Ценность здоровья и здорового образа жизни

Здоровье — принцип жизни

Здоровье — принцип жизни. Здоровый образ жизни как ценность современного человека

Каждый человек хочет жить интересной и полноценной жизнью: найти свое место в социуме, реализоваться в профессии, так или иначе участвовать в общественной, семейно-бытовой и досуговой формах жизнедеятельности. Но без крепкого здоровья, ясного ума и позитивного отношения к миру успехов в жизни достичь непросто. Поэтому важнейшей предпосылкой для развития разных сторон жизнедеятельности человека и достижения им активного долголетия является здоровый образ жизни.

Эксперты ВОЗ в 80-х годах XX века определили ориентировочное соотношение различных факторов обеспечения здоровья современного человека, выделив в качестве основных четыре производные. Впоследствии эти выводы были принципиально подтверждены и применительно к нашей стране следующим образом (в скобках данные ВОЗ):

  • генетические факторы — 15-20% (20%)
  • состояние окружающей среды — 20 — 25% (20%)
  • медицинское обеспечение — 10-15% (7 — 8%,)
  • условия и образ жизни людей — 50 — 55% (53 — 52%).

По оценкам специалистов, здоровье людей в большей степени зависит именно от образа жизни и лишь в последнюю очередь — от здравоохранения. Как говорил известный русский писатель Л.H. Толстой: «Смешны требования людей курящих, пьющих, объедающихся, не работающих и превращающих ночь в день, о том, чтобы доктор сделал их здоровыми (…)». У действительно культурного человека должна быть сформирована культура здоровья, ведь осознанное отношение к своему физическому и душевному самочувствию – это признак человека, ответственного за спокойствие своих близких, будущее его детей, и страны.

Нельзя сохранить здоровье по частям. Здоровье – это результат слаженной работы всех систем организма и личности. Поэтому основные принципы ведения здорового образа жизни должны стать частью мировоззрения каждого человека.

1.Качество и режим питания имеют основополагающее значение для здоровья. Из еды организм получает практически все необходимые ему питательные вещества, которые он использует для жизнедеятельности. Питание должно быть разнообразным, дробным и равномерным (3-4 раза в сутки, последний прием пищи – не позднее 3 часов до сна) соответствовать энергозатратам человека и подразумевать употребление только полезных и свежих продуктов. Не менее важно следить и за качеством питьевой воды. Обилие овощей, фруктов и орехов. Ученые утверждают, что эти продукты должны составлять минимум две трети рациона – другого способа получать естественным путем достаточно витаминов, и микро- и макроэлементов просто нет.

2. Физическая нагрузка является одним из важнейших средств укрепления здоровья. Даже небольшая каждодневная 10-минутная гимнастика приносит огромную пользу. Гимнастика, атлетика, подвижные игры очень полезны для сердечно-сосудистой системы, лёгких, укрепления опорно-двигательного аппарата. В моменты физической активации усиливается циркуляция лейкоцитов и антител, способных распознавать и уничтожать вирусы и бактерии.

3. Оптимальный труд и достаточный отдых также влияют на наше здоровье. Активная деятельность, не только физическая, но и умственная, хорошо действуют на нервную систему, укрепляет сердце, сосуды и организм в целом. Работа – неотъемлемая и важнейшая часть нашей жизни. Она не должна угнетать человека, поэтому нужно постараться найти подходящую для себя работу, которая будет радовать и реализовывать заложенные в человеке качества и способности.

Достаточный сон необходим для нормальной деятельности нервной системы. Регулярное недосыпание ведёт к снижению работоспособности и сильной утомляемости. Спать лучше в хорошо проветриваемой комнате, а также желательно ложиться спать в одно и тоже время.

4. Очень важно постоянно закаливать организм, то есть тренировать его для более стойкого переноса температурного воздействия. Это не только водные процедуры, но и обтирание, занятие спортом на свежем воздухе. Человек, который занимается закаливанием, реже болеет простудными и другими заболеваниями, имеет более сильный иммунитет. Благоприятное воздействие на организм оказывают банные и массажные процедуры.

5. Прогулка на свежем воздухе. Ходьба пешком на природе, в парке позитивно сказывается на состоянии человека, как в физическом, так и в психологическом плане. Свежий воздух в сочетании с физической нагрузкой — отличное средство для повышения тонуса кровеносных сосудов.

6. На физиологическое состояние человека большое влияние оказывает его психоэмоциональное состояние. Стресс в нашей жизни неизбежен, человек переживает его почти каждый день. Стрессовый гормон кортизол, активизирующийся в моменты сильных нервных переживаний, нарушает функции эндокринной системы. При этом меняется производство интерферона, важного для качественной работы иммунитета.

Важно то, как на стресс реагировать. Можно прийти к нервному срыву, а можно мобилизоваться и адаптироваться к изменяющимся условиям. В этом помогут простые методы: позитивное мышление, глубокое дыхание, умение расслабиться, не принимать происходящее близко к сердцу, общение с близкими и понимающими людьми.

7. Мировоззрение здорового человека исключает вредные привычки. Курение и злоупотребление алкоголем приносят огромнейший вред не только людям, страдающим этими привычками-заболеваниями, но и окружающим и всему обществу в целом.

Важно понимать, что здоровый образ жизни – это не таблетка, мгновенно устраняющая все недуги. Это принцип жизни, особое мировоззрение и каждодневная приятная работа над собой, которая в итоге обязательно увенчается успехом.

Пресс — центр БУ «Мегионская городская больница №1»

Источник:
Здоровье — принцип жизни
Департамент здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа — Югры (Депздрав Югры) является исполнительным органом государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, осуществляющим функции по реализации единой государственной политики и нормативному правовому регулированию, управлению государственным имуществом, оказанию государственных услуг в сфере охраны здоровья граждан, включая организацию медицинской помощи, профилактики заболеваний, медицинской реабилитации, лекарственного обеспечения и санитарно-гигиенического образования населения.
http://www.dzhmao.ru/info/articles/zdorove-printsip-zhizni-zdorovyy-obraz-zhizni-kak-tsennost-sovremennogo-cheloveka/

Здоровье и здоровый образ жизни как ценности культуры личности

Здоровье и здоровый образ жизни как ценности культуры личности.

Проблема сохранения здоровья человека становится не столько медицинской проблемой, сколько философской. С позиций культурологического образования важным является осмысление сущности феномена культуры здоровья, которое обеспечит отношение к здоровью как ценности и выступит условием самореализации личности, ее социальной адаптации, освоения способов укрепления здоровья (Т.С.Грядкина, В.И.Реброва и др.). Не случайно в педагогической литературе появляются исследования, посвященные проблеме культуры здоровья.

В исследовании Т.Н.Тарановой определяется понятие «культура здоровья», освоение которого связано с формированием в сознании ребенка понимания здоровья и болезни не только как медицинской помощи человеку, но и работу его над собой, выработку индивидуального здоровья, здорового образа жизни. Освоение ценности здоровья помогает ребенку осознать такие сакральные и трансцедентные ценности как жизнь и смерть, которые трансформируются в диаде «здоровье – болезнь». Природа, человек, его жизнь выступают как высшие ценности, потому что они неповторимы (из-за смерти). В нашем исследовании мы, формируем образ здорового человека, не касаясь понятия «болезнь», что связано с развитием опыта поддержания активности, здоровья, двигательной деятельности разнообразными средства, сложившимися в культурно-историческом опыте развития народов.

