Структура образа жизни

Структура и влияние образа жизни на здоровье человека

Структура и влияние образа жизни на здоровье человека

Повышенное внимание к образу жизни студента и на уровне общества, и в сфере культуры, образования, воспитания объясняется его влиянием на здоровье студенчества.

Структура образа жизни выражается в тех или иных долях разных видов жизнедеятельности: доля бюджета времени индивида; доли различных видов жизнедеятельности, на которые личность расходует свое свободное время; долей тех видов жизнедеятельности, если возможен их выбор. Образ жизни студенту нельзя навязать из вне. Личность имеет реальную возможность выбора значимых для нее форм жизнедеятельности, типов поведения. Так, одни студенты больше используют свободное время для чтения, другие – для занятий физическими упражнениями, третьи – на общение. При этом личность способна оказывать влияние на содержание и характер образа жизни группы, коллектива, в которых она находится.

Определенным выражением саморегулирования жизнедеятельности является стиль жизни личности. Эта система определенного, сравнительно постоянного поведения обеспечивает студенту достижение намеченных целей с меньшими затратами физического и психического потенциала. Становясь привычкой, стиль жизни в какой-то степени освобождается от контроля сознанием индивида.

Значительное количество фактического материала о сегодняшней жизнедеятельности студентов свидетельствует о ее организационной неупорядоченности. Это и несвоевременный прием пищи, и систематическое недосыпание, и недостаточное пребывание на открытом воздухе, и дефицит двигательной активности, и отсутствие закаливающих мероприятий, и вредные привычки (курение, употребление спиртного и др.). Все эти факторы хаотичной организации жизнедеятельности, накапливаясь в течение всего времени обучения, существенно отражаются на здоровье студентов, а их последствия наиболее ярко проявляются ко времени окончания обучения в вузе.

Как видно из вышеизложенного, образ жизни включает в себя три компонента:

1. Уровень жизни – означает степень удовлетворения материальных и духовных потребностей (это преимущественно экономическая категория).

2. Качество жизни – характеризует комфорт в удовлетворении человеческих потребностей (это преимущественно социологическая категория).

3. Стиль жизни – это поведенческая особенность жизни человека, т.е. определенный стандарт, под который подстраивается психофизиология личности (это социально-психологическая категория).

Оценивая влияние каждого компонента образа жизни на формирование здоровья, следует отметить, что решающую роль играет стиль жизни, который характерен для конкретной личности. Здесь необходимо осмысленно и грамотно подходить ко всему, что связано с укреплением и сохранением здоровья. Важно вовремя выработать у себя установку на здоровый образ жизни, не дожидаясь, пока это заставят сделать болезни.

Источник:
Структура и влияние образа жизни на здоровье человека
Структура и влияние образа жизни на здоровье человека Повышенное внимание к образу жизни студента и на уровне общества, и в сфере культуры, образования, воспитания объясняется его влиянием на
http://mylektsii.ru/13-84287.html

Структура образа жизни

Расскажите о нашей библиотеке своим друзьям и знакомым, и Вы сделаете хорошее дело.

Важнейшей качественной характеристикой обществ, их цивилизации является образ жизни людей, классов, наций, общества в целом. Не случайно тип общественной формации часто относят к условиям образа жизни. Образ жизни конкретизирует формационный подход к пониманию общества, в котором люди как биосоциальные существа выступают со своими потребительскими и практическими целями.

Советские идеологи ответили на это многочисленными работами, раскрывающими содержание понятия «образа жизни людей» и доказывающими превосходство социалистического образа жизни над капиталистическим. При этом они обращали внимание на многочисленные факты социального неравенства, расовой дискриминации, нищеты, индивидуализма, погони за прибылью, неуверенности в завтрашнем дне и т.п. Одновременно советские идеологи признавали, что демократический капитализм способен создать обеспеченный, демократический образ жизни, но не для всех, а только для господствующего меньшинства, и платой за это достижение является духовная деградация людей. Как теперь стало ясно, это была не только советская пропаганда.

В результате дискуссий по проблеме образа жизни людей стало ясно, что внимание к ней обусловлено не только антагонизмом капиталистической и социалистической систем. Оказалось, что проблема образа жизни и его качества ставится в повестку дискуссий в силу негативных последствий научно-технического прогресса в капиталистических и социалистических странах, обострения экологического кризиса, глобализации.

