Стили личности в психологии

Влияние психологии личности на формирование индивидуального стиля в одежде

Влияние психологии личности на формирование индивидуального стиля в одежде

Психологические особенности личности проявляются в различных аспектах его деятельности, в том числе в выборе стиля одежды. Выбор цветовой гаммы, фактуры тканей, разнообразие гардероба может характеризовать как темперамент человека, так и его текущее психологическое состояние.

Если исходить из основных типов темперамента, то можно сделать условное разделение, влияющее на выбор человеком определенных предпочтений в одежде. Стилисты в работе с клиентами придерживаются мнения, что сангвиников и холериков стоит несколько ограничивать в оформлении одеждой, тогда как меланхоликов и флегматиков – стимулировать.

Меланхолики полны нерешительности, из-за чего им трудно выделять себя одеждой. Он старается не выделяться, и может испытывать дискомфорт от новой одежды, или привлекающей внимание. Если всё же меланхолик понимает, что ему нужно выглядеть более активным, чем он бывает, то выбор выделяющей его одежды может помочь легче добиться нужного результата. Выбор более ярких оттенков по сравнению с обычной цветовой гаммой может усилить их привлекательность. Например, комфортная, красивая и сочная по цветовой гамме одежда в стиле Бохо может стать подходящим решением для женщины меланхолического типа.

Флегматики являются довольно инертными в своих проявлениях, и не только не успевают за модой, но и не слишком ею интересуются. Выбор их не многообразен, и часто почти случаен. Для такой категории людей привлечение внимания к новинкам может быть фактором, который сможет их «расшевелить» и активизировать.

Сангвиник является наиболее активным из четырех основных темпераментов, и старается быть в курсе модных тенденций. Предпочтение отдает более ярким цветовым решениям и стилям, что соответствует его энергетике. Обилие ярких цветов, деталей, отделки может портить впечатление и уводить от изысканности и утонченности, к которым стремится личность. Поэтому ему рекомендована некоторая сдержанность при выборе стиля.

Люди с холерическим темпераментом выражают себя еще более экспрессивно по сравнению с остальными типажами. Они – самые «модные» и экстравагантные, в результате чего нередко выглядят слишком броско. Применение костюмов, сдержанность в выборе красок и сочетаний – хороший совет для холериков. Выбор богатой элегантной серой гаммы и многослойной свободной одежды в стиле Бохо поможет холерику выглядеть более сдержанно и элегантно.

Не всегда психологические особенности людей совпадают с описанными темпераментами на 100%, но в большинстве своём можно отследить, к какому виду темперамента больше тяготеет человек и проследить это по его гардеробу.

Источник:
Влияние психологии личности на формирование индивидуального стиля в одежде
Психологические особенности личности проявляются в различных аспектах его деятельности, в том числе в выборе стиля одежды. Выбор цветовой гаммы, фактуры тканей, …
http://www.b17.ru/blog/81972/

Индивидуальный стиль и его исследования в психологии личности

Индивидуальный стиль и его исследования в психологии личности;

Само понятие «стиль» было введено в психологию А. Адлером, создателем одного из классических течений психоанализа — «индивидуальной психологии». А. Адлер прямо называет его манерой, способом. Я. Бундулс определяет адлеровские взгляды на стиль как на «некоторое неповторимое единство, характеризующее устойчивые тенденции в поведении человека». Это определение сводит стиль жизни человека только к его поведению.

А. Адлер писал о том, что стиль характеризует также тенденции внутреннего развития индивида, особенности его восприятия окружающего мира; что, являясь следствием динамики развития чувств общности и неполноценности, он сам, сформировавшись, определяет их развитие. Согласно А. Адлеру, для достижения конечной «цели успеха» необходимо преодолеть чувство неполноценности. Это преодоление получило название компенсации. Стиль жизни выступает как «закон движения» человека, определяющий как его поведение, так и внутреннее развитие. Он тесно связан с направленностью личности индивида (характером конечной цели), его мотивацией. Как вид компенсации чувства неполноценности стиль жизни может различаться по успешности адаптации человека к требованиям общества. По этому критерию выделяются три основных стиля.

