Как познать себя

Как познать самого себя?

И вот мне кажется, что если мы вглядимся в себя со всей серьезностью, то уже не сможем сказать: все, что добродетельно, прекрасно, гармонично, – это я; все остальное – это пятна случайности, не имеющие со мной ничего общего, они просто прилипли к моей коже… В действительности же они не к коже прилипли, а коренятся в самой глубине нашего существа. Только это нам не нравится, и мы обвиняем кого только можем или обстоятельства нашей жизни. Сколько раз я слышал на исповеди: “Вот все мои грехи”, – затем кающийся на минуту останавливается перевести дух (грехи обычно излагаются довольно быстро) и произносит длинную речь, доказывая, что будь обстоятельства данной ему Богом жизни иными, у него вообще не было бы никаких грехов. И вот порой, если мне говорят: “Я виноват, но что вы хотите? У меня теща, у меня зять, у меня то, у меня се, у меня ревматизм и артрит, мы пережили русскую революцию и т. д.”, – не раз случалось, что когда человек, закончив свой рассказ, ждал уже разрешительной молитвы, я ему говорил: “Сожалею, но исповедь – это средство примирения с Богом, а примирение – дело обоюдное. Итак, прежде чем я дам вам разрешение во имя Бога, можете ли вы сказать, что прощаете Ему весь вред, все зло, которое Он вам причинил, все обстоятельства, в которых Он принудил вас не быть святым или святой?”. Обычно людям это не нравится, но это правда и это так важно, так существенно: мы должны принимать самих себя целиком, как мы есть. Мы не поступаем так, если считаем, что мы – это то, что прекрасно, а в остальном виноват Бог (чаще всего Бог, а не дьявол, потому что в сущности Бог должен был бы воспрепятствовать дьяволу делать зло, которое тот делает – уж по крайней мере по отношению ко мне!).

Что же нам делать? Можно ли найти какое-то вдохновение, поддержку в делании, вытекающем из того, что мы увидели?

Второй момент обосновывается для меня словами преподобного Серафима Саровского, который говорит, что существенно важно, чтобы мы видели самих себя целиком, то есть не только то, что есть в нас прекрасного, отвечающего нашему призванию к вечной жизни, но также и все остальное. Ибо то, что уже созвучно Христу, Богу, что уже принадлежит Царству, в каком-то смысле не представляет для нас интереса: важно все остальное – пустыню или дебри – превратить в райский сад. И здесь, отойдя от образа, данного преподобным Серафимом, я хотел бы подчеркнуть, что мы должны рассматривать себя самих как материал, который Бог вложил в наши руки и из которого мы можем создать произведение искусства, нечто такое, что войдет составной частью в Царство гармонии, красоты, истины и жизни. В этом смысле у нас должна быть та же собранность, та же ясность взгляда, какой обладает художник.

Так же точно мы должны были бы действовать и в нашей внутренней жизни. Мы должны научиться вглядываться разумным взором, проницательным взором, с возможно большим реализмом, с живейшим интересом в тот материал, который у нас в руках, потому что строить мы можем только из этого материала. Если вы – Петр, то вы не Антоний, и что бы вы ни делали, Антонием вы не станете. Существует присловье: “На Страшном суде никто тебя не спросит, был ли ты святым Петром, тебя спросят – был ли ты Петей”. Никто не требует от вас быть тем, чем вы не являетесь, но можно у вас спросить, можно от вас требовать, чтобы вы были самими собой. И это очень существенно: если вы не примете всего материала в целом, вы ничего не создадите. Не воображайте, что занимаясь утверждением своего ума, своего восприятия, то есть половины вашей индивидуальности, вы сможете создать целого гармоничного человека. В какой-то момент вы обнаружите, что не смогли этого сделать, но тогда перед вами уже будет урод, какая-то незавершенная статуя и огромное количество неиспользованного материала – и все!