Концепция здоровья, в основе которой лежит подход динамического равновесия организма, взаимодействия его функций и факторов окружающей среды – суть обмена веществ, рассматривает данное понятие как «такое состояние организма человека, когда функции всех его органов и систем уравновешены с внешней средой и отсутствуют какие-либо болезненные изменения. В понятие здоровья вкладываются не только качественные, но и количественные признаки, поскольку существует понятие о степени здоровья». «Соответствие процессов внутреннего и внешнего обмена есть мера здоровья. Чрезмерное нарушение взаимоотношения внутреннего и внешнего обмена будет означать патологию, болезнь» (33.С.13).

В работе А.Г. Щедриной определена система критериев оценки состояния здоровья. Она рассматривает здоровье как целостное, многомерное и динамическое состояние (включая негативные и позитивные стороны), развивающееся в процессе реализации генетического потенциала в условиях социальной и экологической среды и позволяющее человеку в различной степени осуществлять свои биологические и социальные функции. А.Г.Щедрина определяет пять основных критериев здоровья: уровень и гармоничность физического развития; функциональное состояние организма (наличие резервных возможностей основных физиологических систем); уровень имунной защиты и неспецифической резистентности; наличие того или иного заболевания, либо анатомического дефекта; уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок.

В русле культурологической концепции здоровье рассматривается как ценность личности, выбор личной жизненной стратегии, направленной на самосохранение, самопознание, самосовершенствование, устремление к ососзнанию и выполнению своих эволюционных задач (В.И.Бондин, Г.А.Вишнева, Р.И.Гималетдинова, В.Е.Давидович, А.Я.Иванюшкин, В.П.Петленко, В.Ф.Сержантов, А.И. Субетто, Г.И.Царегородцев, А.Е.Чекалов и др. ).

Следует отметить концепцию космической детерминации здоровья, в которой определяется важность нахождения оптимальных механизмов балансировки целостной биосоциальной системы “человек” в современном мире и обществе. Сущностными характеристиками целостности личности становятся оптимальные саморегулирующие отношения человека и мира. Эпицентром единой экосистемы становится человек и проблема сохранения здоровья скрыта в его отношении к Земле, природе, людям, вообще, и к себе, в частности. У человека развито собственно человеческая способность глубинного отражения своих контактов с миром. Микрокосмос человека формируется, отражая макрокосмические феномены, что совершенствует саму систему оптимимзации и балансировки взаимодействия (А.Л.Чижевский ).

С философских позиций здоровье есть результат сочетания выполняемой человеком видовой программы и оптимальных условий внешней среды. Это значит, что здоровье определяется состоянием всех его уровней — не только физического, но и психического, ментального, социального и др. (В.И.Бондин, Р.И.Гималетдинова, А.Я.Иванюшкин, Л.П.Чисталев и др.). В работе А.Я.Иванюшкина здоровье рассматривается с позиций ценностного подхода на трех уровнях: соматическом, социальном, личностном. На соматическом — как совершенство саморегуляции в организме, гармония физиологических процессов, максимальная адаптация к окружающей среде. На социальном — как мера трудоспособности, социальной активности, деятельное отношение человека к миру. Личностный уровень предполагает выбор стратегии жизни человека, степень господства индивида над обстоятельствами жизни.

Здоровье не может трактоваться лишь как нормальное функционирование организма, так как любой организм несет в себе информацию, которая раскодируется человеком с помощью различных знаков и символов культуры. По мнению Р. Шваллер де Любич «символ является средством выражения —формой записи «жизненной философии». Поэтому состояние здоровья не только переживаемо, считает Р.И. Гималетдинова, но и осознаваемо индивидом и несет в себе глубокий смысл. Человек воспринимает здоровье не просто как хорошее самочувствие, а как поощрение или даже благословие жизнью или Богом, чем-то высшим. В противовес этому — болезнь есть состояние разобщенности, утраты гармонии, нарушение естественных процессов, несущее с собой не только страдания физические, но и экзестенциальные, воспринимающиеся как наказание, как отвержение или со стороны Бытия или же Бога.

Эволюция научных взглядов на человека подтвердила мысль о том, что окружающий мир и человек составляют единое целое — отсюда вытекает тот факт, что здоровый человек творит здоровую окружающую среду, которая благотворно влияет на его здоровье . Осознание человеком этой зависимости гармонизирует внутренний и внешний мир. Здоровый человек ощущает себя в окружающем мире как свободная личность, потому что он способен подчинять свою волю, свои поступки, свою деятельность основным целевым установкам, определяющим человека как разумное существо. Здоровая личность осознает ценность своей жизни, здоровья, значимость своих действий в построении индивидуальной жизненной траектории.

Анализ отечественных и зарубежных исследований, посвященных проблемам здоровья, показывает, что здоровье можно осмыслять только как комплексное понятие. Гипертрофия одного из подходов приводит к одностороннему пониманию феномена здоровья. Системность и целостность в определении этого понятия задается принципом культуросообразности, который предполагает рассмотрение здоровья как явления культурной реальности, органической частью, которой являются природная и социальная реальности. При таком понимании здоровья, при его определении в культурном контексте в содержание понятия включаются и медицинские, и психологические, и социальные, и философские критерии. Только во взаимодействии различных подходов рождается полнота представления о сложном, многокомпонентном феномене здоровья.

На современном этапе развития науки в теории здорового образа жизни сложилось два взаимосвязанных подхода. Один из них — «сферный», или объективный подход, характеризующий данное понятие с позиции анализа условий жизнедеятельности: труда, семьи, быта, образования, культуры, социальной и экономической ситуации, уровня и качества жизни. Другой — «субъективный», изнутри рассматривающий как люди организуют свою жизнь (Д.А.Изуткин, Г.А.Кураев, Ю.П.Лисицын, А.В.Сахно, С.К.Сергеев, А.Д.Степанов, Ю.В.Шлёнов и др.).

В работе Ю.П.Лисицына образ жизни определен как исторически обусловленный тип, вид жизнедеятельности или определенный способ жизнедеятельности людей, но не вообще деятельности, активности, а совокупности существенных черт деятельности людей. Поскольку деятельность, активность людей во всех сферах — трудовых, социальных, политических, духовных, нравственных, а также в биологических потребностях и так далее, то образ жизни, то есть существенные черты этой деятельности трудно уложить в какие-то рамки, сгруппировать, классифицировать.

В.И. Жолдак характеризует образ жизни как «совокупность индивидуальных ориентиров и реальных видов и форм деятельности людей для освоения и преобразования действительности, способов их жизнедеятельности в конкретных исторических условиях: комплексное единение производственной, материально-хозяйственной, экономической и политической сфер жизни и деятельности социальных объектов.

Здоровый образ жизни, по мнению многих авторов, зависит от уровня валеологической культуры личности (В.И.Бондин, Э.Н.Вайнер, Г.А.Кураев, С.К.Сергеев, Ю.В.Шлёнов, О.С.Шнейдер и др.). Сторонники «сферного» или объективного подхода, определяют здоровый образ жизни, прежде всего, как деятельность, направленную на укрепление и сохранение здоровья людей. В основном в это понятие включают типичные формы и способы жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма, обеспечивая тем самым успешное выполнение своих социальных и профилактических функций независимо от политической, экологической и социально-психологической ситуации (И.Байер, Л.Шейнберг).

Каждый человек в различные периоды жизни оказывается перед проблемой поиска своего предназначения, то есть «смысла жизни». Определение ценностей, выбор той или иной модели поведения, то есть образа жизни. Сознание, которое сложилось в процессе жизнедеятельности человека, отражает сложившееся мировоззрение и определяет отношение к себе, социуму и окружающему миру. Потребительская модель образа жизни порождает дисгармонию материальных и духовных потребностей, что приводит к непомерному преувеличению культа вещей, к потере духовности. При анализе категории образа жизни и здорового образа жизни, нельзя не учитывать роли Бессознательного, считают некоторые авторы (Л.П.Чисталев, Р.И.Гималетдинова).

