Психология личности

Психология личности — развитие и свойства личности человека

Психология личности является центром психологической науки, по этому вопросу написано огромное количество исследований. Поведение человека, его мысли и желания проистекают из того, какими психическими свойствами он обладает. От того, как развивается конкретный индивид, зависит не только его будущее, но и перспектива движения общества в целом.

Понятие личности в психологии многосторонне и многообразно, что связано с самим феноменом личности. Психологи разных направлений дают различные определения этого понятия, но каждое из них содержит в себе что-то важное. Наиболее популярным является определение личности, как неповторимого комплекса психологических черт характера, способностей, желаний и стремлений, которые делают человека уникальным.

При рождении каждый человек является обладателем определенных способностей и особенностей нервной системы, на базе которых и формируется личность. При этом новорожденного ребенка называют не личностью, а индивидом. Это означает, что малыш принадлежит к роду людей. Начало формирования личности связывают с началом появления у ребенка индивидуальности.

Люди различаются между собой тем, как они решают жизненные проблемы, как проявляют себя в деятельности, каким образом взаимодействуют в обществе. Эти отличия взаимосвязаны с личностными характеристиками. Психологи говорят, что основные свойства личности – это устойчивые психические характеристики, влияющие на поведение человека в социуме и на его деятельность.

В психические свойства входят такие психические процессы:

Психологические свойства личности

Кроме названных выше, индивидуально-психологические свойства личности содержат в себе и такие компоненты:

Эмоциональные свойства личности

Эмоции и личность психология рассматривает в непосредственной взаимосвязи. Многие поступки осознанно или неосознанно совершаются именно под влиянием эмоций и чувств. Эмоции различают по таким характеристикам:

  1. Сила эмоциональной возбудимости – этот показатель говорит о том, какая сила воздействия необходима, чтобы у человека возникла эмоциональная реакция.
  2. Устойчивость. Эта характеристика говорит о том, сколько времени будет держаться возникшая эмоциональная реакция.
  3. Интенсивность самого чувства. Возникающие чувства и эмоции могут быть слабыми, а могут захватывать человека целиком, проникая во всю его деятельность и мешая жить обычной жизнью. В таком случае говорят о появлении страсти или аффективного состояния.
  4. Глубина. Данная характеристика свидетельствует о том, насколько важно для личности возникшее чувство и насколько сильно оно будет влиять на ее поступки и желания.

Все свойства личности, которые помогают ей контактировать с окружающим обществом, относятся к социальным. Чем больше личность направлена на общение, тем лучше у нее развиты социальные качества и тем более она интересна обществу. Люди интровертированного типа обладают слаборазвитыми социальными навыками, не стремятся к общению и могут вести себя при социальных контактах неэффективно.

К социальным качествам личности относятся:

  • коммуникабельность;
  • сочувствие и сопереживание;
  • открытость для общения;
  • инициативность, предприимчивость;
  • лидерские способности;
  • тактичность;
  • толерантность;
  • идейная убежденность;
  • ответственность.

Каждый ребенок рождается на свет с уникальным набором генов и особенностей нервной системы, которые являются основой для развития личности. Изначально личность формируется под воздействием родительской семьи и воспитания, окружающей обстановки и общества. В более взрослом состоянии изменения обусловлены влиянием людей, живущих рядом, и окружающей обстановкой. Такое развитие будет носить неосознанный характер. Осознанное саморазвитие, при котором все изменения развиваются сознательно и по определенной системе, является более эффективным и называется саморазвитием.

Психология развития личности называет такие движущие силы изменения человека:

  • окружающая среда (школа бихевиоризма);
  • бессознательное (школа психоанализа);
  • врожденные тенденции (гуманистическая психология);
  • деятельность (деятельностная теория);
  • личностные кризисы (теория Э. Эриксона).

Сознание и самосознание личности в психологии стали изучаться не так давно, но при этом научного материала на эту тему накопилось достаточно много. Проблема самосознания личности является одной из основных в этой науке. Без самосознания невозможно представить формирование и психологический рост личности, и всего общества в целом. Самосознание помогает человеку выделить себя из общества и понять, кем же он является и в какую сторону ему следует дальше двигаться.

Под самосознанием психологи понимают осознание человеком своих потребностей, возможностей, способностей и своего места в мире и социуме. Развитие самосознания проходит в три этапа:

  1. Самочувствие. На этом этапе возникает осознание своего тела и психологическое отделение его от внешних предметов.
  2. Осознание себя частью группы.
  3. Осознание себя уникальной неповторимой личностью.

