Типы педагогических конфликтов

Виды педагогических конфликтов

Виды педагогических конфликтов

К основным формам конфликтного поведения школьников можно отнести: вызывающие действия и поступки (нарушение дисциплины; грубость, дерзость, непослушание, заведомая ложь); некорректно выраженное несогласие; оскорбительная критика действий и поступков педагога; открытое противостояние (игнорирование требований учителя, незаинтересованное отношение к его мнению, уклонение от контактов, пропуск занятий); пассивный протест (молчаливое отчуждение, обида, слезы); провокационные действия и поступки («каверзные» вопросы, безобидные шалости и жестокие проделки с целью досадить педагогу). М. М. Рыбакова выделила следующие конфликты:

• «деятельности, возникающие по поводу недостатков выполнения учеником учебных заданий, низкой успеваемости;

поведения, поступков, возникающие по поводу нарушения учеником правил поведения в школе, чаще на уроках, вне школы;

отношений, возникающие в сфере эмоциональных личностных отношений учащихся и учителей, в сфере их общения».

Рассмотрим эти виды, следуя указанному автору.

Конфликты деятельности «часто возникают на уроках между учителем и учеником, учителем и группой учеников и проявляются в отказе выполнять учебное задание. Это может происходить по разным причинам: утомление, трудность в усвоении учебного материала, невыполнение домашнего задания, а часто неудачное замечание учителя вместо конкретной помощи при затруднениях в работе.

Приведем типичный пример. <…>

На уроке русского языка учительница несколько раз делала замечания ученику, который не занимался. На замечания учительницы он не реагировал, продолжая мешать другим: достал резинку и начал стрелять бумажками в учеников, сидящих впереди.

Учительница потребовала, чтобы мальчик вышел из класса. Он грубо ответил и не вышел. Учительница прекратила урок. Класс зашумел, а виновник продолжал сидеть на своем месте, хотя стрелять прекратил. Учительница села за стол и стала писать в журнале, ученики занялись своими делами. Так прошло 20 минут. Прозвенел звонок, учительница встала и сказала, что весь класс оставляет после уроков. Все зашумели.

Такое поведение ученика свидетельствует о полном разрыве взаимоотношений с учителем и приводит к ситуации, когда работа учителя действительно зависит от “милости” ученика.

Подобные конфликты часто происходят с учениками, испытывающими трудности в учебе, когда учитель ведет предмет в данном классе непродолжительное время и отношения между учителем и учениками ограничиваются контактами только по поводу учебной работы. Таких конфликтов, как правило, меньше на уроках классных руководителей и в начальных классах, когда общение на уроке определяется характером сложившихся взаимоотношений с учениками в другой обстановке. <…>

Конфликты поступков могут случиться, если учитель допустил ошибки в анализе поступка ученика, сделал необоснованный вывод, не выяснил мотивы.

Учителю приходится воздействовать на учеников через оценку их поступков – при недостатке информации об обстоятельствах и подлинных причинах. Он не всегда бывает свидетелем детской жизни, лишь догадывается о мотивах поступка, плохо знает отношения между детьми, поэтому вполне возможны ошибки при оценке поведения, и это вызывает вполне оправданное возмущение учеников. <…>

Учителя, оценивая поступки учеников, не всегда учитывают отрицательные последствия таких оценок для ученика и то, как они повлияют на последующие взаимоотношения с учеником.

Исходя из внешнего восприятия поступка и упрощенной трактовки его мотивов учитель часто дает оценку не только поступку, но и личности ученика, чем вызывает обоснованное возмущение и протест у учеников. В подростковом возрасте это приводит к конфликту с учителем. Приведем рассказ одного из учителей.