Существует множество определений образа жизни людей. В основном копья ломались вокруг проблемы включения (или невключения) в его определение «условий жизнедеятельности» людей, а также возможности отнесения «образа жизни» к социальным общностям, народам, обществам. Мы в общем согласны с А.П. Бутенко, что образ жизни данного социального субъекта представляет собой способ его жизнедеятельности, определяемый прежде всего способом производства, уровнем жизни, естественно-географическими и общественно-историческими условиями, а также ценностными установками [1].

1 См.: Бутенко А.П. Социалистический образ жизни: проблемы и суждения. — М.: Наука, 1978. — С. 36.

Образ жизни имеет сложную структуру. Прежде всего, в образ жизни данного субъекта входят определенные потребности, интересы, цели, реализация которых является условием его жизнедеятельности. Эти потребности делятся на потребительские (материальные), практические (экономические, политические), духовные. Потребности выступают критериями качества образа жизни.

Далее, в образ жизни входят побуждаемые соответствующими потребностями виды жизнедеятельности: бытовая, экономическая, политическая, духовная и т.п. Эти виды жизнедеятельности включают в себя предметы, орудия, условия, способности, действия и операции субъекта.

И наконец, в образ жизни социального субъекта включаются материальные, экономические, политические, духовные и т.п. блага и отношения с другими социальными субъектами, которые вызывают состояния его удовлетворения или неудовлетворения (психическое, интеллектуальное, мировоззренческое). Степень удовлетворения потребностей, а не только их реализация играет важную роль в образе жизни человека.

Состав основных видов жизнедеятельности зависит от типа социального субъекта. Например, для индивида это семейная, бытовая, трудовая, политическая, спортивная, эстетическая и другая деятельность. Для общества, по мнению Л. А. Зеленова, характерно восемь видов деятельности: экономическая, экологическая, управленческая, педагогическая, научная, художественная, медицинская, физкультурная. Очевидно, что эта классификация может быть и иной.

В образе жизни данного субъекта потребности, формы жизнедеятельности, способности образуют определенную иерархию. Она различна у разных субъектов, в разные периоды времени, в разных обществах и меняется с развитием человечества, его формаций и культуры.

Образ жизни зависит от характера социального субъекта, которым может быть индивид (личность), социальная общность (класс, страт, нация), общества и человечество на разных этапах своего развития.

Образ жизни индивида включает в себя: 1) совокупность определенных потребностей, интересов, мотивов, побуждающих его к жизнедеятельности; 2) ментальность, волю и другие способности; 3) виды жизнедеятельности, в которых реализуются мотивы, способности, условия их реализации (семейная, бытовая, трудовая, политическая и т.п.); 4) предметную среду, в которой реализуется его жизнедеятельность и которая становится средством удовлетворения его потребностей, интересов, целей.

Виды жизнедеятельности делятся на активные и пассивные (отдых). Виды жизнедеятельности доставляют (или не доставляют) человеку удовлетворение. Отсюда важная социально-философская проблема, разработанная Марксом: как сделать труд, являющийся средством удовлетворения других потребностей, привлекательным. Ради этого и была разработана коммунистическая концепция переустройства человечества.

Разные виды жизнедеятельности занимают у разных индивидов разное место по значимости: у одних на первом месте семья, а у других — работа. Однако исторические (этнос, нация, цивилизация), социальные (экономические, политические, духовные и т.п.), возрастные и другие общности имеют схожие черты в образе жизни. Общность образа жизни у социальных общностей является важным критерием их интеграции в эту общность и важным признаком этой интеграции.

Образ жизни социальной общности (класса, страты, этноса, нации, группы этносов) включает в себя: 1) общие потребности, интересы, цели образующих эту общность индивидов, выраженные в ее идеологии; 2) совокупность форм жизнедеятельности и соответствующих им институтов, характерных для данной социальной общности; 3) типичный индивидуальный образ жизни (потребности, интересы, способы жизнедеятельности, удовлетворения). Для образа жизни социальной общности важны не только потребности, интересы, цели индивидов, но и их осмысление как общественных, т.е. характеризующих общность как нечто социально целое.

Образ жизни социальной общности зависит от ее места в исторически определенной системе общественного производства, роли в общественной организации труда, способов и размеров получаемого дохода и т.п. Но эти причины не входят в структуру образа жизни социальной общности. Набор и характер этих видов жизнедеятельности отличен у крестьян, рабочих, интеллигенции, буржуа, а также в разные исторические периоды времени — феодализм, капитализм, социализм. Далее, образ жизни в промышленности у разных профессиональных групп тоже различен.

