Стили поведения в конфликте

Поведенческие модели в конфликте

В тексте рассмотрено поведение в конфликте как категория личностного взаимодействия и коммуникации. Приводятся основные правила и уловки ведения спора в конструктивном русле.

В обыденной жизни каждый, так или иначе, глубоко или поверхностно, с позитивным или отрицательным опытом довольно часто оказывается вовлеченным в ситуации недоразумений, разладов, споров или конфликтов.

Индивид либо сам является инициатором или автором подобных инцидентов, либо втягивается в них помимо своей воли с подачи окружающих.

Кто-то проявит достойное поведение в конфликте и отыщет удачный выход, кто-то – растеряется перед грузом навалившегося непонимания, стены претензий и упреков, другие – просто попадут в волну собственных отрицательных эмоций и неконструктивных поступков.

5 поведенческих стилей или способов реализовать свою позицию в случае конфликта выделили исследователи К. Томас и Р. Килменн. Их подход позволяет составить поведенческую сетку, в которой поступки человека рассматриваются в двух направлениях:

  1. Как именно, с какой настойчивостью человек склонен отстаивать свои позиции (интересы и мотивы, цели и желания).
  2. Рассматриваются ли, с какой степенью детализации позиции противостоящей стороны (оппонента), есть ли склонность «идти навстречу» этой стороне.

Исходя из сочетаний упомянутых направлений – а они могут быть выражены явно, на среднем или на низком уровне, выделяются стили как выразители тактики поступков в конфликте:

Такой стиль является доминирующим в одностороннем порядке. Позиция победителя с обязательным присутствием того, кто проиграл. Формы поступков предполагают безапелляционность, отсутствие сопереживания и гибкости в суждениях, упорство и напористость.

В чем позитивные и отрицательные стороны:

  1. Плюс. Стиль следует применять, если ситуация очень важна и значима для индивида, ее нужно разрешить в одностороннем порядке в максимально сжатый срок.
  2. Минус. Но в долгом взаимодействии соревновательный подход даст негативный результат: постоянно быть победителем, как и проигравшим – невозможно.
  • твердо контролируются действия оппонентов и источники данных;
  • преднамеренность давления с привлечением всевозможных средств;
  • хитрость и лукавство для овладения положением дел;
  • отсутствие потребности в диалоге «на равных».

Приспосабливающийся стиль: конструктивный, если существует стремление сохранить имеющиеся отношения. Здесь присутствует незначительность оценки самого себя, неуверенность и низкая активность, нивелирование собственных целей, воззрений, потребностей.

В чем позитивные и отрицательные стороны:

  1. Плюс. Используется стиль в ходе ситуаций, где исход (проигрыш) не важен для индивида – значимы отношения на данный момент и правила взаимодействия, устраивающие оппонента.
  2. Минус. Позитив теряется, как только задеваются базовые приоритеты и цели человека, возникают отрицательные эмоции с немалым знаком «-» в связи с собственной уступчивостью.

Каковы способы разрешения конфликтов между учителем и учениками? Читай здесь.

  • максимум согласия, покладистости и уступок в ответ на действия противоположной стороны;
  • мизер в притязаниях на победный исход и сопротивление;
  • непоследовательность линии поведения при демонстрации собственных воззрений;
  • подверженность влиянию силы и психологического воздействия лидеров.

Избегающий: в условиях стиля совершается откладывание действий «на потом», например, принятия окончательного решения. Отстаивания собственных позиций не происходит, как и рассмотрения убеждений противоположной стороны.

В чем позитивные и отрицательные стороны:

  1. Полезность стратегии проявляется при отсутствии значимости предмета ссоры; если взаимодействие не будет продолжаться или проблема давняя и запущена.
  2. Негативы стратегии выражаются при налаживании длительного общения – отсутствие активности приведет к накоплению несогласованностей точек зрения.
  • существует нежелание налаживать диалог и коммуникацию;
  • силовые шаги избегаются;
  • информация не собирается, данные о противоположной стороне не рассматриваются;
  • медлительность как система реакций на ситуацию, боязнь делать ходы в ответ;
  • в критических событиях решительность начисто отсутствует, все пускается на самотек.