Я стала классным руководителем. Дима П., ученик из моего класса, перестал выполнять домашние задания, нарушал дисциплину. Мальчик способный, а двойки стали появляться по многим предметам, никакие уговоры на него не действовали. Я для него как будто не существовала. Это длилось почти весь учебный год: были эмоциональные срывы и с моей стороны, и со стороны ученика. В одно из посещений школы мама ученика обратилась ко мне за помощью. Оказалось, что отец Димы пьет и скандалит и мальчик с матерью часто не ночуют дома. Узнав об этом, я изменила отношения с Димой, он почувствовал, что я не безразлична к его судьбе, и постепенно выправил поведение и учебу. Жаль, что мы часто видим только срыв в поведении ученика и некогда нам выяснять его причину.

Учителя часто торопятся принять меры, наказать учеников, и в результате ситуация теряет свой воспитательный смысл, а то и переходит в конфликт.

Конфликты отношений возникают в результате неумелого разрешения педагогом ситуаций и имеют, как правило, длительный характер.

Конфликты отношений приобретают личностный смысл, порождают длительную неприязнь или ненависть ученика к учителю, надолго нарушают взаимодействие с учителем и создают острую потребность в защите от несправедливости и непонимания взрослых.

По содержанию ситуаций, возникающих между учителем и учениками, можно узнать о характере сложившихся взаимоотношений между ними, позициях учителя и учеников – в этом проявляется познавательная функция педагогических конфликтов.

Учителю трудно судить о характере взаимоотношений с учениками: среди них есть согласные с учителем, нейтральные, следующие за большинством и противодействующие учителю.

Тяжело переживается учителями конфликт отношений, когда он происходит не с одним учеником, а с группой, поддержанной учениками всего класса. Это бывает в том случае, если учитель навязывает ребятам свой характер взаимоотношений, ожидая от них ответной любви и уважения.

Молодая учительница работала классным руководителем в 6-м классе. С ребятами было, как ей казалось, полное взаимопонимание, она много проводила с ними времени, и часть девочек буквально ходила за ней, но в классе было больше мальчиков.

Конфликт раскрыл подлинное отношение ребят к учителю: они поняли ее неискренность в отношениях с ними и жестоко продемонстрировали свое несогласие с ней.

Отношения между учителем и учениками становятся разнообразными и содержательными, выходят за рамки ролевых, если учитель интересуется учениками, условиями их жизни, занятиями вне школы. Это дает возможность реализовать воспитательную ценность ситуации или конфликта. Иначе возможен разрыв отношений» [220, 44–51].

Источник:
Виды педагогических конфликтов
Виды педагогических конфликтов К основным формам конфликтного поведения школьников можно отнести: вызывающие действия и поступки (нарушение дисциплины; грубость, дерзость, непослушание, заведомая
https://psy.wikireading.ru/60128

Педагогические конфликты и способы их разрешения (стр

Педагогические конфликты и способы их разрешения (стр. 1 из 6)

1.1 Определение конфликта, содержание, типы и способы протекания…………………………………………………………………….4

1.2. Конфликты в условиях учебной деятельности……………………………14

Специфика урегулирования педагогических конфликтов……………………………………………………………………….17

В моменты общественных катаклизмов мы все отмечаем нарастание ожесточения, зависти, нетерпимости друг к другу. Это связано с исчезновением в результате так называемой перестройки системы запретов, воспитания, строгого соблюдения законов, что приводит к проявлению низменных инстинктов и (чего боялся Достоевский) — к вседозволенности, агрессивности.

Агрессивность – помеха при формировании отношений, морали, общественной деятельности людей. Административными мерами данную проблему не решить.

Сейчас, как никогда, важно с детских лет воспитывать у детей внимательное отношение к окружающим, подготавливать их к доброжелательному отношению к людям, учить к сотрудничеству.

Для этого педагогу надо хорошо овладеть умениями и навыками предупреждения и разрешения конфликтных ситуаций, так как проблема взаимодействия участников педагогического процесса приобретает все большую остроту для современной школы.

В многочисленных публикациях о проблемах современной школы часто отмечается, что главная ее беда – это отсутствие у педагога интереса к личности ребенка, нежелание и неумение познать его внутренний мир, отсюда и конфликты между педагогами и учениками, школой и семьей. В этом прежде всего проявляется не столько нежелания учителей, сколько их неумение, беспомощность в разрешение многих конфликтов.

