Структура общения

Курс: Успех Общения

Рассчитан на 180 учебных часов и посвящен выработке у Вас коммуникативной компетентности, способности строить контакты, влиять на других, мотивировать их к нужной Вам деятельности

Продолжительность: 180 учебных часов, шесть блоков от 20 до 40 учебных часов каждый.

Цель курса: выработка коммуникативной компетентности, способности строить контакты, влиять на других и мотивировать их к нужной Вам деятельности.

Блок Первый: МАНИПУЛЯТИВНЫЕ ТЕХНИКИ – ЗНАКОМСТВО И СБЛИЖЕНИЕ

рассчитан на 20 учебных часов и может быть освоен за одну неделю. Вы познакомитесь с элементами психологических теорий общения, узнаете, как вызывать расположение к себе, как организовать знакомство с нужным человеком, как презентовать себя партнеру, как построить первый разговор для успешного контакта на перспективу, как дальше развивать отношения, как сближаться с партнером, как учитывать его самооценку и манипулировать им.

Продолжительность: 20 учебных часов

Общение и представления о нем

Ролевая структура общения

Как вызывать расположение к себе или механизмы влечения

Волнение и влечение

Другие техники первого знакомства

Первичная презентация себя партнеру

Особенности межполовой презентации

Как построить первый разговор

Технология развития отношений

Самооценка партнера и ее учет во взаимоотношениях

Техники сближения с партнером

Результаты прохождения курса:

практическая информация и знания:

  • элементы психологических теорий общения;
  • как вызывать расположение к себе;
  • как организовать знакомство с нужным человеком;
  • как презентовать себя партнеру.

Блок Второй: ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ

рассчитан на 40 учебных часов и может быть освоен за две недели. В его рамках Вы освоите рациональные техники контроля состояния партнера, научитесь узнавать о нем в процессе разговора больше, чем знает он сам. Вы научитесь читать «предъявительный иероглиф» партнера, освоите «полевую физиологию», научитесь читать пластику и жестикуляцию, поймете, что означают движения глаз и реакции зрачков, научитесь диагностировать соотношение пяти модальностей в психике человека и управлять его поведением через когнитивные схемы

Продолжительность: 40 учебных часов

На что обращать внимание?

Глаза как зеркало души

Диагностика типа когнитивной схемы

Как распознать настроение

Поправки на индивидуальность и самоконтроль

Индивидуальность проявления модальности

Результаты прохождения курса:

практическая информация и знания:

  • как узнавать о партнере в процессе разговора больше, чем знает он сам о себе;
  • чтение «предъявительного иероглифа» партнера,
  • освоение «полевой физиологии»,
  • считывание пластики и жестикуляции

освоение рациональных техник контроля состояния партнера;

понимание движений глаз и реакции зрачков;

умение диагностировать соотношение пяти модальностей в психике человека и управлять его поведением через когнитивные схемы.

Блок Третий: МАНИПУЛЯТИВНЫЕ ТЕХНИКИ – РАЗГОВОР

Рассчитан на 20 учебных часов и может быть освоен за 1 неделю. Вы узнаете как спланировать и подготовить разговор, чтобы мотивировать партнера к нужной Вам деятельности. Вы научитесь контролировать процесс разговора, манипулировать фактами и эмоциями, убеждать и оказывать психологическое давление

Продолжительность: 20 учебных часов

Как спланировать разговор

Как подготовить разговор

Комплиментарный стиль разговора

Управление процессом разговора

Как его разговорить?

Как его слушать?

Техника манипулирования фактами

Как провалить разговор

Как закончить разговор

Результаты прохождения курса:

практическая информация и знания:

  • многочисленные практические советы и методы планирования и подготовки разговора для мотивирования партнера к нужной Вам деятельности.

  • умение контролировать процесс разговора, манипулировать фактами и эмоциями;
  • навыки убеждения;
  • методы психологического давления.
  • Блок Четвертый: АВТОРИТЕТ И СУГГЕСТИЯ

    рассчитан на 40 учебных часов и может быть освоен за две недели. Вы узнаете, что такое авторитет и какими факторами он вызывается. Вы узнаете о роли внушения в повседневной жизни, познакомитесь с сутью гипноза. Вы ознакомитесь с двадцатью техниками гипноза и освоите хотя бы одну из них, наиболее Вам подходящую. Вы узнаете о методах гипнопрограммирования поведения, о гипнодопросе и гипноанализе. Вы узнаете, как при помощи гипноза добиваться мобилизации сил своих сотрудников, контролировать сон, как внушать наяву, без транса. Наконец, Вы узнаете, что манипулятивные техники, которые мы изучали до сих пор, повышают эффективность личности лишь на первом этапе. Наиболее высокой успешностью обладает не манипулятор, а актуализатор.

