Цели психологии

Задачи психологии

Основной задачей психологии как науки является изучение объективных психологических закономерностей (психических процессов, психологических свойств личности и психологических особенностей деятельности человека).

Эта задача разрешается прежде всего общей психологией, изучающей самые общие закономерности психики как свойства мозга, выражающегося в субъективном отражении объективного мира.

При этом психология ставит перед собой следующие взаимно связанные задачи:

1. Изучение качественных (структурных) особенностей психических процессов, как отражений объективной действительности. «Психология, как изучение отражения действительности, как субъективный мир, известным образом заключающийся в общие формулы,— это, конечно, необходимая вещь. Благодаря психологии я могу себе представить сложность данного субъективного состояния» (И. П. Павлов).

2. Анализ становления и развития психических явлений в связи с обусловленностью психики объективными условиями жизни и деятельности человека.

3. Изучение физиологических механизмов, лежащих в основе психических процессов, поскольку без знания механизмов высшей нервной деятельности нельзя ни правильно понять существо психических процессов, ни овладеть практическими средствами их формирования и развития.

Общая психология имеет большое теоретическое значение, так как она призвана раскрыть свойства, особенности и закономерности психики и человеческого сознания в соответствии с основными положениями диалектического и исторического материализма.

Вместе с тем, как и всякая истинная наука, психология имеет своей конечной целью не просто теоретическое изучение своего предмета, но обязательно приложение добытых научных знаний к практике. Задача советской психологии — содействие построению на научных основах методики обучения и воспитания, рационализации процесса труда в различных видах производства, а также и других видов деятельности людей.

В связи с этим возникли и развиваются отдельные ветви психологии, или частные психологические дисциплины:

1. Педагогическая психология, изучающая психологические особенности и закономерности процессов обучения и воспитания подрастающего поколения. В задачи педагогической психологии входит изучение процессов усвоения знаний и формирования навыков и умений в связи с потребностями школьного обучения, психологическое обоснование методов, приемов и способов обучения и воспитания, вопросы воспитания личности учащихся в школьном коллективе, психологические вопросы, связанные с политехническим обучением и подготовкой учащихся к практической деятельности, и т. д.

2. Детская психология, изучающая особенности психики детей разных возрастов. Задачей детской психологии является изучение процесса формирования личности ребенка, умственного развития детей, возрастных психологических особенностей процессов восприятия, мышления, памяти, интересов, мотивов деятельности и т. д.

3. Психология труда, имеющая своей задачей изучение психологических особенностей трудовой деятельности в целях рационализации процессов труда и улучшения постановки производственного обучения. Серьезного психологического изучения требуют такие вопросы, как организация места рабочего, психологические особенности рабочих операций (в том числе и навыков) в различных видах производственной деятельности, изучение психологических факторов повышения производительности труда, изучение способностей к той или другой детальной профессии и закономерностей их развития и воспитания и т. д.

4. Инженерная психология, усиленно развивающаяся в последнее время в связи с совершенствованием техники трудовых процессов. Большое значение в этой отрасли психологии приобретает проблема соотношения технических требований современных машин и психических возможностей человека — быстроты и точности процессов восприятия, объема и распределения внимания и т. д.

5. Психология искусства, изучающая психологические особенности творческой деятельности в различных видах искусств (в музыке, живописи, пластике и т. д.) и особенности восприятия произведений искусства, психологический анализ их влияния на развитие личности человека.

6. Патопсихология, изучающая нарушения и расстройства психической деятельности при различных заболеваниях и тем содействующая разработке рациональных методов лечения.

7. Психология спорта, изучающая психологические особенности спортивной деятельности. В задачи этой отрасли психологии входит психологическая характеристика различных видов спорта, анализ процессов восприятия, внимания, памяти, мышления, эмоциональных процессов и волевых действий в связи с задачами обучения физическим упражнениям и спортивной тренировки; психологическая характеристика спортивных соревнований, вопрос о значении спорта в формировании морально-волевых черт личности человека и др.

8. Психология космонавта, изучающая особенности психических процессов человека в условиях космического полета, в том числе влияние на психику человека больших физических перегрузок, необычных условий среды во время космического полета, состояния невесомости, особенностей работоспособности во время полета, в частности при необходимости действовать в условиях крайнего недостатка времени, и т. д.

Таким образом, психология имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение в связи с задачами рационализации различных видов человеческой деятельности.

