Типы отношений

Отношения между людьми

Отношения между людьми – это окружающий нас мир. Каждый день большинству людей на планете приходится взаимодействовать с другими людьми, вступать в коммуникационные связи, различного вида отношения.

Попытаемся разобраться в том, какие бывают отношения между людьми, какова их классификация и какие проблемы в связи с отношение людей, возникли в современном обществе.

Различают следующие виды межличностных отношений:

  1. Приятельские отношения.
  2. Отношения знакомства.
  3. Товарищеские.
  4. Любовные.
  5. Деструктивные.
  6. Родственные.
  7. Супружеские отношения.

Данная классификация основывается на глубине отношений и их функций. Каждый вид отношений между людьми включает в беседу, взаимоотношение определенные уровни характеристики человека. В супружеских, дружеских отношениях предполагается наибольшее такое включение. Психология приятельских отношений, знакомства между людьми включают в себя взаимодействие, проявление только социокультурных особенностей индивидуума.

Критериями различения отношений между людьми является дистанция между собеседниками, частота коммуникации, ее продолжительность, применение ролевых клише.

Стоит отметить, что отношения дружбы проявляются в высоком уровне избирательности. Недоразумения в подобном виде отношений может возникнуть в случае, если один из партнеров переоценил отношения. Такая недооценка нередко приводит к распаду взаимоотношений. Деструктивные отношения характеризуются культивированием, поддержанием аномальных личностных характеристик и потребностей (хулиганство, стяжательство и т.п.).

Помимо видов межличностных отношений выделяют также типы отношений:

  1. Кооперация – отношение между индивидуумами, во время которого партнеры достигают обоюдного согласия о конкретных целях, стремясь не нарушить его до тех пор, пока есть схожесть в их интересах.
  2. Конкуренция — отношение между людьми, которое проявляется в стремлении достичь групповых или индивидуальных целей во время личностного противоборства.

Эти типы и уровень выраженности таких отношений способны определить характер психологии взаимоотношений.

В связи с быстрым развитием цифровых технологий и пр., обострились проблемы личностного взаимодействия. Многие люди, несмотря на возможность безграничного общения в социальных сетях, чувствуют себя одинокими. Причиной этому является смена приоритетов и жизненных принципов.

Итак, отношения между людьми играют важную роль в жизни каждого человека. Необходимо каждый день работать над личностным усовершенствованием во взаимодействии с другими людьми.

Источник:
Отношения между людьми
Отношения между людьми – это окружающий нас мир. Каждый день большинству людей на планете приходится взаимодействовать с другими людьми, вступать в коммуникационные связи, различного вида
http://womanadvice.ru/otnosheniya-mezhdu-lyudmi

Типы биотических отношений

Биотические факторы — это совокупность влияния жиз­недеятельности одних организмов на другие. Эти факторы очень разнообразны и проявляются во взаимоотношениях организмов при совместном обитании. Среди огромного многообразия взаимосвязей организмов можно выделить определенные типы отношений, имеющие много общего у организмов самых разных систематических групп. Основ­ными типами биотических отношений являются: конку­ренция, хищничество, комменсализм, мутуализм, синойкия, паразитизм.

Конкуренция (от лат. concurro — стучаться, сталкивать­ся) — взаимоотношения между организмами одного вида (внутривидовая конкуренция) или разных видов (межви­довая конкуренция), при которой они используют одни и те же ресурсы окружающей среды при их недостатке.

Чарльз Дарвин рассматривал внутривидовую конкурен­цию как важнейшую форму борьбы за существование. Внутривидовая конкуренция повышает интенсивность ес­тественного отбора. Примером внутривидовой конкурен­ции является самоизреживание у растений. У некоторых организмов (птиц, рыб и других животных) под влиянием внутривидовой конкуренции за пространство сформиро­вался тип поведения, называемый территориальностью. Например, у птиц в начале сезона размножения самец вы­являет участок обитания — территорию, которую он защи­щает от вторжения самцов того же вида.

Межвидовая конкуренция чаще всего проявляется меж­ду экологически близкими особями (или популяциями) разных видов. Она может быть пассивной (использование ресурсов окружающей среды, необходимых обоим видам) и активной (подавление одного вида другим). Классическим примером межвидовой конкуренции являются описанные русским биологом Г.Ф. Гаузе (1910-1986) опыты по содер­жанию популяций разных видов инфузорий-туфелек рода Paramecium на одном и том же ограниченном питании.

Оказалось, что через некоторое время в живых остаются особи только одного вида, выжившие в борьбе за пищу, пос­кольку его популяция быстрее росла и размножалась. Вы­вод, сделанный Г.Ф. Гаузе на основании проведенных опы­тов, называют принципом конкурентного исключения Гау­зе или правилом Гаузе. Оно гласит: «Два вида не могут ус­тойчиво существовать вместе в ограниченном простран­стве, если рост численности обоих ограничен одним жиз­ненно важным ресурсом, количество и (или) доступность которого лимитированы». Другими словами, два вида не могут сосуществовать, если они занимают одну экологичес­кую нишу.

