Технологии здорового образа жизни и их классификация

Классификация здоровьесберегающих технологии

Технология — это инструмент профессиональной деятельности педагога, соответственно характеризующаяся качественным прилагательным — педагогическая.

Педагогическая технология — совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса. [18, с. 26]

Педагогическая технология — это содержательная техника реализации учебного процесса [3, с. 41].

Сущность педагогической технологии заключается в том, что она имеет выраженную этапность (пошаговость), включает в себя набор определенных профессиональных действий на каждом этапе, позволяя педагогу еще в процессе проектирования предвидеть промежуточные и итоговые результаты собственной профессионально-педагогической деятельности. Педагогическую технологию отличают: конкретность и четкость цели и задач; наличие этапов: первичной диагностики; отбора содержания, форм, способов и приемов его реализации; использования совокупности средств в определенной логике с организацией промежуточной диагностики для достижения обозначенной цели; итоговой диагностики достижения цели, критериальной оценки результатов.

Важнейшей характеристикой педагогической технологии является ее воспроизводимость.

Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода. Осуществляемые на основе личностно-развивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым учащиеся учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать. Предполагают активное участие самого обучающегося в освоении культуры человеческих отношений, в формировании опыта здоровьесбережения, который приобретается через постепенное расширение сферы общения и деятельности учащегося, развитие его саморегуляции (от внешнего контроля к внутреннему самоконтролю), становление самосознания и активной жизненной позиции на основе воспитания и самовоспитания, формирования ответственности за свое здоровье, жизнь и здоровье других людей.

По характеру деятельности здоровьесберегающие технологии могут быть:

  • · частные (узкоспециализированные)
  • · комплексные (интегрированные)

По направлению деятельности среди частных здоровьесберегающих технологий выделяют:

  • · медицинские (технологии профилактики заболеваний; коррекции и реабилитации соматического здоровья; санитарно-гигиенической деятельности);
  • · образовательные, содействующие здоровью (информационно-обучающие и воспитательные);
  • · социальные (технологии организации здорового и безопасного образа жизни; профилактики и коррекции девиантного поведения);
  • · психологические (технологии профилактики и психокоррекции психических отклонений личностного и интеллектуального развития).

К комплексным здоровьесберегающим технологиям относят:

  • · технологии комплексной профилактики заболеваний, коррекции и реабилитации здоровья (физкультурно-оздоровительные и валеологические);
  • · педагогические технологии, содействующие здоровью; технологии, формирующие ЗОЖ.

Классификация здоровьесберегающих технологий по Н. К Смирнову.

  • А) По разным подходам к охране здоровья.
  • · Медико-гигиеническиетехнологии (МГТ). Включают: использование профилактических программ; обеспечение гигиенических условий в соответствии с регламентациями СанПиНов.; проведение мероприятий по санитарно-гигиеническому просвещению учащихся и педагогического коллектива; организацию профилактических мероприятий в преддверии эпидемий.
  • · Физкультурно-оздоровительныетехнологии (ФОТ). Направлены на физическое развитие учащихся. К ФОТ относятся: закаливание, тренировка силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств, отличающих здорового, тренированного человека от физически слабого.
  • · Экологическиездоровьесберегающиетехнологии (ЭЗТ).

Способствуют воспитанию у школьников любви к природе, потребности заботиться о ней, приобщение их к исследовательской деятельности в сфере экологии. Направленность этих технологий — создание природосообразных, экологически оптимальных условий жизни и деятельности людей, гармоничных взаимоотношений с природой.

Для осуществления учебно-образовательного процесса на основании здоровьесберегающих технологий необходимо выделить закономерности педагогического процесса, находящие свое выражение в основных положениях, определяющих его организацию, содержание, формы и методы, то есть принципы (лат. princium — начало, основа, основное требование деятельности и поведению).

Для того чтобы отобрать принципы здоровьесберегающих образовательных технологий обучения, были определены критерии отбора: принципы должны способствовать профилактике, диагностике и коррекции здоровья учащихся в учебном процессе; развитию познавательной деятельности младших школьников; гуманизации образования.

Принципы выступают в органическом единстве, образуя систему, в которую входят общедидактические принципы и специфические принципы, выражающие специфические закономерности педагогики оздоровления.

Общедидактические принципы — это основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с общими целями здоровьесберегающих образовательных технологий. Среди специфических принципов, выражающих специфические закономерности педагогики оздоровления, важнейшим можно назвать принцип «Не навреди!» — одинаково актуальный как для медиков, так и для педагогов. Усвоение пользы здоровьесберегающих мероприятий требуют их повторяемости.

Принцип сознательности и активности — нацеливает на формирование у учащихся глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к познавательной деятельности.

Принцип наглядности — обязывает строить процесс обучения с максимальным использованием форм привлечения органов чувств человека к процессу познания.

Принцип систематичности и последовательности проявляется во взаимосвязи знаний, умений, навыков. Система подготовительных и подводящих действий позволяет перейти к освоению нового и, опираясь на него, приступить к познанию последующего, более сложного материала.

Принцип триединого представления о здоровье (единство физического, психического и духовно-нравственного здоровья).

Принцип повторения умений и навыков является одним из важнейших. В результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы.

Включение вариантных изменений в стереотипы предполагает соблюдение принципа постепенности. Он предполагает преемственность от одной ступени обучения к другой.

Принцип доступности и индивидуализации имеет свои особенности в оздоровительной направленности здоровьесберегающих образовательных технологий.

Принцип индивидуализации осуществляется на основе общих закономерностей обучения и воспитания. Опираясь на индивидуальные особенности, педагог всесторонне развивает ребенка, планирует и прогнозирует его развитие.

Принцип непрерывности выражает закономерности построения педагогики оздоровления как целостного процесса. Он тесно связан с принципом системного чередования нагрузок и отдыха.

Принцип цикличности. Упорядочению процесса педагогики оздоровления способствует принцип цикличности. Он заключается в повторяющейся последовательности занятий, что улучшает подготовленность ребенка к каждому последующему этапу обучения.

Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Данный принцип способствует формированию двигательных умений и навыков, развитию двигательных способностей ребенка, учету функциональных возможности организма младшего школьника.

Принцип всестороннего и гармонического развития личности. Этот принцип имеет важнейшее значение, так как содействует развитию психофизических способностей, двигательных умений и навыков, осуществляемых в единстве и направленных на всестороннее физическое, интеллектуальное, духовное, нравственное и эстетическое развитие личности ребенка.

Принцип оздоровительной направленности решает задачи укрепления здоровья ребенка в процессе обучения.

Принцип комплексного междисциплинарного подхода к обучению школьников предполагает тесное взаимодействие педагогов и медицинских работников.

Принцип активного обучения, заключающийся в повсеместном использовании активных форм и методов обучения (обучение в парах, групповая работа, игровые технологии и др.).

Принцип формирования ответственности у учащихся за свое здоровье и здоровье окружающих людей.

Принцип связи теории с практикой призывает настойчиво приучать младших школьников применять свои знания по формированию, сохранению и укреплению здоровья на практике, используя окружающую действительность не только как источник знаний, но и как место их практического применения.

