Стратегии конфликтного поведения

Модели и стратегии поведения личности в конфликте

Анализ конфликта и выбор адекватных решений по управлению им обуславливает необходимость учета типичные моделей поведения субъектов конфликтного взаимодействия.

В литературе выделяют три основные модели поведения личности в конфликтной ситуации: конструктивную, деструктивную и конформистскую (табл. 24).

Каждая из этих моделей обусловлена предметом конфликта, образом конфликтной ситуации, ценностью межличностных отношений и индивидуально-психологическими особенностями субъектов конфликтного взаимодействия. Модели поведения отражают установки участников конфликта на его динамику и способ разрешения. Конструктивная модель является желательной и необходимой.

Основные модели поведения личности в конфликте

Опасность конформистской модели поведения заключается в том, что она не только способствует агрессивности соперника, но иногда и провоцирует ее. Данная модель по сути дела является деструктивной, только с противоположным знаком. Но конформистская модель может играть и положительную роль. Если противоречия, вызвавшие конфликт, носят несущественный характер, то конформистское поведение ведет к быстрому разрешению такого конфликта.

Стратегия поведения в конфликте рассматривается (А.Я. Анцупов, С.В. Баклановский) как ориентация личности (группы) по отношению к конфликту, установка на определенные формы поведения в ситуации конфликта.

В конфликтологии широкое распространение получили (К. Томас и Р. Килмен) двухмерная и трехмерная модель стратегий поведения личности в конфликтном взаимодействии.

Каждый участник в конфликте оценивает и соотносит свои интересы и интересы соперника, задавая себе вопросы: «Что я выиграю…?», «Что я потеряю…?», «Какое значение имеет предмет спора для моего соперника…?» и т. д. На основе такого анализа он осознанно выбирает стратегию поведения (уход, принуждение, компромисс; уступка или сотрудничество). Довольно часто происходит так, что отражение интересов происходит неосознанно, и тогда поведение в конфликтном взаимодействии насыщено мощным эмоциональным напряжением и носит спонтанный характер.

В модели Томаса-Килмена оценка интересов в конфликте – это качественная характеристика выбираемого поведения, она соотносится с количественными параметрами: низким, средним или высоким уровнем направленности на интересы.

При анализе конфликтов на основе рассматриваемой модели важно помнить, что уровень направленности на собственные интересы или интересы соперника зависит от трех обстоятельств:

1) содержания предмета конфликта;

2) ценности межличностных отношений;

3) индивидуально-психологических особенностей личности.

Особое место в оценке моделей и стратегий поведения личности в конфликте занимает ценность для нее межличностных отношений с противоборствующей стороной. Если для одного из соперников межличностные отношения с другим (дружба, любовь, товарищество, партнерство и т. д.) не представляют никакой ценности, то и поведение его в конфликте будет отличаться деструктивным содержанием или крайними позициями в стратегии (принуждение, борьба, соперничество).

И, наоборот, ценность межличностных отношений для субъекта конфликтного взаимодействия, является существенной причиной конструктивного поведения в конфликте или направленностью такого поведения на компромисс, сотрудничество, уход или уступку.

Характеристика основных стратегий поведения (рис. 16) представлена в виде трехмерной модели.

1. Принуждение (борьба, соперничество, конфронтация) – взаимодействие субъектов социального взаимодействия, характеризующееся нанесением взаимного ущерба.

Рис. 16. Трехмерная модель стратегий поведения в конфликте

Субъект, выбирающий данную стратегию поведения, прежде всего исходит из оценки личных интересов в конфликте как высоких, а интересов своего соперника – как низких. Выбор стратегии принуждения в конечном итоге сводится к выбору: либо интерес борьбы, либо взаимоотношения.

Выбор в пользу борьбы отличается стилем поведения, который характерен для деструктивной модели. При такой стратегии активно используются власть, сила закона, связи, авторитет и т. д. Она является целесообразной и эффективной в двух случаях. Во-первых, при защите интересов дела от посягательств на них со стороны конфликтной личности.

Например, конфликтная личность неуправляемого типа часто отказывается от выполнения непривлекательных заданий, «сваливает» свою работу на других и т. п. Во-вторых, при угрозе существованию организации, коллектива. В этом случае складывается ситуация «Кто кого…». Особенно часто она возникает в условиях реформирования предприятий и учреждений. И в этих случаях человек, отстаивающий интересы таких подразделений, должен занимать жесткую позицию.

