есть две стороны медали. Безусловно, любой конфликт — доказательство того, что уже не удалось достигнуть согласия по предмету конфликта, а значит для урегулирования нужны более радикальны меры. Конечно, не всегда конфликты, тем более политические решались полюбовно для обеих сторон. Чаще оказывалось так, что побеждает все-таки сильнейший. Но это лишь победа в битве, но не в войне. Так, к примеру, восстание декабристов. Идеальный пример социально-политического конфликта.

Восстание декабристов, несмотря на его значительное влияние на последующее развитие демократического движения в России, было локальным конфликтом, в то время так и не получившим распространения в обществе. Современник Ключевский В. Сравнивал его с обычным дворцовым переворотом Петровский времен. Декабристов называли "русской дворянской гвардией", хотевшей в очередной раз распорядится царским престолом. Но между тем не отрицалась серьезность намерений декабристов в достижении поставленной цели. Декабристы "просто хотели воспользоваться замешательством при дворе для того, чтобы вызвать общество к деятельности". 6

Но незрелость движения, слабая его организация, непоследовательность действия некоторых лидеров движения, отсутствие опыта ведения политических игр (как теперь принято это называть), неявка их на Сенатскую площадь — все это в комплексе привело к бездействию и момент был упущен. Чем не преминули воспользоваться Николай и его окружение. Вожди движения были арестованы и казнены, всего было привлечено к следствию 12 человек. Так закончился конфликт, но противоречие разрешено не было.

Подведя итог этому историческому моменту можно отметить, что конфликт в данном случае носил ярко выраженную политическую окраску, имел определенные цели, мотивы, и в общем состоялся победой одной из сторон. Действия царского правительства на тот момент жестоки, но по большому счету оправданы. Иначе в такое неустойчивое время непременно были бы приняты попытки других конфликтов, что в свою очередь могло ослабить Россию, а с внешней стороны было не спокойно.

Между тем, столкновение движения декабристов с царским двором положило начало последующей массовой борьбе за демократическую модернизацию российского государства.

Эта история получит продолжение 80 лет спустя, но уже в более четкой форме и сотрясая страну, полностью изменит ее облик.

Вот яркий пример того, что декабристы проиграли сражение в этом конфликте, но не войну. Их 12 жертв не были пустыми, они все-таки сумели посеять ростки уверенности в подрастающем поколении в том, что сила в организации, и если организация уверена в своей правоте — она добьется своего.

В этом случае конфликт как таковой урегулирован не был, он был просто подавлен. И по закону сохранения энергии, она взорвалась в другом месте и в другое время.

Значит, в конфликте главное все-таки результат. А результат зависит от грамотности урегулирования конфликта

Глава 2. Методы урегулирования и разрешение конфликтов

Методы урегулирования конфликтов во многом зависят от особенностей конфликта, его направленности, состава конфликта, цели и предмета. Конфликтов может быть великое множество, поэтому столько же много может быть способов урегулирования оных. В дальнейшем рассмотрим процессы урегулирования конфликтов, возможности управления конфликтами, роль государства и власти в решении конфликтных ситуаций, возможные предупреждения и стимулирование конфликтов.

§1. Методы урегулирования конфликтов

Процесс урегулирования, естественно, не может не принимать во внимание участников конфликта и их особенности. В итоге, от участников зависит дальнейшее развитие событий; продолжится ли конфликт и потребуется принятие более радикальных мер, или стороны придут к мирному согласию. На протяжении развития конфликта его участники, как прямые, так и косвенные, могут меняться. В ряде случаев косвенные У

участники оказываются настолько задействованными в конфликте, что становятся его прямыми участниками. Также могут появляться новые стороны, в том числе и из тех, кто пытался урегулировать конфликт. Естественно, в случае если будут задеты чьи-то интересы. И в этом одна из существенных опасностей подключения к конфликту. Также возможны случаи выхода из конфликта того или иного участника, хотя сам конфликт продолжается.

В то же время, занимаясь урегулированием, нельзя не учитывать, что развитие конфликта может пойти и по прямо противоположному пути — по пути ухудшения условий для урегулирования. В истории немало случаев, когда условия для урегулирования были упущены и в итоге конфликт усиливался, и сторонам приходилось вновь, уже в более сложных условиях, искать возможности для взаимоприемлемых решений.

Помимо всего прочего, следует учитывать, что степень враждебности сторон, находящихся в конфликтных отношениях, может быть различной. Различными могут быть сферы урегулирования отношений и полнота принятия решений в них. Иногда конфликтные отношения оказываются настолько значительными, что включают все области отношений между сторонами.

