Чувства психология

Сущность, функции и виды чувств и эмоций

Все с чем сталкивается человек в своей жизни, вызывает у него то или иное отношение. Определенное отношение человека проявляется даже к отдельным качествам и свойствам окружающих объектов. Сфера чувств включает в себя досаду и патриотизм, радость и страх, восторг и горе.

Чувства — это переживаемые в различной форме отношения человека к предметам и явлениям действительности. Человеческая жизнь невыносима без переживаний, если человек лишен возможности испытывать чувства, то наступает так называемый “эмоциональный голод”, который он стремится утолить, слушая любимую музыку, читая остросюжетную книгу и т.п. Причем для эмоционального насыщения нужны не только положительные чувства, но и чувства, связанные со страданием.

Самая развитая и сложная форма эмоциональных процессов у человека — это чувства, которые представляют собой не только эмоциональное, но и понятийное отражение.

Чувства формируются на протяжении жизни человека в условиях общества. Чувства, которые отвечают высшим социальным потребностям, называются высшими чувствами. Например, любовь к Родине, своему народу, своему городу, к другим людям. Они характеризуются сложностью строения, большой силой, продолжительностью, стабильностью, независимостью от конкретных ситуаций и от состояния организма. Таким примером является любовь матери к своему ребенку, мама может рассердится на ребенка, быть недовольной его поведением, наказать, но все это не влияет на ее чувство, которое остается сильным и относительно стабильным.

Сложность высших чувств определяется их комплексным строением. То есть они складываются из нескольких разных, а иногда и противоположных эмоций, которые как бы кристаллизуются на определенном предмете. Например, влюбленность — менее сложное чувство, нежели любовь, так как кроме влюбленности последняя предполагает нежность, дружбу, привязанность, ревность и другие эмоции, производящие не передаваемое словами чувство любви.

В зависимости от характера отношения человека к различным объектам социальной среды выделены основные виды высших чувств: моральные, праксические, интеллектуальные, эстетические.

Моральные чувства человек испытывает по отношению к обществу, другим людям, а также к самому себе, такие как чувство патриотизма, дружба, любовь, совесть, которые регулируют межличностные отношения.

Чувства, которые связаны с осуществлением человеком трудовой и других видов деятельности, называются праксическими. Они возникают в процессе деятельности в связи с ее успешностью или не успешностью. К позитивным праксическим чувствам относятся трудолюбие, приятная усталость, чувство увлеченности работой, удовлетворенность от выполненного дела. При преобладании негативных праксических чувств человек воспринимает труд как каторгу.

Определенные виды труда, учение, некоторые игры требуют интенсивной умственной деятельности. Процесс умственной деятельности сопровождается интеллектуальными эмоциями. Если они приобретают качества стабильности и устойчивости, они проявляются как интеллектуальные чувства: любознательность, радость открытия истины, удивление, сомнение.

Чувства, которые испытывает человек при восприятии и создании прекрасного в жизни и в искусстве, называются эстетическими. Эстетические чувства воспитываются через приобщение к природе, любование лесом, солнцем, рекой и т.п. Для того чтобы постичь законы красоты и гармонии детям полезно заниматься рисованием, танцами, музыкой и другими видами художественной деятельности.

На протяжении развития людей сформировалась особая форма психического отражения значимых объектов и событий — эмоции. Один и тот же объект или событие вызывает у разных людей различные эмоции, потому что у каждого свое, специфическое отношение.

Эмоции — это субъективные реакции человека на воздействия внешних и внутренних раздражителей, отражающие в форме переживаний их личную значимость для субъекта и проявляющиеся в виде удовольствия или неудовольствия.

В узком значении слова эмоции — это непосредственное, временное переживание какого-нибудь чувства. Так, если рассмотреть чувства, испытываемые болельщиками, на трибуне стадиона и спорту вообще (чувство любви к футболу, хоккею, теннису), то эти переживания нельзя называть эмоцией. Эмоции здесь будут представлены состоянием наслаждения, восхищения, которые испытывает болельщик, наблюдая хорошую игру.

