Структура конфликта

3 Структура конфликта

Под структурой всегда понимается совокупность частей, элементов и связей определенного объекта и отношений между ними, обеспечивающих его целостность. Основными элементами конфликта являются:

1) участники конфликта;

2) предмет и объект конфликта;

3) условия, в которых происходит конфликт;

4) субъективность восприятия конфликта

В любом конфликте есть как минимум две конфликтующие стороны, к которым относятся отдельные индивиды и группы. Конфликты бывают и многосторонними, когда во взаимодействии участвуют более двух сторон. Участн никами конфликта могут быть отдельные индивиды, социальные группы, организации, государства, коалиции государств. Главными участниками конфликта являются противодействующие стороны или противники. Они образуют стержень конфл икта. Участники конфликта делятся на прямых и косвенных. Между прямыми участниками выделяют инициатора конфликтфлікту.

Трудности с определением участников и субъектов конфликтного взаимодействия связана с динамичностью этого процесса: на начальном этапе гражданин или группа могут выступать инициаторами конфликта, а его окончании переместиться в категорию жерт.

Кроме выполнения определенных ролей, участники конфликта характеризуются:

1 позицию, которую занимает одна из сторон по отношению к противодействующей стороны, в которой:

— отдельный индивид выступает от своего собственного имени и преследует собственные интересы;

— отдельные индивиды преследуют групповые интересы

— группы, непосредственно взаимодействуют друг с другом для достижения общих интересов;

— государственные структуры, выступающие от имени закона

2 социальных статусом — общим положением лица или социальной группы в обществе, опирающиеся на определенную совокупность прав или обязанностей

3. Потенциалом (силой) — совокупность потенциальных и активных средств и ресурсов сторон конфликта, их способностью реализовать свои цели вопреки противодействию оппонента. Знание выступает наиболее демократическим пот потенциала, источником силли.

зависимости от характера противоборствующих сторон конфликты можно разделить на четыре типа:

1) внутриличностный, или совести, при котором одни качества личности противостоят другим ее аспектам;

2) межличностный, при котором одно лицо противостоит другой;

3) конфликт типа лицо — группа, при котором отдельная личность противостоит определенной социальной группе;

4) конфликт типа группа — группа, носителями которого могут быть как малые, так и большие социальные образования, например, нации, классы, государства

Кроме главных сторон конфликта есть и другие его участники, которые играют в нем второстепенные роли. Косвенные участники конфликта характеризуются ролевой поведением, то есть косвенные участники конфликта могут:

• провоцировать конфликт с целью достижения собственных интересов (подстрекатель, провокатор);

• способствовать уменьшению остроты или полному прекращению конфликта (посредник, медиатор, судьи);

• поддерживать ту или иную сторону или обе стороны одновременно — (пособие, союзник или группа поддержки);

• планировать и управлять протеканием конфликта (организатор). Роли участников конфликта различаются как с социологической, так

и с психологической точек зрения

С социологической точки зрения они могут существенно различаться по своей социальной значимости, силой, влиянием, что особенно ярко проявляется при конфликте отдельной личности с государством. Обычно в конфликт те такого рода силы участников далеко не равные. Как свидетельствует история, роль отдельных личностей не только в жизни отдельных организаций и групп, но и в судьбах целых народов и государств может быть очень великка.

Неодинаковая роль отдельных участников конфликта и с психологической точки зрения. В этом отношении она может быть благородной, даже героической, а может быть и некрасивой. Каждый участник при развитии против иборства может руководствоваться своими мотивами, целями, интересами, ценностями и установкамми.

Как социальная значимость участников, так и их цели, установки проявляются особенно четко лишь тогда, когда конфликт достигает высокого уровня развития. Именно в это время выясняется, кто есть кто среди его уча. Асникав.

