Структура психологии

Структура психологии

1.4. Структура современной психологии

В настоящее время психология представляет собой сложную и разветвленную систему направлений научных исследований, структуру которой составляет множество относительно самостоятельно развивающихся отраслей. Расширение и обогащение структуры психологии определено влиянием двух факторов: во-первых, усложняется социальная жизнь и деятельность современного человека, следовательно, перед психологией ставятся новые задачи и вопросы, ответы на которые требуют тщательного изучения новых психологических реалий; во-вторых, развитие самой науки, ее методов исследований позволяют постоянно расширять горизонты психологии. Сегодня насчитывают до ста отраслей психологии, которые находятся на разных стадиях своего развития и становления в качестве самостоятельных научных дисциплин.

Особое положение среди всех направлений занимает общая психология, объединяющая различные отрасли в целостное научное знание. Изучая сущность и общие закономерности возникновения, функционирования и развития психики, она представляет собой методологическую и теоретическую основу всех психологических дисциплин. Важное место в структуре психологических знаний занимает история психологии, в центре внимания которой находятся процессы развития представлений о природе и сущности психики от древнейших времен до наших дней.

Отрасли психологии принято квалифицировать по разным критериям.

2. Отрасли психологии, изучающие различные аспекты психического развития: возрастная психология прослеживает развитие психики в онтогенезе – ее разделами являются детская психология, психология подростка, психология юности, психология взрослого человека, геронтопсихология; сравнительная психология изучает закономерности, происхождение и развитие психики животных и человека; психология аномального развития, или специальная психология, исследует нарушения психического развития ребенка.

3. Отрасли психологии, изучающие отношения личности и общества: социальная психология исследует психические явления в процессе взаимоотношения людей друг с другом, этнопсихология акцентирует внимание на этнических особенностях психики людей, этнических стереотипах; и т. д.

Даже упоминание небольшой части развивающихся в настоящее время отраслей психологии позволяет судить о том, насколько многогранна эта наука. Вместе с тем психология представляет собой единую научную дисциплину, основанную на едином предмете исследования и едином методе и включенную в общенаучный контекст.

Источник:
Структура психологии
Автор: Макарова И, 1.4. Структура современной психологии — Психология: конспект лекций, Жанр: философия
http://www.e-reading.club/chapter.php/97640/5/Makarova_-_Psihologiya__konspekt_lekciii.html

Структура психологии

txt fb2 ePub html

на телефон придет ссылка на файл выбранного формата

Шпаргалки на телефон — незаменимая вещь при сдаче экзаменов, подготовке к контрольным работам и т.д. Благодаря нашему сервису вы получаете возможность скачать на телефон шпаргалки по психологии личности. Все шпаргалки представлены в популярных форматах fb2, txt, ePub , html, а также существует версия java шпаргалки в виде удобного приложения для мобильного телефона, которые можно скачать за символическую плату. Достаточно скачать шпаргалки по психологии личности — и никакой экзамен вам не страшен!

Если вам нужен индивидуальный подбор или работа на заказа — воспользуйтесь этой формой.

Психика–это свойство живой высокоорганизованной материи. Это свойство заключается в способнос

Психология как наука. Предмет, задачи и структура современной психологии. Методы психологии.

Психология – это учение о душе; это область знаний о внутреннем мире человека и животных, т.е. наука о психике человека и животных.

Объектом изучения психологии является человек.

Предметом изучения психологии является закономерность формирования функционирования и развития психики людей и животных.

В своем развитии психология прошла 4 этапа:

1. Психология как наука о душе (5 век до нашей эры). Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека.

2. Психология как наука о сознании (начало в 17 веке, в связи с развитием естественных наук). Способность думать, чувствовать, желать называли сознанием. Основным методом изучения сознания считалось наблюдение человека за самим собой.

3. Психология как наука о поведении. (Начинается во второй половине 19 века). К задачам психологии относились наблюдения за поведением, поступками, реакциями человека.

4. Современный. Психология как наука, изучающая факты, закономерности и механизмы психики. В настоящее время психология превратилась в многоотраслевую прикладную науку.

1. Общая психология – теоретическая и экспериментальная наука, изучающая психологические закономерности, теоретические принципы и методы психологии.

2. Социальная психология – ряд отраслей, исследующих психологические аспекты отношений личности и общества.

3. Ряд отраслей психологии, которые исследуют психологические аспекты развития (возрастная, детская, подростковая, пожилых людей), психология аномального развития (больные дети и др. патологии).

4. Специальная психология, исследует психику деятельности (психология труда, педагогическая, медицинская, военная, психология спорта, торговли и т.д.).

Можно выделить следующие группы методов:

1. Организационные. К организационным методам относятся следующие:

1.1. Сравнительный (сопоставление различных групп людей по возрасту, образованию, деятельности и общению);

1.2. Лонгитюдный (многократное обследование одних и тех же лиц на протяжении длительного времени);

1.3. Комплексный (в исследовании участвуют представители различных наук, что позволяет устанавливать связи и зависимости между физиологическим, психическим и социальным развитием).

2. Эмпирические – наблюдение за отдельными фактами, их классификация и установление закономерных фактов между ними (наблюдение, самонаблюдение, эксперимент).