Основополагающие принципы коррекционно-педагогической деятельности, направленные на сбережение и укрепление здоровья воспитанников:

создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессобразующих факторов учебно-воспитательного процесса (атмосфера доброжелательности, индивидуальный подход);

творческий характер образовательного процесса;

обеспечение мотивации образовательной деятельности;

построение учебно-воспитательного процесса в соответствии с закономерностями становления психических функций (переход от совместных действий с педагогом к самостоятельным, от развернутых поэтапных действий к свернутым, автоматизированным);

учет системного строения высших психических функций;

осознание ребенком успешности в любых видах деятельности (создание ситуации успеха);

рациональная организация двигательной активности;

обеспечение адекватного восстановления сил (смена видов деятельности, чередование периодов напряженной, активной работы и расслабления, предупреждение переутомления детей).

Здоровьесберегающие технологии — предполагают совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование ценного отношения к своему здоровью.

Источник:
Классификация здоровьесберегающих технологии
Технология — это инструмент профессиональной деятельности педагога, соответственно характеризующаяся качественным прилагательным — педагогическая. Педагогическая технология — совокупность
http://studwood.ru/1065067/pedagogika/klassifikatsiya_zdorovesberegayuschih_tehnologii

Классификация здоровьесберегающих технологий

Специалисты, разрабатывающие данное направление в методологии, предлагают несколько классификаций здоровьесберегающих технологий, учитывающих разные аспекты. Наиболее общая классификация выглядит так:

1. Технологии, которые обеспечивают гигиенически оптимальные условия для обучения.

2. Технологии обучения здоровому образу жизни.

3. Психолого-педагогические технологии, используемые учителями в урочной и внеурочной деятельности. Имеется в виду влияние учителя на учеников на каждом этапе урока и во время внешкольных занятий.

4. Коррекционные технологии.

Виды здоровьесберегающих технологий в начальной школе и методика их использования по ФГОС Выбор здоровьесберегающих технологий зависит от программы, по которой работает школа, от условий обучения и возможностей школы, от профессионализма педагогов. ЗОТ эффективнее использовать комплексно, сочетая технологии и выбирая оптимальный вариант, исходя из конкретных условий.

Пятнадцать здоровьесберегающих технологий для школы 1) Физкультурная минутка — динамическая пауза во время интеллектуальных занятий. Проводится по мере утомляемости детей. Это может быть дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, легкие физические упражнения. Время — 2-3 минуты.

2) Пальчиковая гимнастика — применяется на уроках, где ученик много пишет. Это недолгая разминка пальцев и кистей рук.

3) Гимнастика для глаз. Проводится в ходе интеллектуальных занятий. Время — 2-3 минуты.

4) Смена видов деятельности — это целесообразное чередование различных видов деятельности на уроке (устная работа, письменная, игровые моменты и пр.). Проводится с целью предупреждения быстрой утомляемости и повышения интереса учащихся.

5) Артикуляционная гимнастика. К ней можно отнести работу по развитию речи, считалки, ритмические стихи, устные пересказы, хоровые повторения, которые используются на уроках не только для умственного, психологического и эстетического развития, но и для снятия эмоционального напряжения.

6) Игры. Любые: дидактические, ролевые, деловые — игры призваны решать не только учебные задачи. Вместе с этим они развивают творческое мышление, снимают напряжение и повышают заинтересованность учащихся к процессу познания.

7) Релаксация — проводится во время интеллектуальных занятий для снятия напряжения или подготовки детей к восприятию большого блока новой информации. Это может быть прослушивание спокойной музыки, звуков природы, мини-аутотренинг.

8) Технологии эстетической направленности. Сюда относятся походы в музеи, посещение выставок, работа в кружках, то есть все мероприятия, развивающие эстетический вкус ребенка.

9) Оформление кабинета. Санитарно-гигиеническое состояние помещения, в котором проходят занятия, также относят к здоровьесберегающим технологиям. При этом учитываются не только чистота, но и температура, свежесть воздуха, наличие достаточного освещения, отсутствие звуковых и прочих раздражителей.

10) Позы учащихся. Если в начальной школе учителя еще следят за осанкой и правильным положение ребенка за партой во время письма или чтения, то в старших классах этим зачастую пренебрегают. Вместе с тем, осанка формируется у человека только к 15-17-летнему возрасту. А неправильные позы, которые принимает ребенок во время уроков, могут привести не только к нарушению осанки, но и быстрой утомляемости, нерациональному расходованию энергии и даже заболеваниям. 11) Технологии, создающие положительный психологический климат на уроке. Сюда относят не только методы и приемы, повышающие мотивацию, но и приемы, которые учат работе в команде, внимательности, улучшают микроклимат в коллективе, способствуют личностному росту и самоуважению.

12) Эмоциональные разрядки — это мини-игры, шутки, минутки юмора, занимательные моменты, в общем, все, что помогает снять напряжение при больших эмоциональных и интеллектуальных нагрузках.

13) Беседы о здоровье. Помимо обязательных курсов ОБЖ и физкультуры, нужно стремиться к тому, чтобы на уроках в той или иной форме затрагивались вопросы, касающиеся здоровья и привлекающие к здоровому образу жизни. Удобнее всего делать это в практической части уроков, намеренно моделируя ситуации, связанные со здоровьем, безопасностью. Например, на уроках русского языка можно выбирать тексты, связанные со здоровым образом жизни для упражнений и диктантов.

14) Стиль общения учителя с учениками. Современные нормы требуют от учителя демократичности и тактичности. Самое важное — обеспечить ученику душевный комфорт и чувство защищенности, которые позволят учиться с удовольствием, а не по принуждению.

15) Работа с родителями. Непрерывность действия ЗОТ невозможно проследить без участия родителей. Именно они отвечают за соблюдение режима дня, режима питания, следят за физическим здоровьем ребенка. Беседы на классных часах, выступления медицинских работников на родительских собраниях— это тоже относится к здоровьесберегающим технологиям.

Здоровьесберегающие технологии по ФГОС

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни — одна из главнейших задач, обозначенных в нормах ФГОС. Если раньше, говоря о здоровьесберегающих технологиях, делали упор именно на физическом состоянии здоровья ребенка, то теперь во главу угла поставлено общее здоровье: физическое, психическое, эмоциональное, нравственное, социальное. И теперь задача учителя — не просто вести уроки в чистом кабинете, следить за осанкой и проводить физкультминутки. Важнее создавать психологически и эмоционально благоприятную атмосферу в школе, формирующую Личность. То есть, по ФГОС подход к сохранению здоровья ребенка и обеспечения его безопасности стал всеобъемлющим, многогранным, затрагивающим множество аспектов.

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОУ (ЗОТ) ВТОРОЙ ВАРИАНТ

Понятие «здоровьесберегающая технология» относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей насколько решается задача сохранения здоровья учителя и учеников.

Таким образом, здоровьесберегающие технологии – это образовательные технологии, удовлетворяющие основным критериям:

Почему и для чего? — однозначное и строгое определение целей обучения,

Что? — отбор и структура содержания,

Как? — оптимальная организация учебного процесса,

С помощью чего? — методы, приемы и средства обучения,

Кто? — реальный уровень квалификации учителя.

Так ли это? — объективные методы оценки результатов обучения.

Термин «здоровьесберегающие образовательные технологии» (далее – ЗОТ) можно рассматривать и как качественную характеристику любой образовательной технологии, её «сертификат безопасности для здоровья», и как совокупность тех принципов, приёмов, методов педагогической работы, которые дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровьесбережения.

Здоровьесберегащая педагогика не может выражаться какой-то конкретной образовательной технологией.

В то же время, понятие«здоровьесберегашие технологии» объединяет в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся.