Иерархия ценностей понимается как выстраивание в качественном порядке соподчинения составных личности, вершину которых занимает любовь — как высшее переживание, присущее человеку. Как утверждает Ю.А. Шрейдер: «моральные требования должны стоять выше узкопрактических интересов, иначе они не действительны. Но сами эти требования исполнимы лишь при одном условии. Этим условием является любовь, без которой все требования морали превращаются в формальность» (84.С.65).

Любовь является истоком таких высоких качеств как терпимость, сострадание, бескорыстие, верность, альтруизм, осознание ценности человеческой жизни, долга и ответственности перед человечеством — всего того, что А. Адлер характеризует как высокое «социальное чувство». Эволюция качеств понимается как самосовершенствование личности, рост и качественные изменения внутренних характеристик, как ценностных, так и творческих, профессиональных, гуманистических, эстетических и др.

Термин «качество жизни» в международной аббревиатуре обозначается — QOL (Quality of Life — англоязычный вариант) или LQ (Lebensgualifaf — встречается в немецкой литературе). В работе Мерана рассматривается четыре ценностных аспекта QOL: физическое QOL: мобильность, здоровье, соматический комфорт, функциональные параметры: частота сердечных сокращений, артериальное давление, жизненная ёмкость лёгких и т.д.; психологическое QOL: удовлетворенность, покой, радость и т.д.; социальное QOL: семейные, культурные, рабочие, экономические отношения; духовное QOL: смысл жизни, цели, ценности, метафизически-религиозные отношения.

Понятие «качество жизни» ассоциируется с вариантом классического понятия «Endamonia», то есть счастливая или лучшая жизнь. Осмысливая это понятие, Платон определяет его как счастье и духовное восприятие жизни. Он считает, что когда человек установит хорошее в своей жизни, порядок в душе, жилище, мире, его можно считать счастливым. Совсем иное понятие счастья мы находим в работах Аристотеля. Важнейшим условием счастья он считал удовлетворенность души при разумной жизненной практике, и это, по его мнению, и есть Endamonia.

На основании существующих подходов к осмыслению понятия «здоровье» можно определить его содержание, относительно детей дошкольного возраста. Здоровье ребёнка нами рассматривается как ценность личности, как комплексная, качественная характеристика её развития. В нашем исследовании определены следующие аспекты и показатели здоровья ребёнка:

— медицинский: норма показателей функционального состояния органов и систем человека, которые сложились как усредненные данные относительно закономерностей развития и возраста человека — низкие, средние и высокие;

— социокультурный: это личностная ценность, определяемая ребёнком как значимость здоровья для самого себя, влияющая на жизненные установки, ориентиры, мотивы деятельности, выбор ценностей и его образ жизни;

— педагогический: это личностный показатель отношения человека к себе и друг другу, который определяет уровень жизненного комфорта и благосостояния.

· преобразовательная деятельность, направленная на изменение природы, общества и самого человека;

· способы удовлетворения материальных и духовных потребностей;

· формы участия людей в общественно-политической деятельности и управлении обществом;

· познавательная деятельность на уровне теоретического и ценностно-ориентировочного знания;

· коммуникативная деятельность, включающая общение между людьми в обществе и его подсистемах;

· медико-педагогическая деятельность, направленная на физическое и духовное развитие человека.

В нашем исследовании разрабатывается образ жизни ребёнка, обеспечивающий развитие его физической культуры и сохранения здоровья. В организации жизнедеятельности дошкольник выступает в качестве субъекта разнообразных видов интегрированной деятельности, где он познаёт собственную психосоматическую целостность и способы её сохранения. Особенностью организации жизненного пространства ребёнка выступает естественность и событийность образовательного процесса, обеспечивающего поддержание ощущения психофизиологической гармонии детского организма, радости открытий собственного физического мира, его движений. Интеграция народной культуры в содержание образовательного процесса дошкольного учреждения является условием естественного и событийного ритма жизни ребёнка.

Дата добавления: 2015-06-10 ; просмотров: 2741 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник:
Здоровье и здоровый образ жизни как ценности культуры личности
Здоровье и здоровый образ жизни как ценности культуры личности. Проблема сохранения здоровья человека становится не столько медицинской проблемой, сколько философской. С позиций
http://helpiks.org/3-73807.html

Основы здорового образа жизни студента

Образ жизни — биосоциальная категория, интегрирующая представления об определенном типе жизнедеятельности человека и характеризующаяся его трудовой деятельностью, бытом, формой удовлетворения материальных и духовных потребностей, правилами индивидуального и общественного поведения. Иначе говоря, образ жизни — это «лицо» индивида, отражающее в то же время уровень общественного прогресса.

Говоря об образе жизни, следует помнить, что хотя он в значительной степени обусловлен социально-экономическими условиями, в то же время во многом зависит от мотивов деятельности конкретного человека, от особенностей его психики, состояния здоровья и функциональных возможностей организма. Этим, в частности, объясняется реальное многообразие вариантов образа жизни различных людей. Образ жизни человека включает три категории: уровень жизни, качество жизни и стиль жизни.

Уровень жизни — это в первую очередь экономическая категория, представляющая степень удовлетворения материальных, духовных и культурных потребностей человека. Под качеством жизни понимают степень комфорта в удовлетворении человеческих потребностей (преимущественно социальная категория). Стиль жизни характеризует поведенческие особенности жизни человека, т.е. определенный стандарт, под который подстраивается психология и психофизиология личности.

Если попытаться оценить роль каждой из категорий образа жизни в формировании индивидуального здоровья, то можно заметить, что первые две эквипотенциальны, т.к. носят общественный характер. Отсюда понятно, что здоровье человека будет в первую очередь зависеть от стиля жизни, который в большой степени носит персонифицированный характер и определяется историческими и национальными традициями (менталитет) и личностными наклонностями (образ).

Поведение человека направлено на удовлетворение потребностей. При более или менее одинаковом уровне потребностей, характерном для данного общества, каждая личность характеризуется своим, индивидуальным способом их удовлетворения, поэтому поведение людей разное и зависит в первую очередь от воспитания.

Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и выражает ориентированность деятельности личности в направлении формирования, сохранения и укрепления как индивидуального, так и общественного здоровья.

В основе здорового образа жизни лежат как биологические, так и социальные принципы. К биологическим относятся:

— образ жизни должен быть возрастным;

— образ жизни должен быть обеспечен энергетически;

— образ жизни должен быть укрепляющим;

— образ жизни должен быть ритмичным;

— образ жизни должен быть аскетичным.

К социальным принципам можно отнести:

— образ жизни должен быть эстетичным;

— образ жизни должен быть нравственным;

— образ жизни должен быть волевым;

— образ жизни должен быть самоограничительным.

Реализация этих принципов весьма сложна, часто носит противоречивый характер и не всегда приводит к желаемому результату, что обусловлено прежде всего тем, что в нашем государстве пока еще не выражена в достаточной степени положительная мотивация здоровья, что здоровье в обществе, в первую очередь в силу низкой культуры, не встало на первое место в иерархии человеческих потребностей. И очевидно, что самым главным в реализации здоровья должен быть примат человеческой ценности (человек должен быть мерой вещей).