Компромиссный стиль предусматривает частичное решение с половинчатым достижением целей обеими сторонами. Здесь должны сочетаться хитрость в подходах и осторожность в суждениях. Решения принимаются в сбалансированной форме после тщательного взвешивания всех позиций «за» и «против» со стороны обоих участников ситуации.

В чем позитивы и отрицательные стороны:

  1. Плюс. К плюсам относится возможность осуществить промежуточное разрешение ситуации, которое фрагментарно устроит каждого из оппонентов и будет считаться справедливым.
  2. Минус. С течением времени обе стороны перестает удовлетворять половинчатость и частичность в ходе сосуществования. В условиях налаживания равных взаимоотношений компромисс прекращает влиять на конструктивное изменение разлада.
  • взаимная торговля участников ситуации для достижения собственного интереса;
  • взаимное заманивание лестью и комплиментами с целью добиться согласия;
  • относительное уравновешивание ситуации в виде обмена уступками (ты – мне, я – тебе);
  • лишь частичное доверие, сокрытие основных аргументов до более удачного момента.

Примирительный стиль основывается на выборе решения, при котором в выигрыше остается каждый участник переговоров.

Взаимные согласованные поступки и акты поведения приводят к состоянию, когда создается эффективное взаимодействие на основе совместно разработанных правил. Довольными должны остаться все стороны противостояния.

В чем позитивы и отрицательные стороны:

  1. Плюс. Стиль формируется для долгосрочных отношений и использует все способы достижения согласия: стремление осознать принципиальную позицию противоположной стороны; анализ явных и невыраженных стремлений и интересов; коллективное нахождение решения, не вызывающего возражений и споров.
  2. Минус. Ограниченность сотрудничества: не работает при краткосрочном общении, когда оппоненты мало знают дуг о друге. На реализацию стиля потребуется значительный промежуток времени, терпение и ориентация на совместный, интегрированный исход.
  • взаимный сбор всевозможных данных для изучения интересов конфликтующих сторон;
  • поиск альтернатив с учетом существующих ресурсов каждого из участников ссоры;
  • обсуждение всех предложенных альтернатив и вариантов выхода из напряженных событий;
  • в центре внимания – проблема (предмет) несогласованности, но не личности участников.

Основные подходы к позитивному решению ситуаций несогласованности состоят из таких правил:

В ситуациях возобновления спора необходимо обязательно учесть модели установок, возникающих при повторных разногласиях. Можно выделить такие их типы:

  1. Отсутствие желания уладить ситуацию и ориентация на негативные чувства и эмоции.
  2. Неопределенность ситуации, в которой нет проявления твердости установки на заключение соглашения.
  3. Положительная установка на установление согласия.

Каковы формы ухода от конфликта, узнай здесь.

О проблеме конфликтов в современной школе читай далее.

Поведение мужчин и женщин в ситуации конфликта имеет свои особенности:

  • направленность чувств и эмоций: для женской половины характерны чувства, направленные вовне – им интересны переживания других людей, их желания, потребности; мужчины имеют склонность сосредотачиваться на собственных переживаниях;
  • уровень агрессивности: как правило, у мужчин она выше – их агрессивность не считается таким уж отклонением; агрессивная женщина однозначно порицается;
  • восприятие чувств окружающих людей – эмоциональный интеллект: особенности таковы, что по структуре личности мужчины хоть и разбираются в чувствах других, но не сориентированы на сопереживание (гендерная роль не позволяет) и разрешение напряженности через чувства; женщины – и понимают эмоциональные ощущения других, и стараются показать, что сопереживают, тем самым, снимая напряжение.

Стили поведения в конфликте зависят от многих факторов, но все они могут позитивно повлиять на разрешение конфликта, если использовать их сильные стороны и учитывать ограничения.

Для комплексного воздействия на конфликтную ситуацию лучше использовать несколько стилей с учетом изменения событий.

Понравилась статья? Подписывайтесь на обновления сайта по по RSS, или следите за обновлениями ВКонтакте, Одноклассниках, Facebook, Google Plus или Twitter.