Нельзя, однако, рассматривать эти практические отрасли психологии как простое применение теоретически обоснованных психологических закономерностей к тем или другим случаям практической жизни. Практика не только обогащается теорией, но и сама помогает теории стать на правильный путь. Только в процессе разрешения конкретных практических задач, выдвигаемых жизнью, могут быть правильно поставлены и осознаны теоретические проблемы психологии и раскрыты психологические закономерности.

Всякое научное психологическое исследование может быть успешным лишь тогда, когда оно строится не абстрактно, а в связи с разрешением практических задач в тех или других видах человеческой деятельности. Изучая закономерности психики, психология делает это не в отрыве от тех или других видов человеческой деятельности, а в связи с ними и со специальной целью: использовать данные психологического исследования для улучшения этих видов деятельности.

Источник:
Задачи психологии
Основными задачами психологии являются…
http://psyznaiyka.net/view-predmet.html?id=zadachi-psihologii

Предмет, цели, задачи психологии общения

Курс лекций по дисциплине

«Психология делового общения»

Предмет, цели, задачи психологии общения.

Общение – это процесс взаимосвязи и взаимодействия людей. В общении они передают друг другу разнообразную информацию; обмениваются мнениями, суждениями, знаниями, убеждениями, идеями, результатами своей деятельности; заявляют о своих потребностях, интересах, целях; приобретают практические умения и навыки; усваивают нравственные принципы и правила этикета, обычаи, обряды, традиции; ведут поиск путей и мер преодоления возникающих трудностей и проблем; принимают коллективные решения.

В психологии общение определяется как взаимодействие двух и более людей, состоящее в обмене информацией познавательного или аффективно-оценочного (эмоционально-оценочного) характера. Общение бывает непосредственным, когда взаимодействие людей осуществляется лицом к лицу, и опосредованным, реализуемым через деловые письма, приказы, распоряжения, отчеты, телефонную, радио- и телевизионную связь.

В процессе непосредственного общения его участники (субъекты) имеют возможность не только передавать информацию друг другу, обмениваться мнениями, суждениями и планами, но и следить за реакцией собеседника, видеть, как информация воздействует на поведение и поступки людей. Иными словами, между участниками общения при непосредственном контакте устанавливается постоянная обратная связь.

При опосредованном общении постоянная обратная связь отсутствует. Например, при переписке она ограничена, а в процессе телефонного разговора собеседники имеют возможность обмениваться информацией в форме диалога, но при этом не могут видеть выражения лица и других телодвижений, которые иногда говорят больше, чем слова. Однако в опосредованном общении есть свои преимущества. Это, прежде всего, возможность общаться, находясь далеко друг от друга, что обеспечивает большой выигрыш во времени и средствах.

В общении устанавливаются контакты между отдельными личностями, группами людей, а также между личностью и группой (организацией, фирмой). Группу в общении представляют, как правило, ее руководители или лидеры. Как между личностями, так и между группами формируются и развиваются определенные психологические и этические отношения, которые в значительной степени определяют культуру делового взаимодействия.

Общение бывает деловым (официальным) и неофициальным (неформальным, светским). Деловое общение связано с трудовой, хозяйственной деятельностью, неофициальное – с досугом. В настоящем конспекте внимание концентрируется преимущественно на деловом общении. Неофициальное взаимодействие людей рассматривается постольку, поскольку оно связано с тем или иным бизнесом. Деловое общение включает также служебное общение.

Служебное общение – это взаимодействие людей, находящихся на службе, как правило, государственной. Оно осуществляется в рабочее время в стенах предприятия, фирмы, магазина и других служебных помещений. Деловое общение шире служебного, так как включает в себя взаимодействие и работников, находящихся на службе у кого-то, и бизнесменов-работодателей. Деловое общение происходит не только на предприятиях и в офисах, но и на деловых приемах, семинарах, выставках и т. д.

Есть различия и у понятий “деловое общение” и “деловые (служебные) отношения”. Отношения – это устойчивые связи и состояния взаимодействия людей. Они бывают хорошими или плохими, производственными, политическими, семейными, дружескими. Общение, в отличие от отношений, включает в себя не только процесс взаимодействия, но и различные виды коммуникаций: деловую переписку, беседы и переговоры, общение по телефону, электронной почте, интернету и т. д.