По современным представлениям, в понятие ЗОЖ входят следующие составляющие:

— отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных напитков и наркотических веществ);

— оптимальный двигательный режим;

В то же время сложившаяся ситуация в современном мире не формирует должной мотивации к здоровому образу жизни. Действительно, большинство людей знают, что курить, пить и употреблять наркотики вредно, но очень многие взрослые привержены этим вредным привычкам.

Источник:
Основы здорового образа жизни студента
Образ жизни — биосоциальная категория, интегрирующая представления об определенном типе жизнедеятельности человека и характеризующаяся его трудовой деятельностью, бытом, формой удовлетворения
http://studbooks.net/667060/turizm/osnovy_zdorovogo_obraza_zhizni_studenta

ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТИ ЗДОРОВЬЯ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

ПРОГРАММА «ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТИ ЗДОРОВЬЯ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ»

Анализ социально-экономической и медико-педагогической

Информационная справка об образовательном учреждении………………12

Цель, задачи, основные принципы, участники, прогнозируемый

Приоритетные направления работы………………………………….17

Функции различных категорий работников ОУ в контексте реализации программы………………………………………………………………23

С отрудничество ОУ с другими организациями……………………. 25

Этапы реализации программы, мероприятия по решению основных задач программы………………………………………………………27

Ожидаемые результаты………………………………………. 32

Список использованной литературы………………………………………..34

Желаете образовать ум вашего ученика,

упражняйте его тело, сделайте его

В настоящее время государственный интерес к здоровью детей и здоровьесберегающей организации школьной жизни закреплён в национальной Доктрине развития и образования и в Федеральной программе развития образования, где в качестве ведущих выделяются задачи сохранения здоровья, оптимизации учебного процесса, разработки здоровьесберегающих технологий обучения и формирования ценности здоровья и здорового образа жизни.

Современное общество уже не удовлетворяет традиционная система образования, в которой критерием оценки эффективности служат обученность и воспитанность учащихся. Сегодня существует социальный заказ общества

не только на иные цели, задачи и формы работы, качество образования, индивидуальное развитие и саморазвитие личности, успешной в самореализации, но и связывается с понятиями «социальное благополучие», «качество жизни», «защищённость», «здоровье».

Поэтому в деятельности общеобразовательных учреждений необходим

здоровьесберегающий подход в процессе обучения, который предполагает создание благоприятных условий для успешного протекания учебного процесса и сохранение здоровья учащихся в процессе учебной деятельности с учётом их индивидуальных способностей.

Широкое распространение получили термины «Здоровье», «Мониторинг», «Здоровый образ жизни», «Физическое здоровье». Существует множество

определений термину «здоровье» и многим другим, связанным с

валеологией (от латинского слова « valeo » — «быть здоровым»)- это деятельность человека, направленная на формирование, сохранение, укрепление

здоровья. Поэтому для обеспечения единообразия понимания целей, задач

и сути проекта мы излагаем самые популярные определения.

По определению ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения) понятие «здоровье» означает — не только отсутствие травм и повреждений, но и нормальное функционирование всех органов и систем, гармоничное физическое и психическое развитие, а также высокую работоспособность и способность организма человека приспосабливаться к изменениям экологической

Термин « мониторинг» означает комплексную систему наблюдений, оценки и прогноза изменений состояний. Термин « физическое здоровье » включает в себя такое состояние организма, когда в его органах и функциональных системах отсутствуют болезненные ощущения.

Термин « здоровый образ жизни » характеризуется упорядоченностью жизненных процессов и отсутствием вредным для здоровья факторов. Его слагаемыми являются: правильное питание, соблюдение правил личной и общественной гигиены и режима дня, двигательная активность, использование сил природы для закаливания, отсутствие вредных привычек.

Всё чаще можно услышать термин « рискованный образ жизни », который характеризуется неупорядоченным режимом дня, потреблением вредных веществ, недостаточностью двигательной активности, накоплением излишней массы тела.

Анализ социально – экономической и медико-педагогической ситуации

О проблеме здоровья, о его формировании, укреплении у подрастающего поколения говорится и пишется немало, так как в России наблюдаются негативные тенденции, отражающиеся на здоровье нации. Состояние здоровья детского населения страны вызывает серьёзные опасения специалистов. Так, по данным исследовательского центра РОМИР (2003), лишь у 32 % россиян состояние здоровья можно оценить как «хорошее» или «очень хорошее».

Регулярно занимаются физической культурой и спортом лишь 12 % россиян, при этом 45 % — курильщики и 20 % злоупотребляют спиртными напитками. Около 30 % детей, приходящих в 1-е классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей с 1 класса к выпускным увеличивается почти на 9 %. Одна из самых частых патологий у школьников – нарушение осанки. Болезни костно-мышечной системы (сколиоз, кифосколиоз, плоскостопие) наблюдаются более чем у 50 % детей; 30 % детей имеют отклонения в сердечно-сосудистой и дыхательной системах; около 70 % детей страдают от гипокинезии.

По данным Института возрастной физиологии РАО, Центра здоровья детей и подростков АМН около 90 % детей имеют отклонения в физическом и психическом здоровье; в 3 раза увеличивается число детей с заболеваниями органов пищеварения. Нервно-психические расстройства, как предпатологические и патологические состояния, специалисты увязывают с организацией учебно-воспитательного процесса в школе.

ПРЕДПОСЫЛКИ И ПРИЧИНЫ перехода школы на разработку и внедрение программы «Формирование ценности здоровья и здорового образа жизни» в образовательный процесс

Все вышеперечисленные патологии относятся к понятию «школьные болезни», которое ещё в начале xx века внёс основоположник отечественной школьной гигиены Ф.Ф.Эрисман.

Опыт Приполярной СОШ (внедрение здоровьесберегающих технологий в

ходе реализация программы «Здоровье» с 2005 по 2010 г.г.), и зарубежный опыт показывают, что создание благоприятной образовательной среды, просветительские программы, направленные на профилактику заболеваний, связанных с изменением поведения индивидуума, не только позволяют улучшить состояние здоровья детей и подростков, но и уменьшить их заболеваемость в дальнейшем. Однако практика показала, что этого направления явно недостаточно. Необходимо внедрение инновационных педагогических технологий, чтобы решить более сложные, актуальные задачи.

Дестабилизирующих здоровье детей факторов в современном мире много.

Условно они делятся на внешние и внутренние.

Внешние факторы , влияющие на ухудшение здоровья человека, находящиеся вне системы образования и мало зависящие на местах

социально экономический кризис,

отсутствие радикальных мер со стороны правительства,

Они не поддаются быстрым изменениям, потому что требуют значительных финансовых и психологических затрат.

Внутренние факторы, влияющие на здоровье детей в ОУ:

господство старой парадигмы в образовании и в воспитательном процессе,

недооценка ценности здоровья детей и педагогов,

гиподинамия и учебная перегрузка,

господство авторитарного стиля общения педагогов с детьми,

отсутствие подготовленных кадров,

отсутствие контроля и отслеживания результатов,

слабая связь с семьёй,

нарушение санитарно-гигиенических правил и норм,

слабость школьной медицинской службы,

несоответствие материальной базы.

Внутренние факторы в большей степени могут подвергаться изменениям в результате региональной образовательной политики и внедрения

здоровьесберегающих технологий через учебно-воспитательную работу.

Не случайным является тот факт, что один из национальных проектов России посвящён здравоохранению. Его неотъемлемой составляющей является пропаганда здорового образа жизни, так как в современных условиях охрана здоровья и пропаганда Здорового Образа Жизни — это проблема государственного масштаба.