1. Удачная компенсация. Стремление к успеху и конечная цель подчинены социальному чувству. Человек успешно адаптируется к жизни в обществе.

2. Неудачная компенсация. Человек преодолевает чувство неполноценности способами, не одобряемыми обществом (алкоголизм, преступность), либо уходит в болезнь, служащую оправданием его неадаптированного поведения. Чувство неполноценности переходит в комплекс неполноценности, который часто скрыт за комплексом превосходства. В качестве причин возникновения данного стиля А. Адлер выделяет как наличие органических недостатков, так и неправильное воспитание.

3. Сверхкомпенсация. Стремление к успеху переходит в стремление добиться превосходства над остальными людьми. А. Адлер считал сверхкомпенсацию механизмом творчества.

Таким образом, кроме стилей, осуществляющих позитивную функцию адаптации к требованиям общества, выделяется негативный тип стиля. Стиль обладает инертностью, и это приводит к тому, что, выполняя положительную функцию адаптации в одних условиях, он может оказаться непригодным в других.

Эффективность стиля жизни индивида А. Адлер оценивает по его адаптированности к требованиям общества.

Г. Шихи характеризует стиль жизни как способ решения жизненных проблем. Она рассматривает кризисные периоды у взрослого человека, обусловленные, по ее мнению, наличием двух противоположных стремлений: к уюту, согласию с другими людьми и к поискам своей индивидуальности.

Г. Оллпортпишет, что «стиль представляет собой наиболее сложную и полную форму экспрессивного поведения»; это проявление не отдельной стилевой черты, а всей совокупности черт личности, как стилевых, так и мотивационных.

Источник:
Индивидуальный стиль и его исследования в психологии личности
Индивидуальный стиль и его исследования в психологии личности; Само понятие «стиль» было введено в психологию А. Адлером , создателем одного из классических течений психоанализа —
http://studopedia.su/15_98413_individualniy-stil-i-ego-issledovaniya-v-psihologii-lichnosti.html

Понятие «стиль» в психологии

Стиль – индивидуальный способ взимодействия человека с миром.

Стиль жизни присутствует всегда, но проявляется лишь при столкновении человека с жизненными проблемами. Формируется он в детстве под воздействием переживаемых трудностей и основывается на стремлении к цели, окончательно закрепляясь к 4- 5 годам. А взрослая жизнь человека, по мнению Адлера, лишь фиксирует и сохраняет стиль жизни, и потому дает возможность предсказывать человеческое поведение.Развивая свою идею об изначальном переживании человеком своей неполноценности, Адлер рассуждал, что это переживание становится невыносимым и побуждает человека к действиям, исправляющим ситуацию. В результате у него появляется цель, которой он и достигает доступными ему способами, компенсируя изначальный дефект, недостаток или просто низкий уровень способностей.

1. Социально-полезный тип (высокий социальный интерес + высокая активность).Воплощение личностной зрелости; осознают необходимость сотрудничества, личного мужества и готовности действовать для других. Заинтересованы в благополучии других

2. Управляющий тип-самоуверенные (низкий социальный интереса + высокая активность), напористые люди, поведение которых не предполагает заботы о других. Важна установка превосходства над миром. Основные жизненные задачи решают в асоциальной манере

3. Берущий тип ((низкий социальный интереса + низкая активность), — Относятся к миру паразитически, в основном решают свои задачи за счет других, стремясь получить как можно больше. Низкая активность не позволяет им быть асоциальными

4. Избегающий тип ((низкий социальный интереса + низкая активность), — Не обладают позитивными целями, основной стратегией поведения является избегание. Преобладает социально-бесполезное поведение и низкая продуктивность жизни

Понятие когнитивного стиля в психологии индивидуальности

Когнитивным стилем в широком смысле называют способ переработки информации ее получения, хранения и использования. Чаще всего выделяют стили восприятия и стили мышления.

В литературе рассматривается около 10-15 когнитивных стилей

Поленезависимость/полезависимость

Конкретность/абстрактность

Сглаживание/заострение

Ригидный/гибкий

Низкая/высокая

Фокусирующий/сканирующий контроль

Импульсивность/рефлективность;

Узкий/широкий диапазон эквивалентности;

Когнитивная простота — сложность;

Становлення соціальної психології як науки. Предмет, принципи та завдання.

