Работоспособность человека

Работоспособность человека

Работоспособность человека — это способность поддержания организма в оптимальном рабочем состоянии для максимизации вносимого вклада в результат рабочей системы благодаря физическому или информационному труду. Этот вклад отдельного работника в общий результат группы согласовывается при этом с требованиями к работоспособности, которые направляют эту группу и окружение, например, семью на его достижение.

Требования к работоспособности человека имеют не только временное и количественное измерение; они охватывают также и блага поставленных результатов. При этом требования к работоспособности не всегда направлены на человека как часть рабочей системы, а на рабочую систему, в общем, с её биологическими, организаторскими, техническими и социальными компонентами.

Требования к работоспособности противостоят предложению работоспособности рабочего, которое состоит из его работоспособности и готовности к труду.

Работоспособность человека охватывает как максимальную работоспособность в кратком отрезке времени, так и не высокую длительную работоспособность, которой можно располагать на протяжении длительного времени. В общем говоря о работоспособности, речь идет об общем уровне располагаемых индивидуальных предпосылок работоспособности, которые могут быть применены для реализации требований к работоспособности. Работоспособность не является постоянной величиной. Она определяется многочисленными условиями, которые изменяются с течением времени, и могут взаимодействовать между собой. Сюда причисляют, например, конституцию тела, пол, опыт, основные способности, знания и приобретенные навыки.

Работоспособность представляет производительную мощность человека, которой он может располагать. Эта формулировка не описывает в полной мере человеческое предложение работоспособности, поскольку это зависит от того, готов ли человек при данных условиях находится в состоянии применять эти способности полностью или частично. Готовность к труду обозначается как возможность или также готовность реализации этой производительной мощности.

Профессиональная пригодность человека к проведению работы не постоянная, а переменная величиной, которая указывает, в зависимости от различных факторов влияния, значительное распределение. Это распределение может быть в одном случае интериндивидуальным, т.е. касаться различий между разными людьми; а также речь может идти и об интраиндивидуальном распределении, то есть о распределении признаков профессиональной пригодности одного и того же человека, но только в разные времена.

Принятие во внимание как интериндивидуального, так и интраиндивидуального распределения весьма необходимо при организации рабочих заданий и рабочих процессов. Только в редких случаях, когда, например, проводятся мероприятия по организации труда для приблизительно одинаковых групп лиц, организатор труда может ориентироваться на средние значения. В иных случаях он должен учитывать распределительные области по признакам профессиональной пригодности или личностным признакам.

Целый ряд признаков профессиональной пригодности зависит друг от друга, так, например, размер тела и длина рук, профессиональный опыт и возраст, как и силы тела и пол. Эти зависимости могут служить для того, чтобы уменьшить разброс различий работоспособности вследствие индивидуальных различий и, соответственно, изменений в признаках профессиональной пригодности. Так, например, малая сноровка может быть компенсирована большим рабочим опытом.

Отдача от работоспособности человека зависит от работоспособности и готовности к труду. Работоспособность человека изменяется помимо прочего посредством упражнений и утомления. Тут же существуют автономные, то есть, не подчиняющиеся воле, механизмы регулирования, которые регулярно на протяжении дня переключают функцию тела из «рабочей фазы» в «фазу отдыха» и наоборот. Благодаря этим различным проявлениям человеку становиться возможным по его воле или несознательно приспосабливаться к различным ситуациям, добиваться результатов по возможности более экономно и защищать себя от перегрузок.

Многие функции органов человека изменяются на протяжении дня, и эти изменения повторяются периодически в ритме на протяжении около 24 часов (23 — 26 часов). Сюда причисляют, например, кровяное давление и система кровообращения, температура тела, влажность кожи. Температура тела показывает, например, в первой половине дня, между 8 и 11 часами, её абсолютный максимум и достигает своего относительного минимума между 13 и 15 часами, а абсолютного минимума — на протяжении ночи, между 1 и 4 часами. Этот врождённый дневной ритм синхронизируется на 24-часовой ритм благодаря влиянию окружающей среды.

