Популярные записи:

Как вести себя с мужчиной овном после ссоры Как вернуть Овна после ссоры, если он ушел, если расстались – советы психологаКак вернуть Овна… (2)Письмо любимой девушке своими словами Признания в любви своими словами любимой девушке С тобою каждый миг волшебный и чудесный, ты… (2)Как девушке намекнуть что я ее хочу Как намекнуть девушке на секс Это тоже один из частых вопросов, которые присылают мне. Я… (1)Код успеха Forbes Forum - всё о форексе и бинарных опционах Нравится Не нравится kortanov 10 май… (1)Бывшая девушка моего парня хочет его вернуть Бывшая девушка моего парняНаверно у меня какие-то проблемы с самооценкой. Я слежу за жизнью бывшей… (1)

Религия

Основные виды религий. Мировые религии

Вера в Бога окружает человека с младенчества. В детстве этот еще неосознанный выбор связан с семейными традициями, существующими в каждом доме. Но позже человек может сознательно сменить конфессию. Чем они похожи и чем отличаются одна от другой?

Слово «религия» происходит от латинского religio (благочестие, святыня). Это мироощущение, поведение, действия, основанные на вере в нечто превосходящее понимание человека и сверхъестественное, то есть священное. Началом и смыслом любой религии является вера в Бога, независимо от того, олицетворен он или обезличен.

Известно несколько предпосылок появления религии. Во-первых, испокон веков человек пытается выйти за границы этого мира. Он стремится найти спасение и утешение за его пределами, искренне нуждается в вере.

Во-вторых, человек хочет дать объективную оценку миру. И тогда, когда он не может объяснить только естественными законами происхождение земной жизни, то делает предположение о том, что ко всему этому приложена сверхъестественная сила.

В-третьих, человек полагает, что разные события и происшествия религиозного характера подтверждают существование Бога. Список религий для людей верующих уже служит реальным доказательством существования Бога. Объясняют они это очень просто. Если бы не существовало Бога – не было бы и религии.

Зарождение религии произошло еще 40 тысяч лет тому назад. Именно тогда было отмечено появление простейших форм религиозных верований. Узнать о них удалось благодаря обнаруженным захоронениям, а также наскальной и пещерной живописи.

В соответствии с этим выделяют следующие виды древних религий:

В мире насчитывается более ста различных религиозных направлений, включая древнейшие формы и современные течения. Они имеют свое время возникновения и отличаются количеством последователей. Но в основе этого большого списка лежат три самые многочисленные мировые религии: христианство, ислам и буддизм. Каждая из них имеет различные направления.

Мировые религии в виде списка можно представить следующим образом:

1. Христианство (почти 1,5 млрд человек):

  • православие (Россия, Греция, Грузия, Болгария, Сербия);
  • католицизм (государства Западной Европы, Польша Чехия, Литва и другие);
  • протестантизм (США, Великобритания, Канада, ЮАР, Австралия).

2. Ислам (около 1,3 млрд человек):

  • суннизм (Африка, Центральная и Южная Азия);
  • шиизм (Иран, Ирак, Азербайджан).

3.Буддизм (300 млн человек):

  • хинаяна (Мьянма, Лаос, Таиланд);
  • махаяна (Тибет, Монголия, Корея, Вьетнам).

Кроме того, в каждом уголке мира существуют национальные и традиционные религии, также со своими направлениями. Они возникли или получили особое распространение в определенных странах. По этому признаку различают такие виды религий:

  • индуизм (Индия);
  • конфуцианство (Китай);
  • даосизм (Китай);
  • иудаизм (Израиль);
  • сикхизм (штат Пенджаб в Индии);
  • синтоизм (Япония);
  • язычество (индейские племена, народы Севера и Океании).

Эта религия возникла в Палестине в Восточной части Римской Империи в I веке нашей эры. Ее появление связано с верой в рождение Иисуса Христа. В 33 года он принял мученическую смерть на кресте, чтобы искупить грехи людские, после чего воскрес и вознесся на небеса. Таким образом, сын Бога, воплотивший себе сверхъестественную и человеческую природу, стал основателем христианства.

