Трансформация личности психология

Личность и ее трансформация при использовании интенсивных интегративных психотехнологий (ИИПТ)

Личность и ее трансформация при использовании интенсивных интегративных психотехнологий (ИИПТ)

Личность — сложная многоуровневая система коммуникации, биоэнергоинформационного обмена со средой; именно качество коммуникации определяет уникальность каждой отдельной личности. В целом, потенциал развития человеческой личности предполагает ее полную открытость и свободу обмена, накопления, перераспределения всех возможных видов энергии и информации.

Нарушения, конфликтные зоны личности — это зоны, в которых нарушено общение, свободное течение естественных процессов. Следовательно, прогрессивным путем развития личности будет путь уменьшения раздробленности, внутренней непротиворечивости, движение к целостности. Увеличение раздробленности личности на конфликтующие между собой «субличности» является путем регрессивным, ведущим к ее распаду, поскольку удерживает биологическую и психическую энергию во внутренних конфликтах, вследствие чего личность оказывается как бы «выключенной» из естественной коммуникации с миром, социумом.

Основными процессами в функционировании психической реальности являются процессы организации, т. е. образования новых структур. Уровень организованной сложности, количество взаимосвязанных уровней и гибкость психической реальности человека, как саморефлексируещей целостной системы, возрастает в ходе эволюции.

Поскольку психика является самоорганизующейся динамической системой, адекватным описанием ее может быть только процессуальное описание. Процессы развития и функционирования в самоорганизующихся системах тождественны. Это означает, что психика имеет качество трансформации, внутреннего изменения как инвариантное, имманентно присущее ее существованию.

Рассмотрим подробнее внутреннюю структуру личности.

Личность состоит из совокупности подсистем, которые обозначаются «Я».

Подсистемы «Я» обозначаются как «я». Это устойчивые констиляции, сгустки человеческого опыта, формы, с которыми человек идентифицируется.

Среди этих идентификаций выделяется два класса:

1) биогенетическая самоидентификация

2) социогенетическая самоидентификация или «Я» отождествление.

Среди биогенетического «Я» отождествления ядерным является представление о собственной телесности. К социогенетической — базовая самоидентификация, которая включает в себя видовую, кастовую, социально-этническую. Вторичное самоотождествление касается статусов, которые занимает человек, ролей, которые выполняет человек, и некоторых общих характеристик, качеств личности с которыми осознание идентифицируется.

Подсистемы «Я» — «я» идентификации отличаются между собой:

а) по содержанию:

б) по значимости и объему занимаемого пространства в структуре личности;

в) мерой устойчивости.

Личность не знает до конца внутреннего пространства самоидентификации и реальное «Я» занимает меньшее пространство чем «Я» потенциальное.

На первом этапе изменения личность движется к потенциальному «Я». Этот этап связан с социальной и психологической реализацией личности.

Затем наступает тупик, человек проявлен — исчезает перспектива трансформации. Реализуется кризис стабильности. Все есть, но невыносимы само постоянство и стабильность. Именно это состояние вызывает к жизни одну из главных потребностей человека — потребность в изменении. С одной стороны, личность стремится к внутреннему космосу и порядку, с другой стороны заявляет о себе тенденция к хаосу, дестабилизации. Личность, которая «застревает» в кризисе стабильности сила эволюции (или сила хаоса, изменения) сметает через возникающую социальную ситуацию. Чем мощнее космос (упорядочивание), тем мощнее хаос (психодуховный кризис).

Когда при достижении «Я потенциального» личностью осознается потребность в изменении, то оказывается, что меняться некуда. Она целостна. Остается единственная возможность трансформации — через интеграцию фрагментов огромной подструктуры в личности, которую можно обозначить как «не Я».

Любому «Я» в человеческом сознании, в том числе и бессознательной его части существует противоположная структура,

которую можно обозначить как «не Я». Рис. 1. Три зоны в личности.

Трансформация и дальнейшая эволюция личности приводит в поход в «не Я», и этот поход сопровождается разрушением границы между «Я» и «не Я», в результате которого образуется третье пространство внутри личности, которое обозначается, как «Равностность» или неотождествленность.

Смысл интеграции и терапии в ИИПТ заключается не в том, чтобы поворачивать колесо «Я — не Я», а в том чтобы полностью слить пространство между «Я и не Я» в зону «Равностности», осознать конфликт между «Я и не Я», «Так» и «Не так», и открыто принять то, что ранее отвергалось, отрицалось, подвергалось подавлению и было нерефлексируемо, что дает человеку вместо жесткого ограничения гибкий выбор.

Проворачивание колеса «Я — не Я» не имеет смысла, потому что жесткая бинарная структура личности остается, меняется содержание идентификаций, но напряжение и ограниченность между бинарностями не исчезает. Из точки «Равностности» возможно входить и в «Я» и в «не Я», и когда большое количество значимых фрагментов «Я» и «не Я» сливаются в пространстве «Равностности», остаются лишь основные экзистенции личности, что воспринимается, как самая благородная самоактуализация в социуме.

Кризисное состояние личности — определенный дисбаланс в жизни и деятельности человека, по причине которого возникает неразумное с точки зрения личности и неадекватное в социальном аспекте поведение, поступки и действия. Кризисное состояние также обуславливает дисбаланс нервно-психического и соматического состояния клиента.

Каждый раз психолог сталкивается с кризисным состоянием на различных уровнях существования человека: 1) соматическом;

2) нервно-психическом; 3) дисбаланс на психологическом уровне как конфликт базовых структур личности; 4) социально-психологическом как нарушение коммуникативных функций и адаптационных механизмов к социальной среде.

