Стиль человека психология

Исследование стиля в психологии: оппозиция или консолидация? Опубликовано в коллективной монографии «Стиль человека: психологический анализ»

Исследование стиля в психологии: оппозиция или консолидация? Опубликовано в коллективной монографии «Стиль человека: психологический анализ»/ под ред. . М.: Смысл,1998, с. 13-33 (стр. 1 )

Исследование стиля в психологии: оппозиция или консолидация?

Опубликовано в коллективной монографии «Стиль человека:

психологический анализ»/ под ред. . М.: Смысл,1998, с. 13-33.

Часто для раскрытия сути какого-нибудь понятия бывает полезно обратиться к истокам слова, его обозначающего. Слово “стиль”, как известно, происходит от греческого слова “stylos”, обозначающего всего лишь палочку, которой в древности пользовались для письма на восковых дощечках. Для дальнейшего рассуждения о феномене стиля важно зафиксировать тот момент, что понятие стиля с самого начала было связано с инструментальной оснащенностью человека. Стиль — это соединительное звено, мостик между рукой (психикой человека) и дощечкой ( внешним миром). Где же рождается стиль? В самом человеке? Или он порожден и обусловлен материалом, с которым взаимодействует человек, и, в конечном счете, средой? Эти вопросы, а по сути дела один вопрос о соотносительном влиянии индивидуальности и среды в возникновении стиля, явились фокусом дискуссий о стиле и в искусстве, и в науке.

В искусстве под стилем понимается “устойчивая целостность или общность образной системы, средств художественной выразительности, образных приемов, характеризующих произведение искусства или совокупность произведений” (25, с.514), причем оно имеет несколько уровней обобщенности. Наиболее обобщенными являются понятия исторических стилей (барокко, готика и т. п.) и национальных стилей (китайский, древнерусский и т. д.), носителями которых выступают представители крупных социо-культурных общностей. Средний уровень обобщенности связан со стилями отдельных художественных школ и направлений, где выразителями стиля является группа людей. Завершается эта иерархия индивидуальным стилем, создателем и субъектом которого выступает один человек.

Соотношение между этими стилями изменялось в процессе истории. “Если в ранние исторические периоды стили были унифицированными, то с наступлением эпохи Возрождения значение индивидуального стиля резко возрастает” (25, с.515). Далее процесс дробления и размывания общего исторического стиля стал нарастать настолько, что говорить о стиле эпохи стало практически невозможно. Двадцатый век ознаменовался утверждением множественности стилистических решений в искусстве, что означало победу индивидуального стиля над историческим и национальным.

На мой взгляд, преобладание индивидуального над групповыми формами стиля в процессе истории связано прежде всего с расширением гражданских прав и с раскрепощением личности творца. Как будет показано далее, порождение стиля любой деятельности требует определенной свободы ее исполнения, поэтому необычность и своеобразие стиля регламентируется творческими возможностями его изобретателя и толерантностью общества. Характерно, что в общественной жизни разворачивались аналогичные процессы, приводящие к дифференциации стилей жизни. О. Тоффлер, автор книги “Шок будущего”, так описывает многообразие стилей жизни в семидесятых годах нашего века: “Иностранец, попадающий ныне в американское, английское, японское или шведское общество, должен выбирать не из четырех-пяти классовых стилей жизни, а буквально из сотен различных возможностей” (цит. по 26, с.7).

Другим фактором, усилившим позиции индивидуального стиля в искусстве, стала разработка механизмов защиты авторских прав, что позволило закреплять новации за конкретным лицом. Произведения искусства перестали быть анонимными или народными. Строго говоря, у всякого стиля всегда есть конкретный автор. Эту мысль раньше всех и лучше всех выразил Ж. Бюффон в своей знаменитой речи в связи с принятием его в члены Французской академии в 1753 году: “Богатство знаний, глубина наблюдений, даже сама новизна открытий еще не служит надежной гарантией бессмертия. Эти вещи вне человека, стиль же есть сам человек. Поэтому стиль нельзя ни отнять, ни перенять, ни подменить” (цит. по 15, с.15). Хотя это относилось к литературному стилю, представление о том, что стиль есть сам человек, стало девизом для многих исследователей стиля в психологии.