Кроме объективных характеристик сторон конфликта очень важно отображение предмета конфликта в сознании субъектов конфликтного взаимодействия. Оно может быть различным:

— конфликтная ситуация объективно существует, но не осознается участниками конфликта;

— конфликтная ситуация объективно существует, но по-разному осознается участниками конфликта;

— конфликтная ситуация объективно не существует, но осознается. Ее участниками как конфликтная (ложный конфликт);

— конфликтная ситуация существует объективно и при этом адекватно осознается. Ее участниками

Рассматривая конфликт, следует также выделять:

Мотивы конфликтующих сторон, то есть внутренние силы, которые подталкивают субъектов к конфликту

Интересы конфликтующих сторон — эмоционально окрашеный состояние деятельности конфликтующих сторон

Позиции конфликтующих сторон — те претензии, которые предъявляют друг другу стороны конфликта

2. Предмет и объект конфликта

Предмет конфликта. Всякий конфликт имеет свою причину, возникает по поводу необходимости удовлетворения определенных потребностей. Те ценности, которые способны удовлетворить эти потребности и за овладение которыми возникает противостояние, является предметом конфликта качестве предмета конфликта могут выступать определенные материальные, социальные и духовные ценностисті.

. Объект конфликта — это материальная (ресурс), духовная (идея, норма, принцип и т.д.) или социальная (власть) ценность, к обладанию или пользование которой стремятся стороны конфликта

Характеристики объекта конфликта:

— объект конфликта возникает при наличии интереса к нему со стороны противоборствующих сторон (желание им обладать, его использовать, контролировать, присвоить т.д.);

— конкретно-исторический характер объектов конфликта (желание завладеть определенным объектом, землей, полезными ископаемыми и т.д.);

— субъективность оценки значимости объекта для разных субъектов. Типы объектов конфликта:

— объекты, которые не могут быть разделены на части, владение которыми совместно с кем-нибудь невозможно;

— объекты, которые могут быть разделены на части и обладание которыми возможно в разных пропорциях;

— объекты, которыми участники конфликта могут владеть совместно в равных долях (это ситуация мнимого конфликта)

Различия между объектом и предметом конфликта

1. Объект конфликта — это та сторона реальности, которая включена в процесс взаимодействия с субъектами конфликта, а предмет конфликта — это различия, разногласия, возникающие между противодействующими сторонами, в они пытаются решитьи.

2. Объект конфликта может быть истинным или ложным, потенциальным или иллюзорным, а предмет конфликта всегда реален

3. Объект конфликта может быть скрытым, тогда как предмет всегда ярко выраженный

3. В речи, в которых происходит конфликт

Среда конфликта осуществляет большое влияние на причины его возникновения и динамику. С точки зрения уровней социальной системы различают макро-и микросреду. Макросреда — это совокупность условий, что. ВПЧ заливают на большие социальные группы и государства. Микросреда влияет на малые группы, внутреннее самочувствие людей и межличностные взаимоотношения. По природе его составляющих можно выделить физическое (геол огични, климатические, экологические условия) и социальное (социальные условия, в которых развивается конфликт, включая его косвенных участников) среда. Поэтому можно говорить о том, что каждый конфликт имеет такие характеристикитики:

— пространственные: географические границы, сферы возникновения и проявления конфликта, условия и повод возникновения, конкретные формы проявления, средства и действия, которыми пользуются субъекты, результат конфликта;

— временные: длительность, частота, повторяемость, продолжительность участия каждого субъекта, временные характеристики каждого из этапов;

— социально-пространственные: количество и интересы людей, вовлеченных в конфликт

4. Субъективность восприятия конфликта

Характер конфликта зависит не только от объективных условий в данной стране, большой или малой группе, но и от его субъективного восприятия, или образа конфликта, который создается у отдельных лиц или игру уп в данной конфликтной ситуации. Этот образ, или восприятие, не обязательно соответствует действительному положению дел и может быть трех видов:

1) представление о самих себе;

2) восприятие других участников конфликта;

3) восприятие внешней среды (микро-и макро-), в котором разворачивается конфликт

Именно эти образы, идеальные картины конфликтной ситуации, а не объективная реальность, является непосредственной основой поведения конфликтующих сторон

Обычно в целом эти образы и картины порождаются объективной реальностью. Однако наше познание отражает не только объективную природу, но и включает как свою неотъемлемую составляющую и нашу собственную человеческую при ироду. Поэтому отношения между нашими образами, представлениями и реальностью очень сложны и не только никогда полностью не совпадают, но и могут иметь с ней серьезные разногласия, что является еще одним источником конфликтеів.

