Типы поведения личности

Глава 4Теоретическая модель личности безопасного типа поведения

Теоретическая модель личности безопасного типа поведения

Главная цель педагогической деятельности учителя безопасности жизнедеятельности – формирование и развитие личности безопасного типа поведения (ЛБТП). Именно в школе осуществляется основная подготовка ребенка к самостоятельной жизнедеятельности в рамках общества и государства. Чтобы добиться успеха в процессе обучения и воспитания, а также уметь прогнозировать его результаты, учитель БЖ должен ясно представлять то, что он хочет сформировать. Что же входит в понятие «личность безопасного типа поведения»? Его содержание определяется возможностями и способностями человека удовлетворять потребности в самореализации, самоопределении, самоутверждении, самостоятельности и самооценке, что составляет ядро личности. К данной формулировке мы бы добавили – личности, безопасной для окружающих.

Разные люди в различной степени обладают качествами, присущими ЛБТП. В значительной мере это зависит от их врожденных способностей, но свою роль играют и условия существования человека в обществе, а также воспитание и образование. В данной главе ЛБТП рассматривается в двух аспектах – психофизиологическом и социальном, определяются компоненты содержания такого поведения и психолого-педагогические условия его формирования.

4.1. Человек в социуме

Человек в силу своей природы получает удовольствие от реализации врожденных программ и генетически заложенных способностей. Смысл его существования – в самореализации. Поэтому высшая ценность цивилизованного общества – свобода личности, не стесняющая свободу других.

Человеческое сообщество как биосоциальная система может устойчиво функционировать в двух режимах: конструктивном и деструктивном.

Конструктивный режим предполагает достижение устойчивого баланса биологических (врожденных программ поведения) и социальных регуляторов (норм права). Он является результатом развития сознания и совершенствования норм культуры. Для цивилизованного общества характерны осознанно выработанные ценности и нормы социального поведения:

• признание ценности интеллекта и природной одаренности;

• признание ценности профессионализма и образованности;

• признание ценности личности и ее прав;

• признание неприкосновенности частной собственности;

• уважение чужих интересов и способность к компромиссу;

• честность и обязательность;

• расчетливость и бережливость.

Деструктивный режим характеризуется ослаблением влияния социальных регуляторов и активным доминированием биологических.

Общество сегодня достигло такой стадии развития, на которой общение между людьми играет решающую роль в реализации личностных интересов. Одним из видов социальной опасности является так называемое деструктивное поведение, причиняющее вред человеку и обществу в целом. Выделяют следующие типы подобного поведения:

аддитивное – это стремление к уходу от реальности путем изменения психологического состояния с помощью одурманивающих веществ;

антисоциальное – противоправное, не соответствующее этике и нормам морали современного общества;

суицидное – склонность к самоубийству, которая обусловлена рядом факторов: изоляцией от общества, беспомощностью (физической, правовой, интеллектуальной), неверием в будущее, потерей собственной независимости;

конформистское – приверженность к официальным точкам зрения, приспособленчество;

нарцистическое – самовлюбленность, повышенная чувствительность к оценкам других людей, на этой основе отсутствие сочувствия к ним, ко всему окружающему;

фанатическое – слепая приверженность какой-либо идее;

аутическое – затруднение социального, общественного контактов, оторванность от реальной действительности;

девиантное – не соответствующее социальным и моральным нормам.

В качестве причин деструктивного поведения можно назвать:

• ощущение дискомфортного состояния в обществе (сложности во взаимоотношениях с родными, мелкие ссоры, разного рода неудачи и т. д.);

• нарастание количества событий, имеющих большое значение для конкретной личности и отражающихся на ее безопасности;

• изменение экологической обстановки, увеличение потока противоречивой и неоднозначной информации;

• необходимость принимать жизненно важные решения уже на ранних возрастных ступенях (в школьном возрасте).