В данной работе предпринята попытка рассмотреть основные типы педагогических конфликтов и возможные пути их разрешения.

1.1. Определение конфликта, содержание, типы и способы протекания.

Для того, чтобы умело использовать конфликт в педагогическом процессе, необходимо, естественно, иметь теоретическую базу: хорошо знать динамику его и все ее составляющие. Бесполезно рассказывать о технологии использования конфликта, человеку, который имеет лишь житейское представление о конфликтном процессе.

Конфликт — форма социального взаимодействия между двумя или более субъектами (субъекты могут быть представлены индивидом/группой/самим собой — в случае внутреннего конфликта), возникающий по причине несовпадения желаний, интересов, ценностей или восприятия.

Говоря иначе, конфликт — ситуация, когда два или более субъекта взаимодействует таким образом, что шаг вперед в удовлетворении интересов, восприятия, ценностей или желаний одного из них означает шаг назад для другого или других.

Мы рассматриваем педагогический конфликт, то есть конфликт, субъектами которого являются участники педагогического процесса.

Типологическое подразделение конфликтов:

— &quot;подлинный &quot; — когда столкновение интересов существует объективно, осознается участниками и не зависит от какого-л. легко изменяющегося фактора;

— &quot;случайный или условный &quot; — когда конфликтные отношения возникают в силу случайных, легко поддающихся изменению обстоятельств, что не осознается их участниками. Такие отношения могут быть прекращены в случае осознания реально имеющихся альтернатив;

— &quot;смещенный &quot; — когда воспринимаемые причины конфликта лишь косвенно связанны с объективными причинами, лежащими в его основе. Такой конфликт может быть выражением истинных конфликтных отношений, но в какой-л. символической форме;

— &quot;неверно приписанный &quot; — когда конфликтные отношения приписываются не тем сторонам, между которыми разыгрывается действительный конфликт. Это делается либо преднамеренно с целью спровоцировать столкновение в группе противника, &quot;затушевывая&quot; тем самым конфликт между его истинными участниками, либо непреднамеренно, в силуотсутствия действительно истинной информации о существующем конфликте;

— &quot;скрытый &quot; — когда конфликтные отношения в силу объективных причин должны иметь место, но не актуализируются;

— &quot;ложный &quot; — конфликт, не имеющий объективных оснований и возникающий в результате ложных представлений или недоразумений.

Следует различать понятия &quot;конфликт&quot; и &quot;конфликтная ситуация&quot;, разница между ними очень существенна.

Конфликтная ситуация — такое совмещение человеческих интересов, которое создает почву для реального противоборства между социальными субъектами. Главная черта — возникновение предмета конфликта, но пока отсутствие открытой активной борьбы.

То есть в процессе развития столкновения конфликтная ситуация всегда предшествует конфликту, является его основой.

Выделяют четыре вида конфликтов:

внутриличностный, отражающий борьбу примерно равных по силе мотивов, влечений, интересов личности;

межличностный , характеризующийся тем, что действующие лица стремятся реализовать в своей жизнедеятельности взаимоисключающие цели;

межгрупповой , отличающийся тем, что конфликтующими сторонами выступают социальные группировки, преследующие несовместимые цели и препятствующие друг другу на пути их осуществления;

личностно-групповой возникает в случае несоответствия поведения личности групповым нормам и ожиданиям.

Чтобы спрогнозировать конфликт, надо сначала разобраться, имеется ли проблема, которая возникает в тех случаях, когда есть противоречие, рассогласование чего-то с чем-то. Далее устанавливается направление развития конфликтной ситуации. Затем определяется состав участников конфликта, где особое внимание уделено их мотивам, ценностным ориентациям, отличительным особенностям и манерам поведения. Наконец, анализируется содержание инцидента.