Как правило, кризисное состояние личности имеет системный характер и включает все уровни. В силу этого требует системного, комплексного подхода.

Кризисное состояние личности возникает в том случае, когда человек встречается с переживаниями, которые по силе или продолжительности превосходят его психологические регуляторные возможности, что сопровождается нарушением соматических, психофизиологических, психологических и социально-психологических адаптационных механизмов субъекта.

В работах физиолога Г.И. Косицкого показано, что стресс развивается по определенным закономерностям, проходя через ряд определенных этапов.

Первая стадия — мобилизации, сопровождающаяся повышением внимания, активностью, — нормальная рабочая стадия. Мобилизируя ресурсы психики, человек может адекватно справиться с возникшей проблемой. Можно сказать, что в этом случае стресс выполняет роль наиболее быстрого и эффективного приспособления к изменившимся условиям, высокие нагрузки приводят к тренировке организма.

Вторая — фаза «стенической отрицательной эмоции» развивается в случае, если проблема осталась неразрешенной вследствие недостаточной мобилизации ресурсов, недостаточной внимательности на первой стадии. Возникает избыток отрицательных эмоций, носящих стенический, активно-действенный характер: ярость, гнев, агрессия.

Третья фаза — «астенической отрицательной эмоции». Возникают отрицательные эмоции, носящие астенический, пассивно-бессильный характер. Человеком овладевают тоска, отчаяние, неверие в возможность выхода из тяжелой ситуации.

Последняя стадия — невроз, срыв. Человек полностью деморализован, он смирился с поражением. Наступают те негативные последствия, которые стресс оставляет в организме — депрессия, начальные стадии психосоматических заболеваний, которые могут перейти из стадии начальных, преимущественно обратимых нарушений в стадию стойких органических нарушений.

Последние три стадии входят в зону «НЕ ТАК». Зону «ТАК» и «НЕ ТАК» на стыке перекрывает зона «И ТАК Тоже» (См. Рис. 2).

Рис. 2. Три зоны в личности.

Именно в зоне «И ТАК Тоже» у каждого человека живет внутренний философ, или гениальный психотерапевт, уже хорошо осознавший и принявший мир во всем его разнообразии и выработавший драгоценное качество Равностности.

— РАССЛАБЛЕНИЕ — ВЕРА — СОЗЕРЦАНИЕ — ЛЮБОВЬ ИЛИ БЕЗУСЛОВНОЕ ПРИНЯТИЕ — РАСШИРЕНИЕ СЕНСОРНЫХ БАРЬЕРОВ — РАЗТОЖДЕСТВЛЕНИЕ С ПРОБЛЕМОЙ И ВЗГЛЯД СО СТОРОНЫ — ТРАНСЛЯЦИЯ СОСТОЯНИЯ » УСПЕХА»-

НАПРЯЖЕНИЕ (ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ) — НЕДОВЕРИЕ — КОНТРОЛЬ — СТРАХ — СУЖЕНИЕ СЕНСОРНЫХ БАРЬЕРОВ (НЕАДЕКВАТНАЯ ОЦЕНКА РЕАЛЬНОСТИ) — ОТОЖДЕСТВЛЕНИЕ С ПРОБЛЕМОЙ — ТРАНСЛЯЦИЯ СОСТОЯНИЯ «ЖЕРТВЫ»-

Холотропное дыхание является наиболее органичной и безопасной техникой (тренингом) в трансперсональной психологии для создания стрессовой ситуации, в ходе которой возрастает уровень энергии, и возможно, при соответсвующем уровне внимательности, совершить те эффективные действия, которые приведут к разрядке напряжения между конфликтными зонами внутри личности, долгие годы существовавшие в психике человека и искажавшие ее нормальные взаимоотношения с миром.

В ходе эмпирической холотропной работы выясняется, что дисбаланс личности, обнаруженный клиентом или лицами из социальной среды является следствием внутриличностного конфликта. Причиной подобного конфликта могут быть события из личной истории клиента, или иметь более глубокую, трансперсональную природу. Причина и следствие образовывают некоторую целостность, которая в различных школах психологии и психотерапии обозначается по-разному: подавленный материал, блок, напряжение, комплекс, незавершенный гештальт. У Рона Хаббарда это обозначено понятием «энграмм». Ст. Гроф, как указывалось выше, ввел понятие СКО (систем конденсированного опыта) для обозначения этих целостностей.

В ходе холотропного дыхания или при использовании интенсивных интегративных психотехнологий на тренингах личностного роста клиент обнаруживает причину, точку в развитии личности, в которой произошел ее внутренний «раскол», в которой создалась некая «стена» между зонами «ТАК» И «НЕ ТАК», в которой развитие возникшего в тот момент стресса пошло по деструктивному для личности пути. Переживание регрессии к этой точке делает возможным направить развитие стресса по пути активной мобилизации сил и внимания на разрешение проблемы. Это и достигается в холотропной терапии созданием поддерживающего контекста для любых возникающих переживаниях дышащего, доведением их до точки предельной интенсивности. Функция психолога во время дыхательного процесса — следовать за характером переживаний клиента, усиливать проявляющиеся процессы и ощущения, способствовать их полному переживанию и проявлению.