Понятие культура употребляется в разных значениях. В самом общем значении это совокупность созданных человечеством (народом или группой народов) материальных и духовных ценностей (именно людьми, а не природой). В зависимости от характера этих ценностей культуру делят на материальную и духовную. Однако нередко бывает, что между творениями ума и рук человеческих трудно провести четкую грань с позиции материального и духовного. Книга, идея, воплощенная в компьютер или станок, письмо, скульптура и многие другие предметы и результаты умственной деятельности можно отнести одновременно к материальной и духовной культуре [1].

В обиходе под культурой часто понимают явления духовной жизни людей: образование, науку, мораль, искусство. Безусловно, все они имеют прямое отношение и к деловому общению. Чтобы умело организовать и вести его, необходимы научные знания и обучение людей. Деловое общение строится на основе совокупности нравственных принципов, этических правил и норм. Оно требует также творческого подхода и высокой степени умений, мастерства, т. е. искусства. Деловая культура предполагает эстетичность в одежде, в оформлении рабочих помещений, деловых приемов (застолья) и т. д.

У понятия “культура” есть еще один важный аспект. Им обозначают уровень развития общества, характерный для того или иного исторического этапа, а также уровень развития личностных качеств людей. При всем многообразии смыслов и значений, которые могут быть применены к понятию “культура”, относительно общения рассмотрим основные [2].

Культура общения как альтернатива варварству. В этом качестве культура общения может трактоваться как первый опыт нормативной регуляции человеческих отношений и общения в условиях первобытной общины. На смену сексуально неупорядоченным отношениям пришла система нравственных запретов “табу”, пресекавшая кровно-родственную сексуальную связь, чреватую вырождением рода. В роли инструмента нормативной регуляции человеческих отношений культура общения сохранилась и до наших дней, закрепившись в этике и этикете коммуникативного поведения.

Культура как исторический тип человеческого общения. Это подтверждают различия коммуникативной практики в эпоху варварства и цивилизации, матриархата и патриархата, в процессе смены общественно-экономических формаций и в период переходных состояний от одной эпохи к другой.

Культура общения как видовая характеристика тех или иных элементов в структуре общения или областей его проявления. Культура восприятия партнерами друг друга или культура взаимного обращения друг к другу, культура речевого контакта или культура их невербального поведения, культура психического состояния (психологическая включенность, взаимное внимание или, наоборот, безразличие, индифферентность) и реагирования. Здесь же уместно говорить о культуре политического или экономического, научного или духовного, религиозного или эстетического общения и т. д. Сюда могут быть отнесены и типологические характеристики делового или межличностного, делового или игрового, личностного или безличного общения и т. д.

Культура общения как способ регуляции человеческих отношений, отличный от науки и искусства. Культура общения носит нормативный характер, ее предписания, адресованные коммуникативному поведению людей, определенны и однозначны, носят стабильный характер, отвечающий стандартам и требованиям своего времени.

Применительно к современному деловому общению культура характеризует, прежде всего, соответствие делового взаимодействия требованиям цивилизованных рыночных отношений, которые обеспечивают высокий уровень производства и бытовых услуг, торговли и других отраслей хозяйственной деятельности, социальную направленность экономики, развитие личностных качеств субъектов рынка (бизнесмены, предприниматели, коммерсанты, потребители).

Культура делового общения – это уровень речевого, письменного и неречевого взаимодействия, который позволяет устанавливать точное межличностное восприятие, понимание и взаимодействие людей в процессе трудовой деятельности. Главными показателями культуры делового общения являются уровень его мастерства, искусства (технология), соответствие его общечеловеческим и профессиональным этическим требованиям, учет в общении личностных и групповых психологических характеристик. Проблемы, связанные с данными культурными показателями, изучаются в курсе “Коммуникативная культура”. Поскольку понятия “этика” и “психология” являются основными для культуры общения, рассмотрим их содержание.

