Цивилизованный гуманистический и культурный образ жизни это

ISSN 2618–7159 ИФ РИНЦ 0, 442

Цивилизованный гуманистический и культурный образ жизни это

В начале третьего тысячелетия возросло значение культуры и гуманизма в связи активизацией международного терроризма, национальными и религиозными конфликтими. Условия информационного общества так же усилили значение образования и одной из его краеугольных целей формирования «гуманистической культуры». Для выработки методологии педагогического процесса необходимо рассмотрель различные семантики понятий «культура», «гуманизм», «гуманистическая культура» и описать содержательные дискурсы в различных научных дисциплинах: философии, праве, педагогике.

Знания философии о понятиях «культура», «гуманизм» и «гуманистическая культура» используются в статье для последовательного перехода от одного понятия к другому и развертывания представление от частных определений к методологии современного образования. Междисциплинарный дискурс данного исследования характеризует идеологический смысл понятий, связанных с мировоззрением, социальным и нравственным смыслами. Синергетический подход научных представлений позволяет установить взаимодействие идей о культуре и гуманизме, взаимообмен информацией в различных отраслях знаний, но вместе с тем приводит к вариативности и множественности дефиниций. В этой связи представляется весьма актуальной проблема выработки более точных определений этих базовых понятий, лежащих в основе современных исследований.

Культура – явление всеобщее, но воспринимается и воспроизводится каждым человеком индивидуально, обуславливая его становление как личности. Культура передается последующим поколениям через освоение накопленного опыта и необходима организация системы обучения и воспитания, основанная на научно обоснованном подходе, отражающем цели, задачи, формы и методы формирования личности.

Культура – специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей между собой, к природе и к самим себе. «В понятии «культура» фиксируется как общее отличие человеческой жизнедеятельности от биологических форм жизни, так и качественное своеобразие исторически конкретных форм этой жизнедеятельности на различных этапах общественного развития, в рамках определенных эпох, этнических и национальных обществ» [8, с. 292]. Культура характеризует также особенности поведения, сознания и деятельности людей в конкретных сферах общественной жизни. В культуре может фиксироваться способ жизнедеятельности отдельного индивида, социальной группы или всего общества в целом.

Принимая во внимание выводы культурологических теорий, целесообразно говорить о культуре как о системе исторически развивающихся надбиологических программ человеческой деятельности, поведения и общения, выступающих условием воспроизводства и изменения социальной жизни во всех ее основных проявлениях. Программы деятельности, поведения и общения, составляющие корпус культуры, представлены многообразием различных форм: знаний, навыков, норм и идеалов, образцов деятельности и поведения, идей и гипотез, верований, социальных целей и ценностных ориентации и т. д. В своей совокупности и динамике они образуют исторически накапливаемый социальный опыт. Культура хранит, транслирует (передает от поколения к поколению) и генерирует программы деятельности, поведения и общения людей.

Современный подход к культуре «…исключает иерархию культур, хотя нельзя игнорировать, что особенно в России распространено представление о культуре как совокупности высших достижений, эталонов и образцов, это некий предел, которого нужно достичь. Нет ни хорошей, ни плохой культуры, ни высокой, ни низкой, есть культура, обладающая определенными признаками или свойствами, она всегда самобытна и не зависит от внешней оценки» [Долинина И.Г. С. 28].

В целом исследователи сходятся во мнении о том, что культура есть ценностное отражение действительности. Она делает возможным сохранение и передачу ценностей от поколения к поколению, от общества к личности.

С понятием «культура» тесно связано понятие «гуманизм», как одно из ее главных завоеваний. Не случайно еще в работах древнеримского политика и философа Цицерона гуманизм определен как высшее культурное и нравственное развитие человеческих способностей.

Из обзора истории формирования понятия «гуманизм» и анализа основных точек зрения на его развитие следует вывод, что современный гуманизм не связан с какой-то одной интеллектуальной традицией, а питается различными гуманистически ориентированными философскими, художественными, научными, правовыми и другими традициями культуры.

Рассмотрение семантик понятий «культура» и «гуманизм» в их отношении и взаимной обусловленности позволило высветить базовые структуры гуманистической культуры. Вместе с тем категория «гуманистическая культура» не является продуктом механической компиляции дефиниций «культура» и «гуманизм». Категории «культура» и «гуманизм», с помощью которых конституируется человеческий опыт, будь то в науке, или в жизненном мире, являются не статически априорными, а исторически изменчивыми.

Гуманистическая культура проявляется прежде всего в сознании, в уровне гуманистической образованности и информированности, в убеждениях, а также в деятельности, мотивах поведения, направленности поступков, в мере устойчивости и гибкости ориентации. Таким образом, мы рассматриваем гуманистическую культуру личности как синтетическую, интегральную личностную характеристику. Чем выше уровень развития гуманистической культуры личности, чем более осознанно и глубоко усвоены ею принципы общечеловеческой морали, тем более активно, творчески относится она к выполнению своих гражданских прав и обязанностей, что, в свою очередь, способствует прогрессу общества.

Педагогика является именно тем дискурсивным полем, где происходит слияние интеллектуального и социального, где теоретическое взаимодействие переходит в определенный тип образовательной практики. В педагогической науке реализованы попытки методологического осмысления и выработки методов процесса формирования гуманистической культуры. Исследования по этой проблеме имеют немаловажное значение, однако носят фрагментарный характер.

Слюняева И.Ф. разработала определение, позволяющее организовать целенаправленное педагогическое воздействие. «Гуманистическая культура является важнейшим показателем духовности и отношения человека к жизни. Она предполагает уважение личности как высшей ценности, отношение к другим людям как к самому себе, наличие высоких черт сострадания и милосердия. Она выступает показателем того, насколько глубоко и прочно воплощены в чувствах, мыслях и во всей социальной жизни общечеловеческие духовные ценности и нравственные принципы. Следовательно, гуманистическая культура человека – это не только ф потребность личности, но и величайшая ценность общества [7].

Формирование гуманистической культуры личности рассматривается нами как целенаправленный процесс нравственного воспитания и обучения, как часть общей культуры индивида, характеризующаяся освоенным опытом, развитым гуманистическим сознанием, поведением. При этом гуманистическая культура предстает как моделируемое свойство человека, качественная, сущностная характеристика его духовной культуры в целом.

Понятие гуманистической культуры, как многомерное научное мировоззрение, включающее общечеловеческие нравственные принципы, уважение к правам человека, свободе совести, демократическому, правовому, социальному государству, находится в наши дни в стадии разработки, как и само обозначаемой им явление – в стадии становления и развития.

Источник:
ISSN 2618–7159 ИФ РИНЦ 0, 442
Цивилизованный гуманистический и культурный образ жизни это В начале третьего тысячелетия возросло значение культуры и гуманизма в связи активизацией международного терроризма, национальными и
http://expeducation.ru/ru/article/view?id=8389

Гуманизм и гуманистическая направленность европейской культуры

Гуманизм и гуманистическая направленность европейской культуры

Понятие гуманизм (от лат. Нитапиз — человеческий, человечный) употребляется в узком и широком смысле. В узком смысле гуманизм — это, как уже отмечалось, идеология эпохи Возрождения, светское свободомыслие того времени. Основанный в середине XIV века прогрессивными мыслителями Италии, гуманизм быстро распространяется по всей Европе и становится главным течением в тогдашнем духовной жизни.

