Терминология психологии

Базовые термины экспериментальной психологии

Методы психологических исследований могут быть довольно простыми или очень сложными, но существует некоторое количество условных обозначений, которые необходимо понимать всем людям, обучающимся психологии.

Проверьте себя с помощью этого списка, насколько вы знакомы с главными методами психологических исследований.

1. Прикладное исследование

Прикладное исследование – это тип исследования, которое сосредотачивается главным образом на решении практических проблем. Вместо того, чтобы сосредоточиться на исследовании или развитии теоретических вопросов, прикладное исследование занимается, прежде всего, поиском решений проблем, оказывающих воздействие на повседневную жизнь.

2. Фундаментальное исследование

Фундаментальное исследование – это тип исследования, которое занимается исследованием теоретических проблем, составляющих основу научных знаний. Этот тип исследования способствует глубокому пониманию человеческого разума и поведения, но не обязательно помогает решать какие-то практические проблемы.

3. Тематическое исследование

Тематическое исследование представляет собой всестороннее исследование одного единственного человека или выбранной группы. Такое исследование анализирует практически каждый аспект жизни исследуемого объекта, с целью найти общие образцы и выявить причины того или иного поведения.

4. Корреляционное исследование

Корреляционное исследование используется для поиска отношения между переменными. Есть три возможных результата такого исследования: положительная корреляция, отрицательная корреляция и отсутствие корреляции. Величина корреляции обозначается соответствующим коэффициентом и может колебаться в пределах от -1.00 до +1.00.

5. Поперечное частное исследование

Поперечное частное исследование наиболее часто применяется в психологии развития, но также используется и во многих других областях, включая социологию и прочие отрасли.

6. Требуемые характеристики

Требуемые характеристики – термин, используемый в психологических экспериментах, чтобы описать некие реплики, подсказки участникам. Такие подсказки позволяют участникам исследования понять, какого именно поведения ожидает от них экспериментатор.

Зависимая переменная – это переменная, которая измеряется в эксперименте.

8. Описательная статистика

Описательные статистические данные используются для освещения различных аспектов данных, собранных в психологическом эксперименте

9. Двойное слепое исследование

Двойной слепой метод исследования заключается в том, что ни участники, ни экспериментаторы не знают, кто из испытуемых находится в группе экспериментальной, а кто – в контрольной.

10. Экспериментальный метод

Суть экспериментального метода – в управлении одной переменной с целью изменений в другой переменной, а также в определении влияния переменной на эти изменения.

Эффект Хоторна или Хоторнский эффект – термин, обозначающий стремление некоторых людей изменять своё поведение (работать старательнее, выступать лучше и т.п.), когда они знают о своём участии в эксперименте. Люди могут изменять своё поведение по причине наблюдения со стороны исследователей, а не под влиянием независимых переменных.

12. Продольное исследование

Продольное исследование – это тип метода исследования, используемый для обнаружения отношения между переменными, не являющимися связанными с различными второстепенными переменными.

13. Натуралистическое наблюдение

Натуралистическое наблюдение – метод исследования, часто используемый исследователями психологами, социологами и другими. Эта техника предусматривает наблюдение за предметами в их естественной окружающей среде. Такой тип исследования зачастую используется в ситуациях, когда проведение лабораторного исследования невозможно по причине высокой стоимости или вероятности искажения результатов.

14. Случайное распределение

Случайное распределение применяется для гарантии одинаковых возможностей каждого участника эксперимента. Испытуемые распределяются по группам методом случайного выбора и это исключает влияние каких-либо сторонних факторов, кроме переменных.

Тест считается надёжным, если один и тот же результат получен неоднократно. К сожалению, не представляется возможным вычислить надёжность точно, но существуют определённые способы оценки этого параметра.

Репликация – это повторение исследования с применением различных ситуаций и предметов, с целью определения возможности основных результатов оригинального эксперимента быть обобщёнными с другими участниками и обстоятельствами.

В экспериментальной психологии термин «отборное сокращение» означает возможность некоторых участников с большой вероятностью выйти из исследования. Такая тенденция может негативно сказаться на законности психологического исследования.

Валидность – это та степень, до которой тест измеряет исследуемое. Жизненно важно для любого теста быть валидным, чтобы его результаты могли правильно интерпретироваться и применяться.