Многочисленные социально-психологические исследования показали, что в настоящее время наиболее часто встречаются люди с чертами личности опасного типа поведения. Для них характерно сознательное или бессознательное проявление агрессии. Эта агрессия прежде всего причиняет вред их здоровью и создает опасные для человека ситуации, но в конечном счете наносится вред всему обществу и природной среде, нарушаются экологическое равновесие и энергетический баланс. Преобладание в обществе подобных личностей ведет к беспрецедентному возрастанию различного рода угроз для всего человечества. Это происходит из-за «снежного кома» агрессивных действий, взаимно порождаемых людьми. Межличностная конфронтация в обществе способствует росту психологической напряженности во всех сферах жизни и увеличению заболеваемости населения.

Кроме того, возникают два планетарных процесса, связанных с нерациональным природопользованием и типом воспроизводства населения. Это экологический и демографический кризисы. Именно сейчас настало время для воплощения извечной идеи синтеза общечеловеческого знания и опыта, позволяющего за счет соединения внутреннего богатства национальных культур, религии, типов самосознания выработать качественно новый взгляд на происходящее.

В. Оствальд рассматривал в качестве критерия общественного прогресса «энергетический императив»: «Не расточай энергию, используй ее». Суть этого постулата – приспособление существующего в природе процесса превращения энергии к человеческим целям. Для гармоничного развития общества и человека принципиально важно реализовать идею Ф. Энгельса о том, что свободное развитие каждого индивида является условием свободного развития всех. Эта идея – одна из ключевых в человеческом измерении безопасности. В этой связи следует отметить, что свободное развитие человека возможно лишь при условии осознания им необходимости духовного и физического самосовершенствования, а человеческого сообщества как определенной системы – при свободном развитии каждого ее элемента (различных общественных групп, организаций, государств).

4.2. Типологические черты личности безопасного типа поведения

К типологическим чертам ЛБТП относятся мотивы поведения, целевые установки и способы деятельности.

Мотивы: общинно-коллективистские, побуждающие человека-гражданина к жизнедеятельности в традициях взаимной помощи, исключающие получение корысти из затруднений, слабости окружающих людей и не допускающие хищнического отношения к природе.

Целевые установки: постоянное продуцирование потенциала безопасности существования человека (включая самого себя), природы и общества.

Способы деятельности: минимизация внутренних угроз, произведенных (сознательно или бессознательно) самому себе, и предотвращение (ограничение) активности, содержащей опасность для людей и среды обитания.

Исходя из требований, предъявляемых к человеку средой обитания (природа, общество, техноген), можно выделить основные черты ЛБТП:

• альтруистические, общественно-коллективистские мотивы поведения;

• бережное отношение к окружающему миру;

• грамотность во всех областях обеспечения безопасной жизнедеятельности;

• предвидение опасностей, влияющих на человека;

• организаторские способности в личной и коллективной безопасной жизнедеятельности;

• наличие правовых и физических навыков защиты природы, людей, самого себя от угроз, исходящих от внешних источников и от себя лично.

Выделяют следующие условия (критерии) формирования ЛБТП:

• осознание единства природы и человека в энергетическом плане и понимание каждым своей роли в обеспечении безопасной жизни на планете, в стране, коллективе, семье;

• овладение практическими навыками поведения в ситуациях взаимодействия с людьми и природой;

• умение использовать собственные ресурсы для безопасного существования в повседневной жизнедеятельности и в экстремальной обстановке.

Таким образом, понятие «личность безопасного типа» обозначает способность человека к безопасной самореализации в окружающем мире. Эта способность базируется на определенных мотивационных установках, волевых качествах личности и затрагивает ее эмоциональную и интеллектуальную сферу. Кроме того, условием безопасного поведения выступает компетентность в вопросах обеспечения политической, правовой, социальной, нравственной, физической и другой защищенности человека.

