Терминологический словарь по психологии

Петровский А

Статья словаря раскрывает содержание основных понятий современной психологической науки и её важнейших отраслей. Особое внимание обращено на психологические термины, встречающиеся в общественно-политической литературе, книгах и статьях по философии, социологии, педагогике, управлению, науковедению. Второе издание существенно переработано и дополнено рядом новых статей, включает свыше 1000 терминов, содержит персоналии отечественных и зарубежных психологов.

Основу книги составляет «Краткий психологический словарь», выпущенный Политиздатом в 1985 г., переработанный и дополненный в соответствии с предложениями и рекомендациями, содержащимися в рецензиях, опубликованных в печати, а также письмах читателей. В результате переработки в словаре получил освещение ряд психологических понятий, ранее в него не включавшихся, введено около 150 персоналий отечественных и зарубежных психологов, учтены новейшие теоретические и экспериментальные разработки.

Статьи словаря отражают содержание основных разделов психологической науки: общей психологии и психофизиологии, возрастной, детской и педагогической психологии, сексологии, зоопсихологии, психологии труда и инженерной психологии, социальной психологии, нейропсихологии и др.

В словаре применяются обычные для справочного издания сокращения. Так, вместо полного названия статьи в её тексте приводятся лишь первые буквы составляющих это название слов. Связи между статьями (курсивом выделяются отсылки к другим статьям) позволяют читателю получить относительно полный объём сведений.

Словарь рассчитан на широкий круг читателей, интересующихся проблемами психологии.

Источник:
Петровский А
Словарь. 2-е изд., испр. и доп. М.: Политиздат, 1990. 494 с. В словаре представлены основные отрасли психологии, теоретические направления и концепции, принципы и методы экспериментальных исследований, история психологии, персоналии психологов. Статья словаря раскрывает содержание основных понятий…
https://www.twirpx.com/file/1537172/

Приложение 1

Агнозия — гностические расстройства в виде нарушения восприятия, возникающие при корковых очагах поражения мозга (например: зрительная, слуховая, тактильная).

Аграфия — нарушение письма.

Акалькулия — нарушение счета.

Алексия — нарушение чтения.

Амнезия — выпадение памяти.

Амузия — нарушение способности узнавать и воспроизводить знакомую мелодию или ту, которую человек только что услышал, а также отличать одну мелодию от другой.

Апраксия — нарушение произвольных движений и действий, совершаемых с предметами.

Ассоциативные системы мозга — системы, которые связаны с анализом и синтезом разномодальных возбуждений.

Астериогноз — нарушение способности воспринимать предметы на ощупь, невозможность интегрировать тактильные ощущения, поступающие от объекта.

Артикулема — положение речедвигательного аппарата, соответствующее определенному звуку.

Афазия — нарушение речи, возникающее при локальных поражениях коры левого полушария мозга (у правшей) и представляющее собой системное расстройство различных форм речевой деятельности.

Викариат — восстановление функции путем перемещения в сохранные отделы больших полушарий.

Вторичные нейропсихологические симптомы — нарушения психических функций, возникающие как системное следствие первичных нейропсихологических симптомов по законам системной взаимосвязи с первичными нарушениями.

Гемеанопсия — выпадение поля зрения.

Диашиз — временная системная инактивация функций.

Интеллектуальная персеверация — симптом нарушения произвольной регуляции деятельности, проявляющийся в инертном повторении больным одних и тех же интеллектуальных действий в изменившихся условиях.

Клиническая нейропсихология — направление в нейропсихологии, главная задача которого состоит в изучении нейропсихологических синдромов, возникающих при поражении того или иного участка мозга, и сопоставлении их с общей клинической картиной заболевания.

Клиническая психология — область медицинской психологии, изучающая факторы происхождения и течения болезней, влияние болезни на личность, психологические аспекты целебных воздействий.

Латерализация — связь функции с полушарием (правым или левым).

Локализация высших психических функций — соотношение различных звеньев (аспектов) психической функции как функциональной системы с различными факторами (физиологическими закономерностями), присущими работе той или иной мозговой структуры (корковой или подкорковой), синоним «мозговой организации высших психических функций».