Этика в научной литературе рассматривается как наука, изучающая мораль. Мораль(нравственность) – это способ регуляции поведения людей в обществе с помощью принятых в нем норм и правил. Нравственность упорядочивает действия человека во всех сферах жизнедеятельности, в том числе и хозяйственной. В отличие от права, призванного регламентировать человеческие взаимоотношения посредством государственных законов, выполнение моральных норм контролируется общественным мнением и таким свойством человека, как совесть. Главным критерием этичности (нравственности) поведения людей является причинение ими добра и зла

Источник:
Предмет, цели, задачи психологии общения
Курс лекций по дисциплине «Психология делового общения» Предмет, цели, задачи психологии общения. Общение – это процесс взаимосвязи и взаимодействия людей. В общении они передают
https://studopedia.ru/14_59227_predmet-tseli-zadachi-psihologii-obshcheniya.html

Психология успеха — постановка и достижение цели: тотальное самокопание и самопонимание (2013-11-09)

Психология успеха — постановка и достижение цели: тотальное самокопание и самопонимание (2013-11-09)

Чтобы жизнь была интересна, она должна иметь смысл, цели, «направление движения». Если никуда не идешь, не стоит удивляться, если никуда не попадаешь. Люди, знающие свои цели, знают «направление своего движения» по жизни, им есть куда стремиться, и есть, для чего жить. Все мы осознанно или нет, ставим перед собой определенные цели и пытаемся их достигать. Если никаких шагов к целям не делается – это просто мечтания. «Психология успеха: постановка и достижение цели» — это действительно важный вопрос, пользующийся заслуженной любовью разнообразных светил психологии успеха.

Для начала подумаем: а зачем вообще заморачиваться с каким-то там умением ставить цели? Зачем оно вообще нужно? По-моему мнению, уметь ставить цели и легко и сложно. Но в какой-то мере ставить цели умеют все. Однако система постановки задач, которой пользуются успешные люди, позволяет не только распределить свои усилия на достижение целей, но и взглянуть на свою жизнь в перспективе, повысить свою мотивацию на достижение жизненного успеха (так уверяют «гуру» психологии успеха, и, это действительно так).

1. Сначала надо определиться со своими мечтами, желаниями, талантами, способностями. Решить, что мы хотим от жизни в глобальном плане.

2. Потом наметить стратегический план свое жизни, основные моменты, которые хотите достичь.

3. Далее придумать разные способы, которыми это хотим достичь, планы «А» и «Б» (альтернативные варианты).

4. После этого уже ставятся конкретные цели, и разработается план по их достижению, пишутся отдельные конкретные задачи, выполнение которых приводит к достижению цели.

Долгосрочные цели — это конкретное выражение нашей мечты. Это то, чего мы хотим добиться в жизни в целом. Очень важно, чтобы эти цели были действительно вашими, чтобы они, как говориться, «грели душу» и вообще были максимально привлекательными. От мечтаний они отличаются тем, что конкретны (не «хочу много денег», а «хочу триллион рублей»), измеримы во времени («хочу триллион рублей через 8 лет»), измеримы (здесь понятно) и имеют четкие критерии («хочу триллион рублей через 8 лет, чтобы не работать 5 раз в неделю»).

Почему нужно сначала разобраться со своими долгосрочными целями? Потому что, видя перед собой такую соблазнительную цель, как триллион рублей, вам не придется задаваться вопросом «как заставить себя работать». Вы будете иметь высокую самомотивацию, если дело касается работы, которая способствует достижению вашей долгосрочной цели (мечты!). Кроме того, ваши ежедневные рутинные действия станут более оснознанными и наполненными смыслом — ведь вы работаете на свою мечту!

Не нужно думать, что долгосрочные цели могут ставиться только в бизнесе, карьере, добывании денег. Планировать нужно все сферы жизни – вы так будете развиваться более гармонично.

Не такие амбициозные, как долгосрочные, однако довольно крупные. На их достижение уходит от года до нескольких лет. Лучше всего их представлять лесенкой — одна достигнутая цель цепляется за другую, один успех вытекает из другого. На вершине этой лестницы должна стоять долгосрочная цель (устроиться на работу — подняться выше по лестнице карьеры — стать замом начальника – стать начальником — уволить этого же начальника, шутка =))

Это уже чистая конкретика, это наши инструкции самим себе. Они могут ставиться на день, два, несколько недель. Одна из отличительных особенностей — то, что эту цель довольно легко держать в голове: она, как правило, реальна и доступна.

1) Не забывайте – строить планы – смешить бога.

2) Не стройте жесткие планы и не расстраивайтесь, если они не будут выполнены в срок. Подвергайте планы корректировке и изменениям.

3) Не забывайте о таком понятии как «судьба», может, если чего в жизни не случилось – для вас лучше, чтобы этого не происходило.

4) За четкими планами не забывайте радоваться настоящему моменту.

5) Планируйте не более 60% своего времени. Больше выполнить сложно из-за различных препятствий и несоответствия ваших планов планам других людей.