3. Психодиагностические методы (тесты, опросы, анкетирование, беседа).

Задачи психологии: научиться понимать сущность психических явлений; научиться управлять ими; уметь использовать полученные знаний с целью повышения эффективности различных отраслей практики.

Структура психологии: 1. Общая психология – теоретическая и экспериментальная наука, изучающая психологические закономерности, теоретические принципы и методы психологии.

Достаточно скачать шпаргалки по психологии личности — и никакой экзамен вам не страшен!

Предмет, задачи и структура современной педагогики. В педагогике различают две её составляющие: педагогику как практическую деятельность по воспитанию человека (народную.

Психология управления как наука. Основные направления развития психологии управления.

Предмет психологии, ее задачи. Структура индивидуальных и групповых психических явлений.

Такое положение обусловлено реальной близостью предмета иметода каждой из этих основных групп наук с предметом и методом психологии.

Предмет психологии, ее задачи. Структура индивидуальных и групповых психических явлений.

Сам термин «Психичес. Основные различия житейских и научных знаний. Этапы становления психологии как науки.

МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ. Основными методами психологического исследования являются наблюдение и эксперимент.

Предмет психологии, ее задачи. Структура индивидуальных и групповых психических явлений.

Основные методы психологических исследований. Классификация методов психологии.

МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ. Основными методами психологического исследования являются наблюдение и эксперимент. Очень поп.

найдено похожих страниц:10

Источник:
Структура психологии
Психология – это учение о душе; это область знаний о внутреннем мире человека и животных, т.е. наука о психике человека и животных. Объектом изучения психологии является человек. Предметом изучения п
https://cribs.me/psikhologiya-lichnosti/psikhologiya-kak-nauka-predmet-zadachi-i-struktura-sovremennoi-psikhologii-metody-psikhologii_

СТРУКТУРА ПСИХОЛОГИИ ЭТНОСА

Рассматривая вопрос об этнической идентичности, необходи­мо обратить внимание на то обстоятельство, что этническое един­ство любого народа неразрывно связано с общностью его психи­ки, проявляющейся в специфических чертах характера, своеобра­зии ценностных ориентации, вкусов и т.п. Без учета этого обстоя­тельства невозможно уяснить не только механизм, обеспечиваю­щий устойчивость жизнедеятельности отдельных этнических групп, но и передачу этих черт из поколения в поколение.

Этническая история любого конкретного народа показывает, что в процессе его этногенеза складывается определенный психи­ческий тип со стойкими чертами, как результат восприятия от прежних поколений обычаев, привычек, жизненного уклада, тра­диций общения с соседями и т.д. При этом обнаруживается, что психические переживания, историческая память этноса передают­ся новым поколениям не пассивно, стихийно, не сами по себе, а через духовную культуру, усваиваются каждым индивидом общ-

ности в процессе воспитания и практической совместной жизни. Сами психические переживания, настроения впитываются в куль­туру этноса — историю, поэзию, литературу, мифологию, музыку, народное творчество, дополняя и развивая историческую память этноса и тем самым приобретая способность вызывать адекват­ные психические переживания у новых поколений.

В структурном отношении психология каждого этноса пред­ставляет собой сложное явление, включающее в себя две большие группы компонентов: статические (долговременные) и динамиче­ские (кратковременные). Когда психические черты, сложившиеся в процессе этногенеза, долгое время сохраняются и закрепляются в психологии индивидов данного этноса, они относятся к статиче­ским, устойчивым компонентам. Если же какие-то черты кратко-временны, т.е. появляются, видоизменяются или исчезают на про­тяжении жизни одного или нескольких поколений, то в этниче­ской психологии такие черты принято считать динамическими.

Кроме того, в специальной научной литературе по проблемам этнической психологии можно встретить такой методологический подход, когда структура психологии этноса рассматривается как с позиции внешних, феноменологических различий между этноса­ми, так и с точки зрения ее изменения в ходе развития одних и тех же этносов. При этом предпочтение отдается второму аспекту, т.е. стремлению искать ответы на вопросы этнической психоло­гии не в особенностях конкретных ситуаций, не в социально-экономических и политических условиях существования этноса, а в психологической структуре человека.

В соответствии с таким подходом в психологической структуре представителя любого этноса можно встретить несколько уровней:

1) эгоцентрический, в котором преобладает стремление лишь к собственному удобству, выгоде, престижу, благополучию. Отно­шение к другим этносам носит потребительский характер. Если они помогают удовлетворять потребности и интересы, то отно­шение к ним положительное, а если их поведение и деятельность не отвечают или препятствуют достижению каких-то целей, то этот этнос соответственно приобретает образ «чужого», врага;

2) группоцентрическип, базирующийся на самоидентификации человека с какой-либо этнической группой, при которой он пере­носит на нее свои эгоцентрические устремления. Его отношение к представителям других этносов теперь зависит от того, входят ли они в его общность или нет. Если входят, то они достойны уваже­ния, сострадания, любви. В этом смысле отношение к «другому» определяется общим отношением к другой этнической группе, которая в зависимости от обстоятельств может выступать в обра­зе как «друга», так и «врага»;

3) универсально-гуманистический, при котором каждый чело­век, независимо от того представителем какой этнической группы он является, становится ценным сам по себе, достойным уваже­ния, обладающим равными правами, обязанностями и свободами. Этот уровень характеризуется стремлением установить человече­ские условия жизни и для «своих», и для «чужих».