Таким образом, в соответствии с Законом РФ «Об образовании»; Типовым положением об образовательном учреждении; Приказом МО России

(от 22.08.1997г. №17/92) «О нормализации учебной нагрузки обучающихся в образовательных учреждениях», нормами СанП и НА, утверждёнными постановлением Госкомсанэпиднадзора России от 31.10. 1996 года № 49;

КОНЦЕПЦИЕЙ развития физической культуры и спорта в Российской

Федерации, где основной целью является оздоровление нации и формирование здорового образа жизни населения, гармоничное воспитание здорового, физически крепкого поколения; оказалась возможным разработка программы «Формирование ценности здоровья и здорового образа жизни» на период с 2014 по 2019 годы.

Считаю, что достоинством данной программы и важнейшей концептуальной особенностью является установка на комплексный подход

в воспитании школьников,

в формировании основ физической культуры ребёнка,

в неразрывной связи единства интеллектуального, эстетического, нравственного, трудового воспитания в интересах освоения представлений о ценности здоровья и о сущности здорового образа жизни с учётом возможностей образовательного учреждения, запросов родителей, учителей, состояния здоровья учащихся, то есть целенаправленная, инновационная, комплексная деятельность всех факторов, формирующих создание здоровьесберегающей образовательной среды.

Разработанные в программе инновационные концептуальные подходы, цели, задачи образования по формированию ценностного отношения к своему здоровью и здорового образа жизни являются ПРИОРИТЕТНЫМИ для укрепления и сохранения здоровья детей, педагогов и их развития.

Потребность в создании программы возникла в связи с необходимостью:

Решения многих проблем со здоровьем учащихся.

Проведения своевременного обучения ценностному отношению к своему здоровью.

Ведения здорового образа жизни в социуме.

Заинтересованности данной проблемой всех субъектов образовательного учреждения.

Освоения и применения ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ педагогических технологий.

При разработке программы применялись и намечено дальнейшее применение ряда методов:

*метод изучения документальных источников;

* метод тестирования и анкетирования;

На основании результатов исследований по проблемам диагностики в ходе реализации программы «Формирование ценности здоровья и здорового образа жизни» до 2019 года планируется продолжить использование деятельного подхода в обучении с учётом валеологизации образовательного процесса, который представляет собой структуру формирования и развития личности, обеспечивающую охранность её здоровья. Практика указала на то, что недостаточным является проведение только спортивно-оздоровительных мероприятий и организации оздоровительного летнего отдыха детей в целях укрепления и сохранения здоровья.

В программе уделяется внимание подходам, формам, методам, приёмам, которые будут способствовать решению проблем в практике работы общеобразовательного учреждения в развитии способностей учащихся, с учётом возрастных особенностей и в соответствии с новыми социальными тенденциями. В ходе реализации программы рекомендуем использовать следующие подходы в организации главной составляющей образовательного процесса – урока и

способам оценки его с точки зрения

здоровьесбережения, так как такое обучение направлено обеспечить психологическое здоровье не только учащихся, но и педагогов.

Структурно — логическая с хема

Новизна эксперимента состоит:

*В разработке концепции целостной системы в формировании ценности здоровья и здорового образа жизни учащихся через учебно-воспитательный процесс.

* В выборе и комплексном внедрении здоровьесберегающих

педагогических технологий подготовки, построения, и

проведения современных учебных занятий и воспитательного процесса:

— технология личностно-ориентированного обучения,

— технология проблемного обучения,

— технология дифференцированного обучения,

— технология диалогового обучения,

— технология рефлексивного обучения.

*В выборе и внедрении — обучающих, психологических программ по обучению проблем, связанным со здоровьем, через предметное обучение, классные часы, конференции, внеклассную оздоровительную работу, проектно-исследовательскую деятельность;

— «Полезный выбор», «Полезные навыки», «Полезные привычки».

В обучении нормам ЗОЖ, приёмам, методам реализации

через интеграцию предметного обучения:

*Математика-физкультура-валеология *Экология-биология-валеология. *Химия-биология-валеология. *География-валеология-физкультура.

*Развитие речи – валеология. *Природоведение – валеология.

*Русский язык-валеология. *Физкультура -валеология-русский яз.

Через внедрение программ интегрированного курса:

Программа «Уроки оздоровления».

Программа «Искусство быть здоровым».

Дано научное толкование содержания некоторых новых понятий.

В разработанной системе батареи тестов и анкет.

-отследить результаты формирования ценности здоровья и ЗОЖ,

-отследить результаты профилактики,

-отследить результаты меж-предметных связей,

-отследить результаты успешности обучения и развития,

-отследить результаты определения психологического уровня развития

детей и детских коллективов,

-проводить диагностику, имеющихся результатов работы по проблеме

Комплексный подход к проблеме формирования ценности здоровья и ЗОЖ позволит обеспечить 100 % охват школьников и сформировать ряд положительных привычек и стереотипов.

ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

МБОУ Приполярная средняя общеобразовательная школа образована в 1980 году. В 1985 году получила статус средней школы, в 2015 году отметит свой 30 летний юбилей.

За годы существования школа зарекомендовала себя как образовательное учреждение с хорошим качеством образования и пользуется авторитетом у родителей, учащихся, других школ района.

В школе нет текучести кадров. 86 % учителей с высшим образованием.

Качество образования стабильно: 40-42 %.

В 2007 году школа награждена почётной грамотой Комитета образования как лучшая школа по качеству образования. Школа ежегодно принимает участие в муниципальных, региональных конкурсах профессионального мастерства.

Педагоги школы не раз являлись победителями районного конкурса «Учитель года», «Лучшее образовательное учреждение года», «Методист года», «Лучшее профессиональное объединение года». В школе большое внимание уделяется здоровью учащихся. С 2005 по 2010 годы была реализована программа «Здоровье и образование ».

Школа была награждена грамотой Комитета образования за тесное сотрудничество школы с социумом. 83 % учащихся ежегодно посещают кружки, секции, спец-курсы, музыкальную школу, ИЗО — студию в социуме и школе.

На территории школы находится крытый хоккейный корт, освещённая лыжная трасса, спортивная площадка с искусственным травяным покрытием.

Таким образом, учащиеся имеют возможность заниматься физической культурой и спортом на свежем воздухе.

В здании школы имеются спортивный зал размером 9 м х 18 м., тренажёрный зал. Оснащение спортивным инвентарём приближается к норме.

В школе имеется медицинский кабинет, оборудуется процедурный кабинет.

В штате школы 2 учителя физической культуры:

* Один учитель имеет высшую квалификационную категорию, стаж работы 37 лет, лауреат районного конкурса «Учитель года 2003», Финалист окружного конкурса «Учитель года 2007», победитель районного конкурса «Учитель года 2006 » в рамках приоритетного национального проекта «Образование», победитель конкурса «Спортивная ЭЛИТА 2006, 2008 г.г.» в номинации «Лучший учитель физической культуры», победитель ОКРУЖНОГО конкурса «Спортивная ЭЛИТА 2009 года» в номинации «Лучший учитель физической культуры».

* Другой учитель имеет высшую квалификационную категорию, стаж работы 19 лет, победитель регионального конкурса «Мама, папа Я –спортивная семья» 2006 г., лауреат районного конкурса «Учитель года 2011».

Есть положительные результаты, но есть и проблемы, требующие решения.

РЕЖИМ РАБОТЫ ШКОЛЫ

Школа работает в одну смену.

1-7 классы – по 5-ти дневному режиму.

8-11 классы- по 6-ти дневному режиму.

