Типы межличностных отношений

МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Межличностные отношения — это совокупность объективных связей и взаимодействий между лицами, которые принадлежат к определенной группе. Характерной особенностью межличностных отношений является их эмоциональная окраска. Следовательно, мы можем определить их как отношения людей формируются в процессе непосредственного взаимодействия в группе, имеют неформальный характер и содержат эмоционально окрашенную и обоюдно значимую оценку партнеров по общению.

Межличностные отношения охватывают широкий круг явлений, но главным регулятором постоянства, глубины, неповторимости межличностных взаимоотношений является привлекательность одного человека для другой. Потому состояние удовлетворенности-неудовлетворенности выступает основным критерием оценки таких отношений. Привлекательность состоит из чувств симпатии и притяжения.

Если симпатия-антипатия — это переживание удовлетворения и неудовлетворенности от контактов с другими людьми, то притяжение-отталкивание — практическая составляющая этих переживаний (Г. Обозов).

Межличностная привлекательность-непривлекательность может приобретать характер постоянных связей между людьми и переходить во взаимную благосклонность или нерасположение. Стремление быть вместе может стать потребностью, и тогда мы говорим об определенном плетень межличностных отношений: приятельских, дружеских, товарищеских, супружеских. В регуляции отношений принимают участие три мотивационных аспекта: "я хочу", "я могу" и "надо". Личного желания ("я хочу") недостаточно для возникновения отношений. Необходимое согласование взаимных желаний и возможностей ("я могу"). А "надо" — важнейший аспект образования, развития или разрушения отношений. Так, дружеские отношения могут зайти в противоречие с производственными, моральными. Общественные отношения или стимулируют, или разрушают межличностные отношения. Общество стремится привести межличностные отношения в соответствие к общественных отношений.

Существует связь между деловыми и межличностными отношениями. Несовпадение близких межличностных отношений и деловой активности очевиден, но не может быть общественных отношений в "чистом" виде, без личностного компонента. В любых взаимодействиях всегда присутствует компонент привлекательности-непривлекательности Вопрос заключается лишь в том, где присутствие этого компонента оправдана. На производстве результат общей деятельности — экономическая эффективность, это главный критерий оценки пользы или вреда межличностных отношений.

Нужно определить степень близости межличностных взаимоотношений и приемлемость к тем или иным обстоятельствам. В условиях, когда требуется придерживаться производственных и экономических норм, близкие, интимные отношения мешают. С другой стороны, преобразование межличностных отношений в функциональные может привести к их разрушению или потере удовольствия от них Неадекватные стремления в отношениях, как и их проявление в поведении, вызывают возникновение напряженности и конфликтов.

Взаимный обмен мыслями, чувствами, поступками в процессе взаимодействия вызывает у человека изменение поведения, установок, оценок. В этом случае речь идет о феномене взаимовлияния.

Взаимовлияние направлен на формирование устойчивых оценок, поступков, которые характеризуются сходством. Это способствует сближению, объединению интересов и ценностных ориентаций — происходит процесс уподобления членов одной группы. Механизмами взаимовлияния являются имитация, внушение, комфортность, убеждения.

Имитация — ненаправленный влияние, которое не ставит перед собою специальной цели, но имеет конечный эффект и являются простейшей формой отображения человеком поведения других людей. На основе имитации позже формируются другие регуляторы взаимовлияния — внушение, комфортность, убеждения. Они регулируют нормы межличностного общения. Нормы, в свою очередь, определяют характер межличностных отношений. Наличие отработанных норм демонстрирует однозначность в понимании и оценке событий.

Внушение — наименее осознаваемый процесс — основывается на некритичном подражании образцам поведения другого человека. Внушение может быть прямое (когда один из партнеров по общению ставит перед собой такую задачу) и косвенное, невольное.

Комфортность, на отмытую от внушения, является процессом сознательного изменения оценок, установок и поведения под влиянием группы. Это выражается в сознательной смене ценностных ориентаций, принятии групповых норм, ожиданий и роли, которую навязывает группа. Степень принятия личностью внешних оценок и норм понедельники свидетельствует о степени ее комфортности. Принятие норм может иметь поверхностный характер или же глубинный, связанный с изменением диспозиций личности. Социальные роли личности показывают, как глубоко она воспринимает групповое давление, проявляя определенную комфортность.