Международный конфликт несколько отличен от другого рода конфликтов — он возникает когда одно государство или группа государств стремится навязать свои интересы другим, объявляет и добивается их монополии, ущемляя или вообще не принимая во внимание любые иные интересы. Сфера политических интересов, составляющих предмет конфликта весьма широка: от непосредственно политических (безопасность, границы государств и т.д.) до общих экономических, национальных, информационных, идеологических и даже религиозных вопросов. Как было отмечено выше, подобные инциденты решаются на мировом уровне силами мировых организаций.

Международные конфликты нередко длятся многими десятилетиями и даже веками, периодически затихая, а затем обостряясь в виде так называемых "холодных" и "горячих" войн. Тому пример все тот же — "холодная война" Запада против СССР. За длительный период истории этого конфликта не раз качественно изменялись противоположные интересы, иногда они примирялись; складывались и менялись различные структуры субъектов конфликта, появлялись новые противоречия вместо разрешенных или неразрешенных.

К примеру, в том же чеченском конфликте, сначала говорили пушки, а уже потом дипломаты.

С другой стороны военные и мирные методы разрешения конфликтов и на практике, и в научных исследованиях нередко противопоставляются друг другу. Особенно ярко это противопоставление проводилось и проводится в сфере международных отношений. "Так, канадский исследователь переговоров Г. Уинхэм пишет, что переговоры выступали наподобие крепости или великой стены и были инструментом тех, кто инстинктивно старался сохранить достигнутое. Величайшим благом, которое могли дать переговоры, была стабильность, а самая большая угроза стабильности исходила именно от тех, кто стремился изменить международный статус-кво посредством военного насилия. "7

Соотношение силовых и мирных методов решения проблем, не является раз и навсегда заданным. Оно менялось на протяжении исторического развития стран. По-разному эти методы представлены и в различных культурах, учитывая исторические и ментальные особенности того или иного общества.

В истории западной цивилизации первоначально роль политических переговоров сводилась главным образом к подведению итогов войны или попыткам переделки мира в ее преддверии. Российский автор В.Б. Луков замечает, "что в течение столетий международные переговоры использовались в основном как средство легализации результатов вооруженных конфликтов или как инструмент подготовки новых войн. В результате этого переговоры являлись частью военной стратегии, призванной компенсировать военную слабость государства, или они давали возможность полнее реализовать военное превосходство одной из сторон. Близкую точку зрения высказывает Г. Уинхэм. В частности, он замечает, что на заре истории дипломатии основным предназначением переговоров было восстановление отношений между государствами, которым угрожал конфликт или которые уже страдали от конфликта. В этом

Источник:
Урегулирование конфликтов
Понятие конфликта: его субъекты, объекты и предметы, причины и стадии развития. Методы урегулирования конфликта, возможные выходы из конфликтных ситуаций. Политические конфликты и их особенности. Управление конфликтом: предупреждение и стимулирование.
https://xreferat.com/77/1315-1-uregulirovanie-konfliktov.html

УРЕГУЛИРОВАНИЕ КОНФЛИКТОВ

Не все конфликты, к счастью, развиваются до наиболее острых форм противоборства, имеющих трагические, разру­шительные последствия. Бывает, что конфликт затухает или теряет свою остроту, будучи отодвинут на задний план дру­гими, более значительными и острыми конфликтами. Но по­лагаться на естественный ход событий опасно. Современное общество выработало методы предупреждения, регулирова­ния, разрешения конфликтов.

«Только время улаживает конфликты, но ему необхо-

I У. Зартман, американский ученый

На этапе возникновения конфликта власти не должны игнорировать обостряющиеся противоречия. Следует глубо­ко изучать причины напряженности, своевременно прини­мать меры для ее ослабления, искать способы снятия или смягчения противоречий, чреватых разрастанием конфлик­та. Эти меры направлены на предупреждение перехода про­тиворечий в открытую фазу противоборства и дальнейшего нарастания политической напряженности.

Конфликт может закончиться сам собой, без участия тре­тьей стороны, если объект конфликта потерял былое значе­ние; если обнаружилось явное превосходство одной из сто­рон, с чем вынуждена считаться ослабленная сторона; если одна из борющихся сторон уничтожена. Стремясь предот­вратить массовое гражданское неповиновение или подавить восстание, государство использует полицию и армию, осуще­ствляя тем самым принуждение в отношении противостоя­щих сил.

Бывают и неразрешимые конфликты, ведущие в тупик. Тупиковая ситуация может возникнуть в условиях, когда каждый участник блокирует действия другого, но изменить его позицию не в состоянии. В этом случае конфликт затя­гивается на долгое время в тлеющем состоянии, угрожая но­выми вспышками.

В условиях начавшегося конфликта выработать меры его урегулирования намного сложнее. Теперь важно не только учитывать причины конфликта, реальные силы борющихся сторон, но также изучать тактику сторон, их намерения, го­товность или нежелание остаться в рамках установленных норм взаимоотношений.