Гуманизм опирался на идею антропоцентризма, рассматривая человека как главный предмет и цель науки. Он провозглашает человека высшей ценностью, утверждает ее способность к познанию и творческой деятельности. Итак, в широком толковании — гуманизм — это прогрессивное направление в общественном мнении, признаком которого является защита достоинства человека, его свободы и права на всестороннее, гармоничное развитие.

В противоположность религиозно-аскетическом мировосприятию Средневековья с характерным для него утверждением о греховности жизни, гуманисты провозглашают право человека на удовлетворение обычных земных потребностей, на свободу, на справедливое общество. Наслаждение жизнью рассматривается как побудительная сила, заставляющая человека быть действенной, активной. Восприятие человека как части природы возродило интерес к философско-этической концепции Эпикура, а епикуризм как стиль повседневной жизни поддерживается многими современниками эпохи Возрождения.

В разной форме и с разными оттенками эти идеи развивали первые европейские гуманисты, в частности Франческо Петрарка (1304-1374 гг.), Который заложил основы нового мировоззрения, создал новую систему культурных ценностей, вершиной которой является человек. В настоящее время Ф. Петрарка больше известный как большой поэт, хотя он также является автором многочисленных трактатов, в которых впервые сформулированы идеи и принципы гуманизма. Один из них — примирение христианства с античностью.

Гуманистическое мировоззрение, обоснованное Франческо Петрарка, начало гуманистическое движение, связан с деятельностью выдающихся представителей художественной культуры Европы. В этом движении участвовали и обогатили содержание понятия «гуманизм» художники, представляющих различные виды искусства и художественно-эстетические национальные основы культуры. Однако всех их объединяла вера в человека, в его творческие возможности, ее способность понять свою внутреннюю сложность и внешнее совершенство. Этими чертами обозначена творчество итальянца Джованни Боккаччо (1313-1375 гг.), Француза Франсуа Рабле (1494-1553 гг.), Немца Альбрехта Дюрера (1471-1528 гг.), Англичанина Уильяма Шекспира (1564-1616 гг.), Испанца Мигеля Сервантеса (1547-1616 гг.).

Параллельно со становлением гуманизма в рамках художественной культуры Европы он трансформировался и в сферу философскую, социально-политическую. К сожалению, в истории европейской культуры эти два своеобразные движения не пересеклись. Поэтому и в условиях конца XX века история и теория гуманизма остаются объектом теоретического интереса гуманитарных наук.

Важную роль в становлении гуманизма сыграл Леонардо Бруии (1374-1444 гг.) — Основатель «гражданского» направления в итальянском гуманизме, который собственные политические и этические концепции разрабатывал, опираясь на теоретическое наследие Платона, Цицерона, на принципы гражданской этики Аристотеля, по его политические теории. Что же касается собственной позиции Л. Бруни, то он отстаивал республиканский строй, боролся против тирании, осуждал религиозный фанатизм.

Следует подчеркнуть еще один важный аспект деятельности Бруни, который сыграл принципиальную роль в дальнейшем развитии европейской культуры, а именно — переводческая деятельность. Л. Бруни перевел латыни «Никомахову этику» и «Политику» Аристотеля, диалоги «Федот», «Федр», «Горгия» Платона, книги Плутарха, речи Демосфена. Он также впервые прокомментировал теоретические взгляды Теофраста, отдельные богословские концепции.

Свой трактат «О достоверный перевод» он был вынужден написать в связи с острой полемикой, которая велась вокруг «Никомахову этики» (1417) Аристотеля. Отвечая своим оппонентам, Бруни писал, что его долг — «только перевести с одного языка на другой» то, что писал автор, а не вводить в текст то, что автор «должен был говорить».

Поражает широта интересов Л. Бруни. В его активе — исследование «История Флоренции» (т. 1-12, 1439), «Жизнь Данте», «Жизнь Петрарки», а «Введение в науку о морали» будет восприниматься современниками как «наука жизни» — новая светская этика , опирающаяся на идею права человека на земное счастье.

Вряд ли можно в конце XX века объективно оценить процесс становления гуманистического мировосприятия вне творческим наследием Лоренцо Вами (1407- 1457рр.). Теолог, философ, филолог «Валла первым в свое время применил методы филологической критики Библии, что открыло пути для исторического подхода к ней». Кроме того, работы Валли оцениваются специалистами как основа «источниковедческого анализа», «исторической критики», с помощью которых была доказана подложность «Константинова дара» — грамоты, свидетельствующую права пап на светскую власть. Согласно «Константиновым даром», в IV веке римский император Константин I передал папе Сильвестру И верховную власть над западной частью Римской империи, в том числе и над Италией.

Широта теоретических интересов Лоренцо Валли обусловила появление таких разноплановых работ, как «О наслаждении», «О свободе воли», «Защита философских тезисов», «Противоядие против Фацио», «Перекування диалектики» и др.

В 1431 — 1433 годах Валла преподавал риторику в Павийсь-либо университете и именно в этот период он начал разрабатывать филологический метод анализа, считая слово «мощным орудием помощи наукам найти их истинную ценность», и постепенно формируются его анти-схоластические убеждения. Будучи сторонником Эпикура, Лоренцо Валла резко критикует схоластику Аристотеля. Ведь в эпоху Возрождения, благодаря трудам Фомы Аквинского, наследие Аристотеля трактовалась именно как образец схоластического мышления.

Достаточно драматичным был Неаполитанский период жизни и творчества Валли. Работа «Сопоставление Нового Завета» (1442), которая касалась проблем канонического права, ортодоксальных проблем теологии, вызвала протесты деятелей церкви и против теоретика был начат инквизиционный процесс. Валле обвинили в ереси и в нетрадиционной интерпретации аристотелевской диалектики. Только вмешательство Альфонса — короля Неаполя — спасло Лоренцо Валла. После избрания на римский престол нового папы Николая V, который считался знатоком античной культуры и сторонником итальянских гуманистов, Валла смог работать в Риме, продолжая теоретические исследования и много внимания уделяя переводам и комментариям к классическим работ.

Теоретическое наследие Лоренцо Валли высоко оценивалась в последующие периоды, в частности Эразмом Ротгердамським и Готфридом Вильгельмом Лейбницем.

Прогрессивные традиции первых итальянских гуманистов Франческо Петрарки, Леонардо Бруни, Поджо Браччолини, Джаноццо Манетти, Леона Батиста Альберти нашли свое плодотворное продолжение в других странах Европы. Наследственность гуманистического мировоззрения ярко проявляется в деятельности Эразма Роттердамского (1469 -1536 гг.) — Выдающегося голландского мыслителя. В христианской Европе его знали прежде всего как богослова, переводчика Нового Завета. Однако среди образованных кругов он был популярным как писатель-сатирик, автор иронических книг «Похвала глупости» (1509) и «Жалоба мира» (1518).

Рассматривая становление гуманизма, его роль в европейской культуре, следует особое внимание уделить постепенному формированию идей утопического социализма, которые играют ведущую роль в мировоззренческой культуре европейцев. Возникновение утопического социализма связано с именем Томаса Мора (1478-1535 гг.) — Выдающегося английского писателя и политического деятеля. Гуманистическое мировоззрение нашел свое воплощение в его основном труде «О наилучшем устройстве государства и новом острове Утопия» *

Герой «Утопии» Гитлодей провозглашает равенство одним из краеугольных камней идеального государства. Мнение Гитлодея есть, по сути, мнением Т. Мора, который дал развернутую критику государственного строя, построенного на частной собственности. В противоположность такому строению государства, выдающийся гуманист отстаивает идею общественной собственности, общественного производства. Своеобразным почву ом, на котором строится идеальное государство Утопия, является

* Утопия — несуществующее место.