Следует четко различать комфортность как ситуативное явление и конформизм как черту характера Комфортность проявляется в повседневной жизни, поскольку человеку приходится согласовывать свое поведение с другими людьми, с определенными социальными нормами. Конформизм как личностная черта — это готовность человека менять свое поведение, роль, мысли и убеждения в соответствии с навязанных ему норм, оценок.

Убеждение — процесс сознательного принятия оценок, мнений и стереотипов поведения, принадлежащих группе. В процессе убеждения происходит обращение в основном к рациональных сторон психики, опыта, знаний, логического мышления, хотя все это не исключает участия эмоций и чувств.

В повседневной практике общения явления внушения, конформности, убеждения идут рядом. Влияние человека на человека — процесс многоплановый, однако можно выделить несколько общих условий. Степень конформности и убежденности зависит от того, кто является субъектом воздействия. Здесь играют большую роль такие факторы, как социальный статус человека, принадлежность ее к определенной организации, возраст, профессия, популярность и проч. Влияние на человека будет более эффективным, если вич будет осуществляться в присутствии пеших людей.

Межличностное взаимовлияние зависит от степени определенности или неопределенности фактов и событий, благодаря которым принимаются те или иные решения. Исследователи обнаружили следующую зависимость: при условиях высокой определенности задач вероятность изменения оценок и мыслей меньше, а адекватность их решения высшее; в условиях высокой неопределенности задач вероятность изменения оценок большая, меньшая адекватность.

Существенным моментом взаимовлияния являются отношения симпатий и антипатий. Межличностные симпатии "навязывают" большее согласие, антипатии — несогласие. Симпатии делают людей более "открытыми" до взаимовлияния, антипатии, наоборот, изолируют их друг от друга. Человек малосприйнятлива до мнений и оценок людей, которым он не симпатизирует. Причем антипатии могут существенно ухудшать сущность взаимовлияний. Поэтому оптимальными считаются такие отношения, которые меньше всего связаны с симпатиями и антипатиями и направленные на эффективность деятельности.

Однако межличностные взаимовлияния могут приводить и к характерологических изменений. В процессе совместной жизни люди не только приобретают общие черты, что делает их похожими друг на друга, но и производят противоположные характерологические свойства. Так, по данным исследований, наличие у отца такой черты, как доминантность, вызывает формирование у ребенка обратной черты пассивности, но доминантность матери положительно влияет на формирование этой черты у ребенка. В общем закономерность межличностных отношений, что демонстрирует сближение психологических черт у людей, названо "законом межличностного уподобления", а частичный его проявление — эффект "поляризации" личностных черт — формируется в процессе длительных отношений.

Оценка межличностных отношений предполагает проведение их классификации. Так, выделяются отношения знакомства, дружбы, дружбы. Когда один из партнеров воспринимает эти отношения только как знакомство, а другой — как дружбу, то возникает недопонимание. Поэтому межличностные отношения можно определишь как взаимную готовность партнеров к определенному типу чувств, притязаний, ожиданий, поведения. М. Обозов предлагает следующую классификацию межличностных отношений: знакомства, приятельство, товарищеские, дружеские, любовные, супружеские, родственные, деструктивные Она опирается на несколько критериев: глубине отношений, избирательности в отношении партнеров, функции отношений.

Главным критерием различения межличностных отношений является уровень включения личности в отношения. В структуре личности выделяют следующие уровни: загальновидові, социокультурные, психологические, индивидуальные Наибольшее включение индивидуальных характеристик личности происходит в дружеских, супружеских отношениях. Отношения знакомства, дружбы ограничиваются включением во взаимодействие преимущественно видовых и культурных особенностей личности.

Второй критерий — избирательность в отношении партнеров — можно определить как количество признаков, имеющих значение для установления и воспроизводства отношений. Наибольшую избирательность обнаруживают отношения дружбы, супружеские, любви, наименьшую — знакомства. Среднее количество лиц, введенных в отношения знакомства личности, — 150-500, дружба — 70-150, отношения дружбы охватывают 2-3 человека.