И тут нужны мужество и вера. Прежде всего вера в том смысле, как я уже говорил, что Бог дает нам видеть только то, что мы можем вынести; и мужество: нам ведь вовсе не доставляет удовольствия видеть всю нашу безобразность. Может быть, вы помните слова св. Венсана де Поль перед зеркалом, которые случайно услышал его отец, войдя в комнату: «Боже, я слишком безобразен для людей, но, быть может, Ты примешь меня таким?». Может быть, для людей я и слишком безобразен, но Богу я желанен, потому что иначе Он не вызвал бы меня к бытию, не совершил бы этого творческого, рискованного акта, вызывая к бытию именно меня – причем не на короткое время, а для вечности.

С другой стороны, если мы хотим иметь отношения с людьми, окружающими нас, мы должны быть реальными, а не подставными личностями. Мы можем иметь друг с другом творческие вдумчивые отношения лишь постольку, поскольку я – реален и мой собеседник, тот, что стоит передо мной, – тоже реален. Эта реальность должна охватывать всего человека, он не должен довольствоваться частичной реальностью, реальностью до известного предела.

Я этим вот что хочу сказать: когда нас, детьми, вызывает к себе директор школы на головомойку, потому что мы что-то натворили, то мы видим в нем только звание директора. Здесь нет человека, а есть директор, как был бы полицейский, чиновник, прокурор, врач. Нам не приходит даже в голову, что в нем есть что-то другое.

Отношение к личности совершенно иное. Я только что говорил, что здесь совершенно другая проблема: дело не в том, чтобы видеть себя как личность, – мы ведь этого не можем. Личность, персона – это то, чем мы призваны стать, преодолев индивидуума, которого эмпирически мы можем в самих себе наблюдать. Личность может быть раскрыта только в Том, Кто ее знает, то есть в одном Боге. В нас есть личность, которая есть образ Живого Бога. Извне эта личность представляется под видом индивидуума. И вот аналогия, которую я хотел бы провести: мы – это картина мастера, которая из столетия в столетие подновлялась, пока не стала совершенно неузнаваемой. Мы стали карикатурой образа Божия. Если вы покажете картину знатоку, он внимательно ее рассмотрит и скажет: в этом портрете бровь, часть лица несомненно принадлежат руке мастера, все остальное – нет. Тогда, изучая эту бровь – технику, краски, совершенное движение кисти, ее родившей, – попробуйте снимать слой за слоем все эти записи. Сняв один слой, мы скажем: это глубже предыдущего, но все еще не рука мастера; это запись, она фальшива в сравнении с этим штрихом брови, с той цветовой гаммой, которая уже без сомнения принадлежит мастеру… И так постепенно нам удается расчистить картину, вернуться к первообразу, освобожденному от накопившихся искажений.

Есть другие места, и если мы вполне честны, мы скажем: нет, на это я не пойду… У меня есть честная прихожанка. Читал я лекцию о заповедях Блаженства, после которой она подошла ко мне и сказала: Владыко, если вы это называете блаженством, пусть оно вам и будет. Голодным быть, холодным быть, покинутым быть, гонимым быть – нет… Так вот, если у вас есть хоть четвертая часть ее честности, вы отвергнете три четверти Евангелия – и я еще не пессимист.

Возьмем пример: Христос открывает нам Бога уязвимого, беззащитного, побежденного и потому презренного. Иметь такого Бога уже достаточно неприятно! Но когда Он еще говорит нам: Я дал вам пример, следуйте ему, – тогда действительно можно сказать “нет”. Ну так и скажите. Но мы не целиком черные, и если вы честны в обе стороны, то есть если вы не защищаетесь от притягательности Евангелия, из-за того, что она для вас опасна, то вы увидите, что есть одно-два места в Евангелии, три фразы, от которых озаряется ум, освещается, загорается сердце, воля собирается в желании следовать слову, потому что оно так прекрасно, так истинно, так совершенно и так полно совпадает с тем, что в вас есть самого глубокого; самое тело ваше устремляется по этому пути.