Рис. 17. Стратегии поведения личности в ситуации конфликта

2. Уход – стратегия поведения в конфликте, характеризуется стремлением уйти от конфликта при восприятии предмета конфликта в качестве несущественного как для себя, так и для соперника.

Стратегия ухода отличается стремлением уйти от конфликта. Она характеризуется низким уровнем направленности на личные интересы и интересы соперника и является взаимной. Это по сути дела взаимная уступка.

При анализе данной стратегии важно учитывать два варианта ее проявления. Когда предмет конфликта не имеет существенного значения ни для одного из субъектов и адекватно отражен в образах конфликтной ситуации. И если предмет спора имеет существенное значение для одной или обеих сторон, но занижен в образах конфликтной ситуации, то есть субъекты конфликтного взаимодействия воспринимают предмет конфликта как несущественный. В первом случае стратегией ухода конфликт исчерпывается, а во втором случае он может иметь рецидив.

Межличностные отношения при выборе данной стратегии не подвергаются серьезным изменениям.

3. Уступка – стратегия поведения в конфликте, характеризуется стремлением уйти от конфликта при восприятии предмета конфликта как несущественного для себя и значимого для соперника.

Человек, придерживающийся данной стратегии, так же как и в предыдущем случае, стремится уйти от конфликта. Но причины «ухода» в этом случае иные. Направленность на личные интересы здесь низкая, а оценка интересов соперника высокая. Иначе говоря, человек, принимающий стратегию уступки, жертвует личными интересами в пользу интересов соперника.

При анализе данной стратегии следует учитывать некоторые моменты .

— Иногда в такой стратегии отражается тактика решительной борьбы за победу. Уступка здесь может оказаться лишь тактическим шагом на пути достижения главной стратегической цели.

— Уступка может стать причиной неадекватной оценки предмета конфликта (занижение его ценности для себя). В этом случае принятая стратегия является самообманом и не ведет к разрешению конфликта.

— Данная стратегия может быть доминирующей для человека в силу его индивидуально-психологических особенностей. В частности, это характерно для конформистской личности, конфликтной личности «бесконфликтного» типа. В силу этого стратегия уступки может придать конструктивному конфликту деструктивную направленность.

При всех выделенных особенностях стратегии уступки важно иметь в виду, что она оправдана в тех случаях, когда условия для разрешения конфликта не созрели. И в этом случае она ведет к временному «перемирию», является важным этапом на пути конструктивного разрешения конфликтной ситуации.

4. Компромисс – стратегия поведения субъектов в конфликте, ориентированная на определенные взаимные уступки.

Компромиссная стратегия поведения (стратегия взаимной уступки) характеризуется балансом интересов конфликтующих сторон на среднем уровне. Стратегия компромисса не портит межличностные отношения. Более того, она способствует их положительному развитию.

Понятие «компромисс» близко по своему содержанию к понятию «консенсус». Сходство их заключается в том, что и компромисс и консенсус по своей сущности отражают взаимные уступки субъектов социального взаимодействия. Поэтому при анализе и обосновании стратегии компромисса важно опираться на правила и механизмы достижения консенсуса в социальной практике.

Отметим несколько позиций, имеющих важное значение при анализе стратегии «компромисс» .

— Данную стратегию нельзя рассматривать как способ разрешения конфликта. Взаимная уступка часто является этапом на пути поиска приемлемого решения проблемы.

— Компромисс может исчерпать конфликтную ситуацию при изменении обстоятельств, вызвавших напряженность. Например, два сотрудника претендовали на одну и ту же должность, которая должна освободиться через полгода. Но через три месяца ее сократили.

— Компромисс может принимать активную и пассивную формы. Активная форма компромисса может проявляться в заключении договоров, принятии каких-то обязательств и т. п. Пассивный компромисс – это отказ от каких-либо активных действий по достижению определенных взаимных уступок в тех или иных условиях. Иначе говоря, в конкретных условиях перемирие может быть обеспеченно пассивностью субъектов конфликтного взаимодействия.