Функции отношений проявляются в различии их содержания, психологического смысла для партнеров. Дополнительными критериями различения межличностных отношений является дистанция между партнерами, продолжительность и количество контактов, нормы отношений, требования к условиям контакта. Общая зависимость здесь такая — с углублением отношений сокращается дистанция, увеличивается частота контактов.

Межличностные отношения являются наиболее значимыми для личности Неофициальность, личная значимость, эмоциональная насыщенность составляют основу для влияния межличностных отношений на личность.

Источник:
МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Межличностные отношения — это совокупность объективных связей и взаимодействий между лицами, которые принадлежат к определенной группе. Характерной особенностью межличностных отношений является их
http://studbooks.net/37282/psihologiya/mezhlichnostnye_otnosheniya

Межличностные отношения: виды и особенности

Каждый человек – это личность, которая отличается от остальных индивидуумов системой жизненных ценностей, принципов, моральных устоев, взглядами на жизнь и приоритетами. Человек является личностью только тогда, когда он обитает в социуме, общается, встречается, знакомится и развивается вместе с другими людьми, которые его окружают. Взаимосвязь человека с другими личностями и умение устанавливать контакт с ними (какие-то чувства, эмоции, вызывать интерес и т.д.) называется межличностными отношениями. Другими словами, межличностные отношения – это взаимосвязь одного человека с другим, или с целой группой людей.

Жизнь каждого человека многогранна, из-за чего и взаимоотношения в социуме бывают разные. В зависимости от ситуации и других многочисленных факторов межличностные связи классифицируют по нескольким признакам и разделяют их на такие типы межличностных отношений:

  • формальные и неформальные;
  • личные и деловые (профессиональные);
  • эмоциональные и рациональные (практичные);
  • паритетные и субординационные.

Перед тем как подробно изучить каждый тип отношений, мы хотим порекомендовать эффективные техники коммуникаций , владея которыми Вы сможете легко взаимодействовать с людьми и выстраивать взаимоотношения.

Особую нишу в жизни человека занимают личные взаимосвязи. Сюда следует отнести:

К этой категории межличностных связей относят те, которые складываются между индивидуумами помимо сферы их совместной деятельности. Например, человек может нравиться как специалист и настоящий профессионал в своем деле, но как личность он вызывает неприязнь и осуждение со стороны его коллег. Или же наоборот, человек – душа компании, его все любят и уважают, но на работе он безответственный и несерьезно относится к своим обязанностям, за что вызывает волну негодования у начальства и в коллективе.

Основой делового типа взаимосвязей является распределение обязанностей между каждым членом коллектива (рабочего, творческого, учебного и др.).

Рациональные взаимоотношения выстраиваются тогда, когда одна из сторон, или обе стороны имеют цель извлечь определенную пользу из этих отношений. Основой рациональных связей является здравый смысл, расчет. При этом можно использовать различные техники и знания. Например такие как сторителлинг .

Эмоциональные контакты складываются в компании или группе людей на почве эмоций и чувств, которые возникают у них друг к другу. Только в редких исключительных случаях в таких взаимосвязях присутствует объективная оценка личностных качеств, поэтому эмоциональные и рациональные взаимоотношения индивидуумов часто не совпадают. Можно испытывать неприязнь к человеку, но при этом «дружить» с ним ради определенной выгоды.

Контакты двух или группы людей, которые выстраиваются по принципу равноправия, называются паритетными. Полной противоположностью таковых являются субординационные связи. Под ними понимают такие, в которых одна сторона имеет более высокое положение, социальный статус, должность, а также больше возможностей, прав и полномочий по отношению к другой стороне. Данный тип взаимосвязей складывается между начальником и подчиненными, между учителем и учениками, родителями и детьми и т.д. В то же время межличностные контакты внутри коллектива (между работниками, учениками, братьями и сестрами) относятся к паритетному типу.