Отметьте эти места; как бы редки они ни были, это те места, где вы уже совпадаете со Христом, где в покрытом записями портрете вы открыли руку мастера, островок тонов первообраза. И помните тогда одно: в этой фразе или в этом евангельском образе одновременно явлены и Христос, и вы; и как только вы сделаете это открытие, вам уже нет надобности бороться со своей природой, чтобы как можно более приблизиться к евангельскому духу; достаточно следовать своей природе, но природе подлинной, не ложному, привнесенному образу, а тем чертам, что написаны рукой мастера. Дело не в том, чтобы поступать наперекор всему, что вам хочется сделать (христиане часто называют это “быть добродетельным”: чем больше я хочу это сделать, тем добродетельнее этого не делать), а в том, чтобы сказать: вот один, два пункта, в которых я нашел, что есть во мне самого подлинного.

Я хочу быть самим собой самым истинным образом… Сделайте так, и когда вы это сделаете внимательно, с радостью быть и все больше становиться самим собой, то увидите, как появляется другой просвет, место сходное, родственное, так сказать, нескольким поразившим вас словам. Постепенно портрет расчищается, появляется одна черточка, другое красочное пятно… И так вас захватывает все Евангелие, но не как оккупационные войска, которые завоевывают вас насилием, а освобождающим вас действием, в результате которого вы все больше становитесь самим собой. И вы открываете, что быть самим собой значит быть по образу Того, Кто пожелал быть по нашему образу, чтобы мы были спасены и изменились.

Итак, вот два различные, но коррелятивные пути самопознания: познания “я” – индивидуума, который себя утверждает, себя противополагает, который отвергает и отрицает другого; того “я”, которое не хочет видеть всего себя таким, как оно есть, потому что стыдится и боится своего безобразия; того “я”, которое никогда не хочет быть реальным, потому что быть реальным значит стать перед судом Бога и людей; того “я”, которое не хочет слышать, что говорят о нем люди, тем более – что говорит о нем Бог, слово Божие.

И с другой стороны – личность, находящая свое удовлетворение, свою полноту и свою радость только в раскрытии своего первообраза, совершенного образа того, что она есть, образа, который освобождается, расцветает, открывается – то есть все больше обнаруживается – и тем самым все больше уничтожает индивидуум, пока от него уже не останется ничего противополагающегося, ничего самоутверждающегося, а останется только личность – ипостась, которая есть отношение. Личность – которая всегда была только состоянием любви того, кто любит, и того, кто любим – оказывается высвобожденной из плена индивидуума и вновь входит в ту гармонию, которая есть Божественная Любовь, всех содержащая и раскрывающаяся в каждом из нас, как в светах вторых, излучающих вокруг свет Божий.

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал «Православие и мир», но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность о семье и обществе.

Лицензия Минпечати Эл № ФС77-44847

может не совпадать с позицией редакции.

(книгах, прессе) возможна только с письменного

Как познать себя и что для этого делать?

Познать себя. Наверное, эту фразу слышал каждый. Но только понятия в нее мы вкладываем разные. Как говорили древние: познать себя означает познать Бога. Помните знаменитое изречение «познай себя и ты познаешь мир».

Давайте посмотрим, как познать самого себя и для чего это нужно?

Как утверждают психологи, познание человеком себя начинается с того, что нужно просто принять себя таким, какой ты есть на самом деле. Не заставлять себя быть на кого-то похожим или вести так, как диктует мода, окружение, стереотипы в обществе или же так, как ожидают он нас близкие, чаще всего родители. Нет, познание начинается с принятия себя. И с собой необходимо быть честным.

Если у вас что-то не получается и вы знаете, что это ваша слабая сторона, то будьте честны с собой. Вы ходите на работу, работаете, скажем, менеджером среднего звена. Но это — не ваше. И никогда не было вам интересно. А работаете вы там, потому что нужны деньги, потому что боитесь перемен, потому что думаете, что найдете что-то еще хуже и прочая, прочая, прочая. Знакомо?

Скажите себе честно — это не мое. Если вы не признаетесь в этом, то так и будете страдать от депрессии, потому что в таком случае вы обречены на конфликт сознательного и бессознательного. Результатом этого неразрешенного конфликта будут неврозы, депрессии, соматические болезни, расстройства сна и прочие другие «прелести».