Существуют сигналы, предупреждающие конфликт. Среди них:

· кризис (в ходе кризиса обычные нормы поведения теряют силу, и человек становится способным на крайности – в своем воображении, иногда на самом деле);

· недоразумение (вызывается тем, что какая-то ситуация связана с эмоциональной напряженностью одного из участников, что приводит к искажению восприятия);

· инциденты (какая-то мелочь может вызвать временное волнение или раздражение, но это очень быстро проходит);

· напряжение (состояние, которое искажает восприятие другого человека и поступков его действий, чувства изменяются кхудшему,взаимоотношения становятся источником непрерывного беспокойства, очень часто любое недоразумение может перерасти в конфликт);

· дискомфорт (интуитивное ощущение волнение, страх, которые трудно выразить словами).

Педагогически важно отслеживать сигналы, свидетельствующие о зарождении конфликта.

В практике социального педагога больше интересует не столько устранение инцидента, сколько анализ конфликтной ситуации. Ведь инцидент можно заглушить путем “нажима”, тогда как конфликтная ситуация сохраняется, принимая затяжную форму и отрицательно влияя на жизнедеятельность коллектива.

На конфликт смотрят сегодня, как на весьма значимое явление в педагогике, которое нельзя игнорировать и которому должно быть уделено особое внимание. Ни коллектив, ни личность не могутразвиваться бесконфликтно, наличие конфликтов есть показатель нормального развития .

Считая конфликт эффективным средством воспитательного воздействия личность, ученые указывают, что преодоление конфликтных ситуаций возможно только на основе специальных психолого-педагогических знаний и соответствующих им умений. Между тем многие учителя отрицательно оценивают всякий конфликт как явление, свидетельствующее о неудачах в их воспитательнойработе. У большинства педагогов по-прежнему сохранилось настороженное отношение к самому слову “конфликт”, в их сознании это понятие ассоциируется с ухудшением взаимоотношений, нарушением дисциплины, явлением вредным для воспитательного процесса. Они стремятся избегать конфликтовлюбыми способами, а при наличии их пытаются гасить внешнее проявление последних.

На основании изложенного можно сделать вывод, что в течение длительного времени отсутствовали единые взгляды на природу и причины возникновения конфликтов; не признавался сам факт существования противоречий и конфликтов; само наличие конфликтов воспринималось как негативное явление, мешающее нормальному функционированию педагогической системы и вызывающее ее структурные нарушения.

Установлено, что противоречия, возникающие среди подростков, не всегда приводит к конфликту. От умелого и чуткого педагогического руководства зависит, вырастет ли противоречие в конфликт или найдет свое разрешение в дискуссиях и спорах. Успешное разрешение конфликта зависит подчас от той позиции, которую занимает педагог по отношению к ней (авторитарная, нейтральная, избежание конфликтов целесообразное вмешательство в конфликт). Управлять конфликтом, прогнозировать его развитие и уметь разрешать – своеобразная “техника безопасности” педагогической деятельности.

Источник:
Педагогические конфликты и способы их разрешения (стр
Определение конфликта, содержание, типы и способы протекания. Конфликты в условиях учебной деятельности. Конфликты между учениками в школе. Особенности педагогических конфликтов. Специфика урегулирования педагогических конфликтов.
http://mirznanii.com/a/175110/pedagogicheskie-konflikty-i-sposoby-ikh-razresheniya

Понятие конфликта в педагогическом общении

Понятие конфликта в педагогическом общении. Типы и причины педагогических конфликтов. Пути разрешения педагогических конфликтов

Конфликт – это столкновение противоположных сторон, мнений, сил, которое характеризуется активностью субъектов, направленной на разрешение противоречий.

Пед конфликт – это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций субъектов пед взаимодействия.

Особенности пед конфликта (Овчарова):

1. профессиональная ответственность педагога за правильное разрешение ситуаций конфликта (школа – модель общества);

2. участники конфликта имеют разный соц статус (учитель-ученик), чем и определяется их разное поведение в конфликте;

3. разница возраста и жизненного опыта участников разводит их позиции и порождает разную степень ответственности за ошибки;

4. присутствие других учеников при конфликте делает их из свидетелей участниками, а сам конфликт приобретает воспитательный смысл;

5. различное понимание событий и их причин участниками – конфликт глазами учителя и конфликт глазами ученика видится по-разному;

6. профессиональная позиция педагога в конфликте обязывает его взять на себя инициативу разрешения конфликта и на первое место поставит интересы ученика, т.е. формирующейся личности;

7. конфликт пед деятельности легче предотвратить, чем успешно разрешить.