Часто переживания, ситуация сопряжены с сильной болью и интенсивными негативными эмоциями без всякого адекватного внешнего воздействия. С одной стороны это говорит о том , что травматический материал поднят из бессознательного, с другой — эти негативные эмоции и сильная боль предстают с интенсивностью, превосходящей пережитое клиентом сознательно. Когда природа и интенсивность сознательного переживания совпадает с бессознательным проблема решается, ситуация теряет негативность и становится частью опыта. Но в том случае, если она переживается во всей целостности психического опыта.

Ряд терапевтических механизмов имеющих место в процессе использования интенсивных интегративных психотехнологий (ИИПТ) аналогичен известным из традиционных психотерапевтических подходов. Среди них можно выделить процессы отреагирования (катарсиса), эмоциональные и интеллектуальные инсайты, касающиеся личной истории и возникающие при повторном их проживании, а также терапевтический механизм переноса. Эти механизмы в процессе терапии имеют тенденцию интенсифицироваться, и претерпевают некоторые качественные изменения

Как правило, столкновение с базисным опытом переносится гораздо тяжелее и болезненнее, чем дискомфорт от симптомов в повседневной жизни, хотя здесь много одинаковых элементов. Но зато эта стратегия предоставляет возможность радикального и стабильного разрешения, а не просто подавляет и маскирует подлинные проблемы. Подход значительно отличается от аллопатических стратегий медицинской модели. У него есть параллель в гомеопатической медицине, где основные усилия направлены на выделение существующих симптомов для мобилизации подлинных самоисцеляющих сил в организме.

Последнее замечание С. Грофа заслуживает особого внимания. Интенсивные интегративные психотехнологии в целом, и в особенности дыхательные тренинги и холотропное дыхание, исходит из вышеуказанной предпосылки о существовании самоисцеляющих сил психики, как самоорганизующейся динамической системы.

Психопатологические проблемы эффективно искореняются не через облегчение эмоциональных и психосоматических симптомов, а через их временное усиление, полное переживание и интеграцию.

Еще раз хочется подчеркнуть, что именно эффективность интеграции обеспечивает окончательное разрешение внутриличностного конфликта. Исходя из вышеописанных концептуальных схем, интеграция является разрушением барьера и обьединением ранее противопоставленных зон психики («ТАК» — «НЕ ТАК, «Я» — «НЕ Я») в единое поле сознание, пространство равностности («И ТАК ТОЖЕ»).

Начало / Трансперсональная психология / трансформация личности

Источник:
Личность и ее трансформация при использовании интенсивных интегративных психотехнологий (ИИПТ)
трансформация личности, трансперсональная психология, интенсивные интегративные психотехнологии, холотропное дыхание, тренинги
http://www.terton.ru/transformatsiya-lichnosti.html

Трансформация личности в пространстве Интернета Текст научной статьи по специальности — Психология

Трансформация личности в пространстве Интернета Текст научной статьи по специальности «Психология»

Аннотация научной статьи по психологии, автор научной работы — Клементьев Борис Семенович

Изложены данные анализа феномена трансформации личности в сетевом пространстве. Начиная с 1990-х гг. в Сети возникла тенденция появления виртуальных личностей , имеющих мало общего с их создателями в реальности. Возникнув как всеобщий источник информации, Интернет изначально обладал колоссальным образовательным потенциалом, который в несколько измененной форме сохраняется и сегодня. В Интернете нового типа можно говорить о выявлении особенностей трансформации личности в зависимости от ресурса, социального статуса пользователя, общественной обстановки. Закономерным итогом трансформации личности является трансформация траекторий образовательного процесса. Новый тип личности сетевая личность требует иного подхода в отношении образовательных ресурсов.

It sets out details of the individual transformation phenomenon analysis in network space. Since the 1990s, there was a tendency on the network emergence of virtual personalities that have little to do with their creators in reality, marking the beginning of this complex process. Originating as a general source of information, the Internet originally had a tremendous educational potential, which is in a slightly modified form still exists today. On the Internet, a new type we can speak about the identification characteristics of the transformation of the individual, depending on the resource, the social status of the user, the social situation. A natural result of the transformation is the transformation of the individual trajectories of the educational process. A new type of identity the identity of the network requires a different approach to educational resources.

Похожие темы научных работ по психологии , автор научной работы — Клементьев Борис Семенович,

Текст научной работы на тему «Трансформация личности в пространстве Интернета»

?ПЕДАГОГИКА РАЗВИТИЯ И СОТРУДНИЧЕСТВА

ТРАНСФОРМАЦИЯ ЛИЧНОСТИ В ПРОСТРАНСТВЕ ИНТЕРНЕТА

Клементьев Борис Семенович — кандидат философских наук, профессор, кафедра этики и эстетики, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, Россия E-mail: durney-son@mail.ru

DOI: 10.18500/2304-9790-2017-6-2-173-178 К постановке проблемы

Интернет-пространство как фактор трансформации личности

Вопрос трансформации личности в интернет-пространстве привлекает внимание исследователей с 1990-х гг. Так, в середине 1990-х гг.

появляется одно из первых исследований в данной области, книга «Жизнь на экране» [1], главной темой которой является непостоянство личности в виртуальном пространстве. Чуть позже исследователям в области социально-гуманитарных наук стало понятно влияние данных процессов на публичную сферу: в 2000 г. выходит исследование «Кибердемократия: Интернет и публичная сфера» [2], в которой впервые в научный оборот вводится понятие «мобильная идентичность», а также осуществляется анализ изменения правил политической игры с учетом появления виртуального пространства.

Характеризуя новое понимание личности в киберпространстве, можно отметить, что в целом оно идет по сложному пути колебаний от объективации личности к ее размыванию и обратно, от полной обезличенности до полной идентичности пользовательской личности с физической.