Все взаимоотношения можно разделить на два типы межличностных отношений: формальные и неформальные. Формальные (официальные) связи складываются на правовой основе и регламентируются законодательством, а также всевозможными уставами, порядками, инструкциями, указами и т.д. Такие взаимосвязи строятся независимо от личных чувств и эмоций. Как правило, такие отношения оформляются договором или соглашением в установленном законодательством письменном виде. Формальные взаимоотношения могут быть паритетными (между членами коллектива) и субординационными (между начальством и подчиненными), деловыми и рациональными.

Неформальные (неофициальные) межличностные отношения складываются без всяких законодательных ограничений и на основе личных интересов и предпочтений. Они могут быть как рациональными, так и эмоциональными, а также паритетными, субординационными, личными и даже деловыми. По сути официальные и неформальные межличностные контакты это практически то самое, что и личные и деловые взаимоотношения, но здесь проходит тонкая грань, которую в большинстве случаев сложно определить, поскольку один тип связей накладывается на другой, третий и так дальше. Например, взаимоотношения между начальником и подчиненным. Между ними могут в одночасье быть такие виды контактов:

  • деловые (работодатель и работник);
  • формальные (работник обязан выполнять свои должностные обязанности, а работодатель оплачивать ему его труд, что регламентировано договором о приеме на работу);
  • субординационные (работник находится в подчинении своего работодателя и обязан выполнять его указания);
  • личные (приязнь, дружба, симпатия);
  • паритетные (работодатель может быть родственником или близким другом своего работника);
  • рациональные (работник вступает в эту взаимосвязь ради собственной выгоды – заработной платы);
  • эмоциональные (начальник хороший человек и очень нравится работнику).

Все типы личностных связей в реальной жизни между конкретным человеком и окружающими тесно переплетаются, чем усложняют процесс проведения четких границ между ними.

Каждые взаимоотношения выстраиваются на основании определенных чувств, которые могут быть как положительными (симпатия), так и отрицательными (антипатия). Сначала формируется чувства и эмоции, вызваны внешними данными нового знакомого, и только потом начинают формироваться определенные чувства к его чертам характера, его внутренней сущности. Неформальные отношения между людьми часто складываются на чувствах, которые далеки от объективности. Искажают мнение одного индивидуума о втором, что может существенно повлиять на набор чувств, являются следующие факторы:

  • отсутствие способности различать истинные намерения и мотивацию других людей;
  • неумение объективно и трезво оценивать положение дел и самочувствие своего собеседника или просто нового знакомого в момент наблюдения за его поведением;
  • наличие у человека предубеждений, установок, навязанных самостоятельно или обществом;
  • наличие стереотипов, которые мешают разглядеть истинную натуру человека (он нищий – он плохой, или все женщины меркантильны, а мужчины полигамны и что-то в этом роде);
  • форсирование событий и стремление сформировать окончательное мнение о человеке так и не разобравшись до конца и не узнав, какой он на самом деле;
  • неумение принимать и считаться с чужим мнением и нежелание это делать в принципе.

Гармоничные и здоровые межличностные взаимосвязи выстраиваются только в том случае, когда каждая сторона способна отвечать взаимностью, сочувствовать, радоваться за другого, сопереживать. Такие контакты отдельных личностей достигают наивысших форм развития.

Испытывает человек симпатию или антипатию к другому человеку или группе людей, зависит исключительно от его способности принять их такими, какими они являются, и понять их мотив и логику.

Существует несколько стадий (форм) формирования межличностных контактов:

  • Знакомство друг с другом. Данный этап состоит из трех уровней: 1 – человек узнает другого в лицо; 2 – обе стороны узнают друг друга и приветствуются при встрече; 3 – приветствуются и имеют общие темы и интересы.
  • Приятельство (проявление симпатии с обеих сторон и взаимного интереса);
  • Товарищество (деловые отношения, выстроенные на наличии общих целей и интересов (работа, учеба));
  • Дружба;
  • Любовь (является наивысшей формой межличностных взаимосвязей).

Человек – личность, которая рождается, растет и развивается в социуме. Каждое общество имеет свои моральные устои, определенные правила, предрассудки и стереотипы. На формирование личности в первую очередь оказывает влияние то общество, в котором человек обитает. От этого зависит и то, как складываются отношения в обществе.