За эмоциями была признана важная положительная роль в жизни людей, и с ними стали связывать следующие положительные функции: Мотивационно-регулирующую, коммуникативную, сигнальную и защитную.

Мотивационно-регулирующая функция заключается в том, что эмоции участвуют в мотивации поведения человека, могут побуждать, направлять и регулировать. Иногда эмоции могут заменять собой мышление в регуляции поведения.

Коммуникативная функция заключается в том, что эмоции, точнее, способы их внешнего выражения, несут в себе информацию о психическом и физическом состоянии человека. Благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга. Наблюдая за изменениями эмоциональных состояний, появляется возможность судить о том, что происходит в психике. Комментарий: люди, принадлежащие к разным культурам, способны безошибочно воспринимать и оценивать многие выражения человеческого лица, определять по нему такие эмоции, как радость, гнев, печаль, страх, отвращение, удивление. Это относится и к тем народам, которые вообще никогда не находились в прямых контактах друг с другом.

Сигнальная функция. Жизнь без эмоций так же невозможна, как и без ощущений. Эмоции, утверждал Ч. Дарвин, возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей. Эмоционально-выразительные движения (мимика, жесты, пантомимика) выполняют функцию сигналов о том, в каком состоянии находится система потребностей человека.

Защитная функция выражается в том, что, возникая как моментальная, быстрая реакция организма, может защитить человека от опасностей.

Установлено, что чем сложнее организовано живое существо, чем более высокую ступень на эволюционной лестнице оно занимает, тем богаче и разнообразнее гамма эмоций, которую оно способно переживать.

Характер переживания (удовольствие или неудовольствие) определяет знак эмоций — положительные и отрицательные. С точки зрения влияния на деятельность человека эмоции делятся на стенические и астенические. Стенические эмоции стимулируют деятельность, увеличивают энергию и напряжение сил человека, побуждают его к поступкам, высказываниям. Крылатое выражение: “готов горы свернуть”. И, наоборот, иногда переживания характеризуются своеобразной скованностью, пассивностью, тогда говорят об астенических эмоциях. Поэтому в зависимости от ситуации и индивидуальных особенностей эмоции могут по-разному влиять на поведение. Так, горе может вызвать апатию, бездеятельность у слабого человека, в то время как сильный человек удваивает свою энергию, находя утешение в работе и творчестве.

Модальность — основная качественная характеристика эмоций, определяющая их вид по специфике и особой окрашенности переживаний. По модальности выделяются три базовые эмоции: страх, гнев и радость. При всем многообразии практически любая эмоция является своеобразным выражением одной из этих эмоций. Тревожность, беспокойство, боязнь, ужас представляют собой различные проявления страха; злоба, раздражительность, ярость — гнева; веселье, ликование, торжество — радости.

Интерес (как эмоция) — положительное эмоциональное состояние, способствующее развитию навыков и умений, приобретению знаний.

Радость — положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность, вероятность чего до этого момента была невелика или, во всяком случае, неопределенна.

Удивление — не имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства. Удивление тормозит все предыдущие эмоции, направляя внимание на объект, его вызвавший, и может переходить в интерес.

Страдание — отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной достоверной или кажущейся таковой информацией о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей, которое до этого момента представлялось более или менее вероятным, чаще всего протекает в форме эмоционального стресса.

Гнев — эмоциональное состояние, отрицательное по знаку, как правило, протекающее в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной для субъекта потребности.

Отвращение — отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами (предметами, людьми, обстоятельствами), соприкосновение с которыми (физическое взаимодействие, коммуникация в общении и пр.) вступает в резкое противоречие с идеологическими, нравственными или эстетическими принципами и установками субъекта. Отвращение, если оно сочетается с гневом, может в межличностных отношениях мотивировать агрессивное поведение, где нападение мотивируется гневом, а отвращение — желанием избавиться от кого-либо или чего-либо.