Специалисты предлагают несколько подходов к классификации здоровьесберегающих технологий.

Наиболее проработанной и используемой в образовательных учреждениях является классификация, Н.К. Смирновым (Н.К. Смирнов, 2006).

Среди здоровьесберегающих технологий, применяемых в системе образования он выделяет несколько групп, в которых используется разный подход к охране здоровья, а соответственно, и разные методы и формы работы.

1. Медико-гигиенические технологии (МГТ).

Все проблемы, связанные со здоровьем человека, традиционно относятся к компетенции медицинских работников, к ответственности системы здравоохранения. Но именно в образовательных учреждениях использование профилактических программ является обязательным.К медико-гигиеническим технологиям относятся контроль и помощь в обеспечении надлежащих гигиенических условий в соответствии с регламентациями СанПиНов.

Медицинский кабинет школы организует проведение прививок учащимся, оказание консультативной и неотложной помощи обратившимся в медицинский кабинет, проводит мероприятия по санитарно-гигиеническому просвещению учащихся и педагогического коллектива, следит за динамикой здоровья учащихся, организует профилактические мероприятия в преддверии эпидемий (гриппа) и решает ряд других задач, относящихся к компетенции медицинской службы. Создание в школе стоматологического, физиотерапевтического и других медицинских кабинетов для оказания каждодневной помощи и школьникам, и педагогам, проведение занятий лечебной физической культуры, организация фитобаров и т.п. — тоже элементы этой технологии.

2.Физкультурно-оздоровительные технологии (ФОТ).

Направлены на физическое развитие занимающихся: закаливание, тренировку силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств, отличающих здорового, тренированного человека от физически немощного. Реализуются на уроках физической культуры и в работе спортивных секций.

3.Экологические здоровьесберегающие технологии (ЭЗТ).

Ресурсы этой области здоровьесбережения пока явно недооценены и слабо задействованы. Направленность этих технологий — создание природосообразных, экологически оптимальных условий жизни и деятельности людей, гармоничных взаимоотношений с природой. В школе это — и обустройство пришкольной территории, и зеленые растения в классах, рекреациях, и живой уголок, и участие в природоохранных мероприятиях.

4.Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ).

Их реализуют специалисты по охране труда, защите в чрезвычайных ситуациях, архитекторы, строители, представители коммунальной, инженерно-технических служб, гражданской обороны, пожарной инспекции и т.д. Поскольку сохранение здоровья рассматривается при этом как частный случай главной задачи – сохранение жизни – требования и рекомендации этих специалистов подлежат обязательному учету и интеграции в общую систему здоровьесберегающих технологий. Грамотность учащихся по этим вопросам обеспечивается изучением курса ОБЖ, педагогов – курса «Безопасность жизнедеятельности», а за обеспечение безопасности условий пребывания в школе отвечает ее директор.

5. 3доровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) подразделяются на 3 подгруппы:

— организационно-педагогические технологии (ОПТ), определяющие структуру учебного процесса, частично регламентированную в СанПиНах, способствующих предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других дезаптационных состояний;

— психолого-педагогические технологии (ППТ), связанные с непосредственной работой учителя на уроке, воздействием, которое он оказывает все 45 минут на своих учеников. Сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса;

— учебно-воспитательные технологии (УВТ), которые включают программы по обучению грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек, предусматривающие также проведение организационно-воспитательной работы со школьниками после уроков, просвещение их родителей.

Отдельное место занимают еще две группы технологий, традиционно реализуемые вне школы, но в последнее время все чаще включаемые во внеурочную работу школы:

— социально адаптирующие и личностно-развивающие технологии (САЛРТ) включают технологии, обеспечивающие формирование и укрепление психологического здоровья учащихся, повышение ресурсов психологической адаптации личности. Сюда относятся разнообразные социально-психологические тренинги, программы социальной и семейной педагогики, к участию в которых целесообразно привлекать не только школьников, но и их родителей, а также педагогов;

— лечебно-оздоровительные технологии (ЛОТ) составляют самостоятельные медико-педагогические области знаний: лечебную педагогику и лечебную физкультуру, воздействие которых обеспечивает восстановление физического здоровья школьников.

Системный подход реализации здоровьесберегающих технологий в ОУ предполагает два важных условия решения этих проблем для достижения объединяющей их цели: сохранение и укрепление здоровья учащихся.

Первое — взаимосвязь проблем и путей их решения.

Второе — многоуровневая структура каждой из проблем, соответствующая характеру решаемых задач и распределению сфер ответственности.

В системе образования можно выделить три возможных уровня решения задач по проблеме реализации здоровьесберегающих технологий.

1. Уровень района, города, объединяющий несколько школ и других образовательных учреждений, предполагает принятие грамотных стратегических решений и, в соответствии с этим, финансирование направлений и программ работы. Необходимо серьезное научное обеспечение разработки и реализации принимаемых программ с учетом состояния здоровья детей, учащихся, всего населения, проживающего на данной территории. Ответственные лица на этом уровне — руководитель отдела образования и его заместители.

2. Уровень школы (или другого образовательного учреждения). Выбор пути начинается с постановки целей, определения места проблем здоровья среди задач школы, просто более внимательного отношения к этим вопросам, активного внедрения в работу школыздоровьесберегающих технологий, перехода в статус «школы здоровья» и т.п. Хотя ответственность за все происходящее несет персонально директор школы, принимаются такие решения совместно с Советом школы, родительским комитетом, педагогическим коллективом. Также необходима научная поддержка, основанная на данных о состоянии здоровья школьников.

На уровне школы с использованиемздоровьесберегающих технологий решаются следующие задачи:

— создание оптимальных гигиенических, экологических и других условий для образовательного процесса;

— обеспечение организации образовательного процесса, предотвращающей формирование у учащихся дезадаптационных состояний: переутомления, гиподинамии, дистресса и т.п.;

— обеспечение школьников в период их пребывания в школе питанием, способствующим нормальной работе пищеварительной системы и обмену веществ в соответствии с современными медико-гигиеническими требованиями;

— включение в учебные планы школы всех классов занятий, позволяющих целенаправленно подготовить учащихся к деятельности по сохранению и укреплению своего здоровья, сформировать у них культуру здоровья, воспитать стремление к ведению здорового образа жизни:

— обеспечение подготовки (повышение квалификации, переподготовка) всего педагогического коллектива по вопросам здоровья, подготовки всех учителей и специалистов к внедрению в работу школы здоровьесберегающих образовательных технологий;

— обеспечение охраны здоровья педагогов и создание условий, позволяющих им грамотно укреплять свое здоровье;

— проведение мониторинга состояния здоровья учащихся;

— проведение тематической работы с родителями учащихся, направленной на формирование в их семьях здоровьесберегающих условий, здорового образа жизни, профилактику вредных привычек.

3. Уровень класса, обеспечиваемый работой на уроке. От того, насколько работа каждого учителя отвечает задачам здоровьесбережения, в конечном счете зависит результат влияния школы на здоровье учащихся. Организовать обучение учителя таким технологиям — задача руководства; использовать их в своей работе, отслеживая результаты, — задача каждого учителя.

В работе отдельного учителя здоровьесберегающие технологии можно представить как системно организованное на едином методическом фундаменте сочетание принципов педагогики сотрудничества, «эффективных» педагогических техник, элементов педагогического мастерства, направленных на достижение оптимальной психологической адаптированности школьника к образовательному процессу, заботу о сохранении его здоровья и воспитание у него культуры здоровья.