Социальная психология —это область психологии, изучающая психологические явления и закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные включением их в социальные группы, а так же психологические характеристик самих этих групп.

Объектом социальной психологии являются сообщества людей.

Задачи социальной психологии:

1. продолжение углубленных исследований проблем, относящихся к предмету социальной психологии во взаимодействии с другими науками;

2. содержательный пересмотр социально-психологических проблем в связи с изменившимися социальными условиями в нашей стране;

3. исследование новых социально-психологических явлений (этнических, экономических, классовых, политических, идеологических и др.);

4. социально-психологические исследования изменений в массовом сознании, общественных настроениях и общественном мнении;

5. анализ возрастания роли социальной психологии в условиях реформирования общества;

6. взаимодействие социальной психологии с прикладной и практической психологией;

7. обеспечение взаимосвязи отечественной социальной психологии с различными направлениями зарубежной социальной психологии.

В социальной психологии различают теоретическую и практическую части.

Предметом социальной психологии служат:

1. явления психики, характерные для больших социальных групп (нации, страны, большие социально-демографические группы);

2. личность: её положение в коллективе, межличностное отношение, особенности общения, изучение личности, ее черт;

3. массовые психические процессы, и положение личности в группе.

Предметом прикладной социальной психологии является изучение закономерностей психодиагностики, консультирования и применения психотехнологий в сфере социально-психологических явлений.

Социальная психика является сложным, динамическим и противоречивым образованием, которое функционирует как единство массовых, групповых, межгрупповых, межличностных и личностных настроений, массовых, групповых и индивидуальных эмоций, стереотипов и установок.

Функции социальной психики:

1. интеграция и трансляция социального опыта, на основе которого формируется единое направление мыслей, воли и чувств, в данной социальной группе;

2. социальная адаптация — приведение индивидуального сознания в соответствие с принципами и нормами, господствующими в данной социальной группе;

3. социальная корреляция — приведение поведения личности в соответствие с нормами, принятыми в данном социуме;

4. социальный контроль — регуляция поведения личности системой неформальных санкций общества;

5. психологическая разгрузка — освобождение от социально-психологического напряжения, без нарушения общепринятых норм;

6. социальная активация — усиление человеческой деятельности благодаря активизации массовых эмоций.

Историю развития социальной психологии можно разделить на 3 этапа:

1) описательный этап (VI в. до н. э. середина ХIХ в.) — зарождение и первые шаги социально-психологического знания встречаются уже в трудах философов античности.

СоциоцентризмПлатона — социум стоит над индивидом, диктует ему линию поведения. Индивидуальные особенности человека и его социальное поведение и положение у Платона связано с тремя частями тела: головой (умом) — развит у философов, сердце (мужество) — у воинов и живот (телесные вожделения) — у ремесленников. На подобной основе Платон различает и отдельные народы.

ЭгоцентризмАристотеля — человек рассматривался как “социальное животное”, которое не может развиваться нормально вне общества, однако, решая общественные проблемы, нужно идти от интересов индивида к массе.

Тории “плохого” и “хорошего” человека. В эпоху Возрождения существовало два учения, одно из которых (“реалистическое”) придерживалось мнения о изначальной порочности человека и аморальности общества (Н. Макиавелли, Т. Гоббс). Согласно другому учению (“романтическому”), человек по своей природе добр, но именно общество портит его, формируя негативные черты. (Ж.-Ж. Руссо, И. Кант, Д. Дидро).

2) Этап становления социально-психологического знания характеризовался следующими направлениями:

Психология народов (возникло под влиянием идей Гегеля) — “дух” нации или народа противопоставлялся “духу” отдельных индивидов (Лацарус и Штейнталь). В. Вундта также считал, что психические продукты, общественного характера человеческой жизни (языки, мифы и обычаи), необъяснимы, только исходя из индивидуального сознания, и имеют социальное происхождение.Социальный дарвинизм делал акцент на “борьбе за существование” посредством межличностных и межгрупповых конфликтов (Г. Спенсер). Спенсер использовал дарвинизм, чтобы доказать превосходство одних социальных групп над другими, оправдывая войну, политику колониализма и вообще любые действия, которые подразумевают конкуренцию или конфликт.