— Условия компромисса могут быть мнимыми, когда субъекты конфликтного взаимодействия достигли компромисса на основе неадекватных образов конфликтной ситуации.

5. Сотрудничество – стратегия поведения в конфликте, характеризующаяся стремлением противоборствующих сторон совместными усилиями разрешить возникшую проблему. Стратегия сотрудничества характеризуется высоким уровнем направленности как на собственные интересы, так и на интересы соперника (баланс интересов) и на признании ценности межличностных отношений. Анализ стратегии сотрудничества в конфликтном взаимодействии, требует учета следующих обстоятельств.

Рис. 18. Взаимосвязь между моделью поведения, стратегией и типом трансакции субъектов конфликта.

— Особое место в выборе сотрудничества имеет предмет конфликта. Имея жизненно важное значение для одного или обоих субъектов конфликтного взаимодействия, он исключает сотрудничество. В этом случае возможен лишь выбор борьбы, соперничества. Сотрудничество возможно лишь в том случае, когда предмет конфликта допускает маневр интересов противоборствующих сторон, обеспечивая их сосуществование в рамках возникшей проблемы и развитие событий в благоприятном направлении.

— Являясь одной из самых сложных стратегий, стратегия сотрудничества включает в себя все другие стратегии (уход, уступка, компромисс, противоборство), но при этом другие стратегии играют подчиненную роль, они в большей степени выступают психологическими факторами развития взаимоотношений между субъектами конфликта. Так, противоборство может быть использовано одним из участников конфликта как демонстрация своей принципиальной позиции в адекватной ситуации.

На основе работ А.Я. Анцупова, Э. Берна, С.М. Емельянова, А.Я. Кибанова автором (Л.В. Львов) разработана схема взаимосвязи между моделью поведения, стратегией и типом трансакции субъектов конфликта (рис. 18).

Под управлением межличностными конфликтами понимается целенаправленное, обусловлен­ное объективными законами воздействие на его динамику для развития или разрушения системы отношений между личностями.

Специфика управления межличностными конфликтами разработанная автором (на основе работ А.Я. Анцупова, С.М. Емельянова, А.Я. Кибанова), отражена в табл. 25.

Управление межличностными конфликтами

Источник:
Модели и стратегии поведения личности в конфликте
Анализ конфликта и выбор адекватных решений по управлению им обуславливает необходимость учета типичные моделей поведения субъектов конфликтного взаимодействия. В литературе выделяют три основные
https://studopedia.ru/10_268611_modeli-i-strategii-povedeniya-lichnosti-v-konflikte.html

Стратегии конфликтного поведения

Пять стратегий поведения в конфликтной ситуации

Оказавшись в конфликтной ситуации, человек выбирает, часто неосознанно, одну из пяти стратегий поведения: избегание или уход; приспособление; соперничество или конкуренция; компромисс; сотрудничество.

Выбор часто происходит на основе прошлого опыта. Но опыт решения конфликтов в детстве не всегда подходит к новым ситуациям.

Если Вам в детстве, чтобы родители прислушивались к Вашему мне­нию, приходилось кричать или топать ногами, то вряд ли это подойдет при споре с коллегами. А когда Вас ругали, Вы обиженно уходили в свою комна­ту или вступали в жаркий спор?

При встрече с раздраженным, агрессивно настроенным пациентом мо­жет сработать стереотип. Когда Вы находитесь в конфликтной ситуации, для эффективного решения проблемы необходимо сознательно выбирать страте­гию поведения. При этом, конечно, следует учитывать свой собственный стиль, стратегию других, вовлеченных в конфликт людей, а также природу самого конфликта.

Избегание — это поведение в конфликтной ситуации, которое выражает­ся самоустранением, игнорированием или фактическим отрицанием кон­фликта.

Формы ухода могут быть разными: Вы молчите, выключаясь из обсуж­дения вопроса, демонстративно удаляетесь с переговоров или обиженно ухо­дите с полным отказом от дальнейших дружеских и деловых сношений с конфликтующей стороной, язвительно отпуская замечания по поводу оппо-

нентов за «их спиной».

Причиной выбора этой стратегии может являться: неуверенность в себе и своих силах, боязнь проиграть; неопределенность собственной позиции по данному конфликтному вопросу; стремление выиграть дополнительное вре­мя для серьезной подготовки к участию в конфликте; отсутствие полномо­чий, времени.

