Технология разрешения конфликтов

Технология разрешения конфликтов

Способы решения конфликта

Стратегия выхода из конфликта представляет собой основную линию поведения оппонента во время решения конфликта [3, с. 476].

Выделяют пять основных стратегий (по К. Томасом): соперничество; компромисс; сотрудничество; избегание; приспособление.

Соперничество заключается в навязывании другой стороне выгодного для себя решения. Соперничество оправдано в случаях: явной конструктивности предлагаемого решения; выгодности результата для всей группы, организации, а не для отдельного лица или микрогруппы; важность результата борьбы для того, кто поддерживает эту стратегию; отсутствие времени на договоренности с оппонентом. Соперничество целесообразно в экстремальных и принципиальных ситуациях, в случае дефицита времени и высокой вероятности опасных последствий.

Компромисс состоит в желании оппонентов завершить конфликт частичными уступками. Он характеризуется отказом от части требований, которые ранее выдвигались, готовностью признать претензии другой стороны частично обоснованными, готовностью простить. Компромисс эффективен в случаях: понимания оппонентом, что он и соперник имеют равные возможности; наличия взаимоисключающих интересов; удовлетворения временным решением; угрозы потерять все.

Приспособление или уступка, рассматривается как вынужденный или добровольный отказ от борьбы и сдача своих позиций. Принять такую стратегию оппонента вынуждают различные мотивы: осознание своей неправоты, необходимость сохранения хороших отношений с оппонентом, сильная зависимость от него; несерьезность проблемы. Кроме того, к такому выходу из конфликта приводит значительный ущерб, который нанесен в процессе борьбы, угроза еще более серьезных негативных последствий, отсутствие шансов на другой исход, давление третьей стороны.

Уход от решения проблемы или избегание, является попыткой выйти из конфликта при минимальных потерь. Отличается от аналогичной стратегии поведения во время конфликта тем, что оппонент переходит к ней после неудачных попыток реализовать свои интересы с помощью активных стратегий. Собственно, речь идет не о решении, а о затухании конфликта. Уход может быть вполне конструктивной реакцией на длительный конфликт. Избегание применяется при отсутствии сил и времени для устранения противоречий, стремление выиграть время, наличии трудностей в определении линии своего поведения, нежелании решать проблему вообще.

Сотрудничество считается наиболее эффективной стратегией поведения в конфликте. Оно предполагает стремление оппонентов к конструктивному обсуждению проблемы, рассмотрение другой стороны не как противника, а как союзника в поиске решения. Наиболее эффективен в ситуациях: сильной взаимозависимости оппонентов; склонности обоих игнорировать различия во власти; важности решения для обеих сторон; беспристрастности участников.

Выбор стратегии выхода из конфликта зависит от различных факторов. Обычно они указывают на личные особенности оппонента, уровень нанесенного ему ущерба и собственного ущерба, наличие ресурсов, статус оппонента, возможные последствия, серьезность решаемой проблемы, длительность конфликта (рис. 7.1).

Наиболее вероятным является использование компромисса, так как шаги навстречу, которые делает хотя бы одна из сторон, позволяют достичь асимметричного (одна сторона уступает больше, другая — меньше) или симметричного (стороны делают приблизительно равные взаимные уступки) согласия. Изучение разрешения конфликтов между руководителем и подчиненным показало, что треть этих конфликтов заканчивается компромиссом, две трети — уступкой (преимущественно подчиненного и только 1-2 % конфликтов завершаются путем сотрудничества. В конфликтах между руководителем и подчиненным в 60 % ситуаций начальник прав в претензиях к подчиненному (через упущение в работе, недобросовестное исполнение обязанностей, тщательное). Поэтому большинство руководителей последовательно используют в конфликте стратегию соперничества, добиваясь от подчиненного желаемого поведения [3, с. 479].

Еще в 1942 г. американский социальный психолог М. Фолет указывала на необходимость разрешения (урегулирования) конфликтов, а не их подавления. Среди способов она выделила победу одной из сторон, компромисс и интеграцию. Под интеграцией понималось новое решение, при котором выполняются условия обеих сторон, причем ни одна из них не претерпит серьезных потерь. В дальнейшем данный способ решения конфликта получил название «сотрудничество».