6) Сравните место, где вы сейчас находитесь, с тем, где хотите оказаться. Представьте себе ваше место в жизни четко, обратите внимание на детали. Заметили разницу? Тогда вперед – к вашему месту в жизни! Посмотрите, что надо добавить, от каких вредных вещей и привычек избавиться. Подготовите список, разбейте всю работу на этапы и за дело!

7) Нельзя строить только отдаленные планы. Из-за их отдаленности мотивация их выполнять снижается. Поэтому конечный план делается для момента «здесь и сейчас».

8) Все цели должны обладать свойствами конкретности (не общие, а максимально конкретно сформулированные цели), измеримости (выраженность в литрах, рублях, килограммах), подконтрольность (только Вам, а не внешним обстоятельствам), реалистичность (а не пустые мечтания), определенность во времени (должна быть точная дата, к которой цель должна быть достигнута).

9) Прислушивайтесь к чувствам, возникающим в момент определения цели — любые сомнения или ощущения дискомфорта свидетельствуют о неправильно выбранной или сформулированной цели.

10) Определяйте приоритеты целей.

11) Ставьте большую цель, не распыляйтесь на маленькие. В идеале в каждый период жизни у человека должна быть одна цель.

12) Большие дела делаются для других людей. Посмотрите, как достижение вашей цели улучшит положение других людей. Подумайте о последствиях своих целей — они должны приносить пользу не только вам, но и другим.

Шаг 1. Вызовите желание сильное, жгучее желание. Желание – это эмоция. Страх – это тоже эмоция. Более сильная эмоция всегда подавляет более слабую. Желание носит личностный характер. Хотеть можно только самостоятельно. Необходимо абсолютно ясно осознавать, что вы хотите иметь, делать и кем стать. Ваше истинное желание – отправная точка любых достижений.

Шаг 2. Выработайте убеждение. Убеждение – это твердая внутренняя уверенность в том, что вы заслуживаете этой цели, и она осуществится, когда вы будете к этому готовы. Ставьте реальные цели, в которые можно поверить и принять умом. Они станут источником вашей мотивации. Завышенная постановка цели превращает ее в демотиватор. Необходима абсолютная уверенность в том, что, продолжая делать необходимое нужным способом, вы в результате добьетесь успеха.

Шаг 3. Запишите цели. Ведь не изложенные в письменном виде цели – это просто желания или фантазии. Записывая цель, вы кристаллизуете ее. Она осязаема, ее можно взять в руки, рассмотреть, прочитать, почувствовать! Цель приобрела форму. Люди, не излагающие свои цели в письменной форме, в глубине души не уверены в их осуществимости. Дисциплинируйте себя записыванием целей.

Шаг 4. Составьте список преимуществ, вытекающих из достижения вашей цели. Чем длиннее список, тем сильнее ваша мотивация и решительность. 2-3 преимущества – это средний уровень мотивации. Имея 20-30 причин достижения цели, вы преодолеете все препятствия.

Шаг 5. Анализируйте свое исходное положение. Это точка отсчета, от которой вы начинаете измерять достигаемый прогресс. Чем яснее представление об исходном положении, тем с большей вероятностью вы получите то, к чему стремитесь.

Шаг 6. Установите предельный срок для всех измеримых целей, но не устанавливайте предельного срока для неосязаемых целей, таких как терпение, доброта, сострадание, самодисциплина и т.д. Люди сопротивляются определению срока, опасаясь чувства разочарования. Все очень просто: если вы не достигли своих целей, установите другой предельный срок. Неготовность достигнуть целей означает, что вы еще не готовы, самооценка была завышена. Устанавливайте новый предельный срок до тех пор, пока цель будет достигнута. «Нет нереальных целей, есть нереальные сроки». Предельный срок – это годы. Промежуточный – квартал, месяц. Список шести важных дел на день позволит вам день за днем непрерывно продвигаться вперед.

Шаг 7. Составьте список препятствий, стоящих между вами и достижением цели. Препятствия – это оборотная сторона успеха. Перечислив все препятствия, рассортируйте их в порядке важности. Препятствия могут быть внешними и внутренними. Внутренние – если недостает некоторого навыка, способности или качества, которое следует развить для осуществления цели. Внешние – это среда обитания, люди, отношения.