семья. Утопийцы живут в условиях полного равенства, они преодолели расхождение между городом и деревней, умственным и физическим трудом. Человек в государстве Утопия работает только 6:00 а все свободное время занята научной и художественной деятельностью. Т. Мор придавал большое значение всестороннему развитию человека, сочетанию теоретической образования с практической деятельностью. Высокой оценки Т. Мор удостаивает добропорядочных людей, которые должны занимать привилегированное положение.

X. Вивес был автором более 50 работ, поддерживал тесные связи с Томасом Мором, пытался совместить испанский, английский и французский гуманистические тенденции. Круг теоретических проблем, которые интересовали X. Вивеса, довольно широк. Критикуя средневековую схоластику, он пытался создать философскую концепцию, в которой сочетались бы религиозный и человеческий аспекты.

Разрабатывая вопросы специфики познавательной деятельности человека, X. Вивес отмечает смысле опыта, логической аргументации, доказательств для получения объективного знания. Именно человеческое знание испанский гуманист противопоставляет как ортодоксальной религии, так и магии, астрологии как убежден

Развитие утопического социализма продлится до середины XIX века, обогатив европейскую культуру опытом заинтересованного, неравнодушного отношения теоретиков к практическому совершенствованию общественных структур. Важное место среди них занимает творчество выдающегося итальянского ученого Томмазо Кампанеллы (1568-1639 гг.). Находясь в тюрьме за попытку поднять восстание с целью освобождения Италии от испанского господства, Т. Кампанелла пишет книгу «Город Солнца» (1602) в развивая концепцию об идеальном коммунистическое общество.

Дальнейшее развитие утопических идей связан прежде всего с деятельностью французских философов Франсуа Буасселя (1728-1807 гг.), Клода-Анри Сен-Симона (1760-1825 гг.), Шарля Фурье (1772-1837 гг.) И англичанина Роберта Оуэна (1771-1858 гг.). Острая критика капитализма, активная теоретическая деятельность этих выдающихся гуманистов обращены в будущее, и, к сожалению, лишены реальных, действующих связей с конкретно-политической ситуацией, скажем, в тогдашней Франции.

В истории французского утопического социализма особое место принадлежит Франсуа Буассель, который открывает плеяду французских гуманистов, которые принимали активное участие в политической жизни своей страны, пытались воплотить в повседневное существование людей чувство достоинства, высокой нравственности.

Восприняв идеи Руссо, Морелли и других выдающихся просветителей Франции, Ф. Буассель разработал пути формирования нового общества, построенного на моральной совершенства человека. Морально несовершенный человек, по мнению Буасселя, не может построить совершенное общество, французский гуманист был убежден, что «золотой век» человечества еще впереди и прийти к нему можно через трудовое воспитание, прогрессивные налоги, организацию общественных мастерских, активную трудовую деятельность всех здоровых, трудоспособных членов общества.

Шарль Фурье — автор работ «Теория четырех движений и общих судеб» (1808г.), «Теория всемирного единства» (1822.)
«» Новый хозяйственный социетарний мир «(1829 г..) — Разделял историю общества на пять периодов : едемизм (земной рай), дикость, патриархат, варварство и цивилизация. Теоретически,
считал Ш. Фурье, человечество уже достигло уровня цивилизации, то есть эпохи гармонии, счастья. Но на практике жизнь людей не улучшилось, а, наоборот, стало беднее и драматичным. Причины этого Ш. Фурье видел именно в природе капитализма, в разделении общества на богатых и бедных, в использовании труда бедняков.

Изучение капиталистического общества привело ш. Фурье к открытию противоречий в самих основах этого общества. Он развивает мысли о необходимости введения такого социального порядка, при котором противоречивость, алогичность развития цивилизации будет снята. Справедливость общества обусловлена, по мнению Фурье, законом, которым должен руководствоваться человечество.

Согласно закону надо создавать трудовые ассоциации — фаланги. Имея до 1500 членов, фаланги подразделяются на серии и группы. Во главе фаланг стоят ареопаг — специальные советы, которые направляют жизни и деятельности людей. Каждый член серии или группы имеет полную «свободу удовольствие страстей», борется за лучшее исполнение порученной коллективом дела. «Трудовые армии» усовершенствуют планету, ее растительный и животный мир. Ш. Фурье мечтал о «планету Земля» с единым языком, общей территорией, общечеловеческой культурой.

Английский социалист-утопист Роберт Оуэн пытался объединить в своей деятельности теоретические и практические аспекты. Как теоретик Р. Оуэн резко критиковал «безрассудство» буржуазного общества, выступал за отмену частной собственности, выдвигал и обосновывал идею «разумного общества» — социализма. Важнейшими признаками нового общества должны быть совместное владение средствами производства, равенство прав и коллективный труд.

Проявлением гуманистической направленности европейской культуры можно считать общую тенденцию развития философии, этики, эстетики, искусствоведения, которые стимулировали потребность в обмене приобретенным опытом, знанием, чувствами, активизировали практически-духовную деятельность человека. Гуманизм неотделим от способности сопереживать, необходимости утверждать в человеческом обществе коллективизм, взаимопомощь, духовную общность.

Чрезвычайно важным для европейской культуры было
XVII века — начало классической философии Нового времени.
Этот период связан с эпохой ранних буржуазных революций, начатых Нидерландской революции 1566-1609 годов. ее реальный результат — независимость Нидерландов от Испании и высвобождение промышленного производства, торговли с пуг старого феодального строя.

Положительную роль в исторической судьбе Англии играет буржуазная революция 1688-1689 годов, благодаря которой эта страна превращается в страну классического капитализма. Североевропейские государства — Нидерланды, Англия, частично Франция — благодаря активным социально-политическим процессам динамизируют развитие мануфактурного производства, торговли, науки, техники, искусства. Эти страны значительно опережают Италию и Испанию, которые переживают духовную и культурную кризис.

Культура XVII века приобретала гуманистической ориентации прежде всего благодаря ярко выраженной антифеодальной направленности. Философия Нового времени, рассматривая себя как наследницу эпохи Возрождения, противопоставляет идеи Бога идею разума, ориентируется на науку, на познавательные возможности человека: XVI-XVII века можно считать периодом становления науки в современном смысле этого слова. Формирование новой науки сопровождалось существенными изменениями мировоззренческих принципов, которые производит именно философия. В этом контексте особое значение в европейской культуре приобретают фигуры англичанина Фрэнсиса Бэкона (1561- 1626 ГГ.) И голландца Бенедикта Спинозы (1632-1677рр.), Которые направили общефилософский (Бэкон) и морально-этический (Спиноза) движение европейской культуры XVII века.

Жизненный и творческий путь Ф. Бэкона дает основания воспринимать его как политического деятеля, философа, писателя, а его труды — «Новый Орґанон», «О достоинстве и приумножении наук», «Новая Атлантида» — выдающимся достоянием в духовом становлении Европы. Научная концепция Ф. Бэкона почву уеться на убеждении, что знание — сила. Этот общеизвестный афоризм философа отражает его увлечение наукой, веру в действенность научного познания. Ф. Бэкон критикует предыдущую науку, философию за созерцательный характер и формирует новый взгляд на назначение научного познания — помогать человеку овладевать окружающий мир и решать проблемы, возникающие перед обществом и каждым конкретным человеком.