Межполушарная асимметрия мозга — неравноценность, качественное различие того «вклада», который делают левое и правое полушарие мозга в каждую психическую функцию.

Межполушарное взаимодействие — особый механизм объединения левого и правого полушарий в единую интегративную, целостно функционирующую систему, формирующуюся в онтогенезе.

Модально-неспецифические нарушения памяти — целая группа патологических дефектов, неоднородных по своему характеру, для которых общим является плохое запечатление любой по модальности информации.

Модально-специфические нарушения памяти — тип мнестических дефектов, связанных с определенной модальностью стимула и распространяющихся только на раздражители, которые адресуются к какому-то одному анализатору.

Модально-неспецифические нарушения внимания — тип нарушений внимания, которые распространяется на любые виды и уровни внимания.

Модально-специфические нарушения внимания — тип нарушений внимания, которые проявляются по отношению к стимулам одной модальности.

Модель «расщепленного мозга» — модель нейрохирургической операции на мозге по перерезке мозолистого тела, разработанная американским нейрофизиологом Роджером Уолкотом Сперри.

Мозговые механизмы высших психических функций — совокупность морфологических структур (зон, участков) в коре больших полушарий и в подкорковых образованиях протекающих в них физиологических процессов, входящих в единую систему и необходимых для осуществления психической деятельности; морфологическая основа психических функций.

Нейропсихология — отрасль психологической науки, сложившаяся на стыке психологии, медицины и физиологии, изучающая мозговые механизмы высших психических функций на материале локальных поражений мозга.

Нейропсихология детского возраста — направление в нейропсихологии, изучающее специфику нарушений психических функций при локальных мозговых поражениях у детей.

Нейропсихологическая диагностика — исследование больных с локальными поражениями мозга с помощью нейропсихологического метода с целью установления места поражения мозга.

Нейропсихологическая реабилитация — совокупность мероприятий, направленных на реабилитацию больных с локальными поражениями мозга.

Нейропсихологический синдром — закономерное сочетание нейропсихологических симптомов, связанное с выпадением (или нарушением) определенного фактора.

Нейропсихологический симптом — нарушение психической функции (как элементарной, так и высшей), возникающее вследствие локального поражения головного мозга.

Нейропсихологический фактор — физиологическое понятие, обозначающее принцип физиологической деятельности определенной мозговой структуры (участка мозга), нарушение которого ведет к появлению нейропсихологического симптома.

Парафазии — замена нужного слова побочным, близким к нему либо по смысловому (вербальные парафазии) либо по фонетическому признаку (литеральные парафазии).

Первичные нейропсихологические симптомы — нарушения психических функций, непосредственно связанные с нарушением (выпадением) определенного фактора.

Персеверации — проявление патологической инертности, «зацикливание».

Проекционные системы мозга — системы, которые обеспечивают анализ и переработку соответствующей по модальности информации.

Псевдоамнезии — нарушения, проявляющиеся в трудностях произвольного запоминания и произвольного воспроизведения любых по модальности стимулов; сочетаются с трудностями опосредования или семантической организации запоминаемого материала.

Реабилитационное направление в нейропсихологии — направление, занимающееся восстановлением высших психических функций, нарушенных вследствие локальных поражений мозга.

Система — множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом и образующих определенную целостность, единство.

Сенсорные системы (анализаторы по И. П. Павлову) — часть нервной системы, состоящая из воспринимающих элементов — рецепторов, получающих стимулы из внешней или внутренней среды, нервных путей, передающих информацию от рецепторов в мозг, и тех частей мозга, которые перерабатывают эту информацию.

Скотома — выпадение участка поля зрения при поражении первичных зрительных полей.

Синдромный анализ — анализ нейропсихологических синдромов с целью обнаружения общего основания (фактора), объясняющего происхождение различных нейропсихологических симптомов.

Соматоагнозия — нарушение способности узнавания частей тела, их расположения по отношению друг к другу.

Теория светлого пятна — связь сознания с областью повышенной возбудимости, которая может перемещаться по коре больших полушарий мозга.