Примером острой конкуренции может служить несов­местимость в одном водоеме речных раков — широкопало­го (Astacus astacus) и узкопалого (Astacus leptodactylus). Победителем оказывается узкопалый рак как наиболее плодовитый и приспособленный к современным условиям жизни. В Европе в поселениях человека серая крыса совер­шенно вытеснила другой вид того же рода — черную крысу, живущую в лесных и пустынных районах. Серая крыса крупнее, лучше плавает, агрессивнее, поэтому сумела побе­дить. В России, наоборот, сравнительно мелкий рыжий та­ракан-прусак вытеснил более крупного черного таракана, потому что сумел лучше приспособиться к специфическим условиям человеческого жилья. В Австралии обыкновен­ная пчела, завезенная из Европы, вытесняет маленькую ту­земную, не имеющую жала.

У растений подавление конкурентов происходит в ре­зультате перехвата минеральных питательных веществ и почвенной влаги корневой системой, перехвата солнечного света листовым аппаратом, а также в результате вьвделения токсических соединений (аллелопатия). Основным ресур­сом у растений является свет. Из двух сходных видов расте­ний, сосуществующих в одной и той же среде, преимущест­ва достигает тот вид, который способен раньше выйти в верхний, лучше освещенный ярус. Всходы ели хорошо раз­виваются под защитой сосен, берез, осин, но впоследствии, при разрастании еловых крон, всходы этих светолюбивых пород гибнут. Сорняки угнетают культурные растения пос­редством перехвата влаги и минеральных питательных ве­ществ, затенения и аллелопатии.

Победителем в конкурентной борьбе оказывается тот вид, который в данной экологической обстановке имеет хо­тя бы небольшие преимущества перед другими, т. е. боль­ше приспособлен к условиям окружающей среды. Причи­ны вытеснения одного вида другим могут быть различны, но поскольку экологические спектры даже близких видов никогда не совпадают полностью, даже при общем сход­стве требований к среде, виды все же чем-либо отличаются друг от друга.

В результате конкуренции в сообществе сов­местно уживаются только те виды, которые сумели хотя бы немного разойтись в экологических требованиях. Так, насекомоядные птицы, кормящиеся на деревьях, избегают конкуренции друг с другом благодаря разному характеру поиска добычи на разных частях дерева. В африканских саваннах копытные используют пастбищные корма по-раз­ному: зебры обрывают верхушки трав, антилопы гну пое­дают определенные виды растений, газели выщипывают только низкие травы, а антилопы топи кормятся высоки­ми стеблями.

Таким образом, межвидовая конкуренция может иметь два итога: либо вытеснение одного из двух видов из сооб­щества, либо расхождение обоих видов по экологическим нишам. Конкуренция — один из важнейших факторов фор­мирования видового состава и регуляции численности по­пуляций видов в сообществе.

Хищничество — форма межвидовых взаимоотноше­ний, способ добывания пищи и питания животных (изред­карастений), при котором они (хищники) ловят, уби­вают и съедают других животных (жертв). В основе хищничества лежат пищевые связи. Хищничество встре­чается практически у всех животных, а также среди гри­бов (из гифомицетов) и у насекомоядных растений (росян­ка, пузырчатка и др.).

У хищников обычно хорошо развиты нервная система и органы чувств, позволяющие обнаружить и распознать свою добычу, а также средства овладения, поедания и пере­варивания добычи (острые втягивающиеся когти кошачь­их, ядовитые железы многих паукообразных, стрекатель ные клетки актиний, длинные мягкие языки у жаб и яще­риц и т.д.). По способу охоты хищников делят на засадчи-ков (подстерегающих жертву) и на преследователей. Иног­да (например, у волков) встречаются коллективные формы охоты.

Не только у хищников есть специальные приспособле­ния. У жертв тоже выработались защитные свойства в виде анатомо-морфологических, физиологических, биохими­ческих и других особенностей. К ним можно отнести вырос­ты тела, шипы, колючки, панцири, защитную окраску, ядовитые железы, способность быстро прятаться, быстро бегать, зарываться в грунт, строить недоступные хищни­кам убежища, прибегать к сигнализации об опасностях.

Между хищниками и жертвами существует равновесие. Для равновесия необходимы три звена. Например, олени поедают растения, а сами служат пищей волкам. Таким об­разом, плотность популяции растительноядного животного регулируется снизу (количество корма) и сверху (число хищников). При отсутствии волков дикие олени могут чрезмерно размножиться и подорвать свою кормовую базу, что затем вызовет гибель от голода значительной части их популяции.