Презрение — отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных взаимоотношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с жизненными позициями, взглядами и поведением объекта чувства. Последние представляются субъекту как низменные, не соответствующие принятым нравственным нормам и эстетическим критериям.

Страх — отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о возможной угрозе его жизненному благополучию, о реальной или воображаемой опасности. В отличие от эмоции страдания, вызываемой прямым блокированием важнейших потребностей, человек, переживая эмоцию страха, располагает лишь вероятностным прогнозом возможного неблагополучия и действует на основе этого (часто недостаточно достоверного или преувеличенного прогноза).

Стыд — отрицательное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслом, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике.

Эмоции характеризуются также силой, продолжительностью и осознанием. Диапазон различий по силе внутреннего переживания и внешних проявлений очень велик для эмоции любой модальности. Радость может проявляться как слабая по силе эмоция, например, когда человек испытывает чувство удовлетворения. Восторг — эмоция большей силы. Гнев проявляется в диапазоне от раздражительности и негодования до ненависти и ярости, страх — от легкого беспокойства до ужаса. По продолжительности эмоции длятся от нескольких секунд до многих лет. Степень осознанности эмоций также может быть различной. Порой человеку трудно понять, какую эмоцию он испытывает и почему она возникает.

Эмоциональные переживания носят неоднозначный характер. Один и тот же объект может вызвать несогласованные, противоречивые эмоции. Это явление получило название амбивалентность (двойственность) чувств. Например, можно уважать кого-то за работоспособность и одновременно осуждать за вспыльчивость.

Качества, характеризующие каждую конкретную эмоциональную реакцию, могут сочетаться различным образом, что создает многоликие формы их выражения. Основные формы проявления эмоций — чувственный тон, ситуативная эмоция, аффект, страсть, стресс, настроение и чувство.

Чувственный тон выражается в том, что многие ощущения человека имеют свою эмоциональную окраску. То есть люди, не просто ощущают какой-либо запах или вкус, а воспринимают его как приятный или неприятный. Образы восприятия, памяти, мышления, воображения также эмоционально окрашены. А. Н. Леонтьев считал одним из существенных качеств человеческого познания феномен, который называл “пристрастностью” отражения мира.

Ситуативные эмоции возникают в процессе жизнедеятельности человека чаще всех других эмоциональных реакций. Их главными характеристиками считают относительно малую силу, кратковременность, быструю смену эмоций, малую внешнюю наглядность.

Функции и виды внимания. Рассеянность внимания

Виды и процессы воображения. Развитие творческого воображения

Ощущение — понятие и классификация. Свойства ощущений в психологии

Чувствительность и пороги чувствительности ощущений Восприятие, его виды и свойства

Восприятие пространства, времени и движения Чувства и эмоции: сущность, функции и виды

Эмоциональные состояния человека: аффект, стресс и фрустрация

Стресс — этапы развития стрессового состояния у человека Волевые качества личности и волевые действия человека

Воля человека. Сила воли. Волевые процессы и волевой акт

Волевые состоянияВыдержка, решительность и смелость человекаВолевые действия и их характеристикаВолевое развитие. Формирование и развитие силы воли и волевых качествВолевая регуляция. Волевая деятельность и волевое поведения Способности человека и их развитие

Природа способностей человека. Способности и задатки

Способности и деятельность человека. Общие и специальные способности

Виды и уровни способностей человека, их характеристика

Эмоции и чувства в психологии

Эмоции и чувства – это синонимы или же два разных понятия? Увы, даже психологи не сходятся в едином мнении, а нам «простым смертным» приходится томиться в догадках, пытаясь дать определение своим душевным потемкам. Итак, сегодня мы берем на себя непосильный груз – наша задача найти, чем отличаются чувства от эмоций, вопреки пассивной психологии.

