Уход от конфликта

Выход из конфликтной ситуации и конфликта

Следует различать конфликтные ситуации и конфликты. Конфликтная ситуация — это возникновение разногласий, т. е. столкновение желаний, мнений, интересов. Конфликтная ситуация бывает при дискуссии, споре. Спор — это такаядискуссия, когда ее участники не просто обсуждают проблему, а «кровно» заинтересованы в ее решении в свою пользу при несогласии другой стороны.

Однако для спора, как и для дискуссии, характерным является уважение обеими сторонами друг друга, проявление ими такта.

Индусские философы ввели следующее правило спора. Каждый из собеседников должен сначала изложить мысль своего противника в споре, и только получив подтверждение, что правильно все понял, может опровергать ее. Его собеседник должен повторить суть этих воз­ражений и, получив подтверждение, что они поняты правильно, может приводить контрвоз­ражение.

В конфликтной ситуации надо придерживаться нескольких правил, к которым

•ограничение предмета спора; неопределенность и переход от конкретного вопроса к общему затрудняют достижение согласия;

•учет уровня знаний, компетентности в данном вопросе противоположной стороны; при большой разнице в уровне компетентности спор или дискуссия будут малопродуктивными, а при упрямстве малокомпетентного спорщика они могут перерасти в конфликт;

•учет степени эмоциональной возбудимости, выдержанности противоположной стороны; если участники спора легко эмоционально возбудимы, обладают упрямством, спор неизбежно перерастет в конфликт;

•осуществление контроля за тем, чтобы в пылу спора не перейти на оценку личностных качеств друг друга.

При несоблюдении этих правил спор перерастает в конфликт. Конфликт — это взаимные отрицательные отношения, возникающие при столкновении желаний, мнений; это отягощенные эмоциональным напряжением и «выяснением отношений» разногласия между людьми.

Таким образом, любой конфликт отражает столкновение интересов, мнений, но не всякое столкновение позиций и противоборство мнений, желаний являются конфликтом. Несмотря на эмоциональный заряд дискуссии и спора, они могут не переходить в конфликт, если обе стороны, стремясь к поиску истины, рассматривают суть вопроса, а не выяснение того, «кто есть кто». Конечно, в любом обсуждении скрыта «искра» конфликта, но чтобы «из искры возгорелось пламя», нужны определенные условия.

Выделяют две фазы развития конфликта: конструктивную и деструктивную.

Для конструктивной фазы конфликта характерна неудовлетворенность собой, оппонентом, беседой, совместной деятельностью. Она проявляется, с одной стороны, в стиле ведения разговора — повышенном эмоциональном тоне речи, упреках, оправданиях, игнорировании реакции партнера, а с другой — в неречевых характеристиках поведения: уходе от разговора, прекращении совместной деятельности или ее нарушении, замешательстве, внезапном увеличении дистанции с партнером по общению, принятии закрытой позы, отведении взгляда, неестественности мимики и жестикуляции.

При этом беседа остается в рамках делового обсуждения, разногласия не принимают необратимого характера, оппоненты контролируют себя.

Деструктивная фаза конфликта начинается тогда, когда взаимная неудовлетворенность оппонентов друг другом, способами решения вопроса, результатами совместной деятельности превышает некий критический порог и совместная деятельность или общение становятся неконтролируемыми.

Эта фаза может иметь две стадии. Первая психологически характеризуется стремлением завысить свои возможности и занизить возможности оппонента, самоутвердиться за его счет. Она связана также с необоснованностью критических замечаний, с пренебрежительными репликами, взглядами, жестами в сторону оппонента. Эти реакции воспринимаются последним как личные оскорбления и вызывают противодействие, т. е. ответное конфликтное поведение.

Если конфликтующие не меняют тактику взаимоотношений, то такие столкновения становятся систематическими, а негативизм субъектов все более упорным. Возникает хронический конфликт, характеризующий вторую стадию деструктивной фазы.

Исходы конфликтных ситуаций

Исходы конфликтных ситуаций могут быть разными: предупреждение конфликта, уход от конфликта, его сглаживание, приход к компромиссу, возникновение конфронтации, принуждение.

Предупреждение конфликта учителя с учащимися зависит главным образом от него самого. Прежде всего учитель должен при возникновении конфликтной ситуации не допускать предпосылок со своей стороны для развития конфликта: говорить с учащимся спокойно и, изменяя отношение школьника к чему-либо,убеждать его, а не приказывать. Учитель должен позаботиться об условиях, при которых его требование может быть выполнено. Нецелесообразно предъявлять требования слишком часто, а приказную форму их выражения лучше заменять по возможности другими формами. Например, требование в форме вопроса («Ты сделал дома то, что я тебе говорил в прошлый раз?») воспринимается учащимися как форма контроля, а не как требование учителя. Можно требование выражать в форме утверждения, убеждения в том, что учащийся, конечно, выполнил то, что ему говорили.