До недавнего времени существовало мнение, будто все хищники — вредные животные и их следует уничтожать. Но уничтожение хищников наносит большой ущерб природе. Ведь жертвами хищников обычно бывают больные и ослабленные особи, уничтожением которых сдерживается распространение болезней. Поэтому волки содействуют интенсивному размножению и повышению жизнеспособности популяций оленей. Таким образом, хищник — важнейший фактор естественного отбора.

Хищничество может являться причиной регулярных пе­риодических колебаний численности популяций каждого из взаимодействующих видов. В природных условиях наб­людаются циклические колебания численности хищника и его жертвы; при этом циклы тесно связаны во времени: за подъемом численности жертв с некоторым запаздыванием следует подъем численности хищника, после которого чис­ленность жертв начинает падать. Классический пример та­ких циклов — колебания численности зайцев и рысей в Ка­наде. Было обнаружено, что численность зайца-беляка ре­гулярно изменяется с периодом в 8-11 лет. Примерно с та­кой же периодичностью меняется численность рыси, причем максимум численности наступает на год-два позднее, чем у зайцев. Численность жертв лимитируется именно численностью хищников и наоборот (рис. 21).

Рис. 21. Отношения хищник — жертва поддерживают равновесие их популяций

Равновесие в системе хищник—жертва не возникает «ав­томатически» , а устанавливается на протяжении многих со­тен и даже тысяч лет. Но это равновесие может быть нару­шено человеком при введении в систему слишком эффек­тивного хищника, не свойственного данному биоценозу. На­пример, на острова человек завез домашних кошек, которые оказались значительно ловчее местных животных и в ре­зультате полностью истребили многие уникальные виды ос­тровной фауны. Завезенный хищник не обязательно сосре­доточивается на истреблении своей привычной добычи. На­пример, лисы, интродуцированные в Австралию для уничто­жения кроликов, нашли в изобилии более легкую добычу — местных сумчатых, не доставляя запланированной жертве особых хлопот.

Понятие «симбиоз» (от греч. symbiosis — сожительство) означает различные формы совместного существования организмов разных видов (симбионтов), с помощью кото­рых эти организмы регулируют свои отношения с внеш­ней средой. Выделяют следующие типы симбиоза: коммен­сализм, мутуализм, паразитизм, синойкия и другие.

Комменсализм, или нахлебничество, сотрапезничество (от лат. сотсовместно, сообща и mensaстол), форма симбиоза, при которой один из партнеров системы (комменсал) питается остатками пищи или продукта­ми выделения другого (хозяина), не причиняя последнему вреда. При комменсализме один из партнеров может ис­пользовать другого для защиты, как средство передвиже­ния или питаться за его счет. Связи комменсалов могут быть условно разделены на несколько вариантов комменса­лизма.

«Нахлебничество» — потребление остатков пищи хозя­ина. Например, взаимоотношение львов с гиенами, подби­рающими остатки недоеденной львами добычи. Краб пин-никса (Pinnixa), поселяющийся в раковине дальневосточ­ных пластинчатожаберных моллюсков (Pecten jessoensis), питается их объедками; мальки многих рыб живут среди щупальцев актиний и медуз и питаются отбросами их пи­щи. Песцы в тундре следуют за белым медведем и доедают остатки его пищи.

«Сотрапезничество» — потребление разных веществ или частей из одного и того же ресурса. Примером могут быть взаимоотношения почвенных бактерий-сапротрофов различ­ных видов, перерабатывающих разные органические веще­ства перегнивших растительных остатков, и высших расте­ний, потребляющих образовавшиеся при этом минеральные соли. Взаимосвязь клеста и белки в питании семенами хвой­ных растений также может служить примером «сотрапезни-чества».

Когда поедание пищи комменсалами начинает вредить хозяину, комменсализм переходит в конкуренцию или в паразитизм. Комменсализм тесно связан с синойкией.

Синойкия, или квартирантство (от греч. synoikiaсов­местное жилище),форма симбиоза, разновидность ком­менсализма: совместное проживание двух организмов раз­ных видов, полезное для одного и безразличное для другого.

В отличие от комменсализма при синойкии не возникает непосредственных пищевых отношений. Один из организ­мов может использовать другой как субстрат для заселе­ния, средство перемещения и т.д. Такой тип взаимоотноше­ний широко распространен у растений. Например, лианы и эпифиты, лишайники и мхи — на стволах и ветвях деревь­ев. В гнездах птиц и в норах грызунов обитает множество видов членистоногих. Некоторые виды насекомых обитают в муравейниках и термитниках.

Поверхностное размещение мелких организмов на более крупных называется эпойкией. Например, усоногие раки обитают на панцирях крабов, на коже китов и акул; рыбы-прилипалы — на теле акул; кишечнополостные — на рако­винах моллюсков и т.д. Размещение мелких организмов внутри крупных называется энтойкия. Например, рыба фиерасфер (Fierasfer), живущая в водных легких голоту­рий (Holothuria tubulosa). Примером синойкии является форезия — перенос животными других, более мелких, сла­боподвижных животных.