В процессе регулирования конфликта между борющими­ся сторонами организуются переговоры, результатом кото­рых может быть компромисс — разумный способ разреше­ния конфликтов, основанный на соглашении участвующих сторон. Для компромисса важно осознание пределов усту­пок, на которые может пойти каждая из сторон, их готов­ность в какой-то степени отступить от первоначальных тре­бований.

Переговоры — это совместное обсуждение конфликтую­щими сторонами спорных вопросов с целью достижения со­гласия.

«Если речь идет о мире, нужно говорить даже с самим |

Э. Эррио, французский государственный деятель >

Переговоры являются своеобразным продолжением кон­фликта и одновременно средством его преодоления. В тех случаях, когда участники конфликта пытаются вести пере­говоры с позиции силы, они демонстрируют свое превосход­ство над противником, чтобы добиться односторонней побе­ды. Такой стиль переговоров может не ослабить конфликт, а, напротив, обострить его. В лучшем случае достигается ча­стичное разрешение.

Когда стороны идут на переговоры с намерением вести честную дискуссию, с готовностью к уступкам и удовлетво­рению части требований сторон, возможно урегулирование конфликта.

Большую роль в примирении сторон может сыграть посредничество. Посредник — это третий независимый уча­стник переговоров. Он должен быть признан обеими конфликтующими сторонами как нейтральная фигура, не заинтересованная в выигрыше одной из них, способная со­хранить объективность в решении спора. Посредник должен помочь противникам понять друг друга, добиться соблюде­ния правил ведения переговоров, искать решение, которое бы удовлетворило обе противостоящие стороны.

В зависимости от полноты разрешения противоречия уча­стниками конфликта возможны три типа соглашения меж­ду ними.

Первый тип — соглашение о перемирии — означает пре­кращение на определенное время вооруженных столкнове­ний (если конфликт достиг вооруженной стадии). Переми­рие позволяет остановить насилие и предоставить время для переговоров, для обсуждения вариантов урегулирования конфликта мирным путем.

Результатом переговоров может быть урегулирование конфликта — соглашение (второй тип), при котором проис­ходит увязка интересов сторон и снижение остроты проти­воречий (но не их снятие).

Третий тип — соглашение, основанное на разрешении противоречий между конфликтующими сторонами, т. е. ликвидация конфликта. Разрешение конфликта означает либо устранение его причин, исчерпание самого предмета спора, либо такое изменение обстоятельств, которое породи­ло бы бесконфликтные отношения сторон, исключило веро­ятность возобновления разногласий.

В международных конфликтах наряду с соглашением сторон может иметь место и принуждение под угрозой при­менения санкций со стороны международных организаций. Наряду с посредничеством используется арбитраж. В отли­чие от посредников, арбитры принимают решения, имеющие для участников конфликта юридическую силу. ШШ Основные понятия:политический конфликт. И Термины:переговоры, компромисс, арбитраж.

1) Какова природа политических конфликтов? В чем заключаются их причины? Какое значение имеют конфлик­ты в политической жизни общества? 2) Как развивается конфликт? Чем характеризуются этапы эскалации полити­ческого конфликта? 3) Охарактеризуйте наиболее острые формы политического конфликта. 4) Каковы пути предот­вращения, урегулирования и разрешения конфликтов? 5) В чем заключается роль переговоров? роль посредничества? роль арбитража?

Подумайте, обсудите, сделайте

1. Русский философ Н. Ф. Федоров (1828—1903) писал:

«В том и состоит унижение, что не закон человечности

человек распространяет на животных, а себе усвояет живот­ный закон борьбы». Имеет ли это высказывание связь с про­блемой конфликтов? В чем эта связь состоит? Каково ваше отношение к этому высказыванию?

2. Приведите примеры межличностного конфликта, кон­

фликта социальных групп, конфликта политических орга­

низаций. Сравните их. Укажите общие черты и отличия.

3. Какой политический конфликт описан в вашем учеб­

нике истории наиболее обстоятельно? Обратите внимание на

такие внутриполитические события в России, как револю­

ции 1905—1907 гг. и 1917 г., Гражданская война, полити­

ческие события августа 1991 г. и октября 1993 г.; на меж­

дународные события: Первую и Вторую мировые войны,

Карибский кризис 1962 г. или другие по вашему выбору.

Проанализируйте выбранное вами событие с точки зрения

теории политического конфликта, представленной в данном

параграфе: выявите его причины, состав участников, разви­

тие, способ разрешения, влияние на политическую жизнь

общества. Если потребуется, обратитесь к дополнительным

4. Германский государственный деятель Людвиг Эрхард

сказал: «Компромисс — это искусство разделить пирог так,

чтобы каждый был уверен, что лучший кусок достался

ему». Можно ли это суждение отнести к компромиссу в по­

литическом конфликте? Аргументируйте свой ответ. Пояс­

ните его на примере.