Три основных структурно-функциональных блока мозга — а) энергетический блок или блок регуляции уровня активности мозга; б) — блок приема, переработки или хранения экстероцептивной информации; в) блок программирования, регуляции и контроля за протеканием психической деятельности.

Функциональная система — физиологическое понятие, задействованное из концепции функциональных систем П. К. Анохина, используемое для объяснения физиологической основы высших психических функций.

Функциональная специфичность больших полушарий — специфика переработки информации и мозговой организации функций, присущая левому или правому полушарию головного мозга.

Экспериментальная нейропсихология — направление в нейропсихологии, в задачи которого входит экспериментальное изучение различных форм нарушений психических процессов при локальных поражениях мозга.

Экспрессивная речь — сложный двигательный акт, включающий систему афферентных синтезов, создающих нужные материальные схемы артикуляции, и систему эфферентных аппаратов, реализующих речь.

Источник:
Приложение 1
Агнозия — гностические расстройства в виде нарушения восприятия, возникающие при корковых очагах поражения мозга (например: зрительная, слуховая, тактильная). Аграфия — нарушение письма.
http://www.psichology.vuzlib.su/book_o434_page_16.html

Терминологический словарь

Апатия (от греч. apatheia — бесстрастие) — состояние, характеризующееся эмоциональной пассивностью, безразличием, упрощением чувств, равнодушием к окружающим событиям и ослаблением побуждений и интересов. Протекает на фоне сниженной физической и психологической активности. Бывает кратковременной или долговременной.

Апперцепция (от лат. ad — к и perceptio — восприятие) зависимость восприятия от общей направленности и всего предшествующего опыта человека.

Атрибуция (от лат. attributio — приписывание) — приписывание социальным объектам (человеку, группе, социальной общности) характеристик, не представленных в поле восприятия. Необходимость атрибуции обусловлена тем, что информация, даваемая наблюдением, недостаточна для адекватного взаимодействия с социальным окружением и нуждается в «достраивании». Атрибуция — основной способ «достраивания» непосредственно воспринимаемой информации.

Аттракция — механизм перцепции социальной, способ понимания одного человека другим на основе устойчивого положительного чувства, которое способствует более полному и глубокому восприятию личности.

Аффект (от лат. affektus — душевное волнение, страсть) — сильное и относительно кратковременное нервно-психическое возбуждение — эмоциональное состояние, связанное с резким изменением важных для субъекта жизненных обстоятельств. Сопровождается резко выраженными двигательными проявлениями и изменениями в функциях внутренних органов, утратой волевого контроля и бурным выражением эмоциональных переживаний. Возникает в ответ на уже происшедшее событие и как бы сдвинуто к его концу. В его основе лежит переживаемое состояние внутреннего конфликта, порождаемого противоречиями между влечениями, стремлениями и желаниями, или же проти-

* При составлении словаря автором использованы: Большая Советская Энциклопедия. Изд 3-е.- М.,1969-1978; Современный словарь иностранных слов. — М., 1992; Андриенко Е.В. Социальная психология. — М., 2001; Саб-

лин В.С., Слаква С.П. Психология человека. — М., 2004.

воречиями между требованиями, предъявляемыми человеку (также самому себе), и возможностями их выполнить.

Аффилиация— стремление быть в обществе других людей, потребность в общении, в осуществлении эмоциональных контактов, в проявлениях дружбы и любви.

Барьеры коммуникативные — психологические препятствия, возникающие на пути передачи адекватной информации. Выделяют фонетический, семантический, стилистический и другие барьеры.

Барьер психологический — психическое состояние, проявляемое как неадекватная пассивность, препятствующая выполнению тех или иных действий, — внутреннее препятствие психологической природы: нежелание, боязнь, неуверенность и пр. Часто появляется в деловых и личных взаимоотношениях, мешая установлению открытых и доверительных отношений. Эмоциональный механизм барьеров психологических состоит в усилении отрицательных переживаний и установок, ассоциированных с задачей, — стыда, чувства вины, страха, тревоги, низкой самооценки (например, «страх сцены»).