Однако этническая психология, действительно связанная с психологией конкретного индивида, вместе с тем представляет собой качественно иное образование, структурно более сложное и богатое, поскольку она является результатом длительной истори­ческой эволюции и включает в себя опыт многих поколений. Она есть продукт социальных отношений, потому что, будучи порож­дением объединенных действий индивидов, синтезом их взаимо­действия, имеет другое основание — коллективное сознание. И по­скольку этот синтез происходит вне конкретно действующих ин­дивидов, он имеет своим следствием установление образцов пове­дения, ценностей, норм, способов действия, которые начинают существовать объективно.

Исходя из этого, первый подход, выделяющий в структуре пси­хологии этноса статические и динамические компоненты, являет­ся более плодотворным, поскольку дает более точное и содержа­тельное описание структуры психологии этноса.

К числу статических компонентов относится психический склад этноса — специфический способ восприятия и понимания членами этнической группы различных сторон окружающей дей­ствительности. Он является продуктом исторического развития, создается из поколения в поколение и существует в виде специфи­ческих качеств этнического характера, этнического самосознания, этнических чувств и настроений, традиций, привычек, проявляю­щихся в форме этнических особенностей протекания психических процессов и состояний представителя той или иной общности, а также этнических особенностей взаимодействия, взаимоотноше­ний и общения людей, которые обычно называют этнопсихологи-ческими особенностями.

Этнический характер — это исторически сложившаяся совокуп­ность устойчивых психологических черт представителей того или иного этноса, определяющих привычную манеру поведения и ти­пичный образ действий и проявляющихся в их отношении к соци­ально-бытовой среде, к окружающему миру, к труду, к своей и другим этническим общностям. Он отражает специфику истори­чески сложившихся свойств психики, отличающих один этнос от Другого, и существует в форме стереотипов восприятия, чувство­вания и поведения, преобладающих в структуре личности боль­шинства представителей этноса. Этнический характер и специфи-

чен, и типичен одновременно, поскольку он представляет собой специфическое взаимоотношение тесно связанных психологиче­ских качеств, типичных для всех людей своего этноса. Черты эт­нического характера могут преобразовываться или исчезать в ре­зультате изменения детерминирующих их условий. Это не раз и навсегда закрепленные в психике человека феномены, они дина­мичны, однако их динамичность проявляется через большие про­межутки времени, поэтому они кажутся четко зафиксированными, закрепленными в психике этноса.

Этнические традиции и обычаи это сложившиеся на основе практической жизнедеятельности этноса и прошлого, укоренив­шиеся в повседневной жизни, передающиеся из поколения в поко­ление правила, нормы и стереотипы поведения, действий, общения людей, соблюдение которых стало общественной потребностью каждого индивида этнической общности. Обычаи и традиции -сложный феномен этнической психологии, имеющий двуединую природу: с одной стороны, это явление психики (они могут и осоз­наваться, и не осознаваться), а с другой стороны, обычаи и тради­ции реализуются в действиях людей предметно, проявляясь в кон­кретных вещах, символах, одежде и пр. Большинство норм и пра­вил поведения усваивается людьми подсознательно, с помощью механизма подражания. Изначально они возникают и внедряются людьми в повседневную практику сознательно. Последующие по-

коления зачастую утрачивают представления о целях и необходи­мости выполнения какого-то правила или нормы, в их сознании остается только алгоритм действия, а представление о целесооб­разности данной формы поведения уходит в подсознание. На уров­не сознания сохраняется только ритуал, обычай или традиция.

Сферой распространения этнических обычаев являются пре­имущественно бытовые отношения. В их основе лежат привычки. Из поколения в поколение эти привычки проверяются на практи­ке и приобретают устойчивую форму. Обычаи и традиции фор­мируются, развиваются и изменяются в зависимости от общест­венно-исторических условий жизнедеятельности этноса. В процес­се его исторического развития одни традиции и обычаи появля­ются, другие отмирают, третьи приобретают новое содержание, но сохраняют старую форму. Возникнув в определенных общест­венно-исторических условиях, обычаи и традиции со временем становятся относительно самостоятельными. Если на первых по­рах они еще нуждаются в поддержке породивших их условий, то постепенно, утвердившись в сознании и подсознании людей, они превращаются в независимую характерную особенность психоло­гического образа жизни этноса.

Практика межэтнических взаимоотношений свидетельствует, что недостаточное знание этнических традиций, обычаев, привы­чек, вкусов ведет зачастую к серьезным конфликтам с представи­телями других этнических общностей. Значение этнических тра­диций, привычек, их содержание у отдельных народов различны. Люди по-разному следуют им в своей жизни. Так, англичане сле­по преклоняются перед любыми традициями. Многие из них стремятся решить свои дела «согласно обычаю». Несколько ги­перболизируя, можно утверждать, что если американец — раб стандарта, то англичанин — раб своих традиций. Англичане стре­мятся оставаться самими собой, сохранять в любых условиях свои привычки, вкусы, нравы, обособленность, пристрастия в еде, комплекс некоторого превосходства, порой снисходительное от­ношение к другим.