Психоаналитическая теория3. Фрейдаинстинктивные импульсы человека приходят в конфликт с интересами общества, результатом чего являются фрустрации. В основе эмоциональных связей общества лежат идентификация и десексуализация “либидо” (сублимация).

3) Этап экспериментально-теоретического развития социальной психологии в ХХ веке.На рубеже XIX—XX вв. в развитии социальной психологии начинается новый период — исследователи обращаются к лабораторному эксперименту. Отцом социально-психологического эксперимента считается Н. Триплет.

Дата добавления: 2018-06-01 ; просмотров: 58 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Источник:
Понятие «стиль» в психологии
Стиль индивидуальный способ взимодействия человека с миром… Стиль жизни присутствует всегда но проявляется лишь при столкновении человека… Адлер выделял…
http://studopedia.net/6_58774_ponyatie-stil-v-psihologii.html

Стили личности в психологии

1.1. Основные этапы становления понятия «стиль» в психологии

1.1. Основные этапы становления понятия «стиль» в психологии

В рамках данной книги рассматриваются история, современное состояние и перспективы стилевого подхода в психологии познания, связанного с изучением стилевых характеристик познавательной сферы личности (когнитивных стилей). Когнитивные стили – это индивидуально-своеобразные способы переработки информации, которые характеризуют специфику склада ума конкретного человека и отличительные особенности его интеллектуального поведения.

Многое из того, что происходило и происходит в области исследований стилей, можно объяснить исключительно сильным чарующим влиянием самого слова «стиль». Стилевой подход является ярким примером той ситуации в науке, о которой можно сказать, что «вначале было слово»: в течение многих десятилетий результаты стилевых исследований интерпретировались через призму некоторого исходного, своего рода романтического смысла, который вкладывался в понятие «стиля».

Ведь что такое стиль? Стиль – это свидетельство некоторой уникальности, выделенности человека из множества других людей, это тот шарм, наличие которого безоговорочно характеризует обладателя стиля (в одежде, манере поведения, художественном мастерстве либо научном творчестве) как человека с высоким уровнем душевной организации. Действительно, найти свой стиль и уметь его поддерживать – это свидетельство таланта и личного мужества, это всегда знак индивидуальности.[1]

Говорят, что данное ребенку имя впоследствии оказывает влияние на его характер. Безусловно, это чистейший предрассудок. Однако те, кто назвал определенный класс индивидуальных различий в интеллектуальной деятельности «стилями», несомненно, предопределил нелегкую судьбу стилевого подхода, непреднамеренно перенасытив контекст стилевых исследований излишними эмоционально-смысловыми ассоциациями. Что делать. Слово было сказано.

В словосочетании «познавательный стиль» содержательный акцент всегда был смещен на слово «стиль». Поэтому в начале придется вкратце остановиться на этимологии и основных этапах становления этого понятия как психологической категории.

С точки зрения своей исходной этимологии слово «стиль» («stylos» – греч.) означает палочку для писания на восковых досках с острым и тупым концами (тупым концом стирали неверно написанное). Любопытно, что уже в своем исходном метафорическом значении стиль – это возможность одновременного участия в деятельности двух противоположных по смыслу качеств, в равной мере необходимых для ее успеха.

В энциклопедических словарях обычно выделяются два – опять же противостоящих друг другу – аспекта значения этого слова: 1) стиль как индивидуально-специфический способ (манера, приемы) поведения, т. е. характеристика процесса деятельности; 2) стиль как совокупность отличительных черт творчества определенного автора, т. е. характеристика продукта деятельности. Впоследствии значение слова «стиль» формировалось как междисциплинарное понятие, поэтому проводились исследования «стиля эпохи», «художественного стиля», «стиля научного мышления» и т. д.

Таким образом, понятие стиля изначально являлось многозначным. Для психологии, чей категориальный аппарат отличается недостаточной содержательной строгостью, а схемы интерпретации результатов психологических исследований часто несут в себе элементы субъективизма и произвольности, было весьма рискованно привлекать в свой понятийный арсенал такой полисемантический термин, как «стиль». Тем не менее дело было сделано: одно из множества маленьких отделений в ящике Пандоры было открыто, и понятие стиля стало активно завоевывать свои позиции в психологической науке.