Условия возникновения конфликта – это особенности внешней ситуации,

Группы пед конфликта:

-мотивационные – возникают по причине слабой мотивации УД школьника;

-конфликты связанные с недостатками организации обучения в школе;

-конфликты взаимодействия (учащихся м/у собой, учителей и школьников, учителей и администрации).

В основе классифик. лежит пед ситуация: -конфликты деят-ти; -конфликты поведения; -конфликты отношений.

Классифик. конфликтов в системе пед отношений: -учитель-ученик (самый распространенный); -учитель — классный коллектив; -учитель-учитель; -учитель — я; -учебный класс — учебный класс.

Наиболее общая типология:

-в зависимости от участников конфликта: внутриличн, межличн, личностно-групповые, межгруп;

-в зависимости от предмета конфликта: конфликты ценностей, интересов, средств достижения целей, правил взаимодействия;

-конфликты в зависимости от соц последствий: конструктивные (способствуют развитию соц системы), деструктивные (ведут к разрушению соц системы);

-в зависимости от длительности и напряженности конфликта: бурные быстротекущие; острые длительные, слабовыраженные вялотекущие, слабовыраженные быстротекущие.

Условия, кот порождают пед конфликт можно рассматривать как предпосылки возникновения пед конфликта. Предпосылки могут быть субъективными и объективными.

Причины пед конфликта:

-в системе отношений учитель-ученик: нарушение дисциплины на уроке; необъективность при оценке знаний; неподготовленное домашнее задание или пропуски уроков; оскорбления со стороны учителя, грубость и несдержанность;

-в системе отношений учитель-родитель: предвзятое отношение к ребенку со стороны учителя; самоустранение родителей от процесса обучения и воспитания;

-в системе отношений учитель-учитель: не тактичное отношение друг к другу; неудобное расписание; перекладывание чужих обязанностей; неравномерное распределение нагрузки.

-уход от конфликта(если проблема несущественная)молчание, демонстративн удаление ученика из класса, игнор;

-противоборство(выигр/проигр)угрозы, запугивание, наказание;

-стратегия уступок:приспособление, компромис;

-сотрудничество(выигр/проигр)удовлетв интересов обеих сторон

Источник:
Понятие конфликта в педагогическом общении
Понятие конфликта в педагогическом общении. Типы и причины педагогических конфликтов. Пути разрешения педагогических конфликтов Конфликт – это столкновение противоположных сторон, мнений, сил,
https://studopedia.org/6-75584.html

Типы педагогических конфликтов

Педагогические конфликты и подходы к их разрешению

Слово конфликт происходит от латинского «conflictus», что означает столкновение. Под конфликтом обычно понимают столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных взаимодействиях индивидов или групп людей, связанное с острыми эмоциональными переживаниями. [3]

Различают четыре типа конфликтов: внутриличностный, межличностный, между личностью и группой, межгрупповой.

Внутриличностный конфликт характеризуется борьбой примерно равных по силе, но противоположных по направленности потребностей, мотивов, влечений, интересов и т.п. Внутриличностные конфликты К. Левин разделил на виды:

1) конфликт «стремление — стремление»; при котором необходимо выбрать одну из двух приятных вещей;

2) «избежание — избежание», при котором выбирать приходится из двух приблизительно одинаковых отрицательных вещей;

3) «стремление — избежание», при котором один и тот же объект одновременно притягивает и отталкивает. [2]

Между личностью и группой конфликт возникает в случае, если личность занимает позицию, отличную от позиции группы. К конфликтам данного рода относят также «адаптационные конфликты». Они возникают между новичками и сложившимися в данной группе правилами и нормами межличностной коммуникации.