Документальная основа вероучения – Библия (или Священное Писание), состоящая из двух самостоятельных сборников Ветхого и Нового Завета. Написание первого из них тесно связано с иудаизмом, от которого берет свое начало христианство. Новый Завет был написан уже после зарождения религии.

Символы христианства – православный и католический крест. Основные положения веры определены в догматах, которые основаны на вере в Бога, сотворившего мир и самого человека. Объекты поклонения – Бог-Отец, Иисус Христос, Святой дух.

Ислам, или мусульманство, зародился среди арабских племен Западной Аравии в начале VII века в Мекке. Основателем религии стал пророк Мухаммед. Этот человек с детства был склонным к одиночеству и часто предавался благочестивым размышлениям. Согласно учению ислама, в 40 лет на горе Хира к нему явился небесный посланник Джабраил (архангел Гавриил), который и оставил в его сердце надпись. Как и многие другие мировые религии, мусульманство основывается на вере в одного Бога, но в мусульманстве его называют Аллах.

Священное писание – Коран. Символами ислама являются звезда и полумесяц. Основные положения мусульманской веры заключены в догматах. Они должны признаваться и беспрекословно выполняться всеми верующими.

Основные виды религии — суннизм и шиизм. Их появление связано с политическими разногласиями между верующими. Так, шииты по сей день считают, что истину несут только прямые потомки пророка Мухаммеда, а сунниты думают, что это должен быть избранный член мусульманской общины.

Буддизм зародился в VI веке до нашей эры. Родина – Индия, после чего учение распространилось в страны Юго-Восточной, Южной, Центральной Азии и на дальний Восток. Учитывая, сколько существуют другие наиболее многочисленные виды религий, можно смело утверждать, что буддизм является самой древней из них.

Основатель духовной традиции – Будда Гаутама. Это был обычный человек, родители которого удостоились видения, что вырастет их сын Великим Учителей. Будда также был одинок и склонен к размышлениям, и очень быстро обратился к религии.

В этой религии нет объекта поклонения. Цель всех верующих – достичь нирваны, блаженного состояния прозрения, освободиться от собственных оков. Будда для них представляет собой некий идеал, на который следует равняться.

В основе буддизма лежит учение о четырех Благородных Истинах: о страдании, о происхождении и причинах страдания, о подлинном прекращении страдания и устранении его источников, об истинном пути к прекращению страдания. Этот путь состоит из нескольких ступеней и делится на три этапа: мудрости, нравственности и сосредоточения.

Кроме тех религий, которые зародились очень давно, в современном мире до сих пор продолжают появляться новые вероучения. В их основе по-прежнему лежит вера в Бога.

Можно отметить следующие виды современных религий:

Этот список постоянно видоизменяется и дополняется. Некоторые виды религий особенно популярны среди звезд шоу-бизнеса. Например, саентологией всерьез увлечены Том Круз, Уилл Смит, Джон Траволта.

Эта религия возникла в 1950 году благодаря писателю-фантасту Л. Р. Хаббарду. Саентологи считают, что любой человек изначально хороший, его успех и душевное равновесие зависят от него самого. Согласно фундаментальным принципам этой религии, люди – бессмертные существа. Их опыт имеет более продолжительный срок, чем одна человеческая жизнь, а способности неограниченны.

Но все не так однозначно в этой религии. Во многих странах считается, что саентология – это секта, псевдорелигия с большим капиталом. Несмотря на это течение очень популярно, особенно в Голливуде.

РЕЛИГИЯ

Расхождения станут еще более существенными, если мы выйдем за рамки теизма, поскольку в бесконечном множестве культурных феноменов, именуемых «религиозными», различные черты (в т.ч. и перечисленные выше) играют неодинаковую роль, а некоторые и вовсе отсутствуют (напр., понятие Бога — в буддизме и конфуцианстве, церкви — в исламе и т.д.). Ясно также, что найти одинаково содержательные характеристики верований первобытного человека и современных религиозных представлений едва ли возможно. К тому же для верующего Р. — нечто большее, чем совокупность отдельных компонентов, которые формулируются «теоретиками» (теологами) церкви, а тем более ее оппонентами, а именно личное, внутреннее переживание Бога, в котором подобные компоненты только и обретают свой специфически «религиозный» (т.е. отличающийся от светского) смысл.