Опытные учителя для предупреждения конфликтов используют индивидуальные беседы с учащимися, в ходе которых выясняют их позиции и разъясняют свои.

При этом учителю нужно:

1)проявлять внимание к учащемуся, уважительное отношение, сочувствие к нему, терпимость к его слабостям, выдержку, спокойный тон;

2)строить фразы так, чтобы они вызывали нейтральную или положительную реакцию со стороны учащегося;

3)постоянно поддерживать с учащимся обратную связь, смотреть ему в глаза, следить за изменением у него позы, мимики;

4)чуть затягивать темп беседы, если учащийся взволнован или говорит изF

5)попытаться мысленно поставить себя на место учащегося и понять, какие

события привели его в это состояние;

6)дать учащемуся выговориться, не перебивать и не пытаться перекричать его;

7)уменьшить социальную дистанцию, приблизиться и наклониться к нему,коснуться его, улыбнуться;

8)подчеркнуть общность цели, интересов, показать школьнику заинтересованность в решении его проблемы;

9)подчеркнуть лучшие качества учащегося, которые помогут ему самому преодолеть конфликтную ситуацию, справиться со своим состоянием.

Однако не во всех случаях конфликт можно предупредить. Обоснованное недовольство учителя, его обида на учащихся, которую он не смог сдержать, или же нежелание учащегося понять необходимость требований учителя приводят к межличностному конфликту. Тогда у учителя возникает другая задача — погасить

возникший конфликт, не дать ему перейти в хронический конфликт и втянуться в него другим учащимся или всему классу.

Уход от конфликта как способ разрешения конфликтной ситуации — это уход от разрешения возникшего противоречия со ссылкой на недостаток времени, на неуместность, несвоевременность спора и т. д. Этот способ следует использовать, чтобы не довести разговор до конфликта. Однако такой исход — это просто откладывание разрешения конфликтной ситуации. Обвиняемая сторона избегает открытого столкновения, дает противоположной стороне «остыть», ослабить психическое напряжение, обдумать свои претензии. Подчас проявляется и надежда, что со временем все само собой утрясется (это чаще всего наблюдается у молодых учителей и учителей с большим стажем, дожидающихся ухода на пенсию). Однако при появлении нового повода конфликт вспыхивает опять.

Сглаживание конфликта — это согласие с претензиями, но «только на этот момент». «Обвиняемый» старается таким способом успокоить партнера, снять эмоциональное возбуждение. Он говорит, что его не так поняли, что нет особых причин для конфликта, что он что-то не сделал из-за неожиданно появившихся новых обстоятельств. Однако это не значит, что он принял претензии и осознал суть конфликта. Просто в данный момент он проявляет согласие, лояльность.

Сглаживание не может бесконечно спасать положение, но, используемое редко и не по одному и тому же поводу, позволяет снять в данный момент напряженность в отношениях. Однако через некоторое время маневр «обвиняемого» обнаружится и на него снова посыпятся упреки: «Обещал, но снова все то же самое…»

Поэтому такая тактика плоха тем, что может подорвать доверие партнера.

Компромисс — это принятие наиболее приемлемого для обеих сторон решения путем открытого обсуждения мнений и позиций. Компромисс исключает принуждение в одностороннем порядке к одному единственному варианту, а также откладывание разрешения конфликта. Его преимущество состоит во взаимной равности прав и обязанностей, принятых каждой стороной добровольно, и открытости

претензий друг к другу.

Конфронтация — это жесткое противостояние сторон друг другу, когда ни одна из них не принимает позицию другой. Опасность конфронтации в том, что партнеры могут перейти на личные оскорбления, когда все разумные доводы оказываются исчерпанными. Несмотря на то, что такой исход конфликтной ситуации является неблагоприятным, он позволяет партнерам увидеть сильные и слабые стороны друг друга, понять интересы сторон («значит, и в моей позиции не все гладко»).

Конфронтация заставляет думать, сомневаться, искать новые пути выхода из тупика.

Часто конфронтация возникает при переоценке себя и недооценке партнера по общению, что характерно для эгоцентристов: «Кажется, говоришь очевидные вещи, а он не понимает!» — возмущается учитель. Однако он не учитывает ряд моментов. Очевидной вещь может быть только для него, у учащегося на этот счет другая точка зрения, и высказанная учителем позиция противоречит его интересам, установкам, привычкам, обычаям.

Принуждение — это тактика прямолинейного навязывания человеку того варианта решения, который устраивает руководителя, родителя, педагога. Принуждение быстро и решительно устраняет причины недовольства, но в то же время оно является самым неблагоприятным исходом для сохранения хороших отношений.