Так, некоторые мучные клещи (Tyroglyphoidea) временно прикрепляются к телу более подвижных насекомых или мышей, крыс и с их помощью переселяются в новые места обитания. Взаимоотношения типа синойкии широко распространены у животных с рас­тениями. Использование животными растительного субстрата для постройки жилищ (гнезда птиц, обитание в дуплах, в расщелинах коры), перенос семян и плодов расте­ний животными — это примеры различных форм синой­кии. Нередко синойкия становится начальным этапом бо­лее тесных взаимоотношений типа мутуализма и парази­тизма.

Мутуализм («от лат. mutuusвзаимный)высшая форма симбиоза, взаимовыгодное сожительство разных видов. При этом отношения между партнерами не только характеризуются взаимовыгодностью, но и ни один из них не может существовать без другого. Мутуализм делят на об-лигатный (обязательный для одного или для всех видов-партнеров) и факультативный (необязательный). Класси­ческим примером мутуализма могут служить лишайники, которые представляют собой организмы, созданные симби­озом между водорослями и грибами.

Мутуалистические отношения высших растений с гриба­ми представляет собой микориза (от греч. mykes — гриб и rhiza — корень) — грибокорень. Различают эктотрофную микоризу, при которой гриб оплетает корень, не проникая в клетки. Грибы пользуются выделениями корней и стиму­лируют усвояемость высшими растениями органических веществ почвы. При эндотрофной микоризе гифы гриба проникают в клетки корня растения и питаются как пара­зиты. При этом высшие растения получают дополнитель­ное азотистое питание, а грибы — продукты фотосинтеза.

Взаимная польза от такого сожительства настолько велика, что многие высшие растения (ятрышники, вересковые, ор­хидеи) не могут расти без грибов, а грибы — без этих расте­ний.

Важную роль играет и симбиоз растений с микробами, способными к азотофиксации. Например, в клетках корней некоторых растений (бобовые, березовые, лоховые, круши­новые и другие) поселяются почвенные бактерии, вызывая разрастание и формирование так называемых клубеньков. Клубеньковые бактерии, питаясь тканями растений, фик­сируют атмосферный азот в виде соединений, которые мо­гут усваиваться растением. Так, клевер и люцерна накап­ливают в клубеньках азота от 150 до 300 кг/га. Посевы бо­бовых применяются в сельском хозяйстве для обогащения почвы азотом.

Примером мутуализма являются взаимоотношения узко специализированных к опылению растений (инжир, дур­ман, купальница, орхидеи) с опыляющими их видами насе­комых, летучих мышей и других животных. Приведем еще несколько примеров мутуализма. Кедровка, питающаяся только семенами кедровой сосны, является единственным распространителем ее семян. Птицы кормятся насекомыми-паразитами на коже носорога, а их взлет служит ему сигна­лом опасности. Термиты и живущие у них в кишечнике жгутиконосцы, обладающие способностью переваривать поглощаемую термитами клетчатку, которую эти насеко­мые без симбионтов не способны усваивать. Форму мутуа­лизма приобретают отношения многих муравьев и тлей: му­равьи защищают тлей от врагов, а сами питаются сахарис­тыми выделениями.

Классический пример мутуализма — сожительство ра­ка-отшельника (Pagurus bernhardus) и актинии (Sagartia parasitica). Своеобразен мутуализм многих глубоководных рыб со светящимися бактериями. Например, у глубоковод­ных удильщиков (Chaenophryne draco) ловчий орган имеет железу, в которой поселяются палочковидные бактерии, излучающие свет.

Мутуализм широко распространен в природе. Он сыграл огромную роль в возникновении и эволюции большинства современных форм жизни. В свете симбиотической теории образования эукариот (теории симбиогенеза) клетки прак­тически всех эукариот — мутуалистические сообщества, состоящие из двух и трех компонентов (цитоплазмы, мито­хондрий и хлоропластов).

Паразитизм (от греч. parasitos — нахлебник, дармоед) — межвидовые взаимоотношения (одна из форм симбиозасовместного проживания), при которых один вид (пара­зит) использует другой (хозяина) как среду жизни и как источник пищи. Паразитизм возник в процессе тесного контакта разных видов организмов на основе пищевых и пространственных связей и встречается на всех уровнях организации живого, начиная с вирусов и бактерий и за­канчивая высшими растениями и млекопитающими. Па­разитизм является одной из форм антагонистического сим­биоза. Система «паразит—хозяин» построена по принципу неустойчивого равновесия, нарушение которого может привести к распаду системы и гибели одного или обоих партнеров.

Паразитов подразделяют на облигатных (обязатель­ных) и факультативных (необязательных). Паразитизм может быть временным, когда паразиты нападают на хо­зяев только для питания (комары, слепни, вампиры и др.) и постоянным (стационарным), когда паразиты про­водят на хозяине большую часть жизни (клещи, блохи, вши и другие). Иногда в процессе развития паразит меня­ет своих хозяев. Например, малярийный плазмодий часть жизни проводит в теле комара, а другую часть — в теле человека. Паразитов делят также на эктопарази­тов, обитающих на поверхности тела хозяина, и эндопа­разитов, живущих во внутренних полостях, тканях и клетках хозяина.