Барьер смысловой — взаимное непонимание между людьми, возникающее при общении, — следствие того, что участники общения приписывают одним и тем же событиям разный смысл и видят в их глубине разную мотивацию.

Внимание — психический познавательный процесс, заключающийся в направленности и сосредоточенности сознания на определенном объекте.

Внушение — эмоционально-волевое, целенаправленное, неаргументированное воздействие, осуществляемое через некритичес-

кое восприятие информации и подразумевающее ее принятие к исполнению.

Воля — сторона сознания, его деятельное и регулирующее начало, призванное создать усилие и удерживать его так долго, как это надобно. Способность человека достигать поставленных целей в условиях преодоления препятствий, проявляемая в самодетерминации и саморегуляции своей деятельности и различных психических процессов; способность человека сознательно управлять своим поведением.

Восприятие — целостное отражение предметов, явлений, ситуаций и событий в их чувственно доступных временных и пространственных связях и отношениях; процесс формирования — посредством активных действий — субъективного образа целостного предмета, непосредственно воздействующего на анализаторы.

Глобальная деревня — метафора, используемая для выражения представления о том, что люди на Земле объединены единой судьбой. Взаимосвязанное и взаимозависимое сообщество возникает в результате развития информационных технологий, распространения универсальных культурных образцов и т.п.

Диссонанс (от лат. dissono — нестройно звучу) — отсутствие гармонии в чем-либо; несоответствие, противоречие, разлад.

Диссонанс когнитивный — противоречие в системе знаний, порождающее у субъекта неприятные переживания и побуждающее к действиям, направленным на устранение этого противоречия.

Заострение — одна из тенденций, реализующаяся в процессе циркуляции слуха. Детали сюжета, особенно существенные для данной аудитории, увеличиваются в размере, количестве и социальной значимости.

Запоминание — обобщенное название активных процессов, обеспечивающих удержание материала в памяти; ввод в память информации. Может протекать как мгновенное запечатление.

Заражение эмоциональное воздействие, осуществляемое через передачу определенного психического состояния и предполагающее бессознательное усвоение ее ведомым и воспроизведение данного состояния.

Знак— предмет или явление, служащий представителем другого предмета, явления, процесса.

Идентификация — психологический процесс отождествления индивида себя с другим человеком, группой, общностью, помогающий ему успешно овладевать разными видами деятельности, усваивать нормы и ценности данного сообщества.

Имидж — особый вид психического образа: 1) сложившийся в массовом сознании и имеющий характер стереотипа сильно эмоционально окрашенный психический образ чего-либо или кого-либо; 2) манипулятивный, привлекательный, легко трактуемый психический образ-стереотип, воздействующий на эмоциональную сферу человека, механизмы его сознания и поведения.

Индивидуальность — личность в ее своеобразии. Может проявляться в интеллектуальной, эмоциональной и волевой сферах.

Инсайт (англ. insight — проницательность, понимание) озарение; в гештальт-психологии момент решения мыслительной задачи как внезапного «замыкания поля».

взаимодействие, обусловленное индивидуальными особенностями субъектов, социальной ситуацией, целями участников и противоречиями, возникающими в процессе деятельности.

Интерес (от лат. interest — имеет значение, важно) — одна из форм направленности личности, окрашенная положительными эмоциями сосредоточение внимания на определенном предмете.

Интуиция (от позднелат. intuitio — созерцание) — отыскание, часто практически моментальное, решение задачи при недостаточности логических оснований; знание, возникающее без осознания путей и условий его получения — как результат «непосредственного усмотрения». Научная психология рассматривает интуицию как необходимый, внутренне обусловленный природой творчества момент выхода за границы сложившихся стереотипов поведения — в частности, логических программ поиска решения задачи.

Катарсис (греч. katharsis — очищение) — эмоциональное потрясение, ведущее к некоторой трансформации чувств.

Коммуникация (от лат. communico — делаю общим, связываю, общаюсь) — акт и процесс установления контактов между субъектами взаимодействия посредством выработки общего смысла передаваемой и воспринимаемой информации.