Признание своей ошибки или неправоты. Если причиной конфликта явилось неправильное поведение или ошибочное утверждение руководителя, родителя, учителя, вызвавшее несогласие другой стороны, то разрешить конфликт можно признанием своей ошибки.

Рассмотренные исходы конфликтных ситуаций и конфликтов по-разному влияют как на настроение партнеров по общению, так и на устойчивость их отношений.

В этом смысле наиболее эффективным является предупреждение конфликтов, но и исходы «признание ошибки», «сглаживание» и «компромисс» тоже благоприятны.

Статья подготовлена с помощью книги Ильина Е. П.»Психология общения и межличностных отношений».

Источник:
Выход из конфликтной ситуации и конфликта
Выход из конфликтной ситуации и конфликта
http://www.mirrosta.ru/psichologiya-obscheniya/vichod-iz-konfliktnoy-situatsii-i-konflikta.html

Способы решения конфликтов

Решение конфликта — устранение полностью или частично причин, породивших конфликт, либо изменение целей участников конфликта.

1. Уход(или уклонениеот конфликта). Стремление человека не просто не попадать в конфликтную ситуации., отказ от обсуждения возникшей проблемы. Уход = просто откладывание конфликта, а не его разрешение. Уход позволяет обеим сторонам проанализировать ситуацию и избежать открытого столкновения. Уход имеет отрицательные стороны: накапливается недовольство друг другом. Положительные стороны: конфликтующий остывает.

Уклоняться от конфликта может та и другая стороны. Уклонение возникает, когда хотят сохранить отношения или когда предмет конфликта не существенен, не затрагивает прямых интересов одной или обеих сторон.

2. Сглаживание(ответчик) проявляется в системе извинений, обещаний, оправдания.

Сглаживание – демонстрация покорности, согласия с предъявляемой претензией. Но “сглаживатель” не вникает в суть проблемы, не пытается осознать предмет конфликта, ибо не собирается выполнять свои обещания, он апеллирует к потребности в солидарности (“не стоит сердиться, мы же так любим друг друга”, “все мы одна команда”), в результате может наступить мир и гармония в отношениях, но только на короткое время.

Сглаживание приводит к снижению эмоционального состояния – основная цель – предотвратить конфликт ==> снятие эмоционального напряжения.

Но сглаживание все равно приводит к обострению отношений, ибо при сглаживании возникает недоверие к партнеру (только обещает, а сам ведет себя по-прежнему), кроме того, сглаживание сохраняет проблему (оправдания, извинения не только не снимают проблему, но могут привести к ее обострению).

3. Компромисс – это согласие, которое достигнуто путем взаимных уступок. Способствует снятию проблемы. Каждый получает частично то, что он хотел.

Компромисс – открытое обсуждение мнений, позиций, направленное на поиск решения, наиболее приемлемого и удобного для обеих сторон. Компромисс – один из наиболее эффективных способов разрешения конфликта. Преимущество состоит в легализации претензий, в устранении возникшего противоречия (решение проблемы), в соблюдении условий достигнутого соглашения, ибо оно принималось добровольно, при активном участии обеих сторон.

4. Принуждение – используется инициатором конфликта, так как это подавление своего партнера, игнорирование его мнения. «Я сказал!» Использование власти, подчинение партнера своей воле.

Эти эффективные способы разрешения конфликта – у инициатора. У ответчика возникает униженное состояние и желание отомстить ==> напряжение все равно остается.

● при дефиците времени;

● в экстренных ситуациях;

Пример: родители – дети; авторитарный начальник – подчиненный.

Принуждение – самый неблагоприятный для сохранения дружеских отношений способ разрешения конфликта.

5. Конфронтация как способ используется обеими сторонами: каждый настаивает на своем. Никто не хочет уступить, не желает ничем поступиться ==> конфликт заходит в тупик ==> необходима 3-я сторона – посредник, который попробует примирить.

Конфронтация оправдана, когда люди не стремятся сохранить отношения, не заинтересованы друг в друге. И когда это принципиальный вопрос.

6. Сотрудничество – такой выход из конфликтной ситуации, когда каждый выигрывает, каждый получает то, что хочет. Это наиболее сложный, но и наиболее оптимальный способ разрешения конфликта.

Таким образом, способов разрешения конфликта много, каждый выбирает для себя свой в зависимости от ситуации и личностных особенностей.

Уступка -полностью принимаются все условия оппонента, невыгодные для другой стороны, т.е. интересы оппонента учтены на 100%, а собственные – на 0%.

Подавление — оппонент полностью принимает условия другой стороны, невыгодные для него, т.е. интересы оппонента учтены на 0%, а собственные – на 100%.