    Продолжительность: 40 учебных часов

    Факторы, влияющие на авторитет

    Внушение в повседневной жизни

    Как пользоваться внушением

    Тренинг: популярные приемы гипнотизеров

    Эриксонов гипноз — семишаговая модель

    Речь в эриксоновом гипнозе

    Проблемы при гипнозе

    Гипнодопрос и гипноанализ

    Внушение без транса

    Актуализация как стиль коммуникации

    Результаты прохождения курса:

    практическая информация и знания:

    • что такое авторитет и какими факторами он вызывается;
    • роль внушения в повседневной жизни;
    • знакомство с сутью гипноза;
    • внушение наяву, без транса;
    • контроль сна,
    • гипнодопрос и гипноанализ

  • знакомство с двадцатью техниками гипноза (Вы освоите хотя бы одну из них, наиболее Вам подходящую);
  • методы гипнопрограммирования поведения, гипнодопрос и гипноанализ;
  • достижение мобилизации сил своих сотрудников при помощи гипноза.
  • Блок Пятый: АКТУАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ И ОБЩЕНИЯ

    рассчитан на 20 учебных часов и может быть освоен за одну неделю. В рамках этого блока Вы узнаете, что такое уверенное поведение и чем оно отличается от поведения природного раба. Вы пройдете тренинг выражения чувств и тренинг элементов коммуникации, тренинг выражения желаний и тренинг взаимопонимания. Наконец, в последнем тренинге Вы освоите методику открытого разрешения конфликтов в семье и рабочей группе.

    Продолжительность: 20 учебных часов

    Что же такое уверенное поведение?

    Три модели поведения

    Уверенное поведение дома и на работе

    Упражнение 1: Форма выражения чувств

    Упражнение 2: Выражение радости

    Упражнение 3: Выражение гнева

    Упражнение 1: Реакция на агрессивное оскорбление

    Упражнение 2: Реакция на бессловесно-агрессивное оскорбление

    Упражнение 3: Реакция на словесно-пассивное оскорбление

    Упражнение 4: Реакция на бессловесно-пассивное оскорбление

    Упражнение 1: «Желания»

    Упражнение 2: «Просьбы»

    Упражнение 3: Упорядочение желаний

    Упражнение 4: Ранжирование желаний по важности и выполнимости

    Упражнение 1: Принимать и понимать желания

    Упражнение 2: Письменное формулирование соглашения о желаниях

    Упражнение 1: Конфликтная ситуация

    Упражнение 2: «Конфликтный разговор»

    Упражнение 3: Подведение итога

    практическая информация и знания:

  • уверенное поведение
  • поведение природного раба;
  • коммуникативные элементы — зрительный контакт, жесты, выражения лица и мимика;
  • управление и распознавание различных эмоциональных состояний от агрессии до взаимопонимания.
  • тренинги и полученные навыки:

    • тренинг выражения чувств;
    • тренинг элементов коммуникации;
    • тренинг выражения желаний;
    • тренинг взаимопонимания;
    • освоение методики открытого разрешения конфликтов в семье и рабочей группе.

    Блок Шестой: РАБОТА С КОЛЛЕКТИВНЫМ БЕССОЗНАТЕЛЬНЫМ

    Эффект от освоения упражнений этого блока проявляется не сразу. Иногда для «созревания» запущенных ими механизмов психики требуется всего месяц, а иногда — несколько лет. Но рано или поздно результат этого тренинга сделает Вас неординарным человеком.

    Продолжительность: 40 учебных часов

    Тренинг: работа с коллективным бессознательным

    Результаты прохождения курса:

    практическая информация и знания: механизм взаимного индуцирования и характер индивидуального отражения коллективного бессознательного

    освоение способностей, относившихся во времена суеверий к магическим и парапсихическим;

    освоение методов использования всей массы знаний коллективного бессознательного для нужд своей интуиции;

    освоение дистанционного воздействия на психику и установки других людей через механизм взаимного индуцирования;

    получение доступа к достоверному интуитивному знанию о людях и событиях, способность предсказания недалекого будущего в некоторых случаях.