Для такой синхронизации очень важными на ряду со сменой света и темноты являются, прежде всего, социальные установки времени такие, как установленное рабочее время, время для принятия пищи, время для возможных контактов между людьми и время для привычного проведения свободного времени. Эти отрезки времени относятся к дневному времени. Если все эти установки времени чередуются, человеческий организм может приспосабливаться к такому сдвигу.

После длительного полёта, например, в США человеку требуется 14 дней, чтобы приспособиться к этому сдвигу времени. Если только некоторые установки времени меняют своё место по отношению к кривой дневного ритма, например, рабочее время при сменной работе, в то время как другие установки времени ритма смены света и темноты, как, например, рабочее время и время отдыха других лиц и членов семьи – останутся прежними, организм не сможет себя перестроить либо будет перестраиваться очень тяжело. Это положение вещей нужно учитывать при организации сменной и ночной работы.

Организация труда должна учитывать процесс биологического дневного ритма. Наряду с кривой физиологической готовности к труду существуют области автоматической работоспособности, доступных воле резервов применения, а также недоступных воле экстренных резервов. Чем больше работающий перемещается из области автоматической работоспособности, которая позволяет ему проведение работы с минимальными затратами, в область допустимых резервов применения, тем выше будет находиться ожидаемая усталость.

Второй существенный компонент готовности к труду — это психологическая готовность к труду, а также и трудовая мотивация. В определённых границах слабая физиологическая готовность к труду может быть заменена соответствующей сильной трудовой мотивацией.

При повторяемом выполнении одинаковых или похожих работ это приводит к повышению работоспособности, которое проявляется в снижении напряженности работников, в уменьшении требуемого для работы времени и в улучшении качества работы. Практика включается, не зависимо от обучения работника.

Упражнение, выполняемое сознательно или по плану, является составной частью процесса обучения. Практика происходит также неосознанно и может быть обозначена как спутник человеческой деятельности. Обучение и упражнения являются не механическими, а жизненными и развивающимися процессами.

Колебания уровния работоспособности человека в условных единицах

Изменения, связанные с течением практики, например, время выполнения, очень сильны в начале обучения и упражнения и со временем постепенно уменьшаются. Выигрыш от практики, как правило, также более высокий, это означает, что кривая практики на графике проходит тем более круче, чем ниже практика, которую человек привносит в свое рабочее задание на основе своей предыдущей деятельности (перенос практики). Производственный опыт и научные исследования показывают, что практический выигрыш в основном зависит от:

  • частоты выполнения деятельности и длительности практики,
  • профессиональной пригодности, которую приносит человек благодаря своим задаткам, способностям, и переноса практики со своей предыдущей деятельности,
  • уровня сложности методов труда и
  • методов практики.

Рядом с «активной практикой» из-за повторяющегося выполнения могут быть введены такие методы практики, как «наблюдательная практика» (наблюдения) и «ментальная практика» повторяемое выполнение в уме рабочего цикла. Комбинация активной и ментальной практики ведет часто к выигрышам от практики.

Достижение определенного времени выполнения, к которому часто прибегают на практике может быть уменьшено тем, что во время практики будут установлены паузы, и что интервалы практик не будут превышать определённой длины. Один раз перед работой появляется, возможно, практический стимул, который слабеет при длительности практики, а после паузы опять достигает определённой высоты. Большое значение имеет отдых во время пауз. Для планомерного обучения с целью как можно более короткого по времени обучения вытекает следующее: общее время практики разделить на отрезки небольшой длительности, которые будут разбавлены перерывами или деятельностями другого вида.

Права на все изображения и материалы, представленные на портале, принадлежат их владельцам.

При использовании материалов с портала активная ссылка на www.up-pro.ru обязательна.