Деятельность — стиль — индивидуальность

Не удивительно, что первой стилевой характеристикой, взятой в качестве предмета исследования в нашей стране в конце 60-х годов, было понятие индивидуального стиля деятельности1. По мнению одного из первых его исследователей , индивидуальный стиль деятельности – это

“индивидуально-своеобразная система психологических средств, к которым сознательно или стихийно прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания своей (типологически обусловленной) индивидуальности с предметными внешними условиями деятельности” (9, с.49). В этом определении подчеркивается инструментальная функция стиля и двоякая его обусловленность индивидуальностью и средой.

[1] В этом словосочетании идеально отражена пограничность стиля, который одним концом опирается на индивидуальность, а другим на деятельность.

Источник:
Исследование стиля в психологии: оппозиция или консолидация? Опубликовано в коллективной монографии «Стиль человека: психологический анализ»
Исследование стиля в психологии: оппозиция или консолидация? Опубликовано в коллективной монографии «Стиль человека: психологический анализ»/ под ред. . М.: Смысл,1998, с. 13-33 (стр. 1 )
http://pandia.ru/text/80/174/42280.php

Понятие стиля человека в отечественной психологии

Понятие стиля человека в отечественной психологии. Стилевые типологии А.В. Либина, Л.Я. Дорфмана

38. В психологии стиль имеет отношении главным образом к проявлениям индивидуальности. Понятие «стиль» впервые введено в психологический оборот Альфредом Адлером (1927) для объяснения своеобразия жизненного пути личности. Существование индивидуальных дефектов, физических ограничений в организме, психике, дефекты социальных взаимоотношений в семье создавали почву для угрозы пониженной или отрицательной социальной оценки личности. Защищая свое Я от сознания неполноценности, личность вырабатывает, согласно Адлеру, систему целей, которые она ставит перед собой, защищая свою социальную полноценность, при этом складывается определенный стиль жизни. Таким образом, жизненный стиль формируется вынужденно, и его возникновение детерминируется объективными особенностями организма, социальными условиями жизни, а не является чем-то случайным, произвольно выбранным.

Традиция рассмотрения стиля жизни как личностно обусловленной формы поведения сохранила свою актуальность и в настоящее время.

В отечественной психологии проблема стиля деятельности рассматривается с 50-х гг. XX века в работах В.С. Мерлина, Е.А. Климова и др. Для В.С. Мерлина индивидуальный стиль деятельности (учебной, спортивной, трудовой) как частный случай жизнедеятельности является системообразующим звеном, формирующим интегральную индивидуальность человека

Е.А. Климов исследовал ИСД у ткачих-многостаночниц в зависимости от выраженности у них свойств подвижности (инертности) нервных процессов. Была обследована группа ткачих, перевыполняющих норму выработки, и в этой группе были выделены подгруппы работниц, обнаруживших при экспериментальном обследовании выраженные свойства подвижности и инертности нервной системы.

Таким образом, оказалось, что можно обладать выраженными противоположными нейродинамическими свойствами и при этом одинаково успешно работать. Работницы были обследованы на подвижность-инертность свойств нервной системы потому, что выполняемая ими профессиональная деятельность состояла в осуществлении целого ряда действий (подготовительных, основных рабочих, контрольных, действий по устранению брака), и продуктивность труда ткачихи напрямую зависела от того, как она сумеет обеспечить непрерывную, с минимальным количеством брака, обрывов нити работу ткацких станков-автоматов. Продуктивность труда определялась суммарным временем функционирования станков в режиме производства ткани за смену.

Предстояло выявить, имеются ли отличия в приемах, способах работы у ткачих с подвижной и инертной нервной системой? Для выявления таких своеобразных приемов работы с ткачихами проводилась беседа, использовался также метод наблюдения за особенностями их трудового поведения.

В результате исследования было установлено, что работницы, обладавшие подвижной нервной системой, достигали успеха в работе за счет быстрых движений при ликвидации возникших ситуаций остановки станка, обрыва нити. Они быстро устраняли возникшие неполадки. Их стратегия выражалась словами «Надо все делать быстро… волка ноги кормят», они надеялись на свою расторопность, маневренность.

Стратегия ткачих с выраженной инертностью нервных процессов состояла в том, что они уделяли больше внимания подготовительным, предупредительным операциям, чаще осматривали работающие машины, чтобы скорректировать программу своей деятельности, старались избегать ситуаций профессиональной деятельности, требующей экстренного вмешательства.