4.3. Психофизиологические характеристики личности безопасного типа поведения

Главной психофизиологической характеристикой ЛБТП является адекватная, безопасная для окружающих деятельность мозга человека. Психика любого индивидуума представляет собой одну из форм отражательной активности мозга. Психическая деятельность – высший уровень функционирования мозга, ее специфическим признаком является отражение действительности в виде образов, понятий, эмоциональных переживаний и волевых побуждений к деятельности. Любая познавательная и эмоциональная активность, т. е. волевая регуляция поведения личности, опирается на нейрофизиологический базис и предполагает соответствующие процессы в нервной системе человека.

Для учителя БЖ обязательно и важно понимание того, что работа мозга вообще, в том числе его психическая активность, имеет рефлекторный характер. Качества ЛБТП, характеризующие состояние людей в кризисных или экстремальных ситуациях, в процессе взаимодействия с окружающей средой, общения с другими людьми и т. д., обусловлены соответствующими нейрофизиологическими процессами и свойствами нервной системы человека, обеспечивающими ему безопасную жизнедеятельность. В этой связи особое значение имеет учение И. П. Павлова о физиологии высшей нервной деятельности. Эти знания помогают понять эксклюзивность личности, выявить причины неудач в деятельности школьника, прогнозировать опасности по отношению к себе, окружающему миру и другим людям, вовремя помочь человеку разобраться в ситуации или задаче, а самое основное – самому не быть источником опасных действий.

Влияние на человека страха или опасности определяется действием трех психофизиологических механизмов.

1. Безусловно-рефлекторный механизм проявляется в том, что некоторые раздражители (темнота, появление чувства страха перед другим человеком, незнание, как действовать в ситуации, и т. д.) служат безусловными сигналами, на которые психика реагирует состоянием испуга или паники различной степени. По мере адаптации к такого рода воздействиям безусловные рефлексы ослабевают, эмоции страха тормозятся, а затем полностью исчезают.

2. Условно-рефлекторный механизм действует тогда, когда человек получил некоторый отрицательный опыт и у него выработался условный рефлекс на те элементы ситуации, которые сами по себе безопасны, но сопутствовали ранее действию реальной опасности. Если страх раньше был связан с тем или иным элементом действительной опасности, то он может вызываться практически любым фактором. Учитель БЖ должен использовать в своей практике процесс торможения данного рефлекса у школьника, создавать компенсаторные педагогические условия для исключения его влияния.

3. Действие интеллектуального механизма проявляется в том, что чувство страха может быть следствием мысленного воссоздания опасности, воображения опасной ситуации, воспоминания о пережитой угрозе и т. д. Внезапность возникновения ситуации, дефицит информации, усталость, переутомление – все это факторы, усугубляющие небезопасное поведение человека.

Неумение действовать в сложной ситуации и возникновение страха вынуждают человека поступать неправильно. Человек же, наученный правильно действовать в ситуациях, способных вызвать страх, в состоянии адаптироваться, превозмочь его. Он чаще выходит победителем из экстремальной ситуации и при этом способен оказать помощь другим.

Сталкиваясь с различными обстоятельствами в процессе жизнедеятельности, которые могут быть как обыденными, так и ситуациями экстремального характера (временными, требующими большого напряжения силы воли), неподготовленный человек может попасть в сложное положение, его поведение трудно предугадать, он может совершить опасные действия по отношению к себе самому, людям, природе и обществу.

Таким образом, отличительными особенностями личности безопасного типа поведения являются гарантирующая безопасность жизнедеятельности психологическая устойчивость и психологическая готовность к действиям в различных жизненных ситуациях.

Психологическая устойчивость предполагает:

• наличие стойких альтруистических общинно-коллективистских мотивов поведения;

• знание особенностей окружающего мира;

• безболезненное осознание возможных угроз и опасностей по отношению к себе;

• знание физических основ окружающих опасностей;

• знание особенностей своей психики и соматики (от гр. soma – тело);

• способность видеть особенности психики и соматики другого человека.

Для того чтобы человек был психологически готов адекватно вести себя в чрезвычайных ситуациях, он должен, помимо специфических личностных качеств (собранность, быстрота реакции и т. д.), обладать необходимыми знаниями и умениями.