Если вы скажете честно, что это «не ваше», то это — только первый этап того, как познать себя. Второй этап вполне закономерен — если это не мое, то надо найти то, что будет моим. И этот он не менее сложен. Только немногие могут найти себя с раннего возраста, для других это — труд. Подумайте, что у вас получается лучше всего. В чем же сложность? Я знаю, что у меня всегда хорошо получалось готовить/шить/петь/танцевать/изобретать и так далее. Но здесь нас останавливает банальный страх, а кого-то в купе с этим, еще и лень. Неверие в свои силы — это сознательный отказ от познания. Неверие не откроет нам тайну, как сделать себя лучше и как стать успешнее.

Мы можем восхищаться людьми, добившимися успеха, но сами боимся применить это к нашей собственной жизни. А между тем, в каждом из нас скрыт гений. И это — не преувеличение. Человек — существо совершенное, ибо в нем заложен огромный потенциал. Но. мы опять просиживаем за скучной работой, вздыхаем о неудавшейся жизни и несправедливости судьбы, не догадываясь, что именно наше незнание себя и неверие в свои силы являются главными врагами на пути достижения успеха.

Как советуют специалисты, для того, чтобы познать себя, можно и нужно делать аутотренинг. И это не просто слова. Ваши мысли будут проникать в ваш мозг и заставят взглянуть по-новому на все жизненные обстоятельства. Вы перестанете искать виновных в своих неудачах, а обратите взор внутрь себя.

Ежедневно говорите себе: «Я — уверенный в себе человек, я совершенен и могуч. Я бесстрашен и я верю в себя, а главное, я хочу познать себя и стать лучше».

Как это работает на практике? Очень просто. У вас появится уверенность в своих силах и, возможно, вы найдете смелость искать другую работу. Ту, что вам ближе, ту, что вас устраивает гораздо больше. А самое главное, вы будете знать, что у вас все получится, иначе просто не может быть.

Посмотрите на людей, которые живут хуже вас. У них нет ног или рук, или они потеряли детей, или же с ними случились какие-то другие страшные трагедии, но они находят в себе силы жить. Так неужели вы не найдете в себе силы перестроить свою жизнь так, как вы хотите, а не зависеть от обстоятельств, от нелюбимой работы и вечной депрессии.

В сети есть множество книг по самосовершенствованию и познанию себя, если вы хотите, то можете пообщаться онлайн с психологами и узнать больше о том, как можно и нужно познать себя. И тогда ваша жизнь изменится в лучшую сторону.

Обычный блог про саморазвитие

Вопросами самопознания я начал увлекается еще в раннем детстве, если верить родителям. Например, в пять лет я шокировал их вопросом: «А что такое жизнь? А зачем мы живем?». Сказать по правде, я этого не помню, однако эти вопросы до сих пор крутятся у меня в голове. Но прежде, чем на них ответить, нужно разобраться в себе. То есть познать себя.

Вообще, самопознание, по сути, напоминает духовный рост, с той лишь разницей, что оно направлено на все жизненные константы, а не только на душу. Поэтому эффективность этого метода в разы больше, хотя он и сложнее.

Познав себя, мы способны вывести свою личность на более высокий уровень и сможем продвигаться по этому направлению настоящими семимильными шагами. Мы будем знать, как действовать в тот момент, когда перед нами стоит выбор. Мы будет точно знать, что принесет нам пользу, а что один лишь вред.

В общем, можно долго описывать плюсы самопознания. Я уверен, вы и сами знаете, в чем польза определенности и наверняка стремитесь к ней. Что ж, позвольте помочь вам на этом нелегком пути и дать три совета, которые помогут узнать, как познать себя.

Казалось бы, всем известный атрибут жизни, однако на деле – это по-настоящему эффективное средство внутреннего самопознания. Это как будто бы отражение самих вас: ваших мыслей, эмоций и чувств. Вы можете посмотреть на себя со стороны и узнать то, что вы хотите.