Тему связи теоретического и практического аспектов научного познания раскрывает мнение Ф. Бэкона о существовании «плодоносящих» и «светоносных» опытов. Первые имеют практически-полезное назначение, а вторые — раскрывают фундаментальные законы природы, обеспечивают научный и технический прогресс. Ф. Бэкон понимает, что концепция новой науки может реализоваться только благодаря новому методу, который бы в корне отличался от старого, схоластического, построенного на ложных основаниях. Преобразование и обновление науки будет осуществляться, по мнению философа, благодаря новой логике, противоположной, прежде всего, логике Аристотеля.

Новая логика, считает Ф. Бэкон, вряд ли сразу понятной и принятой. Она может натолкнуться на многие препятствия — «призраков» человеческого разума (предрассудки, ложные представления, субъективные суждения, несовершенные вкусы и т.д.). Ф. Бэкон формулирует четыре вида «призраков»: «призраки Рода», «призраки Пещеры», «призраки рынка, или Площади», «призраки театра».

Как справедливо отмечают исследователи, учение Ф. Бэкона о «призрака» человеческого ума не потеряло своего значения и по сегодняшний день, ведь основной тезис английского гуманиста — это призыв к изучению природы, исходя из нее самой. «Освобождая ум исследователей от ложного влияния всевозможных авторитетов, философских и религиозных предпосылок, антиципаций, он отмечает, что источником истинного знания является сама природа, а формой непосредственной связи с ней — чувственный опыт» 1.

Гуманизм достигает определенной вершины своего развития в условиях философии XVIII века прежде всего в концепциях просветителей, провозглашают идеи свободы, равенства, братства, защищают право человека на утверждение и расцвет ее «естественной» сущности. Последовательно гуманистическая тенденция в философии этого периода изложена в трудах «Об уме» (17.58 р.), «О человеке, его умственные способности и ее воспитания» (1773), которые принадлежат выдающемуся французскому материалисту Клоду-Адриану Гельвеция (1715- 1771рр .).

XVIII века продемонстрировало как достижения, так и недостатки гуманистического мировоззрения. Ведь даже в лучших своих образцах гуманизм не смог преодолеть противоречия между лозунгами человекотворческий характера и реальным воплощением прав человека в жизни общества. Противоречивыми остались идеи свободы человека в условиях жесткой социальной структуры, соотношение индивидуальных интересов и требований определенного коллектива, свобода нравственного выбора и проблема долга.

В XIX веке в рамках философии марксизма формируется «социалистический гуманизм», что становится идеологией пролетариата — класса, который имеет целью уничтожение частной собственности, эксплуатации человека человеком, утверждение подлинно гуманистических ценностей — равенства, братства, взаимопомощи между людьми. В условиях кризиса мировой социалистической системы в 90-х годах XX века рассмотрение социалистического гуманизма предполагает прежде всего отделения, так сказать, «чистой» теории от практики ее реализации в той или иной модели («советской», «китайской» или «кубинской») .

Социалистический гуманизм как теория XIX века формировался в то время, когда развитие капитализма, с одной стороны, требовал освобождения от феодальных оков, проявления человеческой активности, инициативности, творческих задатков человека,

1. Гусев В. И. История западноевропейской философии XV-XVII вв. С. 95-96.

а с другой — вызвал поляризацию «частного» и «общественного» жизни человека, обострял ее конфликт с обществом.

Противоречия капиталистического строя оказались в экономических кризисах, обнищании трудового народа, в классовой борьбе. Поэтому закономерно, что проблемы человека и гуманизма оказались в центре внимания основоположников марксизма. Теория социалистического гуманизма формировалась в условиях, когда в европейской философии происходил активный процесс теоретического осмысления проблемы человека, который завершился в 30-е — 40-е годы XIX века обращением С. К. Кьеркегора, Л. Фейербаха и других мыслителей к «конкретного «существование человека и формирование антропологического принципа в философии.

Марксизм критически переосмыслил гуманистические теории прошлого, унаследовав их лучшие достижения. В «Экономико-философских рукописях 1844 года года», а также в трудах «Святое семейство» и «Немецкая идеология» К. Маркс и Ф. Энгельс формулируют общие положения деятельностного материализма, обосновывая практику как одну из фундаментальных категорий нового диалектического материализма, разрабатывают основы реального гуманизма, концепцию самореализации и социализации человека, ликвидации отчуждения, персонализации отношений между людьми.

Марксистская концепция человека исходила из признания единства человека и природы, опиралась на признание человека как природного существа. Человек — не порождение какой сверхъестественной силы, а часть предметного, материального мира. Однако не следует упрощать идею связи человека и природы, ведь человек в марксистской концепции — высший этап развития природы, это существо особого рода. Такой подход открыл возможность анализа человека в контексте не только ее природных, но и общественных связей, интерпретации человека как носителя биологической формы движения материи и социальной. Человек — одновременно «продукт» окружающей среды и ее создатель.

Гуманизм сыграл выдающуюся роль в развитии европейской культуры, оставаясь в то же время окончательно не осмысленной, не «выстроенной» в определенную мировоззренческую целостность философской идеей. Историческая пестрота гуманизма, отсутствие «пластического моста» между социально-политическим и художественно-эстетическим аспектам, некоторая разобщенность исследования гуманистической традиции различными науками — философией, историей, этикой, эстетикой, искусствоведением — оставили гуманизм, так сказать, «открытой» проблемой.

Новый интерес к нему связан со второй половиной XX века. Гуманизм как философия, идеология, специфическое мироотношения продолжает быть объектом теоретического интереса уже в новых, нетрадиционных для исторического опыта, аспектах, а именно, в гуманистических измерениях культуры, гуманистических ценностях и проблемах идентичности общества, гуманизме и истине, гуманистическом потенциале научного познания и т.д. .

Источник:
Гуманизм и гуманистическая направленность европейской культуры
Гуманизм и гуманистическая направленность европейской культуры Понятие гуманизм (от лат. Нитапиз — человеческий, человечный) употребляется в узком и широком смысле. В узком смысле гуманизм — это,
http://studbooks.net/4297/kulturologiya/gumanizm_gumanisticheskaya_napravlennost_evropeyskoy_kultury

Научная электронная библиотека Монографии, изданные в издательстве Российской Академии Естествознания

Гареева З. К., Билалова Л. М., Иванова О. М., Черникова Т. А.,

5. Физическая культура как условие качества жизни индивида

В параграфе рассматривается физическая культура как фактор здоровья в условиях современной постиндустриальной цивилизации, а также понятия «стиль жизни», «уклад жизни», «уровень жизни», «качество жизни», в контексте «здорового образа жизни». Подробно рассмотрена эстетическая сторона телесной организации человека. Качество здоровья человека в значительной степени предопределяет уровень социального благополучия общества и гуманистическую эффективность государственной политики.

Физическую культуру в данном случае мы рассматриваем в качестве составного элемента образа жизни как многомерного фактора здоровья человека, живущего в условиях современной, постиндустриальной, информационной цивилизации.

В социально-философском аспекте важно подчеркнуть, что предпосылкой возникновения физической культуры является труд, взаимодействие человека с природой, добывание пищи охотой, скотоводством, земледелием, требовавшим не только физического и психического здоровья, но и ловкости, знаний о телесной организации человека и роли физических упражнений и, как следствие, относительное отделение специальных упражнений от целенаправленного труда по производству средств к жизни [15].

Спорт в рамках физической культуры возникает на заре цивилизации из универсального свойства человека – состязательности, вечного стремления занять первенство в конкуренции с соперниками. В современных условиях физическая культура и спорт в историческом сознании и образе жизни народов являются общепризнанным социальным институтом. Что касается специфики спорта в условиях современной цивилизации, то для части населения он выступает в качестве оздоровляющего фактора в форме досуга, отдыха, развлечения, для небольшой социальной группы он является профессией, повседневной работой в форме профессионального спорта.