Поработайте с источником

Познакомьтесь с рассуждениями немецкого философа и социолога (XX в.) Р. Дарендорфа о регулировании конфликтов.

[. ] Переговоры, т. е. создание органа, в котором кон­фликтующие стороны регулярно встречаются с целью веде­ния переговоров по всем острым темам, связанным с кон­фликтом, и принятия решения установленными способами, соответствующими обстоятельствам (большинством, квали­фицированным большинством, большинством с правом вето, единогласно). Однако редко бывает достаточно только этой возможности: переговоры могут остаться безрезультатными. В такой ситуации рекомендуется привлечение третьей сто­роны, т. е. не участвующих в конфликте лиц или инстан­ций. 2. Наиболее мягкой формой участия третьей стороны является посредничество, т. е. соглашение сторон от случая к случаю выслушивать посредника и рассматривать его предложения. Несмотря на кажущуюся необязательность

этого образа действий, посредничество (например, Генераль­ного секретаря ООН, федерального канцлера и т. д.) часто оказывается в высшей степени эффективным инструментом регулирования. 3. Тем не менее часто необходимо сделать следующий шаг к арбитражу, т. е. к тому, что либо обра­щение к третьей стороне, либо в случае такого обращения исполнение ее решения является обязательным. Эта ситуа­ция характеризует положение правовых институтов в неко­торых (в частности, международных) конфликтах. 4. В слу­чае если для участников обязательно как обращение к третьей стороне, так и принятие ее решения, обязательный арбитраж находится на границе между регулированием и подавлением конфликта.

Этот метод может иногда быть необходим (для сохране­ния формы государственного правления, возможно, также для обеспечения мира в международной области), но при его использовании регулирование конфликтов как контроль их форм остается сомнительным.

Нужно подчеркнуть еще раз, что конфликты не исчеза­ют путем их регулирования. Там, где существует общество, существуют также конфликты. Однако формы регулирова­ния воздействуют на насильственность конфликтов. Регули­руемый конфликт является в известной степени смягчен­ным: хотя он продолжается и может быть чрезвычайно интенсивным, он протекает в формах, совместимых с непре­рывно изменяющейся социальной структурой. Возможно, конфликт является отцом всех вещей, т. е. движущей си­лой изменений, но конфликт не должен быть войной и не должен быть гражданской войной. Пожалуй, в рациональ­ном обуздании социальных конфликтов заключается одна из центральных задач политики.

Дарендорф Р. Элементы теории социального конфликта // Социс. — 1994. — № 5. — С. 146—147.

1111 Вопросы и задания к источнику. 1) Какую из двух позиций в оценке общественного конфликта разделяет автор? Подтвердите свое мнение словами из документа. 2) Какова роль посредничества в урегулировании конфликта? Почему автор называет его мягкой формой участия третьей стороны? В чем состоит отличие арбитра­жа от посредничества? 3) Почему обязательный арбитраж рассмат­ривается как форма, находящаяся на границе между регулирова­нием и подавлением конфликта? 4) Как вы думаете, что дает автору основание утверждать, что конфликты не исчезают путем их регулирования? Согласны ли вы с этим утверждением? На чем основана ваша точка зрения?

§ 27. Политический процесс

политическая власть: что делает ее привлекательной? Что означает слово «процесс»? Имеется ли связь между политической деятельностью и повседневной жизнью граждан государства?

В предыдущих параграфах мы подробно рассмотрели ха­рактеристики и основные особенности различных политиче­ских систем и политических режимов. Вместе с тем пони­мание мира политики, понимание того, как именно осуществляется власть в той или иной стране, невозможно без учета особенностей и параметров политического про­цесса.

В политической науке существуют разные интерпретации понятия «политический процесс». Некоторые российские и зарубежные исследователи фактически отождествляют поли­тический процесс и политику в целом. Политика в этом смысле представляется процессом взаимодействия субъектов в борьбе за власть и влияние. Нередко под политическим процессом понимается прежде всего деятельность субъектов политики, направленная на реализацию своих целей и интересов, на завоевание власти. Сторонники системного подхода и школы структурно-функционального анализа интерпретировали политический процесс как форму функ­ционирования политических систем и составляющих эти системы элементов. Попробуем разобраться в том, чем же является и что включает в себя понятие «политический про­цесс».

Источник:
УРЕГУЛИРОВАНИЕ КОНФЛИКТОВ
Не все конфликты, к счастью, развиваются до наиболее острых форм противоборства, имеющих трагические, разру­шительные последствия. Бывает, что конфликт затухает или теряет свою остроту, будучи
http://helpiks.org/6-56655.html

(Visited 1 times, 1 visits today)

CATEGORIES