Если Вы выбрали избегание в качестве своей стратегии поведения, то Вы сэкономите время и «нервные клетки 11 , но можете лишиться в дальней­шем влияния на ход событий. Конфликт либо решится без учета Ваших ин­тересов, либо не решится и будет разрастаться и углубляться.

Однако в ситуации, не затрагивающей впрямую Ваших интересов, уход может быть полезен. Вполне вероятно, что если Вы попытаетесь проигнори­ровать конфликт, не выражать своего отношения к нему, то проблема решит­ся сама собой. Если нет, то Вы сможете заняться этим позже, когда будете готовы к этому.

Приспособление — это поведение, проявляющееся в изменении дейст­вий и установок под реальным или воображаемым давлением противопо­ложной стороны, податливость чужому мнению в ущерб собственным интере­сам.

Выглядит это так. Вы делаете вид, что все в порядке, даже если что-то очень сильно задевает Вас, предпочитаете мириться с происходящим, чтобы не испортить отношения: сначала молча соглашаетесь, а потом вынашиваете план мести или стараетесь найти обходные пути, чтобы добиться своей цели.

К стратегии приспособления прибегают, если конфликтная ситуация не затрагивает жизненно-важных ценностей; сохранение отношений является более значимым, чем отстаивание своих интересов; осознание того, что пра­вота на стороне оппонента; имеются более важные в данный момент интере­сы; у другого больше власти; полагают, что другой человек может извлечь из этой ситуации полезный урок; могут добиться цели обходным путем.

Приспособление, сглаживание конфликта может быть разумной такти­кой, если спор по поводу незначительных разногласий может испортить взаимоотношения. Бывают случаи, когда конфликты сами разрешаются за счет того, что люди продолжают поддерживать дружеские отношения. Но в ситуации серьезного конфликта, стратегия приспособления мешает разреше­нию спорного вопроса, так как не разрешает ситуацию и не дает партнеру уз­нать подлинную причину вашего недовольства.

Этот стиль лучше использовать тогда, когда Вы чувствуете, что, немно­го уступая, Вы теряете мало. Если Вы считаете, что уступаете в чем-то важ­ном для себя и чувствуете в связи с этим неудовлетворенность, то в этом случае стратегия приспособления неприемлема. Она также не подходит, если Вы видите, что другой человек не оценит сделанного Вами и не собирается в свою очередь поступиться чем-то.

Стратегия приспособления немного напоминает уход, поскольку может быть использована для отсрочки и разрешения проблемы. Основное отличие в том, что Вы действуете вместе с другим человеком, участвуете в ситуации и соглашаетесь делать то, что хочет другой.

Когда же Вы выбираете стратегию избегания, Вы не делаете ничего для удовлетворения интересов другого человека. Вы просто отталкиваете от себя проблему, уходите от нее.

Соперничество или конкуренция — отличается сильной личной вовле­чённостью в борьбу, активизацией всех Ваших потенциальных возможностей при игнорировании интересов оппонента.

Основной принцип этой стратегии: « Чтобы я выиграл, ты должен про­играть».

Соперничество проявляется тем, что Вы или Ваш партнер стремитесь во что бы то ни стало доказать свою правоту, прибегаете к давлению на сопер­ника, стараетесь переубедить его, перекричать, применить физическую силу, требуете безоговорочного согласия и послушания.

Причины выбора человеком этой стратегии могут быть самыми разны­ми: потребность защитить свои интересы: жизнь, семью, благополучие, имидж и т.п.; желание установить приоритет в коллективе; стремление к ли­дерству; недоверие к людям вообще, в том числе к оппонентам; эгоцентризм, неумение взглянуть на проблему с другой точки зрения; критическая ситуа­ция, которая требует немедленного решения.

Эта стратегия оправдана, если Вы берете контроль в свои руки для того, чтобы оградить людей от насилия или опрометчивых поступков. Это может быть эффективным, когда Вы обладаете определенной властью и знаете, что ваше решение в данной ситуации наиболее правильно и Вы имеете возмож­ность настаивать на нём.

Когда Вы используете такой подход, Ваша популярность может упасть, но Вы завоюете сторонников, если быстро получите положительный резуль­тат. Однако, эта стратегия редко приносит долгосрочные результаты — про­игравшая сторона может не поддержать решение, принятое вопреки ее воле.