Е.А. Климов отмечает, что эффективный стиль трудовой деятельности не формируется сам собой, дается нелегко, требует поисков. Доля инертных работниц среди успешных ткачих, обслуживающих четыре станка существенно меньше, чем в группе ткачих, работающих на трех станках, где работа менее напряжена. ИСД успешных ткачих, выступающих в роли наставника учениц профтехучилища, обнаруживает существенные различия.

39. Стиль общения в структуре индивидуальности

40. Стили лидерства в структуре индивидуальности

Понятие стиль лидерства К. Левином и его сотрудниками Р.Липпиттом и Р.Уайтом, которые предложили в качестве главного признака стиля рассматривать способ принятия решения, на основании чего ими были выделены автократический, демократический и свободный стили Лидерство-подчинение пронизывает все области формального и неформального общения, приобретая, как и все общение, индивидуально-вариативные формы, поэтому необходимо кратко на этом явлении остановиться.

Автократический (авторитарный, директивный) стиль примечателен тем, что руководитель собирает информацию и принимает решение самостоятельно, сам оценивает положение дел в группе или организации и взаимодействует с подчиненными в основном посредством ясных, четких и конкретных приказов-указаний, не испытывая потребности в обратной связи и не допуская ее. Средствами воздействия являются санкции со стороны лидера, определяемые им единолично.

Демократический -решение принимается сообща, в результате групповой дискуссии, лидер узнает мнение подчиненных и принимает его во внимание, постоянно поддерживая обратную связь в группе, он позволяет вносить коррективы и замечания в свою работу.

(Попустительский, либеральный) состоит, по сути, в отсутствии руководства со стороны лидера, основные жизненные интересы которого лежат вне сферы группового взаимодействия. В этом случае решение принимается формально демократически, но ответственность в случае неудачи возлагается на «козла отпущения», следуя вполне авторитарным принципам в их худшем воплощении.

41. Познавательные стили. Понятие «когнитивный стиль» и психологическая характеристика основных когнитивных стилей.

Стили кодирования информации — это индивидуально-своеобразные способы представления информации в зависимости от доминирования определенной модальности опыта (слуховой, зрительной, кинестетической, чувственно-эмоциональной и др.)

Когнитивные стили — это индивидуально-своеобразные способы переработки информации актуальной ситуации (способы ее восприятия, анализа, категоризации, оценивания и т.д.)

Интеллектуальные стили — это индивидуально-своеобразные способы постановки и решения проблем.

Эпистемологические стили — это индивидуально-своеобразные способы познавательного отношения человека к действительности, проявляющихся в особенностях индивидуальной «картины мира».

Эмпирический стиль — познавательный стиль, при котором личность контактирует с миром на основе данных непосредственного восприятия и предметно-практического опыта.

Рационалистический стиль — познавательный стиль личности, чей взгляд на действительность определяется широкими понятийными схемами, категориями и теориями.

Метафорический стиль — познавательный стиль, который проявляется в склонности к максимальной разнообразия впечатлений и комбинирования отдаленных областей знаний.

Понятие «когнитивный стиль» используется для того, чтобы выделить межиндивидуальные различия в процессах получения и переработки информации, а также, чтобы выделить типы людей в зависимости от особенностей их когнитивной ориентации.

Источник:
Понятие стиля человека в отечественной психологии
Понятие стиля человека в отечественной психологии. Стилевые типологии А.В. Либина, Л.Я. Дорфмана 38. В психологии стиль имеет отношении главным образом к проявлениям индивидуальности. Понятие
http://studopedia.info/2-85318.html

Психология личности в дизайне интерьера

Психология личности в дизайне интерьера. Какой стиль подходит конкретным людям?

Как известно, каждый охотник желает знать, где сидит фазан. А каждый человек желает знать, что у другого человека в голове и как на этого человека повлиять. Что касается дизайнеров, то они как продавцы своих услуг, надеются, что если они будут понимать психологию своих клиентов, то большее число клиентов удастся привлечь и начать с ними работать. Не секрет, что далеко не каждая встреча с клиентом заканчивается контрактом на дизайн проект. Как говорится, не сошлись характерами. Не понравились друг другу. «А вот если бы я знал(а) его тип личности, я бы тогда …»

А самое главное, представляете, как хорошо: встречаешься с клиентом, смотришь на него, понимаешь, что он/она определенного психологического типа и говоришь: «Я знаю, что вам надо. Ни слова больше! Делаем такой-то стиль». И все! Никаких проблем с подбором стиля, ни согласований. Классно же? А главное, клиент в конце со слезами на глазах говорит: «Да, это именно то, что я хотел(а)!».