Расскажите друзьям! Расскажите об этой статье своим друзьям в любимой социальной сети с помощью кнопок в панели слева. Спасибо!

Источник:
Поведенческие модели в конфликте
В тексте рассмотрено поведение в конфликте как категория личностного взаимодействия и коммуникации. Приводятся основные правила и уловки ведения спора в конструктивном русле.
http://gopsy.ru/otnoshenija/ssory/konflikty/povedenie-v-konflikte.html

Стили поведения в конфликте

Еще в 1942 г. американский социальный психолог М. Фоллет указывала на необходимость разрешения конфликтов, а не подавления их. Далеко не все конфликты можно предупредить. Поэтому очень важно уметь выходить из конфликта. Среди способов она выделила победу одной из сторон, компромисс и интеграцию. Под интеграцией понималось новое решение, при котором выполняются условия обеих сторон, причем ни одна из них не несет серьезных потерь. В дальнейшем данный способ разрешения конфликта получил название «сотрудничество» [8]. Основываясь на этих исследованиях, К. Томас выделил свою классификацию стратегий по разрешению конфликтов.

Успешность завершения конфликтов зависит от того, как конфликтующие стороны учитывают факторы, оказывающие влияние на этот процесс.

Принципиальное значение для того, каким способом завершится конфликт, имеет выбор оппонентом стратегии выхода из него.

Стратегия выхода из конфликта представляет собой основную линию поведения оппонента на его заключительном этапе. В литературе наиболее распространенной является модель Томаса – Килменна, рассматривающая основные стратегии взаимодействия в конфликте.

Основанием для выделения указанных стратегий поведения является динамика соотношения между степенью настойчивости в удовлетворении своих интересов (ось у) и степенью готовности пойти навстречу другому в удовлетворении его интересов (ось х).

1.В начале осей находится нулевая точка, в которой не происходит удовлетворения ничьих интересов. Эта точка соответствует стратегии избегания. Такая стратегия означает, что человек игнорирует конфликтную ситуацию, делает вид, что ее не существует, и не предпринимает никаких шагов по ее разрешению.

2.Вертикальная ось выражает стремление удовлетворить только свой интерес, не принимая в расчет интерес партнера. Чем выше по этой оси расположена точка, тем большему упорству в стремлении добиться максимального удовлетворения своих интересов она соответствует. Такая линия поведения определена как соперничество.

3.Горизонтальная ось, направленная по нарастанию уступчивости оппоненту, демонстрирует стратегию приспособления к оппоненту вплоть до полной капитуляции перед его требованиями. Чем больше значение координаты Х имеет точка, тем сильнее проявляется тенденция уступить требованиям партнера.

4.В центральной части пространства между осями располагается множество точек возможного компромисса. Идеальным компромиссом можно считать удовлетворение интересов каждой из сторон наполовину.

5.Еще одна стратегия поведения в конфликтной ситуации выражается точками, имеющими одновременно высокие значения координат х и у. Это стратегия сотрудничества.

Существует пять основных стилей поведения в конфликтной ситуации: соперничество, компромисс, сотрудничество, избегание и приспособление (К. Томас)

Выбор стратегии выхода из конфликта зависит от различных факторов. Можно указать следующие:

— личностные особенности оппонента;

— уровень нанесенного оппоненту ущерба и собственного ущерба;

— наличие ресурсов, статус оппонента;

— значимость решаемой проблемы;

Рассмотрим подробнее эти стратегии поведения.

Соперничество характеризуется активной борьбой индивида за свои интересы, применением всех доступных ему средств для достижения поставленных целей: применением власти, принуждения, других средств давления на оппонентов, использованием зависимости других участников от него. Ситуация воспринимается индивидом как крайне значимая для него, как вопрос победы или поражения, что предполагает жесткую позицию по отношению к оппонентам и непримиримый антагонизм к другим участникам конфликта в случае их сопротивления.