© 2010-2017 Деловой портал «Управление производством»

Работоспособность человека и ее фазы

Понятие работоспособности. Факторы работоспособности. Работоспособность в течение суток и дневной смены. Регулирование работоспособности. Оптимизация режима труда и отдыха.

Работоспособность – это способность человека выполнять конкретную деятельность в рамках заданных временных лимитов и параметров эффективности.

Работоспособность человека – его способность формировать и поддерживать свой организм в рабочем состоянии, т.е. изменять течение физиологических функций (функций мышечной и нервной системы, дыхания, кровообращения, обмена веществ и др.), с тем, чтобы обеспечить высокий уровень производительности.

С одной стороны, она отражает возможности биологической природы человека, служит показателем его дееспособности, с другой – выражает его социальную сущность, являясь показателем успешности овладения требованиями какой-то конкретной деятельности. Основу работоспособности составляют специальные знания, умения, навыки, определенные психические, физиологические и физические особенности. Кроме того, для успеха в деятельности большое значение имеют и такие свойства личности, как сообразительность, ответственность, добросовестность и др.; совокупность специальных качеств, необходимых в конкретной деятельности. Работоспособность зависит и от уровня мотивации, поставленной цели, адекватной возможностям личности.

Работоспособность – величина непостоянная: она меняется на протяжении рабочего дня, недели, года под влиянием различных факторов, для нее характерно фазное развитие.

В каждый момент работоспособность определяется воздействием разнообразных внешних и внутренних факторов не только по отдельности, но и в их сочетании. Эти факторы можно разделить на три основные группы [63]:

1-я – физиологического характера– состояние здоровья, сердечно-сосудистой системы, дыхательной и другие;

2-я – физического характера – степень и характер освещенности помещения, температура воздуха, уровень шума, вибрации, запыленности, загазованности и другие;

3-я – психического характера – самочувствие, настроение, мотивация и др.

В определенной мере работоспособность зависит от свойств личности, особенностей нервной системы, темперамента. Так, лицам, обладающим хорошей работоспособностью, присуща подвижность торможения и преобладание процесса возбуждения. Наряду с этим работоспособность может быть обусловлена такой типологической характеристикой, как «усидчивость», которой в большей степени обладают лица с преобладанием торможения.

Работу, требующую большой концентрации внимания, более успешно выполняют люди, которые обладают слабой нервной системой спреобладанием торможения или уравновешенностью обоих нервных процессов, а также их инертностью.

Задания, не требующие напряженного внимания, лучше выполняют лица с инертностью возбуждения, большой силой нервной системы, с преобладанием внутреннего торможения. При выполнении учебной работы монотонного характера у лиц с сильной нервной системой быстрее наблюдается снижение работоспособности, чем у лиц со слабой нервной системой.

Установка также влияет на эффективность работоспособности. Например, у студентов, ориентированных на систематическое усвоение учебной информации, процесс и кривая ее забывания после сдачи экзамена носят характер медленного снижения. У тех студентов, которые в течение семестра систематически не работали, а в короткое время изучили большой объем материала при подготовке к экзаменам, в процессе его забывания наблюдается резко выраженный спад.

В психологии труда под работоспособностьюпонимают потенциальную возможность человека выполнять целесообразную деятельность на заданном уровне эффективности в течение определенного времени.

Показатели работоспособности могут быть:

— качество работы, продукции, выраженное в единицах измерения за определенный отрезок времени;

— качество труда за определенный отрезок времени;

— уровень изменения психических процессов или функций;

— травматизм, прогулы, текучесть кадров и др.

Работоспособность может быть обусловлена следующими факторами: субъективными, объективными, техническими, социально-экономическими.

1. Физические показатели (физические возможности, состояние здоровья).

2. Профессиональные возможности (образование, опыт, степень мотивации, готовность и др.).

3. Интеллектуальные возможности.

4. Нервно-психическая устойчивость, темп пpоизводственной деятельности, yrомляемость.