Волевые свойства личности направлены на реализацию желаний и преодоление препятствий, которые возникают на этом пути. К волевым качествам относятся: инициативность, настойчивость, решительность, выдержка, дисциплинированность, целеустремленность, самоконтроль, энергичность. Волевые качества не относятся к врожденным и формируются в течение всей жизни. Для этого неосознанные действия должны перейти в разряд осознанных, чтобы ими можно было управлять. Воля помогает человеку почувствовать свою индивидуальность и ощутить силу для преодоления жизненных препятствий.

Самооценка и уровень притязаний личности в психологии занимают одно из ведущих мест. Высокая адекватная самооценка и такой же уровень притязаний помогают человеку эффективно налаживать контакты в обществе и добиваться положительных результатов в профессиональной деятельности. Под самооценкой понимают уровень оценивания человеком своих возможностей, способностей, своего характера и внешнего вида. Под уровнем притязаний понимают уровень, которого человек хочет достичь в различных сферах жизнедеятельности.

Саморазвитие человека помогает ему стать более эффективным, осознать цели и достичь их. Каждый член общества имеет свое понимание того, каким должен быть идеальный человек, поэтому программы саморазвития разных людей могут сильно разниться друг от друга. Саморазвитие может иметь систематический характер, когда человек действует по разработанной им схеме, и хаотический, когда саморазвитие происходит под давлением ситуации. Кроме этого успех саморазвития зависит в немалой мере от развития воли и уровня притязаний.

Самореализация подразумевает вложение имеющихся сил, энергии, талантов в значимую для личности сферу. Человек, которому не удалось себя реализовать, может ощущать внутреннюю пустоту, раздражение, хроническую усталость. В самореализацию входят такие составляющие:

  • самореализация личности в обществе;
  • самореализация в творчестве или спорте;
  • самореализация в профессиональной сфере.

Копирование информации разрешено только с прямой и индексируемой ссылкой на первоисточник

Психология личности

СОДЕРЖАНИЕ.

Тамара Ивановна Гусева

1. Личность и индивидуальность

Индивидуальность – это своеобразие отдельного человека, совокупность только ему принадлежащих особенностей. В психологии проблема индивидуальности ставится в связи с целостной характеристикой отдельного человека в многообразии его мыслей, чувств, проявлений воли, способностей, мотивов, желаний, интересов, привычек, настроений, переживаний, качеств персептив-ных процессов, интеллекта, склонностей, способностей и других особенностей.

Вопрос об индивидуальности рассматривается с учетом анализа темперамента и характера человека, поиска оснований для выделения типов людей и ставится как проблема соотношения в человеке типологических черт и индивидуальных различий, поэтому индивидуальность описывается как набор признаков, присущих данному человеку. Предпосылки человеческой индивидуальности заложены в анатомо-физиологических задатках, которые преобразуются в процессе воспитания, имеющего социально обусловленный характер, порождая широкую вариативность проявлений индивидуальности. Индивидуальность реализуется как через поведение человека в ситуации общения, так и через культивирование им различных способностей в деятельности.

Неповторимость психики человека определяется органическим единством и целостностью процесса развития его потребностей и способностей, формирующихся в деятельностном общении с носителями культуры (в широком смысле этого слова).

Термин «индивидуальность» употребляется как синоним слова «индивид» для обозначения неповторимости совокупности признаков, присущих отдельному организму и отличающих данный организм от всех других, принадлежащих к тому же виду.

Обычно словом «индивидуальность» определяют какую-либо главенствующую особенность личности, делающую ее непохожей на окружающих. Индивидуален каждый человек, индивидуальность одних проявляется очень ярко, выпукло, других – маловыразительно, малозаметно.

Индивидуальность может проявляться в интеллектуальной, эмоциональной, волевой сфере или сразу во всех сферах психической деятельности. Оригинальность интеллекта например состоит в способности видеть то, чего не замечают другие, в особенностях переработки информации, т. е. в умении ставить проблемы (интеллектуального и морального характера)и решать их, в большой подвижности эмоций. Особенности воли проявляются в ее силе, удивительном мужестве, самообладании.

Индивидуальность характеризует личность конкретнее, детальнее и тем самым полнее. Она является постоянным объектом исследования как при изучении психологии личности, так и других направлений психологии.