Конфликт между группой и руководителем также относится к данному типу конфликтов. Такие конфликты возникают обычно в группах, в которых студенты представляют собой сплоченную общность, придерживаются общих принципов и отстаивают коллективные интересы.

Межгрупповые конфликты в педагогических коллективах могут быть вызваны альтернативными позициями преподавателей по какой-либо актуальной проблеме, а в студенческих коллективах конфликты могут возникнуть на основе различий в оценке того или иного значимого события, либо из-за соперничества в стремлении занять определенное место в группе.

Наиболее распространенным типом конфликтов являются межличностные конфликты. Отмечают три признака межличностного конфликта:

Наличие, по крайней мере, двух конфликтующих сторон.

Несовместимость поступков (действий).

Педагогический конфликт является частным случаем межличностного конфликта, и поэтому для него характерны свойства, присущие межличностным конфликтам, выполняются соответствующие закономерности.

Можно выделить следующие объективные и субъективные причины возникновения педагогических конфликтов.

Объективные причины педагогических конфликтов:

Недостаточная степень удовлетворения базисных потребностей студента.

Противопоставление функционально-ролевых позиций преподавателя и студента.

Существенное ограничение степеней свободы (требования жесткой дисциплины, подчинения, отсутствие возможности выбора преподавателя, предмета, аудитории, обязательное посещение занятий и т.д.).

Различия в представлениях, ценностях, жизненном опыте, принадлежность к разным поколениям (проблема «отцов и детей»).

Зависимость студента от преподавателя.

Необходимость оценивания учащихся преподавателем.

Игнорирование личных проблем студентов в формализованных образовательных системах.

Множественность ролей, которые вынужден играть студент в силу предъявляемых к нему разных, порой противоположных требований в учебном учреждении, родителями, товарищами, какими-либо другими значимыми людьми.

Различие между учебным материалом и явлениями, объектами реальной жизни.

Социальная нестабильность и др.

К субъективным причинам относятся:

Психологическая несовместимость студента и преподавателя.

Наличие у преподавателя или студента определенных черт характера, определяющих так называемую «конфликтную личность».

Отсутствие коммуникативной культуры у участников образовательного процесса.

Необходимость изучения данного предмета всеми учащимися и отсутствие интереса к нему у отдельно взятого студента.

Несоответствие интеллектуальных, физических возможностей данного студента и предъявляемых к нему требований.

Недостаточная компетентность преподавателя (отсутствие опыта, глубоких знаний по предмету, готовности к разрешению конфликтов, низкий уровень развития определенных профессиональных способностей).

Наличие у студента или преподавателя серьезных личных проблем, сильного нервного напряжения, стресса.

Чрезмерная загруженность участников образовательного процесса.

Вынужденная бездеятельность студента.

Отсутствие самостоятельности, творческого начала в учебном процессе.

Несоответствие самооценки студента и оценки, данной ему преподавателем, и др.

Анализ большого числа конфликтов показывает, что конфликтующие стороны, как правило, не осознают истинных причин конфликта, обращают внимание лишь на их внешнее проявление, следствия. В этом случае попытки их разрешения оказываются малоэффективными и, как правило, приводят лишь к затягиванию конфликта.

Для возникновения любого конфликта необходимо наличие двух факторов: конфликтной ситуации и инцидента. Конфликтная ситуация — это совокупность объективных и субъективных условий, при которых проявляется резкое противодействие двух и более сторон. Конфликтная ситуация характеризуется состоянием напряженности взаимодействия конкретных субъектов, причем степень напряженности определяет вероятность и остроту протекания конфликта. Переход конфликтной ситуации в явный конфликт происходит под воздействием определенного толчка — инцидента. Инцидент — это действие одной из сторон, вызывающее ответную реакцию другой стороны и тем самым провоцирующее конфликт. [4]

Подходы к разрешению педагогических конфликтов.

Инициатива в разрешении педагогического конфликта обычно принадлежит преподавателю, как организатору взаимодействия со студентами и более опытному коммуникатору.