Выживание древних человеческих социальных «организмов» требовало так или иначе согласованного поведения их членов, которое достигалось обычаями, традициями, жесткой системой правил и табу. Позже, когда формируется личностное сознание и поведение людей становится все более целенаправленным, возрастает регулятивная роль общих предписаний, которые индивид применяет с учетом конкретной ситуации. Социально-целесообразная деятельность человека, однако, возможна лишь тогда, когда ее мотивы выходят за рамки потребностей и забот конечного, смертного существа и подчиняются интересам всего общества, существование которого представляется беспредельным. Иными словами, необходимы идеалы и ценности, способные заделать мучительные разрывы, образующиеся в сознании смертного человека — синтеза плоти и духа, «времени и вечности». Это могло быть достигнуто лишь путем трансцендирования, т.е. постулирования «иной», высшей реальности, нетленных ценностей, идеалов, превосходящих мироощущение конечного индивида и составляющих, по знаменитому выражению П. Тиллиха, его «предельную заботу», лишь введением в ткань культуры понятия Абсолюта и идеи бессмертия. Именно эта объективная потребность в высшей экзистенциальной ориентации формирующихся личностей лежит в основе возникновения Р. Важно также подчеркнуть, что свое решение проблемы предназначения человека, свои высшие ценности предлагают и др. формы первоначально не-расчлененной культуры. Таковы категория «должного», апелляция к «счастью всего народа», к «отеческим гробам», идеал равенства всех людей и т.п.

Так что представление о всемогущем Боге или богах, о вечной душе человека и загробном воздаянии—один из возможных способов решения фундаментальной проблемы жизни и смерти, которая в онтологическом измерении лежит глубже расхождения атеистов и верующих, а тем более — последователей различных конфессий. В истории обозначилась и преемственность смены духовных абсолютов. Если раньше люди прежде всего уповали на небесную опеку, то примерно с 17 в. растет влияние секулярных ценностей, которые проявляются в различных формах — филос. политической, этической, эстетической.

Наиболее ранними формами Р. были параллельно возникавшие и связанные между собой магия — система ритуальных обрядов, призванных воздействовать на сверхъестественные силы, фетишизм, наделявший сверхъестественными свойствами различные физические предметы, тотемизм — вера в сверхъестественную связь человеческого сообщества с конкретным животным-«прародителем», анимизм — представления о «духах» как природных явлений, так и самих людей. Это была эпоха многобожия (политеизма), или язычества, эпоха господства мифологии как наиболее древнего способа гармонизации, «очеловечивания» мирового хаоса.

Разложение первобытно-общинного строя сопровождалось слиянием родов, племен в народы и гос-ва, когда в сложном иерархическом пантеоне объединялись и их Р. со своими местными богами. Так обстояло дело в Др. Египте, Вавилонии, Греции, Риме и др. рабовладельческих и раннефеодальных гос-вах. Многие из таких Р. сохранились и сегодня: индуизм, даосизм, синтоизм, зороастризм, джайнизм, не говоря уже о многообразных видах неоязычества. Этот же процесс приводит к появлению теистических религий — иудаизма, христианства, ислама. Позже некоторые из них формируются в три наднациональные, или мировые, религии (буддизм — 5—6 вв. до н.э., христианство — 1 в. и ислам — 7 в.), каждая из которых объединяют людей независимо от их этнической, социальной и политической принадлежности. Эта установка ясно выражена в Новом Завете: «. нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» (Кол 3: 11).

В эпоху Средневековья христианство доминировало в массовом европейском сознании. Для человека той поры вера в Бога была высшей истиной, основой понимания мира, определявшей повседневное поведение. Поэтому теология имела приоритетный статус в культуре. В ее рамках совершалось становление и постепенное обособление философии, науки, этики, искусства. Именно христианство закрепляло социально-политическое и духовное единство зап. цивилизации, неслучайно именуемой «христианской».