Уход от конфликта — в результате не выигрывает ни одна из сторон. Самый неблагоприятный вариант, т.к. не учитываются интересы ни одной из сторон, и конфликт, по сути, остаётся нерешённым.

Компромисс — принимается решение, частично удовлетворяющее интересы обеих сторон (50/50).

Сотрудничество — принятое решение полностью удовлетворяет интересы обеих сторон. Самый благоприятный вариант, интересы сторон учтены на 100% и конфликт исчерпан.

Источник:
Способы решения конфликтов
Решение конфликта — устранение полностью или частично причин, породивших конфликт, либо изменение целей участников конфликта. 1. Уход (или уклонение от конфликта). Стремление человека не просто
https://studopedia.su/12_116862_sposobi-resheniya-konfliktov.html

Уход от конфликта

Конфликт в переводе с латинского значит «столкнувшийся», если упрощать все научные понятия (а конфликтология – это целая наука, и даже есть кафедры и факультеты конфликтологии), то можно сказать, что конфликт – это острая форма разрешения противоречий, заключающаяся в противодействии. Конфликт сначала зарождается, потом возникает, затем развивается, находит пути разрешения и завершается. Только помните, что уход от конфликта – это не его разрешение.

Конфликты бывают внутриличностными (борьба внутри нас самих, это могут быть психические травмы, противоречие логики и чувств, раздирающие нас чувства и другие формы борьбы структур внутреннего мира нашего «я»). А также есть социальные конфликты, которые бывают межличностными, между личностью и группой и межгрупповые. Приводя пример в литературе могу привести примеры таким образом: Раскольников разрывается в сомнениях (внутриличностный), Раскольников убивает старушку (межличностный), читая «Войну и мир» или «Север против Юга» Жюля Верна мы видим межгрупповой конфликт (группа людей против группы людей), если мы видим противостояние одного человека всему миру (к примеру, «Идиот» Достоевского), или борьба Дон Кихота с мельницами – это уже между личностью и группой.

Если бы вы говорили с искусствоведами или с филологами, то они бы в литературе стали бы называть характерные конфликты: любовный, идейный, философский, социально-бытовой, символический, психологический, религиозный и военный. К примеру, «Евгений Онегин», «Ромео и Джульетта», «Собор Парижской Богоматери» — здесь мы видим любовный конфликт (другие там тоже есть, но мы не об этом пока). Психологический, к примеру «Дон Жуан», где герой противоречив и внутри у него идет борьба, или тот же Раскольников, но вы можете вспомнить и свои примеры. В том же Онегине можно найти примеры и социально-бытового, и идейные конфликты.

Конфликты могут идти канвой через весь сюжет или занимать какую-то одну сцену, но может быть и эффект «матрешки» или «кубика в кубе», когда из маленьких разных конфликтов в каждой сцене мы в итоге наблюдаем мучительное становление героя и борьбу с собой во внутриличностном конфликте.

Конфликт и сюжет неразлучны в литературе. Конфликт – это и инструмент, и основа худформы произведения и основа развития сюжета. Конфликт применим в любой прозе: детская, детективная, женская, биографическая, документальная. Да вспомните наконец любую детскую сказку и в ней вы тоже встретите конфликт! Противоборство, противостояние, борьба применяется при необходимости более яркого выражения не только характера персонажей и главной сюжетной линии, но и целой системы идей, нашедших отражение в произведении. Все виды и типы конфликтов не перечислить, они как эпитеты – многочисленны. Но без них не создается ни одно творение.

Повторю совет: разобрать хотя бы одно классическое произведение, и подумать затем над своими творениями и понять, чего же вам не хватало для полноценного сюжета, чтобы внести свой маленький или большой вклад в искусство.

Собственно, конфликт – это острая форма разрешения противоречий, заключающаяся в противодействии. Он сначала зарождается, потом возникает, затем развивается, находит пути разрешения и завершается. Только помните, что уход от конфликта – это не его разрешение.

— внутриличностными (борьба внутри нас самих, это могут быть психические травмы, противоречие логики и чувств, раздирающие нас чувства и другие формы борьбы структур внутреннего мира нашего «я»);

— социальные конфликты бывают межличностными (ты и я), между личностью и группой (я и мы) и межгрупповые (мы против вас).

В литературе чаще всего используются множество видов конфликтов: героя раздирают противоречия (внутриличностный), он ссорится с девушкой (межличностный), после чего обрывает связи с семьей и друзьями (между личностью и группой), чтобы затем уйти в армию и попасть на войну (межгрупповые).

Также существует литературные виды конфликтов:

Источник:
Уход от конфликта
Конфликт в переводе с латинского значит «столкнувшийся», если упрощать все научные понятия (а конфликтология – это целая наука, и даже есть кафедры и факультеты
http://555words.ru/conflict/

(Visited 3 times, 1 visits today)

CATEGORIES