Можно выделить три этапа становления значения термина «стиль» и соответственно стилевого подхода в психологии.

Гордон Олпорт (1937) применял понятие стиля для описания экспрессивного аспекта поведения, характеризующего диспозиции личности (ее мотивы и цели). Стиль – это способы реализации мотивов и целей, к которым предрасположена личность в силу своих индивидуальных особенностей (поэтому «стилем» являются любые личностные черты, начиная с избирательности восприятия и заканчивая мерой общительности). Сформированность стиля, по Олпорту, – это свидетельство способности личности к самореализации, что соответственно предполагает высокий уровень психической организации «Я».

Как можно видеть, в этих работах с помощью термина «стиль» констатировался сам факт существования индивидуальных различий, которые более уже не рассматривались в качестве досадных случайных издержек психологического исследования.

Таким образом, на данном этапе понятие стиля имело скорее качественно-метафорическое значение, при этом внимание исследователей акцентировалось на важности индивидуализированных аспектов поведения. Характерно, что стиль, трактуемый как личностное свойство, рассматривался в качестве проявления высших уровней психического развития индивидуальности.

Второй этап становления стилевого подхода приходится на 50–70-е годы XX века и характеризуется использованием понятия стиля для изучения механизмов индивидуальных различий в способах познания своего окружения. В работах ряда американских психологов на первый план выходит исследование индивидуальных особенностей восприятия, анализа, категоризации и воспроизведения информации, обозначенных термином «когнитивные стили» (см.: Witkin, Oltman, Raskin, Karp, 1971; Gardner, Holzman, Klein, Lipton, Spence, 1959; Kagan, 1966 и др.).

Отличительной чертой этого этапа является переход на операциональные определения когнитивных стилей, когда то или иное стилевое свойство определяется через процедуру его измерения (когнитивный стиль – это то, что измеряется с помощью конкретной стилевой методики). В итоге стилевые исследования оказались «инструментально привязанными». Именно это обстоятельство впоследствии привело к серьезным противоречиям на эмпирическом уровне и в конечном счете к разрушению идеологических основ традиционного стилевого подхода.

Наконец, третий современный этап развития стилевого подхода, начало которого может быть приурочено к 80-м годам прошлого столетия, отличается тенденцией к гиперобобщению понятия стиль. В частности, понятие когнитивного стиля расширяется за счет появления новых стилевых понятий, таких как «стиль мышления» (Григоренко, Стернберг, 1996; 1997), «стиль учения» (Kolb, 1984; Honey, Mumford, 1986; Ливер, 1995), «эпистемологические стили» (Wardell, Royce,1978) и т. п. Отмечается появление стилевых метапонятий («метастилей»), замещающих все множество описанных на данный момент конкретных когнитивных стилей: артикулированность – глобальность (Witkin, Goodenough, Oltman, 1979); аналитичность – синтетичность (Колга, 1976; Шкуратова, 1994); образность – вербальность и целостность – детальность (Riding, 1997) и т. п.

Более того, понятие стиля начинает применяться ко всем сферам психической активности (в согласии со знаменитым определением Ж. Бюффона: «Стиль – это человек»). Так, в последние два десятилетия в отечественной литературе появились исследования «оценочного стиля» (Безносов, 1982), «эмоционального стиля» (Дорфман, 1989), «стиля педагогического общения» (Коротаев, Тамбовцева, 1990), «стиля психической деятельности дошкольника» (Стеценко, 1983), «стиля жизни личности» (Злобина, 1982), «стиля активности» (Вяткин, 1992), «стиля совладания со сложными жизненными ситуациями» (Либина, 1996), «стиля саморегуляции деятельности» (Моросанова, 1998) и т. д. Апофеозом подобного рода гиперобобщения, на наш взгляд, является концепция «стиля человека», в которой стиль рассматривается как метаизмерение по отношению ко всем свойствам индивидуальности на всех уровнях ее организации, начиная с темперамента и заканчивая смысловой сферой (Либин, 1998).