Шаг 8. Соберите информацию. Все ошибки – это результат недостаточной или неверной информации. Составьте список информации, навыков, которые необходимы. Определите, какая важная информация отсутствует, а какая наиболее важна для реализации цели. Используйте правило «80/20».

Шаг 9. Составьте список людей, чья помощь и сотрудничество вам необходимы. Семья, партнеры, клиенты, друзья. Для достижения чего-то стоящего вам требуется помощь многих. Определите для себя, чья помощь важнее всего.

Шаг 10. Разработайте план. Запишите все во всех подробностях. План – это список действий, указанных в порядке приоритетности и хронологии. Он не может быть совершенным изначально. Работая по плану и получая отклик, важно вносить коррективы. Если что-то не получится, пересмотрите свой план, внеся необходимые изменения, в конце концов, вы получите хороший список необходимых действий.

Шаг 11. Пользуйтесь визуализацией. Используя картинку своей цели так, как будто она уже достигнута, в конце концов, вы получите то, что видите. Картинка – это магнит, притягивающий людей, события, возможности.

Шаг 12. Примите решение «Не отступать!» Никогда не думайте о неудаче, сохраняйте твердость духа перед лицом неизбежных препятствий. Постановка целей начинается с желания и описывает полный круг, приходит к настойчивости – состоянию, когда вас уже ничто не может остановить, и ничто не остановит!

Описан в его книге «Сила намерения». Он заключается в том, чтобы наше подсознание «приняло» поставленную цель и само стремилось к ее осуществлению. У подсознания возможностей для этого больше, чем у сознания, соответственно сознание может расслабиться, а подсознание в наилучший для нас момент времени наше желание осуществит.

Прямо сейчас возьмите лист бумаги и напишите в ней свою цель. Потом подумайте, что может быть лучше этой цели. А потом увеличьте масштабы второй цели. Вот к этому и стоит стремиться. Даже если не достигните конечной цели, даже половинный результат уже станет лучше, чем состояние до начала достижения этой цели. А главное – чтобы эта цель лично Вам нравилась! Тогда эта глобальная цель будет каждый день заряжать вас энергией для ее достижения!

Характерные показатели успешного плана:

Для того чтобы оформить стратегический план, нужно обстоятельно и последовательно ответить на ряд вопросов:

Подумайте и опишите свои представления по категориям:

  • стиль, образ жизни, желаемый имидж
  • духовная, религиозная или философская позиция
  • экономическая деятельность
  • самообразование
  • решения, касающиеся основной работы
  • уровень физической активности
  • свободное время, хобби, отдых.
  • семья
  • друзья
  • личная жизнь
  • группы, коллективы
  • степень собственного лидерства.
  • выбранные цели, которых хотелось бы достичь через 10, 20,30 лет
  • то, что из имеющегося сейчас будет вспоминаться с удовольствием через 10, 20, 30 лет
  • важнейшее из самого важного — цели, определяющие смысл вашей жизни.

Составьте список того, о чем мечтаете, кем и каким хотите стать, где жить, чем заниматься, что иметь. Сосредоточьтесь. Не ограничивайте фантазию, сокращайте слова. Если хотите — нарисуйте это. Посмотрите на этот список и определите, о каком будущем идет речь: о ближайшем или отдаленном. В первом случае — додумайте перспективу, во втором — распишите ближайшее будущее.

Список из четырех основных целей протестируйте на соответствие правилам планирования целей. Исправьте, если что-то не так. Теперь определите необходимые ресурсы для достижения этих целей: те, которые есть, и те, которые нужно привлечь (ресурсы — все что угодно из того, что необходимо). Вспомните несколько случаев, когда вы чувствовали, что достигли успеха, и какие ресурсы вы использовали тогда максимально эффективно.

Напишите не меньше одной страницы, отвечая на вопрос: «Каким человеком я должен быть, чтобы достичь этих целей?» Теперь напишите о том, что мешает вам сейчас достичь этих целей. Сделайте черновик подробного плана достижения этих целей. Начните с конца (результата) и закончите началом (первым шагом). Запишите имена нескольких людей, которые уже достигали того, чего хотите достичь вы. Что им помогло? Представьте, что каждый из них дает какой-либо совет — запишите эти советы. Опишите или нарисуйте один свой идеальный день. Опишите свое идеальное окружение (место, обстановка, люди и др.). Просматривайте периодически эти записи, вносите изменения, если вы почувствуете в этом необходимость.

