Развитие потенциала личности

Личность, ее формирование, свойства и потенциал

1.3 Личность, ее формирование, свойства и потенциал

Понятие «личность» используется во многих науках, но значения их схожи. Личиной в древнем театре называли маску, которую актер надевал на лицо. Сейчас говоря о человеке как о личности, также имеют в виду его роль, но в более широком значении – роль в «театре жизни», в обществе, среди людей. [17]

Личность – это конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для него самого и окружающих. [12]

Личность можно рассматривать как конкретного человека, представителя определенного общественного класса, коллектива, осознающего свое отношение к окружающей действительности и занимающегося общественно полезной деятельностью, наделенного индивидуальными, только ему присущими психическими чертами и свойствами.

Понятие «личность» характеризует один из наиболее значимых уровней организации человека, а именно особенности его развития как социального существа.

Психология, в согласии со своим предметом, связывает достоинства человека как личности с присущими ему психологическими свойствами, качествами. Личность в психологии означает системное социальное качество человека, это главная целостная характеристика внутреннего мира человека, мера его развития как носителя сознания, интеллекта, культуры, морали, защитника и творца человеческих ценностей. [19]

Педагогику личность интересует как объект и субъект педагогического процесса, обучения, воспитания и развития. Психологию же личность интересует с точки зрения ее внутреннего строения, закономерностей возникновения, формирования, развития, особенностей социально-психологических проявлений.

На формирование личности оказывает влияние целый ряд факторов. (Приложение А). Ведущую роль в формировании личности играют социальные обстоятельства, к числу которых относятся прежде всего следующие:

— макросоциосреда — общественный строй, государственное устройство, уровень развития общества и его возможности дня обеспечения жизни и деятельности людей, особенности идеологического и другого воздействия на них средств массовой информации, пропаганды, агитации, социально-политическая, этническая, религиозная обстановка в обществе и т.д.;

— микросоциосреда — это среда непосредственного контактного взаимодействия человека: семья, дружеская компания, школьный класс, студенческая группа, производственный, трудовой коллектив, другие ситуативные и относительно длительные взаимосвязи человека с социальной средой;

— воспитание — специально организованный процесс формирования и развития человека, прежде всего его духовной сферы.

— деятельность — игра, учебная, производственно-трудовая, научная. В процессе деятельности, включаясь разнообразные ее виды, социальные связи и отношения, человек овладевает социальным опытом и наращивает его, развивает свой творческий и физический потенциал, волю, характер, умения и навыки предметно-практических действий, поведения;

— социальное взаимодействие во всем многообразии его разновидностей, и прежде всего общение с другими людьми.

Наряду с социальными обстоятельствами исключительно большую роль в формировании и развитии личности играет биологический фактор, физиологические особенности человека, особенности общих и специфических типов высшей нервной деятельности, своеобразие морфологии мозга и т.п. Особую роль в формировании и становлении личности, ее отдельных структур играют общение, другие виды взаимодействии человека с непосредственным социальным окружением и деятельность. Вначале через общение с родителями, другими людьми, а затем и через разнообразные виды совместной с ними деятельности человек усваивает социальный опыт, овладевает нормами, правилами, способами поведении и деятельности, отдельных действий — происходит социализация личности, формируется и развивается ее субъектность.

Социализация личности — это процесс овладении человеком социальными и социально-психологическими нормами, правилами, функциями, ценностями, общественным опытом в целом. Это непрерывный процесс становления и развития личности через освоение человеком материальной и духовной культуры, социальных и личностных отношений, характерных дли конкретных условий его жизни и деятельности. [13]

Социализация личности осуществляется через взаимодействие ее со средой, в ходе которого человек не только овладевает социальным опытом, но и наращивает его, производит соответствующие изменения в социальной и природной среде. Процесс социализации личности имеет две взаимосвязанные стороны. С одной стороны, человек присваивает социальный опыт. С другой — проявляется индивидуальность человека.

Основными свойствами личности являются: направленность, способности, характер, темперамент.

Под направленностью понимают психологическое свойство личности, систему ее побуждений, взглядов, выражающееся в потребностях, мировоззрении, установках, целях жизни и деятельность личности.