    психологическое давление влечение манипулятивные техники знакомство методы психологического давления тренинг дистанционное обучение курс управление цель искусство знакомство техника успех общения цель партнер

    Источник:
    Курс: Успех Общения
    "Успех Общения"
    http://gilbo.ru/?page=curs4&art=125

    Структура общения

    Структура общения. В отечественной социальной психологии проблема структу­ры общения занимает важное место. Методологическая проработка этого вопроса на данный момент позволяет выделить совокупность достаточно общепринятых пред­ставлений о структуре общения (Андреева Г. М., 1988; Ломов Б. Ф., 1981; Зна­ков В. В., 1994), выступающих общеметодологическим ориентиром организации ис­следований.

    Под структурой объекта в науке понимается порядок устойчивых связей между элементами объекта исследования, обеспечивающих его целостность как явления при внешних и внутренних изменениях. К проблеме структуры общения можно подойти по-разному, как через выделение уровней анализа этого явления, так и через пере­числение его основных функций. Обычно выделяют по крайней мере три уровня ана­лиза (Ломов Б. Ф., 1984):

    1. Макроуровень: общение индивида с другими людьми рассматривается как важ­нейшая сторона его образа жизни. На этом уровне процесс общения изучается в ин­тервалах времени, сопоставимых с длительностью человеческой жизни, с акцентом на анализ психического развития индивида. Общение здесь выступает как сложная развивающаяся сеть взаимосвязей индивида с другими людьми и социальными груп­пами.

    2. Мезауровень (средний уровень): общение рассматривается как сменяющаяся совокупность целенаправленных логически завершаемых контактов или ситуаций взаимодействия, в которых оказываются люди в процессе текущей жизнедеятельно­сти на конкретных временных отрезках своей жизни. Главный акцент в изучении об­щения на этом уровне делается на содержательных компонентах ситуаций общения — «по поводу чего» и «с какой целью». Вокруг этого стержня темы, предмета общения раскрывается динамика общения, анализируются используемые средства (вербаль­ные и невербальные) и фазы, или этапы, общения, в ходе которых осуществляется обмен представлениями, идеями, переживаниями.

    3. Микроуровень: здесь главный акцент делается на анализе элементарных еди­ниц общения как сопряженных актов, или трансакций. Важно подчеркнуть, что эле­ментарная единица общения — это не смена перемежающихся поведенческих актов его участников, а их взаимодействие. Она включает не только действие одного из партнеров, но и связанное с ним содействие или противодействие другого (напри­мер, «вопрос-ответ», «побуждение к действию — действие», «сообщение информа­ции — отношение к ней» и т. п.).

    Каждый из перечисленных уровней анализа требует специального теоретико-ме­тодологического и методического обеспечения, а также своего особого понятийного аппарата. И поскольку многие проблемы психологии комплексны, встает задача раз­работки способов выявления взаимосвязей между разными уровнями и раскрытия принципов этих взаимосвязей.

    Под функциями общения понимаются те роли и задачи, которые выполняет об­щение в процессе социального бытия человека. Функции общения многообразны, и существуют различные основания для их классификации.

    Одним из общепринятых оснований классификации является выделение в обще­нии трех взаимосвязанных сторон, или характеристик — информационной, интерак­тивной и перцептивной (Андреева Г. М., 1980). В соответствии с этим выделяются информационно-коммуникативная, регуляционно-коммуникативная и аффективно-коммуникативная функции (Ломов Б. Ф., 1984).

    Информационно-коммуникативная функция общения заключается в любом виде обмена информацией между взаимодействующими индивидами. Обмен информацией в человеческом общении имеет свою специфику. Во-первых, мы имеем дело с отно­шением двух индивидов, каждый из которых является активным субъектом (в отли­чие от технического устройства). Во-вторых, обмен информацией обязательно пред­полагает взаимодействие мыслей, чувств и поведения партнеров. В-третьих, они должны обладать единой или сходной системой кодификации/декодификации сооб­щений.

    Передача любой информации возможна посредством различных знаковых систем. Обычно различают вербальную (в качестве знаковой системы используется речь) и невербальную (различные неречевые знаковые системы) коммуникацию.

    В свою очередь, невербальная коммуникация также имеет несколько форм:

    — кинетику (оптико-кинетическая система, включающая в себя жесты, мимику, пантомиму);

    — паралингвистику (система вокализации голоса, паузы, покашливания и т. п.);

    — проксемику (нормы организации пространства и времени в общении);

    — визуальное общение (система контакта глазами).

    Иногда отдельно рассматривается как специфическая знаковая система совокуп­ность запахов, которыми обладают партнеры по общению.