Источник:
Базовые термины экспериментальной психологии
Методы психологических исследований могут быть довольно простыми или очень сложными, но существует некоторое количество условных обозначений, которые необходимо понимать всем людям, обучающимся психологии. Проверьте себя с помощью этого списка, насколько вы знакомы с главными методами психологических исследований. 1.
http://aboutyourself.ru/eksperimenty/bazovye-terminy-eksp-psi.html

Основные термины психологии

Ощущение — отражение отдельных св-в объекта при его непосредственном воздействии на органы чувств.

Виды ощущений: зрительные, слуховые, обонятельные, осязательные, вкусовые температурные, болевые, кинестетические, интерацентивные (внутр. ощущения).

Ощущения яв-ся реакцией на воздействующий раздражитель и зависит от индивидуальных особенностей чел-ка.

Восприятие — целостный образ объекта или явление при его непосредственном воздействии на органы чувств.

Виды восприятий: восприятие времени, пространства, отношений, движений, объектов и др. людей.

-структурность (восприятие не равно сумме ощущений);

-аннерценция (зависимость восприятия от прошлого опыта чел-ка).

Внимание — сосредоточение на каком-либо объекте при одновременном отвлечении от других.

Виды внимания: непроизвольное, произвольное, послепроизвольное.

-объем — сколько объектов чел-к может удерживать в поле своего внимания (взрослый 4-6,ребенок 1-2);

-концентрация внимания — степень сосредоточенности на объекте;

Память — познавательный процесс, заключающийся в запоминании, сохранении и послед. воспроизведении прошлого опыта чел-ка.

По способу запоминания инф-ции различают:

-непроизвольная (инф-ция запоминается сама собой без спец. заучивания);

-произвольная (специальное заучивание).

Эффективность произвольной памяти зависит от целей запоминания и приемов запоминания (метод. повторение, ассоциации, пересказ).

Первоначально инф-ция попадет в кратковременную память, где она хранится 5-7 минут. Далее инф-ция либо забывается, либо переходит в промежуточную память. Объем кратковременной памяти 7 ед. инф-ции. Во время сна инф-ция из промежуточной памяти обраб-ся и пересылается в долговременную память. Долговременная память бывает с сознательным доступом и закрытая (неприятные события).

Сущ. след. формы воспроизведения инф-ции:

-реминисценция (озарение, воспризведение ранее забытого).

Мышление — познавательный процесс в ходе которого устанавливаются взаимосвязи и отношения между объектами. Процесс развития мышления включает 2 стадии:

-допонятийная — характерна для детей и связана с оперированием конкретными образами.

-понятийная — хар-на для взрослых, связана с использованием понятий и формальных логических операций.

1) По степени осознанности мыслительной деятельности:

2) По степени новизны рез-ов мыслительной деятельности:

Воображение — процесс создания образов. Оно может быть активным (процесс творчества) и пассивным (сновидения, мечты).

Левый столбец — биологическая-обусловленная подструктура:

-тип нервной системы;

Правый столбец — социально-обусловленная подструктура:

-социальный опыт (знания, умения, навыки);

-направленность личности (взгляды, убеждения, идеалы).

-особенности познавательных психологических процессов

Темперамент — это характеристика человека со стороны его психологической деятельности. Темперамент обуславливает интенсивность и скорость реагирования, степень эмоциональной возбудимости и особенности адаптации к окружающей среде.

Различают 4 типа темперамента:

1.Холерик (безудержный) — нервная система сильная, подвижная, но неуравновешенная (общительные, активные, вспыльчивые);

Источник:
Основные термины психологии
Ощущение — отражение отдельных св-в объекта при его непосредственном воздействии на органы чувств. Виды ощущений: зрительные, слуховые, обонятельные, осязательные, вкусовые
https://vunivere.ru/work2389

Терминология психологии

Любое речевое нарушение по-разному, но обязательно, на­ходит свое отражение в психической деятельности человека. Осознание своего речевого дефекта и разное отношение к нему, естественно, может порождать и ряд своеобразных личностных качеств и особенностей поведения, может отражаться в межличностных отношениях с окружающими, в социальном положении логопата в обществе. При сложных речевых на­рушениях психологические особенности логопата входят в по­нятие сложной структуры его речевого дефекта. 1

К тому же, речь человека — понятие не только лингвисти­ческое, но, не в меньшей мере, и психологическое, рассмат­риваемое как явление (акт, процесс или вид) психической де­ятельности человека. В этом отношении различают основные функции речи: сообщения и побуждения к действию. Как пси­хологическое явление речь входит в состав коммуникации и мышления, служит развитию познавательной деятельности, участвует в эмоционально-волевых процессах и др. Различают речь внутреннюю (для себя) и внешнюю (для окружающих).