Потребность – это испытываемая человеком устойчивая и сильная нужда в чем-либо. Они направляют его интересы, мысли, движения. Удовлетворение потребности вызывает чувство удовольствия, неудача — плохое настроение и самочувствие, недовольство и даже гнев, ярость, агрессию. Стремление к удовлетворению потребностей — основа целенаправленной деятельности, а успешные результаты удовлетворения той или иной потребности усиливают ее роль в направленности личности.

Потребности человека делятся на две группы: материальные (социализированные) и духовные.

Жизненные цели — долгосрочные и среднесрочные результаты, намеченные личностью для реализации в планах жизни и деятельности.

Мотивы — осознаваемые личностью побудительные силы конкретных выборов, решений и действий. Цель — то, к чему стремится человек, мотив — ради чего, для чего это ему нужно. Мотивы характеризуют типичные для личности, преобладающие внутренние причины выборов ею целей, способов, поступков и действий. Одни и те же проявления активности могут порождаться разными мотивами.

Мировоззрение – совокупность идей, мнений, убеждений, взглядов личности на мир, жизнь, общество, это ценностные ориентации конкретного человека.

Способности – свойство личности, связанное с качествами личностями, которые благоприятствуют овладению каким-либо делом, эффективному его осуществлению. Различают частные способности и способности к определенному виду деятельности. К частным способностям относятся: интеллектуальные, творческие, деловые, организаторские, художественные, к наблюдению, к запоминанию, к выносливости, музыкальный слух и др. Они обусловлены, как правило, особым развитием отдельных качеств. Второй вид способностей — способности к определенной профессии, специальности, виду деятельности. Такая способность — всегда личностный комплекс. Она включает отдельные частные способности и качества, относящиеся к другим свойствам — направленности, характеру, психофизиологии. [7]

Темперамент – свойство личности, характеризующее динамику протекания психических процессов (возбуждения и торможения), зависящую от особенностей высшей нервной деятельности данного человека. Комплексы различных психофизиологических особенностей служат основанием для выделения типов темперамента. Есть четыре общих типа, обусловленных особенностями нервной системы:

• сангвинический. Наиболее распространенный среди людей тип. Человек, обладающий им, — сангвиник — отличается активностью, выраженностью и силой всех процессов, эмоциональностью, легкой переключаемостью, гибкостью, склонностью к разнообразию видов активности, устойчивостью, работоспособностью. Он уравновешен, оптимистичен, обладает веселостью и отходчивостью. Оборотная сторона этих особенностей — заниженная усидчивость, нелюбовь к монотонной работе, порой склонность к переменам там, где надо быть постоянным;

• холерический. Человек, обладающий им, — холерик — тоже отличается высокой активностью, повышенной эмоциональностью, легкой переключаемостью, работоспособностью, подвижностью, скоростью реакций, их силой, интенсивностью, быстрой адаптацией к новым условиям. Обладает быстрой речью, выразительной мимикой, жестикуляцией. Недостатки — неуравновешенность, быстрые смены настроения, раздражительность, импульсивность. В целом же, по оценке И.П. Павлова, это боевой тип;

• флегматический. В основе его — сильный, уравновешенный, но малоподвижный тип нервной системы. Флегматик работоспособен, обычно спокоен, сдержан, упорен, усидчив, устойчив, но медлителен, вяловат, а поэтому избегает перемен и ситуаций, где надо быстро реагировать, осторожен, долго обдумывает предстоящие действия, бывает нерешителен, склонен к консерватизму;

• меланхолический. Наиболее характерная для меланхолика природная предпосылка — слабость нервных процессов. Поэтому он повышенно сензитивен, эмоционален и из-за этого недостаточно уравновешен, малоустойчив, психологически раним. Склонен к отрицательным настроениям, грустным переживаниям, пессимистичен, подвержен растерянности, бывает плаксив. Работоспособность понижена. Эти особенности имеют другой стороной плюсы: хорошая наблюдательность, внимание к бедам других и отзывчивость, повышенная самокритичность.