Это работа учителя, при которой он полноценно выполняет учебную программу, формируя у учащихся интерес к своему предмету, устанавливая с ним доверительные, партнерские отношения, предотвращая возникновение дискомфортных (дезадаптационных) состояний и максимально используя индивидуальные особенности учащихся для повышения результативности их обучения.

Перед учителем, готовым использовать в своей работе здоровьесберегающие образовательные технологии,

на первом этапе стоят следующие задачи:

— объективно оценить свои достоинства и недостатки, связанные с профессиональной деятельностью, составить план необходимой коррекции и приступить к его реализации (с этого надо начинать!);

— пройти необходимое повышение квалификации по вопросам здоровья, здоровьесберегающих образовательных технологий;

— провести «ревизию» используемых в своей работе педагогических приемов и техник в аспекте их предполагаемого воздействия на здоровье учащихся;

— начать целенаправленную реализацию ЗОТ в ходе проведения учебных занятий и внешкольной работы, с учащимися, отслеживая получаемые результаты с помощью объективных методов оценки;

— содействовать формированию в своем образовательном учрежденииздоровьесберегающей образовательной среды как эффективному взаимодействию всех членов педагогического коллектива, учащихся и их родителей для создания условий и реализации программ, направленных на сохранение, формирование и укрепление здоровья.

Таким образом, главная задача реализации здоровьесберегающих технологий — такая организация образовательного пространства на всех уровнях, при которой качественное обучение, развитие, воспитание учащихся не сопровождается нанесением ущерба их здоровью.

Только тогда можно сказать, что учебно-образовательный процесс осуществляется по здоровьесберегающим образовательным технологиям, когда при реализации используемой педагогической системы решается задача сохранения здоровья учащихся и педагогов.

Источник:
Классификация здоровьесберегающих технологий
Специалисты, разрабатывающие данное направление в методологии, предлагают несколько классификаций здоровьесберегающих технологий, учитывающих разные аспекты. Наиболее общая классификация выглядит
http://zdamsam.ru/b6975.html

Научный журнал Успехи современного естествознания ISSN 1681-7494 Перечень ВАК ИФ РИНЦ 0, 653

Технологии здорового образа жизни и их классификация

Структура педагогических технологий состоит из содержательного и процессуального компонента. Содержательный компонент образуют такие средства, как концептуальные — средства достижения цели, система знаний об эффективности учебно-воспитательного процесса, диагностические — профессионально-педагогический облик педагога, отдельные особенности личности и уровень подготовки учащихся, дидактические — содержание обучение; методы и методические приемы; формы организации; дидактические средства. Процессуальный компонент, являясь внедренным в практику заранее запланированного учебно-воспитательного процесса, нацелен на организацию деятельности учащихся и управление учебно-воспитательным процессом [1].

Занимаясь исследованиями в данной области, мы поставили задачу определить пути и возможности использования инновационных педагогических технологий в процессе развития навыков здорового образа жизни учащихся.

В зависимости от характера использования педагогические технологии делятся на традиционные и инновационные. Остановимся более подробно на их различиях.

Инновация («новация» — новый, новаторский; суффикс «ин» означает «повторяемый» процесс, явление, изменение) — обозначает появление и развитие чего-то нового в том или ином производителей того-или иного действия. Это понятие зачастую соотносится с понятиями «внедрение нового», «создание нового», «реформирование», а в более широком смысле означает какое-либо изменение в системе.

Анализ различных определений приводит к выводу, что инновация есть содержательное изменение, а главная функция инновационного изменения — это и есть функция изменения.

Инновация появляется в тот момент, когда воспитательные задачи не могут быть решены традиционными формами, что порождает необходимость использования новых технологий в соответствии с новыми целями и задачами.

Несмотря на то, что традиционные и инновационные педагогические технологии имеют различия, это не значит, что их единство следует рассматривать по отдельности. У них есть присущие им отдельные особенности, однако объективно у них есть общие характеристики, связывающие их между собой. Для того, чтобы преподаватель результативно осуществлял цели и задачи обучения и воспитания, ему необходимо принять за основу использования особенности каждой педагогической технологии и в достаточной мере понять значение и суть их связи между собой.

Традиционные технологии прошли опытные испытания временем, поэтому доказали свою жизнеспособность и эффективность, и отбрасывать их было бы большой ошибкой, а инновационные технологии возникли в следствие требований времени и отвечая современным запросам, тоже доказали свою необходимость в учебно-воспитательном процессе.

Как необходимое условие осуществления инновационых технологий, ученые К. Кабдыкайырулы, В.М. Монахов и т.д. считают важным привлечь внимание к обязательному исполнению следующих методических принципов:

  1. Принцип доверия к профессиональным педагогическим способностям преподавателя.
  2. Принцип использования гармонии взаимодействия традиционных источников обучения с устранением регрессивных и ограничивающих факторов в школе.
  3. Принцип соответствия правильности и истинности педагогических сведений в формировании и использовании технологии организации и обучения.
  4. Принцип единства гармоничного развития взаимоотношений преподавателей и учащихся школы в учебно-воспитательном процессе.
  5. Принцип единства содержательной, системной и мотивационной сторон в проектировании новой технологии [2, 3].

На основании всего вышесказанного, мы считаем нужным представить классификацию предлагаемым инновационным педагогическим технологиям и дать каждой из них содержательную характеристику. Основными критериями в создании классификации послужили возможности их использования в воспитательном процессе.

Содержание классификации образуют название, основная суть и педагогические возможности технологии (таблица). Используя технологию каждый преподаватель имеет возможность соотнести технологию с содержанием воспитательной работы.

Теперь дадим содержательную характеристику педагогической технологии, указанной в классификации.

Профессионально направленные технологии дают возможность организовать воспитательный процесс с учетом личных ориентиров учащихся. Основа создания такой технологии создается за счет проектирования руководяще-направляющей деятельности преподавателя и эффективной работы учащегося. Как основной источник проектирования профессиональной направленной технологии берется учебная и профессиональная квалификация с учетом цели и содержания учебно-воспитательной работы. Вместе с этим не следует забывать и о положительных сторонах личности и ее творческих возможностях.

Важными характеристиками профессионально направленной технологии являются: результативность, достижение высоких результатов каждым из учащихся; экономичность, максимально эффективное использование материалов с наименьшими усилиями педагога и учащегося за единицу времени; осуществление психогигиенического учебно-воспитательного процесса в атмосфере дружбы, взаимного сотрудничества и положительного эмоционального микроклимата, в такой обстановке не будет перерасхода энергии и усталости.

Эта технология широко использует принципы личностно-ориентированных и других научных направлений: равноправное учебно-партнерское сотрудничество, направленное на решение коммуникативно-познавательных задач, учет психологических особенностей деятельности учащихся, формирование их личности; обеспечение развития каждого учащегося как личности; разнообразие средств и методов обучение; связь учебного предмета с чувствами, эмоциями, опытом и реальной жизнью; заинтересованность в уроке не только учащихся, но и преподавателя, удовлетворенность обеих сторон [4].

Классификация инновационных технологий, представленных для формирования навыков здорового образа жизни учащихся

Педагогические инновационные технологии

1. Профессионально направленные технологии

Система взаимодействия педагога и учащегося, направленная на развитие интереса, способностей и талантов учеников с их учетом в педагогическом процессе

2. Проблемное обучение

Дидактические системы, направленные на решение учебно-воспитательных проблем и ситуаций с использованием эвристического метода обучения

Система, нацеленная на обеспечение логическоой системности постановки и решения задач на основе учета последовательной и поэтапной организации учебного процесса, гармонизации и отбора содержания, формы, методов и средств учебно-воспитательной работы для каждого этапа, периодической диагностики полученных результатов.