Таким образом, в рамках третьего этапа наблюдается фактическое отождествление стиля с индивидуальными различиями в психической деятельности. Однако, если стили – это всегда индивидуальные различия, то индивидуальные различия далеко не всегда являются стилями. Иными словами, в современных стилевых исследованиях критерии спецификации стиля оказались потерянными. Ловушка захлопнулась: категория стиля, фиксирующая факт индивидуального своеобразия способов поведения личности, поглотив и растворив в себе все остальные психологические категории, стала претендовать на замену предмета современной психологии стилевой феноменологией.

Итак, понятие когнитивного стиля родилось на стыке психологии личности и психологии познания. Данное обстоятельство, по-видимому, обусловило противоречивый характер тех оснований, на которых одновременно «вверх» и «вниз» выстраивалось значение этого словосочетания. За счет слова «стиль» оно приобретало качественно-метафорический оттенок, создавая иллюзию появления универсального объяснительного принципа, тогда как слово «когнитивный» возвращало его на уровень эмпирических фактов, вынуждавших искать объяснения личности через частные когнитивные измерения. Добавим, что если в психологии личности преобладала идея о стиле как проявлении высших уровней индивидуальности, то в психологии познания принципиально подчеркивался формальный характер стилевых свойств интеллектуальной деятельности, не имеющих отношения к высоким либо низким показателям психологического развития.

Тем не менее становление стилевого подхода явилось свидетельством трансформации предмета психологии познания: если раньше психология познания выступала как наука об общих закономерностях познавательной психической деятельности, то теперь она превращалась в науку о механизмах индивидуальных различий между людьми в способах познания окружающего мира.

Источник:
Стили личности в психологии
1.1. Основные этапы становления понятия «стиль» в психологии 1.1. Основные этапы становления понятия «стиль» в психологии В рамках данной книги рассматриваются история, современное состояние и
http://educ.wikireading.ru/13149

Типы личности: установки, связанные со стилями жизни

Типы личности: установки, связанные со стилями жизни.

Адлер напоминает, что постоянство нашей личности на протяжении жизни объясняется стилем жизни. Наша основная ориентация по отношению к внешнему миру также определяется стилем жизни. Он отмечал, что истинная форма нашего стиля жизни может быть распознана только при условии знания, какие пути и способы мы используем для решения жизненных проблем.

Поскольку у каждого человека стиль жизни неповторим, выделение личностных типов по этому критерию возможно только в результате грубого обобщения. Придерживаясь этого мнения, Адлер весьма неохотно предложил типологию установок, обусловленных стилями жизни (Dreikurs, 1950). В этой классификации типы выделяются на основании того, как решаются три главные жизненные задачи. Сама классификация построена по принципу двухмерной схемы, где одно измерение представлено «социальным интересом», а другое – «степенью активности». Социальный интерес представляет собой чувство эмпатии ко всем людям; проявляется он в сотрудничестве с другими скорее ради общего успеха, чем для личных выгод.

Первые три адлеровских типа установок, сопутствующих стилям жизни, – это управление, получение и избегание. Для каждой из них характерна недостаточная выраженность социального интереса, но они различаются по степени активности. У четвертого типа, социально-полезного, присутствуют и высокий социальный интерес, и высокая степень активности. Адлер напоминает нам, что ни одна типология, какой бы хитроумной они ни была или ни казалась, не может точно описать стремление личности к превосходству, совершенству и цельности. Тем не менее, описание этих установок, сопутствующих стилям жизни, в некоторой степени облегчит понимание поведения человека с позиции теории Адлера.

Источник:
Типы личности: установки, связанные со стилями жизни
Типы личности: установки, связанные со стилями жизни.: Адлер напоминает, что постоянство нашей личности на протяжении жизни объясняется стилем жизни. Наша основная ориентация по отношению к внешнему миру также определяется стилем жизни. Он отмечал, что истинная форма нашего стиля жизни может быть … — — . Портал World-Books.Biz
http://medic.studio/psihologiya-lichnosti/tipyi-lichnosti-ustanovki-svyazannyie-stilyami-45720.html

(Visited 3 times, 1 visits today)

CATEGORIES