4.4. Социальные характеристики личности безопасного типа поведения

Социальная сторона ЛБТП характеризуется:

• рациональной и гуманистической активностью человека в обществе;

• умением применять безопасные способы самореализации в процессе взаимодействия с природой, информационной и инфраструктурой города и коллектива, вступая в общественно-правовые отношения;

• умением гармонично общаться с другими людьми;

• постоянным повышением уровня своего интеллектуального, эмоционального и физического развития.

В частности, это находит выражение в выполнении служебного долга по защите Родины, в умении строить взаимоотношения с государственными, административными и правоохранительными органами, в здоровых межконфессиональных, межэтнических отношениях, в развитии семьи и государства, укреплении гуманистического мировоззрения, в реальной практике жизнедеятельности и др.

Формированию подобных качеств ЛБТП способствуют следующие основные пшхолого-педагогические условия:

• осознание единства природы, общества, человека во всех существующих сферах жизнедеятельности;

• понимание своих возможностей в обеспечении безопасности природы, общества и личной безопасности;

• знание опасностей, влияющих на человека в обществе и природе;

• овладение способами рационального и гуманистического взаимодействия с природой, техникой, людьми;

• приобретение способности создавать для себя необходимые ресурсы безопасного существования;

• умение организовывать безопасную жизнедеятельность для себя и других людей.

Безопасное поведение предполагает наличие четырех основных компонентов:

• избежание влияния опасности;

• создание ресурсов безопасности.

Формируя содержание данных компонентов, учитель БЖ передает знания, создает условия для формирования навыков и умений безопасной жизнедеятельности. Раскроем более подробно содержание первых трех компонентов.

Предвидение опасности предполагает:

• знание опасностей, окружающих человека;

• знание физических свойств опасностей, влияющих на человека;

• правильную оценку ситуации (вид опасности, характер развития опасности и ее последствия, правовая направленность поведения);

• предвидение опасности от среды обитания (природной, техногенной, социальной, в случаях военной обстановки);

• предвидение опасности от собственного «я» (себе, среде обитания, другим людям);

• планомерное обучение и подготовку человека к безопасной жизнедеятельности.

Чтобы избежать влияния опасности, человек должен понимать природу возникновения, характер развития опасных ситуаций, сознавать реальные возможности по преодолению опасности, уметь правильно оценить ситуацию и рационально распределить свои силы.

Учитель БЖ обязан формировать у школьника уверенность в том, что он, даже в случае невозможности избежать влияния опасности, способен преодолеть ее воздействие, если будет вести себя адекватно сложности опасной ситуации (в обществе, на воде, в лесу, при пожаре, в горах и т. д.), знать и применять способы защиты (способы заблаговременного укрытия от опасности, способы защиты во время воздействия опасности, а также борьбы с последствиями опасностей); владеть навыками само– и взаимопомощи (при ранении, в условиях автономного выживания в природе, при ожогах, при поражении током, при укусах насекомых и т. д.). Для этого необходимо мобилизовать мотивационные установки, эмоции, волю, интеллект, личностную и деятельностную ориентацию учащихся.

Воспитательная работа по формированию безопасного поведения проводится в двух направлениях:

• оказание помощи обучаемым в борьбе с внешними трудностями (неудачи в жизни, болезнь, несчастье, стихийное бедствие, авария и т. д.);

• формирование таких личностных качеств, как благородство, честность, доброта, щедрость и т. д.

Общая цель формирования ЛБТП – выработка определенных навыков и умений, позволяющих строить свое поведение так, чтобы снижался уровень исходящих от личности опасностей, а также их профилактика в окружающем человека мире.

Источники опасности, как правило, носят комбинированный характер. Поэтому в современных условиях необходимо обеспечить функционирование комплексного механизма готовности к безопасной жизнедеятельности. Этот механизм включает:

• приобретение и передачу знаний и навыков развития личности в различных жизненных ситуациях;

• формирование экологического мировоззрения;

• обучение действиям в условиях природных катаклизмов;

• развитие умения адекватно реагировать и вести себя в условиях острых социальных конфликтов в обществе;

• формирование готовности отстаивать интересы Отечества.