При этом следует иметь в виду, что какими были бы наши образы, восприятия, представления о конфликтной ситуации, конфликт все же не начнется, пока они не реализуются в соответствующих двусторонних д действиях. Объективные и субъективные причины конфликта, а также состав участников определяют и набор возможных способов действия и поведения сторон. Поскольку каждое действие одного из участников конфликта вызывает соответствующих на противодействие, они влияют друг на друга, то есть взаемодиютть.

Определение временных, пространственных и системных границ конфликта является важной предпосылкой его успешного урегулирования, предотвращения его деструктивным результатам

Вызревание причин конфликта, формирование состава участников, их взаимодействие и тот или иной результат решаются в течение определенного времени. Поэтому всякий реальный конфликт не является единовременным актом, а процессом, нер редко достаточно длительным. В связи с этим анализ конфликта требует рассмотрения его структуры не только в статике, но и исследования его динамики, стадий и этапов развитияку.

Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая

Источник:
3 Структура конфликта
Под структурой всегда понимается совокупность частей, элементов и связей определенного объекта и отношений между ними, обеспечивающих его целостность. Основными элементами конфликта являются: 1)
https://uchebnikionline.com/psihologia/konfliktologiya_-_pributko_ps/struktura_konfliktu.htm

Структура конфликта

2.2. Структура конфликта

Под структурой любого объекта понимается совокупность его частей, элементов и связей, отношений между ними, обеспечивающих его целостность. Основными элементами конфликтного взаимодействия являются:

1) объект конфликта,

2) участники конфликта,

3) социальная среда, условия конфликта,

4) субъективное восприятие конфликта и его личностные элементы.

1. Объект конфликта. Всякий конфликт имеет свою причину, возникает по поводу необходимости удовлетворения какой-либо потребности. Та ценность, которая способна удовлетворить эту потребность и из-за овладения которой возникает конфликт, и является его объектом. В качестве объекта конфликта могут выступать материальные, социальные и духовные ценности.

2. Участниками конфликта могут быть отдельные индивиды, социальные группы, организации, государства, коалиции государств. Главными участниками конфликта являются противодействующие стороны или противники. Они образуют стержень конфликта. При выходе из противоборства хотя бы одной из главных сторон конфликт прекращается. В зависимости от характера этих сторон конфликты могут быть подразделены на четыре типа:

1) внутриличностный, при котором один аспект личности противостоит другому ее аспекту; таков конфликт, переживаемый шекспировским Гамлетом;

2) межличностный, при котором одна личность противостоит другой, как это имеет место в повести Гоголя «Как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»;

3) конфликт типа личность – группа, яркий образец которого представлен Грибоедовым в его пьесе «Горе от ума»;

4) и наконец, конфликт группа – группа, носителями которого могут быть как малые, так и большие социальные образования, например, нации, классы, государства.

Кроме главных сторон конфликта могут быть и Другие его участники, которые играют в нем второстепенные роли. Эти роли могут быть как существенными, так и малозначимыми, вплоть до ролей так называемых «людей из толпы».

Роли участников конфликта неодинаковы. Они различаются как с социологической, так и с психологической точек зрения.

С социологической точки зрения они могут существенно различаться по своей социальной значимости, силе, влиянию, что особенно ярко обнаруживается при столкновении отдельной личности с государством. Конечно, в конфликте такого рода силы участников далеко неравны, о чем свидетельствуют трагические судьбы «инакомыслящих», активно выступавших против Советского государства. По своей социальной значимости роли участников конфликта располагаются в следующем порядке: 1) отдельные индивиды, выступающие от собственного имени, 2) далее следуют коллективы, 3) социальные слои, 4) государство. Однако значимость, влияние участников конфликта не всегда соответствуют указанной последовательности. Как свидетельствует история, роль отдельных личностей не только в жизни отдельных организаций и групп, но и в судьбах целых народов и государств может быть очень велика.

Неодинакова роль отдельных участников конфликта и с психологической точки зрения; в этом отношении она может быть возвышенной, даже героической, а может быть и низменной, неприглядной. Каждый участник может руководствоваться в ходе развития противоборства своими мотивами, целями, интересами, ценностями и установками.

Как социальная значимость участников, так и их цели, установки проявляются особенно четко лишь тогда, когда конфликт достигает высокой степени развития. Именно в это время наступает «момент истины» в развитии конфликта, выясняется, кто есть кто среди его участников.