Христианство зафиксировало и обобщило богатейший жизненный опыт людей, стремившихся жить «во Христе», закрепив систему идей, мыслительных навыков, духовных процедур, обрядов, которые стали универсальными духовными ценностями (конечное торжество справедливости, наказуемость даже мысленных преступлений, постоянная готовность к бескомпромиссной исповеди, чувство ответственности за судьбы др. людей, доброту и любовь и т.п.), оно стало реальным вектором «прогресса в сознании свободы» (Г.В.Ф. Гегель).

Христианство (как и любая крупная Р.) представлено не просто верованиями, но и институционально — как совокупность специфических организаций. Церковные ин-ты подчиняли изначальную «апостольскую веру» своим корпоративным интересам, вырабатывая официальные вероисповедания, которые агрессивно защищали и распространяли. Тем самым они неизбежно оказывались вовлеченными во властные структуры, в сферу политики. Так, после превращения христианства в государственную религию Римской империи (4 в.) церковь развивается в сложную иерархическую структуру и борется за торжество теократии, что вызывает ответные религиозно-общественные движения (см. ЕРЕСИ ), (см. СЕКТАНТСТВО ), ставшие существенным компонентом социально-политической истории Европы.

Католическая идея о возможности рационального познания атрибутов Бога (естественная теология), несомненно, стимулировала развитие науки, уверенность в наличии объективных, поддающихся рациональному постижению связей и законов. В то же время вся история Запада отмечена резкой конфронтацией религии и науки, обусловленной наличием двух различных функций культуры: познавательной, направленной на исследование законов природы и общества, идеологической (регулятивной), обеспечивающей целостность и стабильность общественного организма. Маркс, напр., соответственно различал способы «теоретического» и «Практически-духовного» освоения действительности. К первым он относил науку, ко вторым — религию, право, мораль, искусство. Наука — не просто совокупность знаний, но и специфическая социальная деятельность, которая вырабатывает собственные ценностные установки: опора на опыт, верность истине, готовность выступать против устоявшихся предрассудков и священных авторитетов. Отсюда столкновения науки с церковью, авторитарно утверждавшей свою картину мира. Прогресс естествознания неизбежно оборачивался серией «покушений» не только на отдельные положения церковной догматики, но и на принцип ее построения. Так, открытие Коперника вызвало яростное сопротивление Рима, потому что разрушало то «сакральное», идеологическое содержание, которое было придано церковью геоцентрической системе: понимание Вселенной как совершенного творения Бога, принципиальное противопоставление Земли и «небесного мира» и т.д. Так же обстояло дело с геологической концепцией Ч. Лайеля и особенно — с эволюционной теорией Ч. Дарвина, подрывавшей ключевое библейское положение о сотворении человека.

При всем том традиционное представление об абсолютной «противоположности» науки и религии (как «тьмы» и «света») провоцировалось прежде всего идеологическими мотивами, а именно духовным деспотизмом церкви, с одной стороны, и специфическими для европейской традиции претензиями науки на создание всеобъемлющего мировоззрения (сциентизм) — с др. Во всяком случае, сегодня среди серьезных специалистов преобладает мнение о том, что компетенция религиозного сознания должна быть ограничена экзистенциальной проблематикой, а наука лишена своих абсолютистских мировоззренческих претензий; соответственно правомерно говорить о взаимной дополнительности религиозной веры и научного знания, лишь совместно удовлетворяющих одинаково объективные потребности миллионов и миллионов людей на данной стадии развития человечества.