    Регуляционно-коммуникативная (интерактивная) функция общения заключает­ся в регуляции поведения и непосредственной организации совместной деятельно­сти людей в процессе их взаимодействия. Здесь следует сказать несколько слов о тра­диции использования понятий взаимодействия и общения в социальной психологии. Понятие взаимодействия используется двояко: во-первых, для характеристики дей­ствительных реальных контактов людей (действий, контрдействий, содействий) в процессе совместной деятельности; во-вторых, для описания взаимных влияний (воз­действий) друг на друга в ходе совместной деятельности, или шире — в процессе со­циальной активности.

    В процессе общения как взаимодействии (вербальном, физическом, невербальном) индивид может воздействовать на мотивы, цели, программы, принятие решений, на выполнение и контроль действий, т. е. на все составляющие деятельности своего парт­нера, включая взаимную стимуляцию и коррекцию поведения.

    Аффективно-коммуникативная функция общения связа­на с регуляцией эмоциональной сферы человека. Общение — важнейшая детерминанта эмоциональных состояний челове­ка. Весь спектр специфически человеческих эмоций возника­ет и развивается в условиях общения людей — происходит либо сближение эмоциональных состояний, либо их поля­ризация, взаимное усиление или ослабление.

    Можно привести другую классификационную схему функций общения, в которой наряду с перечисленными от­дельно выделяются и другие функции: организация совмест­ной деятельности; познание людьми друг друга; формиро­вание и развитие межличностных отношений. Отчасти такая классификация дана в монографии В. В. Знакова ( 1994); по­знавательная же функция в целом входит в перцептивную функцию, выделенную Г. М. Андреевой (1988).

    Сопоставление двух классификационных схем позволяет условно включить функ­ции познания, формирования межличностных отношений и аффективно-коммуни­кативную в перцептивную функцию общения как более емкую и многомерную (Ан­дреева Г. М., 1988). При изучении перцептивной стороны общения используется специальный концептуально-терминологический аппарат, включающий ряд понятий и определений и позволяющий анализировать разные аспекты социальной перцеп­ции в процессе общения.

    Во-первых, общение невозможно без определенного уровня взаимопонимания об­щающихся субъектов. Понимание — это определенная форма воспроизведения объек­та в знании, возникающая у субъекта в процессе взаимодействия с познаваемой ре­альностью (Знаков В. В., 1994). В случае общения объектом познаваемой реальности является другой человек, партнер по общению. При этом понимание можно рассмат­ривать с двух сторон: как отражение в сознании взаимодействующих субъектов це­лей, мотивов, эмоций, установок друг друга; и как принятие этих целей, позволяю­щих устанавливать взаимоотношения. Поэтому в общении целесообразно говорить не вообще о социальной перцепции, а о межличностной перцепции или восприятии. Некоторые же исследователи предпочитают говорить не о восприятии, а о познании другого (Бодалев А. А., 1965,1983).

    Основными механизмами взаимопонимания в процессе общения являются иден­тификация, эмпатия и рефлексия. Термин «идентификация» имеет в социальной пси­хологии несколько значений. В проблематике общения идентификация — это мыс­ленный процесс уподобления себя партнеру по общению с целью познать и понять его мысли и представления. Под эмпатией также понимается мысленный процесс упо­добления себя другому человеку, но с целью «понять» переживания и чувства позна­ваемого человека. Слово «понимание» здесь используется в метафорическом смысле — эмпатия есть «аффективное понимание».

    Как видно из определений, идентификация и эмпатия очень близки по содержа­нию, и часто в психологической литературе термин «эмпатия» имеет расширительное толкование — в него включаются процессы понимания как мыслей, так и чувств партнера по общению. При этом, говоря о процессе эмпатии, нужно иметь в виду и безусловно положительное отношение к личности. Это означает два момента:

    а) принятие личности человека в целостности;

    б) собственная эмоциональная нейтральность, отсутствие оценочных суждений о воспринимаемом (Соснин В. А., 1996).

    Рефлексия в проблеме понимания друг друга — это осмысление индивидом того, как o н воспринимается и понимается партнером по общению. В ходе взаимного отражения участников общения рефлексия является своеобразной обратной связью, которая способствует формированию и стратегии поведения субъектов общения, и коррекции их понимания особенностей внутреннего мира друг друга.