3. Но кроме участников конфликта, совокупность которых составляет как бы его микросреду, важную, а иногда и решающую роль в его развитии играет и макросреда, те конкретно-исторические социально-психологические условия, в которых он развертывается. Понятием социальной среды определяется та почва, на которой возникает и развивается конфликт. В это понятие включается не только ближайшее, но и дальнее, более широкое окружение конфликтующих сторон, те большие социальные группы, к которым они принадлежат, национальные или классовые, а также общество в целом.

4. Но характер конфликта зависит не только от объективных условий в данной стране, большой или малой группе, но и от субъективного восприятия или образа конфликта, который создается у действующих в данной конфликтной ситуации лиц или групп. Этот образ или восприятия не обязательно соответствуют истинному положению дел, действительной ситуации. Эти образы, восприятия людей могут быть трех видов:

1) представления о самих себе,

2) восприятие других участников конфликта,

3) образы внешней среды, большой и малой, в которой развертывается конфликт.

Именно эти образы, идеальные картины конфликтной ситуации, а не сама объективная реальность являются непосредственной основой поведения конфликтантов.

Конечно, в целом эти образы и картины порождаются объективной реальностью. Однако, как заметил еще Иммануил Кант, наше познание отражает не только объективную природу, но включает в себя в качестве своей неотъемлемой составной части и нашу собственную человеческую природу. Поэтому отношения между нашими образами, представлениями и реальностью очень сложны и не только никогда ей полностью не соответствуют, но и могут с ней весьма серьезно расходиться, что служит еще одним из источников конфликтов.

При этом следует иметь в виду, что каковы бы ни были наши образы, восприятия, представления о конфликтной ситуации, конфликт все же не начнется пока они не реализуются в соответствующих обоюдных действиях. Объективные и субъективные причины конфликта, возникающие как на его ближних, так и на дальних подступах, а также состав участников определяют и набор возможных способов действий, поведения сторон. Поскольку каждое действие одного из участников конфликта вызывает соответствующее противодействие, они влияют друг на друга, взаимодействуют.

Определение временных, пространственных и системных границ конфликта является важной предпосылкой успешного регулирования, предотвращения его деструктивного результата.

Вызревание причин, формирование состава участников конфликта, их взаимодействие и тот или иной исход конфликта требуют времени. Поэтому всякий реальный конфликт представляет собой не единовременный акт, а процесс, нередко весьма длительный. В связи с этим анализ конфликта предполагает не только рассмотрение его структуры, статики, но и исследование динамики, стадий и этапов его развития [37].

Источник:
Структура конфликта
2.2. Структура конфликта Под структурой любого объекта понимается совокупность его частей, элементов и связей, отношений между ними, обеспечивающих его целостность. Основными элементами
https://educ.wikireading.ru/7595

Структура конфликта

Каждый конфликт имеет также более или менее четко выраженную структуру:

  • объект конфликтной ситуации, связанный либо с технологическими и организационными трудностями, особенностями оплаты труда, либо со спецификой деловых и личных отношений конфликтующих сторон.
  • цели, субъективные мотивы его участников, обусловленные их взглядами и убеждениями, материальными и духовными интересами.
  • наличие оппонентов, конкретных лиц, являющихся его участниками.
  • в любом конфликте важно отличить непосредственный повод столкновения от подлинных его причин, зачастую скрываемых.

Руководителю-практику важно помнить, что пока существуют все перечисленные элементы структуры конфликта (кроме повода), он неустраним. Попытка прекратить конфликтную ситуацию силовым давлением либо уговорами приводит к нарастанию, расширению его за счет привлечения новых лиц, групп или организаций. Следовательно, необходимо устранить хотя бы один из существующих элементов структуры конфликта.

— При встрече партнер отводит глаза, избегает прямых взглядов.

— Увеличивается дистанция комфортного общения, избегает рукопожатий.

— Человек рвет свою связь с партнером.

— Человек рвет свою связь с партнером.

— Выбирает формальные темы для разговора — погода и т.п.

— Перестает интересоваться вашими делами, не рассказывает о своих проблемах.

— Опаздывает или не приходит на встречи.

— Обсуждает вас "за глаза", отпускает едкие и ехидные замечания.