Многие исследователи считают данную стратегию ущербной для решения проблем, так как она не представляет возможности оппоненту реализовать свои интересы. Однако в жизни существует много примеров, когда соперничество оказывается эффективным. Соперничество целесообразно в экстремальных и принципиальных ситуациях, при дефиците времени при высокой вероятности опасных последствий.

При компромиссе действия участников направлены на поиски решения за счет взаимных уступок, на выработку промежуточного решения, устраивающего обе стороны, при котором особо никто не выигрывает, но и не теряет. Такой стиль поведения применим при условии, что оппоненты обладают одинаковой властью, имеют взаимоисключающие интересы, у них нет большого резерва времени на поиск лучшего решения, их устраивает промежуточное решение на определенный период времени. Сегодня компромисс – одна из наиболее часто используемых стратегий завершения конфликтов.

Уступчивость, приспособление. Действия индивида направлены на сохранение или восстановление благоприятных отношений с оппонентом путем сглаживания разногласий за счет собственных интересов. Данный подход возможен, когда вклад индивида не слишком велик или когда предмет разногласия более существен для оппонента, чем для индивида. Такое поведение в конфликте используется, если ситуация не особенно значима, если важнее сохранить хорошие отношения с оппонентом, чем отстаивать свои собственные интересы, если у индивида мало шансов на победу, мало власти.

Избегание, уход. Данная форма поведения выбирается тогда, когда индивид не хочет отстаивать свои права, сотрудничать для выработки решения, воздерживается от высказывания своей позиции, уклоняется от спора. Собственно, разговор идет не о разрешении, а о затухании конфликта. Этот стиль предполагает тенденцию ухода от ответственности за решения. Такое поведение возможно, если исход конфликта для индивида не особенно важен, либо, если ситуация слишком сложна и разрешение конфликта потребует много сил у его участников, либо у индивида не хватает власти для решения конфликта в свою пользу.

Сотрудничество означает, что индивид активно участвует в поисках решения, удовлетворяющего всех участников взаимодействия, но, не забывая при этом и свои интересы. Предполагается открытый обмен мнениями, заинтересованность всех участников конфликта в выработке общего решения. Данная форма требует положительной работы и участия всех сторон. Если у оппонентов есть время, а решение проблемы имеет для всех важное значение, то при таком подходе возможно всестороннее обсуждение вопроса, возникших разногласий и выработка общего решения с соблюдением интересов всех участников.

Стили избегания и уступчивости не предполагают активного использования конфронтации при решении конфликта. При соперничестве и сотрудничестве конфронтация является необходимым условием выработки решения. Учитывая, что решение конфликта предполагает устранение причин, его породивших, можно сделать вывод, что только стиль сотрудничества реализует данную задачу полностью. При избегании и уступчивости решение конфликта откладывается, а сам конфликт переводится в скрытую форму. Компромисс может принести лишь частичное разрешение конфликтного взаимодействия, так как остается достаточно большая зона взаимных уступок, а полностью причины не устранены. [1;7]

В некоторых случаях считается, что конфронтация в разумных, контролируемых пределах более продуктивна с точки зрения решения конфликта, чем сглаживание, избегание и даже компромисс, хотя данного утверждения придерживаются не все специалисты. Вместе с тем встает вопрос о цене победы и что представляет собой поражение для другой стороны. Это крайне сложные вопросы при управлении конфликтами, так как важно, чтобы поражение не явилось базой формирования новых конфликтов и не привело бы к расширению зоны конфликтного взаимодействия.

Наиболее вероятно использование компромисса. Ценность его в том, что он может быть достигнут в тех случаях, когда стороны выбирают разные стратегии. Такое часто бывает в жизни.

Рассмотренные способы разрешения конфликта на практике реализуются путем силового подавления одной из сторон или путем переговоров (компромисс, сотрудничество, а иногда и уступка). Силовое подавление – это продолжение применения стратегии соперничества. В этом случае сильная сторона достигает своих целей, добивается от оппонента отказа от первоначальных требований. Уступившая сторона выполняет требования оппонента или приносит извинения за допущенные недостатки в деятельности, поведении или общении. Если же стороны понимают, что проблема важна для каждой из них, и она стоит того, чтобы ее решить с учетом обоюдных интересов, то они используют путь переговоров.