Ежедневно перед началом занятий для учащихся 1- 4-х классов организовано проведение утренней гимнастики до начала занятий ( раздельно для мальчиков и девочек); после 3-го урока для учащихся 1 – 4-х классов организовано проведение динамической перемены; для учащихся 5-9-х классов после 4,5-го уроков. Длительность перемен от 10 мин. до 15 минут. Для учащихся 1-7-хклассов по желанию учащихся и родителей организованы ГПД ( с обязательной прогулкой на свежем воздухе).

Годовой цикл работы школы с 1 по 9 классы- 4 четверти; 10-11классы на 2 полугодия.

Учебный процесс осуществляется в соответствии с региональным базисным учебным планом для образовательных учреждений ХМАО- Югры, реализующих программы общего образования, утверждёнными комитетом образования.

СОСТАВ УЧАЩИХСЯ в 2014 – 2015 учебном году

В школе 12 классов – комплектов.

Число учащихся – 179 человек.

1 –4 классы – (программа «Школа 2100»).

5 – 9 классы – ( программа для общеобразовательных школ РФ).

10 – 11 классы – (программа для общеобразовательных школ РФ).

Мальчиков в школе – 98 человек.

Девочек – 81 человек.

Создание системы формирования ценности здоровья

и здорового образа жизни учащихся через

урочную и внеурочную работу.

ЗАДАЧИ деятельности педагогического коллектива:

Целенаправленное отслеживание уровня здоровья и психофизического состояния учащихся в течение всего времени реализации программы через систематизированный, достоверный мониторинг.

Повышение уровня физической

подготовленности и физического

Организация системы профилактических работ по предотвращению

роста общей и острой заболеваемости школьников.

Активизация инновационной деятельности участников образования.

Реализация интересов учащихся,

запросов родителей и учителей в сфере физической культуры и средств оздоровления организма человека.

Формирование заинтересованного отношения к укреплению своего здоровья через популяризацию Здорового Образа Жизни.

Организация деятельности по созданию системного подхода к

внедрению здоровьесберегающих технологий на предметных уроках.

Стимулирование творческой активности детей, развивая в них

способности к самостоятельному решению проблем и самообразованию.

Источник:
ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТИ ЗДОРОВЬЯ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
Скачать: ПРОГРАММА "ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТИ ЗДОРОВЬЯ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ"
http://www.metod-kopilka.ru/programma-formirovanie-cennosti-zdorovya-i-zdorovogo-obraza-zhizni-76499.html

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ

В кризисные периоды состояния общества подростки оказываются, как отмечают ученые В.Г. Алексеев, Б.С. Волков, И.С. Кон и др., самыми социально неустойчивыми, нравственно неподготовленными и не защищенными. Современные подростки испытывают острый кризис в процессе формирования их ценностных ориентаций. Прежде всего, он проявляется в отсутствии у большинства из них базовых ценностей, в том числе и ценности здоровья.

Здоровье и здоровый образ жизни в подростковом возрасте зачастую не являются ценностью, потому что более ценным в этом возрасте становится общение со сверстниками и желание проявить себя в соответствии с ведущей деятельностью. В этот период у подростка другие приоритеты: он активно познает мир вокруг себя и себя в этом мире. Как пишет Д.И. Фельдштейн, у современных детей подросткового возраста на первый план выходит «свой особый поиск смысла жизни, возрастает критичность по отношению к взрослым, то есть фиксируются новые характеристики в их социальном развитии» [5, с. 50]. При этом здоровье для подростка – не самоцель, а средство для достижения цели, средство для того, что бы стать независимой личностью, яркой индивидуальностью, признанным авторитетом и успешным профессионалом.

Поэтому проблема исследования заключается в недостаточной сформированности ценности здоровья и здорового образа жизни в подростковом возрасте.

Ценностные ориентации как одна из составляющих структуры личности изучаются в рамках общей психологии, психологии личности, социальной психологии. Многие ученые (Б.Г. Ананьев, Т.М. Андреева, Л.И. Божович, Б.С. Братусь, Л.С. Выготский,.Т. Здравомыслов, А.Ф. Лазурский, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов,, В.Н. Мясищев, Г. Олпорт, С.Л. Рубинштейн, В.В. Столин, В. Франкл, В.А. Ядов) рассматривают проблему ценностей в связи с источниками активности человека – потребностями, предметами этой активности — мотивами и механизмами регуляции активности.

Большой вклад в исследование ценностных ориентаций внесли А.В. Мудрик, И.С. Кон, В.М. Кузнецов, И.С. Артюхова, Е.К. Киприянова и др.

Ряд философов (Дж. Локк, А. Смит, К. Гельвеций, М.В. Ломоносов и др.), психологов (Л.С. Выготский, В.М. Бехтерев, В.Н. Мясищев и др.), медиков (Н.М. Амосов, В.П. Казначеев, Ю.П. Лисицын, М.М. Буянов, И.И. Брехман и др.), педагогов (Л.Г. Татарникова, В.В. Колбанов, В.К. Зайцев и др.) пытались решать проблему сформированности ценности здоровья, здорового образа жизни, начиная с раннего возраста.

Различные теоретико-методологические основания анализа здоровья предлагаются в трудах валеологов, педагогов, психологов, медиков: Н.М. Амосова, Г.П. Апанасенко, Р.П. Баевского, А.П. Берсенова, И.И. Брехмана, Э.Н. Вайнера, В.П. Казначеева, Л.А. Попова и др. А изучение здорового образа жизни можно найти в трудах: Н.Г. Блинова, Д.А. Изутина, Ю.П. Лисицына, А.Д. Степанова, И.В. Журавлевой, Э.Н. Казина, В.П. Казначеева, Н.В. Панкратова.

Ценности каждого человека — это целый мир: сложный, динамичный, противоречивый. Каждый человек относится к фактам своего бытия дифференцированно. Он оценивает факты своей жизни по их значимости, реализует ценностное отношение к миру. Ценностью является для человека все, что имеет для него определенную значимость, личностный или общественный смысл. Ценность – представление о том, что свято для человека, группы, коллектива, общества в целом, убеждения и предпочтения людей, выраженные в поведении.

Ценности – это идеи, идеалы, цели, к которым стремиться человек и общество. Существуют общепринятые ценности, такие как, любовь, престиж, уважение, знание, деньги, здоровье и пр., внутригрупповые ценности – политические, религиозные и индивидуальные (личностные). Для личностных ценностей характерна высокая осознанность, они отражаются в сознании в форме ценностных ориентаций и служат важным фактором социальной регуляции взаимоотношения людей и поведения индивида. И тогда отражением ценности здоровья будет ориентация на ведение здорового образа жизни.

Понятие «здоровый образ жизни», как пишет Г.С. Никифоров , – концентрированное выражение взаимосвязи образа жизни и здоровья человека. Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных и бытовых функций в оптимальных для здоровья и развития условиях. Он выражает определенную ориентированность деятельности личности в направлении укрепления и развития личного (индивидуального) и общественного здоровья. Здоровье по сути своей должно быть первейшей потребностью человека, но удовлетворение этой потребности, доведение ее до оптимального результата носит сложный, своеобразный, часто противоречивый, опосредованный характер и не всегда приводит к необходимому результату.

Основу здорового образа жизни составляет выбор способа жизни, сделанный самим человеком в отношении того, как ему жить.

Этот выбор в значительной мере зависит от конституциональных характеристик индивида. Образ жизни человека должен соответствовать его конституции.