2. Проблема описания структуры личности

Проблема структуры личности занимает важное место в психологии личности. На этот счет существует несколько точек зрения. Не говоря об индивидуальных особенностях, можно установить типическую структуру личности. В некоторых работах (особенно педагогических) в структуре личности выделяют такие три компонента, как мотивационный, интеллектуальный и деятельностный.

Первый компонент структуры личности характеризует направленность личности как избирательное отношение к действительности. Направленность включает различные свойства, систему взаимодействующих потребностей и интересов, идейных и практических установок. Доминирующие компоненты направленности определяют всю психическую деятельность личности. Так, доминирование познавательной потребности приводит к соответствующему волевому и эмоциональному настрою, что активизирует интеллектуальную деятельность.

Второй компонент определяет возможности личности и включает ту систему способностей, которая обеспечивает успех деятельности. Способности взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом. На характере соотношения способностей сказывается структура направленности.

Третьим компонентом в структуре личности является характер, или стиль поведения человека в социальной среде. Характер, разумеется, не выражает личность в целом, однако представляет сложную систему ее свойств, направленности и воли, интеллектуальных и эмоциональных качеств. В системе характера можно выделить ведущие свойства. К ним относятся в первую очередь моральные (чуткость или черствость, ответственность по отношению к своим обязанностям, скромность). Во вторую очередь – волевые качества (решительность, настойчивость, мужество и самообладание), которые обеспечивают определенный стиль поведения и способы решения практических задач.

Четвертым компонентом, надстраивающимся над остальными, будет система управления, которую обозначают понятием «я». «Я» – образование самосознания личности, оно осуществляет саморегуляцию: усиление или ослабление деятельности, самоконтроль и коррекцию действий и поступков, предвосхищение и планирование жизни и деятельности. Рассмотрим, как определяет личность и ее структуру К. К. Платонов.

Личность – человек как общественное существо, субъект познания и активного преобразования мира. Человек как целостность и как индивидуум, т. е. как единичность, самостоятельно взятая из множественности, имеет только две подструктуры. Он может рассматриваться либо как организм, либо как личность. Индивид – это конкретный человек как единица общества.

3. Личностный подход

Личностный подход (один из принципов психологии) – это понимание личности как воедино связанной совокупности внутренних условий, преломляющих все внешние воздействия. Личность – это конкретный человек как субъект преобразования мира на основе его познания, переживания и отношения к нему. В структуре личности выделяют следующее: направленность, отношения и ее моральные черты. Элементы (черты личности), входящие в ее подструктуру, не имеют непосредственных природных задатков и отражают индивидуально-преломленное общественное сознание. Сюда входят, по мнению К. К. Платонова, несколько связанных иерархией форм. Это влечение как наиболее примитивная биологическая форма направленности.

Желание – это уже вполне осознанная потребность, влечение к чему-то. Оно может быть пассивным, но при включении в его структуру волевого компонента становится стремлением.

Интерес – познавательная форма направленности на предметы. Генетически в его основе лежит ориентировочный рефлекс, связанный с эмоцией, но у человека интересы развиваются на базе условного рефлекса второй сигнальной системы и комплексно, становясь любознательностью. которую можно определить как интерес к определенной деятельности.

Мировоззрение – система усвоенных человеком представлений и понятий о мире и его закономерностях, об окружающих человека явлениях, природе и обществе. Оно может быть смутным или пассивным миро-созерцанием, принявшим форму познавательного идеала, или становится убеждением.

Убеждение – высшая форма направленности, в структуру которой входят низшие формы и в которой мировоззрение связано со стремлением к достижению идеалов.

Вторая подструктура личности включает знания, навыки, умения и привычки, приобретенные в личном опыте, путем обучения.

Ее называют иногда индивидуальной культурой или подструктурой опыта. Эта подструктура формируется путем упражнения, взаимодействуя с другими подструктурами. Ее называют подструктурой форм отражения.

Четвертая подструктура объединяет свойства темперамента (типологические свойства личности), половые, возрастные свойства личности и ее патологию, так называемые органические изменения.

В эти четыре подструктуры могут быть уложены все (четыре) известные свойства личности. Причем часть этих свойств относится к одной подструктуре направленности; начитанность и умелость – к подструктуре форм отражения; истощаемость и возбудимость – к биологически обусловленной подструктуре. Другие свойства лежат на пересечении этих подструктур.