Социальная философия проблемы физической культуры и спорта изучает в общеметодологическом плане. В связи с этим есть необходимость определить исходный принцип их исследования. Известно, что в методологии науки вплоть до конца ХХ века монопольно господствовал формационный принцип изучения истории. Исследования образа жизни как многомерного фактора здоровья человека в методологическом плане обычно опирались на способ производства как ядра общественно-экономической формации, признанной определяющим все основные проявления жизнедеятельности общества, включая образ жизни.

В конце ХХ века социальная философия в содружестве с другими социально-гуманитарными науками в дополнение к формационному принципу изучения социальных процессов обосновали цивилизационный принцип. Понятие «цивилизация» богаче понятия «общественно-экономическая формация», включает формацию как конкретно-исторический этап в развитии цивилизации. Возникает новая парадигма культуры, в соответствии с которой физическую культуру и спорт мы рассматриваем в контексте цивилизации. В условиях современной цивилизации они становятся многофункциональными, востребованными во многих сферах жизни общества, в том числе в сфере образа жизни человека.

Современную цивилизацию, наступившую в истории после земледельческой и промышленной, не случайно называют информационной. Изобретение и освоение телевидения, компьютера, сотовых телефонов и других средств коммуникации открыли перед человечеством невиданные ранее возможности для приема, хранения, переработки, использования информации. Созданные информационно-коммуникационные технологии активно внедряются в сферу повседневной человеческой жизнедеятельности, в том числе в область физической культуры и спорта. Прежде всего, они облегчают работу по ориентированию молодежи и масс населения на занятия физической культурой и спортом как исторически признанной в обществе ценностью в структуре здорового образа жизни.

«Основы здорового образа жизни. Физическая культура в обеспечении здоровья» – так назвал одну из глав своей работы профессор Ю.И. Евсеев [17]. Н.В. Решетников и Ю.Л. Кислицын в своей совместной работе «Физическая культура» понятие здоровье связывают с резервами человеческого организма и образом жизни [20].

Культура телесного бытия человека сложна, многообразна и многомерна. Л.И. Лубышева, с учетом многообразия социально и культурно сформированных параметров бытия человека в рамках физической культуры выделяет культуру движений, культуру телосложения и культуру физического здоровья. Вместе с тем в функции физической культуры указанный автор включает воспитание, образование человека, подготовку молодежи к труду, защите отечества. Кроме того, подчеркивает, что занятия физической культурой имеют экономическое значение, они способствуют сохранению и укреплению здоровья людей, снижению уровня заболеваемости трудящихся, повышению их производительности труда [18].

Следует согласиться с Л.И. Лубышевой в той части, что физическая культура действительно способствует укреплению и поддержанию здоровья. Добавим, что состояние здоровья обусловливает качество жизни индивида в психофизиологическом аспекте, в аспекте удовлетворения витальных потребностей, а также обеспечивает социально-статусное развитие. Безусловно, выигрывает и социально-производственная сфера в случае, если члены общества меньше болеют и могут эффективно трудиться, увеличивая валовый общественный продукт.

В условиях современной цивилизации огромные возможности открываются для пропаганды физической культуры и спорта в целях укрепления связей с зарубежными странами. Использование компьютерной и телевизионной техники дает импульс для перехода от технических способов связей между народами к живой связи. Благодаря телевидению массы населения становятся непосредственными свидетелями жизнедеятельности народов других стран, их отношения к различным социальным ценностям, включая физическую культуру и спорт. Просмотр международных спортивных соревнований миллионами телезрителей подготавливает сознание масс к сотрудничеству наций и народов в сфере физической культуры и спорта, а затем и в общекультурной, научно-технической, экономической сферах.

Физическая культура и спорт в образе жизни людей существуют и служат укреплению здоровья десятки тысяч лет. В общественно-историческом сознании они давно приняты как явление общей культуры людей и признаны социальным институтом. И в современных условиях они не теряют своего значения как ценности культуры. Вместе с тем уровень цивилизации, наряду с мощной прогрессивной интенсификацией общественных отношений, одновременно приносит человеку новые трудности. Прежде всего, растут темпы жизни, благодаря современному транспорту сокращается социальное пространство, спрессовывается социальное время, оно протекает быстрее. Люди спешат, чтобы не упустить время. Усиливается психическое и интеллектуальное напряжение. Физическая культура способна уменьшать это напряжение.

Между тем физической культурой и спортом как средством укрепления здоровья в настоящее время в России занимается «всего 8–10 % населения» [18]. В связи с этим особого внимания нуждаются дети, молодежь, среди которых растет число отнесенных к специальным медицинским группам. Современная медицина создала вполне эффективную систему лечебной физкультуры, экспериментально обоснованные научные концепции реабилитации заболеваний, помощи инвалидам и т.д. [16]. Однако ее достижения слабо подкрепляются материально-технической базой и финансовыми источниками. Современная сфера физической культуры и спорта как социальный институт не могут функционировать в качестве фактора здоровья людей без соответствующей материально-технической базы и кадров специальной подготовки для физического воспитания молодежи, специального оздоровительного обслуживания взрослого населения, пенсионеров.

Современная цивилизация, таким образом, ставит перед обществом, перед совокупностью государств, перед каждой личностью всевозрастающие требования к физической, психической, интеллектуальной, образовательной подготовке. Физическая культура и спорт должны стать неотъемлемой частью образа жизни каждого гражданина, всех детей, всех юношей и девушек.

Социальную философию интересует и аксиологическая сторона физической культуры, т.е. отношение к ней как к ценности. Первая ценностная сторона ее – это, конечно же, оздоровительная, сохраняющая и укрепляющая здоровье человека, его жизнь. Только хорошее здоровье дает полноту жизни. Человек знает, что он смертен, но не согласен умереть сегодня: пусть ему дадут еще хоть немного времени закончить свои дела на этом свете. Это – самая неоднозначная и сложная проблема как для биологических, медицинских, так и для социально-гуманитарных наук. А для социальной философии проблема ценности здоровья и жизни человека – одна из главных.

Начиная с эпохи Ренессанса, человеческая жизнь признана абсолютной ценностью. Знаменитый немецкий философ Иммануил Кант (1724–1804) на первое место в жизни ставил «долг человека заботиться о сохранении своей жизни и здоровья». Другой немецкий философ Артур Шопенгауэр (1788–1860) писал, что «девять десятых счастья нашей жизни основаны на здоровье…» [7, с. 423–425, 178].

Ценностью является сама деятельность человека. Как субстанция социального, сознательная деятельность, и физическая, и умственная, направлена на преобразование окружающей действительности для удовлетворения жизненных потребностей человека, среди которых потребность в телодвижениях. Без них жизнь невозможна. Именно у физической культуры есть этот потенциал.

Занятия физической культурой способствуют закреплению полезных для здоровья телодвижений, развитию иммунитета, повышению устойчивости против стрессов, сопротивляемости организма вредным воздействиям окружающей среды, а, следовательно, оздоровлению человека.

Понимание ценности физической культуры изменяет в обществе отношение к этой сфере жизни. Физическая культура приобретает новое значение, она должна стать способом сохранения физической активности, укрепления здоровья и сохранения качества жизни. Жизнь сегодня признают главной ценностью общества.