Именно эта исходная посылка в апперцепции интернет-сети в целом и социальных сетей в частности стала причиной двух основных и, в принципе, взаимообусловленных позиций по отношению к интернет-среде — в позитивном контексте как к пространству абсолютной свободы для самореализации и самовыражения и в негативном как к пространству тотального обезличивания, в котором никто не несет ответственности за свои слова. С одной стороны, такое отношение к Интернету делало его в глазах широкой общественности ненадежным источником информации, с другой — давало пользователям ощущение безопасности. В той или иной мере оба взгляда оправданы, однако в отношении интернет-пространства дело обстоит далеко не так однозначно. Для того чтобы объяснить место личности в интернет-сети, необходимо обратиться к генезису данных общественных стереотипов. В отношении

образовательных стратегий этот вопрос является довольно важным ввиду того, что существующее понимание интернет-пространства как территории «несерьезности» существенно снижает его возможный образовательный потенциал.

Рассматривая вопрос взаимодействия ки-берпространства с пространством социальным, нельзя не учитывать, что данная связь является амбивалентной. Это становится особенно важным, если обратить внимание на те измерения, которые претерпело интернет-пространство в последние десятилетия именно под воздействием пользовательской аудитории. Данные трансформации носят качественный характер и затрагивают само назначение Интернета, меняя его сущностную характеристику.

При всем многообразии задач и возможностей Интернета такая его особенность, как колоссальный образовательный и воспитательный потенциал, была распознана практически сразу. Изначальная задача Интернета — передача информации по сети. Эту задачу он выполнял в течение нескольких десятилетий, создав себе в сознании общества имидж «глобальной копилки информации». В этот период университетская среда, породившая, по сути, Интернет, рассматривает его как образовательный инструмент. Однако уже к концу XX в. как разработчиками программного обеспечения, так и простыми пользователями было осознано, что технические возможности интернет-среды гораздо шире, чем поиск и хранение информации. Вслед за этим началось формирование нового облика Интернета, получившего позже название Web 2.0.

Формирование интернет-ресурсов нового типа связано, в первую очередь, с позицией пользователей. Основной принцип формирования Web 2.0 декларировался как принцип «открытого» для пользователя Интернета. Он, по мнению идеологов Web 2.0, только техническая платформа для того, что интересно и нужно пользователю [3]. Благодаря этому происходит два существенных изменения: появляется возможность контент-наполнения сайтов не только их создателями, но и рядовыми пользователями, во-первых, и смысловая переориентация Интернета с позиции «источник информации» на позицию «пространство для коммуникации», во-вторых. Если раньше вопрос контент-наполнения сайта был подконтрольным владельцу домена, то в эпоху Web 2.0 большая часть контента создается пользователями.

Основным следствием такой переориентации Интернета на пользователя стала полная неподконтрольность контента как владельцу ресурса, так и любым государственным инстанциям. Если ранее вопрос о том, кто ответствен за размещаемую на том или ином ресурсе информацию, решался однозначно — контролировал контент владелец ресурса, то в новом Интернете возникает насущная потребность модерации и контроля за всем массивом информации, создаваемым поль-

зователями. Эта особенность, с одной стороны, подкрепляет обозначенную выше репутацию «несерьезности» интернет-ресурсов как источников образования, однако с другой — позволяет сделать его свободной площадкой для обмена информацией. Но последнее обстоятельство скорее формирует Интернет как пространство обмена научными мнениями, нежели образовательное.

Так или иначе Интернет нового типа предоставил широчайшие возможности для самореализации личности пользователя. Технически его новый облик формировался за счет различных средств: wiki-сайты, блоги, социальные сети и т. д., каждое из которых позволяло пользователю оставить свой след в глобальном информационном пространстве.

Одним из уже устоявшихся способов презентации личности в Интернете является ведение блога. Появившись изначально как пространство для тематического общения любителей и ведения личных дневников, интернет-блоги быстро перетекли из круга любительского общения в массы: свои блоги посвящают острым общественным темам, и Интернет постепенно становится своего рода «альтернативным СМИ». Интернет-сообщество довольно позитивно откликнулось на подобный тип блогов, который быстро стал одним из самых читаемых. Однако, учитывая то, что ведение блога качественного информационного блога является довольно трудоемким занятием, закономерно задаться вопросом — что заставляет пользователей брать на себя роль СМИ? По мнению некоторых исследователей [4], мотивация блогера к деятельности в целом сопоставима с мотивацией классического журналиста.

С этой позицией можно поспорить по ряду причин. Блогер, не будучи сотрудником СМИ, не получает прибыли за осуществляемую деятельность. Безусловно, для известных блогеров существуют схемы заработка благодаря деятельности, например за счет рекламы. При этом стоит иметь в виду, что далеко не каждый блогер имеет достаточно широкую пользовательскую аудиторию, которая позволила бы ему заинтересовать рекламодателей. Даже в том случае, если широта аудитории позволяет блогеру зарабатывать на рекламе, такой доход несравним с заработной платой журналиста из среднестатистического СМИ. Исходя из этого, можно предположить, что финансовая заинтересованность для блогеров отнюдь не является доминантной.