Христиане, входя в церковь, снимают головные уборы, а евреи, входя в синагогу, покрывают голову. В католических странах женщины не должны входить в храм с непокрытой головой. В Ев­ропе цвет траура — черный, а в Китае — белый. Если к европейцу приходит гость и восхищается какой-то вещью хозяина, то хозяин доволен. Если европеец начинает восторгаться вещицей в доме китайца, то хозяин дарит ему этот предмет — этого требует китай­ская традиция.

В межэтнических контактах необходимо иметь в виду, что лю­ди, как правило, чувствительны к своим традициям, обычаям,

вкусам и поэтому их лучше не нарушать. Этнические традиции, привычки проявляются не только в поступках, делах, одежде, сти­ле обучения и т.д., но и в движениях, жестах и других малозамет­ных проявлениях психологии людей. Это обстоятельство принци­пиально важно, так как у каждого человека есть бессознательный механизм, который фиксирует отношение «свой» — «чужой» по едва заметным нюансам поведения, проявлениям психики.

Этнические интересы это общественно-психологические яв­ления, отражающие мотивационные приоритеты представителей той или иной этнической общности и служащие сохранению ее единства и целостности. Этнические интересы являются важней­шей движущей силой поведения и деятельности людей. Любая по­пытка ущемить этнические интересы чаще всего расценивается ими как покушение на их жизненные устои. Поэтому этнические общности, обладающие развитым этническим самосознанием, не поступаются своими этническими интересами, защищая их не только политическим, но и вооруженным путем. Стремясь обес­печить реализацию своих этнических интересов, этническая общ­ность готова пойти на ущемление интересов других общностей. История свидетельствует, что столкновение этнических интересов различных общностей часто приводит к возникновению воору­женных конфликтов и продолжительных войн.

Этническое сознание наряду с психическим складом этноса так­же является статическим компонентом этнической психологии. Оно возникает в процессе исторического развития этнической общности как сознание этнического бытия. Оно также имеет сложную струк­туру, поскольку его объектом является свой собственный этнос, а также другие этнические общности. В первом случае этническое сознание существует в форме этнического самосознания.

Как уже было ранее отмечено, далеко не всякая совокупность людей, обладающая относительной общностью культуры и пси­хики, является этносом. Непременным условием этнической опре­деленности служит выделение и противопоставление какой-либо общности другим, наличие антитезы «мы» — «они». Поэтому этно­сом является только та общность людей, которая осознает себя как таковую, выделяя себя среди других аналогичных общностей. Это осознание членами этноса своего группового единства в эт­нологии принято именовать этническим самосознанием. Этниче­ское самосознание есть осознание принадлежности к определен­ной этнической общности, сознательное отражение этнического бытия. Оно фиксирует принадлежность к тому или иному этносу и выражается в выборе этносом самоназвания — этнонима.

Однако этническое сознание не ограничивается только осозна­нием своей этнической принадлежности. Другим его видом явля-

ется осознание единства и целостности общности («мы») через противопоставление другим общностям («они»). Таким образом, этническое сознание включает в себя представления не только о своей общности, но и о других. Последние представления являют­ся избирательными, не всегда объективными и полными. Они преломляются через субъективные восприятия другого этноса, которые зачастую усиливают одни черты и ослабляют или стира­ют другие. Подобная избирательность присутствует также и при сознании своих этнических особенностей.

В своем крайнем проявлении этнологическое самосознание может принимать формы национализма и этноцентризма. Разли­чие между ними состоит в том, что пока осознание особенностей и самобытности своей этнической общности не содержит преду­беждения против других этносов, пока происходит только при­знание этнических различий, этнологическое самосознание при­нимает форму националистических теорий и концепций. Но как только в нем оформляется идея об особой роли и значимости сво­ей этнической общности по сравнению с другими, возникает эт-ноцентризм, т.е. стремление воспринимать все жизненные явления с позиций превосходства своей этнической группы, расценивае­мой как эталон или образец для других этнических групп.

Главная задача этнологического самосознания состоит в фор­мулировании национальных идей. Теоретически оформленная и принятая членами этнической общности национальная идея соз­дает представление об этносе как о едином целом, отличном от других, и стимулирует процесс национального самоопределения. При этом этническое самосознание должно основываться не столько на выделении своего этноса как особого явления, сколько на осознании сходства своего этноса с другими.

Весьма важной составной частью этнической психологии, как мы уже отмечали, являются динамические компоненты, которые представлены в ней этническими чувствами и этническими вкусами.

Этнические чувства это эмоционально окрашенное отноше­ние людей к своей этнической общности, ее интересам, другим народам и ценностям. Условия жизнедеятельности этноса, его быт, культура, обычаи и традиции создают в психологии этноса особое сочетание чувств. Именно в этой комбинации различных элементов чувственного отношения к действительности, а не в наличии или отсутствии каких-либо черт характера у представи­телей конкретного этноса проявляются отличия одного этноса от другого. Этнические чувства могут быть как позитивными, так и негативными. Положительные чувства — национальная гордость, патриотизм, любовь к своему народу, дружелюбное отношение к другим этносам. Отрицательные ведут к формированию национа­лизма и шовинизма, национальных и расовых предрассудков, со­стоянию отчужденности по отношению к чужим народам и т.д.