К ценностным характеристикам здоровья человека относится также эстетическая сторона телесной организации человека. Эстетика – традиционный раздел философии, изучающий законы предметно-чувственного восприятия человеком форм окружающих его явлений, процессов при помощи таких категорий, как прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное, трагическое и комическое. Другими словами, эстетика содержание и сущность вещей видит через их формы. Физическая культура и спорт в эстетическом плане способны облагораживать тело человека и его телодвижения путем научно обоснованных упражнений, правильного питания, здорового образа жизни.

Приведенные философские рефлексии, размышления о человеческой красоте в аспекте физической культуры и спорта как факторов здоровья и красоты резюмируют, что физическая культура и спорт способны формировать красоту человека как ценности, если каждый индивид в своем образе жизни гармонически сочетает занятия физкультурой и спортом с медицинской, гигиенической, художественной и интеллектуальной культурой. Эстетический аспект физической культуры и спорта – еще одна сторона глубинной биосоциальной природы человеческой личности, качественный показатель благополучия индивида.

Вопросы и задания к параграфу

1. Почему физическую культуру следует рассматривать в качестве условия социального благополучия человека?

2. Докажите, что основой физической культуры является труд.

3. В чем отличие физической культуры и спорта?

4. Каковы аксиологические характеристики физической культуры и спорта?

Источник:
Научная электронная библиотека Монографии, изданные в издательстве Российской Академии Естествознания
Гареева З. К., Билалова Л. М., Иванова О. М., Черникова Т. А., 5. Физическая культура как условие качества жизни индивида В параграфе рассматривается физическая культура как фактор
http://monographies.ru/en/book/section?id=10904

Научный журнал Успехи современного естествознания ISSN 1681-7494 Перечень ВАК ИФ РИНЦ 0, 653

Цивилизованный гуманистический и культурный образ жизни это

Основным методологическим принципом образования в современной России, так же, как и государства, является формирование гуманизма обучающихся как необходимого и краеугольного феномена современной культуры человечества, закрепленного в Конституции РФ», и Законе «Об образовании». «Гуманизм предлагает обществу программу самоорганизации на основе принципов свободы и справедливости, законности и социального согласия, терпимости к индивидуальным различиям в мышлении и образе жизни людей. Он учит диалогу и компромиссам, гражданскому миру и консолидации» [3].

Законодательство Российской Федерации, ситуация значительного социального риска, связанного с терроризмом, неразработанность принципа гуманизма в педагогической науке и практике побуждают обратиться к изучению теоретических основ и разработке методики формирования гуманизма и даже к его модификации – гражданскому гуманизму.

Определяющее значение для конструирования образовательного пространства имеет понимание того, что недостаточно знаний о гуманизме, необходимо формирование гуманистической культуры обучающихся.

Формирование гуманистической культуры студента рассматривается нами как целенаправленный процесс нравственного воспитания и обучения, как часть общей культуры индивида, характеризующаяся освоенным опытом, развитым ценностным гуманистическим сознанием, поведением. При этом гуманистическая культура предстает как моделируемое свойство личности студента, качественная, сущностная характеристика его духовной культуры в целом.

На наш взгляд, в число важнейших методологических принципов формирования гуманистической культуры входят:

1. Формирование системы общечеловеческих и гражданских ценностей.

2. Воспитание национальной и религиозной толерантности.

3. Воспитание уважения к закону и правам меньшинства.

4. Развитие критического мышления с выходом в проектный режим.

5. Развитие способности делать осмысленный и ответственный выбор.

6. Преодоление догматизма.

7. Гармонизация влияния СМИ как средства навязывания догм.

Остановимся лишь на некоторых компонентах выработанной системы.

Ценности называют общечеловеческими потому, что в разных культурах ценности аналогичны по своему смыслу. «Общечеловеческими ценностями признаются такие ценности, которые принимаются и развиваются всеми людьми в условиях любых общественно-исторических изменений цивилизационного развития человечества» (П.И. Пидкасистый). Ценности важны для уяснения специфики гражданской политической культуры, которая заключается в единстве индивидуальных, общественных и государственных ценностей и ценностных ориентаций. Индивидуальные ценности мы понимаем как своеобразные производные от общечеловеческих и гражданских. Речь не идет о соподчинении ценностей разного порядка, а о их объединении.

Описаны гражданские ценности: внутренняя свобода и ответственность, соблюдение прав и свободы личности, защита прав и свобод других лиц, уважение человеческого достоинства, толерантное отношение друг к другу, гармоничное проявление патриотических чувств, культура межнационального общения, ответственность за судьбы своего отечества и мирового сообщества в целом, способность к компромиссам, терпимость, уважение к каждой личности, мирное разрешение конфликтов, права человека и механизмы их отстаивания, соблюдение прав меньшинств.

Следующим закономерным звеном считаем способность осуществлять выбор. Способность делать осознанный выбор понимается нами как выбор, который, с одной стороны, соответствует индивидуальным способностям и потребностям, а с другой – личным возможностям и уровню практической подготовки к гражданскому участию.

Выбор – это внутренняя деятельность по выработке оснований и смысловых (ценностных) критериев для сопоставления альтернатив и выявления личных приоритетов.

В основе выбора:

1. Понимание взаимосвязи общественных событий и процессов и экстраполяция будущих последствий.

2. Антиципация возможных вариантов будущего.

3. Отказ от альтернатив, выявление приоритета. Преодоление внутренних противоречий в сознании и отношении самоопределяющегося человека.

Структура смыслового (ценностного) выбора:

– Понимание ситуации как ситуации выбора.

– Выявление критерия для сравнения.

– На основе сформированной системы гражданских и общечеловеческих ценностей определение основного приоритета.

Со свободой выбора соотносилась и ответственность, описывающая способность личности обучающегося анализировать ситуацию, заранее прогнозировать последствия своих действий или бездействий в данной ситуации и делать выбор своих поступков с готовностью принять последствия выбора как неизбежные свершившиеся факты. Проблема выбора состоит в том, что решения индивид всегда принимает самостоятельно, испытывая влияние различных мнений, обстоятельств, факторов.

Мы рассматриваем оценку результатов образования с позиции формирования гуманистической культуры студентов в когнитивном, эмоционально-ценностном и деятельностном компонентах.

Когнитивный компонент предполагает развитие цели от запоминания и воспроизведения изученного материала до способности решения проблем индивидуального и социального уровня, в ходе которого предполагается переосмысление полученных знаний, их взаимодействие с ранее изученными идеями, методами и создание новых.

Эмоционально-ценностный компонент определяет цель формирования личного отношения к явлениям окружающего мира, начиная от восприятия до усвоения ценностных ориентаций и их проявлений. К нему относятся формирование интересов и склонностей, отношение, осознание.

Деятельностный компонент предполагает обучение студентов поведению, основанному на принципах гуманности и взаимодействия на межличностном и социальном уровнях, выстраивание конструктивных отношений.

Критериями развития гуманистической культуры студентов являются:

а) самоактуализация потенциалов личности студента;

б) способность к межсубъектному взаимодействию;

в) готовность выстраивать гуманистический уровень отношений.

Экспозиция проблем, ценностей, методов, форм современного гуманизма и его влияние на многие социальные процессы позволяет оперировать понятиями «гражданский гуманизм» и, соответственно, «культура гражданского гуманизма». Термины определяют цели образования с позиции не только профессиональной квалификации, но и мировоззрения, системы ценностей, способов, методов и психологии мышления, различных видов социализации и как образ жизни.