5. Личностные качества (особенности характера, интересы, мотивация).

6. Адаптация (профессиональная, правовая, психологическая).

Объективные и технические факторы:

1. Производственная среда (физические, химические воздействия).

2. Орудия и средства труда.

3. Технология производства.

4. Способ выполнения работы и производственный процесс (свободный, прерывный и непрерывный).

5. Влияние климатических факторов.

1. Социально-психологический климат в коллективе организации.

2. Стиль управления организацией.

3. Способы оценки и вознаграждения работников.

4. Внеслужебные факторы (проезд до работы, жилье, семья, проведение свободного времени и т. п.).

Анализ практической деятельности человека показывает, что работоспособность изменяется в зависимости от продолжительности рабочего дня, времени суток и др. Изменение работоспособности в течение суток обусловлено физиологической и психологической приспособленностью организма к 24-часовому биологическому ритму. В соответствии с биологическим ритмом организма в течение суток меняются физиологические показатели: кровяное давление, пульс, температура, электропроводимость кожи и т.п.; из психологических функций – скорость реакций, свойства внимания, эмоциональные показатели.

В связи с пpоблемой физиологической работоспособности возникает вопрос: возможно ли перестроить биологический ритм человека?

Так, для растений достаточно переменить время поступления солнечных лучей, а для животных – время поступления солнечных лучей и кормления — и суточные биоритмы существенно перестраиваются. Для человека же необходимо изменить вид деятельности, социальную среду. И здесь возникают трудности, которые влияют на перестройку суточных биоритмов. Это прежде всего кoнтaкты с социальной средой, которые рассчитаны на дневное время (семья, спорт, культура). Кроме этого действуют такие факторы, как дневной свет, шум и т. д. В связи с этим перестройка организма для работы в ночное время возможна при следующих условиях:

– полноценный сон в дневное время (7-8 часов без света, шума и т. д.);

– образ жизни остальных членов коллектива, где он работает и живет, будет таким же;

– более продолжительный период адаптации будет достаточно продолжительным.

Деятельность человека в течение дневной смены можно рассматривать, исходя из следующих состояний: предрабочее состояние, врабатываемость, устойчивый период работоспособности, утомление. В психологии труда эти периоды называют фазами работоспособности.

1. Фаза предрабочего состояния.

Человек может заблаговременно подготовить себя к предстоящей работе при помощи представлений о будущих действиях. В основе этого состояния лежат «идеомоторные процессы», которые могут стимулировать нервно-мышечную систему, которая соответствует характеру предстоящей работы. Эта фаза мобилизации, которая характеризуется предстартовым состоянием.

2. Фаза врабатываемости.

Известно, что начало всякой работы протекает в условиях недостатка кислорода, так как органы дыхания не достигли своей максимальной работоспособности. В этот период также происходит налаживание координационных связей между нервными центрами и рабочими органами. На продолжительность этого периода влияет ряд факторов:

1. Интенсивность работы. Чем интенсивней работа, тем этот период короче.

2. Возраст. Период врабатываемости короче у молодых, чем у среднего и пожилого возраста.

3. Опыт, тренированность. У тренированных лиц период врабатываемости короче.

4. Отношение человека к предстоящей работе.

Положительные эмоции ускоряют активизацию физиологических функций.

3. Фаза устойчивой работоспособности.

Этот процесс характеризуется равновесием, между образованием и устранением продуктов обмена веществ, т.е. кислородный запрос равен кислородному потреблению.

Период устойчивой работоспособности определяется различными факторами:

1. Интенсивность работы. Чем больше интенсивность, тем короче период устойчивой работоспособности.

2. Специфика работы, например, динамическая работа может продолжаться без признаков утомления в десятки раз дольше, чем статическая. Мышцы ног выносливее в 1,5-2 раза больше, чем мышцы рук.

3. Возраст. В молодом возрасте выносливость увеличивается, в пожилом снижается.