Коммуникация массовая — опосредованное техническими средствами воздействие на ананимную, рассредоточенную аудиторию.

Конверсия (от лат. сonversio — изменение, превращение) — функция пропаганды, состоящая в том, чтобы радикально преобразовать представления, стереотипы и установки

Контент-анализ — в психологии — метод выявления и оценки специфических характеристик текстов и других носителей информации, в которых соответственно целям исследования выделяются определенные смысловые единицы содержания и формы информации: психологические характеристики персонажей сообщений массовой коммуникации, виды взаимодействия людей, жанры сообщений и пр. Затем производится систематический замер частоты и объема упоминаний этих единиц в определенной совокупности текстов или других носителей информации. Контент-анализ позволяет выявить отдельные психологические характеристики коммуникатора, аудитории, сообщения и их взаимосвязи.

Конформность — податливость человека реальному или воображаемому давлению группы, проявляющаяся в изменении его поведения и установок.

Креативность — творческие способности индивида — способности порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации.

Менталитет (лат. mens, mentis — ум, рассудок) — общий склад мышления, особенности сознания, умонастроений, психологические и нравственные предрасположенности какой-либо общности; устойчивый способ мировосприятия, объединяющий рациональные, эмоциональные, ценностные и прочие воззрения, нормы и стереотипы.

Мода (от лат. modus — мера, правило) — непродолжительное господство определенного вкуса в какой-либо сфере жизни или культуры.

Мотив (фр. motif от лат. moveo — двигаю) — побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением определенной потребности.

Направленность — совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих поведение и деятельность личности относительно независимо от конкретных условий. Характеризуется доминирующими потребностями, интересами, склонностями, идеалами.

Настроения — слабо выраженные эмоциональные проявления, отличающиеся значительной длительностью и слабым осознанием причин и факторов, их вызывающих.

Нормы социальные — образцы, эталоны, модели, схемы поведения, распространенные в обществе и принятые большинством его членов.

Объем внимания — способность воспринимать отчетливо определенное количество объектов.

Онтогенез (от греч. on — род, ontos — cущее и …генез) — процесс развития психики человека в течение его жизни.

(от лат. perceptio — представление, восприятие) — процесс и результат межличностного и межгруппового восприятия, а также восприятие человеком самого себя при взаимодействии с другими.

Подражание — воздействие через демонстрацию конкретных, наглядных образов поведения и подразумевающее их принятие и воспроизведение.

Понимание — 1. Способность постичь смысл и значение чего-либо и достигнутый благодаря этому результат.

2. Вызванное внешними или внутренними воздействиями специфическое состояние сознания, фиксируемое субъектом как уверенность в адекватности воссозданных представлений и содержания воздействий.

Потребность — внутреннее состояние нужды, выражающее зависимость человека от конкретных условий существования.

Психика человека — субъективный внутренний мир (чувства, мысли, намерения и др.), проявляющийся в действиях, во взаимодействии с другими людьми.

Психические образования — совокупность знаний, навыков и умений.

Психические состояния — временное повышение или понижение общей активности психической деятельности человека под влиянием внешних условий и внутренних факторов.

Приспособление — тенденция, реализующаяся в процессе циркуляции слуха. Детали сюжета подстраиваются к преобладающим в данной культуре стереотипам

и установкам, иногда приобретая содержание, противоположное первоначальному.

Пропаганда (от лат. propaganda — подлежащее распространению) — целенаправленное распространение в обществе определенных идей, ценностей, норм и программ поведения.

Психическая инерция — влияние предыдущего сообщения на последующее; непроизвольное желание подтверждения первой версии событий, которая закрепилась в памяти.

Референтность — отношение значимости, связывающее субъекта с другим человеком или группой лиц.

Реципиент — субъект общения, принимающий информацию.

Роль социальная — социальная функция человека, имеющая воплощение на уровне общественного сознания в экспектациях, нормах и санкциях и реализующаяся в социальном опыте индивида.

Самоосуществляющееся пророчество — прогноз, который произвел глубокое впечатление на индивида или группу, люди своими действиями бессознательно способствуют его осуществлению.