4. Представление о структуре личности в различных психологических теориях

Существует ряд психологических теорий, описывающих структуру личности. Русская и советская

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

Психология личности

Психология личности – самая загадочная ветвь науки. Основатель психоанализа Зигмунд Фрейд признавался в том, что фундаментальные пласты души человеческой, даже для опытного исследователя, остаются terra incognita.

Не заглянув внутрь себя, не познав свои истинные желания, мысли, прошлый опыт, невозможно справиться с основными жизненными задачами. Психология личности призвана помочь нам понять свою сущность, чтобы самостоятельно разрешать собственные проблемы, строить отношения с окружающими людьми.

Хотя каждый человек уникален по своему характеру и поведению, по основным проявлениям мы похожи друг на друга. Поэтому, постигнув психологию личности, мы сможем лучше понимать наших родных и любимых, друзей и коллег, предвидеть их поведенческие реакции в критических ситуациях.

Азы этой увлекательнейшей из наук станут незаменимым подспорьем в деле личностного роста и саморазвития . Без них трудно достичь высот в профессиональной сфере и гармонии в семейной жизни.

Изучить микромир отдельного индивида – задача не из легких. Еще труднее выразить результаты психологических исследований. По какой шкале измерить, скажем, уровень человеческой агрессии? А в каких параметрах определить степень трудолюбия или гениальности? Тут можно только позавидовать математикам и физикам, оперирующим цифрами, индексами и коэффициентами.

Правда, отечественные психологи располагают 160 словами, называющими личностные характеристики, и 3500 словами, описывающими человека. Но даже этого лексического запаса будет недостаточно, чтобы составить психологический портрет отдельной личности как социального существа с неповторимым ассортиментом качеств.

Многогранность и неоднозначность данного понятия очевидна. Недаром у психологии личности есть еще одно название – персонология. Оно более точно передает интригующую тайну постижения внутреннего мира человека.

Представители этого течения рассматривают эволюцию индивида с точки зрения ее исторической обусловленности. Из этого следует, что наше развитие подчиняется общим закономерностям, проходит одни и те же стадии и имеет сходные свойства.

Самой популярной концепцией в данной ориентации является теория психоанализа З.Фрейда. Он сравнивал наше самосознание с верхушкой айсберга, в результате чего нам дано понять лишь малую толику своих поступков. Только посредством психоанализа можно достичь глубин личности.

По Фрейду, наша психика включает в себя следующие пласты:

• «Оно» — бессознательное, обусловленное врожденными инстинктами; главный из них – продолжение рода; истинные цели человеческого существования – достижение удовольствия и внутреннего равновесия;

• «Я» – сознание, где происходит самовосприятие и самооценка с рациональной ориентацией на реальность;

• «Сверх-Я» – подсознание, руководствующееся общепринятыми ценностными эталонами и социальными нормами; они постоянно блокирует неосознаваемые влечения, особенно сексуальную энергию – главную составляющую «Оно»; арбитром в этом конфликте выступает рациональное «Я», примиряющее влечения с моральными установками.

Данная ориентация считает главным фактором формирования личности ее социализацию. Речь идет о процессе усвоения системы общественных обязательств, приобретении профессиональных навыков, разучивании социальных ролей и форм поведения.

Подобное научение происходит под влиянием родителей, педагогов, друзей, коллег. Нюансы в поведении различных индивидов объясняются своеобразием их контактов с различными людьми. При таком подходе личность — это плод взаимодействия индивида с его окружением.

Этот подход еще называют личностно-центрированным или гуманистическим. Его основные представители А. Маслоу, К.Роджерс во главу угла ставят самосознание человека. Они полагают, что личностное развитие – это процесс творческий, предполагающий постижение и осуществление субъектом своих жизненных целей.

Такой подход исключает манипулятивное отношение к человеку и требует от межличностных отношений полной открытости и доверительности. Только при такой организации общества возможно полное самовыражение каждого его члена.

На основе интеграции вышеуказанных ориентаций выделим некоторые общие их положения, позволяющие понять, что же такое личность.

Человек – это не только наследник биологических свойств, переданных ему родителями. Это обладатель индивидуальных черт, зачатков способностей, которые со временем либо развиваются, либо утрачиваются.