У паразитов выработались приспособления к паразитиз­му — упрощение организации, редукция органов. Напри­мер, у паразитических червей редуцированы органы пище­варения. У растений-паразитов сокращается количество хлорофиллоносной ткани, исчезают некоторые органы. Так, у повилики нет корней и зеленых листьев, она питает­ся только за счет растения-хозяина. Некоторые организмы используют хозяина для откладывания яиц и выкармлива­ния потомства. Например, самка насекомого афелинуса откладывает яйцо в тело тли, где развивающаяся личинка питается внутренним содержимым, уничтожая хозяина. Гнездовой паразитизм наблюдается у кукушки, подклады вающей свои яйца в гнезда другим птицам, перекладывая на них обязанности вскармливания птенцов.

Многие паразиты вызывают тяжелые заболевания у че­ловека и животных, отравляя организм продуктами жизне­деятельности или истощая его. Изучение различных осо­бенностей паразитизма важно для ведения борьбы с паразитами (табл. 5.1).

Таблица 5.1 Сводная таблица. Виды биотических взаимосвязей

Источник:
Типы биотических отношений
Биотические факторы — это совокупность влияния жиз­недеятельности одних организмов на другие. Эти факторы очень разнообразны и проявляются во взаимоотношениях организмов при совместном
https://studopedia.ru/17_131996_tipi-bioticheskih-otnosheniy.html

Типы отношений, выражаемых предлогами

Предлоги – это служебные слова, выражающие различные отношения между двумя объектами, между объектом и действием или между объектом и признаком в составе словосочетания.

В семантике предлогов слиты их лексические и грамматические значения.

Грамматическое значение предлогов – это их падежные значения.

Лексическое значение предлогов составляют выражаемые ими пространственные, временные, причинные и т.п. отношения.

Следует отметить, что предлоги, как и знаменательные слова, могут быть однозначными (вследствие – «по причине»), так и многозначные (например, предлог на может иметь 28 значений, с – 23 значения, в – 21 значение).

Следует отметить, что некоторые предлоги могут выражать несколько типов отношений, поэтому значение предлога определяется в контексте. Минимальный контекст предлогов включает управляющее слово (главный компонент словосочетания) и управляемое слово (зависимый компонент словосочетания): уехать на неделю, встать на стул, играть на скрипке.

Предлоги являются средством выражения падежных значений. Между значением предлога и падежа наблюдаются определенные семантические соответствия. Этим объясняется то, что каждый падеж обслуживают предлоги строго определенной семантики.

Например, по наблюдениям В. В. Виноградова, с формой Р.п. сочетаются предлоги «от, из, с», обозначающие отделение, удаление, происхождение, источник; а с формой Д.п. – предлоги «к, по», обозначающие направленность к предмету, соприкосновение с ним.

Таким образом, каждый падеж имеет свой состав предлогов:

Большинство предлогов сочетается с формой какого-либо одного падежа. С двумя падежами употребляются предлоги в, на, о (В.п. и П.п.), за, под (В.п. и Т.п.), между (Р.п. и Т.п.), с тремя падежами употребляются предлоги по (В.п., Д.п. и П.п.), с (Р.п., В.п., Т.п.).

По образованию и строению предлоги не составляют однородной группы.

Ядро системы предлогов образуют непроизводные предлоги: без, в, для, до, между, над, ради, через, близ, вместо, вне, вопреки, кроме, среди, из-за, из-под, по-за, по-над.

Непроизводные предлоги имеют следующие особенности:

— после них перед местоимениями 3 лица употребляется вставное «н» (не было его – для него);

— между непроизводным предлогом и словом в форме косвенного падежа нельзя вставить частицу «же» (к весне – навстречу же весне);

— как правило, непроизводные предлоги не имеют ударения, но не всегда (без вести, под гору).

Производные предлоги делятся на 3 группы: наречные, отыменные, деепричастные.

Примечание. В тех случаях, когда в написании первообразный предлог сливается с падежной формой имени, он становится приставкой: ввиду чего­н., вследствие чего­н., наподобие кого­чего­н. 2) Составные отыменные предлоги с двумя первообразными предлогами: взависимости от, в направлении к, в ответ на, в отличие от, в связи с, в согласии с, в содружестве с, в сообществе с, в соответствии с, в сравнении с, в стороне от, в сторону от, в унисон с (нов., книжн.), в уровень с, на пути к, по направлению к, по отношению к, по сравнению с. 3) Простые отыменные предлоги: порядка (температура порядка двух тысяч градусов), посредством, путем, типа (люди типа Иванова, устройство типа центрифуги).