Важными факторами в определении типа взаимоотношений в компании из двух и больше личностей являются не только их принадлежность к определенному обществу, но и пол, возраст, профессия, национальность, социальный статус и другие. В тоже время по системе Эрика Берна , человек в зрелом возрасте в состоянии управлять природой своего общения. И это является интересным психологическим развитием, помогающим понять себя и других.

Межличностные отношения: виды и особенности : 1 комментарий

Существует множество различных критериев оценки межличностных отношений. Их содержание определяется степенью психологической близости между партнерами, оценка отношений, позиция доминирования, зависимости или равенства, а также степень знакомства. С точки зрения цели, формы взаимодействия индивидуумов могут быть первичными и вторичными. Особенности межличностных отношений первичного типа заключаются в том, что между людьми устанавливаются необходимые связи, как правило, сами по себе. Вторичные связи зарождаются исходя из того, какую помощь или функцию выполняет один человек по отношению к другому.

Источник:
Межличностные отношения: виды и особенности
Понимание специфики видов межличностных отношений способствует взаимодействию в обществе. Применение этих знаний на практике способствует саморазвитию
http://myself-development.ru/mezhlichnostnye-otnosheniya-vidy-i-osobennosti/

Типы межличностных отношений

13 — 16 – диктаторский, властный, деспотический характер, тип сильной личности, которая лидирует во всех видах групповой деятельности. Всех наставляет, поучает, во всем стремится полагаться на свое мнение, не умеет принимать советы других. Окружающие отмечают эту властность, но признают ее.

9 — 12 – доминантный, энергичный, компетентный, авторитетный лидер, успешный в делах, любит давать советы, требует к себе уважения. 0-8 – уверенный в себе человек, но не обязательно лидер, упорный и настойчивый.

13 — 16 – стремится быть над всеми, но одновременно в стороне от всех, самовлюбленный, расчетливый, независимый, себялюбивый. Трудности перекладывает на окружающих, сам относится к ним несколько отчужденно, хвастливый, самодовольный, заносчивый.

0 — 12 – эгоистические черты, ориентация на себя, склонность к соперничеству.

13 — 16 – жесткий и враждебный по отношению к окружающим, резкий, жесткий, агрессивность может доходить до асоциального поведения.

9 — 12 –требовательный, прямолинейный, откровенный, строгий и резкий в оценке других, непримиримый, склонный во всем обвинять окружающих, насмешливый, ироничный, раздражительный.

0 — 8 – упрямый, упорный, настойчивый и энергичный.

13 — 16 – отчужденный по отношению к враждебному и злобному миру, подозрительный, обидчивый, склонный к сомнению во всем, злопамятный, постоянно на всех жалуется, всем недоволен (шизоидный тип характера).

9 — 12 – критичный, необщительный, испытывает трудности в интерперсональных контактах из-за неуверенности в себе, подозрительности и боязни плохого отношения, замкнутый, скептичный, разочарованный в людях, скрытный, свой негативизм проявляет в вербальной агрессии.

0 — 8 – критичный по отношению ко всем социальным явлениям и окружающим людям.

13 — 16 – покорный, склонный к самоунижению, слабовольный, склонный уступать всем и во всем, всегда ставит себя на последнее место и осуждает себя, приписывает себе вину, пассивный, стремится найти опору в ком-либо более сильном.

9 — 12 –застенчивый, кроткий, легко смущается, склонен подчиняться более сильному без учета ситуации.

0 — 8 – скромный, робкий, уступчивый, эмоционально сдержанный, способный подчиняться, не имеет собственного мнения, послушно и честно выполняет свои обязанности.

13 — 16 – резко неуверенный в себе, имеет навязчивые страхи, опасения, тревожится по любому поводу, поэтому зависим от других, от чужого мнения. 9-12 – послушный, боязливый, беспомощный, не умеет проявить сопротивление, искренне считает, что другие всегда правы.

0 — 8 – конформный, мягкий, ожидает помощи и советов, доверчивый, склонный к восхищению окружающими, вежливый.

9 — 16 – дружелюбный и любезный со всеми, ориентирован на принятие и социальное одобрение, стремится удовлетворить требования всех, «быть хорошим» для всех без учета ситуации, стремится к целям микрогрупп имеет развитые механизмы вытеснения и подавления, эмоционально лабильный (истероидный тип характера).