Основными составляющими модели личности безопасного типа поведения являются:

• общественно-коллективистские мотивы поведения гражданина;

• бережное отношение к окружающему миру;

• грамотность во всех областях обеспечения безопасности жизнедеятельности;

• наличие правовых навыков защиты от угроз природы, людей, самому себе, исходящих от внешних источников и от самого себя.

Безопасное поведение предполагает:

• уклонение от опасности;

Основное звено модели ЛБТП – предвидение опасности как от среды обитания (природной, техногенной, социальной и т. д.), так и от собственного «я» (причиняемой себе, среде обитания, другим людям). Оно включает:

• правильную оценку ситуации (вид опасности, характер развития опасности и ее последствия, правовая направленность поведения);

• организацию и планирование действий по недопущению влияния конкретной опасности;

• создание материальной и духовной базы для оказания помощи пострадавшим.

1. Каковы причины деструктивного поведения?

2. Дайте характеристику различных типов деструктивного поведения.

3. Перечислите психолого-педагогические условия формирования качеств ЛБТП.

4. Назовите основные черты личности безопасного типа поведения.

5. Что входит в понятие «личность безопасного типа поведения»?

6. Охарактеризуйте психофизиологический аспект ЛБТП.

7. Раскройте содержание компонентов поведения личности безопасного типа.

8. Назовите психолого-педагогические условия формирования ЛБТП.

Абульханова-Славская К. А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности. Психология формирования и развития личности. М., 1981.

Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л., 1968.

Андреев В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Казань, 1988.

АсмоловА. Г. Личность как предмет психологического исследования. М., 1984.

Безопасность жизнедеятельности / Под ред. С. В. Белова. М., 2000.

Безопасность России. М., 2001.

Горшкова В. В. Проблема субъекта в педагогике. Хабаровск, 1993.

Журавлев В. И. Педагогика в системе наук о человеке. М., 1990.

Моделирование педагогических ситуаций. Проблемы повышения качества и эффективности общепедагогической подготовки учителя / Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. Н.Сухобской. М.,1981.

Основы безопасности жизнедеятельности человека: Метод, пособие для учителей 1–4 классов / Под ред. Л. А. Михайлова. СПб., 1998.

Основы безопасности жизнедеятельности человека: Метод, пособие для учителей 5–6 классов / Под ред. Л. А. Михайлова. СПб., 1998.

Основы безопасности жизнедеятельности человека: Метод, пособие для учителей 7–9 классов / Под ред. Л. А. Михайлова. СПб., 1998.

Источник:
Глава 4Теоретическая модель личности безопасного типа поведения
Теоретическая модель личности безопасного типа поведения Главная цель педагогической деятельности учителя безопасности жизнедеятельности – формирование и развитие личности безопасного типа
http://www.nnre.ru/yurisprudencija/chrezvychainye_situacii_socialnogo_haraktera_i_zashita_ot_nih/p5.php

Личность А-типа – реактивно-агрессивная – Берковиц

Понятие эмоциональной реактивности особенно применимо к определенному типу людей, подвергающихся опасности заболеть коронарным тромбозом: это хорошо известный А-тип личности. Интересно взглянуть на этот тип людей с точки зрения исследования агрессии, но сперва позвольте изложить некоторые общие сведения.

Начав свой труд в 1960 году, Фридман, Розенман и их помощники обследовали более 3000 рабочих среднего возраста из 11 различных корпораций с целью определить те факторы риска (такие, как курение, уровень холестерина в крови, характеристики личности), которые могли бы обусловить возникновение сердечно-сосудистых, заболеваний.

Ожидания врачей подтвердились: люди, классифицированные как личности А-типа (на основании первоначальных интервью исследователей с ними), в два раза чаще страдали от того или иного заболевания сердца восемь лет спустя.