Абсолютно ясно, что ведение здорового образа жизни предполагает: стремление к физическому совершенству; достижение душевной, психической гармонии в жизни; обеспечение полноценного питания; исключение из жизни саморазрушающего поведения (табакокурения, алкоголизма, наркомании, гиподинамии и т. д.); соблюдение правил личной гигиены; закаливание организма и его очищение и т. д. [4, с. 241 – 245]

А теперь обратимся к нашему исследованию, цель которого сформировать ценность здоровья и здорового образа жизни в подростковом возрасте. Исследование включает в себя следующие этапы:

1) Первичная диагностика (на начало учебного года).

2) Работа по формированию ценности здорового образа жизни с подростками (тренинговый курс, состоящий из 17 тематических занятий).

3) Контрольная диагностика (повторная) – по завершению тренингов, в конце учебного года.

В исследовании приняли участие 32 учащихся девятых классов, «Гимназии № 22» и «Гимназии № 27», в возрасте 14 – 15 лет. Экспериментальная группа составила 16 человек.

По предварительным данным (первичная диагностика в контрольной и экспериментальной группах, по методике М. Рокича «Ценностные ориентации») было выявлено, что ценность здорового образа жизни имеет высокий уровень выраженности (1 – 3 ранговое место) у 28,1 % испытуемых, средний уровень выраженности (4 – 15 ранговое место) у 50 % испытуемых, а низкий уровень выраженности (16 – 18 ранговое место) у 21,9 %. При этом, не было выявлено значимого различия в уровне выраженности ценности здорового образа жизни в экспериментальной и контрольной группах (tЭмп = 1, при p?0.05).

В связи с полученными данными мы проводили работу по формированию ценности здорового образа жизни, для чего использовали программу «Всё, что тебя касается» (главным отличием которой является принцип «равный – равному») , где тренинговый курс включает следующие занятия:

1. Искусство общения; 2. Жизненные ценности; 3. Эмоции; 4. Мужчина и женщина; 5. Разрешаем конфликты (конструктивное поведение в конфликтах); 6. Критическое мышление; 7. Курить или не курить; 8. Сопротивление давлению; 9. Наркотики: не влезай – убьет!10. ВИЧ/СПИД: мы знаем, как себя защитить; 11. Развитие характера (уверенное поведение); 12. Я абсолютно спокоен (поведение в стрессовых ситуациях); 13. Кризис: выход есть; 14. Алкоголь: мифы и реальность; 15. Мое мнение; 16. Толерантность; 17. Мое будущее. Стратегии успеха.

Занятия проводились нами с сентября 2011 года по апрель 2012, один – два раза в месяц. По завершению тренингового курса была проведена повторная диагностика в контрольной и экспериментальной группах.

Контрольная диагностика выявила, что имеются значительные различия в уровне выраженности ценности здорового образа жизни в экспериментальной и контрольной группах (tЭмп = 4.3, при p?0.01). Эти данные могут свидетельствовать об успешности проведенного исследования и реализации программы.

Наша работа еще не завершена, но мы можем сделать предварительные выводы. Успешно сформировать ценность здорового образа жизни у современного подростка можно, если:

— работать с подростками по принципу «равный – равному»;

— основываться на ценностях, актуальных для подростка;

— показывать позитивный пример решения проблемных ситуаций.

1. Антоненко , С. Поколение, застигнутое сумерками // Новый мир. – 1999. – №4. – С. 176 – 185.

2. Барабанщиков, Б.. А. Системная организация и развитие психики / Б. А. Барабанщиков // Психологический журнал.- 2003.- №1.- С. 28 -3 8.

3. Психология: Учебник /под ред. А. А. Крылова. — М.: Проспект, 2005. — 752 с.

4. Психология здоровья: Учебник для вузов / Под ред. Г. С. Никифорова. – СПб., Питер, 2006. – 607 с.

5. Фельдштейн Д. И. Глубинные изменения современного детства и обусловленная ими актуализация психоло-педагогических проблем развития образования / Д. И. Фельдштейн // Вестник практической психологии образования. – 2011. – № 1 (26). – с. 45 – 54.

Источник:
ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ
ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ: В кризисные периоды состояния общества подростки оказываются, как отмечают ученые В.Г. Алексеев, Б.С. Волков, И.С. Кон и др., самыми социально неустойчивыми, нравственно неподготовленными и не защищенными. Современные подростки испытывают острый … — —
http://psihologia.biz/pedagogicheskaya-psihologiya_823/formirovanie-tsennosti-zdorovogo-obraza-jizni-13580.html

Ценности здорового образа жизни

Тема: Молодежная политика

Автор: Сысоев Константин Вадимович

Научный руководитель: Назарова Светлана Андреевна

Место выполнения работы:

О проблемах молодежной политики.

Сысоев Константин Вадимович

Научный руководитель Назарова Светлана Андреевна

ГБОУ СПО ВО «БГПТ», Владимирская область, п. Балакирево

Развивается алкоголизм и наркомания. В связи с этим в нашей стране наблюдается печальная ситуация. Смертность начала превышать рождаемость. Наше государство постепенно вымирает и с этим нужно что-то делать. Пути решения этой проблемы находятся в данной исследовательской работе.

Следующей проблемой послужит здравоохранение.. Не способно предоставить полностью бесплатную медицину нуждающимся.Мы покупаем лекарства зарубежного производителя. Мы не покапаем продукцию отечественного производителя лишь потому, что нужного нам лекарства, с нужным для нас составом попросту нет. Если бы государство начало хорошо финансировать наше здравоохранения и улучшило условия для создания фармацевтических препаратов. Также присутствуют и другие проблемы:

· Наше государство даже не способно предоставить жильё для молодых семей.

· Много негативной информации льётся на нас и на наших детей из СМИ.

· Молодежь стала слабеть духом, нечем заняться в свободное время.

· Молодые люди, закончившие ВУЗы не могут устроиться на престижную работу из-за отсутствия стажа работы и конкуренции с более опытными кадрами.

· Молодые люди достигшие независимости всё ещё зависимы от родителей.

· Уход в школу как первый шаг к независимости.

Все эти и другие проблемы молодежи будут рассмотрены в данной исследовательской работе.

§1 Основные проблемы молодежи на сегодняшний день и пути их решения. 3

1. Ценности здорового образа жизни. 3

3. Экономические проблемы молодой семьи. 9

4. Молодежные культуры и субкультуры. 14

5. Молодежная политика. 17

Введение

Молодежная политика это одно из направлений в формировании государственной власти, которое представляет законодательные акты по поддержанию определённого общественного статуса молодежи, а также качество жизни самой молодежи.

Целью данной работы будет: выявление проблем, которые наиболее актуальны на сегодня.

§1Основные проблемы молодежи на сегодняшний день и пути их решения.

Ценности здорового образа жизни

Для формирования и стабильности развития государстванеобходимо здоровое население, в частности дети и молодежь. Поэтому главной задачей молодежной политикиявляется привлечение молодежи к здоровому образу жизни, развитию физической культуры и массового спорта. И несмотря на постоянное внимание к здоровью молодежи со стороны государства и общества, проблема в России решается пока неэффективно. Результаты исследований многих ученых, сведения органов медицинского контроля подтверждают массовое нарушение физического и нервно-психического здоровья, ухудшение физического развития и физической подготовленности молодежи. Решение этой проблемы возможно только в случае объединения усилий всех участников образовательного процесса.

Я провел анализ изменения здоровья молодежи и выявил что здоровой молодежи всё меньше. Становится всё больше хронических заболеваний и эти заболевания проявляются в момент получения образования, не важно, какого будь то начальное, среднее, высшее. Таким образом, можно сказать, что в школу приходит абсолютно здоровый ребенок, а к концу обучения у него существует ряд функциональных нарушений, а то и 2-3 хронические болезни.