0 — 8 – склонный к сотрудничеству, кооперации, гибкий и компромиссный при решении проблем и в конфликтных ситуациях, стремится быть в согласии с мнением окружающих, сознательно конформный, следует условностям, правилам и принципам «хорошего тона» в отношениях с людьми, инициативный энтузиаст в достижении целей группы, стремится помогать, чувствовать себя в центре внимания, заслужить признание и любовь, общительный, проявляет теплоту и дружелюбие в отношениях.

Источник:
Типы межличностных отношений
13 — 16 – диктаторский, властный, деспотический характер, тип сильной личности, которая лидирует во всех видах групповой деятельности. Всех наставляет, поучает, во всем стремится полагаться на свое
https://studfiles.net/preview/6343099/page:3/

Типы межличностных отношений

Особенности межличностных отношений. Слово «отношения» имеет много значений в русском языке. Однако в науке понятием «отношение» обозначается особенная связь человека с окружающим миром, и эта особенность определяется тем, что человек наделен чувствами и разумом, которые влияют на его связь с миром людей и вещей.

Из всего разнообразия отношений человека к окружающему миру в данной главе речь идет о таких, которые характеризуют взаимосвязи отдельных людей, т. е. о межличностных отношениях.

Межличностные отношения могут быть деловыми, личными, приятельскими, товарищескими, семейными. Они, как правило, характеризуются словом «взаимо» — взаимосвязь, взаимодействие, взаимопонимание, взаимовосприятие.

Особенности поведения человека в коллективе, результаты его работы или какой-либо иной деятельности вызывают определенные реакции со стороны других людей, связанных с этой деятельностью, формируют у каждого из членов определенной группы (учебного класса, компании, бригады и т. п.) отношение к данному человеку. Так формируется и развивается система взаимосвязи (связи друг с другом, между двумя и многими людьми):

  • взаимодействие — согласованность действий;
  • взаимопонимание — понимание на основе взаимности, понимание друг друга;
  • взаимовосприятие — восприятие одним человеком других людей.

При формировании межличностных отношений большую роль играет то, что они возникают и складываются на основе определенных чувств — эмоциональных переживаний (от лат. emovere — потрясаю). Всю гамму чувств, составляющих основу межличностных отношений, можно свести в две большие группы:

  • чувства, сближающие людей, объединяющие их, рождающие готовность к совместным усилиям и совместным действиям (попробуйте привести примеры таких чувств);
  • чувства, разъединяющие людей, когда другая сторона выступает как неприемлемая, по отношению к ней не возникает желания к сотрудничеству (а такие чувства вам известны?).

Деловые отношения по-другому могут называться официальными (от лат. officialis — должностной). Эти отношения связаны с соблюдением каких-либо формальностей, правил, установленных администрацией, а также каким-либо официальным лицом. Типичным примером таких отношений являются отношения между руководителем и подчиненным, между учителем и учеником во время урока. Но бывают отношения деловые, не ограниченные формальными правилами. Например, отношения учителя и ученика вне урока могут быть вполне равными, доверительными, а не формально определенными.

Личные отношения складываются на основе частных взаимоотношений. Они не ограничены установленными формальными правилами.

Знакомства, приятельство, товарищество. Самой широкой формой межличностных отношений являются знакомства. При этом отношения знакомства могут быть как деловыми, так и личными: знать человека можно по делам, по личной привязанности, по личным отношениям.

Знакомства принято подразделять на уровни. Первый уровень — «знаю в лицо, узнаю» (самый широкий круг других людей); второй — «приветствую» (только при взаимном узнавании); третий — «приветствую и разговариваю на общие темы». При таком знакомстве личностные чувства не играют существенной роли. По отношению к знакомым личные отношения проявляются крайне редко. Вы можете относиться к какому-либо человеку так или иначе, считать его своим знакомым, но не относить его к числу приятелей. Отсутствие такого уровня межличностных отношений осознается человеком достаточно остро в чужом городе или стране. Когда же эти отношения есть, к ним нередко относятся как к само собой разумеющимся, не задумываются, на какой основе они установились, какое значение имеют для данного человека, для других людей, для всего общества.