В основе компромисса лежит технология уступок к сближению или торг. Компромисс имеет следующие недостатки: споры по поводу позиций сторон приводят к сокращению сделок; создается основа для уловок; возможное ухудшение отношений, потому что могут быть угрозы, давление, прекращение контактов; при наличии нескольких сторон торг усложняется и т. п. Несмотря на это, в реальной жизни компромисс применяется часто. Для его достижения может быть рекомендована технику открытого разговора [3, с. 480], заключается в том, чтобы:

предложить прекратить конфликт;

признать свои ошибки, уже сделанные в конфликте. Они, наверное, есть и признать их для вас почти ничего не стоит;

сделать уступки оппоненту, где это возможно, в том, что в конфликте не является главным. В любом конфликте можно найти несколько мелочей, в которых нетрудно уступить. Можно уступить в серьезных, но не принципиальных вещах;

высказать пожелания относительно уступок, необходимых со стороны оппонента. Они, как правило, касаются основных интересов в конфликте;

спокойно, без негативных эмоций обсудить взаимные уступки, при необходимости и возможности скорректировать их;

если удалось договориться, то как-то зафиксировать, что конфликт исчерпан.

Стиль сотрудничества целесообразно осуществлять по методу принципиальных переговоров:

Отделение людей от проблемы: разграничьте взаимоотношения с оппонентом и проблемы; поставьте себя на место оппонента; не потакайте своим опасениям; показывайте готовность разобраться с проблемой; будьте твердыми к проблеме и мягкими к людям.

Внимание к интересам, а не позициям: спрашивайте «почему?» и «почему нет?»; фиксируйте базовые интересы; ищите общие интересы; объясняйте жизненность и важность ваших интересов; признайте интересы оппонента частью проблемы.

Предлагайте взаимовыгодные варианты: не ищите единого решения проблемы; отделите поиск вариантов от их оценки; расширяйте круг вариантов решения проблемы; ищите взаимную выгоду; выясняйте, что предпочитает другая сторона.

Используйте объективные критерии: будьте открыты для доводов другой стороны; не поддавайтесь давлению, а только принципам, для каждой части проблемы используйте объективные критерии; используйте несколько критериев; используйте справедливые критерии [3, с. 481].

Сочетание стратегий определяет способ устранения противоречий [4, с. 290], что лежит в основе конфликта (рис. 7.2).

Операционный состав действий в ходе решения конфликта.

Разрешение конфликта представляет собой многоступенчатый процесс, состоящий из следующих процедур:

анализа и оценки ситуации;

выбора способа разрешения конфликта;

формирование плана решения конфликта;

реализации плана решения конфликта;

оценка эффективности действий [34].

Аналитический этап предполагает сбор и оценку информации по таким проблемам:

объект конфликта (материальный, социальный или идеальный; делящийся или неделим; может ли быть изъят или заменен; его доступность для каждой из сторон);

оппонент (общие данные о нем, его психологические особенности; отношения с руководителем; возможности по усилению своего ранга; его цели, интересы, позиция; правовые и нравственные основы его требований; предыдущие действия в конфликте, ошибки; в чем интересы совпадают, а в чем — нет и др);

собственная позиция (цели, ценности, интересы, действия в конфликте; правовая и нравственная основа собственных требований, их аргументированность; ошибки, которые допустили, и возможность их признания перед оппонентом и др.);

причины и непосредственный повод конфликта;

социальная среда, ситуация в организации, социальной группе; какие задачи решает организация, оппонент, как конфликт влияет на них; кто и как поддерживает каждого из оппонентов; какова реакция руководителя, общественности, подчиненных, если они есть у оппонентов; что им известно о конфликте);

вторичная рефлексия (представление субъекта о том, как его оппонент воспринимает конфликтную ситуацию).

Источниками информации выступают личные наблюдения, беседы с руководителем, подчиненными, неформальными лидерами, своими друзьями и друзьями оппонентов, свидетелями конфликта и др.

Проанализировав и оценив конфликтную ситуацию, оппоненты прогнозируют варианты разрешения конфликта и определяют соответствующие своим интересам и ситуации способы его разрешения. Прогнозируются: наиболее благоприятное развитие событий; наименее благоприятное развитие событий; как будут устранены противоречия, если просто прекратить активные действия в конфликте.

Важно определить критерии разрешения конфликта [3, 13], причем они должны признаваться обеими сторонами. К ним относятся: правовые нормы; нравственные принципы; мнение авторитетных лиц; прецеденты решения аналогичных проблем в прошлом, традиции.