Прежде всего, ваши цели должны находиться в гармонии, а не в противоречии друг с другом. У вас не может быть одновременно цели добиться финансового преуспеяния или открыть собственное дело и цели проводить половину дня на пляже или курсах обучения игре в гольф. Они должны взаимно поддерживать и усиливать друг друга.

Во-вторых, ваши цели должны сами бросать вам вызов. Они должны заставлять вас волноваться. Когда вы только ставите себе цель, вероятность ее достижения уже должна быть 50 или более процентов. Такой уровень вероятности является идеальным для мотивации, и он не настолько низок, чтобы вы быстро разочаровались. После того как вы приобретете определенный навык в достижении целей, вы сможете вполне уверенно ставить себе цели, вероятность достижения которых составляет только 40 процентов или даже 30-20 процентов.

В-третьих, у вас должны быть цели как материальные, так и нематериальные, качественные и количественные. У вас должны быть четкие цели, которые можно объективно измерить и оценить. В то же время у вас должны быть качественные цели, связанные с вашим внутренним миром и взаимоотношениями.

В отношении вашей семьи у вас может быть цель количественная — приобретение дома больших размеров. Качественной целью в отношении вашей семьи может быть, например желание стать более терпеливым, любящим человеком. Эти две цели отлично дополняют друг друга. Они уравновешивают внутреннее и внешнее.

В-четвертых, у вас должны быть цели как близкие, так и долгосрочные. Вам нужны задачи на сегодня и цели на пять, десять и двадцать лет вперед.

Идеальный срок для близкой цели в бизнесе, карьере и планах, касающихся личной жизни, — около девяноста дней. Идеальный промежуток для долгосрочных целей в тех же областях — от двух до трех лет.

Самая лучшая главная цель или первостепенная задача — цель количественная, рассчитанная на два или три года. Далее, вы можете разбить ее на сегменты по девяносто дней, а после этого разбить последние на месячные, недельные подцели и подцели на один день, обладающие измеримыми критериями, по которым вы можете оценить, насколько вы продвинулись.

Идеальная жизнь сконцентрирована, полна целей, позитивна и организована так, что каждый час, и каждый день вы движетесь к важным целям. Вы всегда знаете, что вы делаете и почему. У вас постоянное ощущение продвижения вперед. Большую часть времени Вы чувствуете себя победителем.

Многие цели остаются в области мечтаний долгие годы лишь потому, что от представления цели до ее воплощения лежит огромная пропасть в один шаг. И этот шаг называется реальной деятельностью. Пока Вы не сделаете этот шаг, цель не начнет приближаться. Поэтому стоит ответить на вопросы:

  • Какие первые шаги Вы можете предпринять?
  • Какие этапы являются реальными для Вас?

Имейте в виду, что, чем меньше шаг, тем реальнее достижение. Другими словами, как в известной притче: «Мудреца спросили: «Скажи, можешь ли ты съесть целого слона?» «Могу, — ответил мудрец, — если буду есть его по кусочкам».

Источник:
Психология успеха — постановка и достижение цели: тотальное самокопание и самопонимание (2013-11-09)
Психология успеха: постановка и достижение цели поможет определиться с желаниями и реализовать их в жизни. Бывают разные виды целей и различные способы их
http://tvoiuspeh7.ru/psihologiya-uspeha-celi.html

Роль и цель науки психологии

  • Станислава Стариковская
  • 20.10.2016
  • 2461
  • 0 Комментариев

И роль и цель науки психологии глобальны. Их определяют по-разному и не только потому, что мнения ученых по этому поводу разнятся, но и потому что психология необычайно разнообразна и широка.

В последнее время все больше психология из науки теоретической превращается в практическую. Не теория определяет практику, а практическая необходимость и потребности общества определяют объекты психологических исследований. Включенность психологии в решение практических задач изменяет условия развития ее теории.

Несмотря на это, практическая полезность психологии еще в недостаточной мере осознанна и оценена в нашем обществе. Она нужна во всех сферах жизнедеятельности, но чаще применяется лишь в педагогике, медицине, промышленности, политике, культуре и то не всегда в нужной форме и в достаточной мере.

До сих пор ведутся споры о том, к какому роду наук относится психология, гуманитарная это дисциплина или естественно-научная. Все потому, что на протяжении многих веков психология была лишь «наукой о душе» в тени своей старшей сестры – философии. Она смогла стать отдельной дисциплиной только благодаря сближению с естественными науками (анатомией, биологией, физиологией, прочими) и перенятию у них экспериментальных методов изучения человека.