Среди хронических заболеваний 1 место занимает патология костно-мышечной системы. 2 место органы пищеварения. 3 место нервная система и психика.

Основные проблемы которые влияют на здоровье молодежи :

Низкая двигательная активность, плохая физическая нагрузка, ухудшение питания как дома, так и в образовательном учреждении, рост стрессовых ситуаций в семье, в плане финансов или в обучении, неравномерным распределением учебных нагрузок в течение учебного года и всего периода обучения и многие другие факторы.

Главной проблемой сегодняшнего дня является алкоголизм. По данным Роспотребнадзора в России средний возраст приобщения к алкоголю в настоящее время составляет 14 лет против 17 лет приходящихся на советский период. Особенно опасно приобщение к алкоголю с раннего возраста, это ведет к увеличению риска развития алкоголизма в дальнейшем.

Основными причинами алкоголизма среди молодежи является:

· Доступная цена. Сейчас алкоголь стоит порядка 100руб и если сравнивать с тем показателем, который был раньше, то на среднюю заработную плату можно купить больше спиртной продукции, чем в советское время.

· Шаговая и круглосуточная доступность. Сейчас почти в любой населённой точки России можно приобрести алкоголь в киосках и палатках.

· Спиртосодержащие коктейли и пиво не считается алкогольными напитками с юридической стороны, что дает им разрешение на рекламу в средствах массовой информации.

· Доступность самогонных аппаратов и торговли самогоном. В каждом городе есть субъекты которые торгуют самогоном, мало того они травят им людей, а в частности молодежь которая покупает её из за дешевизны.

Я считаю, что эта информация говорит о том, что в стране нужно принять такой закон который запретил бы продажу любой спиртосодержащей и табачной продукции молодежи и ужесточил санкцию на неё продажу и употребление.

1. Те кто продает алкоголь несовершеннолетним будут оштрафованы на 250 000 рублей, а при повторном нарушении магазин будет лишен лицензии.

2. Введение статьи, несущую уголовную ответственность за нелегальное производство и продажу этилового спирта, алкогольных и спиртосодержащих жидкостей, у которых крепость выше15 градусов.

3. Запрет на рекламу с элементами спиртосодержащей и табачной продукции в средствах массовой информации.

4. Проводить контрольную закупку спиртосодержащей продукции раз в год, а при каких либо нарушениях нести административную и уголовную ответственность.

На данный момент мы имеем такую возможность как создание и запуск государственной программы по снижению процента населения употребляющего алкогольную и табачную продукцию, в частности молодежь и дети.

В программе должно быть предусмотрено:

· Пропаганда здорового образа жизни, это побуждение молодежи к здоровому образу жизни, т.е правильное питание, отказ от курения, алкоголя, наркотиков, физическая активность, личная гигиена, оптимизм и духовное просвещение.

· Внесение в программу образования предметы по духовному развитию. Духовная в отличие от материальной не воплощена в предметах. Сфера ее бытия — не вещи, а идеальная деятельность, связанная с интеллектом, эмоциями, чувствами.

· Уменьшение производства алкогольной и табачной продукции. Постепенно ввести полный запрет на розничную продажу алкоголя, а вскоре и вовсе ввести сухой закон. Из истории: в 1913 году в Санкт-Петербурге от суррогатов умер 1 человек, а от алкоголя – 396. Когда ввели сухой закон, от суррогатов умерло 8 человек, а от водки – ни одного. Вывод: при сухом законе смертность от суррогатов увеличилась в 8 раз. А с другой стороны сухой закон спас 388 жизней. Угадайте, какие данные приводят сторонники спаивания? В книгах академика Ф.Г.Углова рассказана вся правда по этому вопросу.

· Развитие волонтерского движения в каждом регионе страны. Сегодня по всему миру насчитываются сотни тысяч движений волонтеров, как небольших региональных, так и крупных, имеющих профессиональный международный статус, работающих под транскрипцией Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры. Цели волонтерских движений различны. Но основной принцип для каждого движения волонтеров, в большинстве стран мира един. Он заключается в оказании добровольной помощи тем, кто в ней нуждается. Я сам являюсь в частности волонтером и считаю, что люди должны помогать друг другу в трудных ситуациях.

· Создание развлекательных центров и спортивных площадок. Для того что бы люди, а в частности молодежь смогли самостоятельно заниматься собой и проводить там свой досуг. Например: огромные плавательные бассейны, площадки для паркура, для ролеродрома, Workout площадки и много других.

Так же стоит отметить, что в России стало больше несовершеннолетних матерей. После 1990-х годов сократилось число абортов из за контрацептивной защищенности, но всё же из за отсутствия полового воспитания возрос риск заболеваний, передающихся половым путем и ВИЧ-инфекции. Ежегодно в стране у несовершеннолетних матерей рождаются дети, которые чаще всего появляются на свет недоношенными, маловесными, имеющими значительные проблемы со здоровьем, частота осложнений течения беременности и родов у таких матерей выше, чем у женщин, достигших совершеннолетия.

Для решения этой проблемы я предлагаю всем учебно образовательным учреждениям, в частности школам, показывать фильм или поднять вопрос о половом созревании и какие последствия бывают от отсутствия полового воспитания.

И так я пришел к выводу для того чтобы поддержать молодежь в развитии Здорового Образа Жизни как минимум необходимо:

· Создание системы пропаганды здорового образа жизни для молодежи, учитывающей особенности поведения и восприятия молодежью разных возрастов разработка программ психологической поддержки взросления для 14-17-летних.

· Вовлечение молодежи в занятия физкультурой и спортом, поддержка детских спортивных школ, создание условий для занятий физкультурой молодежи 14-30 лет спортивные секции, катки, фитнес группы для молодежи с льготной оплатой и т. п.

· Осуществление широкомасштабных мероприятий по профилактике социально значимых инфекций ВИЧ, вирусных гепатитов, туберкулез.

· Развитие индустрии отдыха и оздоровления молодежи во время каникул и во время летнего отдыха, основывающейся на системе спортивно-оздоровительных лагерей.

· Проведение комплекса широкомасштабных презентаций по снижению вовлеченности молодежи в потребление наркотиков, алкоголя и психотропных веществ, и табакокурение, разработка инструментов и программ, обеспечивающих позитивную социализацию молодежи, прежде всего 11-14 лет и 15-19 лет, обеспечение профилактики наркомании, токсикомании, табакокурения, особенно в возрастах 11-14 лет, повышение степени информированности молодежи о вреде и последствиях указанных действий, обеспечение более полного учета молодых людей, пробующих и потребляющих наркотики, психотропные средства, алкоголь, создание независимой системы социологического мониторинга указанных процессов, поддержка общественных организаций, занимающихся противодействием потреблению наркотиков, алкоголя и психотропных веществ, курения и др.

· Разработка программ и проектов по пропаганде здорового образа жизни,

притягательных для молодежи (с учетом возрастных и психологических особенностей различных групп молодежи);

· Профилактика потребления наркотиков, алкоголя, психотропных средств, курения;

· Слежение за здоровьем молодежи с выделением возрастных групп 14-16, 17-19, 20-30 лет;

· Поддержка здоровья детей в молодых семьях, профилактика наследственных заболеваний.

· Поддержка молодежных движений и их финансирование.

Источник:
Ценности здорового образа жизни
Тема: Молодежная политика Автор: Сысоев Константин Вадимович Научный руководитель: Назарова Светлана Андреевна Место выполнения работы: О проблемах молодежной политики.
http://poisk-ru.ru/s50343t9.html

(Visited 1 times, 1 visits today)

CATEGORIES