Действия по реализации намеченного плана выполняют согласно выбранного способа решения конфликта. Если необходимо, то производится коррекция ранее намеченного плана (возврат к обсуждению; выдвижение альтернатив; выдвижение новых аргументов; обращение к третьим лицам; обсуждение дополнительных уступок).

Контроль эффективности собственных действий предполагает критические ответы самому себе на вопрос: «зачем я это делаю?», «чего хочу добиться?», «что затрудняет реализацию намеченного плана?», «справедливы ли мои действия?», «какие действия по устранению препятствий и решения конфликта необходимо начать?» и др.

По завершении конфликта целесообразно: проанализировать ошибки собственного поведения; обобщить полученные знания и опыт решения проблемы; попытаться нормализовать отношения с недавним оппонентом; снять дискомфорт (если он возник) в отношениях с окружающими; минимизировать отрицательные последствия конфликта для собственного состояния, деятельности и поведения.

Оценка результативности и эффективности действий по разрешению конфликта

Выделяют следующие критерии результативности действий по разрешению конфликта: прекращение противодействия; устранение факторов, травмирующих участников; достижение цели одной из сторон-конфликтеров; изменение позиции индивида; формирование навыков активного поведения индивида в аналогичных ситуациях в будущем. Основным критерием разрешения конфликта является удовлетворенность сторон его результатами.

Критериями эффективного (конструктивного) решения конфликта есть мера устранения противоречий, лежащих в основе конфликта, и победа в нем оппонента, который прав.

Важно, чтобы в процессе решения конфликта был найден способ решения проблемы, из-за которой он возник. Чем быстрее будут устранены противоречия, тем больше шансов для нормализации отношений его участников, тем меньше вероятность перерастания конфликта в новое противоборство.

Не менее важной является победа стороны, которая права. Утверждение истины, победа справедливости благоприятно сказываются на социально-психологическом климате организации, эффективности совместной деятельности, служат предупреждением лицам, которые потенциально могут стремиться достичь сомнительной с правовой или нравственной точки зрения целей при помощи конфликта.

Источник:
Технология разрешения конфликтов
Способы решения конфликта Стратегия выхода из конфликта представляет собой основную линию поведения оппонента во время решения конфликта [3, с. 476]. Выделяют пять основных стратегий (по К. Томасом): соперничество; компромисс; сотрудничество; избегание; приспособление. Соперничество заключается в навязывании другой стороне выгодного для себя решения. Соперничество оправдано в случаях: явной конструктивности предлагаемого решения; выгодности результата для всей группы, организации
http://lybs.ru/index-9011.htm

Технология разрешения конфликтов в подростковом коллективе средней общеобразовательной школы Текст научной статьи по специальности — Народное образование

Технология разрешения конфликтов в подростковом коллективе средней общеобразовательной школы Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Григорьева Галина Евгеньевна

В статье поднимается проблема межличностных конфликтов старших подростков в условиях современной средней школы. Предложена модель воспитательной технологии предупреждения и конструктивного разрешения конфликтов , направленной на формирование таких качеств личности, как конфликтность и самостоятельность.The paper deals with the challenge of present-day interpersonal conflicts among high school children. The author puts forward an educational technological process model of preventing and resolving conflicts in a constructive way, aimed at fostering such personal characteristics as proneness to constructive conflicts and independence.

Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике , автор научной работы — Григорьева Галина Евгеньевна,

Текст научной работы на тему «Технология разрешения конфликтов в подростковом коллективе средней общеобразовательной школы»

Григорьева Галина Евгеньевна

кандидат педагогических наук

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет,

Пермь, Россия, gala.grig@mail.ru

ТЕХНОЛОГИЯ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ В ПОДРОСТКОВОМ КОЛЛЕКТИВЕ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Galina E. Grigorieva

Candidate of Pedagogical Sciences

Perm State Humanitarian-Pedagogical University, Perm, Russia, gala.grig@mail.ru

TECHNOLOGY CONFLICT RESOLUTION IN THE TEENAGE GROUP

Аннотация. В статье поднимается проблема межличностных конфликтов старших подростков в условиях современной средней школы. Предложена модель воспитательной технологии предупреждения и конструктивного разрешения конфликтов, направленной на формирование таких качеств личности, как конфликтность и самостоятельность.