    Еще одним механизмом понимания в общении является межличностная атт­ракция. Аттракция (от англ. attract — притягивать, привлекать) — это процесс формирования привлекательности какого-то человека для воспринимающего, резуль­татом чего является формирование межличностных отношений. В настоящее время формируется расширенная трактовка процесса аттракции как формирования эмоционально-оценочных представлений друг о друге и о своих межличностных взаимоот­ношениях (как положительных, так и отрицательных) как своего рода социальной установки с преобладанием эмоционально-оценочного компонента.

    Рассмотренные классификации функций общения, естественно, не исключают друг друга. Более того, существуют еще и другие варианты классификаций. Это, в свою очередь, предполагает, что феномен общения как многомерное явление необхо­димо изучать с помощью методов системного анализа.

    · Идентификация – мысленный процесс уподобления себя партнеру по общению с целью познать и понять его мысли.

    Рефлексия – осмысление индивидом того, как он воспринимается и понимается партнером по общению.

    Аттракция – процесс формирования привлекательности человекадля воспринимающего, результатом чего является формирование межличностных отношений.

    Источник:
    Структура общения
    Структура общения. В отечественной социальной психологии проблема структу­ры общения занимает важное место. Методологическая проработка этого вопроса на данный момент позволяет выделить
    http://www.bibliotekar.ru/psihologia-2-1/25.htm

    Структура общения

    <<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>

    (интерактивная сторона общения)

    Место взаимодействия в структуре общения

    Если коммуникативный процесс рождается на основе некоторой совместной деятельности, то обмен знаниями и идеями по поводу этой деятельности неизбежно предполагает, что достигнутое взаимопонимание реализуется в новых совместных попытках развить далее деятельность, организовать ее. Участие одновременно многих людей в этой деятельности означает, что каждый должен внести свой особый вклад в нее, что и позволяет интерпретировать взаимодействие как организацию совместной деятельности.

    В истории социальной психологии существовало несколько попыток описать структуру взаимодействий. Так, например, большое распространение получила так называемая теория действия, или теория социального действия, в которой в различных вариантах предлагалось описание индивидуального акта действия. К этой идее обращались и социологи: (М.Вебер, П.Сорокин, Т.Парсонс) и социальные психологи. Все фиксировали некоторые компоненты взаимодействия: люди, их связь, воздействие друг на друга и, как следствие этого, их изменения. Задача всегда формулировалась как поиск доминирующих факторов мотивации действий во взаимодействии.

    Распределение позиций во взаимодействии (транзакционный анализ)

    Жена обращается к мужу с информацией: «Я порезала палец» (апелляция к Взрослому с позиции Взрослого). Если он отвечает: «Сейчас перевяжем», то это ответ также с позиции Взрослого (I). Если же следует сентенция: «Вечно у тебя что-то случается», то это ответ с позиции Родителя (II), а в случае: «Что же я теперь должен делать?», демонстрируется позиция Ребенка (III). В двух последних случаях эффективность взаимодействия невелика (Крижанская, Третьяков, 1990). Аналогичный подход предложен и П.Н.Ершовым, который, обозначая позиции, говорит о возможной «пристройке сверху» и «пристройке снизу» (Ершов, 1972).

    Второй показатель эффективности – адекватное понимание ситуации (как и в случае обмена информацией) и адекватный стиль действия в ней. В социальной психологии существует много классификаций ситуаций взаимодействия. Уже упоминалась классификация, предложенная в отечественной социальной психологии А.А.Леонтьевым (социально-ориентированные, предметно-ориентированные и личностно-ориентированные ситуации). Другие примеры приведены М.Аргайлом и Э.Берном. Аргайл называет официальные социальные события, случайные эпизодические встречи, формальные контакты на работе и в быту, асимметричные ситуации (в обучении, руководстве и пр.). Э.Берн уделяет особое внимание различным ритуалам, полуритуалам (имеющим место в развлечениях) и играм (понимаемым весьма широко, включая интимные, политические игры и т.п.) (Берн, 1988).

    Важно сделать общий вывод о том, что расчленение единого акта взаимодействия на такие компоненты, как позиции участников, ситуация и стиль действий, также способствует более тщательному психологическому анализу этой стороны общения, делая определенную попытку связать ее с содержанием деятельности.

    Кооперация, или кооперативное взаимодействие, означает координацию единичных сил участников (упорядочивание, комбинирование, суммирование этих сил). Кооперация – необходимый элемент совместной деятельности, порожденный ее особой природой. А.Н.Леонтьев называл две основные черты совместной деятельности: а) разделение единого процесса деятельности между участниками; б) изменение деятельности каждого, т.к. результат деятельности каждого не приводит к удовлетворению его потребности, что на общепсихологическом языке означает, что «предмет» и «мотив» деятельности не совпадают (Леонтьев, 1972. С. 270-271).