Эмоции возникли гораздо раньше чувств, они древнее и во многом понятнее. Эмоции – ситуативны, они возникают в качестве оценки ситуации или же, как результат удовлетворения и неудовлетворения человеческих потребностей окружающими обстоятельствами. То есть, вы хотите пить и испытываете жажду. Вы выпили стакан воды и больше не испытываете жажду. Все зависит от обстоятельств.

Таким образом, если обстоятельства удовлетворяют наши «запросы», мы испытываем положительные эмоции: радость, возбуждение, удовольствие. Если окружающая среда не дает нам возможности реализовать свои потребности, возникают следующие эмоции: разочарование, горе, страх, печаль, грусть.

Учитывая то, что даже в психологии эмоции и чувства неразрывны, продолжим с характеристики чувств.

Чувства – вторичны, они возникли на основе эмоций в ходе эволюции. То есть, чувства – это приобретенные эмоции. Чувства не зависят от перемены ситуации, они могут существовать в нас всю жизнь неизменно. Но, при этом, чувства могут выражаться разными (кардинально разными!) эмоциями. Например, мать любит своего ребенка и это чувство длиною в жизнь. Ребенок может ее рассердить, обидеть, разочаровать, тогда она будет испытывать гнев, печаль и прочее – это проявление чувства любви посредством эмоций. Но в то же время, мать может гордиться ребенком, восхищаться, умиляться, тогда она будет испытывать эмоции восхищения, радости, умиления.

Демонстрация эмоций и чувств

Итак, с характеристикой эмоций и чувств мы разобрались. А теперь посмотрим, как распознать их проявление на окружающих людях.

Эмоции – осознанны, мы легко можем объяснить, почему испытываем ту или иную эмоцию. Что касается выражения, то чаще всего они проявляются в виде жестикуляций, интонаций и мимики. Но не тут-то было. Хотите изучать эмоции – следите за детьми. Они еще не «отшлифованы» социумом, и все их эмоции заметны и не скрыты. А взрослые научились скрывать свои эмоции, а также делать вид, будто испытывают те или иные виды эмоций. Для изучения таких «скрытых» проявлений эмоций возникла наука физиогномика.

Чувства мы проявляем посредством слов, но никогда не можем толком объяснить, почему мы испытываем то или иное чувство. Спросите мать, почему она любит своего ребенка, или не надо так высоко, почему она не любит лук?

Для того чтобы легче определять грань между двумя понятиями, предлагаем вам ознакомиться с видами чувств и эмоций.

  1. Моральные или нравственные чувства – возникают в качестве результата соответствия моральных норм человека и общества. Во многом моральные чувства возникают на протяжении всей жизни под влиянием окружающей среды, людей. К нравственным чувствами относятся патриотизм, любовь, дружба, уважение, презрение, отчужденность, привязанность. Моральные чувства имеют социальный характер и многогранное проявление.
  2. Интеллектуальные чувства – это радости и разочарования познания, все то, что связанно с познавательной деятельностью.
  3. Эстетические чувства – это умение человека воспринимать и/или создавать прекрасное. Причем, чем больше человек познает прекрасное, тем больше он его способен воспринимать и понимать.

  • блаженство;
  • удовольствие;
  • симпатия;
  • радость;
  • восторг.

Источники:
Сущность, функции и виды чувств и эмоций
Чувства — это переживаемые в различной форме отношения человека к предметам и явлениям действительности. Эмоции — это субъективные реакции человека на воздействия внешних и внутренних раздражителей.
http://www.grandars.ru/college/psihologiya/emocii-i-chuvstva.html
Эмоции и чувства в психологии
Эмоции и чувства в психологии Эмоции и чувства – это синонимы или же два разных понятия? Увы, даже психологи не сходятся в едином мнении, а нам «простым смертным» приходится томиться в
http://kak-bog.ru/emocii-i-chuvstva-v-psihologii

COMMENTS