Ключевые слова: подростки; межличностный конфликт; конструктивное разрешение конфликта; отношение; уровень самостоятельности; уровень конфликтности.

Abstract. The paper deals with the challenge of present-day interpersonal conflicts among high school children. The author puts forward an educational technological process model of preventing and resolving conflicts in a constructive way, aimed at fostering such personal characteristics as proneness to constructive conflicts and independence.

Key words: teenagers; interpersonal conflict; constructive resolving of conflicts; attitude; level of independence; level of proneness to conflicts.

Современная общеобразовательная школа — социальный институт, который в силу различных объективных и субъективных факторов зачастую является высококонфликтогенным социальным институтом. Конфликты, возникающие в школьной среде, многоплановы, происходят часто и зачастую развиваются деструктивно. Пожалуй, нет детей, родителей и педагогов,

© Григорьева Г.Е., 2014

которые бы не желали изменить деструктивность конфликтных ситуаций, возникающих в процессе обучения и воспитания в школе.

Особенно сложными оказываются межличностные столкновения между детьми, в частности, между подростками — в возрасте, который традиционно считается психологами и педагогами как наиболее противоречивый и конфликтный. Лишь незначительное число учащихся получают помощь школьного психолога или учителя в случае возникновения коллизий со сверстниками. Выбор деструктивных способов поведения в конфликте закрепляет в сознании ребёнка негативное отношение к конфликту и привычку действовать по деструктивным моделям в течение всей жизни. Формирование потребности в кооперации и умений конструктивно действовать в ситуации конфликта остаётся проблемой, недостаточно разработанной в педагогической теории и практике воспитания.

Определим конфликт как закономерную фазу развития межличностных или групповых отношений, в которой возникает требующее разрешения противоречие между личностно значимыми целями, принципами, мотивами субъектов. Конфликт, в отличие от конфликтной ситуации, всегда осознаётся его участниками. При этом участники конфликта испытывают нервно-психическое напряжение и предпринимают объективные действия, в результате которых нарушаются границы персонального пространства оппонентов.

Межличностные конфликты в подростковом возрасте имеют ряд особенностей. Специфичны причины их возникновения, динамика и возможности педагогической коррекции.

Анализ наиболее частых причин подростковых конфликтов [2, с. 49-51] демонстрирует следующее:

— высокая частота конфликтных взаимодействий в подростковом возрасте обусловлена физиологическими, психологическими и социокультурными особенностями данного периода онтогенеза;

— особую социальную значимость приобретает физиологическая зрелость, которая выступает одним из факторов социализации подростка, формирует самооценку личности, что обусловливает ее влияние на поведение школьника в ситуации конфликта;

— активная индивидуализация, происходящая в процессе социализации, обусловливает возникновение множественных конфликтов в подростковом возрасте; с другой стороны, все возрастающая значимость интеграции в группу создает основу для их урегулирования, в силу чего период отрочества благоприятен для становления конфликтологической компетентности;

— в подростковой среде особенно ценится сформированность самостоятельности: наличие этого качества в структуре личности является

признаком взрослости; подростки с более высоким уровнем воспитанности самостоятельности имеют более высокий социометрический статус в группе;

— в основе межличностных и групповых столкновений часто лежит расхождение представлений подростков о том, что означает «быть взрослым и самостоятельным».

Исследование динамики межличностных конфликтов подростков в школьной среде показывает, что избираемый подростками способ поведения в конфликте обусловлен уровнем воспитанности самостоятельности [1, с. 45-46]. Учащиеся с высоким и средним уровнями воспитанности самостоятельности преимущественно избирают конструктивные тактики разрешения конфликтов: компромисс и сотрудничество. Учащиеся с нулевым и низким уровнями сформированности самостоятельности предпочитают деструктивные тактики: избегание, приспособление и соперничество.

Поскольку самостоятельность выступает фактором предупреждения и разрешения конфликтов, воспитательная работа в классных коллективах, ориентированная на предупреждение и разрешение конфликтов, подчинена задаче формирования у школьников высокого уровня самостоятельности.