Этнические чувства также передаются от поколения к поколе­нию, но при этом они более динамичны, чем психический склад этноса или этническое сознание. Их динамичность определяется степенью устойчивости тех факторов или причин, которыми они порождены. Этнические чувства являются свидетельством и пока­зателем того, что этнос не просто творит историю, но и эмоцио­нально ее переживает.

Этнический вкус по своей сути является оценкой правильности, красоты, морали и соответствия нормам поведения, принятым в данной этнической общности. Условия существования этноса вы­рабатывают определенный способ оценки окружающего мира, четкие критерии, которые позволяют отмечать и обнаруживать какие-либо черты, скрытые от внимания представителей других этносов. На основе таких критериев в этнической общности фор­мируется национальная культура. Ведь каждая культура потому своеобразна, что в ней наиболее очевидно выражаются этниче­ские особенности психики.

Этнические вкусы в основном зависят от исторически сложив­шихся условий жизни этнической общности, однако эта детерми-

нация не является однозначной, ведь определенное сходство мо­жет существовать между вкусами народов, далеко отстоящих друг от друга исторически, и в то же время этнические оценки каких-либо явлений могут резко различаться у этносов, родственных в генетическом и культурном отношениях. Этнические вкусы опре­деляются не только географическими условиями, но и также рели­гиозными идеями и представлениями, которые у родственных эт­носов могут отличаться друг от друга.

Стереотипы есть необходимое зло, присущее человеку изна­чально. Они неизбежно искажают реальность, которую пытаются отразить. Но как бы мало они ни соответствовали действительно­сти, они есть факт психической реальности, определяющий меж­этнические отношения независимо от того, соответствуют они действительности или нет.

Источник:
СТРУКТУРА ПСИХОЛОГИИ ЭТНОСА
Рассматривая вопрос об этнической идентичности, необходи­мо обратить внимание на то обстоятельство, что этническое един­ство любого народа неразрывно связано с общностью его психи­ки, проявляющейся
https://studopedia.ru/8_161765_struktura-psihologii-etnosa.html

Структура социальной психологии

Социальная психология состоит из двух частей — теории и практики, в связи с чем выполняет соответствующие функции — теоретическую и практическую. Учебные курсы и учебники по социальной психологии обычно так и называются, хотя и не всегдаимеют право на это. Они, по существу, отражают только основы социально-психологической теории. Учебников по прикладной социальной психологии в общепринятом смысле не было до выхода в свет таких работ, как «Введение в практическую социальную психологию» (МГУ, 1996) и «Прикладная социальная психология» под редакцией А. Н. Сухова, А. А. Деркача (М., 1998).

Между тем в зависимости от выполняемых функций курс и учебники «Социальная психология» следует подразделять на «Социально- психологическую теорию» и «Прикладную социальную психологию».

Социально-психологическую теорию нельзя представить без частных теорий, т.е. без таких теоретико-прикладных дисциплин, как политическая психология, этнопсихология, психология управления, экономическая психология, экологическая психология и др.Что же касается содержания прикладной социальной психологии, то ее «ядро» образуют социально-психологическая диагностика, консультирование, воздействие и психотехнологии в социальнойпрактике. В этом случае социально-психологическая теория является как бы стволом дерева социальной психологии, а ее ветвями, соответственно, — перечисленные отрасли.

Главная задача социально-психологической теории состоит восвещении основных характеристик социально-психологических явлений, объяснении причин и механизмов, построении прогнозов их развития, а также в научном раскрытии и обосновании существа приемов оказания социально-психологической помощи.

Структура социальной психологии теории включает в себя следующие компоненты: 1) методологию; 2) феноменологию; 3) закономерности и механизмы; 4) теоретическое обоснование праксиологии (методики применения различных воздействий или ихсовокупностей с точки зрения их эффективности). Западная социальная психология более свободна от методологии, вместо которой она использует профессиональную «идеологию».

Отечественная социальная психология имеет давние традиции, хотя и не всегда положительные, по взаимодействию с философией. И прошлом развитие социальной психологии тормозили чрезмерно жесткие рамки закостеневшей в своих догматах философии. Сейчасв области философии и социальной психологии ситуация кардинально изменилась.

Следует особо выделить принцип объективности, без соблюдения которого нельзя серьезно говорить о социальной психологии как науке. Своими корнями он уходит к позитивизму, сформулировавшему требования к процессу познания социальных явлений.

Однако в гуманитарных науках все большую популярность приобретает подход к социальным явлениям с позиций понимающей социологии и психологии. Как правильно подметил немецкий философ и историк культуры В. Дильтей, мало фиксировать социально-психологические явления, их нужно еще и «прочувствовать», для того чтобы познать. Социальной психологии необходимо сотрудничество с социальной философией и социологией. В то же время ей не обойтись и без истории, точно так же, как нельзя понять и объяснить историю без социальной психологии.