Различают следующие стратегии поведения преподавателя в конфликтной ситуации:

1. Уход от конфликта. Эта стратегия может быть полезна, когда проблема представляется преподавателю несущественной, недостойной внимания, и он предпочитает сберечь время и силы на решение более важных задач. Но это может привести и к обострению конфликтной ситуации. Если преподаватель отстраняется от конфликта, игнорирует его, он лишает себя возможности повлиять на ход развития ситуации. Студенты, так же могут отстраниться от разрешения ситуации, что исключает возможность совместной выработки решения.

2. Противоборство. Выиграть — проиграть. Данная стратегия направлена на удовлетворение исключительно собственных целей и интересов без учета целей и интересов другой стороны. Стратегия может дать положительные результаты при организации преподавателем различных конкурсов, соревнований, в случае какой-либо острой ситуации, когда преподаватель должен навести порядок ради общего благополучия. Но при разрешении межличностных конфликтов она приводит обычно к негативным последствиям, если участники конфликта стремятся достичь победы любой ценой. Противостояние приобретает деструктивный характер. Предпочтение данной стратегии многими преподавателями объясняется их подсознательным стремлением обезопасить себя. Боязнь потерять авторитет подталкивает к применению угроз, запугиванию, высмеиванию студента перед группой и т.д. Данная стратегия редко приводит к долгосрочным результатам.

4. Сотрудничество. Выиграть — выиграть. Для сотрудничества характерно стремление к сближению позиций, целей и интересов, необходимы интеллектуальные и эмоциональные усилия сторон. Преимущество данного подхода состоит в том, что преподаватель находит наиболее приемлемое для себя и учащихся решение, укрепляя и улучшая тем самым взаимоотношения со студентами. Совместно выработанное решение будет поддержано всеми участниками конфликта. Для реализации данной стратегии необходимо:

Определить интересы и потребности всех участников.

Предпринять возможные действия по их удовлетворению.

Признать ценности других, равно как и свои собственные.

Стремиться к объективности, отделяя проблему от личностей.

Искать творческие неординарные решения.

При разрешении конфликтных ситуаций преподаватель может предпринять какие-либо из следующих действий:

1. Конфликтогенные. Выражение гнева, возмущения, применение наказания, негативная оценка личности студента, его оскорбление, насмешка и т.п.

2. Конфликтотерпимые. Уход и затягивание решения проблемы, компромиссные действия.

3. Конструктивные. Действия по изменению неблагоприятного хода развития ситуации. Переключение внимания, легкая ирония, «шаг навстречу», неординарные действия и др. [4]

Действия первого рода способствуют нарастанию напряжения и обострению конфликта, не отвечают основной функции преподавателя — созданию наиболее благоприятных условий для развития личности студентов. Действия второго рода не решают педагогической проблемы, т.к. ведут к затягиванию конфликтной ситуации, усложняя с течением времени возможность ее эффективного разрешения. Действия третьего рода в случае адекватного и грамотного их использования позволяют преподавателю ослабить возникшее психосоциальное напряжение в учебной группе, осуществлять свои функции и в течение определенного времени разрешить существующий конфликт.

1. Андреев В. И. Конфликтология: искусство спора, ведения переговоров, разрешения конфликтов. — Казань: [Фирма «СКАМ»], 1992. — 142 с.

2. Левин. К. Динамическая психология: Избранные труды. / К. Левин. — М. Смысл, — 2001. – 572 с.

3. Педагогическая психология. Хрестоматия. Челябинск, — ЮУрГУ, — 1999, -120 с.

4. Темина С. Ю. Конфликты школы или школа конфликтов. — МПСИ, МОДЭК, — 2002, — 144 с.

Источник:
Типы педагогических конфликтов
Педагогические конфликты касаются каждого человека на разных жизненных этапах: в годы ученичества, при воспитании собственных детей, годы профессиональной педагогической деятельности.
https://www.altspu.ru/ped-pshyhol/inst_center/ic-for-all/11823-pedagogicheskie-konflikty-i-podhody-k-ih-razresheniyu.html

(Visited 1 times, 1 visits today)

CATEGORIES