Дальнейшая перспектива и углубление рассматриваемой проблемы может быть связана с исследованием путей и средств интеграции педагогической среды, разработкой федеральных стандартов, обеспечивающих формирование гуманистической культуры граждан, выработкой рационального компонента информационного содержания образования, совершенствованием механизмов управления образования и воспитания обучающихся.

Источник:
Научный журнал Успехи современного естествознания ISSN 1681-7494 Перечень ВАК ИФ РИНЦ 0, 653
Цивилизованный гуманистический и культурный образ жизни это Основным методологическим принципом образования в современной России, так же, как и государства, является формирование гуманизма
http://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=35493

Совет 1: Культура и цивилизация: философия их взаимоотношений

Совет 1: Культура и цивилизация: философия их взаимоотношений

  • Культура и цивилизация: философия их взаимоотношений
  • Методы и принципы культурологических исследований
  • Что такое духовная сфера общества

Рассматривая соотношение культуры и цивилизации, необходимо представлять себе, какой смысл вкладывается в эти понятия. Этот смысл варьировался от эпохи к эпохи, и даже в настоящее время данные термины могут употребляться в разных значениях.

Слово «цивилизация» происходит от латинского «civilis» – «государственный», «городской». Таким образом, понятие цивилизации изначально ассоциируется с городами и сосредоточенной в них государственностью – внешним фактором, диктующим человеку правила жизни.

В философии 18-19 вв. цивилизация понимается как состояние общества, следующее за стадиями дикости и варварства. Другое понимание цивилизации – определенная ступень развития общества, в этом смысле говорят о цивилизации античной, индустриальной или постиндустриальной. Нередко под цивилизацией понимается крупная межэтническая общность, возникшая на основе единой системы ценностей и обладающая неповторимым чертами.

Слово «культура» восходит к латинскому «colero» – возделывать. Подразумевается возделывание земли, освоение ее человеком, в широком смысле – человеческим обществом. Позднее это было переосмыслено как «возделывание» души, придание ей подлинно человеческих качеств.

Впервые термин «культура» употребил немецкий историк С.Пуфендорф, характеризуя этим словом воспитанного в обществе «человека искусственного», в противоположность необразованному «человеку естественному». В этом смысле понятие культуры сближается с понятием цивилизации: нечто противоположное варварству и дикости.

Впервые понятия культуры и цивилизации противопоставил И.Кант. Он называет цивилизацией внешнюю, техническую сторону жизни общества, а культурой – его духовную жизнь. Такое понимание культуры и цивилизации сохраняется и в настоящее время. Интересное его переосмысление предлагает О.Шпенглер в своей книге «Закат Европы»: цивилизация – это упадок культуры, предсмертная стадия ее развития, когда господствует политика, техника и спорт, а духовное начало отходит на второй план.

Цивилизация как внешняя, материальная сторона жизни общества и культура как ее внутренняя, духовная сущность находятся в неразрывной связи и взаимодействии.

Культура – это духовные возможности общества на определенной исторической стадии, а цивилизация – условия для их реализации. Культура определяет цели бытия – как общественного, так и личностного, а цивилизация обеспечивает реальное воплощение этих идеальных планов путем вовлечения огромных масс людей в их реализацию. Сущность культуры – гуманистическое начало, сущность цивилизации – прагматизм.

Таким образом, понятие цивилизации ассоциируется в первую очередь с материальной стороной человеческого бытия, а понятие культуры – с духовной.

Источник:
Совет 1: Культура и цивилизация: философия их взаимоотношений
👍 Культура и цивилизация – достаточно близкие понятия. Иногда эти термины даже употребляются в качестве синонимов.
http://www.kakprosto.ru/kak-893065-kultura-i-civilizaciya-filosofiya-ih-vzaimootnosheniy-

Цивилизованный гуманистический и культурный образ жизни это

Цивилизованный гуманистический и культурный образ жизни это

Энциклопедия «Ключ к Будущему»

Динамическая (т.е. непрерывно эволюционирующая) цивилизация, стремящаяся к идеалам гуманизма, возникшая после преодоления межконтинентального барьера роста европейской цивилизацией.

Основной целью гуманистической цивилизации является движение человечества к идеалу свободы. Основным средством этого движения является технический прогресс.

В своей непрерывной эволюции гуманистическая цивилизация к настоящему времени прошла следующие этапы:

На арену истории начали выходить новые социальные силы и для обслуживания их интересов возникла новая религия — протестантская, накладывавшая меньшие ограничения на свободу личности, чем католическая (в ее средневековом, нереформированном варианте).

Начали рушится средневековые ограничения на промышленность и торговлю, реализованные посредством цехов и гильдий, в особенности ограничения на конкурентную борьбу. Стали складываться основы экономического строя, получившего впоследствии название капитализм. Появилась зажиточная и образованная читающая публика, требовавшая все больше и больше материалов для чтения. Эта потребность привела к изобретению книгопечатания, сыгравшего решающую роль в быстром распространении новых идей на последующих этапах развития гуманистической цивилизации .

На этом раннем этапе развития гуманистической цивилизации в орбиту гуманистических идей была вовлечена все еще относительно небольшая часть населения (преимущественно интеллектуалы), но то интеллектуальное раскрепощение, которое нес в себе гуманизм, позволило ученым сбросить с себя оковы средневековой схоластики и сформулировать основные принципы научного метода познания, который впоследствии позволил сделать технический прогресс самоподдерживающимся процессом, и тем самым превратил гуманистическую цивилизацию в динамическую цивилизацию непрерывного развития.

Просвещение (Век Разума) — Второй этап развития гуманистической цивилизации. Применение научного метода познания привело к лавинообразному росту научных знаний, и к началу 18-го века возник первый (механистический) вариант научного мировоззрения, т.е. целостной и всеохватывающей картины мира, основанной на экспериментально подтвержденных фактах, мира, подчиняющегося строгим законам природы и абсолютно не зависящего от воли бога, который сделался своего рода «излишней гипотезой». Благодаря книгопечатанию, достигшему к этому периоду высокой степени развития, позволявшей легко и огромными тиражами печатать памфлеты и листовки, новые идеи широко распространились в массах. Авторитет церкви, являвшейся главным регулятором и ограничителем свободы в обществе оказался подорван.

Одновременно с этим продолжалась экспансия европейской цивилизации за пределы межконтинентального барьера роста, принося ей все новые и новые ресурсы и богатства. Шел рост благосостояния населения, причем не только верхушки, но и так называемого третьего сословия. С ростом благосостояния третье сословие стало образованней, восприняло гуманистические идеалы, начало осознавать свою несвободу от стоявшей над ним знати, и несправедливость этой несвободы, оправдываемой церковью.

Промышленная Революция. Третий этап развития гуманистической цивилизации. На начальных этапах развития гуманистической цивилизации большинство технических изобретений делалось ремесленниками в ответ на возрастающие потребности публики. К середине 18-го века, благодаря научному методу познания наука накопила огромное количество результатов, применимых на практике. В частности, научные знания были использованы для усовершенствования паровой машины. Это изобретение позволило перевести западную цивилизацию на новую энергетическую основу — вдобавок к энергии солнца, ежегодно запасаемой в пище для людей и кормах для лошадей, в производство была «впрыснута» солнечная энергия, запасавшаяся на протяжении миллионов лет в виде угля и других ископаемых горючих. Новая энергетика была немедленно востребована капитализмом и возник индустриальный способ производства.

Изобретение это было сделано в Англии, возможно потому, что эта северная страна нуждалась в новой энергетике больше своих южных соседей, и именно Англия стала центром из которого индустриализация стала постепенно распространяться на остальной мир (см. статью «Смещение географического центра мировой цивилизации»).