4. Игровая учебно-воспитательная технология

Воспитательные меры, нацеленные на использование различных игр, направленных на решение учебно-воспитательных задач

Система деятельности, направленной на решение определенных задач

6. Компьютерная технология

Информационная система, связанная с оганизацией здорового образа жизни и нацеленная на получение, обработку, доставку, сохранение и использование информации посредством компьютеров и компьютерных сетей

Учебно-воспитательная технология, осуществляемая посредством использования реальных воспитательных ситуаций

Структурно-логические технологии, проектируя целостную систему учебно-воспитательного процесса, нацелены на создание педагогического процесса для достижения поставленной цели, создание и отбор системы анализа и определения для преподавателя полученных и запроектированных результатов, создание системы работ по предотвращению и исправлению возможных ошибок и затруднений, встречающихся в работе с учащимися [5, 6].

Информационные технологии представляют собой методы и средства получения, обработки, доставки, передачи, сохранения и использования сведений и данных [10]. Цель использования информационных технологий в учебно-воспитательном процессе — обеспечение воспитанников незамедлительным и обоснованным обучением и воспитанием, достижение запланированного качества воспитания.

Проблемное обучение, в соответствии со своим содержанием и структурой, является педагогической технологией обучения путем классификации творческих процессов педагога и учащихся [11, 12]. Ее отличие от других видов технологий заключается во-первых, в том, что вся структура учебной деятельности действует функционально, во-вторых, преимущество отдается самостоятельному реугилурованию деятельности, то есть этапы создания модели деятельности в проблемном обучении и методы решения субъекта осуществляются самостоятельно.

В настоящий момент проблемное обучение является одной из основных технологий, осуществляющих гуманизационное направление педагогической науки и практики. Ее основу образует идея создания инновационной среды, оказывающей особое влияние на профессиональное формирование преподавателя [13, 14, 15].

Объективно, использование технологии проблемного обучения усиливает самостоятельную инновационную деятельность как преподавателя, так и ученика.

Еще одна технология, имеющая будущее развитие, это «кейс-технология» (обучение посредством использования реальных учебных ситуаций).

Осуществление технологии «кейс стади» охватывает следующие этапы:

1 этап. Воспитатель, глядя на текст, описывающий ситуацию, должен понять смысл проблемы, определить подход в оценке данной ситуации, продумать ответы на вопросы и выявить реальные пути решения проблемы.

2 этап. Работа в небольшой группе. В небольшой группе (4-6 человек) происходит обмен мнениями о проблемах, образующих основу кейса, осуществляется совместный поиск решения проблемы через взаимный диалог. Для этого используется «брейнсторминг» — мозговой штурм, диалог и полилог, дискуссия, дебаты и т.д. После группового обсуждения, решение по проблеме объявляет наиболее опытный представитель группы.

3 этап. Общегрупповое обсуждение происходит по руководством учителя либо воспитателя. По правилам, каждая группа высказывает свои идеи по ситуации в рамках представленной проблемы. Учитель, руководя процессом анализа ситуации, привлекает к обсуждению как можно больше учащихся, стараясь обсудить как можно больше мнений и идей и пытаясь разбудить творческое их начало. Особенность обсуждения — преподаватель не дает качественной оценки ответам, каждая идея принимается как есть.

«Кейс»-технология может быть использована в обучении любого предмета либо в воспитательной работе. Реальная ситуация не дет правильный либо неправильный ответ, она является учебным материалом, обучая учащихся анализу, ораторскому искусству, искусству дебатов и нестандартному мышлению.

Виды инновационных технологий, представленные выше, особенно эффективны в воспитательном процессе современных сельских школ, так как они дают возможность достичь эффективных результатов путем объединения традиционных и инновационных воспитательных мер. Вместе с этим эти педагогические технологии обладают гуманистическим характером с точки зрения философской, психологической педагогики и в формировании здорового образа жизни учащихся, их свободы и нравственности.

Еще один важный аспект здорового образа жизни — интеллектуальный аспект. Он представляет учащимся социальный опыт, накопленный предыдущими поколениями, описывая историю исследований здорового образа жизни. Эта задача реализуется педагогами путем ознакомления и представления учащимся человеческого организма, механизмов его развития и положительных либо отрицательных факторов, влияющих на этот процесс: физическая активность, закаливание, курение, алкоголь, наркотики, то есть привлекая учащихся к здоровому образу жизни путем организации общественного творчества, направленного на исследование влияния правильного питания и определения негативных последствий использования отрицательных факторов.

Формирование аспекта здорового образа жизни личности предлагает различное приобщение к самопознанию учащегося или воспитанника, его личного интереса, способностей и возможностей. В решении поставленных задач кроме обучения учащихся необходимо приобщать к играм, общению, труду и различным видам творчества. Эта задача решается путем организации в школе различных кружков, студий, лабораторий, что дает возможность самостоятельного творческого развития личности.

Социальный аспект здорового образа жизни предлагает учащимся развитие их человеческих ценностей. Насколько дифференцированным бы не была микросреда учащегося, он вступает в те или иные отношения (семейные, общение с педагогом, друзьями, обществом и воспитателями и т.д.) это не только развивает личное мировосприятие, это делает его тем кто он есть, развивая его личность. Таким образом, мы дали обзор возможностям формирования здорового образа жизни учащихся посредством новых педагогических технологий.

Список литературы

Источник:
Научный журнал Успехи современного естествознания ISSN 1681-7494 Перечень ВАК ИФ РИНЦ 0, 653
Технологии здорового образа жизни и их классификация Структура педагогических технологий состоит из содержательного и процессуального компонента. Содержательный компонент образуют такие средства,
http://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=30281

Технологии здорового образа жизни студентов

  • Бабак Анатолий Анатольевич , бакалавр, старший преподаватель
  • Белгородский политехнический колледж
  • ЗДОРОВЫЙ СОН
  • ПРАВИЛЬНОЕ ПИТАНИЕ
  • ГИГИЕНА
  • РЕЖИМ ДНЯ
  • ЗДОРОВЬЕ
  • ПРИВЫЧКИ

В последнее время особую актуальность приобретают вопросы здорового образа жизни молодежи. Отметим, что здоровый образ жизни для каждого индивидуален. В своей жизнедеятельности человеку нужно руководствоваться в духовном плане всеобщими законами вселенной. В социальном — особенными законами общества, в биологическом — индивидуальными законами своего организма.

Охрана здоровья студентов традиционно считается одной из важнейших социальных задач общества. Успешная подготовка высококвалифицированных кадров тесно связана с укреплением и охраной здоровья, повышением работоспособности студенческой подростковой молодежи.[2]

Четкое выполнение хотя бы в течение нескольких недель заранее продуманного и разумно составленного распорядка дня поможет студенту выработать у себя динамический стереотип. Его физиологическая основа – формирование в коре больших полушарий определенной последовательности процессов возбуждения и торможения, необходимых для эффективной деятельности.