Нужно иметь в виду, что общества, как правило, имеют многонациональный состав, что сказывается на образе его жизни. Вся совокупность свойств того или иного этноса, нации, цивилизации — численность, плотность расселения, особенности характера, ментальности, мировоззрения, традиции и обряды — накладывает отпечаток на образ жизни, добавляя его к тем социальным свойствам, которые обусловлены формацией общества.

Образ жизни обществ еще более сложен по своей структуре, чем образы жизни предыдущих субъектов. Прежде всего, он включает в себя общие для данного общества потребности, интересы, цели, зафиксированные в идеологии. Далее, в него входят типичные формы жизнедеятельности образующих данное общество социальных общностей (страт, классов, этносов) и их институтов. И наконец, в него входит степень стабильности данного общества как результат удовлетворенности (или неудовлетворенности) людей, социальных общностей и институтов данного общества, а также обмен жизнедеятельностями между этими социальными общностями (и институтами), их конфликты и соглашения. Образ жизни господствующей формационной общности является господствующим: на него ориентируются другие социальные группы и по нему судят об образе жизни данного общества в целом.

Условиями жизнедеятельности обществ, сказывающихся на качестве образа жизни, являются: 1) географическая, демографическая, социальная сферы; 2) степень эффективности экономики, способной удовлетворять наличные потребности субъектов общества; 3) формационная структура.

Образ жизни цивилизации как исторической общности отличается: 1) мировоззрением, идеологией, ментальностью; 2) набором типичных видов жизнедеятельности и социальными институтами, в которых они проявляются; 3) типичным индивидуальным цивили-зационным образом жизни. Сравните образ жизни мусульман, православных, протестантов. Православные ориентируются на аскетическую жизнь в этом мире, которая является лишь подготовкой к жизни загробной и вечной. Они заботятся не об эффективности своей работы, а о состоянии своей души, исходя из фатальной предопределенности образа жизни. Протестанты, наоборот, думают об обеспеченности в земной жизни, богатство которой является пропуском в жизнь загробную. Они знают, что образ жизни зависит от предприимчивости их самих, которая поощряется Богом.

Образ жизни человечества складывается из образа жизни составляющих человечество народов с их национальной и классовой структурой, степенью развития общественных сфер, типами формаций, сложным взаимодействием. Образ жизни человечества — еще большая абстракция, чем образ жизни обществ, его образующих. Таким образом, можно сказать, что образы жизни индивида, социальной общности, социального института, общества, человечества находятся в отношениях движения от индивидуального к общему и всеобщему.

17.3. Развитие образа жизни обществ в истории человечества

Образ жизни данного общества на разных этапах своего развития зависит от состояния основных сфер общества, их формационной структуры, цивилизованности. Сравните образ жизни первобытного, политического, экономического, постиндустриального обществ.

Первобытные общества отличаются мифологическим мировоззрением и ментальностыо; полной зависимостью первобытного рода от своей географической среды; примитивными орудиями труда; преобладанием биологических потребностей (в тепле, в сытости, в сексе и др.). Это было время дикости и варварства. Уровень и качество жизни людей и общества были первобытными.

Политические (и коллективистические) общества расколоты на класс правителей, госаппарат (чиновничество), подданных. Основу жизнедеятельности этих обществ образуют потребности, интересы, цели политического класса: привилегированное положение, военное могущество, управляемость, величие. Они представляются интересами общества, народа, государства. В пользу этого класса централизованно перераспределяются материальные блага, созданные трудом подданных (свободных общинников, крепостных, трудящихся).

Подданные заняты тяжелым физическим трудом в своих трудовых коллективах и на общественных работах. Армия и военная жизнедеятельность становятся в этих обществах важнейшим институтом и занятием. Высший слой отличается образованностью, в результате чего в этих странах происходит расцвет высокого искусства.

Экономические (и индивидуалистические) общества расколоты на антагонистические экономические классы: рабов и рабовладельцев, феодалов и крепостных, буржуа и пролетариев. Ведущими классами общества являются экономические господствующие классы: их потребности и интересы определяют развитие общества. Это потребности обогащения, прибыли, торговли, конкуренции. Основной деятельностью общества является экономическая (производство, распределение торговля, потребление), основанная на частной собственности, рынке, конкуренции, эксплуатации, прибыли и т.п. Осуществляется постоянная идеологическая, экономическая и политическая борьба между классом собственников и неимущих, между новым классом собственников и старым, способствующая развитию основных сфер и формации общества.