Компромисс — это разрешение конфликтной ситуации путём взаимных уступок. Каждая из сторон снижает уровень своих притязаний. Оба оппонен­та с самого начала ищут справедливого исхода конфликтной ситуации. При­чинами выбора компромиссного решения обычно являются: стремление хотя бы к частичному выигрышу; признание ценностей и интересов других лю­дей, как и своих собственных, желание быть объективным; когда переговоры зашли в тупик, и компромисс — единственный выход.

Выбор стратегии компромисса может оказаться полезным в ситуации, когда обе стороны обладают одинаковой властью и имеют взаимоисклю­чающие интересы. Компромисс бывает иногда последней возможностью прийти к какому-то решению, которое позволит Вам сохранить взаимоотно­шения и получить хоть что-то.

Такой подход подразумевает, что каждый участник чего-то добился. Но если компромисс был достигнут без тщательного анализа других возможных вариантов решения или на недостаточно равноправных условиях, он будет не самым оптимальным исходом переговоров. Ни одна сторона не будет при­держиваться решения, которое не удовлетворяет ее нужд.

Сотрудничество это стратегия поведения, при которой на первое ме­сто ставится не решение конкретной конфликтной ситуации, а удовлетворе­ние интересов всех её участников.

Стратегия сотрудничества будет наиболее эффективной, если: решение проблемы очень важно для обеих сторон, и никто не хочет полностью от него отстраниться; конфликтующие стороны имеют длительные и взаимозавися-щие отношения; есть время поработать над возникшей проблемой; стороны способны изложить суть своих интересов и выслушать друг друга; участники конфликта обладают равной властью или хотят игнорировать разницу в по­ложении для того, чтобы на равных искать решение проблемы.

Целью сотрудничества является выработка долгосрочного взаимовыгод­ного решения. Иногда внешне сотрудничество напоминает компромисс или приспособление. Это происходит, когда в результате обсуждения Вы изме­няете первоначальную позицию и частично или полностью уступаете парт­неру. Это происходит не потому, что он оказался сильнее Вас или более прав, а потому, что Вы нашли другое, более оптимальное для Вас решение своих проблем.

Сотрудничество не всегда приводит к успеху, но если Вы начнете реше­ние конфликтной ситуации таким способом, то скорее всего, достигните большего.

КАКАЯ ЖЕ ПОЗИЦИЯ НАИБОЛЕЕ КОНСТРУКТИВНА?

Легче разрешить конфликтную ситуацию, чем конфликт. Если Вы нача­ли действовать конструктивно до того, как разгорелись эмоции, а истинные противоречия скрылись за личными оскорблениями или прошлыми обидами — конфликта можно избежать.

Чтобы выбрать наиболее эффективную стратегию поведения, можно оценить плюсы и минусы каждой стратегии в данном конкретном случае.

Пример: Вы идете по коридору отделения и слышите во время «тихого часа» шумный разговор в одной из палат. Затянув в нее, Вы обнаруживаете, что они азартно играют в карты. Ваши действия?

Можно просто уйти, попросив быть чуточку потише. Конфликта не воз­никает, если не произойдет каких-либо негативных последствий.

Выбрав стратегию приспособления, Вы можете присоединиться к паци­ентам в палате, посидеть и посмотреть на их игру, помочь им с чайком, поси­деть и послушать. Это поможет налаживанию более теплых, уверительных отношений, поможет Вам больше узнать о своих пациентах. Но: более близ­кие отношения могут повредить Вашему авторитету, могут повлечь за собой последующие нарушения дисциплины, а также этот поступок может быть не­гативно оценен Вашими коллегами.

Запретив же пациентам игру в карты, нарушающую больничный режим, Вы вступаете в соперничество со своими пациентами. Вы заботитесь о здо­ровье пациентов, обеспечиваете отдых соседям по палате. Вы подтвердите свой статус и избежите повторения нарушения дисциплины. Но, возможно, появится напряженность в отношениях, а нарушения будут продолжаться, только скрывать их будут тщательнее, а значит, сложнее будет проконтроли­ровать их. Компромиссом будет договор с пациентами, при котором Вы ог­раничите время их «игры», а также проследите за тем, чтобы не было нару­шения режима питания, процедур и т.п. Взамен Вы уделите им немного сво­его времени, помогая почувствовать, что болезнь не должна нарушать привычную жизнь.