Известно, что переход от дня к ночи сопровождается рядом физических изменений. Понижается температура воздуха, увеличивается его влажность, меняется атмосферное давление, интенсивность космического излучения. Эти природные явления в процессе эволюции человека способствовали выработке соответствующих адаптационных изменений в физиологических функциях. У большей части функций организма повышается уровень деятельности в дневные часы, достигая максимума к 16-20 ч, и понижается ночью.

Например, у большинства людей наименьшая биоэлектрическая активность головного мозга фиксируется в 2-4 часа ночи. Это является одной из причин увеличения числа ошибок при умственном труде поздним вечером и особенно ночью, резкого ухудшения восприятия и освоения информации в эти часы.

Однако с помощью волевых усилий человек в состоянии постепенно несколько перестроить свои суточные биоритмы. Это необходимо при изменении смены учебы, перемене временного пояса. В таких случаях включаются мощные адаптивные механизмы организма.

Первостепенное значение для каждого из нас имеют наличие определенных целей, потребностей, интересной и полезной для общества деятельности, умение наладить правильный, рациональный режим дня.[1]

Можно выделить три вида умственной деятельности. К первому относится легкая умственная работа: чтение художественной литературы, разговор с интересным собеседником. Такая деятельность может продолжаться длительное время без появления утомления, так как при ее выполнении психофизиологические механизмы функционируют с невысокой степенью напряжения.

Второй вид умственной деятельности можно назвать «оперативным мышлением», так как он характерен для труда операторов, диспетчеров. У студентов это повторение пройденного материала, решение математических задач по известному алгоритму, перевод иностранного текста на русский язык, В данном случае психофизиологические механизмы мозга работают с большим напряжением. Эффективно подобная деятельность может продолжаться 1,5-2 ч.

К третьему виду относится работа, отличающаяся наиболее высокой интенсивностью. Это усвоение новой информации, создание новых представлений на базе старых. При, такого рода, деятельности происходит наиболее активное функционирование физиологических механизмов, осуществляющих процессы мышления и запоминания.

Гигиена умственного труда предъявляет требования и к одежде. Важно, чтобы она свободно облегала тело, воротник рубашки или свитера не должен сдавливать сосуды шеи (тесный ворот затрудняет кровоснабжение мозга).[4]

Современная наука достигла определенных успехов в изучении вопросов рационального питания. Хорошо известно, что его основу составляют получаемые с пищей белки, жиры, углеводы, а также витамины и минеральные вещества.

Средняя потребность организма в белках составляет 1—1,3 г на килограмм массы тела. Для студентов, активно занимающихся физической культурой и спортом, из-за повышенного расхода энергии потребность в белках возрастает приблизительно в 1,5 раза. В суточный рацион студента следует включать белки как животного, так и растительного происхождения. Из растительных наибольшей ценностью и биологической активностью обладают белки сои, картофеля, овсянки, гречневой крупы, фасоли, риса.

В организме студентов, регулярно занимающихся физическими упражнениями, при интенсивных физических нагрузках происходит некоторая потеря таких минеральных веществ, как цинк, медь и особенно железо, поэтому необходимо увеличивать их потребление в питании. В периоды напряженных тренировок рекомендуется также по назначению врача применять специальные препараты типа феррокалия, сернокислых солей меди и марганца.

Поэтому студент в своем питании, с целью поддержания кислотно-щелочного равновесия, должен использовать продукты, вызывающие как кислые, так и щелочные реакции. Физические нагрузки ведут к сдвигу внутренней среды организма в сторону кислой реакции. Учитывая это, студенты должны увеличивать прием молочных продуктов, продуктов растительного происхождения (капуста, морковь, свекла, яблоки и др.).[4]

Недостаток сна вредно отражается на здоровье. В исследованиях с людьми, добровольно согласившимися на некоторое время лишить себя сна, зафиксировано, что уже после 5-6 суток наступают психические расстройства в виде галлюцинаций, резко повышается раздражительность. Отмечены плохое использование нейронами глюкозы, снижение содержания железа в организме, нарушения обмена веществ. Даже частичное недосыпание понижает активность мозга; отрицательно сказывается на внимании, памяти, качестве мышления, ухудшает самочувствие, умственную работоспособность.

Изучение физиологами особенностей парадоксального сна показало, что в этой фазе организм претерпевает глубокие изменения. Учащаются ритмы дыхания и работы сердца, повышается артериальное, давление, усиливаются мозговое кровообращение и гормональная деятельность. Одновременно фиксируется глубокое расслабление мышц шеи, лица, понижение тонуса большинства мышц.

В целом бессонница не характерна для студентов, а возникает лишь при больших умственных нагрузках, т. е. чаще всего в период экзаменационной сессии, а также при таких заболеваниях, как неврозы. От такого явления можно избавиться благодаря правильной организации режима дня, регулярным занятиям физическими упражнениями, а также аутогенной тренировке.[1]

Полезными привычками можно назвать стремление к регулярному повышению знаний, к занятиям физическими упражнениями, а также к таким прекрасным формам проведения свободного времени, как чтение, посещение театров, кино, прослушивание музыки. Все эти формы досуга, естественно в разумных параметрах времени, обогащают человека, делают жизнь интереснее, способствуют самосовершенствованию.

Однако в студенческие годы возникает немало и вредных привычек. К ним можно отнести нерациональный режим дня, нерегулярную подготовку к занятиям. Но наиболее вредными являются курение и злоупотребление спиртными напитками. Эти привычки могут незаметно перерасти в порок, способный испортить жизнь человека.

Во всем мире активно разрабатываются методы прекращения курения. Используются групповая психотерапия, консультации с врачом, разрабатываются новые медицинские препараты, антиникотиновая жевательная резинка и т. д. Однако правильнее всего включить свою волю, убедить себя в ненужности и вредности прения и решительно перестать курить. У самого заядлого курильщика уже после 8-10 дней прекращения курения нормализуется самочувствие, повышается работоспособность.

Еще большее зло приносит употребление алкоголя (этилового спирта) в любом его виде (водка, вино, пиво и т. д.). Помимо отрицательного воздействия на биологическую природу человека, он оказывает сильное влияние на его социальную сущность. При постоянном употреблении алкогольных напитков происходит деградация личности, утрачивается служебное положение, разрушается семья. Рассмотрим физиологическое воздействие алкоголя на организм. Попадая в кровь, он действует на мозг и вызывает у большинства людей состояние веселья, повышенного стремления к общению, раскованности. Это одна из причин употребления молодыми людьми алкогольных напитков.

Происходит постепенное «падение» человеческой личности. Причинами его становятся ограниченность интересов, слабоволие, а также безразличие окружающих людей, Жизненно важно для таких людей – включение собственной воли, решительная борьба с этой вредной, калечащей привычкой.

Постоянный рост комплексной механизации и автоматизации производства, расширение сферы бытовых услуг, развитие транспортной системы обусловливают постоянное уменьшение мышечных напряжений в жизни человека. Низкая двигательная активность, или гипокинезия, утверждают медики, способствует росту заболеваемости населения.

В современном обществе, особенно в условиях городской жизни, человек практически избавлен от физических нагрузок. В результате мышечная система организма функционирует не в полную силу. Это вредно отражается и на других системах. Изучение воздействия гипокинезии на человека началось сравнительно недавно. Интересным оказался такой эксперимент. Несколько молодых мужчин согласились находиться длительное время в условиях строгого постельного режима с полноценным питанием. Уже на 8-12-е сутки мышечная сила у испытуемых снизилась на 30—43 %, обнаружились застойные явления в венозных сосудах, нарушение биоритмов и водно-электролитного баланса, неустойчивость тонуса сосудов головного мозга (плохо регулируемые сужения и расширения их).