Изучение любого социально-психологического явления (личности, общности, социальных институтов, в том числе политических, общественных и экономических) невозможно без учета влияния культурно-исторического контекста.

Изучение любого социально-психологического явления (личности, общности, социальных институтов, в том числе политических, общественных и экономических) невозможно без учета влияния культурно-исторического контекста.

В. А. Шкуратов подготовил докторскую диссертацию, в которой обосновал предмет исторической психологии, а затем издано одноименное учебное пособие.

В настоящее время, по мнению В.А.Шкуратова, в психологии наблюдается переход от естественно-научных парадигм к парадигме (повествованию, сюжетному мышлению, рассказу). Вряд ли с этим полностью можно согласиться. Но исключать данный подход — значит обеднять социальную психологию.

Учет культурно-исторического контекста при изучении социально-психологических явлений важен в теоретико-методическом плане.

Культура, ее элементы имеют непосредственное отношение к базовым социально-психологическим явлениям: ментальности, смыслу жизни, социальным ценностям, картинам мира и социальным чувствам.

В свою очередь, знание об историко-культурном развитии социально-психологических явлениях позволяет объяснить современное состояние политических, общественных и экономических институтов.

Как уже отмечалось, в настоящее время проблемами власти, общества и экономики занимаются теоретико-прикладные отрасли социальной психологии: политическая, этническая и экономическая психология.

В то же время следует отметить, что предметы указанных отраслей социальной психологии определены нечетко, что связано с отсутствием концептуального подхода к определению предмета политической, этнической и экономической психологии. С точки зрения содержания эти отрасли представляют собой достаточно абстрактные рассуждения о психологических аспектах политического лидерства и т.д. при отсутствии конкретики.

В качестве концептуальной основы теоретико-прикладных отраслей социальной психологии, а именно политической, этнической и экономической психологии, должны стать современные парадигмы социальной психологии.

С этой точки зрения во главу угла должны быть поставлены культура и социально-психологические явления, связанные с нею.

В 1952 г. вышла книга американских культурологов А.К.Либера и К. Клаксона «Культура. Критический обзор концепций и определений». В ней приведено более 150 определений культуры.

Б. С. Ерасов выделяет пять базовых определений культуры:

1) культура как особая сфера и форма деятельности, связанная с мышлением и т. д.;

2) культура как общий уровень развития общества;

3) культура как сумма общественных достижений;

4) культура как специфическая система норм, ценностей и смыслов, отличающая одно общество от другого;

5) культура как духовное измерение всякой деятельности.

Культуру представляют такие социально-психологические явления, как ментальность, смыслы (смысл жизни, жизненные планы и цели), социальные ценности, мотивационная сфера, «Я» и когнитивные характеристики (картины мира, стереотипы, самооценка, самоотношение), понятия «Мы» и «Они», социально-психологическая компетентность, конфликты, социальные чувства и эмоции, общение: язык, стиль, диалектные особенности и т. п.

Между элементами культуры и социально-психологическими явлениями существует взаимосвязь, в отдельных случаях границы между ними практически отсутствуют.

История социальной психологии началась с изучения мифов, обычаев, языка, т.е. психолого-исторических, этнопсихологически явлений, проведения кросскультурных, сравнительных исследований.

Но в дальнейшем увлечение позитивизмом без учета историко-культурного контекста при проведении исследования привело к кризису социальной психологии. Это проявилось и в теории, и на практике. Еще в 1880 г. М.Забылин — составитель книги «Русскийпарод. Его обычаи, обря-

ды, предания и поэзия» писал: «Читая лекции отечественной истории в наших учебных заведениях, преподаватели этого предмета мало говорят об обычаях и образе/кизни наших предков, почему бытовая сторона нашего народа в чьем прошлом почти потеряна для нас. Между тем археологические и этнографические исследования указывают нам на следы и<остатки обычаев, обрядов и образа жизни народа. В сказках, былинах, поверьях, песнях встречается очень много правды о родной старине, и в поэзии их передается весь народный характериска, с его обычаями и понятиями».

Объектом социального психоанализа является сфера бессознательного, но применительно к конкретным социальным субъектам: личности, группе, этносу, нации, народу на основе изучения «коллективного бессознательного» (К. Юнг) и «социального бессознательного» (Э.Фромм). Сюда же относятся исследования структуры душевной жизни социума («психологии народной жизни», «души народа», «души России»). Социальный психоанализ можетныть использован в основном в качестве метода интерпретации социально-психологических явлений.

Картина мира представляет собой сложное многоуровневое обшвание, в которое наряду с научным, понятийным знанием входят и религиозный опыт, и виртуальные построения искусства, иидеологии, и глубинные пласты мифологического и коллективного бесссознательного в духе К. Юнга [27].

В психологии исследование картины мира, в том числе и ее политического аспекта, интенсивно развивается в рамках психосемантического подхода [15, 16, 21, 26]. В психосемантике реализуется парадигма конструктивизма, где картина мира трактуется некак зеркальное отражение действительности, а как одна из возможных «пристрастных» культурно-исторических моделей мира, которые создает единичный или коллективный субъект. В этомплане психосемантика стоит на позиции признания множественности возможных моделей мира, плюрализма истины и, как

следствие, множественности путей развития отдельного индивида, общества, страны, всего человечества.