Переходя к вопросу о воспитательной технологии, ориентированной на формирование умений конструктивно разрешать конфликтные ситуации со сверстниками, зададимся вопросом, насколько целесообразна подобная технология в условиях общеобразовательных учреждений. Можно предположить, что разнообразие причин и типов конфликтных ситуаций настолько велико, а поведение личности настолько индивидуально, что стоит ограничиться своевременным урегулированием конкретных конфликтных ситуаций в момент их зарождения или развития. Однако исследования конфликтного взаимодействия в его полной динамике и конфликтности как личностного образования однозначно приводят к выводу о существовании закономерностей конфликта как процесса и возможности педагогической коррекции стратегий конфликтного поведения.

Несмотря на то что динамика конфликтов всегда разнообразна, большинство межличностных конфликтов развиваются по формуле: конфликтная ситуация + участники конфликта + инцидент = конфликт. Следовательно, для разрешения конфликта необходимо, после осознания ситуации общения как конфликтной, исчерпать инцидент и устранить конфликтную ситуацию, скорректировав действия участников конфликта [3, с. 85-187]. Однако устранение единичных инцидентов и фрагментарное решение конфликтных ситуаций без воспитания личностей субъектов взаимодействия представляется неэффективным способом разрешения конфликтов: человек, не умеющий своевременно и конструктивно разрешать

противоречия, постоянно генерирует вокруг себя новые конфликтные ситуации, не разрешая старые. Умение своевременно спрогнозировать назревающий конфликт и предупредить его — умение более сложное. Предупредить конфликт — значит разрешить противоречие, лежащее в его основе, на ранней стадии, до возникновения инцидента. Безусловно, в процессе взаимодействия субъекты должны стремиться предупредить столкновение, что возможно в случае, если человек может прогнозировать развитие конфликта и обладает умениями урегулировать разногласия.

Современная отечественная педагогика рассматривает процесс формирования умений предупреждать и разрешать конфликты как процесс становления конфликтологической и собственно конфликтной компетентности личности (М.В. Башкин, Р.А. Рогожникова, И.С. Почекаева, Н.В. Самсонова и др.). Под конфликтной компетентностью понимаем совокупность теоретических знаний, умений, навыков, позволяющих на основе ценностного отношения к человеку цивилизованно выстраивать межличностное общение и выбирать конструктивные варианты поведения в конфликтных ситуациях. Формирование конфликтной компетентности сопряжено с педагогическим воздействием на такую важнейшую характеристику личности, как конфликтность.

Конфликтность расценивается нами как неотъемлемая, одновременно и деструктивная и конструктивная характеристика личности. Проявление этого качества обусловлено как внешними условиями (социально-политическая и экономическая ситуация в обществе, психологический климат в коллективе, конкретные обстоятельства возникновения конфликтной ситуации и др.), так и внутренними условиями (особенности темперамента и характера, мотивация поступков, уровень воспитанности самостоятельности и др.).

Являясь личностным качеством, конфликтность в процессе жизни человека изменяется. При переходе на новый уровень это качество теряет некоторые признаки и приобретает новые (закон отрицания отрицания). В случае позитивного изменения при переходе на оптимальный уровень конфликтность приобретает новую характеристику — конфликтную компетентность, которая позволяет человеку своевременно предупреждать и конструктивно разрешать конфликты в соответствии с собственными целями, ценностными ориентациями и конкретными социально-коммуникативными условиями.

Рассматривая конфликтность с точки зрения отношенческого подхода, определим её как интегральное качество личности, определяющее нравственное отношение личности к окружающим людям и проявляющееся в избираемых индивидом способах разрешения конфликтов.

Соответственно, критерием для выделения уровней конфликтности выступает отношение.

Отношение как интегральное образование имеет три структурных компонента: рациональный (объем теоретических знаний о психолого-педагогической природе конфликта, его структуре и динамике, видах, возможных причинах и эффективных способах разрешения), эмоциональный (эмоциональное состояние личности в ситуации взаимодействия в конфликте) и поведенческий (наличие системы практических умений и навыков по предупреждению и разрешению конфликтов).

Нами определены структурные компоненты конфликтности, каждый из которых характеризуется показателями, выделенными в ходе исследования [2, с. 68-72]. Данные показатели свидетельствуют о степени сформированности той или иной стороны конфликтности и позволяют выделить следующие уровни конфликтности старших подростков.