Если Вы выберете путь сотрудничества, то, немного пообщавшись с иг­рающими в палате, Вы объясните свою позицию медсестры и свое отноше­ние к карточной игре во время «тихого часа». Высказав свои пожелания и опасения, Вы спросите их предложения по поводу выхода из этой ситуации и совместно выберете самые подходящие.

Как творчески (бесконфликтно) реагировать на замечания пациен-тов?

Выявление односторонности доводов оппонента.

Расчленение высказываний оппонента таким образом, чтобы были явно различимы части верные и ошибочные.

3. Метод «бумеранга» Использование «оружия» оппонента.

Постепенное объективное изменение существа дела.

Сущность в том, чтобы в ходе рассуждений не дать собеседнику сказать «нет» и побудить его все время говорить «да».

Умение своевременно защититься посредством обращения к чужому ав­торитетному опыту и высказываниям.

7. «Сжатие» нескольких замечаний

Ответ одной фразой сразу на несколько замечаний. Иногда ответ может выходить за пределы реальной ситуации, в которой было сделано замечание.

8. Психологическая пауза

Откладывание ответа на более благоприятное время, если он не может быть ни опровергнут (аргумент), ни принят.

9. Открытость высказывания

10. Метод видимой поддержки

После высказывания оппонента приводите новые доказательства в поль­зу его решения, а потом — свое решение и доводы в пользу своего решения, которые опровергают все, сказанное оппонентом.

Метод апелляции к сочувствию

Позитивное мышление как умение мыслить категориями успеха

Повторение и одновременное смягчение замечаний, на которые мы мо­жем дать ответ.

14. Метод «эластичной обороны»

Надо дать выговориться собеседнику, не перебивать и не отвечать на замечания, чтобы он еще раз вернулся к своим замечаниям.

Попались на анекдот — смейтесь громче всех и дольше всех на одну се­кунду. Затем повторите всю аргументацию.

«Я тоже представляю себе все то, что Вы перечислили как недостатки, но Вы забыли упомянуть о ряде преимуществ лечения в стационаре» «.

«Это верно; а об этом существуют различные точки зрения; а вот это, на мой взгляд , является ошибочным.»

«Вы тратите слишком много времени, чтобы доказать мне это» — «Это оттого, что Вы делаете слишком много замечаний (задаете много интересных вопросов).

Вносить коррективы так, чтобы они были восприняты, как свои, собст­ венные.

5. Обращаться к пациенту, предварительно выяснив для себя, что все от­веты на вопросы могут быть только положительными:

Вас зовут Олег Николаевич ? — ДА

А фамилия ваша Иванов ? -‘ДА

А Вы уже позавтракали ? -ДА ( выяснено предварительно, что пациент действительно завтракал)

Итак, Вы поступили к нам 2 дня назад на «скорой». Да? -ДА

Сегодня на обходе у Вас уже был доктор ДА? — ДА

Вы поступили с жалобами на боль в груди Да? — ДА

ЭКГ уже сделали да ? — ДА

Нет лучшего авторитета для собеседника, чем он сам. «Да Вы и сами говорили» или «Такой ученый еще тогда-то сказал то-то».

« Спасибо. Вы были вежливы». При этом очень важно избежать из­ девки в своем голосе.

«Позвольте вернуться к этому интересному вопросу позднее. В даль­ нейших наших беседах мы снова коснемся с Вами этой проблемы, и я поста­ раюсь дать ответ на Ваш вопрос».

«Меня поражает ваша осведомленность» или « Ваш вопрос пугает».

Пациент «У меня болит сердце. Я плохо сплю. Я очень беспокоюсь». Мне, наверное, уже не выздороветь» — « Да, с сердцем шутить нельзя. Пло­ хой сон тоже может быть причиной беспокойства. Я понимаю Ваше беспо­ койство. Но, во-первых, Вы не курите, у Вас нет сахарного диабета, давление у Вас нормальное. Вы заболели недавно, стало быть, болезнь еще не запуще­ на и органические изменения пока, наверное, невелики. Значит вполне мож­ но рассчитывать на хорошие результаты, если будете аккуратно лечиться».