Личность — это активно осваивающий и целенаправленно преобразующий природу, общество и самого себя человек, обладающий уникальным, динамичным соотношением пространственно-временных ориентации, потребностно-волевых переживаний, содержательных направленностей, уровней освоения и форм реализации деятельности, которая обеспечивает свободу самоопределения в поступках и меру ответственности за их последствия перед природой. Личность получает свою структуру из видового строения человеческой деятельности и характеризуется поэтому пятью потенциалами.

Гносеологический (познавательный) потенциал определяется объемом и качеством информации, которой располагает личность. Эта информация складывается из знаний о внешнем мире и самопознания. Этот потенциал включает в себя психологические качества, с которыми связана познавательная деятельность человека.

Аксиологический (ценностный) потенциал личности определяется приобретенной ею в процессе социализации системой ценностных ориентации в нравственной, политической, религиозной, эстетической сферах, т. е. ее идеалами, жизненными целями, убеждениями и устремлениями. Речь идет здесь, следовательно, о единстве психологических и идеологических моментов, сознания личности и ее самосознания, которые вырабатываются с помощью эмоционально-волевых и интеллектуальных механизмов, раскрываясь в ее мироощущении, мировоззрении и мироустремлении.

Творческий потенциал личности определяется полученными ею и самостоятельно выработанными умениями и навыками, способностями к действию созидательному или разрушительному, продуктивному или репродуктивному, и мерой их реализации в той или иной сфере труда, социально-организаторской и критической деятельности.

Коммуникативный потенциал личности определяется мерой и формами ее общительности, характером и прочностью контактов, устанавливаемых ею с другими людьми. По своему содержанию межличностное общение выражается в системе социальных ролей.

Художественный потенциал личности определяется уровнем, содержанием, интенсивностью ее художественных потребностей и тем, как она их удовлетворяет. Художественная активность личности развертывается и в творчестве, профессиональном и самодеятельном, и в «потреблении» произведений искусства.

Количество знаков с пробелами: 50097

Количество таблиц: 0

Количество изображений: 0

. » в ведущую для данной социальной общности деятельность. Индивидуальные особенности человека до известного времени никак не проявляются, пока они не станут необходимыми в системе межличностных отношений, субъектом которых выступит данный человек как личность. Итак, индивидуальность – лишь одна из сторон личности человека. Возвращаясь к вопросу о понимании сущности личности А.В.Петровским В.А. .

. втянуты» в ведущую для данной социальной общности деятельность. Индивидуальные особенности человека до известного времени остаются «немыми», пока они не станут необходимыми в системе меж личностных отношений, субъектом которых выступит данный человек как личность. Итак, индивидуальность есть только одна из сторон личности человека. Быт личности в социальном и внешнем мире – это деятельность. В .

. деятельности окружающий мир, то его называют субъектом. В психологии нет единого определения личности. Существуют различные подходы к ее характеристики: • личность — субъект и объект общественных отношений (Г.А. Ковалев) • субъект деятельности (А.Н. Леонтьев) в дееспособный член общества, осознающий свою роль в нем (К.К. Платонов) • совокупность внутренних условий, через которые преломляются .

. , кроме того, накладываются способности и характер. Все подструктуры различаются между собой по степени представленности в них социального и биологического, спецификой их развития и формирования в процессе жизнедеятельности, а также соотнесением их с конкретным уровнем психологического анализа. Иерархия основных подструктур личности, а также их содержание представлены в табл.3. Таблица 3. .

Потенциал личности

Сила духа и увлеченность делом — важные составляющие потенциала личности.

В личностный потенциал входит:

То или иное сочетание этих внутренних составляющие дают такие внешние показатели, как внутренняя культура, внутренняя свобода, добровольная ответственность, любовь к людям, миру и себе, энергетика, навыки и жизненные стратегии, видение перспектив.

Человек без личностного потенциала (с низким потенциалом) — пустышка. Человек с высоким личностным потенциалом — перспективный человек, личностно богатый человек.

Личностный потенциал похож на наши способности.

«Он способный?» — Вообще он способный, но не усидчив. » — Есть люди в целом более способные и нет, и у каждого из нас частные способности.