Элементарный уровень конфликтности. Подросток имеет элементарные суждения о конструктивном межличностном общении, конфликте и конфликтности. Формальный характер суждений. Школьник считается с интересами и мнениями личностно значимых для него людей; общение с ними вызывает положительные эмоции. Потребность конфликтовать с теми людьми, которые не импонируют ему. Подросток редко проявляет терпимость по отношению к окружающим. Эмоционально возбудим, раним, обидчив. Не обладает навыками самоорганизации и саморегуляции в конфликтных ситуациях. Речь и поведение изобилуют конфликтогенами. Подросток сознательно отказывается решать противоречия, лежащие в основе конфликтов.

Уровень соблюдения нейтралитета. Ориентация на бесконфликтное общение. Убеждение, что лучшая политика в процессе взаимодействия с окружающими — «политика невмешательства». В ситуациях конфронтации школьник проявляет равнодушие к переживаниям и проблемам окружающих.

Высокий уровень коммуникативной толерантности. Эмоциональная устойчивость в условиях конфликта относительна: внешнее спокойствие и безразличие к окружающим сопряжено с глубокими внутренними переживаниями. Подросток часто страдает от неуверенности, низкой самооценки и заниженного уровня притязаний. Являясь по своей натуре приспособленцем, в конфликтных ситуациях он часто испытывает желание пойти на любые уступки. Приспосабливается к условиям, диктуемым оппонентами, в ущерб личным интересам. В условиях межличностного конфликта оказывается редко, поскольку любой ценой избегает его. Тактичен и внимателен к людям вне ситуации конфликта.

Оптимальный уровень конфликтности. Подросток осознает необходимость самосовершенствования и формирования гуманистической направленности собственной личности. Школьник способен прогнозировать поведенческие реакции членов коллектива, динамику развития конфликтов, возможные конструктивные пути их урегулирования. Конфликт расценивает как свободу личности, принимая необходимость разрешения противоречий, лежащих в его основе, как личностно ценное. Высокий уровень общей

коммуникативной толерантности. Эмпатическое восприятие человека и отзывчивость в отношениях с людьми. Школьник творчески подходит к каждой конкретной конфликтной ситуации, снимает напряженность во взаимоотношениях, предпочитая тактики компромисса и сотрудничества. Высокая культура общения. Забота об окружающих, их эмоциональном и психическом благополучии. Соотнесение своих действий с интересами других людей. Подросток вносит реальный вклад в гармонизацию отношений в классе. Нередко выступает посредником в урегулировании споров и конфликтов между одноклассниками. В ситуациях конфликта реализует собственную позицию, видит в них возможность саморазвития и развития всего коллектива.

Оптимальный уровень конфликтности свидетельствует о высоком уровне сформированности конфликтологической и конфликтной компетентности. Результаты более поздних исследований [5] показывают, что на таком высоком уровне способность разрешать межличностные конфликты становится действенным ресурсом развития личностного общения с окружающими, в первую очередь со сверстниками.

Сформулируем принципы реализации воспитательной технологии формирования умений предупреждать и разрешать конфликты в подростковом коллективе средней общеобразовательной школы:

— принцип разрешения конфликта на основе феномена детства;

— принцип гармонизации отношений личности и социума в процессе разрешения конфликтов;

— принцип соотнесения стадии идентификации личности с уровнем конфликтности;

— принцип разрешения конфликтов на основе признания нравственных ценностей гражданского общества;

— принцип субъект-субъектной деятельности в разрешении конфликтов;

— принцип самоактуализации личностного потенциала в процессе разрешения конфликтов;

— принцип сочетания педагогического управления с самоуправлением школьников в процессе разрешения конфликтов;

— принцип формирования образовательного пространства, гармонизирующего интересы ребенка и коллектива.

С учетом этих принципов возможно смоделировать воспитательную технологию формирования умений предупреждать и разрешать конфликты в подростковом коллективе средней общеобразовательной школы.

Модель включает в себя 5 этапов воспитательного процесса с учетом стадии идентификации и уровня сформированности самостоятельности

школьников: демонстрационный, ритуальный, стереотипный, этап осознанного выбора и этап самоактуализации.

Воспитание на каждом этапе имеет определенное содержание и осуществляется через соответствующие методы и формы.