Постоянно совершенствуются экономические предприятия: мануфактуры, фабрики, монополии, ТНК. Осуществляются колониальные захваты, используемые для развития экономики, прибыли, богатства и экономического могущества. Под влиянием динамично развивающейся экономики происходит постоянное совершенствование политической системы и мировоззрения общества. Все большее значение занимает наука, превращающаяся в производительную силу. Быстрыми темпами растет образованность населения как условие роста эффективности производства. В результате роста эффективности общественного производства повышается уровень и качество жизни всех слоев населения, особенно среднего. Но это сохраняет социальное неравенство, сокращает время на отдых и духовное развитие. Состояние всеобщей неуверенности и неудовлетворенности типично для этих обществ.

В политико-экономических (и солидаристических) обществах ведущей социальной общностью является средний класс, образ жизни которого является типичным. Поэтому образ жизни политико-экономического общества включает в себя: 1) потребности, интересы, цели среднего класса, выраженные в его идеологии; 2) набор форм жизнедеятельности, типичный для среднего класса; 3) типичный образ жизни представителя среднего класса с его потребностями, интересами, целями, набором форм жизнедеятельности, характером удовлетворения и т.п. Это общество находится в постоянном движении между политическим и экономическим, приближаясь в зависимости от внешних вызовов и развития собственной структуры то к одному, то к другому типу, а значит, и образу жизни.

Деятельность по производству, распределению, обмену и потреблению информации становится определяющей. Значительно сокращается время между изобретением нового технологического процесса и его внедрением в производство. Если человечеству потребовалось 112 лет для освоения фотографии, то для освоения транзистора и интегральной микросхемы 15 лет и 3 года. В сфере общественного производства (материального и услуг) переходят к новым методам организации труда, основанным на использовании творческого потенциала работников. В 1980-е гг. количество работников, занятых в производственных процессах в США, сократилось до 12%, а весь фабричный пролетариат составлял 17% трудоспособного населения.

Средний класс составляет в странах с постиндустриальной формацией более половины и две трети. Резко возрастает массовость и интенсивность образования и науки. Появляется новый тип семьи. Качество жизни, комплексным показателем которой является ее продолжительность, значительно возрастает (до 75 лет в Японии). 3. Бжезинский пишет, что постиндустриальное общество становится технотронным обществом, культура, психология, социальная жизнь и экономика которого формируются под воздействием техники и электроники, особенно компьютеров и коммуникаций. Производственный процесс более не является основным решающим фактором перемен, влияющим на нравы, социальный строй и ценности общества [1].

1 См.: Иноземцев В. Указ. соч. С. 113.

Нужно отметить, что новый образ жизни в развитых обществах сосуществует со старыми. В результате этого возникает противоречие и внутри индивида, и между индивидами, и между социальными общностями. В этой связи значительно возрастают этнические проблемы и проблемы идентификации людей. Последнее связано с большой социальной мобильностью, которая характерна для постиндустриальных обществ. Динамизм развития постиндустриальных обществ порождает тот футурошок, о котором уже писал Э. Тоффлер [1], а это не улучшает в целом качество жизни: напряженность, диспропорции между работой и отдыхом порождают неуверенность, наркоманию, алкоголизм.

1 См.: Тоффлер Э. Футурошок. — СПб.: Лань, 1997.

Источник:
Структура образа жизни
Социальная философия Библиотека учебной и научной литературы РГИУ. Одна из самых больший коллекций научной литературы Российского интернета. Более 50 словарей и справочников
http://sbiblio.com/biblio/archive/sokolov_soz/16.aspx

Структура образа жизни

Образ жизни зависит от характера социального субъекта, которым может быть индивид (личность), социальная общность (класс, страт, нация), общества и человечество на разных этапах своего развития.

Образ жизни индивида включает в себя: 1) совокупность определенных потребностей, интересов, мотивов, побуждающих его к жизнедеятельности; 2) ментальность, волю и другие способности; 3) виды жизнедеятельности, в которых реализуются мотивы, способности, условия их реализации (семейная, бытовая, трудовая, политическая и т.п.); 4) предметную среду, в которой реализуется его жизнедеятельность и которая становится средством удовлетворения его потребностей, интересов, целей.