Сглаживание — тенденция, реализующаяся в процессе циркуляции слуха. Детали сюжета, лишенные значимости для данной аудитории, исчезают.

Символ— образ, являющийся представителем других — обычно весьма многообразных — образов, содержаний и отношений. Понятие символа родственно понятию знака, но их следует различать. Для знака, особенно в системах формально-логических, многозначность — явление негативное: чем однозначнее понимается знак, тем конструктивнее его можно использовать. Символ же чем более многозначен, тем более содержателен.

Слух — массовидное явление межличностного обмена искаженной, эмоционально окрашенной информацией.

Способность — совокупность психических особенностей человека, которые позволяют ему успешно заниматься и овладевать одной или несколькими видами деятельности.

Стереотип социальный (от греч. stereos — твердый и typos — отпечаток) — упрощенный психический образ, основанный на обобщении личного опыта, предвзятых представлениях, стремлении быстро понять смысл и сущность явления.

Талант (греч. talanton — букв. вес, весы) — высшая степень одаренности, реализованная человеком в определенной области.

Темперамент (лат. temperamentum — соразмерность) — психическое свойство личности, характеризующееся динамикой протекания психических процессов.

Трансакция (от лат. transactio — соглашение, сделка) — функциональная единица общения между двумя субъектами, включающая в себя контакт эго-состояний партнеров.

Убеждение — вербальное воздействие, осуществляемое в рациональной форме через предлагаемую информацию и подразумевающее достижение согласия с ней.

Установка социальная (англ. — attitude) — обобщенный инертный образ реагирования на определенный тип социальных ситуаций, социальную общность или личность.

Установка смысловая — отношение личности к объектам, которые имеют для нее личностный смысл.

Феномен Ла Пьера — характерное для данной культуры расхождение вербальных и поведенческих установок населения. При ответах на вопрос люди склонны утверждать, что в определенной предметной ситуации станут действовать определенным образом, но в реально сложившейся ситуации действуют иначе.

Филогенез (от греч. phylon — род, племя и …генез) — процесс развития психики человека в ходе развития человечества как вида.

Фрустрация (от лат. frustratio — обман, неудача) — психическое состояние, вызываемое непреодолимыми (или воспринимаемыми за таковые) препятствиями, неожиданно возникшими на пути к желаемой цели.

Ценность — междисциплинарная научная категория, обозначающая объекты, свойства или идеи, воплощающие в себе идеалы и выступающие благодаря этому как эталон должного.

Чувства — одна из основных форм переживания человеком своего отношения к себе и окружающему миру. Чувства имеют мотивационную основу, поэтому они более устойчивы, чем эмоции.

Эго-состояние — актуальный способ существования Я-субъекта, определяющийся по доминированию в опосредованном реагировании одной из психических сфер человека: эмоциональной, интеллектуальной, волевой. Э. Берн выделил три основных эго-состояния: «ребенок» (проявляется в доминировании эмоциональных реакций); «взрослый» (преобладают рассудочные реакции); «родитель» (преобладают нормативные реакции).

Экспектации — скрытые требования, выступающие в форме ожиданий. Являются составной частью социального контроля.

Экстраверсия — интроверсия — индивидуальные базисные установки личности и ее интегральные социальные характеристики. Данные понятия описаны К.Г. Юнгом. Экстраверсия проявляется в ориентации человека на внешний мир и других людей; интроверсия — в ориентации на свой внутренний мир.

Эмоция (франц. emotion — волнение, от лат. emoveo — потрясаю, волную) — непосредственное переживание в данный момент, связанное с удовлетворением или неудовлетворением потребностей.

Эмпатия — механизм перцепции социальной, способ понимания одного человека другим посредством постижения его чувств и эмоциональных состояний.

Эффект аудитории— присутствие публики, даже пассивной, само по себе влияет на скорость обучения испытуемого или на выполнение задачи. Во время обучения присутствие зрителей скорее смущает испытуемого, но если решение освоено или в тех случаях, когда требуется физическое усилие, присутствие публики облегчает дело.

Эффект бумеранга — эффект воздействия, противоположный замыслу.