(Русская грамматика, т.1, § 1661)

В очень многих случаях составные отыменные предлоги имеют живые и тесные смысловые связи с соответствующим существительным, а также и некоторые его синтаксические признаки. Выражая отношение, такие предлоги одновременно несут в себе элемент предметного значения. Сюда относятся такие составные предлоги, как без помощи, без сопровождения, в границах, в знак, в области, в пользу, в связи, в противоположность, в роли, в условиях, на основании, по адресу, под предлогом, при посредстве, в согласии с.

Такие предлоги можно называть предложными сочетаниями. Признаки того, что эти сочетания не полностью принадлежат классу предлогов, следующие.

1) Многие из таких предложных сочетаний, в отличие от собственно предлогов, относятся избирательно к тем существительным, с падежной формой которых они соединяются: это могут быть существительные или только одушевл., или только неодушевл.: в границах чего­н. (но не кого­н.), в области чего­н. (но не кого­н.), вне рамок чего­н. (но не кого­н.), в порядке чего­н. (но не кого­н.), в роли кого­н. (но не чего­н.), в ипостаси кого­н. (но не чего­н.), в сообществе с кем­н. (но не с чем­н.). Такая избирательность определяется и объясняется лексическим значением того существительного, которое входит в состав предложного сочетания.

2) Во многих случаях имя, входящее в предложное сочетание, сохраняет способность принимать согласуемое прилагательное: вести себя в границах дозволенногов установленных границах дозволенного, выступает в роли умиротворителяв сомнительной роли умиротворителя, летал в условиях полярной ночив неблагоприятных условиях полярной ночи. При введении такого согласуемого слова предложное сочетание утрачивает свою служебную функцию, и имя, получающее определение, восстанавливает все свои предметные свойства. Однако в очень многих случаях согласуемое слово уже не может быть введено в состав предложного сочетания; например: в знак чего­н., в отношении кого­чего­н., в продолжение чего­н., в результате чего­н., на предмет чего­н., по мере чего­н.

3) В тех случаях, когда присоединяемое предлогом существительное заменяется местоимением (в ходе переговоровв ходе их, в их ходе; за счет колхозаза его счет; со стороны покупателейс их стороны, со стороны них; в пользу пострадавшегов его пользув пользу него и под.), предложное сочетание, не полностью принадлежащее к классу предлогов, допускает замену такого имени указательным словом этот, такой: действует на основании инструкциина этом, на таком основании; отказался под предлогом занятостипод этим, под таким предлогом; выступает в роли умиротворителяв этой, в такой роли; мастак по части розыгрышейпо этой части и т. п. Подобно явлениям, описанным в п. 2, имя, получающее согласуемое определение, утрачивает при этом функцию связующей единицы, т. е. предложное сочетание распадается.

Источник:
Типы отношений, выражаемых предлогами
Предлоги – это служебные слова, выражающие различные отношения между двумя объектами, между объектом и действием или между объектом и признаком в составе словосочетания. В семантике
https://studopedia.ru/2_30397_tipi-otnosheniy-virazhaemih-predlogami.html

Типы семейных взаимоотношений и их влияние на развитие ребенка

Типы семейных взаимоотношений и их влияние на развитие ребенка

В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка. Могут быть выделены 4 тактики воспитания в семье и отвечающие им 4 типа семейных взаимоотношений, являющиеся и предпосылкой и результатом их возникновения: диктат, опека, «невмешательство» и сотрудничество.

Диктат в семье проявляется в систематическом поведении одними членами семейства (преимущественно взрослыми) инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов.

Система межличностных отношений в семье, строящаяся на признании возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых от детей, может порождаться тактикой «невмешательства». При этом предполагается, что могут сосуществовать два мира: взрослые и дети, и ни тем, ни другим не следует переходить намеченную таким образом линию. Чаще всего в основе этого типа взаимоотношений лежит пассивность родителей как воспитателей.

Сотрудничество как тип взаимоотношений в семье предполагает опосредованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями. Именно в этой ситуации преодолевается эгоистический индивидуализм ребенка. Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития – коллективом.

Большое значение в становлении самооценки имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности.

3 стиля семейного воспитания: — демократический — авторитарный — попустительский

При демократическом стиле прежде всего учитываются интересы ребенка. Стиль «согласия».

При авторитарном стиле родителями навязывается свое мнение ребенку. Стиль «подавления».

При попустительском стиле ребенок предоставляется сам себе.

Дошкольник видит себя глазами близких взрослых, его воспитывающих. Если оценки и ожидания в семье не соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям ребенка, его представление о себе кажутся искаженными.

М.И. Лисина проследила развитие самосознания дошкольников в зависимости от особенностей семейного воспитания. Дети с точным представлением о себе воспитываются в семьях, где родители уделяют им достаточно много времени; положительно оценивают их физические и умственные данные, но не считают уровень их развития выше, чем у большинства сверстников; прогнозируют хорошую успеваемость в школе. Этих детей часто поощряют, но не подарками; наказывают, в основном, отказом от общения. Дети с заниженным представлением о себе растут в семьях, в которых с ними не занимаются, но требуют послушания; низко оценивают, часто упрекают, наказывают, иногда – при посторонних; не ожидают от них успехов в школе и значительных достижений в дальнейшей жизни.