4. Эмоциональные состояния. Положительные эмоции активизируют и удлиняют период устойчивой работоспособности. Страх, неуверенность, плохое настроение снижают работоспособность.

5. Опыт. Наличие правильных навыков за счет автоматизации действий повышает работоспособность.

6. Тип высшей нервной деятельности. Важнейший показатель, характеризующий рaботоспособность – сила нервной системы. Люди с сильной нервной системой проявляют высокую работоспособность и большую выносливость к сильным раздражителям в экстремальных ситуациях. Слабый тип имеет малую выносливость в работе с сильными раздражителями, в тоже время имеются данные, что при работе с однообразными слабыми раздражителями, например (монотонность), слабый тип оказывается продуктивнее сильного.

4. Фаза утомления.

Этот период характеризуется снижением продуктивности работы за счет изменений в физиологических процессах организма. Утомлениеэто временное сниженuе работоспособности, наступающее вследствuе нарушения регуляторных процессов. В ходе работы энергетические ресурсы организма начинают истощаться и нервная система не может обеспечить нормальную регуляцию физиологических и психических процессов. Усталостьсубъективное переживание утомления.

Важнейшими показателями стадии утомления являются физиологические и психические компоненты:

1. Изменение вегетативных функций: частоты пульса, дыхания, давления.

2. Изменение в работе сенсорики. Так, тактильная, слуховая, зрительная чувствительность может снижаться до 20-40% исходного уровня.

3. Увеличение времени двигательной реакции на световые и звуковые раздражители.

4. Нарушение зрительно-моторной координации.

5. Появление «рассеянного» внимания или неадекватного концентрированного внимания.

6. Наступление сонливости.

7. Ослабление памяти, продуктивности мышления.

8. В области эмоциональной под влиянием утомления возникает безразличие, скука, состояние напряженности, могут возникнуть явления депрессии или повышенной раздраженности, наступает эмоциональная неустойчивость.

9. Утомление создает помехи для деятельности нервных функций, обеспечивающих сенсомоторную координацию, в результате этого время реакции усталого человека увеличивается и становится импульсивным.

На процесс утомления влияет:

1. Специфика деятельности. В зависимости от того, какая анализаторная система находится под нагрузкой (зрительная, слуховая, двигательная) или напряжение интеллектуальных функций – все это может сказаться на развитии утомления. Так, монотонность в работе вызывает ускорение утомления.

2. Отношение к работе. Сильное возбуждение, интерес, желание может изменить время появления усталости.

3. Влияние типа нервной деятельности. Индивидуальные различия по силе нервных процессов сказываются на скорости развития утомления.

4. Организация рабочего места. Важное значение имеет построение пультов управления, факторы рабочей среды, эстетическое оформление, наличие регламентированных перерывов.

Утомление можно разделить на первичное и вторичное. Первичному свойственно быстрое развитие и столь же быстрое исчезновение после прекращения работы.

Вторичное утомление характеризуется медленным развитием и медленным исчезновением, вследствие застойного очага, неглубокого торможения. На этом фоне может возникнуть переутомление,которое характеризуется функциональным расстройством центральной нервной системы. Переутомление требует продолжительного отдыха или медицинской коррекции для снятия процесса возбуждения.

Продолжительность восстановительного периода может быть от 3-5 мин. после легкой работы, после тяжелой работы она может длиться 60-90 мин. или несколько дней.

Перед окончанием работы, при наличии достаточно сильного мотива к деятельности, может наблюдаться также фаза «конечного порыва», благодаря волевым усилиям. Иногда может наблюдаться и фаза срыва. Она выражается в резком падении производительности труда, вплоть до невозможности продолжать работу, резко выраженная неадекватность реакций организма, нарушение деятельности внутренних органов, обмороки.