Список использованной литературы

1. Волкогонова О.Д., Зуб А. Т. Управленческая психология. – М.:

«ФОРУМ»: ИНФРА – М,2007. – 352 с.

2. Запрудский Ю.Г. Социальный конфликт. – Ростов н/Д, 1992. – 212с.

3. Ильин Г.Л. Социология и психология управления. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 192 с.

4.Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология. Учебник. 2-е изд. – СПб.: Питер,2007.

5.Гришина Н.В.Психология конфликта. СПб., 2000.

6.Лебедев В.И. Психология управления. М., 1990

Источник:
Стили поведения в конфликте
Еще в 1942 г. американский социальный психолог М. Фоллет указывала на необходимость разрешения конфликтов, а не подавления их. Далеко не все конфликты можно предупредить. Поэтому очень важно уметь
https://studfiles.net/preview/5184209/page:7/

Стили поведения в конфликте

Стили поведения в конфликте

Исследователи выделяют следующие стили поведения в межличностном конфликте: противоборство, уклонение, приспособление, компромисс, сотрудничество, ассертивность.

1) Противоборство — характерно настойчивое, бескомпромиссное, отвергающее сотрудничество отстаивание своих интересов, для чего используются все доступные средства.

2) Уклонение — связано с попыткой уйти от конфликта, не придавать ему большой ценности, возможно из-за недостатка условий для его разрешения.

3) Приспособление — предполагает готовность субъекта поступиться своими интересами с целью сохранения взаимоотношений, которые ставятся выше предмета и объекта разногласий.

4) Компромисс — требует уступок с обеих сторон до той степени, когда путем взаимных уступок находится приемлемое решение для противостоящих сторон.

5) Сотрудничество — предполагает совместное выступление сторон для решения проблемы. При таком поведении считаются правомерными различные взгляды на проблему. Эта позиция дает возможность понять причины разногласий и найти выход из кризиса, приемлемый для противостоящих сторон без ущемления интересов каждой из них.

6) Ассертивное поведение (от англ. assert — утверждать, отстаивать). Такое поведение предполагает способность человека отстаивать свои интересы и добиваться своих целей, не ущемляя интересов других людей. Оно направлено на то, чтобы реализация собственных интересов являлась условием реализации интересов взаимодействующих субъектов. Ассертивность — это внимательное отношение, как к себе, так и к партнеру. Ассертивное поведение препятствует возникновению конфликтов, а в конфликтной ситуации помогает найти верный выход из нее. При этом наибольшая эффективность достигается при взаимодействии одного ассертивного человека с другим таким же человеком.

Все названные стили поведения могут быть как спонтанными, так и сознательно используемыми для достижения желаемых результатов при разрешении межличностных конфликтов.

На поведение людей в возникновении межличностных конфликтов и в их разрешении значительное влияние оказывают различия в типах людей, что необходимо учитывать при попытках предупреждения конфликтов и их разрешения. Особенности личности проявляются в ее темпераменте, характере и уровне личностного развития.

1. Темперамент дается человеку с его рождением и определяет скорость, темп, интенсивность и ритм психических процессов и состояний человека. Классификация типов темпераментов, осуществленная Гиппократом еще в V в. до н.э., не претерпела существенных изменений до наших дней. Поведение сангвиников характеризуется подвижностью, склонностью к смене впечатлений, отзывчивости, общительности; поведение флегматиков — медлительностью, устойчивостью, замк-нутостью, слабым внешним выражением эмоций, логичностью в суждениях; поведение холериков — открытостью, резкими сменами настроения, неустойчивостью, бурными реакциями; меланхоликов — неустойчивостью, легкой ранимостью, необщительностью, глубокими эмоциональными переживаниями.

Темперамент оказывает существенное влияние на поведение человека в межличностных конфликтах. Например, холерика легко вовлечь в конфликтную ситуацию, а флегматика, наоборот, трудно вывести из себя.