Поэтому вполне закономерно, что для образования логопе­дического понятийно-терминологического аппарата необходи­мы психологические познания (и, соответственно, владение пси­хологической терминологией) из целого ряда психологических дисциплин: общей и возрастной психологии, нейропсихологии, психологии речи, психолингвистики, специальной Психологии, патопсихологии, медицинской психологии, педагогической и со­циальной психологии.

Знание основ общей психологии полагает образование поня­тий о психике человека и общих закономерностях психичес­кой деятельности:

о свойствах психики (или функциях): отражения и регу­ляции поведения и деятельности;

о психических явлениях (актах): процессах, состояниях, свойствах;

об индивидуально-типологических особенностях: тем­пераменте, личности, характере, способностях;

об условиях психического развития и зависимости фор­мирования психической деятельности: от состояния ВИД, темперамента, соматического здоровья, от усло-

‘Селиверстов В. И. Психологическая модель фиксированное™ заика­ющихся на своем дефекте. В кн. «Заикание у детей» — М. 1994. — С. 36—52.

вий жизни и воспитания, от разных видов практической деятельности;

о роли и участии речи в психической деятельности че­ловека;

о психологических методах изучения психических явле­ний: лонгитюдном и сравнительном методах, наблюдения и эксперимента, бесед и изучения продуктов деятельности, анке­тирования и тестов, альтернативном и корреляционном анализе, методах логопедического обследования; о научной надежности используемых психологических методов, их валидности, досто­верности, репрезентативности.

Знания основ возрастной психологии формируют понятия.

о роли биологического созревания (как условия) в пси­хическом развитии человека;

о динамике и поэтапном развитии психики, о становле­нии и развитии различных психических процессов и психи­ческих свойств личности в разные возрастные периоды: дош­кольном, младшем школьном, подрост-ковом, юношеском, зрелом;

о физиологическом и психическом возрасте, возможном несовпадении физического и психического развития ребенка;

о связи возрастных особенностей развития речи ребен­ка с условиями формирования его психических процессов, личностных качеств и поведения в социальном окружении;

о негативном влиянии недостатков речи на формирова­ние психических явлений и индивидуально-типоло-гических свойств личности и наоборот: о негативном влиянии недостат­ков психического развития на формирование речи.

Названные выше психологические понятия уточняются, углубляются и трансформируются под определенным углом зре­ния при изучении основ нейропсихологии, нейролингвистики, психолингвистики и психологии речи, рассматривающих внут­ренние стороны речевой деятельности:

о мозговых механизмах высших психических функций, о связи психических процессов с системами головного мозга;

о мозговых механизмах речевой деятельности и тех из­менениях в речи, которые возникают при локальных пораже­ниях головного мозга, о системном анализе речевых наруше­ний и др.;

о процессах порождения и восприятия речевых выска­зываний, о процессах их кодирования и декодирования;

о связи речевой деятельности индивида с личностными особенностями его речевых партнеров и др.;

о внутренних состояниях и проблемных ситуациях, воз­никающих при общении между речевыми партнерами в слу­чаях нарушенной речи одного из них.

Сведения из медицинской психологии дают представления и понятия о психогенных факторах и их влиянии на возникновение, течение и лечение разных соматических и психических болезней и связанных с ними мерами по психопрофилактике и психогигиене.

Патопсихология — создает психологические представления и понятия о закономерностях распада психической деятельности и свойств личности, об искажениях отража-тельной деятельности мозга, о конкретных нарушениях личности индивида, его воспри­ятия, памяти, мышления, умственной работоспособности и др.