Не буду скрывать, что и меня посещают подобные мысли. Я некоторое время исследовала эту тему и вот к каким выводам пришла.

Возьмем для примера тип, который известен всем людям, даже тем, кто никогда ни о каких теориях личности слыхом не слыхивал. Истероидный тип. Все слышали анекдоты про блондинок. Или, возможно, вы смотрели фильм «Блондинка в законе» с Риз Уизерспун. В конце концов, все знают, как выглядит кукла Барби и ее домик.

И вот вы встречаетесь с заказчицей. Она как раз такого типа, и вы говорите: «Ни слова больше! – Делаем Шебби шик».

Действительно, данный стиль очень няшный и в нем много розового, который так любят девушки этот психологического типа. Можно сделать прекрасный «домик для Барби». Но правильно ли это? Будет ли заказчица плакать от восторга? – Как-то сомнительно.

Проблема заключается в том, что по определенным стилям можно заключить, какого психологического типа человек. НО! Это когда стиль уже сделан и человек в нем живет.

Возьмем к примеру, Арт-Деко. Особенно в современных его вариациях и интерпретациях.

По этому стилю, в дополнение к другим параметрам, можно сказать, что данный человек скорее всего эппилептоидного типа (я использую типологию Сергея Шишкова «S-теория личности»). Людей этого типа просто тянет к тому, чтобы опосредованно привлекать к себе внимание со стороны окружающих. В том числе и через интерьер, в котором они живут. Но если вы первый раз встречаетесь с заказчиком, нужно ли ему сразу навязывать Арт-Деко?

Или возьмем маниакальный тип. Одной из характерных особенностей типа является скромность в быту. Это люди, которые обходятся малым. Можно предположить, что им подойдет стиль минимализм.

Правильно, подойдет, но это если он сам у вас его просит. А если вы говорите, «Вам подойдет минимализм», то он от вас тут же сбежит. Людям обычно не нравится, когда им говорят, что-то делать. У них сразу возникает мысль: «Мной манипулируют». И человек старается приложить максимум усилий, чтобы этой «манипуляции» избежать.

Может, дело в типологии? Давайте возьмем НЛПерскую модель Визуал-Аудиал-Кинестетик. Я как-то была мебельной выставке в Крокус-Экспо. Там была зона для матер-классов. Сейчас не вспомню фамилию дизайнера, которая вела мастер-класс про данную классификацию в дизайне интерьеров, но у аудитории эта тема вызвала живой интерес. Даже выступление следующего за ней известного оратора пришлось задержать, поскольку из зала задавали много вопросов.

Вот вы увидели клиента. Поняли, что он визуал. И? Визуалы реагируют на яркие цвета в интерьере. Ему подойдет практически любой стиль – классика в золоте, Арт-Деко с хромом и пурпуром и даже минимализм. – Просто повесьте в минималистичный интерьер крупную, яркую картину, и он будет счастлив. Или просто пустите яркую линию.

Какой стиль подойдет кинестетику? – Любой, где есть мягкий, удобный диван и мягкий ковер. Самые элегантные интерьеры получаются на игре фактур. В моем понимании, наиболее кинестетичным является Скандинавский стиль.

На втором месте Лофт. Но разве нельзя найти хороший, приятный диван для Неоклассики или Фьюжена? Да, полно таких моделей.

Аудиалы? – У них вообще нет специфических предпочтений в стилях. Но они обязательно поставят в интерьер отличную аудио систему.

У них скорее будут требования к строителям и материалам. Чтобы нигде ничего не скрипело, звук шагов от стен не отражался и топот соседей не был слышен.

Что из всего этого получается? А получается, что:

  1. Интерьер отражает предпочтения человека и его тип личности.
  2. Некоторые типы интерьеров характерны для конкретных типов личности.
  3. Но даже если вы знаете тип человека и какой стиль больше подходит под данный тип, это еще ничего не значит.

Источник:
Психология личности в дизайне интерьера
Психология личности в дизайне интерьера. Нужно ли учитывать психологию личности в дизайне интерьера? Почему различным людям нравится разные стили дизайна?
http://design-guru.moscow/psihologiya-lichnosti-v-dizayne-interera-kakoy-stil-podhodit-konkretnyim-lyudyam/

(Visited 1 times, 1 visits today)

CATEGORIES