Только в конце позапрошлого века, когда немецкий физиолог и психолог В. Вундт создал первую в мире психологическую лабораторию и начал идеальную по своей сути психику изучать экспериментальным путем, психологию признали настоящей самостоятельной наукой.

Уникальность психологии и ее главная роль состоит в объединении всех других наук, изучающих человека. Она, оставаясь самостоятельной гуманитарно-естественной наукой, становится тем связующим звеном, которое объединяет другие области научного знания в общую систему знаний о человеке.

Объектом исследования многих наук является человек, но только психология стремится интегрировать все знания о нем в единую систему.

Своеобразным сцеплением между всеми науками служит «человеческий фактор». Нельзя не учитывать личность человека, к примеру, совершившего преступление (пересекаются психология и юриспруденция), больного (медицина), учащегося (педагогика), трудящегося (менеджмент), бастующего (социология) и так далее.

Человек – сложная система. Нельзя рассматривать различные аспекты его существа в отрыве от остальных, хотя это делается довольно часто. А потом, когда возникают проблемы, с сожалением говорится: «Сказался человеческий фактор!».

К примеру, врач, не учитывающий психологию больного, относится к нему лишь как к телу, и не понимает почему больной не выздоравливает; управленец, не осознающий ценности личности, относится к работнику как к машине, выполняющей поставленную задачу и никак не поймет почему работа не ладится.

Роль психологии состоит в объединении этой наукой всех знаний о человеке для практического улучшения жизни и деятельности каждого конкретного индивида и всего общества.

Цель теоретической психологии – изучать законы психической деятельности, психические процессы, состояния, свойства – весь класс психических явлений и способы их действия. Для чего? Для того чтобы понимать как рождается, формируется и функционирует то самое субъективное отражение объективного мира, которое называется психикой.

Цель практической психологии – оказывать психологическую помощь человеку на пути становления и развития его личности. Психодиагностика, психокоррекция, консультирование, психотерапия, тренинги, прикладная психология – все служит воплощению прекрасных и стройных теорий в жизнь. В конечном итоге все исследования ученых и работа психолога с клиентом нацелены на достижение психологического благополучия человека.

Объектом (а точнее – субъектом) исследования и практического приложения психологических знаний всегда является личность, человек.

Отсюда задачи психологии:

  • понять сущность, законы и закономерности психики,
  • проанализировать развитие психики в ходе филогенеза, онтогенеза, социального взаимодействия людей и их трудовой деятельности,
  • научиться регулировать, влиять, управлять механизмами психических явлений и процессов с целью помочь конкретному человеку/группе людей,
  • научиться применять получаемые знания на практике в различных отраслях и сферах жизни, лежащих на пересечении с психологией.

А так как на пересечении с психологией лежат практически все области практики, она сталкивается со многими специфическими проблемами этих сфер. Эти проблемы комплексные. Включение психологии в состав междисциплинарных исследований эффективно лишь тогда, когда она обогащает их своими наработками и сама обогащается новыми идеями и подходами.

Кроме науки психологии есть психология как система жизненных явлений. Именно о ней чаще всего говорят люди, произнося слово «психология». Для не-психолога, человека не решающего психологические научные и практические задачи, психология это не система научных знаний, а совокупность ощущений, интересов, мотивов, потребностей, чувств и так далее, то есть внутренний мир.

Человека беспокоит прежде всего его внутренний мир и в этом плане цель психологии – познакомить человека с собой, направить его на путь познания себя и самосовершенствования.

С этой целью пишутся книги, научные работы и статьи, поэтому создаются психологические службы, практикуют психологи-консультанты и психотерапевты.

Психологические знания помогают взглянуть на себя, окружающих людей и мир с другой стороны, найти корни личных проблем и решить их, приобрести навыки саморегуляции, повысить уровень психологической культуры и так далее.

Психология сильна своим многообразием, оно обеспечивает ее объяснительный и практический потенциал, стремительное развитие и популярность.

Источник:
Роль и цель науки психологии
Роль психологии в системе наук глобальна. Ее определяют по-разному, потому что психология необычайно разнообразна и широка.
https://ourmind.ru/rol-i-cel-nauki-psixologii

(Visited 1 times, 1 visits today)

CATEGORIES