Личность – всегда комплекс особенных характеристик, составляющих целостную систему и взаимодействующих друг с другом. Часто более выраженные личностные черты помогают проявиться другим, менее заметным, пребывающим до поры до времени в латентном периоде. Это происходит в процессе деятельности в самых различных сферах, особенно в тех, которые требуют максимального напряжения душевных сил.

Каждая личность проявляет себя характерными для нее реакциями. Они повторяются в большинстве случаев в определенных ситуациях. При этом волевые личности часто действуют вопреки неблагоприятным социальным условиям. Эта сила сопротивления и позволяет им достичь невероятных успехов.

Мотивы саморазвивающейся личности, так же как и взгляды, интересы, устремления, могут меняться на протяжении жизни. Поэтому человек есть не только то, что он делает в настоящий момент, но и то, чего от него можно ожидать в будущем. Вехами на жизненном пути становятся испытания, оттачивающие лучшие душевные качества.

Конечной целью личностной эволюции является достижение психологии зрелости – духовной, нравственной, социальной. Это пиковое состояние позволяет максимально проявиться человеческой сущности.

Вместо нотаций и советов

Обычный человек – слабое существо. Он склонен многое драматизировать, предаваться снам наяву, теряться в собственных иллюзиях. Ему свойственно забывать об истинных своих целях, путать следствия с причинами, погружаться в пучину сомнений.

Но однажды наступает пробуждение, и у человека хватает силы и мудрости, чтобы осознать: истоки его страданий – в неведении. Именно дремучесть рассудка превращает его в механическое пианино, годами исполняющее одну и ту же тоскливую пьесу.

В этот переломный момент, открывая новые струны в своей душе, четко слыша ее лейтмотивы, слабый человек умирает – рождается сильная, жизнеспособная личность, готовая эволюционировать бесконечно.

  • Случайные записи

  • Доводилось ли вам наблюдать, как у собеседника или незнакомца трясется рука? Наверняка вы приняли этого человека за поклонника «зеленого змия» или завсегдатая кабинета невропатолога. Такие стереотипы нередко вынуждают подверженного тремору прятать тр

    Теория бихевиоризма переформатировала представление традиционной науки о психике. В качестве предмета исследования эта доктрина выдвинула поведение человека. Бихевиористы скептически относились к внутренним процессам. Значение для них имела только на Бихевиоризм в психологии

    Фантазия – это важнейшая составляющая «душевного аппарата» человека. Очень долго эта психологическая функция игнорировалась в ученом мире. Только недавно – каких-нибудь 60-70 лет назад – к ней возник внезапный интерес философов, психологов, социолог

    Многие зарекаются знакомиться в Интернете, и напрасно. Исследования доказали: далеко не все используют Всемирную паутину для мимолетных свиданий. Более 70 % людей, зарегистрированных на сайтах знакомств, ищут и находят партнеров для серьезных отношен

    Что такое память человека? Это уникальный внутренний компьютер, захватывающий информацию из реальности, хранящий и воспроизводящий ее в нужный момент. Механизм запоминания позволяет индивиду успешно взаимодействовать с окружающим миром, использовать Память человека

    Верность и измена — маркеры надежности человека. Верными называют людей, оправдывающих доверие, умеющих держать слово, не подводить в трудных ситуациях. О. Бальзак утверждал: “благородное сердце не может быть непостоянным”. По его же словам, “верност

    Земная цивилизация наглядно демонстрирует неразрывность триединства “человек, общество, природа”. Первые два звена этой цепочки приобретают свои характерные свойства только в процессе изменения третьего. Деятельное и разумное существо, человек посто

    Источники:
    Психология личности — развитие и свойства личности человека
    Психология личности — развитие и свойства личности человека Психология личности является центром психологической науки, по этому вопросу написано огромное количество исследований. Поведение
    http://womanadvice.ru/psihologiya-lichnosti-razvitie-i-svoystva-lichnosti-cheloveka
    Психология личности 1
    Книга Психология личности, автор Гусева Тамара — (Информативные ответы на все вопросы курса «Психология личности» в соответствии с Государственным образовательным стандартом.)
    http://booksonline.com.ua/view.php?book=52904
    Психология личности 2
    Психология личности – самая загадочная ветвь науки. Основатель психоанализа Зигмунд Фрейд признавался в том, что фундаментальные пласты души человеческой, даже
    http://rostduha.ru/psixologiya-lichnosti/

  • COMMENTS