Дж.Келли ввел понятие личностного (персонального) конструкта как элемента этой конструктивной системы на уровне индивида. Этот термин может быть расширен и применительно к общественному сознанию, впитавшему в себя личностные конструкты, которые стали достоянием культуры.

Феноменология должна включать как общую, так и частную теорию социально-психологических явлений, а именно: теорию социально-психологических явлений на микро-, среднем и макроуровне. Что же касается взаимоотношений социальной психологии с ложно понимаемой идеологией, то первой следует оставаться нейтральной, последней же уступить место профессиональной этике социальных психологов.

Вопрос об идеологизации не праздный. Можно спорить о содержании идеологии, но наивно полагать, что какое-либо общество и гуманитарная наука могут обойтись без нее. Еще недавно исторический материализм безапелляционно выступал в роли истинной теории. Именно это обстоятельство низводило социально-психологическую теорию до «полуфабриката», и всем социально-психологическим явлениям требовалось материалистическое обоснование.

В США в 1990 г. Национальная ассоциация социальных работников приняла этический кодекс, в котором изложены основные принципы деятельности социального работника, в частности:безупречное поведение и компетентность, моральная ответственность перед клиентом, коллегами, работодателем, своей профессией и обществом [22].

В отечественной психологии также разработан и принят этический кодекс. Суть его состоит в том, что основополагающим принципом отечественной социальной психологии должен стать принцип гуманизма: обеспечение личностного роста, самоактуализации «Я», приумножение общечеловеческих ценностей, т.е. критерием оценки теории и социально-психологической практики обязан быть тезис: «Человек — мерило всех вещей». Однако при

этом нельзя отрицать и сбрасывать со счетов роль политических, идеологических и экономических условий. Не стоит игнорировать и целый ряд положений, сформулированных К.Марксом и его последователями относительно детерминант, определяющих сущность социально-психологических явлений. Вместе с тем необходимо сказать о том, что в качестве методологии отечественной социально-психологической теории более семидесяти лет выступала идеология, превратившаяся из когда-то живого учения в совокупность догм. Следствием псевдометодологии явилось искажение содержания и структуры социально-психологической теории. Так, вместо анализа реальной дифференциации общества изучалась только его классовая структура — рабочий класс, крестьянство и интеллигенция, а

вместо исследования широчайшего спектра общностей — коллективы. В конечном счете, это привело к тому, что общество, в котором мы живем, оказалось неизученным.

Воинствующая и односторонне разрабатывавшаяся методология привела к абсурдному разделению социальной психологии на буржуазную и марксистскую, в то время как следовало говорить о зарубежной и отечественной социальной психологии. Идеологическое разъединение социальной психологии повлекло за собой ограничения в области теории, создание деформированного и одновременно рафинированного, профильтрованного психологического тезауруса, содержание которого свелось к формуле: «У них все плохо — у нас все хорошо».

В настоящее время набирает силу критическая социальная психология, пытающаяся подвергнуть коррекции идеологизированный понятийный аппарат, превратить описательную социальную психологию в объяснительную, имеющую пусть развивающийся,но достаточно строгий понятийный аппарат, четко сформулированные задачи, которые она призвана решить, свою систему методов, продуманный порядок планирования и координации научных исследований.

Как ни парадоксально, но несмотря на обилие в недалеком прошлом публикаций по методологическим проблемам, отечественная социально-психологическая теория оказалась на своеобразном голодном пайке. Длительное соревнование за идеологическуючистоту в исследованиях породило в отечественной социальной психологии монополизм отдельных

школ и направлений, выразившийся в однобоком взгляде на социально-психологические явлениям факторы, определявшие их основные характеристики.

Подобные академические теории оказались мертворожденными.Ни одна из них так и не «заработала» на практике. Однако немалопредставителей этих псевдотеорий бросились в социальную практику и, забыв о принципах своих школ, занялись бизнесом. Понятно, что такая эклектика, основанная на механическом соеди-нении различных теорий и практических приемов, дискредитирует социальную психологию как науку.

Таким образом, положение сейчас таково, что говорить обобщей социально-

психологической теории пока преждевременно.

Она не имеет единой парадигмы. Ни одна из существующих социально-психологических теорий, если исходить из данного параметра, не может претендовать на этот статус

Теории социальных институтов, организаций, групповой динамики, нейролингвистического программирования, психоаналитические, когнитивистские, бихевиористские, психосинтетические, интеракционистские, теория гештальтпсихологии и другие не являются универсальной объяснительной моделью. Они носят частный характер и теоретически обслуживают только определенный круг социально -психологических явлений. Одни объясняют закономерности возникновения и протекания социально-психологических явлений, другие делают упор на раскрытие механизмов их взаимодействия, третьи обслуживают прикладные направленияпсихологии: диагностику, консультирование и технику воздействия. Такое разделение сфер приложения этих теорий правомерно. Однако, к сожалению, факт специализации теории далеко не всегда учитывается, что приводит к курьезным последствиям..