— Оскорбляет (т.е. потеря контроля над эмоциями). В ходе кризиса обычные нормы поведения теряют силу, человек становится способным на крайности.

— При расставании испытывает явное облегчение.

При появлении этих признаков еще можно уклониться от конфликта, выбрать оптимальную модель поведения, попробовать поговорить "по душам".

Для руководителей важно также знать первые предвестники конфликта в организации:

— Стихийные мини-собрания (беседы по несколько человек).

— Снижение производительности труда.

— Увеличение мини-конфликтов между подчиненными.

— Снижение продуктивности работы.

— Многочисленные увольнения по собственному желанию.

— Негативный эмоционально-психологический фон.

— Коллективное байкотирование указаний руководства.

— Рост эмоциональной напряженности.

Причины: (В. Линкольн)

Информационные факторы. Включает неточные факты, искажение информации, несвоевременную передачу информации, ненадежные источники информации, обильная и противоречивая информация, неточные акценты.

Поведенческие факторы. Сюда можно включить стремление к превосходству, агрессивность, эгоизм, грубость, бестактность, невыполнение данного обещания.

Факторы отношений. Это любой дисбаланс в отношениях, например: разный образовательный уровень, несовместимость интересов, манеры поведения, разные ценностные ориентиры в жизни, классовые различия, низкий уровень доверия и авторитетности.

Ценностные факторы. Различные культурные, религиозные, политические ценности, различное воспитание, различное представление о добре и зле, справедливости и несправедливости, т.е. различие нравственных критериев и ценностей.

Структурные факторы. Сюда можно отнести достаточно стабильные объективные обстоятельства, практически не поддающиеся изменению: система управления, право собственности, нормы поведения, социальная принадлежность и т.п.

Для того чтобы конфликт разрешить, для начала его необходимо проанализировать, т.е.:

— понять, что же происходит;

— выяснить природу конфликта;

X. Корнелиус и Ш. Фэйр предложили для этого использовать «карту конфликта»

Суть ее в следующем:

  • определите проблему конфликта в общих чертах. Опишите проблему одной фразой. Не пытайтесь тут же найти выход, просто сфокусируйте свое внимание на самом главном. Старайтесь не выражать проблему в полярных терминах, это даст вам возможность рассмотреть варианты решения проблемы более широко.
  • выясните, кто вовлечен в конфликт (отдельные сотрудники, группы, отделы или организации);
  • определите подлинные потребности и опасения каждого из главных участников конфликта. Известно, что в любом конфликте зачастую происходит следующее: человек предъявляет одну проблему (либо ту, которая подвернулась под руки, либо ту, которая выглядит "красиво"), тогда как в глубине души проблема совершенно иная. Важно выяснить истинную мотивацию, которая стоит за позициями участников в этом вопросе. Люди хотят получить то, что удовлетворяет их потребности, и избегают того, что мешает этому.

Потребности. В широком смысле это все то, что важно для человека. Можно задать наводящий вопрос, который поможет определить потребность собеседника: "Вы считаете, что я должен сделать это и это. Что это вам даст?" Ответ на этот вопрос может дать информацию о невысказанных потребностях человека.

Опасения. Их тоже очень важно учитывать. Наши страхи носят как рациональный, так и иррациональный характер. Но от этого они не становятся менее значимыми. И когда вы признаете опасения, вы уже сможете с ними работать. Например, если человек говорит, что он не терпит неуважения, нежели то, что он нуждается в уважении.

Так чего же боятся люди?

— Быть отвергнутым или нелюбимым.

— Потерять контроль над ситуацией.

— Критики и осуждения.

— Неспособности обеспечить свою жизнедеятельность и своей семьи.

— Опасения, что придется начинать все сначала.

Перечислите потребности и опасения всех сторон. На этом этапе необходимо работать только с этими категориями, а не выдавать уже готовые ответы. Важно, чтобы ответы выявляли реальные нужды и опасения. Эту карту можно использовать как инструмент для работы с конфликтом. В любом случае конфликт значительно легче предупредить, нежели работать с ним.

Подобные карты можно использовать:

— при составлении планов;

— при появлении трудностей на работе;

— при подготовке к переговорам;

— при создании рекламных объявлений;

— на совещаниях по планированию.