Так же, у каждого из нас есть наш общий, двигающий нас по жизни, потенциал жизненной энергии (у кого-то больший, у кого-то поменьше), и есть частные потенциалы, в частности потенциал к уникальному личностному росту. См.>

Вектор силы — образное представление, видение того, какие линии сил организуют тело человека. Вектор.

Личностный потенциал похож на наши способности. «Он способный?» — Вообще он способный, но не усидчив.

Как характеристика внутренней жизни человека, личность — это то внутреннее, которое организует и объ.

Личностные тренинги — тренинги самой различной тематики, ставящие задачей изменение личности. Темати.

Обучение на тренера, психолога-консультанта и коуча. Диплом о профессиональной переподготовке

Элитная программа саморазвития для лучших людей и выдающихся результатов

Проблема развития потенциала личности

У каждой личности есть общий, двигающий по жизни потенциал жизненной энергии, и есть частные потенциалы, например, к активному личностному росту, творческому развитию, адаптационный или коммуникативный потенциалы.

Общий потенциал жизненной энергии обеспечивает общее развитие и пассивный личностный рост, естественный переход от одного этапа развития к другому. Частные же потенциалы способствуют уникальному развитию, активному личностному росту, успешному решению жизненных задач и открытию жизненных перспектив. Частные потенциалы начинают проявляться на этапе юности и набирают силу в период зрелости.

Как известно личность представляет собой сложную многоуровневую систему биоэнергоинформационного обмена со средой [4]. Качество и особенности этого обмена определяет уникальность каждой отдельной личности.

Рассматривая вопрос о развитии потенциала личности, нельзя не остановиться на дефиниции развития. Психологические энциклопедии и словари определяют развитие как необратимое закономерное изменение, а личностное развитие связывают с социализацией, оставляя без внимания фактор обуславливающий динамику и успешность социализации – процесс экстериоризации, в психологии это процесс, в результате которого внутренняя психическая жизнь человека получает внешнее (знаковое или социальное) выражение.

Многие процессы, связанные с развитием личности носят интрапсихический (внутренний) характер, то есть охватывают бессознательные слои и их взаимодействие с сознанием, и в этом случае могут быть обратимы и спонтанны [1]. Отсюда и существование сегодня в психологии подхода, рассматривающего развитие как процесс реализации потенциалов системы. Такой процесс считается успешным, если элементы и связи системы действуют или готовы действовать в соответствии со своим предназначением.

Таким образом, развитие личности это процесс «порождающий психологического «индивида», то есть обособленное, нечленимое единство, некую целостность, включающую – по необходимости – как незримую область бессознательного, так и сознание [10, С. 197.].

Развитие потенциала личности должно предполагать ее полную открытость и свободу обмена, накопления, перераспределения всех возможных видов энергии и информации, уменьшения внутренней противоречивости, движение к целостности. Нарушение свободного естественного течения этих процессов ведет к нарастанию внутренней конфликтности личности и ее раздробленности на «субличности», что заставляет концентрировать биологическую и психическую энергию на деструктивных внутренних процессах, уходить от естественной коммуникации с социумом и миром в целом, вследствие чего у личности снижается ее потенциал, включаются процессы регрессии и распада.

Современные условия жизни зачастую требуют не только максимального напряжения психических и физиологических функций, но и повышенные волевые усилия, умение противостоять напряженности или стрессорам. Все это накладывает повышенную нагрузку на процессы функционирования личности, на ее продуктивность и эффективность взаимодействия с окружающей средой, если человек не справляется с особенностями профессиональной ситуации, это приводит к определенному дисбалансу в жизни и деятельности, возникает неразумное для личности и неадекватное в социальном аспекте поведение, поступки и действия, возникает негативное нервно-психическое и соматическое состояние, а следовательно, необходим высокий уровень потенциала личности, как внутренний ресурс профессионального благополучия.

Решение данной проблемы возможно через развитие потенциала личности, обеспечения адаптацию к требованиям жизнедеятельности, сформировать умения и навыки самопознания и восстановления психической целостности, конструктивного преодоления внутриличностной конфликтности [11] и профессиональных стрессов, выработать ресурсную основу для расширения духовного и социального потенциала личности, позитивной самореализации.