Педагогическая психология — формирует общие представ­ления и конкретные понятия о психологической основе педа­гогики и частных методик обучения и воспитания:

о закономерностях процесса усвоения (присвоения) ин­дивидом накопленного общечеловеческого социального опыта в условиях учебно-воспитательной деятельности;

о психологической основе самого процесса учения (ассо­циативно-рефлекторная теория, теория поэтапности форми­рования умственных действий, методы модели-рования, сис­темного анализа и др.), о формировании знаний и, связанных с ними, умений и навыков;

о психологической основе процесса воспитания, о фор­мировании различных сторон личности, о закономер-ностях усвоения нравственных норм и принципов, приобретения и развития эстетического вкуса, формиро-вания убеждений, ми­ровоззренческих позиций и др.

На основе знания основ социальной психологии образуются понятия о закономерностях и особенностях поведения и дея­тельности человека в разных социальных группах: сверстники, дети и взрослые, дети и родители, коллектив класса или воз­растной группы дошкольного учреждения, коллектив по виду совместной деятельности и т. д.

Среди разных отраслей психологии особое для дефектолога место занимает специальная психология — специфическая от­расль психологии, исследующая закономерности и особеннос­ти психической деятельности лиц (преимущественно детей) с разными отклонениями в психофизическом развитии: с недо­статками интеллекта (олигофренопсихология), речи (логопси-хология), слуха (сурдопсихология), зрения (тифлопсихология), моторики (психология лиц с нарушениями опорно-двигатель­ного аппарата, с детским церебральным параличом), с задерж­ками психического развития.

Наличие того или иного дефекта (аномалии, нарушения) в психофизическом развитии индивида порождает необходимость представлений о своеобразии его психического развития и спе­цифических условий для формирования его личности, позна­вательной и эмоционально-волевой деятельности, социально­го поведения. Специальная психология органично стыкуется с коррекционной педагогикой как психологическая основа обу­чения и воспитания аномальных детей.

Принципиально важным и необходимым для образования представлений и понятий по специальной психологии оказыва­ется опора на основообразующие знания общей, возрастной и других отдельных отраслей психологии, логическая последова­тельность которых (их примерная схема) показаны нами выше.

Содержательная сторона специальной психологии опреде­ляется ее основными задачами (в данном случае и ее практи­ческими формами выражения): психодиагностики, психокор­рекции и психопрофилактики.

Задачи психодиагностики определяют необходимость поня­тий:

о сложной структуре самого дефекта, его внешних и внут­ренних проявлениях (физических и психических факторах), их соотношениях (первичных и вторичных нарушений) и причи­нах возникновения (биологического или социального, врож­денного или приобретенного, эндогенного или экзогенного характера);

об общих и специфических закономерностях аномально­го развития ребенка, о психологических характерис-тиках дизонтогенеза: задержанном или прежде времен-ном развитии, дефицитарном, искаженном или дисгар-моничном развитии;

об отражении дефекта в психической деятельности ин­дивида, о наличии, своеобразии и степени выраженности оп­ределенных психических признаков: навыков, умений, способ­ностей, психических процессов, состояний, мотивов, интересов, черт личности, особенностей поведения и взаимоотношений с окружающими и др.

об адекватных психологических методах исследования, вариантах их использования и умении строить диагностические и прогнозирующие суждения, обосновывающие диагноз и вы­бор в каждом конкретном случае необходимых условий, средств и направленности психокоррекционной и коррекционно-педагогической работы.

Реализация задач психокоррекционной работы предполагает понимание процессов формирования личности у разных кате­горий аномальных детей путем использования специальных ме­тодов, приемов, средств и условий воспитания и обучения. Су­щественно значимыми здесь оказываются психологические понятия:

о коррекции и компенсации нарушенных психических функций, социальной адаптации личности индивида, реабили­тации поведения, о восстановительном и развивающем обуче­нии и воспитании;

о методах и приемах психокоррекции, психологической саморегуляции и психотерапии: релаксации, аутогенной трени­ровки, сенсорного репродуцирования образов, суггестивных и рациональных методах и т. д.;

об условиях и средствах психокоррекционного воздействия: индивидуальных и групповых, прямого воздействия (разъясне­ние, убеждение, внушение, обучение) и косвенного, опосредо­ванного воздействия (окружающая обстановка, социальная среда, разные виды деятельности: игра, труд, учебные занятия), об использовании разных видов искусства (литературы, живопи­си, музыки) и разных технических средств (аудиовизуальных, механических и др.);

об участии в психокоррекционной работе с аномальным ребенком разных специалистов (практического психолога, дефектолога, учителей и воспитателей, медицинских работников) и семьи.