При построении недельных режимов труда и отдыха следует исходить из того, что работоспособность человека не является стабильной величиной в течение недели, а подвержена определенным изменениям. В первые дни недели работоспособность постепенно увеличивается в связи с постепенным вхождением в работу. Достигая наивысшего уровня на третий день, работоспособность постепенно снижается, резко падая к последнему дню рабочей недели. В зависимости от характера и степени тяжести труда, колебания недельной работоспособности бывают большими или меньшими.

Основываясь на знании изменений недельной кривой работоспособности, можно решать ряд практических вопросов. Характер недельной работоспособности служит обоснованием целесообразности установления рабочего периода продолжительностью не более шести дней.

При пятидневной рабочей неделе с двумя выходными днями в субботу и воскресенье характер изменений работоспособности сохраняется. Однако в связи с двухдневным перерывом в работе может происходить некоторое нарушение динамического стереотипа, и период врабатывания в начале недели может быть более значительным.

В годовом цикле, как правило, наиболее высокая работоспособность наблюдается в середине зимы, а в жаркое время года она снижается.

Высокая работоспособность при любом виде деятельности обеспечивается только в том случае, когда трудовой ритм совпадает с естественной периодичностью суточного ритма физиологических функций организма. Поддержание работоспособности на оптимальном уровне – основная цель рационального режима труда и отдыха. Режим труда и отдыха – это устанавливаемые дня каждого вида работ порядок чередования периодов работы и отдыха и их продолжительность.

Рациональный режим – такое соотношение и содержание периодов работы и отдыха, при которых высокая производительность труда сочетается с высокой и устойчивой работоспособностью человека без признаков чрезмерного утомления в течение длительного времени. Такое чередование периодов труда и отдыха соблюдается в различные отрезки времени: в течение рабочей смены, суток, недели, года в соответствии с режимом работы предприятия.

Установление общественно необходимой продолжительности рабочего времени и распределение его по календарным периодам на предприятии достигаются при разработке правил, в которых предусматривается порядок чередования и продолжительность периода работы и отдыха.

Внутрисменный режим труда и отдыха проектируется на основе следующих общих требований:

— Рациональное чередование работы и перерывов для отдыха как одно из средств профилактики.

— Совершенствование режимов труда и отдыха проводится с учетом воздействия условий труда на организм человека, его работоспособность.

— Принципы и методика определения количества и продолжительности перерывов на отдых независимо от регламентированного периода работы едины. При сокращенной длительности рабочего дня (при 6-7 часовой рабочей смене) потребность в отдыхе может возрастать, поскольку, как правило, повышается интенсивность труда.

— Перерывы на отдых должны быть строго регламентированы, что повышает их эффективность. Перерывы по усмотрению рабочих и простои из-за недостатков в организации труда не являются полноценным отдыхом, так как вызывают нарушения рабочего динамического стереотипа и отрицательные эмоции.

Годовые режимы труда и отдыха предусматривают рациональное чередование работы с периодами длительного отдыха. Такой отдых необходим, потому что ежедневный и еженедельный отдых не предотвращает полностью, накопленного утомления. Ежегодный отпуск устанавливается в законодательном порядке. Продолжительность eгo зависит от тяжести труда, но не может быть менее 15 календарных дней. Отпуск продолжительностью до 24-х дней и более целесообразно использовать единовременно, а при большей длительности – в два этапа.

При определении продолжительности отдыха в течение рабочего времени необходимо учитывать следующие десять производственных факторов, вызывающих утомление: физические усилия, нервное напряжение, темп работы, рабочее положение (поза), монотонность работы, микроклимат, загрязненность воздуха, производственный шум, вибрация, освещение. В зависимости от силы влияния каждого из этих факторов на организм человека устанавливается время на отдых.