Экспериментально доказано, что при напряженной умственной работе непроизвольно сокращается скелетная мускулатура. Это как бы «подзаряжает» энергией подкорковые нервные структуры головного мозга. Они в свою очередь активизируют кору больших полушарий, осуществляющих мыслительную деятельность. Поэтому мышцы с полным правом можно назвать аккумуляторами мозга.[3]

Здоровье выступает одной из наиболее значимых основ человеческого счастья, радости и благополучия, поэтому проблема здоровья – кардинальная для всего человечества. Она всегда была и остается в центре внимания познающей и созидающей человеческой деятельности.

  1. Бирюкова В. С., Быкова Е. В. ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ СТУДЕНТА //Здоровьесбережение как инновационный аспект современного. – С. 84.
  2. Виленский М. Я., Горшков А. Г. Физическая культура и здоровый образ жизни студента: учеб. пособие //М.: Гардарики. – 2007. – Т. 218.
  3. Крылова Л. М. Здоровый образ жизни студентов //Физическая культура в обеспечении здо-2.
  4. Марков В. В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней. – М. : ИЦ» Академия», 2001.
  5. Раевский Р. Т., Канишевский С. М. Здоровье, здоровый и оздоровительный образ жизни студентов. – Издательство АО БАХВА, 2008.
  6. Сафронова Г. Б. Движение–залог здоровья //М.: Знание. – 1980. – №. 7.

Электронное переодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

Источник:
Технологии здорового образа жизни студентов
В статье приведено описание основных технологий здорового образа жизни относительно студенческой среды обитания.
http://novainfo.ru/article/8093

Технологии формирования здорового образа жизни старших школьников

Технологии формирования здорового образа жизни старших школьников

«От правильного воспитания детей зависит благосостояние всего народа»

Сохранение и укрепление здоровья детей – одна из главных стратегических задач страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как Закон РФ «Об образовании», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также Указами Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации», «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации».

А современные условия жизни предъявляют исключительно высокие требования к состоянию здоровья, психической устойчивости, физическому развитию человека. Эффективность его творческой, профессиональной, спортивной деятельности полностью обусловлена здоровьем.

Ценностное отношение к здоровью — это совокупность взглядов и способов поведения индивида, характеризующихся ответственным и пристальным отношением к своему здоровью, осознанной потребностью в его сохранении и направленностью на укрепление организма и усовершенствование собственных физических умений и навыков.

Формирование знаний о ценностном отношения к здоровью — это длительный и последовательный процесс, включающие в себя комплекс общешкольных, внеклассных и внешкольных мероприятий, направленных на формирование у детей устойчивой активной здоровьевьесберегающей жизненной позиции подкрепляемой формами поведения, способствующими сохранению и укреплению здоровья.

Современные технологии социально-культурной деятельности предполагают обоснование методов, средств, содержание формы культурно-досуговых программ по формированию здорового образа жизни.

В современных социально-экономических условиях общество предъявляет новые требования к системе образования и воспитания подрастающего поколения, к его целям, задачам, содержанию и способам их реализации. Это проявляется, прежде всего, в смене парадигмы воспитания и образования, обусловленной смещением акцентов в общественном сознании: подросток из объекта педагогических воздействий превращается в обладателя неповторимой индивидуальности, в субъект собственного развития.

Можно выделить общие задачи сохранения здоровья старших школьников, характерные для всех используемых программ для образовательных учреждений:

1. Научить детей определять свое состояние и ощущения.

2. Сформировать активную жизненную позицию.

3. Сформировать представления о своем теле, организме.

4. Учить укреплять и сохранять свое здоровье.

5. Понимать необходимость и роль движений в физическом развитии.

6. Обучать правилам безопасности при выполнении физических упражнений и различных видов деятельности.

7. Уметь оказывать элементарную помощь при травмах.

8. Формировать представления о том, что полезно и что вредно для организма

В основе формирования здорового образа жизни лежат такие его составляющие как научные знания, медико-профилактические меры, рациональный режим дня, труда и отдыха, двигательная активность, правильно организованное питание и отсутствие вредных привычек.

Старший школьный возраст – это период, когда у ребенка особенно выражена потребность в двигательной активности. Можно сказать, что основными задачами этого возрастного периода является овладение всеми доступными движениями, испытание и совершенствование своих двигательных способностей и тем самым приобрести более широкую власть, как над собственным телом, так и над внешним физическим пространством. Двигательные умения и навыки имеют большую образовательную ценность, поскольку основой их является творческое мышление. Так же в старшем школьном возрасте развитие двигательных качеств особенно тесно связано с восприятием. Дети становятся более внимательными, наблюдательными и дисциплинированными, у них укрепляется воля, вырабатывается характер.

Большую роль в формировании знаний о ЗОЖ играет рациональность питания старшего школьника.

Правильное питание – одна из важнейших составляющих здорового образа жизни, условие для нормального роста и развития ребенка. Особое значение правильное питание приобретает в младшем школьном возрасте, когда организм активно растет и развивается. Недостаточное, нерациональное питание в этот период может обуславливать серьезные функциональные нарушения и стать причиной развития целого ряда заболеваний. Организация правильного питания старшего школьника должна отвечать 5 основным принципам — оно должно быть разнообразным (чтобы обеспечивать организм всеми необходимыми питательными веществами), регулярным, адекватным (соответствовать энерготратам ребенка в течение дня), безопасным, вызывать приятные ощущения и положительные эмоции.

Одним из компонентов формирования здорового образа жизни у старших школьников является отказ от вредных для здоровья привычек, среди которых мы можем назвать курение, алкоголь, наркоманию и токсикоманию, а также чрезмерное увлечение компьютером. Компьютер – это наше настоящее и будущее, он дает возможность перенестись в другой мир. Вместе с тем очень часто дети в своем увлечении компьютером начинают отвергать реальный мир, где им грозят негативные оценки и есть необходимость что-то менять в себе.

Очень важно постоянно вести работу по развитию самоопределения старших школьников, одним из важнейших составляющих её является сохранение и укрепление физического, психического, нравственного и социального здоровья.

Следует отметить еще один компонент, который является особо важным в формировании ЗОЖ старшего школьника – это пример педагогов и родителей. В силу своих возрастных особенностей старший школьник испытывает большое доверие к взрослым. Для ребенка слова учителя, его поступки, оценки имеют огромное значение. Именно педагог не только словами, но и всем своим поведением, своей личностью формирует устойчивые представления ребенка об окружающей его действительности.

В практике используются как традиционные (классно-урочные и лекционные), так и более креативные (игровые, сюжетно-ролевые игры, спектакли), тренинговые, художественные (конкурсы рисунков), прозаические (эссе, сочинения) и поэтические (стихи) формы работы с детьми, требующие от школьников активного участия в совместной деятельности и способствующие более эффективному усвоению знаний.

Творческий подход к решению проблемы воспитания ценностного отношения к здоровью у старших школьников имеет особую значимость в передаче от учителя учащимся системы жизненных ценностей, одобряемых обществом.

Для более успешного формирования у старших школьников знаний о ценностном отношении к здоровому образу жизни, преподавателям необходимо правильно выстроить учебно-воспитательный, коррекционно-профилактический и оздоровительный план. Внимательно отобрать модели обучения здоровому образу жизни и образовательных программ, методик и технологий обучения, воспитания и развития учащихся.