2. Типология черт характера человека разработана впервые К. Г. Юнгом. Позднее ее исследовали К.Бриггс и И.Майерс, опубликовавшие "Индикатор типов Майерс — Бриггс", с помощью которого любой интересующийся может определить предпочтения своего характера. Эта типология выделяет четыре пары противоположных предпочтений:

Каждому типу характера соответствуют четыре из приведенных предпочтений. Таким образом, всего получается шестнадцать типов характеров. Характер формируется за счет асимметрии левого и правого полушарий головного мозга к семи годам и не изменяется радикально в течение всей жизни. Правое полушарие формирует эмоции и подсознательную деятельность, левое — логическую и рассудочную деятельность. Поэтому экстраверты никогда не становятся интровертами, и наоборот. Так же, как левши никогда не становятся правшами, хотя могут научиться более эффективно действовать другой рукой.

3. Несмотря на то, что темперамент и характер оказывают значи-тельное влияние на мотивацию поведения людей в возникновении и разрешении конфликтов, реакция их на внешние стимулы имеет более сложную природу. Окончательное решение на действие принимает личность. Уровень личностного развития — еще один важный фактор, влияющий на возникновение межличностного конфликта.

Личность развивается и совершенствуется в процессе ее социализации, активного усвоения и воспроизводства социального опыта. Человеку приходится корректировать свои действия в соответствии с общепринятыми нормами и правилами поведения окружающих. Для этого проявления своего темперамента и характера приходится держать под постоянным контролем. Когда личность справляется с этой задачей, у нее меньше трений с окружающими. Проблемы возникают тогда, когда поведение человека определяют только темперамент и черты характера, а личность не участвует в этом процессе, или не в состоянии "совладать с собой".

Э. Шостром в своей концепции делит всех людей на манипуляторов и актуализаторов. Манипуляторы — это люди, не доверяющие никому, в том числе, и себе. Поступки их пронизывают ложь (фальшивость, мошен-ничество), неосознанность (апатия, скука), контроль (замкнутость, намеренность) и цинизм (безверие). Манипуляторы всегда потенциально конфликтны.

Противоположность манипуляторам составляют актуализаторы. Их характеризуют честность (прозрачность, искренность, аутентичность), осознанность (отклик, жизненаполненность, интерес), свобода (спонтанность, открытость), доверие (вера, убеждение). Они глубоко верят в других и в себя. У актуализаторов меньше проблем с окружающими, с ними легче урегулировать возникшие конфликты.

Д. Роттер делит всех людей на экстерналов и интерналов. Экстерналы полагают, что все, что с ними происходит, является результатом действия внешних сил, обстоятельств, случая, других людей и т.п. В своих неудачах они склонны обвинять других, что чревато конфликтными ситуациями при взаимодействии с людьми. Интерналы считают, что все происходящее с ними есть результат собственных усилий. Во всех собственных неудачах обвиняют только себя. Им присущи активная жизненная позиция, независимость, ответственность за свои поступки, межличностные конфликты для них неприемлемы.

К. Леонгард разработал типологию акцентуированных личностей. Он показал, что людям с преувеличенным развитием каких-то черт характера свойственно поведение, которое отличается от нормы, но еще не превратилось в патологию. Некоторые из акцентуаций являются весьма благоприятной почвой для возникновения конфликтных ситуаций. Например, истероидная (демонстративная) акцентуация — это стремление привлечь к себе внимание любой ценой (слезы, обмороки, скандалы, болезни, хвастовство, склонность к лживости и фантазированию, отсутствие угрызений совести, склонность к необычным увлечениям).

Углубленное представление о проявлениях темперамента, типа характера, особенностей личности дает реальную возможность для предотвращения и профилактики межличностных конфликтов, для их конструктивного разрешения, а также для создания атмосферы благоприятного взаимодействия.

Источник:
Стили поведения в конфликте
Стили поведения в конфликте Исследователи выделяют следующие стили поведения в межличностном конфликте: противоборство, уклонение, приспособление, компромисс, сотрудничество, ассертивность.
http://mirznanii.com/a/214535/stili-povedeniya-v-konflikte

(Visited 1 times, 1 visits today)

CATEGORIES