Сравнивая блогеров с классическими СМИ, имеет смысл также задаться вопросом, какая роль отводится журналисту и блогеру в описываемом событии. Если журналист является только пассивным ретранслятором происходящей информации, то блогер более вовлечен в описываемое событие. Он — полноправный творец излагаемого текста, как правило, отражающий собственное мнение. Нельзя не отметить, что пользователям современного Интернета, у которых устоялся стерео-

тип об ангажированности любого официального СМИ теми или иными общественными силами, заявления блогера, который ангажирован только собственным мнением, вызывают большее доверие. Миф о проплаченных СМИ как ничто другое повышает социальный статус блогера, делая его своего рода борцом за правдивую информацию. Для блогера важно не столько, какую выгоду он получит от своего блога, сколько быть услышанным и принятым интернет-сообществом.

Можно также отметить, что блогер выступает как своего рода специалист в определенной области. Несмотря на то, что в его распоряжении находятся только общедоступные факты и материалы ввиду тотальной информационной загруженности киберпространства, факт систематизации этой информации уже является для пользователей Интернета смыслозначимым. В свете такого предположения весьма логичной видится тенденция распространения научно-популярных блогов, подающих информацию в удобном для пользователя виде.

Другой интересный с точки зрения образовательного потенциала сегмент интернет-сети представляют собой социальные сети. Так как процессы трансформации личности крайне неоднородны и за сравнительно недолгую историю информационного общества уже успели пережить несколько этапов трансформации, эти этапы имеет смысл рассмотреть подробнее, обращаясь к истории социальных сетей.

Несмотря на то, что в качестве понятия «социальная сеть» была введена в оборот еще в 1954 г. Дж. Барнсом [5, с. 47], в современном понимании социальные сети как интернет-ресурсы, созданные для межличностной коммуникации, стали появляться в 1990-е гг. В России данный процесс шел с небольшим отставанием и пришелся в основном на 2000-е гг.

На первом этапе своего существования социальные сети имели довольно узкую направленность. Такие известные социальные сети как, например, Facebook являлись продуктом университетской среды. Это вполне объяснимо не только тем, что и сам Интернет изначально появился именно в университетах, но и тем, что формат университетских сайтов уже предполагал наличие информации о человеке — и главным шагом в сторону превращения университетского сайта в социальную сеть стало появление возможности общения.

Несколько иной формат предполагала зарубежная сеть «Одноклассники», в которой долгое время отсутствовала подробная информация о пользователях и наличествовала только возможность поиска «старых знакомых» по учебному заведению. Учитывая, что первые социальные сети создавались как инструмент коммуникации между бывшими одноклассниками/однокурсниками, изначально скрывать или искажать личные данные пользователям не было смысла, так как

это существенно затруднило бы основную цель социальных сетей.

Условно можно сказать, что на ранних этапах существования социальных сетей личностная репрезентация в них была сведена к минимуму, при этом данные, представляемые пользователями, были максимально правдивыми. Впрочем, сама идея социальной сети предполагает представление в личном профиле реальных данных о себе. На первый взгляд, сокрытие или искажение информации должно убить саму идею социальной сети, так как делает практически невозможным поиск знакомых в реальном мире. Особенность социальных сетей заключается в том, что они ориентированы не столько на контент-наполнение, сколько на реальную личность, существующую вне Интернета.

Впрочем, именно на волне обретения соответствия личности в Интернете физической личности как в блогах, так и в социальных сетях появилось явление параллельных блогов/профилей. Суть его заключается в том, что одну страницу человек заводит для работы и контактов со знакомыми в реальном мире, другую — для анонимной самореализации. Это явление как нельзя более красноречиво говорит о том, что потребность в Интернете сохраняется в обоих качествах — и как средства для репрезентации физического «я», и как пространства для анонимного творчества.

Систему создания виртуальных личностей в Интернете нередко сравнивают с понятием карнавала у М. М. Бахтина [6], в котором пользователь может практически мгновенно менять маски, каждый раз представая в новом свете. Однако было бы большим заблуждением полагать, что создание влиятельной сетевой персоны сегодня является простой операцией, доступной каждому желающему. Существенной особенностью ин-

тернет-пространства является, что оно тотально верифицируемо, любой комментарий оставленный пользователем сохраняется, складывается определенное впечатление, поэтому виртуальная личность в Сети, так же, как и любая личность, обладает статусом и репутацией. Для того, чтобы интернет-сообщество отнеслось к той или иной виртуальной личности с уважением и интересом, она должна обладать определенной стабильностью. Пользователь же, постоянно «меняющий маски», не будет восприниматься ни как виртуальная личность, ни как набор таковых. Таким образом, поддержание виртуальной личности на достаточном для уважения и признания уровне требует времени и сил от ее создателя.

В связи с изучением возможностей использования социальных сетей в образовании становится актуальной теория социального обучения, которая заключается в предположении, что люди учатся наиболее эффективно, когда они взаимодействуют с другими учащимися в рамках какой-то темы или предмета. В социальном обучении фокус внимания преподавателей должен сдвигаться от содержания предмета в учебной деятельности к взаимодействию людей, вокруг которых это содержание находится. Именно поэтому зарубежные эксперты в области электронного обучения призывают разработчиков программных продуктов создавать платформы, интегрированные с популярными социальными сервисами.

Образовательныйпотенциал современных социальных сетей

Особым явлением современных социальных сетей, обладающим образовательным потенциалом, стало также создание страниц известных исторических деятелей прошлого. Если еще совсем недавно страницы Пушкина или Сталина создавались в развлекательных целях, то сегодня к подобным идеям относятся с позиции исторической реконструкции.