Приятельские отношения возникают с кем-то из круга знакомых при условии привлекательности одного человека для другого (взаимной привлекательности). Само слово «приятель» указывает на особую роль приятия-неприятия. Здесь основным условием возникновения межличностных отношений является взаимная тяга, симпатия, стремление к контакту, к общению.

Более близкими межличностными отношениями становятся отношения товарищества. Они основываются на деловых связях, участников таких отношений объединяет общая цель, средства и результаты общей деятельности. Более высокий уровень отношений характеризуется словом «дружба», этим отношениям будет посвящен отдельный урок.

Симпатии и антипатии. Как вы уже знаете, в основе межличностных отношений лежат определенные чувства людей, их отношение к другому человеку. Наиболее часто чувства выражают симпатию, т. е. внутреннее расположение, привлекательность, и противоположное ему — антипатию. Нередко благодаря симпатии люди могут объединяться в группы на основе общих или близких взглядов, ценностей и идеалов. Симпатии и антипатии людей избирательны, они распространяются на определенных людей и их качества. Часто бывает затруднительно объяснить, чем именно вам симпатичен данный человек, это отношение проявляется на уровне чувств, однако, если внимательно проанализировать, на чем основывается данное отношение к человеку, можно выяснить эту основу. Скорее всего, она будет состоять в совпадении вкусов, взглядов, интересов, отношения к другим людям.

То же самое относится и к антипатии. Скорее всего, человек, который вам несимпатичен, вызывает антипатию, чем-то обидел вас или на ваших глазах другого человека, совершил нехороший, с вашей точки зрения, поступок или другие проявления его вкусов, поведения не совпадают с вашими представлениями о должном — такое бывает. Не торопитесь с вынесением суждения о человеке: «Он плохой, он мне не нравится». Хорошо ли вы знаете человека, чтобы так утверждать, да еще сделать свое мнение достоянием других людей? Справедливо ли ваше суждение? Все ли вы сделали, чтобы установить с этим человеком взаимопонимание? Понять другого — важное условие межличностных отношений.

Нормальные отношения между людьми возможны при наличии у них способности сочувствовать, сопереживать другим людям, ставить себя в положение другого человека. Понимание людьми друг друга зависит от характера взаимоотношений между ними. Если эти отношения приятельские, дружеские, достичь взаимопонимания бывает легче. Другу прощают многое, но настоящий друг и сам постарается не обидеть, сделает шаг навстречу. Сложнее, если отношения с другим человеком противоположны приятельству пли товариществу. Здесь, для того чтобы понять другого, требуется приложить усилия.

В процессе межличностных отношений люди не просто общаются (об этом речь пойдет на следующем уроке), они не просто действуют сообща или рядом друг с другом, они оказывают влияние друг на друга, формируют определенный стиль отношений. Стремясь подражать хорошему, избежать плохого, сравнивая себя с окружающими, человек «строит себя и свои отношения с окружающим миром».

Основные понятия

  • Межличностные отношения.
  • Термины

  • Симпатия, антипатия, отношения деловые, отношения личные, знакомство, приятельство, товарищество.
  • Источник:
    Типы межличностных отношений
    Обществознание. Боголюбов. Учебник для 8-9 классов
    http://tepka.ru/Obschestvoznanie_8-9_Bogolyubov/11.html

    (Visited 1 times, 1 visits today)

    Популярные записи:

    Письмо любимой девушке своими словами Признания в любви своими словами любимой девушке С тобою каждый миг волшебный и чудесный, ты… (31)Благодарность любимому в прозе Благодарность любимому в прозе Когда мы рядом, мне хочется уткнуться носом в твое крепкое плечо… (16)Что чувствует женщина когда хочет мужчину Безусловно, самый лучший способ понять, что женщина хочет секса - это когда она подходит и… (6)Конфликтные ситуации в школе примеры Конфликтные ситуации в школе примеры Первая ситуация. Мама ученицы начальной школы уверена, что по английскому… (5)Лозунги о семье Девиз семьи Слово «девиз» берет свои корни от латинского “devidere”, что означает «разделять». Смысл названия… (4)

    COMMENTS