Если вы когда-то вели дневник, то представляете, о чем я говорю. Для тех, кто не практиковал подобный метод, распишу поподробнее.

Представьте, что сегодня у вас случился какой-нибудь курьез или неприятный случай. В результате появилась куча негативных эмоций и страстное желание с кем-нибудь поделиться своей проблемой. Но есть и другой выход: можно просто все это записать. Можете пожаловаться дневнику на свои проблемы, рассуждать, почему так получилось и кто виноват, принять решение, что делать дальше, успокоить себя подбадривающими фразами. В общем, выплеснуть свои эмоции на бумагу.

Даже если у вас был обычный день, все равно запишите то, что случилось за день и как вы на это отреагировали. Это поможет вам осознать, влияние на вас тех или иных процессов.

К тому же, вести дневник – это очень увлекательно занятие. Можно потом перечитывать свои записи 2-3 месячной давности и удивляться, насколько сильно вы сумели вырасти за этот срок.

С помощью дневника можно даже память улучшать. Об этом я уже писал в материале «Как развить память».

Обычно, под словом медитация люди подразумевают некую молитву в восточных странах. По началу, меня смешили ответы людей в таком стиле, но потом я понял, насколько это печально. Мало того, что они сами не знают, о чем говорят, но еще и убеждают в этом других. Ну ладно… пост не об этом.

Медитация – это своего рода диалог человека с самим собой. Существует множество направлений этой практики, но сейчас мы рассмотрим это со стороны, которая максимально практична для нас.

Суть проста: найдите какое-нибудь тихое местечко, желательно, чтобы оно у вас с чем-нибудь ассоциировалось. Например, многие медитируют рядом с деревом, которое сами же и посадили. Если у вас нет такой возможности, можете приспособить для этого занятия свою комнату.

Не обязательно садиться в позу лотоса, как думают многие. Достаточно занять максимально удобное для вас положение (можете даже лечь). Далее я советую сделать 10 глубоких вдохов. Это успокоит вас, даст собраться с мыслями и к тому же, стимулирует работу легких.

Постарайтесь отключить все насущные вопросы, вроде: «А у меня утюг там не горит?» и останьтесь наедине со своим сознанием. А потом задавайте себе различные вопросы, ответ на которые вы хотите узнать и постарайтесь на них ответить как можно более четко и конкретно, пока не будете полностью удовлетворены им.

• По-настоящему ли мне нравиться этот парень/девушка?

• Получаю ли я удовольствие от той работы, которой я занимаюсь?

• Что будет, если я сейчас изменю что-нибудь?

• Достаточно ли я делаю для достижения своих целей?

После медитации, можете записать все пришедшие в вашу голову мысли в свой дневник. Я, например, во время медитации люблю придумывать идеи для следующих постов.

Самый быстрый и легкий способ, познать себя – это спросить у окружающих вас людей. Желательно, чтобы вы общались с ними довольно давно, иначе может вылезти субъективная картина. Кстати, многие думают (особенно подростки), что окружающие их совсем не понимают и ничего о них не знают. Это с одной стороны верно, а с другой, окружающие могут показать вам на ваши недостатки или преимущества. Например, я недавно, совершенно случайно, узнал, что я очень неплохой оратор.

Лучше всего подойти к супругу или супруге и спросить, что ей или ему не нравиться в вас. Обычно всегда найдется пару-тройку пунктов по этому поводу. Может быть, вы мало времени уделяете семье и даже не задумывались об этом. А может, вы забываете поздравлять ваших родителей с праздниками.

А уж родители сколько пунктов смогут подобрать. Ведь они тоже хотят сделать вас лучше, причем не меньше, чем вы.

Вот и все. Если есть вопросы и пожелания – смело оставляйте их в комментариях. И не забывайте подписываться на обновления!

Навигация по записям

Пост хороший, полезный. Расписано четко, ясно и просто.

И — о,Боже — я поняла, что такое «медитация».