Многие другие исследователи впоследствии также стремились исследовать связь между типом личности и тромбозом коронарных сосудов. Хотя выявлены и некоторые исключения, общий характер результатов (подтвержденный и параллельными работами) подкрепляет базовый тезис Фридмана—Розенмана: существует умеренное, но не незначительное взаимоотношение между личностью типа А и тромбозом коронарных сосудов сердца. Более того, согласно имеющимся теперь данным, эта взаимосвязь между типом личности и болезнями сердца наблюдается в одинаковой степени как у мужчин, так и у женщин (Friedman & Roseninan, 1974; Booth-Kewley & Friedman, 1987).

Чтобы отчетливее представить то, что подразумевается этими данными, вообразим следующую ситуацию: вы ведете машину и вот-вот опоздаете на важную встречу. Другая машина обгоняет вас, затем замедляет ход, так что вам приходится затормозить, когда на светофоре загорается красный свет. Водители позади вас раздраженно сигналят. Когда вы думаете об этой ситуации, вполне вероятно, что ваше сердцебиение участится и, если вы представляете собой личность А-типа, оно будет сильнее, чем у типа Б. Однако тип вашей личности не имеет значения, когда вы воображаете обыкновенную, не связанную со стрессом ситуацию из жизни (Baker, Hastings & Hart, 1984).

Доказательства в пользу того, что личности типа А являются реактивными агрессорами

Наше рассуждение о личности типа А, очевидно, актуально для понимания эмоционально-реактивных агрессоров. Не каждый человек А-типа впадает в крайности или антисоциален, как описанные раньше реактивные личности. Совсем не обязательно он склонен совершать атрибутивные ошибки, подчеркнутые Доджем. Тем не менее люди этого типа — в особенности те, в ком силен элемент агрессивности,— обычно отличаются высокой эмоциональной реактивностью. Они особенно часто приходят в раздражение и становятся агрессивными, когда сталкиваются с явно неприятным для них событием. Некоторые эксперименты ясно демонстрируют нам правдоподобие этого положения.

группы не ставилось ни одно из этих условий. Затем всех субъектов просили быть «учителями» в процедуре с машиной агрессии Басса. От них требовалось назначать «ученику» удар электрошоком, как только он делал ошибку в задании. Стандартно для данной процедуры: субъекты могли сами выбирать интенсивность назначаемого ими наказания.

Коротко подводя итог полученным результатам, надо отметить, что люди А-типа, как правило, назначали гораздо более сильные удары электрошоком, чем люди типа Б, как во фрустрирующей ситуации, так и в ситуации с причинением обиды, но не в нейтральной группе. (Отметим, что у фрустрированного типа А не было оснований приписывать враждебность другому студенту.) Как раз тогда, когда студенты А-типа находились в эмоциональном возбуждении, они вели себя агрессивно по отношению к доступной для агрессии мишени.

Хотя Карвер и Гласс считали, что агрессия испытуемых типа А представляла собой скорее инструментальный, а не эмоционально-реактивный тип поведения, более поздние эксперименты (которые проводились Майклом Струбом, Чарльзом Тернером, Дэном Сиро, Джоном Стивенсом и Фрэнсисом Хинчи в университете штата Юта в Солт Лейк Сити) показали, что мужчины типа А отличаются высокой степенью агрессивности, если они фрустрированы, даже в том случае, когда их агрессия не направлена на достижение какой-то цели.

Результаты таких измерений наказания очевидны. В основном участники экспериментов, испытав сильную фрустрацию, штрафовали «ученика» больше, чем попав в нейтральные условия.

Опять мы видим, что фрустрация вызывает побуждение к агрессии. Однако для моего рассуждения показателен тот факт, что люди типа А в возбужденном состоянии были намного более пунитивны, чем люди типа Б в ситуации, когда тем мешали. В целом люди типа А обладали более высокой эмоциональной реактивностью и чаще и вероятнее отвечали на фрустрацию эмоциональной агрессией. (Первый эксперимент, изложенный в этом разделе, проводили Carver & Glass, 1978). Вторая работа, описывающая желание фрустрированных субъектов причинить боль жертве, проводилась Strube, Turner, Cerro, Stevens & Hinchey, 1984).