11.«Ты же все знаешь». «Ты же специалист, помоги мне».

12.«Спасибо за замечание! Ваша критика помогла мне своевременно увидеть свои недостатки. Это безусловно, поможет мне в будущем сделать мою точку зрения более убедительной».

«Вы неряшливы!» «Как я Вас поняла, я не всегда бываю аккуратна. Не всегда хватает времени, а в результате — неряшливость».

13.«Я слышу, что Вам нужно позвонить, и хочу, чтобы Вы вовремя при­шли на процедуру»

14.«Прекрасный анекдот, который только сближает наши позиции».

Источник:
Стратегии конфликтного поведения
Пять стратегий поведения в конфликтной ситуации Оказавшись в конфликтной ситуации, человек выбирает, часто неосознанно, одну из пяти стратегий поведения: избегание или уход; приспособление;
https://studfiles.net/preview/6212226/

Стратегии конфликтного поведения

На нашем сайте представлены анкеты, тесты, опросники для психодиагностики для

Доминирующие стратегии конфликтного поведения (метафорический вариант)

Шкалы: стратегии конфликтного поведения

Использование диагностического материала в форме метафор (поговорки, устоявшиеся истины) нацелено на снижение стереотипов, самоидеализации, квазиответов. Данная методика ориентирована на выявление наиболее распространенных стратегий в конфликтных ситуациях: стратегию достижения эгоцентричных (личных) целей и стратегию сохранения благоприятных межличностных отношений. По соотношению этих двух стратегий в данной методике выделено пять метафорических стратегий.

1. Худой мир лучше доброй ссоры.

2. Если вы не можете заставить другого сделать так, как вы хотите, заставьте его делать так, как вы думаете.

3. Мягко стелет, да жестко спать.

4. Рука руку моет (почеши мне спину, а я тебе почешу).

5. Ум хорошо, а два лучше.

6. Из двух спорщиков умнее тот, кто первым замолчит.

7. Кто сильнее, тот и правее.

8. Не подмажешь – не поедешь.

9. С паршивой овцы хоть шерсти клок.

10. Правда то, что мудрый знает, а не то, о чем все болтают.

11. Кто ударит и убежит, тот сможет драться и на следующий день.

12. Слово “победа” четко написано только на спинах врагов.

13. Убивай врагов своей добротой.

14. Честная сделка не вызывает ссоры.

15. Ни у кого нет полного ответа, но у каждого есть, что добавить.

16. Держись подальше от людей, которые не согласны с тобой.

17. Сражение выигрывает тот, кто верит в победу.

18. Доброе слово не требует затрат, а ценится дорого.

20. Только тот, кто откажется от своей монополии на истину, сможет извлечь пользу из истин, которыми обладают другие.

21. Кто спорит – ни гроша не стоит.

22. Кто не отступает, тот обращает в бегство.

23. Ласковое телятко двух маток сосет, а упрямое – ни одной.

24. Кто дарит, друзей наживает.

25. Выноси заботы на свет и держи с другими совет.

26. Лучший способ решать конфликты – избегать их.

27. Семь раз отмерь, один раз отрежь.

28. Кротость торжествует над гневом.

29. Лучше синица в руках, чем журавль в облаках.

30. Чистосердечие, честность и доверие сдвигают горы.

31. На свете нет ничего, что заслуживало бы спора.

32. В этом мире есть только две породы людей – победители и побежденные.

33. Если в тебя швырнули камень, брось в ответ кусок ваты.

34. Взаимные уступки прекрасно решают дела.

35. Копай и копай без устали и докопаешься до истины.

Подсчитывается количество баллов в каждой из пяти колонок.

• Тип II. “Акула” – силовая стратегия. Для приверженцев этой стратегии цели очень важны, взаимоотношения – нет. Им неважно, любят ли их. Они считают, что конфликты решаются лишь выигрышем одной из сторон и проигрышем второй.

• Тип III. “Медвежонок” – стратегия сглаживания острых углов. Взаимоотношения важны, цели – нет. Такие люди хотят, чтобы их принимали, любили, ради чего жертвуют целями.