От условий воспитания в семье зависит адекватное и неадекватное поведение ребенка.

Дети, у которых занижена самооценка, недовольны собой. Это происходит в семье, где родители постоянно порицают ребенка, или ставят перед ним завышенные задачи. Ребенок чувствует, что он не соответствует требованиям родителей. (Не говорите ребенку, что он некрасив, от этого возникают комплексы, от которых потом невозможно избавиться.)

Неадекватность также может проявляться с завышенной самооценкой. Это происходит в семье, где ребенка часто хвалят, и за мелочи и достижения дарят подарки (ребенок привыкает к материальному вознаграждению). Ребенка наказывают очень редко, система требования очень мягкая.

Адекватное представление – здесь нужна гибкая система наказания и похвалы. Исключается восхищение и похвала при нем. Редко дарятся подарки за поступки. Не используются крайние жесткие наказания.

В семьях, где растут дети с высокой , но не с завышенной самооценкой, внимание к личности ребенка (его интересам, вкусам, отношениям с друзьями) сочетаются с достаточной требовательностью. Здесь не прибегают к унизительным наказания и охотно хвалят, когда ребенок того заслуживает. Дети с пониженной самооценкой (не обязательно очень низкой) пользуются дома большей свободой, но эта свобода, по сути, — бесконтрольность, следствие равнодушия родителям к детям и друг к другу.

Школьная успеваемость является важным критерием оценки ребенка как личности со стороны взрослых и сверстников. Отношение к себе как к ученику в значительной мере определяется семейными ценностями. У ребенка на первый план выходят те его качества, которые больше всего заботят его родителей – поддержание престижа (дома задаются вопросы: «А кто еще получил пятерку?») , послушание («Тебя сегодня не ругали?») и т.д. В самосознании маленького школьника смещаются акценты, когда родителей волнуют не учебные, а бытовые моменты в его школьной жизни («В классе из окон не дует?» , «Что вам давали на завтрак?») , или вообще мало что волнует – школьная жизнь не обсуждается или обсуждается формально. Достаточно равнодушный вопрос: «Что было сегодня в школе?» рано или поздно приведет к соответствующему ответу: «Ничего особенного», «Все нормально».

Родители задают и исходный уровень притязаний ребенка – то, на что он претендует в учебной деятельности и отношениях. Дети с высоким уровнем притязаний, завышенной самооценкой и престижной мотивацией рассчитывают только на успех. Их представления о будущем столь же оптимистичны.

Дети с низким уровнем притязаний и низкой самооценкой не претендуют на многое ни в будущем ни в настоящем. Они не ставят перед собой высоких целей и постоянно сомневаются в своих возможностях, быстро смиряются с тем уровнем успеваемости, который складывается в начале обучения.

Личностной особенностью в этом возрасте может стать тревожность. Высокая тревожность приобретает устойчивость при постоянном недовольстве учебой со стороны родителей. Допустим, ребенок заболел, отстал от одноклассников и ему трудно включиться в процесс обучения. Если переживаемые им временные трудности раздражают взрослых, возникает тревожность, страх сделать что-то плохо, неправильно. Тот же результат достигается в ситуации, когда ребенок учится достаточно успешно, но родители ожидают большего и предъявляют завышенные, нереальные требования.

Из-за нарастания тревожности и связанной с ней низкой самооценки снижаются учебные достижения, закрепляется неуспех. Неуверенность в себе приводит к ряду других особенностей – желанию бездумно следовать указаниям взрослого, действовать только по образцам и шаблонам, боязни проявить инициативу, формальному усвоению знаний и способов действий.

Взрослые, недовольные падающей продуктивностью учебной работы ребенка, все больше и больше сосредотачиваются на этих вопросах в общении с ним, что усиливает эмоциональный дискомфорт. Получается замкнутый круг: неблагоприятные личностные особенности ребенка отражаются на его учебной деятельности, низкая результативность деятельности вызывает соответствующую реакцию окружающих, а эта отрицательная реакция в свою очередь, усиливает сложившиеся у ребенка особенности. Разорвать этот круг можно, изменив установки и оценки родителей. Близкие взрослые, концентрируя внимание на малейших достижениях ребенка. Не порицая его за отдельные недочеты, снижают уровень его тревожности и этим способствуют успешному выполнению учебных заданий.

Если для ребенка с высокой тревожностью основная проблема – постоянное неодобрение взрослых, то для демонстративного ребенка – недостаток похвалы.