    Каким же образом соединяется непосредственный результат деятельности каждого участника с конечным результатом совместной деятельности? Средством такого соединения являются развившиеся в ходе совместной деятельности отношения, которые реализованы прежде всего в кооперации. Важным показателем «тесноты» кооперативного взаимодействия является включенность в него всех участников процесса. Поэтому экспериментальные исследования кооперации чаще всего имеют дело с анализом вкладов участников взаимодействия и степени их включенности в него.

    Что касается другого типа взаимодействий – конкуренции, то здесь чаще всего анализ сконцентрирован на наиболее яркой ее форме, а именно на конфликте. При изучении конфликта социальной психологией прежде всего необходимо определение собственного угла зрения в этой проблеме, поскольку конфликты выступают предметом исследования и в ряде других дисциплин: социологии, политологии и пр.

    Социальная психология сосредоточивает свое внимание на двух вопросах: с одной стороны, на анализе вторичных социально-психологических аспектов в каждом конфликте (например, осознание конфликта его участниками); с другой – на выделении частного класса конфликтов, порождаемых специфическими социально-психологическими факторами. Обе эти задачи могут быть успешно решены лишь при наличии адекватной понятийной схемы исследования. Она должна охватить как минимум четыре основные характеристики конфликта: структуру, динамику, функцию и типологию конфликта (Петровская, 1977. С. 128).

    Структура конфликта описывается по-разному разными авторами, но основные элементы практически принимаются всеми. Это – конфликтная ситуация, позиции участников (оппонентов), объект, «инцидент» (пусковой механизм), развитие и разрешение конфликта. Эти элементы ведут себя различно в зависимости от типа конфликта. Обыденное представление о том, что всякий конфликт обязательно имеет негативное значение, опровергнуто рядом специальных исследований. Так, в работах М.Дойча, одного из наиболее видных теоретиков конфликта, называются две разновидности конфликтов: деструктивные и продуктивные.

    Продуктивный конфликт чаще возникает в том случае, когда столкновение касается не несовместимости личностей, а порождено различием точек зрения на какую-либо проблему, на способы ее решения. В таком случае сам конфликт способствует формированию более всестороннего понимания проблемы, а также мотивации партнера, защищающего другую точку зрения – она становится более «легитимной». Сам факт другой аргументации, признания ее законности способствует развитию элементов кооперативного взаимодействия внутри конфликта и тем самым открывает возможности его регулирования и разрешения, а значит, и нахождения оптимального решения дискутируемой проблемы.

    Представление о двух возможных разновидностях конфликтного взаимодействия дает основание для обсуждения важнейшей общетеоретической проблемы конфликта: пониманию его природы как психологического феномена. В самом деле: есть ли конфликт лишь форма психологического антагонизма (т.е. представленности противоречия в сознании) или это обязательно наличие конфликтных действий (Кудрявцев, 1991. С. 37). Подробное описание различных конфликтов в их сложности и многообразии позволяет сделать вывод о том, что оба названные компоненты есть обязательные признаки конфликта.

    Проблема исследования конфликта имеет много практических приложений в плане разработки различных форм отношения к нему (разрешение конфликта, предотвращение конфликта, профилактика его, ослабление и т.д.) и прежде всего в ситуациях делового общения: например в производстве (Бородкин, Каряк, 1983).

    Экспериментальные схемы регистрации взаимодействий

    2) снятие напряжения

    6) ориентация других

    8) просьба высказать мнение

    9) просьба об указании

    11) создание напряженности

    12) демонстрация антагонизма

    Получившиеся 12 видов взаимодействия были оставлены Бейлсом, с одной стороны, как тот минимум, который необходим для учета всех возможных видов взаимодействия; с другой стороны, как тот максимум, который допустим в эксперименте.

    Здесь мы вновь сталкиваемся с острым методологическим вопросом о том, может ли в принципе методика социально-психологического исследования фиксировать содержательную сторону деятельности?

    В традиционных подходах подразумевается отрицательный ответ. Более того, в известном смысле эта неспособность рассматривается как отличительная особенность социальной психологии, т.е. включается в определение предмета этой дисциплины, которая, согласно такой точке зрения, и должна исследовать лишь формы взаимодействий, отвечать на вопрос «Как?», но не на вопрос «Что?» делается совместно. Отрыв от содержания деятельности получает здесь свою легализацию. Все методики, построенные на основе таких исходных позиций, неизбежно будут апеллировать лишь к формальному аспекту взаимодействий. При отсутствии других методик в определенных границах они могут, естественно, использоваться, но надо помнить, что все они поставляют данные лишь относительно одного компонента взаимодействия – его формы.