В любом случае карта позволяет увидеть реальные перспективы развития ситуации. Применяйте ее к актуальным ситуациям. Выявление проблемы помогает задуматься о ней и каким-то образом решить ее. Определите, какие потребности скрываются за требованиями людей. При работе с картой ищите "точки соприкосновения": общие интересы, общие потребности. Это как раз те факторы, которые могут стать в дальнейшем общей платформой.

Как известно, люди в конфликтной ситуации ведут себя по-разному. Ученые выявили шесть основных мотивов, с которыми люди вступают во взаимодействие:

1. Мотив максимизации общего выигрыша (или мотив кооперации).

2. Мотив максимизации собственного выигрыша (или индивидуализм).

3. Мотив максимизации относительного выигрыша (конкуренция).

4. Мотив максимизации выигрыша другого (альтруизм).

5. Мотив минимизации выигрыша другого (агрессия).

6. Мотив минимизации различий в выигрышах (равенство).

Если мотивы общения совпадают или естественно дополняют друг друга, то контакты таких людей будут наиболее успешны. Есть же заведомо "проигрышные", с точки зрения успешности общения, мотивы поведения. Здесь можно, безусловно, выделить агрессию и индивидуализм, которые игнорируют интересы партнера по общению. В соответствии с мотивами можно выделить особенности стратегии поведения.

Составление такой карты, по мнению специалистов, позволит:

1. ограничить дискуссию определенными формальными рамками, что в значительной степени поможет избежать чрезмерного проявления эмоций, так как во время составления карты люди могут сдерживать себя;

2. создать возможность совместного обсуждения проблемы, высказать людям их требования и желания;

3. уяснить как собственную точку зрения, так и точку зрения других;

4. создать атмосферу, позволяющую увидеть проблему глазами других людей и признать мнения людей, считавших ранее, что они не были поняты;

5. выбрать новые пути разрешения конфликта.

Но прежде чем переходить к разрешению конфликта, постарайтесь ответить на следующие вопросы:

— хотите ли благоприятного исхода;

— что нужно сделать, чтобы лучше владеть своими эмоциями;

— как бы вы себя чувствовали на месте конфликтующих сторон;

— нужен ли посредник для разрешения конфликта;

— в какой атмосфере (ситуации) люди могли бы лучше открыться, найти общий язык и выработать собственные решения.

Источник:
Структура конфликта
Каждый конфликт имеет также более или менее четко выраженную структуру: объект конфликтной ситуации, связанный либо с технологическими и организационными трудностями, особенностями оплаты труда, либо со спецификой деловых и личных отношений Library UA
https://students-library.com/ua/library/read/59222-struktura-konflikta

Структура конфликтов

Психологическая структура и виды конфликтов, причины их возникновения, динамика, деструктивная и конструктивная функции и типология, важнейшие условия протекания. Объективная и субъективная стороны конфликтных ситуаций. Особенности предмета конфликта.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Структура конфликта может быть представлена как совокупность устойчивых связей конфликта, обеспечивающих его целостность, тождественность самому себе, отличие от других социальных явлений.

Кроме понятия «конфликт» часто используется и понятие «конфликтная ситуация», которое является частным понятием по отношению к конфликту. Конфликтная ситуация представляет собой фрагмент конфликта, цельный эпизод его развития. Поэтому структура конфликта может рассматриваться и как структура конфликтной ситуации.

конфликт психологический конструктивный

Рисунок 1. Структура конфликта

2. Каждая конфликтная ситуация имеет объективную и субъективную стороны.

К объективной стороне относятся:

* участники (стороны) конфликта;

Субъективное содержание составляют такие элементы, как:

* информационные модели конфликтной ситуации.

Рассмотрим данные элементы более подробно.

3. В любом конфликте основными участниками являются люди. Они могут действовать как частные, официальные или юридические лица, а также объединяться в группы. В зависимости от основных участников выделяются следующие виды конфликтов:

* внутриличностный — острое негативное переживание, вызванное затянувшейся борьбой структур внутреннего мира личности, отражающее противоречивые связи с социальной средой и задерживающее принятие решения;

* межличностный — возникает между двумя (или больше) отдельными личностями. При этом наблюдается конфронтация по поводу потребностей, мотивов, целей, ценностей и/или установок различных людей;

* личностно-групповой — зачастую происходит в случае несоответствия поведения личности групповым нормам и ожиданиям;

* межгрупповой. В этом случае может возникнуть столкновение стереотипов поведения, норм, целей и/или ценностей различных групп.