В арсенале психологов есть много методов, техник и психотехнологий направленных на развитие потенциала личности. Однако их эффективность зависит от разных причин: мотивации, индивидуально-личностных особенностей, личности и уровня профессиональной подготовленности специалиста-психолога и пр. Поэтому важно подобрать такие техники, которые с одной стороны помогали вскрыть потенциальный резерв для духовного и личностного развития, расширения мировосприятия, развития креативности и внутренней целостности, а с другой – были хорошо технологично освоены самим специалистом-психологом и использовались им как механизм, раскрывающий его внутренние ресурсы и потенциалы.

На сегодняшний день спектр таких практик в психологии весьма широк и достаточно хорошо описан в научной литературе [2, 3, 5, 6, 7, 8 ]. В рамках индивидуальной работы в течение трех лет использую подобные психотехники. У клиентов отмечается повышение творческого потенциала, личностный рост, развитие осознанности, переосмысление жизненных позиций, гармонизация взаимоотношений с другими людьми, снижение уровня внутриличностной конфликтности, расширение адаптационных возможностей, наблюдаются позитивные личностные и поведенческие изменения, прослеживается изменение мировоззрения в сторону расширения взглядов, способности к восприятию нового, более мудрого и терпимого отношения к жизни; рост внутренней независимости, конструктивное приятие себя, что позитивно влияет на уровень самооценки и способность к самоактуализации. Данные исследования более подробно описаны в научных работах [8, 9].

Подводя итог, следует отметить, что в работе специалиста-психолога ведомственной образовательной организации целесообразность использовать психотехнологии направленные на развитие потенциала личности, что безусловно окажет позитивное влияние на дальнейшую профессиональную деятельность, социальную успешность, эффективность и психологическое здоровье личности.

1. Бревде Г.М. Индивидуация, трансформация сознания и функции бессознательного [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://www.terton.ru/biblioteka.html (дата обращения 09.03.2016).

2. Бревде Г.М. Расширение личностного потенциала: теория, гипотезы, эксперимент [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://www.terton.ru/biblioteka.html (дата обращения 09.03.2016).

3. Исхаков Э.Р. Применение элементов тренингов личностного роста в образовательном процессе в системе МВД: вопросы теории и практики // В сборнике: Современные образовательные технологии в подготовке специалистов правоохранительных органов: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Руза, 2015. С. 69-71.

4. Карельский Г.Б. Личность и ее трансформация в ИИПТ (интенсивных интегративных психотехнологиях) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://www.terton.ru/biblioteka.html (дата обращения 09.03.2016).

5. Козлов В.В. Интегративная психология: пути духовного поиска, или освещение повседневности – М.: Психотерапия, 2007.

6. Козлов В.В. Работа с кризисной личностью: метод. пособие – М.: Издательство института психотерапии, 2003.

7. Лабковская Г.С. Интенсивные интегративные психотехнологии, трансперсональная психология и духовное целительство [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://www.terton.ru/biblioteka.html (дата обращения 09.03.2016).

8. Мальцева Т.В. Внутриличностные конфликты и пути их преодоления: Учебное пособие. – Руза: МОФ МосУ МВД РФ, 2012.

9. Мальцева Т.В. Использование практик трансперсональной психологии в образовательной среде ведомственного вуза // Вестник Московского университета МВД России. 2014. № 10. С. 140-144.

10. Юнг К.Г. Структура психики и процесс индивидуации. – М.: «Наука», 1996.

Интересующие вас статьи будут выделены в списке и выведены самыми первыми!

Источники:

Личность, ее формирование, свойства и потенциал
Читать тему online: Личность, ее формирование, свойства и потенциал по предмету Психология. Размер: 51.51 КБ.
http://www.kazedu.kz/referat/141407/2
Потенциал личности
Психологос энциклопедия практической психологии
http://www.psychologos.ru/articles/view/potencial-lichnosti
Проблема развития потенциала личности
Проблема развития потенциала личности У каждой личности есть общий, двигающий по жизни потенциал жизненной энергии, и есть частные потенциалы, например, к активному личностному росту, творческому
http://www.b17.ru/blog/problema_razvitija_potenciala_lichnosti/

COMMENTS