    Однако сейчас же возникают многочисленные ограничения, которые влечет за собой применение этой методики к анализу реальных ситуаций человеческого взаимодействия. Прежде всего, как известно, в теории игр рассматриваются игры двух типов: с нулевой суммой и с ненулевой суммой. Первый случай предполагает, что в такой игре выигрыш одного точно равен проигрышу другого, т.е. ситуацию, крайне редко встречающуюся в реальном взаимодействии даже двух участников.

    Подход к взаимодействию в концепции «символического интеракционизма»

    Взаимодействие как организация совместной деятельности

    Единственным условием, при котором этот содержательный момент может быть уловлен, является рассмотрение взаимодействия как формы организации какой-то конкретной деятельности людей. Общепсихологическая теория деятельности, принятая в отечественной психологической науке, задает и в данном случае некоторые принципы для социально-психологического исследования. Подобно тому как в индивидуальной деятельности ее цель раскрывается не на уровне отдельных действий, а лишь на уровне деятельности как таковой, в социальной психологии смысл взаимодействий раскрывается лишь при условии включенности их в некоторую общую деятельность.

    Однако задача исследования взаимодействия этим не исчерпывается. Подобно тому, как в случае анализа коммуникативной стороны общения была установлена зависимость между характером коммуникации и отношениями, существующими между партнерами, здесь также необходимо проследить, как та или иная система взаимодействия сопряжена со сложившимися между участниками взаимодействия отношениями.

    Общественные отношения «даны» во взаимодействии через ту реальную социальную деятельность, частью которой (или формой организации которой) взаимодействие является. Межличностные отношения также «даны» во взаимодействии: они определяют как тип взаимодействия, который возникает при данных конкретных условиях (будет ли это сотрудничество или соперничество), так и степень выраженности этого типа (будет ли это более успешное или менее успешное сотрудничество).

    Поскольку взаимодействия «одинаковы» по форме своего проявления, в истории социальных наук уже существовала попытка построить всю систему социального знания, опираясь только на анализ формы взаимодействия (так называемая формальная социология Г.Зиммеля). Убедительный пример недостаточности только формального анализа взаимодействия дает традиция, связанная с исследованием «альтруизма». Альтруизм относится к такой области проявлений человеческой личности, которые приобретают смысл лишь в системе определенной социальной деятельности. Вопрос здесь упирается в содержание нравственных категорий, а оно не может быть понято лишь из «близлежащих» проявлений взаимодействия. Является ли альтруистическим поведение человека, помогающего бежать злостному преступнику? Только более широкий социальный контекст позволяет ответить на этот вопрос.

    При анализе взаимодействия имеет значение и тот факт, как осознается каждым участником его вклад в общую деятельность (Хараш, 1977. С. 29): именно это осознание помогает ему корректировать свою стратегию. Только при этом условии может быть вскрыт психологический механизм взаимодействия, возникающий на основе взаимопонимания между его участниками. Очевидно, что от меры понимания партнерами друг друга зависит успешность стратегии и тактики совместных действий, чтобы был возможен их «обмен». Причем, если стратегия взаимодействия определена характером тех общественных отношений, которые представлены выполняемой социальной деятельностью, то тактика взаимодействия определяется непосредственным представлением о партнере.

    Таким образом, для познания механизма взаимодействия необходимо выяснить, как намерения, мотивы, установки одного индивида «накладываются» на представление о партнере, и как то и другое проявляется в принятии совместного решения. Иными словами, дальнейший анализ проблемы общения требует более детального рассмотрения вопроса о том, как формируется образ партнера по общению, от точности которого зависит успех совместной деятельности.

    Такая постановка вопроса требует перехода к рассмотрению третьей стороны общения, условно названной нами перцептивной.

    Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Современная социальная психология на Западе (теоретические ориентации). М., 1978.

    Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. Пер. с англ. М., 1988.

    Бородкин Ф.М., Каряк Н.М. Внимание: конфликт! Новосибирск, 1983.

    Ершов П.Н. Режиссура как практическая психология. М., 1972.

    Крижанская Ю.С., Третьяков Г.П. Грамматика общения. Л., 1987.

    Кудрявцев С.В. Конфликт и насильственное преступление. М., 1991.

    Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1972.

    Ломов Б.Ф. Общение как проблема общей психологии // Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975.