Положительные стороны социальных сетей как образовательного ресурса крайне многочисленны: это и многообразие форм коммуникации и контроля, такие как вики-страницы, форумы, опросы, голосования, комментарии, подписки, отправка персональных сообщений и другие сервисы, обеспечивающие широкие возможности совместной работы. Но, прежде чем социальные сети превратятся в полноценную образовательную среду, необходимо преодолеть множество трудностей и проблем различного характера, нужны общие усилия специалистов по 1Т-технологиям и преподавателей и, безусловно, более глубокие теоретические исследования данного вопроса.

Абстрагируясь от социальных сетей, можно отметить, что, несмотря на формирование нового облика Интернета Web 2.0, образовательный потенциал его не только не исчерпался, но стал

Новое понимание личности неизбежно влечет за собой новые системы социальных отношений. Утрата прямой связи киберпространства с предметным миром заставляет переосмыслить ряд других привычных понятий, например, понятия материальной ценности или государственного суверенитета и легитимности власти. Еще в начале 2000-х гг. был предложен термин №1;ократия [7] как описание новой реальности, в которой основным ресурсом является информация, а наибольшей властью обладают авторы наиболее читаемых ресурсов.

Закономерно, что по мере становления №11ократии, общества, где социальный статус человека оффлайн тесно сопряжен с его статусом в виртуальном пространстве, анонимности личности остается все меньше места. До тех пор, пока

1. Turkle Sh. Life on the screen : Identity in the age of the Internet. New York, 1995. 347 р.

2. PosterM. CyberDemocracy : Internet and the public sphere. American Cultural Studies : A Reader. Oxford, 2000. P. 402-413.

3. O Reilly T. What Is Web 2.0. Design Patterns and business models for the next generation of software. URL: http: // www.oreilly.com/pub/a7/web2/archive/what-is-web-20. html (дата обращения: 25.05.2016).

4. GillmorD. We the Media: Grassroots journalism by the people, for the people. Sebastopol, CA, 2006. 334 p.

5. Barnes J. A. Class and Committees in a Norwegian Island Parish // Human Relations. 1954. № 7. P. 39-58.

6. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М.,

7. BardA., SoderqvistJ. NETOCRACY : the new power elite and life after capitalism. Stockholm, 2002. 288 р.

Образец для цитирования:

Клементьев Б. С. Трансформация личности в пространстве Интернета // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2017. Т. 6, вып. 2 (22). С. 173-178. Э01: 10.18500/2304-9790-2017-6-2-173-178.

Personality Transformation in Cyberspace Boris s. Klementyev Saratov State University

83, Astrakhanskaya srt., Saratov, 410012, Russia E-mail: durney-son@mail.ru

It sets out details of the individual transformation phenomenon analysis in network space. Since the 1990s, there was a tendency on the network emergence of virtual personalities that have little to do with their creators in reality, marking the beginning of this complex

process. Originating as a general source of information, the Internet originally had a tremendous educational potential, which is in a slightly modified form still exists today. On the Internet, a new type we can speak about the identification characteristics of the transformation of the individual, depending on the resource, the social status of the user, the social situation. A natural result of the transformation is the transformation of the individual trajectories of the educational process. A new type of identity — the identity of the network — requires a different approach to educational resources. Key words: Internet-space, personality, mobile identity, educational strategies, social networks, self-education, interactive, distance education, Web 2.0, Netokratiya.

1. Turkle Sh. Life on the Screen: Identity in the Age of the Internet. New York, 1995. 347 p. (in English).

2. Poster M. CyberDemocracy: Internet and thepublic sphere. American Cultural Studies: A Reader. Oxford, 2000, pp. 402-413 (in English).

3. O'Reilly T. What Is Web 2.0. Design patterns and business modelsfor the next generation of software. Available at: http://www.oreilly.com/pub/a7/web2/archive/what-is-web-20.html (accessed 25 May 2016) (in English).

4. Gillmor D. We the Media: Grassroots journalism by the people, for the people. Sebastopol, CA, 2006. 334 p. (in English).

5. Barnes J. A. Class and Committees in a Norwegian Island Parish. Human Relations, 1954, no. 7, pp. 39-58 (in English).

Bakhtin M. M. Estetika slovesnogo tvorchestva (Esthetics of verbal creativity). Moscow, 1979. 424 p. (in Russian). Bard A., Soderqvist J. NETOCRACY: the new power elite and life after capitalism. Stockholm, 2002. 288 p. (in English).

Cite this article as:

Klementyev B. S. Personality Transformation in Cyberspace. Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. EducationalAomeology. Developmental Psychology, 2017, vol. 6, iss. 2 (22), pp. 173-178. DOI: 10.18500/2304-9790-2017-6-2-173-178.

Источник:
Трансформация личности в пространстве Интернета Текст научной статьи по специальности — Психология
Изложены данные анализа феномена трансформации личности в сетевом пространстве. Начиная с 1990-х гг. в Сети возникла тенденция появления виртуальных личностей, имеющих мало общего с их создателями в реальности. Возникнув как всеобщий источник информации, Интернет изначально обладал колоссальным образовательным потенциалом, который в несколько измененной форме сохраняется и сегодня. В Интернете нового типа можно говорить о выявлении особенностей трансформации личности в зависимости от ресурса, социального статуса пользователя, общественной обстановки. Закономерным итогом трансформации личности является трансформация траекторий образовательного процесса. Новый тип личности сетевая личность требует иного подхода в отношении образовательных ресурсов.
https://cyberleninka.ru/article/n/transformatsiya-lichnosti-v-prostranstve-interneta

Трансформация личности психология

Жизнь человека в обществе все время изменяется. Он стакливается с новыми людьми, изменяет характер деятельности, у него появляются новые права в обязанности, его социальный статус повышается или понижается. Все это определенным образом влияет на человека, на психические свойства его личности.