Третий вариант – «уход от реальности». Наблюдается в тех случаях, когда у детей демонстративность сочетается с тревожностью. Эти дети тоже имеют сильную потребность во внимании к себе, но реализовать ее не могут благодаря своей тревожности. Они мало заметны, опасаются вызвать неодобрение своим поведением, стремятся к выполнению требований взрослых. Неудовлетворенная потребность во внимании приводит к нарастанию еще большей пассивности, незаметности, что затрудняет и так недостаточные контакты. При поощрении взрослыми активности детей, проявлении внимания к результатам их учебной деятельности и поисках путей творческой самореализации достигается относительно легкая коррекция их развития.

Подростковая самостоятельность выражается, в основном, в стремлении к эмансипации от взрослых, освобождение от их опеки, контроля. Нуждаясь в родителях, в их любви и заботе, в их мнении, они испытывают сильное желание быть самостоятельными, равными с ними в правах. То, как сложатся отношения в этот трудный для обеих сторон период, зависит, главным образом, от стиля воспитания, сложившегося в семье, и возможностей родителей перестроиться – принять чувство взрослости своего ребенка.

После относительно спокойного младшего школьного возраста подростковый кажется бурным и сложным. Развитие на этом этапе, действительно, идет быстрыми темпами, особенно много изменений наблюдается в плане формирования личности. И, пожалуй, главная особенность подростка – личностная нестабильность. Противоположные черты, стремления, тенденции сосуществуют и борются друг с другом, определяя противоречивость характера и поведения взрослеющего ребенка.

Основные сложности в общении, конфликты возникают из-за родительского контроля за поведением, учебой подростка, его выбором друзей и т.д. крайние, самые неблагоприятные для развития ребенка случаи – жесткий, тотальный контроль при авторитарном воспитании и почти полное отсутствие контроля, когда подросток оказывается предоставленным самому себе, безнадзорным. Существует много промежуточных вариантов:

§ Родители регулярно указывают детям, что им делать;

§ Ребенок может высказать свое мнение, но родители принимая решение, к его голосу не прислушиваются;

§ Ребенок может принимать отдельные решения сам, но должен получить одобрение родителей, родители и ребенок имеют почти равные права, принимая решение;

§ Решение часто принимает сам ребенок;

§ Ребенок сам решает подчиняться ему родительским решениям или нет.

Остановимся на наиболее распространенных стилях семейного воспитания, определяющего особенности отношений подростка с родителями и его личностное развитие.

Демократичные родители ценят в поведении полростка и самостоятельность, и дисциплинированность. Они сами предоставляют ему право быть самостоятельным в каких-то областях своей жизни; не ущемляя его прав, одновременно требуют выполнения обязанностей. Контроль, основанный на теплых чувствах и разумной заботе, обычно не слишком раздражает подростка; он часто прислушивается к объяснениям, почему не стоит делать одного и стоит сделать другое. Формирование взрослости при таких отношениях проходит без особых переживаний и конфликтов.

Авторитарные родители требуют от подростка беспрекословного подчинения и не считают, что должны ему объяснять причины своих указаний и запретов. Они жестко контролируют все сферы жизни, причем могут это делать и не вполне корректно. Дети в таких семьях обычно замыкаются, и их общение с родителями нарушается. Часть подростков идет на конфликт, но чаще дети авторитарных родителей приспосабливаются к стилю семейных отношений и становятся неуверенными в себе, менее самостоятельными.

Ситуация осложняется, если высокая требовательность и контроль сочетаются с эмоционально холодным , отвергающим отношению к ребенку. Здесь неизбежна полная потеря контакта. Еще более тяжелый случай – равнодушные и жестокие родители. Дети из таких семей редко относятся к людям с доверием, испытывают трудности в общении, часто сами жестоки, хотя имеют сильную потребность в любви.

Сочетание безразличного родительского отношения с отсутствие контроля – гипоопека – тоже неблагоприятный вариант семейных отношений. Подросткам позволяется делать все, что им вздумается, их делами никто не интересуется. Поведение становится неконтролируемым. А подростки, как бы они иногда не бунтовали, нуждаются в родителях как в опоре, они должны видеть образец взрослого, ответственного поведения, на который можно было бы ориентироваться.

Гиперопека – излишняя забота о ребенке, чрезмерный контроль за всей его жизнью, основанный на тесном эмоциональном контакте, — приводит к пассивности, несамостоятельности, трудностям в общении со сверстниками.

Трудности возникают и при высоких ожиданиях родителей, оправдать которые ребенок не в состоянии. С родителями, имеющими неадекватные ожидания, в подростковом возрасте обычно утрачивается духовная близость. Подросток хочет сам решать, что ему нужно, и бунтует, отвергая чуждые ему требования.

Источник:
Типы семейных взаимоотношений и их влияние на развитие ребенка
Типы семейных взаимоотношений и их влияние на развитие ребенка В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею система воспитания. Здесь имеется в виду и
http://azps.ru/articles/kid/kid71.html

(Visited 2 times, 1 visits today)

CATEGORIES