Обучение здоровому образу жизни происходит как в рамках существующих образовательных программ, при условии выделения в каждой дисциплине ценностного, познавательного, нормативного и деятельностного компонентов здоровьесберегающего содержания, так и на специальных уроках здоровья и во внеурочное время.

Одним из вариантов обучения и воспитания здоровому образу жизни – внедрение специальных междисциплинарных модульных программ.

Например, программа курса, «Образ жизни и здоровье». Концепция, содержание и структура разработана для старших школьников.

Цель программы: развитие у старших школьников готовности и способности вести здоровый образ жизни, формирование знаний о ценности здоровья.

Ценностно-ориентационная деятельность, процесс становления и развитие ценностных ориентаций детей строится поэтапно.

На первом этапе первого урока по теме «Здоровье человека как ценность» идет диагностирование ценностных ориентаций старших школьников. Дети выясняют, каким образом состояние здоровья человека определяет его благополучие в жизни, затем учащиеся определяют свою систему ценностей, чтобы определить место здоровья в ней.

На втором этапепроцесса обучения осуществляется воспитательная работа по изменению ценностного отношения детей к здоровью и здоровому образу жизни в лучшую сторону. Специально организованные на занятиях ситуации, сопровождающиеся открытым диалогическим общения, позволяют создать психологические условия, располагающих детей к активизации таких личностных ценностей, как самоценность, ценность здоровья, ценность здорового образа жизни. Постоянно применяется прием акцентирования внимания на связи здоровья и образа жизни человека. Используя противопоставления здорового и не здорового стиля жизни.

На третьем этапеобучения осуществляется повторное выполнение задания по самооценке жизненных ценностей и планируются новые методы и приемы воздействия на учащихся.

Без регулярных, специально организованных физических упражнений в современных условиях даже дети, унаследовавшие от родителей хорошее здоровье, развитие и живущие в хороших условиях, не достигают того уровня в физической подготовленности, которого могут достичь дети среднего и ниже среднего развития при условии систематических занятий физической культурой. Но вместе с тем, чтобы у ребенка выработалось ценностное отношение к своему здоровью, сохранялся интерес к занятиям спортом, необходимо соблюдение некоторых принципов:

— Принцип всестороннего, гармоничного развития личности. Организм человека единое целое, развивать и укреплять необходимо все его органы.

— Принцип оздоровительной направленности предусматривает сохранение и укрепление здоровья.

— Принцип связи физического воспитания с дальнейшей жизнью.

Но вся эта работа невозможна, и в целом бесполезна, без поддержки и помощи родителей. Ведь именно в семье ребенок получает основные знания; именно семья помогает ребенку понять «что хорошо, а что плохо, что польза, а что вред».

Семейный досуг должен строиться, исходя из основных сфер семейных отношений и учитывая все функции семьи. Отдыхая и общаясь, участвуя в совместных конкурсах и программах, родители и дети учатся быть ближе друг к другу, тем более старшие школьники.

Формы работы с семьей:

— Беседы — к ним относятся также различные конференции, диспуты, ток-шоу, поднимающие проблемы семьи, затрагивающие вопросы здорового образа жизни, семейного досуга.

— Игровые досуговые программы — это способ взрослым ненадолго ощутить себя детьми и окунуться в мир детской психологии. Совместно участвуя в играх и конкурсах, дети и родители начинают чувствовать себя одной командой. Популярны такие виды конкурсных программ как «Мама, папа, я — дружная (спортивная, музыкальная, танцевальная — вариантов множество) семья», «А ну-ка, бабушки (дедушки)» и др.

— Рекреативный семейный отдых — туризм, походы.

— Спортивный семейный отдых (эстафеты, массовые забеги, пляжные турниры и т.д.).

— Экскурсионная работа — семейное посещение музеев, выставок, памятников искусства и архитектуры, памятных мест.

— Совместное посещение концертов и массовых праздников

Особая ценность семейных досуговых форм состоит в том, что в них активно включены и интенсивно задействованы различные механизмы общения: семья-дети, семья-семья, дети-дети, дети-подростки-взрослые. Одновременность этих контактов придает семейному досугу эмоциональную привлекательность, душевность, теплоту. Внутрисемейные досуговые отношения уже сами по себе несут реабилитационную функцию, активно воздействуют на создание благоприятного психологического климата в семье.

Таким образом, можно сделать вывод, что там, где культивируется любовь к своему здоровью, обычно дети, став, в свое время, родителями, передадут это своим детям.

Вывод по первой главе

Анализ теоретико-методологических аспектов формирования здорового образа жизни позволил уточнить понятие ЗОЖ, выявить сущность. Здоровье детей в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях является актуальной проблемой и предметом первоочередной важности, так как оно определяет будущее нашей страны.

Несмотря на пристальное внимание к вопросам оздоровления подрастающего поколения и существующие законы, количество здоровых детей, по данным Научно-исследовательского института гигиены и охраны здоровья детей и подростков, снизилось в три раза. Необходимо обратить внимание на эти показатели, ведь именно с самого начала нашей сознательной деятельности должны быть заложены основы здорового образа жизни. Именно в раннем возрасте должны быть получены основы знаний по режиму питания и дня, по правилам гигиены. С детских лет мы все должны быть «привиты» от всех вредных привычек, от которых страдает человечество.

Анализ психолого-педагогических аспектов позволил выявить специфические особенности старшего школьного возраста. Старший школьный возраст – это особый период в жизни каждого человека.

В это время ребенок особо предрасположен к накоплению знаний, это период усвоения по преимуществу. Подражательность многих действий и высказываний — очень важное условие умственного развития в эти годы. Важно направить в нужное русло повышенную впечатлительность, внушаемость старших школьников на условия, которые направлены на обогащение их психики, на сохранение здоровья.

Старший школьный возраст — это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществленных каждым подростком на данном возрастном этапе. Именно в этот период так важна мотивация старших школьников на сохранение своего здоровья. Ведь если в этом возрасте подросток не почувствует радость познания, не приобретет умения учиться, не научится дружить, не обретет уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее.

Поэтому главной целью учреждений образования и культуры является, прежде всего, развитие, становление здорового человека: и физически, и нравственно, и духовно.

Анализ опыта формирования здорового образа жизни старших школьников позволил выявить наиболее эффективные технологии и формы, а также направление и содержание деятельности.

В каждом образовательном учреждении и учреждении культуры складывается своя система по формированию мотивации к здоровому образу жизни. Учебные предметы, содержащие знания об организме и здоровье человека, внеклассные праздники и спортивные соревнования, творческие конкурсы, исследовательские работы, встречи со специалистами, работа секций и спортивных клубов — все направленно на решение задач сохранения и улучшения здоровья подрастающего поколения.

Необходимо создать социально-культурную программу, которая будет мотивировать старших школьников к здоровому образу жизни, чтобы каждый ребенок открыл для себя здоровый образ жизни и понял, что единственная красота – это здоровье».

Глава II. Разработка социально-культурной программы формирования здорового образа жизни старших школьников «Мы здоровое поколение» ( на примере студенческого клуба АГИК)

Источник:
Технологии формирования здорового образа жизни старших школьников
Технологии формирования здорового образа жизни старших школьников «От правильного воспитания детей зависит благосостояние всего народа» Сохранение и укрепление здоровья детей – одна из главных
http://lektsii.org/4-1364.html

(Visited 1 times, 1 visits today)

CATEGORIES