Статья, опубликованная в газете в 1990 году, описывала еще исследования, дополняющие картину возможных вредных для здоровья последствий реактивной агрессивности личности.

Люди, у которых часто случаются приступы ярости, то есть закипающие от злости, лишь только им представится для этого малейший повод, не просто выставляют себя в неприглядном виде. Вполне вероятно, что они просто убивают себя.

Ученые в настоящее время собрали большое количество фактов, доказывающих, что хроническая злоба настолько вредна для тела, что даже превышает вред от курения сигарет, ожирение, потребление жирной пищи и представляет собой сильнейший фактор риска ранней смерти.

«Наши исследования показывают, что враждебность, подозрительность и злоба приравниваются к любым другим известным нам опасностям для здоровья»,— сказал доктор Редфорд Уильяме, исследователь в области бихевиористской медицины Медицинского центра при университете Дьюк.

Представляя результаты своей работы на недавней конференции Американской ассоциации исследований сердца, доктор Вильяме сообщил, что люди, которые в юном возрасте обладали высокой степенью враждебности, уже будучи взрослыми, намного чаще, чем их бодрые и веселые сверстники, приобретали повышенный уровень холестерина, подтверждая тем самым связь между постоянным гневом и болезнью сердца.

В еще одном недавнем исследовании эпидемиолог, доктор Мара Джулиус из университета Мичигана, проанализировала воздействие хронической злости на женщин старше 18 лет. Она обнаружила, (что женщины, в первом тестировании проявившие очевидные признаки гнева, подавляемого в течение длительного времени, в три раза чаще умирали [ко времени, когда проводилось второе тестирование], чем те, кто не питал враждебных чувств.

Другие ученые также пытаются внести ясность в сложный вопрос физического влияния гнева на тело. Обнаружили, что некоторые люди, склонные к проявлению злости, имеют чересчур сильную реакцию типа «драться или убегать», в результате чего у них при любой ситуации вырабатывается чрезмерное число стрессовых гормонов (Angier, N. New York Times, Dec. 13, 1990).

Вопреки убеждению некоторых психологов, согласно которому поведение человека в различных ситуациях не отличается последовательностью, эксперименты показали, что у людей с высокой степенью агрессивности четко видна стабильность поведения как на коротком, так и на длинном отрезке времени. Люди с сильной агрессивностыо склонны нападать на других, если ситуация, с которой они сталкиваются, имеет для них агрессивный смысл или если они недостаточно сдерживают себя. Они также чаще, чем их значительно менее агрессивные сверстники, проявляют агрессию в разных ситуациях. См. >

Источник:
Личность А-типа – реактивно-агрессивная – Берковиц
Психологос энциклопедия практической психологии
http://www.psychologos.ru/articles/view/lichnost_a-tipa__reaktivno-agressivnaya__berkovic

(Visited 1 times, 1 visits today)

Популярные записи:

Как забыть девушку которая предала Как забыть любимую девушка и перестать мучаться? Как забыть любимую девушку? Судьба частенько преподносит удары,… (2)Письмо любимой девушке своими словами Признания в любви своими словами любимой девушке С тобою каждый миг волшебный и чудесный, ты… (2)Козерог на сегодня Гороскоп на сегодня, завтра Козерог-женщинаГороскоп на сегодня, завтра Козерог-женщина. Гороскоп на неделю Если Вы не… (1)Женщина сука Стерва. Собирательный образ Я люблю и любима. Мною восхищаются, мне завидуют, а все потому, что… (1)Благодарность любимому в прозе Благодарность любимому в прозе Когда мы рядом, мне хочется уткнуться носом в твое крепкое плечо… (1)

COMMENTS