Напряженной сферой противоборства светской и религиозной мысли были и остаются проблемы этики и морали. Богословы настаивают на том, что без веры в Бога полноценная духовная жизнь невозможна, поскольку в этом случае нравственность лишается абсолютного критерия, а ее предписания неизбежно превращаются в выражение своекорыстных мирских интересов. Такой позиции, можно противопоставить констатацию способности к трансцендированию не только в Р., но и в др. формах культуры, а следовательно, и возможность образования высших нравственных абсолютов в рамках светского сознания. К этому можно добавить и многочисленные факты, когда именем Бога освящались аморальные и жестокие деяния (напр., религиозные войны). Представление о независимости морали от Р. составляет давнюю традицию филос. мысли, получившую развернутое обоснование уже у И. Канта. Однако и сегодня Р. сохраняет существенную роль в нравственной регуляции общества.

Надо отметить, что на практике в сфере морали Р. и наука значительно сблизились, во многих случаях выступают совместно и создают наиболее яркий пример толерантности по отношению друг к другу.

На протяжении многих веков европейские искусство и литература вдохновляются библейскими сюжетами и персонажами, запечатлевшими «предельные», «чистые» человеческие типы, хотя влияние, напр., аскетичного кальвинизма не идет в сравнение с православием или лютеранством, вобравшими в себя многие элементы народной культуры и вдохновившими Рублева и Иванова, Мильтона и Баха. Но и здесь можно констатировать все большее размежевание богоборческого и конфессионально апологетического искусства.

Будущее Р. не поддается однозначным оценкам. В канун 19 в. господствовало представление о скором наступлении «иррелигиозного будущего». Действительно, на Западе продолжался процесс секуляризации, постепенное выталкивание Р. и церкви на периферию общественной и культурной жизни. Однако уже Первая мировая война обозначила глубочайший кризис «европейского человечества» (Э. Гуссерль); она в корне подорвала либерально-прогрессистские концепции, вызвав усиление иррационалистических, антисциентистских доктрин, в т.ч. в философии и богословии (экзистенциализм, персонализм, диалектическая теология и т.д.). Обострение глобальных проблем еще более усилило эти тенденции, заставив говорить о новой «религиозно-мистической волне». Создается впечатление, что в современном «обезбоженном» мире (М. Хайдеггер) формируется новый тип религиозности, обнаруживающей себя в появлении многочисленных нетрадиционных религий, в растущем интересе к идеям космизма и различным формам эзотерического знания, к возрождению архаических религиозных образований в качестве символов национальной духовности и государственности, противостоящих глобальной экспансии зап. массовой культуры. Все эти процессы в особо противоречивом, часто уродливом виде проявляются сегодня в посткоммунистической России.

Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики . Под редакцией А.А. Ивина . 2004 .

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия . Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов . 1983 .

Философский энциклопедический словарь . 2010 .

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960—1970 .

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .

Религия — Обелиск с религиозными текстами Религия  особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, о … Википедия

РЕЛИГИЯ — это убеждение, что все происходящее с нами необычайно важно. И именно поэтому она будет существовать всегда. Чезаре Павезе Без соображения с божественным не сделаешь хорошо ничего человеческого, и наоборот. Марк Аврелий Среди приверженцев каждой… … Сводная энциклопедия афоризмов

РЕЛИГИЯ — (лат. religio, от предл. re, и ligare связывать). Отношение, которым человек признал себя связанным с невидимым миром. Вероисповедание, вера, вообще признание и почитание Бога. Религия естественная. Религия, основывающаяся на побуждениях сердца и … Словарь иностранных слов русского языка

Религия — Религия ¦ Religion Совокупность верований и обрядов, имеющих объектом Бога или многих богов. Это и придает религии связность (по одной из возможных, хотя и сомнительных гипотез, этимология слова восходит к латинскому глаголу religare –… … Философский словарь Спонвиля

РЕЛИГИЯ — РЕЛИГИЯ, религии, жен. (лат. religio). Взгляды и представления, основанные на мистике, на вере в чудодейственные силы и существа. Религии древнего Востока. Мусульманская религия. «Религия есть опиум народа, это изречение Маркса есть краеугольный… … Толковый словарь Ушакова

РЕЛИГИЯ — (от лат. religio благочестие, набожность, предмет культа), форма идеалистич. мировоззрения, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), связанные с верой в сверхъестеств. силы (бога) и в их влияние на жизнь человека и его… … Демографический энциклопедический словарь