По степени участия в конфликте (от непосредственно противодействия до опосредованного влияния на его ход) выделяются:

* основные участники конфликта (или противоборствующие стороны) — субъекты, которые непосредственно совершают активные (наступательные или защитные) действия друг против Друга;

* группы поддержки — силы, которые активными действиями или своим присутствием могут коренным образом воздействовать на ход и исход конфликта;

* другие участники — субъекты, которые оказывают эпизодическое влияние на ход и результаты конфликта (например, подстрекатели, медиаторы, т. е. посредники и судьи, организаторы конфликта).

4. Предмет конфликта — объективно существующая или воображаемая проблема, служащая источником раздора между сторонами. Это то основное противоречие, из-за которого и ради разрешения которого стороны вступают в противоборство.

Объект конфликта — материальная, социальная или духовная ценность, лежащая на пересечении взаимных интересов сторон, к обладанию или использованию которой стремятся оба оппонента.

Характер любого разногласия существенно определяется внешней средой, в которой возникает конфликт. Важнейшие условия протекания конфликта:

* пространственно-временные (место разворачивания противоречия и время, в течение которого оно должно быть разрешено);

* социально-психологические (климат в конфликтующей, группе, тип и уровень взаимодействия (общения), степень конфронтации и состояние участников конфликта);

* социальные (вовлеченность в противоречие интересов различных социальных групп: половых, семейных, профессиональных, этнических и национальных).

Обычно в анализе конфликтов выделяют четыре основных категории: структуру конфликта, его динамику, функции и типологию.

Рассмотрим кратко каждую из них.

Существует различное понимание структуры конфликта. Так, выделяются следующие понятия: стороны (участники) конфликта, условия его протекания, образы ситуации, возможные действия участников, исходы конфликтных действий.

В психологической структуре конфликтов выделяют несколько компонентов.

1. Познавательные компоненты. Взаимное восприятие особенностей каждой из конфликтующих сторон; интеллектуальные способности переработки информации и принятия решения; степень включённости личности в конфликтную ситуацию на различных этапах её развития; уровень самоконтроля участников конфликта; опыт работы с людьми и профессиональная подготовленность; самосознание, самопонимание и объективность в оценке своих возможностей.

2. Эмоциональные компоненты конфликта представляют собой совокупность переживаний его участников.

3. Волевые компоненты проявляются как совокупность усилий, направленных на преодоление разногласий и иных трудностей, возникающих в результате противоборства сторон, и на достижение целей, преследуемых участниками конфликта.

4. Мотивационные компоненты конфликта образуют его ядро и характеризуют сущность несовпадения позиций участников противоборства.

Кроме того, в структуру конфликта включают и предмет конфликта, под которым понимается всё то, по поводу чего возникло противоборство. Предмет конфликта характеризуется следующими особенностями.

Во-первых, он может быть как материальным, так и психологическим.

Во-вторых, он всегда достаточно значим для участников противоборства, хотя эта значимость может быть чисто ситуативной.

В-третьих, с практической точки зрения преодоление значительных трудностей при определения предмета в реальном конфликте обычно оправдывается и компенсируется возможностью относительно точно спрогнозировать поведение противоборствующей стороны, так как предмет конфликта является одним из факторов, определяющих это поведение.

Динамика конфликта. В общей схеме динамики конфликта выделяют семь стадий его развития:

1) предконфликтная стадия;

2) стадия, связанная с возникновением объективной конфликтной ситуации;

3) интеллектуальный этап развития;

4) критический этап развития;

5) спад напряжённости в противодействии;

6) сопоставление официальных и неофициальных оценок поведения;

7) разрешение конфликта либо выход из него одной из сторон.

Функции конфликта. Обычно выделяются две функции конфликтов: деструктивную и конструктивную. При определении функций реального конфликта необходим конкретный подход, поскольку один и тот же конфликт может быть деструктивным в одном отношении и конструктивным в другом, играть негативную роль на одном этапе развития, в одних конкретных обстоятельствах и позитивную — на другом этапе, в другой ситуации.