Ставлю знак качества и подчеркиваю жирной чертой «Заведите дневник». Хотя, само собой, одно без другого и третьего — никуда. Вернее, куда-то, но куда-то не туда)

классная статья! С сегодняшнего дня заведу дневник ??

Интересный пост, всё так просто и понятно написано. Меня даже вдохновила эта статья! Пойду изливать свою душу дневнику)))

Статья не плохая, местами очень даже интересна и верна. Но совет под номером 3. Спросить окружающих… Это слишком ненадежно, на мой взгляд. Лучшие друзья — всегда соврут/преуменьшат, чтобы не обидеть, а возможно и просто в течении всей вашей жизни так поглощены собой, что и не вникают в суть вас. Родители всегда, подчеркиваю — ВСЕГДА слишком предвзяты и не всегда видят и даже не всегда хотят видеть недостатки ребенка. Мало знакомые люди — не знают вас. То есть всю объективную правду вам никто и никогда не скажет.

И следовательно вопрос — у кого из окружающих можно спросить, но так чтобы не соврали и не «смягчили»?!

P.S. За медитацию и дневник огромное спасибо действительно помогает

Старков, вы молодец что вообще задумались на эту тему, да и расписали все очень хорошо, легко и доступно. Но напрашивается вопрос , не появится ли потом параноя куда спрятать дневник и не найдет ли его кто-то другой? Что посоветуете на этот счет?

спасибо за статью!

а дневник правда очень помогает себя понять!

чтобы не завелась параноя, Эвелина, дневник стоит завести в обыкновенном ворде, но с паролем=) удачи!

Статья — ОТЛИЧНАЯ. Дневник был, действительно, помогает. Через определенное время перечитываю, смешно становится.

Да статья интересная. Дневник вела, веду и буду вести, вещь хорошая и действительно можно проследить как ты вырос, как личность, за то или иной промежуток времени.

мдааа… А люди то и не знают что ищут… И кого слушать…

мне очень понравилась статья))))попробую написать свой личный дневник)) может получиться…

Пролетела жизнь….незаметно быстро…а вопросы о познании себя так и остаются…дети выросли и один погиб…как-будто и смысл жизнь потеряла и нет никаких утешений,да может они и не нужны,но жизнь идет,как мертвая …есть одна радость дочка и внучка.Это единственное придает смысл и в тоже время нет сил,нет того задора и энергии делать что-либо.А впереди последний путь…для чего жизнь. Как выбраться. 7

Большое Вам спасибо за эти советы, они мне очень помогают. С уважением, Марина

Большое Вам спасибо за статью, мне она очень понравилась. С уважением, Марина

Спасибо Вам за то,что побуждаете людей Задуматься о своей жизни и хоть что-то предпринять для ее изменения.

Спасибо. С первых слов все обо мне и для меня.

Зачем мы пришли в этот мир?

Откуда мы пришли?

КТО МЫ на самом деле?

Я считаю что это самые главные вопросы Самопознания.

Найти ответы на эти вопросы и есть величайший смысл жизни

Найти смысл и реализовать его.

Спасибо за статью, просто и доходчиво. Надо попробовать вести дневник, понравился совет Натальи про дневник в ворде с паролем. Обычный опасалась вести, думаю, вдруг внезапно умру, а дневник найдут. И про медитацию интересно, а то никак не могла понять, как же это медитировать.

Источники:

Как познать самого себя
Познание себя — сложная задача. Как познать себя? О самопознании митрополит Антоний Сурожский
http://www.pravmir.ru/kak-poznat-samogo-sebya/
Как познать себя и что для этого делать
Познание себя начинается с того, что нужно уметь говорить себе правду и принимать себя таким, какой ты есть. Познать себя может каждый.
http://fb.ru/article/8901/kak-poznat-sebya-i-chto-dlya-etogo-delat
Обычный блог про саморазвитие
Обычный блог про саморазвитие Вопросами самопознания я начал увлекается еще в раннем детстве, если верить родителям. Например, в пять лет я шокировал их вопросом: «А что такое жизнь? А
http://starkov.su/3-soveta-kak-poznat-sebya/

COMMENTS