Эффект ореола — распространение общего оценочного впечатления о человеке на восприятие его поступков и личностных качеств (в условиях дефицита информации); первое впечатление о человеке определяет его последующее восприятие и оценку, пропуская в сознание воспринимающего лишь то, что соответствует первому впечатлению, и отсеивая противоречащее.

Источник:
Терминологический словарь
Апатия (от греч. apatheia — бесстрастие) — состояние, характеризующееся эмоциональной пассивностью, безразличием, упрощением чувств, равнодушием к окружающим событиям и ослаблением побуждений и
http://www.ayp.ru/library/psikhologiya-massovoi-kommunikatsii/4924

Часть II

Агнозия — гностические расстройства в виде нарушения восприятия, возникающие при корковых очагах поражения мозга (например: зрительная, слуховая, тактильная).

Аграфия — нарушение письма.

Акалькулия — нарушение счета.

Алексия — нарушение чтения.

Амнезия — выпадение памяти.

Амузия — нарушение способности узнавать и воспроизводить знакомую мелодию или ту, которую человек только что услышал, а также отличать одну мелодию от другой.

Апраксия — нарушение произвольных движений и действий, совершаемых с предметами.

Ассоциативные системы мозга — системы, которые связаны с анализом и синтезом разномодальных возбуждений.

Астериогноз — нарушение способности воспринимать предметы на ощупь, невозможность интегрировать тактильные ощущения, поступающие от объекта.

Артикулема — положение речедвигательного аппарата, соответствующее определенному звуку.

Афазия — нарушение речи, возникающее при локальных поражениях коры левого полушария мозга (у правшей) и представляющее собой системное расстройство различных форм речевой деятельности.

Викариат — восстановление функции путем перемещения в сохранные отделы больших полушарий.

Вторичные нейропсихологические симптомы — нарушения психических функций, возникающие как системное следствие первичных нейропсихологических симптомов по законам системной взаимосвязи с первичными нарушениями.

Гемеанопсия — выпадение поля зрения.

Диашиз — временная системная инактивация функций.

Интеллектуальная персеверация — симптом нарушения произвольной регуляции деятельности, проявляющийся в инертном повторении больным одних и тех же интеллектуальных действий в изменившихся условиях.

Клиническая нейропсихология — направление в нейропсихологии, главная задача которого состоит в изучении нейропсихологических синдромов, возникающих при поражении того или иного участка мозга, и сопоставлении их с общей клинической картиной заболевания.

Клиническая психология — область медицинской психологии, изучающая факторы происхождения и течения болезней, влияние болезни на личность, психологические аспекты целебных воздействий.

Латерализация — связь функции с полушарием (правым или левым).

Локализация высших психических функций — соотношение различных звеньев (аспектов) психической функции как функциональной системы с различными факторами (физиологическими закономерностями), присущими работе той или иной мозговой структуры (корковой или подкорковой), синоним «мозговой организации высших психических функций».

Межполушарная асимметрия мозга — неравноценность, качественное различие того «вклада», который делают левое и правое полушарие мозга в каждую психическую функцию.

Межполушарное взаимодействие — особый механизм объединения левого и правого полушарий в единую интегративную, целостно функционирующую систему, формирующуюся в онтогенезе.

Модально-неспецифические нарушения памяти — целая группа патологических дефектов, неоднородных по своему характеру, для которых общим является плохое запечатление любой по модальности информации.

Модально-специфические нарушения памяти — тип мнестических дефектов, связанных с определенной модальностью стимула и распространяющихся только на раздражители, которые адресуются к какому-то одному анализатору.

Модально-неспецифические нарушения внимания — тип нарушений внимания, которые распространяется на любые виды и уровни внимания.

Модально-специфические нарушения внимания — тип нарушений внимания, которые проявляются по отношению к стимулам одной модальности.

Модель «расщепленного мозга» — модель нейрохирургической операции на мозге по перерезке мозолистого тела, разработанная американским нейрофизиологом Роджером Уолкотом Сперри.