Конструктивным конфликт бывает тогда, когда оппоненты не выходят за рамки этических норм, деловых отношений и разумных аргументов. Разрешение такого конфликта приводит к развитию отношений между людьми и развитию группы (в соответствии с одним из законов диалектики, утверждающим, что борьба противоположностей — источник развития).

Деструктивный конфликт возникает в двух случаях: когда одна из сторон упорно и жёстко настаивает на своей позиции и не желает учитывать интересы другой стороны; когда один из оппонентов прибегает к нравственно осуждаемым методам борьбы, стремится психологически подавит партнёра, дискредитируя и унижая его.

Причины конструктивных конфликтов:

— неблагоприятные условия работы;

— несовершенная система оплаты труда;

— недостатки в организации труда;

— упущения в технологии (особенно те, от которых страдает заработок работника, причём не по его вине);

— несоответствие прав и обязанностей;

— отсутствие чёткости в распределении обязанностей, в частности, неэффективные, слишком расплывчатые или устаревшие должностные инструкции;

— низкий уровень трудовой и исполнительной дисциплины;

— конфликтогенные (т.е. способствующие возникновению конфликтов) организационные структуры.

Положительное разрешение конструктивного конфликта — это прежде всего устранение недостатков, причин, к нему приведших. А поскольку причины эти — объективные, отражающие несовершенство организаций управления, то устранение их означает усовершенствование самой организации.

Деструктивные конфликты порождаются чаще всего субъективными причинами, к которым относят неправильные действия руководителя и подчинённых, а также психологическая несовместимость отдельных людей.

Размещено на Allbest.ru

Понятие и социально-психологическая характеристика конфликта, основные причины его возникновения, типы и отличительные признаки. Особенности протекания конфликтных ситуаций в воинских коллективах. Пути, условия предупреждения и урегулирования конфликтов.

Функционирование конфликта, его структура, функции и типология. Причины возникновения, основные этапы развития и стадия завершения конфликта. Типология конфликтных личностей. Способы предотвращения конфликтов, избегание проявления конфликтогенов.

Причины и функции возникновения конфликтов. Основные стадии их протекания. Изучение метода картографии. Проведение переговоров. Социально-психологическая структура группы. Виды деловой оценки. Урегулирование конфликтов в личностно-эмоциональной сфере.

Социально-психологическая характеристика конфликтов. Определение понятия «конфликт», природа социального конфликта. Типы конфликтов и способы поведения в них. Периоды и этапы развития конфликта. Диагностика конфликтов. Разрешение конфликтных ситуаций.

Понятие, структура, функции и типология конфликтов, причины их возникновения. Типология конфликтных личностей. Схема зависимости между причинами конфликтов, методами их разрешения и последствиями. Определение уровня агрессивности по методике Ассингера.

Исследование генезиса конфликтных ситуаций в организации. Типология причин возникновения конфликтов и способов их разрешения. Предложения по предупреждению и разрешению конфликтных ситуаций на примере служащих Комитета культуры и молодежной политики.

Определение понятия «конфликт». Деструктивные функции конфликтов. Личностные причины возникновения конфликтов. Парадокс Г. Зиммеля. Деструктивные приемы воздействия на партнера. 12 шагов для разрешения конфликтов. Условия эффективности медиаторства.

Классификация и типология конфликтов. Субъекты конфликта. Типы конфликтов. Причины конфликтов. Функции конфликтов. Формы работы с конфликтами и методы их разрешения. Модели развития конфликта. Управление конфликтами.

Понятие конфликта как столкновения сторон, мнений, сил, за ценности и претензии на определенный статус, власть, ресурсы. Основания для классификации конфликтов, их причины возникновения и фазы протекания. Способы разрешения конфликтных ситуаций.

Конфликты, их сущность, виды, функции и причины. Переговорный процесс как способ разрешения конфликта. Общая характеристика и динамика переговоров при решении конфликтов. Технология переговорного процесса и условия его успеха при решении конфликта.

Источник:
Структура конфликтов
Психологическая структура и виды конфликтов, причины их возникновения, динамика, деструктивная и конструктивная функции и типология, важнейшие условия протекания. Объективная и субъективная стороны конфликтных ситуаций. Особенности предмета конфликта.
https://otherreferats.allbest.ru/psychology/00111312_0.html

(Visited 1 times, 1 visits today)

CATEGORIES