Если говорить о том ценном, что было накоплено благодаря своеобразной теоретической моде, то это происходило в основном путем выявления и научного освещения феноменологии на микроуровне. Почти не развивались теории социальных конфликтов,межэтнических отношений, психологии власти. Причем эмпирическая база для социально-психологической теории создавалась главным образом в стенах научных учреждений и учебных заведений, в частности, в результате изучения студентов.

По мере развертывания социально-психологической службы на предприятиях и в других сферах крепла прикладная социальная психология. В последнее время в области прикладных социально-психологических исследований наблюдается своеобразный бум.В России возникли многочисленные центры прикладных социально-психологических исследований: общественного

мнения, межнациональных конфликтов и т.д. Однако дефицит теории обесценивает их практическое значение. Прикладную функцию социальной психологии нельзя рассматривать в отрыве от теории. Проводимые многочисленные опросы общественного мнения, не объединенные какой-либо теоретической конструкцией, малопродуктивны.

С образованием Ассоциации практической психологии раздел между теоретиками и практикующими психологами (а позже и внутри последних) увеличился. В связи с этим следует заметить, что отрицать значение эмпирических исследований, оказания психологической помощи нельзя. Однако без разработки хорошей теории ценность всего этого в значительной степени снижается. Здесь важную роль играют научные традиции, ориентации, культура.

Существенным образом возросло значение и теоретического обоснования праксиологии. Отсутствие солидной теоретической базы не только снижает эффективность социально-психологических диагностики, консультирования и воздействия, но нередко идискредитирует их. Интерпретация данных не должна проводиться без учета теорий, которые лежат в основе исполь-

зуемых методик. В противном случае, а это бывает еще довольно часто, происходитподрыв авторитета социальной психологии.

Что же касается практики воздействия, то здесь наблюдается такая же пестрая картина, как и в социально-психологической теории. Стремясь наверстать упущенное время и возможности,социальные психологи спешно обучаются на курсах по овладению технологиями эриксонианского гипноза, нейролингвистического программирования, трансактного анализа, медитации, зомбирования и пр.

В основе повального увлечения прикладными направлениямилежит стремление быть на уровне мировых стандартов, а нередкои склонность ко всему сенсационному, экстраординарному. Поэтому не случайно большинство социальных психологов у нас не являются профессионалами и не работают в рамках какой-либофундаментальной научной школы.

Малая продуктивность многих прикладных социально-психологических направлений, в частности групповой психотерапии, совершенно очевидна. Тем не менее психологические шоу пользуются успехом и приносят большой доход в отличие от занятий социально-психологической теорией. Но «болезнь роста» не должна дискредитировать прикладную социальную психологию. Бум, наблюдаемый сегодня, пройдет. Вместе с ним канет в Лету непрофессиональный и поверхностный подход, используемый в сугубокоммерческих целях. Гуманная сущность прикладной социальной психологии должна остаться. Гарантом этого могут выступить только профессиональная идеология и высокая общая культура специалистов-психологов.

Потребность в социально-психологической теории в последнее время возрастает и в связи с переменами, происходящими в обществе, в сферах экономики, национальных отношениях, экологии и др. Все это сопровождается социально-психологическими изменениями: переоценкой

ценностей, ломкой стереотипов, социальными стрессами, утратой смысла жизни, дегуманизацией отношений, сменой ролевого поведения, статуса, резкой дифференциацией общества, этнополитическими конфликтами. Несущая черты экстремальности ситуация в обществе, непривычное содержание и динамика идущих в нем процессов, глобальные перемены в жизнилюдей оказывают всестороннее влияние на их психику. Коренной ломке подвергаются взаимоотношения в семье, малых и больших группах. Реальной стала проблема психического нездоровья общества.

Происходит экспансия государства и общества, их различных институтов в область интимного, личного посредством средств массовой информации. Когнитивный диссонанс стал атрибутом многих слоев общества. Переход от социальных гарантий и программ в области трудовой занятости, образования, здравоохранения к личной ответственности сопровождается напряженностью. Далеко не каждый может адаптироваться к рыночным отношениям. Все это выдвигает перед социально-психологической теорией совершенно новые задачи, основные из которых следующие:

1. Теоретическое осмысление места и роли человека в изменяющемся мире; выявление социально-психологических характеристик личности, наиболее распространенных ее типов в современных условиях в целях разработки приемлемой ее модели.

2. Исследование всего многообразия отношений и общения, в том числе их деформации в связи с утверждением в нашем социуме новой системы ценностей и изменениями в формах собственности.

3. Выработка социально-психологического взгляда на природу государства, политики, экономики и общества на основе объективного анализа социальных институтов и общностей, их реального значения для личности.

4. Разработка теорий социальных конфликтов (политических, межгосударственных, этнических, криминальных и пр.).

Источник:
Структура социальной психологии
Социальная психология состоит из двух частей — теории и практики, в связи с чем выполняет соответствующие функции — теоретическую и практическую. Учебные курсы и учебники по социальной психологии
https://psyera.ru/2489/struktura-socialnoy-psihologii

(Visited 1 times, 1 visits today)

CATEGORIES