Мозговые механизмы высших психических функций — совокупность морфологических структур (зон, участков) в коре больших полушарий и в подкорковых образованиях протекающих в них физиологических процессов, входящих в единую систему и необходимых для осуществления психической деятельности; морфологическая основа психических функций.

Нейропсихология — отрасль психологической науки, сложившаяся на стыке психологии, медицины и физиологии, изучающая мозговые механизмы высших психических функций на материале локальных поражений мозга.

Нейропсихология детского возраста — направление в нейропсихологии, изучающее специфику нарушений психических функций при локальных мозговых поражениях у детей.

Нейропсихологическая диагностика — исследование больных с локальными поражениями мозга с помощью нейропсихологического метода с целью установления места поражения мозга.

Нейропсихологическая реабилитация — совокупность мероприятий, направленных на реабилитацию больных с локальными поражениями мозга.

Нейропсихологический синдром — закономерное сочетание нейропсихологических симптомов, связанное с выпадением (или нарушением) определенного фактора.

Нейропсихологический симптом — нарушение психической функции (как элементарной, так и высшей), возникающее вследствие локального поражения головного мозга.

Нейропсихологический фактор — физиологическое понятие, обозначающее принцип физиологической деятельности определенной мозговой структуры (участка мозга), нарушение которого ведет к появлению нейропсихологического симптома.

Парафазии — замена нужного слова побочным, близким к нему либо по смысловому (вербальные парафазии) либо по фонетическому признаку (литеральные парафазии).

Первичные нейропсихологические симптомы — нарушения психических функций, непосредственно связанные с нарушением (выпадением) определенного фактора.

Персеверации — проявление патологической инертности, «зацикливание».

Проекционные системы мозга — системы, которые обеспечивают анализ и переработку соответствующей по модальности информации.

Псевдоамнезии — нарушения, проявляющиеся в трудностях произвольного запоминания и произвольного воспроизведения любых по модальности стимулов; сочетаются с трудностями опосредования или семантической организации запоминаемого материала.

Реабилитационное направление в нейропсихологии — направление, занимающееся восстановлением высших психических функций, нарушенных вследствие локальных поражений мозга.

Система — множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом и образующих определенную целостность, единство.

Сенсорные системы (анализаторы по И. П. Павлову) — часть нервной системы, состоящая из воспринимающих элементов — рецепторов, получающих стимулы из внешней или внутренней среды, нервных путей, передающих информацию от рецепторов в мозг, и тех частей мозга, которые перерабатывают эту информацию.

Скотома — выпадение участка поля зрения при поражении первичных зрительных полей.

Синдромный анализ — анализ нейропсихологических синдромов с целью обнаружения общего основания (фактора), объясняющего происхождение различных нейропсихологических симптомов.

Соматоагнозия — нарушение способности узнавания частей тела, их расположения по отношению друг к другу.

Теория светлого пятна — связь сознания с областью повышенной возбудимости, которая может перемещаться по коре больших полушарий мозга.

Три основных структурно-функциональных блока мозга — а) энергетический блок или блок регуляции уровня активности мозга; б) — блок приема, переработки или хранения экстероцептивной информации; в) блок программирования, регуляции и контроля за протеканием психической деятельности.

Функциональная система — физиологическое понятие, задействованное из концепции функциональных систем П. К. Анохина, используемое для объяснения физиологической основы высших психических функций.

Функциональная специфичность больших полушарий — специфика переработки информации и мозговой организации функций, присущая левому или правому полушарию головного мозга.

Экспериментальная нейропсихология — направление в нейропсихологии, в задачи которого входит экспериментальное изучение различных форм нарушений психических процессов при локальных поражениях мозга.

Экспрессивная речь — сложный двигательный акт, включающий систему афферентных синтезов, создающих нужные материальные схемы артикуляции, и систему эфферентных аппаратов, реализующих речь.

Источник:
Часть II
Читать "Приложение 1. Терминологический словарь, Часть II. Основы нейропсихологии. Стр.38" Репина Н. В.
http://bookap.info/genpsy/osclin/gl38.shtm

(Visited 1 times, 1 visits today)

CATEGORIES