Так, на демонстрационном этапе воспитательного процесса (нулевой уровень воспитанности самостоятельности, примитивный уровень конфликтности) происходит предъявление образцов предупреждения и разрешения конфликтов через убеждение, разъяснение, требование, беседу, поручения, специальные педагогические ситуации в таких формах, как собрание, инструктаж, консультация, индивидуальная беседа, игра, тренинг и т.п. Успешная реализация демонстрационного этапа формирования умений конструктивно разрешать противоречия выводит подростка на следующий -элементарный — уровень конфликтности.

Ритуальный этап воспитательного процесса (низкий уровень воспитанности самостоятельности, элементарный уровень конфликтности) заключается в формировании элементарных умений предупреждать и конструктивно разрешать межличностные конфликты в классном коллективе. Основными методами работы с подростками на данном этапе являются упражнение и моделирование конфликтных ситуаций, основными формами -КТД, тренинг, ролевая игра. Реализация ритуального этапа выводит ребёнка на следующий уровень конфликтности — уровень соблюдения нейтралитета.

Стереотипный этап (низкий уровень воспитанности самостоятельности, уровень соблюдения нейтралитета в конфликтных ситуациях) ставит задачу создания воспитывающих ситуаций, направленных на закрепление у подростков привычных форм предупреждения и разрешения конфликтов. Основным методом воспитательного процесса остаётся метод моделирования конфликта, но моделировать конфликт возможно уже в полной динамике через такие формы, как ролевая игра, диспут, групповая дискуссия, КТД и др. В результате формируется более «конструктивный» уровень конфликтности -адекватный.

Четвёртый этап воспитательного процесса — этап осознанного выбора (средний уровень воспитанности самостоятельности, адекватный уровень конфликтности), на котором происходит осмысление школьниками социальной и личностной значимости предупреждения и разрешения конфликтов. Основной метод — проект, основные формы работы — арт-упражнения, групповая дискуссия и КТД. Успешная реализация данного этапа формирования умений разрешать противоречия выводит подростка на оптимальный уровень конфликтности.

Наконец, на этапе самоактуализации (высокий уровень воспитанности самостоятельности, оптимальный уровень конфликтности) подросток самостоятельно включается в процесс позитивного разрешения противоречий в коллективе. Основные методы данного этапа — методы самовоспитания, формами могут являться индивидуальная программа совершенствования личности, дневник споров и конфликтов, неформальная спонтанная беседа-диалог и некоторые другие.

Разработанная модель технологии разрешения конфликтов в подростковом коллективе средней общеобразовательной школы реализована в практической деятельности в соответствии с принципами организации воспитательного процесса в ряде общеобразовательных школ г. Перми.

1. Григорьева Г. Е. Воспитание самостоятельности как форма работы по развитию навыков конструктивного разрешения конфликтов в подростковых коллективах // Образование и карьера: опыт, проблемы, перспективы: тез. докл. междунар. науч.-метод. конф. — Пермь, 2000. -С. 45-46.

2. Григорьева Г. Е., Рогожникова Р. А. Конфликт в подростковом возрасте: моногр. — Пермь: РИГ НОУ ПГТИ, 2004. — 186 с.

3. Гришина Н. В. Психология конфликта. — 2-е изд. — СПб.: Питер, 2008. -544 с.

4. Рогожникова Р. А. Проблема школьного конфликта: от теории к практике. Образование, воспитание, инновации // Вестник ПГТИ. № 9. -Пермь: РИГ НОУ ВПО ПГТИ, 2008.

5. Скутина Т. В. Конфликтная компетентность как ресурс развития межличностного общения подростков: дис. на соиск. учен. степ. канд. психол. наук. — М.: Сибир. федер. ун-т, 2008. — 154 с.

Источник:
Технология разрешения конфликтов в подростковом коллективе средней общеобразовательной школы Текст научной статьи по специальности — Народное образование
В статье поднимается проблема межличностных конфликтов старших подростков в условиях современной средней школы. Предложена модель воспитательной технологии предупреждения и конструктивного разрешения конфликтов, направленной на формирование таких качеств личности, как конфликтность и самостоятельность.The paper deals with the challenge of present-day interpersonal conflicts among high school children. The author puts forward an educational technological process model of preventing and resolving conflicts in a constructive way, aimed at fostering such personal characteristics as proneness to constructive conflicts and independence.
https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologiya-razresheniya-konfliktov-v-podrostkovom-kollektive-sredney-obscheobrazovatelnoy-shkoly

(Visited 13 times, 1 visits today)

CATEGORIES