При установлении обеденного перерыва рекомендуется руководствоваться следующими требованиями: предоставлять обеденный перерыв в середине рабочей смены или с отклонением до одного часа; продолжительность обеденного перерыва устанавливать в 40-60 мин., с тем, что бы работник использовал не менее 20 мин. для приема пищи, а остальное время – на отдых. Она складывается, с одной стороны, из количества времени, необходимого для восстановления физиологических функций до определенного уровня, обеспечивающего снятие утомления, а с другой стороны, из количества времени, необходимого для нормального приема пищи. Если обеденный перерыв устанавливается вскоре после начала рабочего дня (во время фазы врабатывания или в фазе высокой устойчивости работоспособности), то он не приносит пользы и даже вреден, так как препятствует нормальному формированию рабочей установки организма.

Отдых может быть активным и пассивным. Пассивный отдых (в положении сидя, лежа) необходим при тяжелых физических работах, связанных с постоянными переходами или выполняемых стоя, особенно при неблагоприятных условиях внешней среды. Активный отдых рекомендуется на работах, протекающих в благоприятных условиях труда. Наиболее эффективной формой активного отдыха является производственная гимнастика, то есть выполнение специального комплекса гимнастических упражнений. Активный отдых ускоряет восстановление сил, так как при смене деятельности энергия, затраченная работающим органом, восстанавливается быстрее.

После прекращения работы организм сам пытается восстановить работоспособность. Дыхательная система человека после физической нагрузки восстанавливается за 20-30 минут. После кратковременной нагрузки (например, 20 приседаний) частота сердечных сокращений у здорового человека нормализуется за несколько (3-5) минут. Но для полного восстановления после длительной и тяжелой нагрузки сердечно-сосудистой системе требуется много часов, суток.

Нервная система полностью восстанавливается тоже очень долго. Правда, 12 часовой непрерывный сон может восстановить нервную энергию и после очень сильного кратковременного утомления. Эффективен и отдых с применением аутогенной тренировки.

Рекомендации по преодолению утомления: активный отдых, физкультура, спорт, водные процедуры, баня, массаж, природа, искусство, хорошее питание. Самое простое на словах, а не на деле, конечно, это взять в жизни тайм-аут. Передохнуть. Отсечь все лишнее. Сократить нагрузку, упорядочить образ жизни, сделать его разумным. Очень важен положительный эмоциональный фон для борьбы за восстановление сил, ибо давно замечено, что раны победителей заживают быстрее, чем раны побежденных.

Как восстанавливать силы, не прекращая работу? Микроперерывы, короткие остановки, краткий активный отдых, физкультпаузы. Они очень помогают сохранить работоспособность. Тем боле, если утомление только начинается, когда только наметился спад работоспособности. Поэтому, предупреждая утомление, хорошо заранее выполнить несколько физических упражнений, потереть уши, нос, затылок, сделать массаж лица, шеи воротниковой зоны, умыться холодной водой.

После такой встряски работоспособность опять повысится. Хотя бы на полчаса. Еще лучше, если можно позволить себе короткий сон или сеанс аутогенной тренировки. Это основательно восстановит работоспособность за 15-20 минут. За столом поможет напряжение и расслабление групп мышц спины, брюшного пресса, ног, рук. В выходные дни – спортивные игры (волейбол, бадминтон, теннис), лыжи, бег, плавание, дыхательные упражнения.

1. Дайте понятие работоспособности.

2. Назовите основные факторы, влияющие на работоспособность человека.

3. Перечислите фазы работоспособности.

4. Назовите основные показатели стадии утомления.

5. В чем сущность внутрисменного режима труда и отдыха?

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2017 год. (0.103 с) .

Источники:

Работоспособность человека
Работоспособность человека — способность поддержания организма в оптимальном рабочем состоянии для максимизации вносимого вклада в результат рабочей системы.
http://www.up-pro.ru/encyclopedia/rabotosposobnost-cheloveka.html
Работоспособность человека и ее фазы
Работоспособность человека и ее фазы Понятие работоспособности. Факторы работоспособности. Работоспособность в течение суток и дневной смены. Регулирование работоспособности. Оптимизация режима
http://studopedia.org/6-148970.html

COMMENTS