Одним из следствий массового индустриального производства стал рост производительности труда не только в промышленности, но и в сельском хозяйстве, начавшем применять изготовленные промышленным способом сельскохозяйственные машины. Все меньшее количество крестьян могли прокормить все большее количество городских жителей. В индустриализованных странах началась урбанизация, т.е. массовый исход крестьян из деревни в город, пролетариат (рабочий класс) становился самым большим (в процентном отношении) слоем населения.

В отличие от предыдущих этапов развития гуманистической цивилизации в сферу гуманистической цивилизации оказались теперь вовлечены не только интеллектуалы и зажиточные буржуа, но и огромный рабочий класс, который стал примерять гуманистический идеал свободы уже не только к общественным институтам, доставшимся по наследству от средневековья (церкви, монархии), но и к порождению самой гуманистической цивилизации — к капитализму. Вскрылось глубокое противоречие буржуазной трактовки гуманистических идеалов свободы и равного права всех людей на свободу — объективные законы развития капитализма приводили к тому, что свобода единиц (капиталистов) покупалась ценой несвободы масс наемных рабочих. Возникло коммунистическое движение, поставившее своей целью освобождение рабочих посредством переустройства социальных основ общества.

Первый кризис гуманистической цивилизации на рубеже 19-20 веков.

До конца 19 века гуманистическая цивилизация, родившаяся в результате преодоления межконтинентального барьера роста, продолжала свою экспансию по поверхности планеты, не встречая географических препятствий, непреодолимых при существовавшем уровне техники. Эта экспансия позволяла вовлекать в хозяйственный оборот все новые и новые ресурсы, обеспечивая достаточно средств для непрерывного роста и развития, дерзких технических и социальных экспериментов. Атмосфера роста и развития не оставляла невостребованными таланты и предприимчивость отдельных личностей, успехи технического прогресса поддерживали веру в светлое будущее человечества.

Но к концу 19 века человечество вовлекло в хозяйственный оборот ресурсы всех континентов Земли, и таким образом вышло к новому, межпланетному барьеру роста, в то время технически непреодолимому. Процесс отвоевывания новых ресурсов у природы сменился борьбой за передел уже освоенных ресурсов планеты, причем эта борьба шла как на уровне национальных государств (войны за колонии и «жизненное пространство»), так и на уровне корпораций — в экономике резко усилился процесс монополизации (т.е. более крупные корпорации, вместо того, чтобы осваивать новые ресурсы, стали преимущественно отнимать существующие у более мелких фирм).

К 30-м годам двадцатого века процесс монополизации привел западную ветвь гуманистической цивилизации к глубочайшему экономическому кризису (т.н.»Великая Депрессия»). Остановился экономический рост, остановился технический прогресс, в некоторых странах (Германия, Италия) идеалы свободы оказались забыты и возникли тоталитарные фашистские режимы. Казалось, что гуманистическая цивилизация гибнет, что начался возврат к средневековью.

Раскол гуманистической цивилизации на западную и восточную ветви как средство преодоления первого кризиса гуманистической цивилизации.

Возникновение советской цивилизации положило начало расколу гуманистической цивилизации на западную и восточную ветви. В 30-е годы 20-го века советская цивилизация была еще весьма слаба в материальном плане, и могла способствовать выходу западной ветви из кризиса Великой Депрессии лишь самим фактом своего существования, что впрочем, уже не мало — сам факт существования на Земле государства, провозгласившего себя «государством рабочих», заставлял западных капиталистов интенсивнее искать способы повышения уровня жизни своих трудящихся, чтобы они не последовали советскому примеру. Так были заложены основы «государства всеобщего благосостояния» на Западе («Welfare State»), создавшего у населения платежеспособный спрос, способствовавший выходу из экономического кризиса.

Будущее гуманистической цивилизации

Сегодня гуманистическая цивилизация находится в том же положении что и в 30-годы 20-го века — она по прежнему заперта на своей маленькой планете. В каком-то смысле ситуация стала еще острее — Земля сегодня гораздо более перенаселенное место, соответственно выросло производство, а значит и экологические проблемы.

Тогда, в 30-е, человечество чуть не вернулось в тоталитарное второе средневековье. Ситуация жизни в замкнутом пространстве с очень ограниченными ресурсами подсказывает тоталитарные решения. Добавьте к этому проблему авторских прав, которая будет становиться все острее по мере стирания грани между вещами и содержащейся в них информацией — при сохранении нынешней тенденции рассматривать информацию как товар, для неукоснительного проведения в жизнь законов об интеллектуальной собственности неизбежно потребуется создание тоталитарного полицейского государства (см. статью «Информационный капитализм»).

Но все-таки сегодняшняя ситуация отличается от ситуации 30-х годов не только в худшую сторону. Научно техническая революция оставила нам в наследство огромный мир технологий попросту не существовавших в 30-е годы 20-го века, и технологии эти дают надежду на то, что если у нас хватит разума не прекращать их дальнейшего развития, межпланетный барьер роста будет в конце концов преодолен.

Ключом к сохранению мировой гуманистической цивилизации как цивилизации постоянного технического прогресса, за счет этого прогресса постоянно повышающей уровень свободы своих граждан, сегодня в первую очередь представляются нанотехнологии. Именно на пути применения нанотехнологий в ракетной технике (новые материалы, новые технологии изготовления) возможно удастся найти способ сделать промышленное освоение космоса экномически эффективным. Возможно даже, что благодаря применению нанотехнологий изменится сама концепция освоения космоса, что сделает возможным широкое промышленное использование космических ресурсов без применения больших количеств мощных ракет (см. например, статью «Космическая инфраструктура сети «Нанотех»»)

Нанотехнологии (при условии преодоления межпланетного барьера роста) также дают надежду на то, что информационный капитализм не является единственным возможным решением проблемы авторских прав, на то, что существую решения более соответствующие свободолюбивому духу гуманистической цивилизации. (см. статью «Технокоммунизм»)

Гуманистическая цивилизация родилась в результате преодоления межконтинентального барьера роста. Сегодня она вышла к следующему барьеру роста, и она либо преодолеет его, либо погибнет, ибо суть гуманистической цивилизации в стремлении к свободе, а свобода не мыслима в условиях дележа ограниченных ресурсов.

Источник:
Цивилизованный гуманистический и культурный образ жизни это
Цивилизованный гуманистический и культурный образ жизни это Энциклопедия «Ключ к Будущему» Динамическая (т.е. непрерывно эволюционирующая) цивилизация, стремящаяся к идеалам
http://technocosm.narod.ru/k2f/Humanist_civilization.htm

(Visited 1 times, 1 visits today)

Популярные записи:

Благодарность любимому в прозе Благодарность любимому в прозе Когда мы рядом, мне хочется уткнуться носом в твое крепкое плечо… (24)Письмо любимой девушке своими словами Признания в любви своими словами любимой девушке С тобою каждый миг волшебный и чудесный, ты… (23)Очистить мысли от негатива Техника очищения сознания от негативных эмоций 21 день, Прикосновение к реальности Техника очищения сознания от… (7)Если мужчина скорпион хочет расстаться Как Вернуть Мужчину СкорпионаМужчина скорпион относится к самым темпераментным и загадочным знакам зодиака. Любить он… (3)Длительные отношения 10 секретов долгих и безупречных отношений1. Занимайтесь любимым делом вместе! Это может звучать как клише,… (3)

COMMENTS