Возникает вопрос о том в какой мере личность может быть подвержена изменениям и что в ней остается постоянным? Если личность будет постоянно изменяться и быть все время неустойчивой, то с такой личностью трудно будет иметь дело, так как невозможно будет предвидеть ее поведение. Поэтому вопрос об устойчивости личности и ее трансформации приобретает большое значение.

Устойчивость личности имеет важнейшее значение как для общества, так и для самого человека. От устойчивости личности зависит закономерность и последовательность ее действий и поступков, а следовательно предсказуемость ее поведения. Благодаря устойчивости личности люди могут устанавливать нормальные взаимоотношения, общаться между собой, добиваться взаимопонимания, действовать согласованно и добиваться нужных результатов в процессе совместной деятельности.

Наиболее устойчивыми являются свойства личности, обусловленные врожденными особенностями строения нервной системы и ее функций. Стабильными, например, являются такие свойства темперамента как активность и реактивность (импульсивность), пластичность и ригидность, экстровертированность и интровертированноть, эмоциональная возбудимость и др. Относительно устойчивыми являются также познавательные способности личности и некоторые особенности ее интеллекта.

Наряду с устойчивостью одних свойств может происходить трансформация других свойств личности. Проблема трансформации свойств личности всегда привлекала внимание психологов и психиатров, так как развитие личности, а также ее деградация представляет собой ряд трансформаций как положительного, так и отрицательного характера. Под трансформацией понимают процесс превращения или замены одних психических свойств личности другими, часто противоположными, в следствие изменения социальных условий существования или под влиянием новых требований при выполнении деятельности. Трансформация, как и устойчивость психических свойств, является необходимым элементом приспособления личности к сложным постоянно меняющимся социальным условиям существования.

Трансформация психических свойств может происходить стихийно и сознательно, быстро или постепенно. Процесс трансформации имеет свои закономерности, которые связаны с прохождением определенных фаз. К. Левин выделил три основных фазы трансформации деятельности: “размораживания”, “действия”, “замораживания”. На первой фазе под влиянием чувства неудовлетворенности происходит расшатывание и разруОшение сложившихся стереотипных структур. На второй фазе применяется новая модель, на базе которой, в результате практических действий, формируются новые структуры. На третьей фазе посредством упражнений сложившиеся новые структуры закрепляются и “замораживаются”.

В зависимости от источников, вызывающих трансформацию личности, возможны, как отмечает С.П. Иванова, два вида трансформации: вторгающаяся и развивающаяся. В первом случае решающее значение имеет внешний источник воздействия на психику, который требует внести в ее структуру такие качества, которые кажутся неприемлемыми, но привлекательными для личности. Во втором случае трансформация происходит по инициативе самой личности, неудовлетворенной результатами деятельности и психическими свойствами ей присущими.

Вторгающаяся трансформация происходит под влиянием воспитания и перевоспитания развивающейся личности. Развивающаяся трансформация имеет место при самовоспитании. Возможно и одновременное слияние обеих видов трансформации. Это происходит в том случае, если личность осознает благотворное воздействие воспитательного процесса и сама прилагает усилия для формирования психических свойств, требуемых жизнью.

Какие же свойства личности в наибольшей степени подвергаются трансформации? Больше всего подвержены трансформации социально обусловленные свойства личности, связанные с мотивационной сферой и характером человека. Трансформация, как уже отмечалось, может иметь как положительный, так и отрицательный характер. Так, положительная трансформация необходима в том случае, когда вырабатывается новый стиль деятельности или поведения, так как свойства и качества личности, ранее сформированные, не могут обеспечить более успешное выполнение деятельности в новых условиях. Отрицательная трансформация происходит чаще всего, когда личность, имея завышенный уровень притязаний, не может добиться успеха и под влиянием фрустрации начинает проявлять нервозность, обидчивость, нетерпимость, мнительность, враждебность, мстительность и т. п.

Трансформация личности может периодически происходить в течение всей жизни человека, так как его положение в обществе все время изменяется. Это прежде всего связано с возрастными периодами жизни индивида. В детском возрасте ребенок находится в полной зависимости от взрослых. В связи с этим у него начинают проявляться такие черты личности как беспомощность, привязанность, доверчивость, внушаемость и др.

В подростковом и юношеском возрасте, хотя материальная зависимость от взрослых сохраняется, но постепенно увеличивается поведенческая и психологическая самостоятельность. Теперь на личность наибольшее влияние оказывает не общество взрослых, а общество сверстников, где индивид становится равноправным членом сообщества таких же как и он сам субъектов. В результате этого нормальная связь подростка с обществом взрослых нарушается, их требования, установки моральные нормы и взгляды отвергаются и становятся неприемлемыми. Все это приводят к трансформации личности ребенка, который превращаясь в подростка, приобретает новые качества, противоположные предыдущему возрасту, такие как самостоятельность, независимость, своеволие, беззаботность, безответственность и др.

С наступлением зрелости субъект включается в общество взрослых. Он начинает занимать определенное положение в обществе, овладевает профессией, становится отцом или матерью, воспитывает детей, общается с разными людьми, занимается творчеством, участвует в общественной жизни. Все это приводит к трансформации личности подростка и юноши и к появлению психических свойств, присущих взрослому. Теперь начинают преобладать такие качества как ответственность, заботливость, общительность, рассудительность, требовательность, терпеливость, выдержка, самообладание, настойчивость и др.