    Обозов Н.Н. Межличностные отношения. Л., 1979.

    Уманский Л.И. Методы экспериментального исследования социально-психологических феноменов. // Методология и методы социальной психологии. М., 1977.

    Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности школьников. М.: Просвещение, 1980.

    Хараш А.У. К определению задач и методов социальной психологии в свете принципа деятельности. // Теоретические и методологические проблемы социальной психологии. М., 1977.

    Шибутани Т. Социальная психология. Пер. с англ. М., 1961.

    Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. Пер. с польск. М., 1969.

    <<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>> Библиотека Фонда содействия развитию психической культуры (Киев)

    Источник:
    Структура общения
    <<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>> (интерактивная сторона общения) Место взаимодействия в структуре общения Если коммуникативный процесс рождается на основе некоторой
    http://psylib.org.ua/books/andrg01/txt06.htm

    Структура общения

    В структуре общения различают:

    Коммуникативная сторона общения выражается в обмене информации между людьми.

    Особенности процесса обмена информацией в процессе человеческого общения:

    1) происходит не только передача информации, но и её формирование, уточнение и развитие;

    2) обмен информацией сочетается с отношением людей друг к другу;

    3) происходит взаимное влияние и воздействие людей друг на друга;

    4) коммуникативное влияние людей друг на друга возможно только при совпадении систем кодификации у коммуникатора (отправителя) и реципиента (принимающего);

    5) возможно возникновение специфических коммуникативных барьеров социального и психологического характера.

    Структура общения как коммуникативной деятельности:

    1) субъект общения – коммуникатор;

    2) объект общения – реципиент;

    3) предмет общения – содержательная часть отправляемой информации;

    4) действия общения – единицы коммуникативной активности;

    5) средства общения – операции, с помощью которых осуществляются действия общения;

    6) продукт общения – образование материального и духовного характера, как итог общения.

    Интерактивная сторона общения проявляется во взаимодействии людей друг с другом, т. е. обмене информацией, побуждениями, действиями.

    Цель взаимодействия состоит в удовлетворении своих потребностей, интересов, реализации целей, планов, намерений.

    1) положительные – взаимодействия, направленные на организацию совместной деятельности:

    2) отрицательные – взаимодействия, направленные на нарушение совместной деятельности, создание для неё препятствий:

    Факторы, влияющие на тип взаимодействия:

    1) степень единства подходов к решению проблем;

    2) понимание обязанностей и прав;

    3) способы решения возникающих проблем и др.

    Перцептивная сторона общения выражается в процессе восприятия, изучения и оценки партнерами друг друга.

    Элементы социальной перцепции в структуре общения:

    1) субъект межличностного восприятия – тот, кто воспринимает (изучает) в процессе общения;

    2) объект восприятия – тот, кого воспринимают (познают) в процессе общения;

    3) процесс познания – включает познание, обратную связь, элементы коммуникации.

    В процессе общения человек выступает сразу в двух ипостасях: как объект и как субъект познания.

    Факторы, влияющие на процесс межличностного восприятия:

    1) особенности субъекта:

    а) половые различия: женщины точнее идентифицируют эмоциональные состояния, достоинства и недостатки личности, мужчины – уровень интеллекта;

    в) темперамент: экстраверты точнее воспринимают, интроверты – оценивают;

    г) социальный интеллект: чем выше уровень социальных и общих знаний, тем точнее оценка при восприятии;

    д) психическое состояние;

    е) состояние здоровья;

    ж) установки – предшествующая оценка объектов восприятия;

    з) ценностные ориентации;

    и) уровень социально-психологической компетентности и т. д.

    2) особенности объекта:

    а) физический облик: антропологические (рост, телосложение, цвет кожи и т. д.), физиологические (дыхание, кровообращение), функциональные (осанка, поза и походка) и паралингвистические (мимика, жесты и телодвижения) особенности личности;

    б) социальный облик: социальная роль, внешний облик, проксемические особенности общения (расстояние и расположение общающихся), речевые и экстралингвистические характеристики (семантика, грамматика и фонетика), деятельностные особенности.

    3) отношения между субъектом и объектом восприятия;

    4) ситуация, в которой происходит перцепция.

    Источник:
    Структура общения
    В структуре общения различают: Коммуникативная сторона общения выражается в обмене информации между людьми. Особенности процесса обмена информацией в процессе человеческого общения: 1)
    http://psyera.ru/2809/struktura-obshcheniya

    (Visited 1 times, 1 visits today)

    CATEGORIES