• Тип IV. “Лиса” – стратегия компромисса. Умеренно важны и цели, и взаимоотношения; такие люди готовы отказаться от части целей, чтобы сохранить взаимоотношения.

• Тип V. “Сова” – стратегия открытой и честной конфронтации. Ценят и цели, и взаимоотношения. Открыто определяют позиции и ищут выход в совместной работе по достижению целей, стремятся найти решения, удовлетворяющие всех участников.

Источник:
Стратегии конфликтного поведения
Использование диагностического материала в форме метафор (поговорки, устоявшиеся истины) нацелено на снижение стереотипов, самоидеализации, квазиответов. Данная методика ориентирована на выявление наиболее распространенных стратегий в конфликтных ситуациях: стратегию достижения эгоцентричных (личных) целей и стратегию сохранения благоприятных межличностных отношений. По соотношению этих двух стратегий в данной методике выделено пять метафорических стратегий. Инструкция к тесту Сейчас вам будет дано необычное задание. Оно заключается в оценке степени использования предложенных поговорок в своей поведенческой практике. В ходе работы следует придерживаться правила: не существует плохих или хороших ответов, а существуют реальные, наиболее употребляемые в тех или иных жизненных ситуациях. Следуя этому правилу, в бланке ответов рядом с номером вопроса поставьте один из трех ответов: “да” или “+”; “нет” или “-”; “трудно сказать” или “+/-”. К последней форме ответа старайтесь прибегать в исключительных случаях. Порядок заполнения построчный, слева направо.
http://www.gurutestov.ru/test/272/

Стратегии поведения в конфликте

Стратегии поведения в конфликте

Широкое распространение в конфликтологии получила разработанная К. Томасом и Р. Килменом двухмерная модель стратегий поведения личности в конфликтном взаимодействии. В основе этой модели лежат ориентации участников конфликта на свои интересы и интересы противоположной стороны.

В любом конфликте каждый участник оценивает и соотносит свои интересы и интересы соперника, задавая себе вопросы: «Что я выиграю…?», «Что я потеряю…?», «Какое значение имеет предмет спора для моего соперника…?» и т. д. На основе такого анализа он сознательно выбирает ту или иную стратегию поведения (уход, принуждение, компромисс; уступка или сотрудничество). Часто бывает так, что отражение этих интересов происходит неосознанно, и тогда поведение в конфликтном взаимодействии насыщено мощным эмоциональным напряжением и носит спонтанный характер.

Оценка интересов в конфликте – это качественная характеристика выбираемого поведения. В модели Томаса-Килмена она соотносится с количественными параметрами: низким, средним или высоким уровнем направленности на интересы.

Графически двухмерная модель стратегий поведения в конфликте Томаса-Килмена представлена на рис. 5.1.

Рис. 5.1. Двухмерная модель стратегий поведения в конфликте Томаса-Килмена

При анализе конфликтов на основе рассматриваемой модели важно помнить, что уровень направленности на собственные интересы или интересы соперника зависит от трех обстоятельств:

1) содержания предмета конфликта;

2) ценности межличностных отношений;

3) индивидуально-психологических особенностей личности.

Особое место в оценке моделей и стратегий поведения личности в конфликте занимает ценность для нее межличностных отношений с противоборствующей стороной. Если для одного из соперников межличностные отношения с другим (дружба, любовь, товарищество, партнерство и т. д.) не представляют никакой ценности, то и поведение его в конфликте будет отличаться деструктивным содержанием или крайними позициями в стратегии (принуждение, борьба, соперничество). И, наоборот, ценность межличностных отношений для субъекта конфликтного взаимодействия, как правило, является существенной причиной конструктивного поведения в конфликте или направленностью такого поведения на компромисс, сотрудничество, уход или уступку.

На основе вышеизложенного представляется возможным дополнить двухмерную модель Томаса-Килмена третьим измерением – ценностью межличностных отношений (МЛО). Схематически она представлена на рис. 5.2.

Рис. 5.2. Трехмерная модель стратегий поведения в конфликте

Источник:
Стратегии поведения в конфликте
Стратегии поведения в конфликте Широкое распространение в конфликтологии получила разработанная К. Томасом и Р. Килменом двухмерная модель стратегий поведения личности в конфликтном
https://psy.wikireading.ru/17270

(Visited 2 times, 1 visits today)

CATEGORIES