В зрелом возрасте трансформация личности может происходить или под влиянием сложившихся обстоятельств, заставивших изменить привычный образ жизни, или по инициативе самой личности, не удов — летворенной собой, своим общественным положением и своей профессией. Иногда под влиянием трагических событий в личной жизни может происходить трансформация личности как в лучшую, так и в худшую сторону. Часто под влиянием пережитого несчастья человек становится добрее, сильнее, способным противостоять обстоятельствам, противопоставить им свою волю и не согнуться под ударами судьбы. В другом случае человек чувствует себя раздавленным, сломленным, уничтоженным, разуверившимся в жизни и павшим духом.

Все это свидетельствует о том, что хотя формирование личности происходит под влиянием социальных условий существования, но этот процесс осуществляется не механически, а предполагает сложную внутреннюю работу самой личности. Эта работа направлена как на оценку воздействия внешних факторов, так и на принятие решения как вести себя по отношению к ним — принять или не принять их влияние, сопротивляться или подчиниться им, а так же на то, чтобы осознать свои желания и стремления, понять каким бы я хотел быть как личность, выработать свою линию поведением.

Такая внутренняя работа личности часто предшествует ее трансформации. Иногда желание изменять свою личность возникает после долгих раздумий, а иногда — мгновенно. Сиюминутное желание стать другим человеком часто существует недолго и после некоторых размышлений оценивается как несбыточное и быстро исчезает. Примером этому является встреча Александра Македонского с философом Диогеном.

Потрясенный бескорыстием Диогена Македонский воскликнул: “Хотел бы я быть Диогеном!”. Но потом постоял, поразмыслил и задумчиво добавил: “Если бы я не был Александром Македонским”. Македонский понял, что стать такой личностью как Диоген он никогда не смог бы, так как все, что он ценил презирал Диоген: власть, богатство, роскошь, славу. Что побудило Александра Македонского стать, хотя бы на время, бескорыстным человеком и отказаться от всех благ, которыми он пользовался? Какой груз лежал на его совести? Ведь известно, например, как жестоко он расправился, по поручению своего отца Филиппа, с восставшими Афинами.

Очень часто трансформация личности происходит под влиянием душевных потрясений, пережитых человеком. Так, в произведении Л. Толстого “Отец Сергий” блестящий гвардейский офицер, князь, флигель-адъютант императора вдруг накануне свадьбы с фрейлиной двора бросил светскую жизнь и ушел в монастырь, где стал монахом-отшельником под именем отца Сергия. За благочестивый и суровый образ жизни он был почитаем не только монахами и священнослужителями, но и мирянами, приходившими к нему поклониться и получить благословение и исцеление от болезни.

Глубокая трансформация его личности произошла после того как он понял, что светское общество, к которому он принадлежал, является лживым, лицемерным и развратным, в том числе и его невеста, которая, как он узнал, была любовницей императора. Суровый и благочестивый образ жизни закрепил новый духовный облик его личности и помог ему преодолеть желания и привычки, оставшиеся от прежней жизни.

Трансформация личности может происходить также и под влиянием новой роли, которую индивид начинает играть, вольно или невольно, попав в новую обстановку и подчиняясь сложившимся обстоятельствам. Так, в послевоенном итальянском фильме “Генерал Делла Ровера”, посвященном участникам сопротивления, показано как в 1944 г. в Генуе был арестован гестапо жулик и мошенник Бертоне. Немецкий полковник Мюллер уговорил его, пообещав миллион золотом, сыграть в тюрьме роль одного из руководителей сопротивления, генерала Делла Ровера, который погиб накануне. Эту роль он должен сыграть для того, чтобы помочь установить личность попавшего в тюрьму другого руководителя сопротивления, которого гестаповцы не знали ни по имени ни в лицо.

Бертоне соглашается и начинает играть навязанную ему роль. Гестаповцы распространяют слух, что в их руки попал генерал Делла Ривера. Все заключенные и надзиратели начинают относиться к Бертоне как к герою сопротивления. Впервые в жизни почувствовав себя уважаемым человеком, таким же бойцом сопротивления, как и другие заключенные, Бертоне, видя как героически погибают заключенные, начинает перерождаться. Бывший преступник восемь раз осужденный за обман, мошенничество, вымогательство и торговлю наркотиками Бертоне начинает вести себя как подобает бойцу сопротивления. Познакомившись с руководителем сопротивления и узнав его имя Бертоне не выдает его гестаповцам, за что и сам погибает. Так, в процессе трансформации личности бывший мошенник и жулик превращается в честного человека и отдает свою жизнь как истинный борец за свободу и справедливое дело.

Таким образом, хотя решающее влияние на формирование и развитие психических свойств оказывают социальные условия существования и те конкретные жизненные обстоятельства, в которые попадает человек, но то в каком направлении они будут изменяться, в положительном или отрицательном, зависит от самой личности.

Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977.

Бодалев А. А. Психология о личности. М., 1988.

Дубинин Н.П. и др. Генетика, поведение, ответственность. О природе антиобщественных поступков и путях их преодоления. М., 1989.

Иванова С.П. Современное образование и психологическая культура педагога. Псков, 1999.

Немов Р.С. Психология. Кн.1. Общие основы психологии. М., 1994.

Общая психология. М., 1986.

Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1982.

Психология. Учебник. М., 1998.

Русалов В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий. М., 1979.

Слободчиков В.И. Исаев С.Л. Психология человека. М., 1998.236

Источник:
Трансформация личности психология
14.3. Устойчивость и трансформация свойств личности
http://txtb.ru/144/51.html

(Visited 1 times, 1 visits today)

CATEGORIES