Психопрофилактика, рассматриваемая в целом как система мер по охране и сохранению психического здоровья, предпола­гает в данном случае наличие понятий:

о существующей взаимосвязи между физическим и психи­ческим здоровьем индивида, о неблагоприятных факторах (и мерах по их предупреждению) для нормаль-ного физического, психосоциального и личностного развития ребенка: отягощен­ная наследственность, неблагополучные беременность и роды, болезни и травмы в раннем периоде развития, неблагоприятное влияние окружающей среды, социальных и бытовых факторов, недостатки воспитания ребенка и др.;

об изменениях и задержках психического развития ано­мального ребенка под влиянием имеющегося первичного де­фекта и мерах по их предупреждению в семье и в детских обще­образовательных учреждениях;

об органичной связи психопрофилактической, психокор­рекционной и коррекционно-педагогической работы при вос­питании и обучении аномальных детей;

о формах профилактической работы с населением, роди­телями, персоналом общеобразовательных и специаль-ных дет­ских учреждений: консультирование, беседы, обучение, про­паганда и др.

Как видно из сказанного выше, логопсихология (как часть специальной психологии) тесно связана с разными отраслями психологических знаний, сфокусированных и трансформиро­ванных по отношению к индивидумам с разными видами ре­чевых нарушений: дислалиями, ринолалиями и дизартриями; алалиями и афазиями; дисфониями, фонастениями и афония­ми; тахилалиями, брадилалиями и заиканием; дислексиями и дисграфиями и др.; с нарушениями речевого развития при не­достатках интеллекта, опорно-двигательного аппарата, слуха, зрения, задержках психического развития. В число специфи­ческих и основных задач логопсихологии входит изучение осо­бенностей психической деятельности этих индивидов и поис­ки оптимальных путей психокоррекционной работы с ними. Профессионально значимыми здесь оказываются психологи­ческие понятия о закономерностях и особенностях психичес­кого развития детей с нарушенной речью:

о закономерностях усвоения языка: о развитии способно­сти понимать языковые значения разной степени обобщения; о синхронности приобретения артикуляционных, лексических и грамматических навыков; о развитии восприимчивости к выра­зительности лексических и грамматических единиц на фоне раз­вития эмоционально-волевой сферы; о развитии чувства языка, интуитивного или сформированного владения всеми его ком­понентами;

о влиянии речевых нарушений на психическое развитие детей: на познавательную и эмоционально-волевую деятель­ность; на формирование общеобразовательных знаний, уме­ний и навыков; на формирование социально-личностных ка­честв и складывающихся взаимоотноше-ний с окружающими людьми, определяющими их социальный статус; на особенно­сти их действий, поступков и поведения в разных видах дея­тельности и в разных ситуациях общения;

о надежных психологических методах дифференциаль­ной диагностики в системе речевых нарушений и психической деятельности ребенка;

о психологических условиях, приемах и средствах, на­правленных на коррекцию познавательной и эмоцио-нально-волевой деятельности, на социальную адаптацию и реабилита­цию поведения ребенка с нарушенной речью;

о профилактических мерах, направленных на предупреж­дение у ребенка речевых расстройств и связанных с ними на­рушений психической деятель-ности: психических процессов, состояний, свойств личности и особенностей поведения.

В заключение следует заметить, что в логопедической прак­тике необходимость психологического изучения и кореек-ционного воздействия на речь, личность и поведение ребенка-лого­пата нередко носит декларативный характер, а логопеди-ческие приемы и упражнения традиционно ограничиваются только функционально-физиологической, тренировочно-рече-вой на­правленностью.

Между тем, именно психологическая часть логопедической работы (как ее психологическая основа) составляет обязатель­ное условие целостного и одновременного интегрально-лич­ностного коррекционного воздействия на ребенка-логопата в процессе его всестороннего и гармоничного воспитания и обучения, в процессе формирования его социальных пози­ций для полнокровного и достойного участия в обществен­ной жизни.

Источник:
Терминология психологии
Любое речевое нарушение по-разному, но обязательно, на­ходит свое отражение в психической деятельности человека. Осознание своего речевого дефекта и разное отношение к нему, естественно, может
https://studfiles.net/preview/1669180/page:4/

(Visited 10 times, 1 visits today)

CATEGORIES