РЕЛИГИЯ — см. Государственная религия … Юридический словарь

РЕЛИГИЯ — (лат. religio благочестие, набожность, святыня) мировоззрение, миропонимание, мироощущение, а также сопряженное с ними поведение людей, определяемое верой в существование сверхъестественной сферы, артикулируемой в зрелых формах Р. в качестве Бога … Новейший философский словарь

Религия — ¦ Одна из основ общества. ¦ Нужна народу, однако не в очень большом количестве. ¦ «Религия наших отцов» произносить с благоговением … Лексикон прописных истин

Что такое религия и какова ее роль

Все люди слышали слово «религия», многие принадлежат к той или иной религиозной конфессии. Однако мало кто знает и может объяснить, что такое религия.

Этот термин очень тесно связан с такими понятиями, как «вера» и «Бог». Исходя из этого, можно дать определение тому, что такое религия. Это такая форма сознания и совокупности духовных представлений и эмоциональных переживаний, которая основывается на вере в некоторые сверхъестественные существа и силы (духов, богов, ангелов, демонов, бесов и прочие), которые и являются объектами и предметами культа и поклонения. Обобщив, можно сказать, что такое религия простыми словами. Этот термин означает почитание определенных богов.

Однако для полноценного раскрытия этого сложного вопроса (о том, что такое религия) нужно обратиться к истории и понять роль религии в обществе и развитии человеческой цивилизации.

Еще на заре развития человечества люди не могли объяснить, как происходят те или иные природные процессы. Поэтому они предпочитали считать наводнение, засуху, гром, молнию, восход и закат действиями определенных злых или добрых богов и сверхъестественных существ. Со временем появились и специально обученные люди – шаманы, жрецы, друиды, браманы, которые умели общаться с проявлениями потустороннего мира, богами и духами. Основной их задачей было предсказание неурожайных или же урожайных лет, войн, стихийных бедствий, а также задабривание тех или иных сверхъестественных существ. Каждое явление имело своего бога. Покровители были у войны, грома, солнца и так далее. Верования в многочисленность богов носят такие названия, как политеизм или язычество.

Существуют три основные мировые религиозные конфессии: буддизм, ислам и христианство. Основными их назвали благодаря многочисленности их последователей – верующих. Однако, судя по определению термина, объясняющего, что такое религия, это будет не совсем верно. Тот же буддизм, по сути, не является конкретной религией, так как это — больше учение и вера в определенные догмы и силы природы, а не в одного единого бога. А вот христианство, наоборот, трансформировалось в религию из учения. В настоящее время большую популярность набирает так называемое «неоязычество» — попытки возродить политеистические, языческие религии прошлого.

Источники:

Основные виды религий
В мире существуют различные виды религий, но самые многочисленные из них христианство, ислам и буддизм. Каждая из них имеет свои направления и течения, которые имеют большое число сторонников в разных странах.
http://businessman.ru/new-osnovnye-vidy-religij-mirovye-religii.html
Религия
РЕЛИГИЯ Расхождения станут еще более существенными, если мы выйдем за рамки теизма, поскольку в бесконечном множестве культурных феноменов, именуемых «религиозными», различные черты (в т.ч. и
http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/1036/%D0%A0%D0%95%D0%9B%D0%98%D0%93%D0%98%D0%AF
Что такое религия и какова ее роль
Все люди слышали слово «религия», многие принадлежат к той или иной религиозной конфессии. Однако мало кто знает и может объяснить, что такое религия.
http://fb.ru/article/62677/chto-takoe-religiya-i-kakova-ee-rol

(Visited 1 times, 1 visits today)

Популярные записи:

Как задеть девушку сообщением Как задеть девушку сообщением Есть 2 возможных объяснения этому. 1. Ты недостаточно зацепил её. 2.… (1)Красивые слова о жизни в прозе Мудрые высказывания о жизниУмные мысли приходят лишь тогда, когда глупости уже сделаны. Только те, кто… (1)

COMMENTS