Виды жизнедеятельности делятся на активные и пассивные (отдых). Виды жизнедеятельности доставляют (или не доставляют) человеку удовлетворение. Отсюда важная социально-философская проблема, разработанная Марксом: как сделать труд, являющийся средством удовлетворения других потребностей, привлекательным. Ради этого и была разработана коммунистическая концепция переустройства человечества.

Разные виды жизнедеятельности занимают у разных индивидов разное место по значимости: у одних на первом месте семья, а у других — работа. Однако исторические (этнос, нация, цивилизация), социальные (экономические, политические, духовные и т.п.), возрастные и другие общности имеют схожие черты в образе жизни. Общность образа жизни у социальных общностей является важным критерием их интеграции в эту общность и важным признаком этой интеграции.

Образ жизни социальной общности (класса, страты, этноса, нации, группы этносов) включает в себя: 1) общие потребности, интересы, цели образующих эту общность индивидов, выраженные в ее идеологии; 2) совокупность форм жизнедеятельности и соответствующих им институтов, характерных для данной социальной общности; 3) типичный индивидуальный образ жизни (потребности, интересы, способы жизнедеятельности, удовлетворения). Для образа жизни социальной общности важны не только потребности, интересы, цели индивидов, но и их осмысление как общественных, т.е. характеризующих общность как нечто социально целое.

Образ жизни социальной общности зависит от ее места в исторически определенной системе общественного производства, роли в общественной организации труда, способов и размеров получаемого дохода и т.п. Но эти причины не входят в структуру образа жизни социальной общности. Набор и характер этих видов жизнедеятельности отличен у крестьян, рабочих, интеллигенции, буржуа, а также в разные исторические периоды времени — феодализм, капитализм, социализм. Далее, образ жизни в промышленности у разных профессиональных групп тоже различен.

Нужно иметь в виду, что общества, как правило, имеют многонациональный состав, что сказывается на образе его жизни. Вся совокупность свойств того или иного этноса, нации, цивилизации — численность, плотность расселения, особенности характера, ментальности, мировоззрения, традиции и обряды — накладывает отпечаток на образ жизни, добавляя его к тем социальным свойствам, которые обусловлены формацией общества.

Образ жизни обществ еще более сложен по своей структуре, чем образы жизни предыдущих субъектов. Прежде всего, он включает в себя общие для данного общества потребности, интересы, цели, зафиксированные в идеологии. Далее, в него входят типичные формы жизнедеятельности образующих данное общество социальных общностей (страт, классов, этносов) и их институтов. И наконец, в него входит степень стабильности данного общества как результат удовлетворенности (или неудовлетворенности) людей, социальных общностей и институтов данного общества, а также обмен жизнедеятельностями между этими социальными общностями (и институтами), их конфликты и соглашения. Образ жизни господствующей формационной общности является господствующим: на него ориентируются другие социальные группы и по нему судят об образе жизни данного общества в целом.

Условиями жизнедеятельности обществ, сказывающихся на качестве образа жизни, являются: 1) географическая, демографическая, социальная сферы; 2) степень эффективности экономики, способной удовлетворять наличные потребности субъектов общества; 3) формационная структура.

Образ жизни цивилизации как исторической общности отличается: 1) мировоззрением, идеологией, ментальностью; 2) набором типичных видов жизнедеятельности и социальными институтами, в которых они проявляются; 3) типичным индивидуальным цивили-зационным образом жизни. Сравните образ жизни мусульман, православных, протестантов. Православные ориентируются на аскетическую жизнь в этом мире, которая является лишь подготовкой к жизни загробной и вечной. Они заботятся не об эффективности своей работы, а о состоянии своей души, исходя из фатальной предопределенности образа жизни. Протестанты, наоборот, думают об обеспеченности в земной жизни, богатство которой является пропуском в жизнь загробную. Они знают, что образ жизни зависит от предприимчивости их самих, которая поощряется Богом.

Образ жизни человечества складывается из образа жизни составляющих человечество народов с их национальной и классовой структурой, степенью развития общественных сфер, типами формаций, сложным взаимодействием. Образ жизни человечества — еще большая абстракция, чем образ жизни обществ, его образующих. Таким образом, можно сказать, что образы жизни индивида, социальной общности, социального института, общества, человечества находятся в отношениях движения от индивидуального к общему и всеобщему.

Источник:
Структура образа жизни
Книги, собранные мною за годы учёбы
http://bookzie.com/book_213_glava_82_17.2._Struktura_obraza_zhizni_.html

(Visited 1 times, 1 visits today)
CATEGORIES